Освящены закладные камни кафедрального собора армянской церкви

Содержание:

Монастыри Армении — очаги культуры и науки

Действительно, благодаря христианству армяне стали одной из немногих древних наций, которым удалось сохранить свою цивилизацию, невзирая ни на какие жестокие исторические испытания. Армянская церковь объединяла армян и на порабощенной чужеземцами Родине, и в разбросанных по всему миру общинах. В лютые годы арабского, персидского и османского ига захватчики разоряли и сжигали храмы. Но молитва верующих не утихала, и они раз за разом отстраивали свои монастыри в наиболее труднодоступных горных районах. Среди ущелий и скал, куда не ступала до этого нога человека, процветали университеты и академии, изучали богословие, философию, музыку, литературу, естественные науки, иностранные языки и многое другое.

Повсюду на Армянском нагорье сохранились эти дивные памятники веры и неистребимого стремления к просвещению и созиданию, ставшему залогом сохранения армянской цивилизации. В монастырях работали богословы и философы, композиторы и миниатюристы, певцы и ораторы. Одним из величайших богословов Армении и всего мира стал Григор Нарекаци, живший в X веке в Нарекском монастыре, он написал «Книгу скорбных песнопений», ставшую достоянием мирового духовного наследия. Эта книга — покаянная молитва Богу, исповедь автора и гимн милосердию Господа. Григор Нарекаци горячо любим армянами, его книга есть во всех армянских домах и ее кладут под подушку больным, чтобы они скорее исцелились.

Церковь как крепость

Когда на монастыри нападали, священники и монахи сражались за свою паству. В моменты пробуждения национального самосознания и в самые черные годы религия всегда объединяла народ.

Во время геноцида 1915–1923 гг. большая часть священнослужителей в Западной Армении была уничтожена турками, а простые крестьяне берегли рукописные Евангелия и богословские труды, чтобы сохранить их для своих потомков как средство спасения, как самые дорогие сокровища.

Волею судьбы заброшенные в города Европы, России, Китая и других дальних стран, армяне первым делом строили церкви и школы. Проходят поколения, но армяне по всему миру трепетно берегут свои духовные ценности, религию, язык и традиции.

В советские годы удалось отстоять святой Эчмиадзин, и в республике не было таких масштабных гонений на церковь, как в других районах страны. Более того, начиная с 1960-х при католикосе Вазгене I больше 40 храмов были восстановлены.

На многих официальных приемах католикос приветствовал гостей республики вместе с ее руководством. Церковь собирала по всему миру средства для восстановления территорий, пострадавших от землетрясения 1988 г., благословляла защитников земли Арцаха (Нагорного Карабаха) и помогает строить возродившееся государство.

Армянская церковь в Москве и её история

  1. Строительство комплекса было начато еще в конце прошлого века, а его окончание намечено на 2001 год. Но в самый разгар подготовительных работ разразился скандал, связанный с обвинением высших должностных лиц Армянской Апостольской Церкви в Москве в финансовых нарушениях. Были проведены кадровые перестановки, а к строительству вернулись только в 2006 году. Кроме того, был изменен изначальный проект комплекса, и работы велись под руководством нового архитектора.
  2. Кафедральный собор возводился с соблюдением всех канонов армянской церкви. Пропорции выдержаны согласно армянской архитектурной традиции. В качестве отделочного материала для стен использовался туф, легкий, но прочный и стойкий камень. Его месторождения находятся в Армении, откуда он специально доставлялся.
  3. Для отделки полов использовали гранит и мрамор. Интересным фактом является то, что московский собор имеет пять глав, в то время как классические постройки такого типа на родине возводятся с одним куполом. Сделано это для того, чтобы он был схож с православными храмами Москвы.
  4. Стены собора украшены многочисленными барельефами с изображением святых, библейских сцен и узоров. Внутри храм украшен многочисленными росписями, а купол венчает изображение Иисуса. Расположен весь комплекс на каменном основании, как бы возвышаясь над окружающей местностью.

Армянская апостольская церковь

Место армянской церкви в христианском мире

Война за сохранение религии помешала армянам принять участие в четвертом Вселенском соборе, проходившем в городе Халкидоне в 451 г. Армянская церковь сейчас входит в число древневосточных православных церквей, не признавших постановления Халкидонского собора. Вероучение армянской церкви основано на решениях первых трех Вселенских соборов, прошедших в 325 г. в Никее, в 381 г. в Константинополе и в 431 г. в Эфесе.

К древневосточным православным церквям относят также Коптскую, Эфиопскую, Сирийскую, Маланкарскую и Эритрейскую. Несмотря на некоторые различия в вероучении, армянская церковь поддерживает крепкие связи с православными церквями византийской традиции и римско-католической церковью.

Теплые отношения связывают армянскую церковь с Русской православной церковью. В 1766 г. католикос Симеон I Ереванци в знак признательности за уважение к армянам передал в дар Екатерине II часть одной из главных армянских святынь — Древа Ноева Ковчега. Духовные лидеры Армении и России часто встречаются друг с другом. В 2010 г. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл во время своего визита в Армению освятил закладной камень в основании нового русского храма в Ереване, достроенного и открытого в октябре 2017 г.

Армянский обряд

В богослужении используется только армянский обряд, имеющий некоторые особенности. Только в армянской церкви при совершении Святой Литургии применяют чистое, не разбавленное водой вино, а просфора должна быть пресной. Верующих причащают телом и кровью Христа — частицами просфоры, обмоченной в вине.

В литургии армянского обряда к Трисвятой песне прибавляются слова, которые относятся к соответствующему тому или иному событию. Как правило, на воскресной литургии поется «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, что воскрес из мертвых, помилуй нас». Богослужение ведется на староармянском языке грабар с использованием духовных гимнов — шараканов, многие из которых написаны больше тысячи лет назад. Армянскую литургию сопровождает орган.

Особенности армянской церкви

Армяне осеняют себя крестным знамением тремя сложенными перстами слева направо. Сначала правую руку со сложенным троеперстьем подносят ко лбу, говоря «Во имя Отца», после к груди — «И Сына», затем к левой стороне груди: «И Духа», после чего — к правой стороне груди («Святого»), а в конце ладонь прикладывают к груди и говорят «Аминь!».

В большинстве храмов нет иконостасов и иконы немногочисленны, но армяне никогда не были иконоборцами. Во времена владычества над Арменией арабы уничтожали изображения Бога, Богородицы и святых: вот почему армяне долгое время просто не могли украшать храмы иконами, дабы не подвергать изображения осквернению. После освобождения от арабов традиции иконописи во многих регионах Армении были утеряны на многие столетия, однако сейчас они возрождаются.

В армянской церкви есть обряд жертвоприношения — матах. Этот обычай не является каким-либо заимствованием из практики других народов и наделен глубоким христианским смыслом. Посредством матаха выражается любовь и благодарность Богу за его помощь в различных делах и избавление от несчастья, проявляют милосердие к бедным. Животное (бычка, барана или петуха) мужского пола тушат с освященной солью, а потом разносят приготовленное мясо соответственно в 40, 7 или 3 дома. Если же для матаха выбирают голубя, его просто отпускают в небо.

Структура армянской церкви

Глава армянской церкви — Католикос всех армян, избираемый пожизненно. Есть также католикос Великого Дома Киликийского, но это не свидетельство некоего раскола в религии. Так получилось, что из-за долгих столетий жизни в условиях разделенной Армении управление из Эчмиадзина духовными делами армян, локализованных на территориях различных государств, было затруднено, и поэтому были учреждены несколько структур регионального значения, многие из которых с течением времени были упразднены. Сейчас определенной автономией пользуются католикосат Великого Дома Киликийского, Иерусалимский патриархат и Константинопольский патриархат.

Армянская церковь в Москве и её история

  1. Строительство комплекса было начато еще в конце прошлого века, а его окончание намечено на 2001 год. Но в самый разгар подготовительных работ разразился скандал, связанный с обвинением высших должностных лиц Армянской Апостольской Церкви в Москве в финансовых нарушениях. Были проведены кадровые перестановки, а к строительству вернулись только в 2006 году. Кроме того, был изменен изначальный проект комплекса, и работы велись под руководством нового архитектора.
  2. Кафедральный собор возводился с соблюдением всех канонов армянской церкви. Пропорции выдержаны согласно армянской архитектурной традиции. В качестве отделочного материала для стен использовался туф, легкий, но прочный и стойкий камень. Его месторождения находятся в Армении, откуда он специально доставлялся.
  3. Для отделки полов использовали гранит и мрамор. Интересным фактом является то, что московский собор имеет пять глав, в то время как классические постройки такого типа на родине возводятся с одним куполом. Сделано это для того, чтобы он был схож с православными храмами Москвы.
  4. Стены собора украшены многочисленными барельефами с изображением святых, библейских сцен и узоров. Внутри храм украшен многочисленными росписями, а купол венчает изображение Иисуса. Расположен весь комплекс на каменном основании, как бы возвышаясь над окружающей местностью.

Особенности устройства армянской церкви

Здания армянских святилищ имеют традиционно прямоугольную форму, в Армении принято строить однокупольные храмы. Лишь собор в Армянском храмовом комплексе в Москве имеет 5 куполов. Это позволило ему отлично вписаться в архитектурный ансамбль нашей столицы.

По большей части внутреннее убранство армянского храма или церкви довольно аскетично. Обычно это минимальное количество икон, кстати, иконы дома хранить у армян тоже не принято.

Алтарь, согласно древним традициям, всегда обращен на восток. Обычно он сделан из мрамора и расположен на некоторой возвышенности, а к нему ведут ступени.

История церкви в Армении

До принятия христианства в древнем государстве на берегах Севана царствовало язычество, оставившее скудные памятники в виде каменных скульптур и отзвуков в народных обычаях. По преданию, апостолы Фаддей и Варфоломей положили начало разрушению языческих капищ и водворению на их местах христианских храмов. В истории Армянской церкви можно выделить следующие вехи:

  • I век: проповедь апостолов Фаддея и Варфоломея, определившая название будущей Церкви — Апостольская.
  • Середина II века: упоминание Тертуллиана о «большом количестве христиан» в Армении.
  • 314 г. (по некоторым данным — 301 г.) — мученичество святых дев Рипсиме, Гаиании и других, пострадавших на армянской земле. Принятие христианства царём Армении Трдатом III под влиянием своего слуги Григория, будущего святого Просветителя Армении. Постройка первого храма Эчмиадзин и утверждение в нём патриаршего престола.
  • 405 г.: создание армянского алфавита в целях перевода Священного Писания и богослужебных книг.
  • 451 г.: Аварайрская битва (война с Персией против насаждения зороастризма); Халкидонский Собор в Византии против ереси монофизитов.
  • 484 г. — удаление патриаршего престола из Эчмиадзина.
  • 518 г. — разделение с Византией в вопросах вероисповедания.
  • XII век: попытки воссоединения с Византийским православием.
  • XII — XIV века — попытки принять унию — соединиться с Католической церковью.
  • 1361 г. — удаление всех латинских нововведений.
  • 1441 г. — возвращение патриаршего престола в Эчмиадзин.
  • 1740 г. — отсоединение сирийской общины армян, религией которых стало католичество. Армянская Католическая церковь распространилась в Западной Европе, имеются приходы в России.
  • 1828 — вхождение Восточной Армении в состав Российской империи, новое наименование «Армяно-Григорианская церковь», отделение Константинопольского патриархата, оставшегося на территории Османской империи.
  • 1915 г. — уничтожение армян в Турции.
  • 1922 г. — начало репрессий и антирелигиозного движения в Советской Армении.
  • 1945 г. — избрание нового католикоса и постепенное возрождение церковной жизни.

Татевский монастырь

Монастырский комплекс Тат расположен на юге одноименного села, на правом берегу ущелья притока реки Воротан. В раннем средневековье он назывался «Завет апостола Евстатия». Основанный в IV веке монастырь, был развитым центром школьной письменности VIII века. Строили его постепенно, в основном в IX веке.

 Яндекс картинки

Огороженный монастырский комплекс Тат состоит из:

  • трех церквей;
  • книжного магазина;
  • трапезной;
  • колокольни;
  • мавзолея и подсобных построек.

Также к монастырю относятся маслобойка, родник и школа, которые находятся за пределами основной территории.

В 2010 году здесь была построена канатная дорога «Тати Тьер», которая соединила монастырь Тати с деревней Алидзор на противоположной скале. Интересный факт: «Канатная дорога протяжённостью в 5,7 километров занесена в Книгу Рекордов Гиннеса, как самая длинная реверсивная канатная дорога в мире»

Сегодня Татский монастырь своим великолепным видом привлекает внимание туристов и паломников со всего света. Он является одним из обязательных мест для туристического посещения

Иерархическое устройство

Главой Армянской церкви является Католикос. Название этого титула происходит от греческого слова καθολικός — «всеобщий». Католикос возглавляет все поместные церкви, стоя выше их патриархов. Главный престол находится в Эчмиадзине (Армения). В настоящее время католикосом является Гарегин II, 132-й глава церкви после Св. Григория Просветителя. Ниже Католикоса находятся следующие священные степени:

  • Епископы, власть которых ограничена географическими регионами — епархиями. Сколько епархий, столько и епископов в церкви.

  • Священники, служащие на приходах. Если высшие степени занимают исключительно монахи, то священник может быть женатым, но рукополагается он только после рождения сына.
  • Иеромонахи — неженатые священники, давшие обет монашества. Они могут получать учёные степени архимандрита и протоархимандрита, дающие право учительствовать и проповедовать.
  • Дьяконы и чтецы, помогающие священникам в совершении богослужения и хозяйственных делах прихода.

Армянский кафедральный собор в Москве — монумент русско-армянскому братству

Новый храм был назван священниками рукотворным монументом союзничеству и русско-армянскому братству. Вспоминается общее героическое прошлое, духовное единство двух наших народов, отмечается динамичность настоящих отношений и многообещающее будущее. Настоящий собор, построенный в Москве, – песнь взаимному проникновению наших надежд и чаяний, душ и сердец, помыслов. Армянская диаспора считает, что новый храм – страница плодотворного присутствия Армении и ее церкви на благодатной дружественной земле России. Это память всем нашим предшествующим поколениям, предкам, которые велели беречь как зеницу ока отношения, дружбу между двумя народами. Это обелиск всем тем, кто сложил свои головы за наше бесконфликтное сосуществование в этом мире. Это дань памяти тем церковным служителям, кто в тяжелые годы гонений и репрессий не предал свою веру, а нес правду Христову и выполнял миссию проповедника и пастыря.

Стиль

Армянский кафедральный собор, скульптурный храмовый объем которого полностью основывается на традиции армянской архитектуры, выполнен в классическом стиле. Внутреннее пространство собора максимально приближено к круговой форме, обрамляется семью аспидами. На отметке +11 находится ярус-балкон, специально возведенный для хора. Раиса Гаджянова при строительстве оценивала акустические данные помещения. Стилобат храма выполнен в двух уровнях, вымощен он из гранитных плит и гранитной брусчатки. Барабан опирается на восемь пилонов. Отдельные треугольные грани в виде складок формируют шатер. Подпорные стенки, парапеты – все это облицовано различного оттенка туфом, пол покрыт гранитом и мрамором. В качестве декора как изнутри, так и снаружи применялась искусная резьба по камню, выполняли которую лучшие мастера Армении. Армянский кафедральный собор, архитектура которого восхищает всех прихожан, в высоту достигает пятидесяти метров, если не учитывать высоту креста. Ширина собора — 35, а длина — 40 метров. Вместить он может до тысячи прихожан одновременно.

Какая религия в Армении

Большинство армян принадлежат к христианам. Однако, их вера несколько отличается от православной, католической и протестантской религии. На сегодняшний день порядка 95% населения страны, которое по численности составляет около трёх миллионов человек, относят себя к членам христианской общины с официальным названием «Единая Святая Вселенская Апостольская Православная Армянская Церковь». Остальные 5% населения проповедуют восточное православие, протестантизм, ислам, иудаизм, езидизм, либо являются атеистами.

Кто по вере армяне? Что они думают о Христе?

Современные армяне апостольского толка причисляют себя к христианам, которые признают в Иисусе Христе одно лицо, одну ипостась и одну природу. Армянская григорианская апостольская церковь (АГАЦ) настаивает, что божество Христа поглотило его человеческую природу. Для неё не имеет значения утверждения отдельных отцов о наличии плоти Христа. В АГАЦ признают тело христово не единосущным плоти человека, а нетленным и бесстрастным, и эфирным, и несотворённым, и небесным, и совершавшим всё, что свойственно телу не на самом деле, а в воображении.

Официальная религия жителей Армении

Армяне стали первым народом на земле, официально принявшим христианство в качестве государственной религии. Сегодня более 95% жителей этой страны являются членами ААЦ и исповедуют христианскую религию. В Конституции государства Армения указано, что население страны вправе выбирать религию, а также практиковать и менять свои религиозные убеждения, так что официальной религии принятой на государственном уровне в стране нет. Армения — светской государство.

Республика Армения

Страна занимает около 30 000 км² площади, граничит с Грузией, Азербайджаном, Ираном и Турцией. Национальная денежная единица — драм. Численность постоянного населения на конец 2020 года составляет около 3 миллионов человек.

Статистика о религиях в Армении

Согласно данным переписи населения, проведённом в 2011 году, религиозный состав населения в процентах следующий:

  • 95% населения принадлежит к ААЦ;
  • 1% — к протестантам;
  • 0,5% — к католикам;
  • 0,5% — православные;
  • 0,3% — езиды;
  • 0,25% — мусульмане;
  • 0,23% — иудаисты;
  • 0,2% — бахаисты;
  • 1,22% — атеисты;

Как видно из статистических данных, в Армении преобладает христианская религия, в основном в Армении проживают представители Армянской Апостольской Церкви.

Другие религии страны: религиозные меньшинства Армении

Среди ряда национальных меньшинств в стране наблюдается высокая степень религиозной ассимиляции. Также имеется тенденция к сокращению доли и численности религиозных общин, не распространённых среди этнических армян.

Буддизм

В стране живёт несколько десятков буддистов, а в Ереване имеется небольшая буддистская община, состоящая из армянской интиллигенции. Армянские буддисты избегают публичности, предпочитая собрания на дому.

Езидизм

Езиды проживают к северо-западу Еревана, в селениях Арагацотна. В армянской провинции Армавир действует езидский храм «Зиарат».

Ислам

Эту религию исповедуют курды, персы, азербайджанцы, живущие на территории Армении. Исламская община насчитывает несколько тысяч человек. В Ереване имеется действующая мечеть.

Язычество

Среди армян имеется и неоязыческое религиозное движение, воссоздающее традиционную дохристианскую религию. Свои обряды они регулярно проводят в храме Гарни.

Атеизм

Нерелигиозность, в том числе атеизм, не представлена в Армении в какой-либо институциональной форме. Однако, атеисты в стране есть, их около 1% населения.

Православные христиане в Армении

На территории страны сегодня действует пять приходов Майкопской и Армавирской епархии РПЦ в которых служат два священника и один диакон. Православная община насчитывает около 15 тысяч человек, туда входят русские, украинцы, греки, большая часть ассирийцев.

Свобода вероисповедания в Армении

Конституцией государства закреплено право его жителей на свободу вероисповедания. Также армяне имеют право практиковать или менять свои религиозные убеждения. Большинство же жителей армении считают национальной религией — христианство.

Армения и Азербайджан религия

Азербайджанцы представляли в Армении национальное меньшинство, которое было значительным последние два века, вплоть до этнополитического конфликта в Нагорном Карабахе. В ходе конфликта большинство азербайджанцев покинуло Армению. Религия большинства азербайджанцев — ислам, большинство армян — христиане, принадлежащие Армянской Апостольской Церкви.

Армяне и грузины — два главных христианских народа Кавказа, но отношения между ними неоднозначны. В Армении проживает несколько сотен грузин. Религия грузин — христианство, но они не прнадлежат ААЦ.

Армянская католическая церковь

Католическая церковь этого государства была основана в период 1439 года, когда собралась Веницианская уния.

Обусловлено это было гибелью Византии, когда католические миссионеры стали выдвигаться на сопредельные территории для продвижения веры.

Яндекс картинки

Венецианская Армения

Этот период не дает однозначного ответа, какая церковь у армян превалировала на разных территориях страны. Так, учитывая достаточно тесные контакты в периодXVII века, между Грецией, Венецией и некоторыми частями Италии и Армении, на одном из островков Венецианской бухты сформировался центр армянской культуры. этому процессу способствовал монах Манук ди Пьетро. Именно ему принадлежит идея и ряд действия, направленных на организацию здесь армянской общины. Именно выходцами из Кавказской страны здесь были построены церкви, монастыри и библиотека, которые сегодня приобрели статус музея.

Яндекс картинки

Комплекс Эчмиадзин

Материнский собор Святого Эчмиадзина является административным центром Апостольской церкви. Монастырский комплекс расположен в Армавирской области, а именно в городе Вагаршапат.

Этот храм Армении — одна из самых старейших построек в мире. Собор был возведён и освящен Григорием Просветителем в 303 году, после принятия христианства в качестве государственной религии. Он был построен на базе древнего языческого собора и стал символом обращения народа в христианскую веру.

 Яндекс картинки

Согласно легенде, святому Григорию Просветителю было дано пророческое видение, в котором Иисус Христос сошел с небес и показал своим золотым скипетром место, где должна была быть построена церковь. Святой Григорий рассказал царю своё видение и с поддержкой короля основал первый армянский христианский храм.

Помимо самого собора Эчмиадзин, в монастырском комплексе расположены не менее красивые постройки, а именно:

Церковь Святой Рипсиме. Это одна из старейших сохранившихся церквей в Армении. Достопримечательность была построена в 7 веке под руководством католика Комитаса. Под церковью находятся мощи мученической святой Рипсиме, в честь которой была названа молельня.

 Яндекс картинки

Церковь Святой Гаяне. Эта купольная базилика была построенная в VII веке католиком Эзром I. Храм имеет великолепный вестибюль с тремя арками, который также служил усыпальницей для важных господ. Церковь посвящена мученице — Матери Гаяне.

 Яндекс картинки

Храм Шогакат. Собор был построен в Армении князем Агамалом Шоротеци в 1694 году во время правления Нахапета I. Название церкви означает — «капает свет». Согласно легенде, луч света упал с неба на том месте, где были замучены и убиты христианские монахини до принятия христианства в качестве основной религии Армении.

 Яндекс картинки

Комплекс Севанаванк

Монастырь Севанаванк расположен в Гегаркуникской области, на полуострове Сан. Здесь всегда многолюдно, особенно в летние месяцы. Жители Армении и приезжие туристы отдыхают на берегу озера Сан и заодно посещают живописный монастырский комплекс. Со смотровой площадки небольшого монастыря открывается завораживающий вид на озеро и природу региона.

У Севанаванка богатая история. Комплекс был основан Григором Лусаворичем в 305 году, когда нынешний полуостров представлял собой полноценный остров, с четырех сторон окруженный поистине голубыми водами. Две самые большие церкви комплекса были основаны в 874 году.

В бронзовом веке остров был укреплен крепостью, также здесь была языческая святыня. В IX веке Сюникские князья сделали монастырь своей военной базой.

 Яндекс картинки

В 874 году дочь царя Ашота Багратуни Мариам, построила здесь два храма:

  • церковь Святых Апостолов;
  • церковь Святого Иоанна Гарабеда.

Раньше Севанаванк представлял собой большой историко-архитектурный комплекс, в который помимо церквей входили сооружения различного назначения: книжный магазин, гостевые дома, склады, трапезные. Монастырь пострадал от землетрясения 1936 года, но начиная с 1990 года он возрождается и живет полноценной духовной жизнью.

Слава создателям храма

Кафедральный собор Армянской апостольской церкви был возведен благодаря усилиям армянской диаспоры. Слова благодарности и славу воспевали благотворителям. Животворный храм назвали стройкой века. Хвала мудрости и учтивости главы ААЦ святейшего католикоса Гарегина Второго, талант всех своих предшественников несет он в себе. Именно его усилиями, последовательными действами смогла зародиться Армянская церковь в столице России. Животворящая радуга соединила Русскую православную и Армянскую апостольскую церкви, братьев во Христе святейшего патриарха Кирилла и католикоса Гарегина Второго. Их святейшества денно и нощно учат нас созидать, творить во имя скрепления нашего христианского братства.

Немалую роль в воздвижении храма сыграл предстоятель церкви Ерзас Нерсисян. Храм можно назвать его детищем, венцом его деятельности на российской земле. Как рядовой труженик, засучив рукава, прошел он всю стройку, начиная от первого кирпичика. Являлся он и прилежным строителем, и оформителем, и зодчим, и вдохновителем, руководителем строительных работ. Безусловно, комплекс этот станет средоточием всех российских армян

Хотелось бы, чтобы красивейший храм стал одним из мест паломничества не только армянских, но и российских прихожан, привлекал к себе внимание всех верующих

Армянская Церковь. Диалог

— Ведется ли сейчас богословский диалог с Дохалкидонскими церквами?

— Ведется с переменным успехом. Итогом такого диалога между Православными христианами и Древневосточными (Дохалкидонскими) церквами стали так называемые Шамбезийские соглашения. Одним из основных документов является Шамбезийское соглашение от 1993 года, которое содержит согласованный текст христологического учения, а также содержит механизм восстановления общения между «двумя семьями» Церквей через ратификацию соглашений синодами этих Церквей.

Христологическое учение этих соглашений имеет целью найти компромисс между Православными и Древневосточными церквами на основе богословской позиции, которую можно было бы охарактеризовать как «умеренное монофизитство». В них содержатся двусмысленные богословские формулы, которые допускают монофизитское толкование. Поэтому реакция в православном мире на них не однозначна: четыре Православные Церкви их приняли, некоторые приняли с оговорками, а некоторые принципиально против этих соглашений.

Русская Православная Церковь также признала, что эти соглашения недостаточны для восстановления евхаристического общения, поскольку в них содержатся неясности в христологическом учении. Требуется продолжение работы по устранению неясных толкований. Например, учение Соглашений о волях и действиях во Христе можно понять и дифизитски (православно) и монофизитски. Все зависит от того, как читающий понимает соотношение воли и ипостаси. Рассматривается ли воля, как принадлежность природы, как в православном богословии, или она усвояется ипостаси, что характерно монофизитству. Второе Согласованное заявление от 1990 года, которое лежит в основе Шамбезийских соглашений 1993 года, не дает ответа на этот вопрос.

С армянами же сегодня вряд ли вообще возможен догматический диалог, по причине отсутствия с их стороны интереса к проблемам догматического характера. После того, как в середине 90-х гг. стало понятно, что диалог с нехалкидонитами зашел в тупик, Русская Православная Церковь начала двухсторонние диалоги – не со всеми нехалкидонскими Церквями вместе, а с каждой в отдельности. В результате определилось три направления для двусторонних диалогов: 1) с сиро-яковитами, коптами и армянским Киликийским католикосатом, согласившимися вести диалог только в таком составе; 2) Эчмиадзинским католикосатом и 3) с Эфиопской церковью (это направление не получило развития). Диалог с Эчмиадзинским католикосатом не затрагивал вопросов догматических. Армянская сторона готова обсуждать вопросы социального служения, пастырской практики, различные проблемы общественной и церковной жизни, но к обсуждению догматических вопросов интереса не обнаруживает.

— Как монофизиты сегодня принимаются в Православную Церковь?

— Через покаяние. Священнослужители принимаются в сущем сане. Это древняя практика, так принимали нехалкидонитов и в эпоху Вселенских Соборов.

С протоиереем Олегом Давыденковым беседовал Александр Филиппов.

Агарцин

Монастырский комплекс Агарцин расположен в Тавушской области, примерно в 18 километрах от города Дилижан. С генеалогией названия плетеного монастыря связана красивая легенда, согласно которой во время церемоний открытия и освящения монастыря над куполом главного храма парил орел, что послужило поводом для особенного названия святилища.

Монастырский комплекс Агарцин был построен в 10-13 веках. Он процветал в конце 12 и начале 13 веков под руководством Хачатура Таронаци. В истории здание часто упоминается как ведущий образовательный центр 13 века. Это сооружение — настоящая жемчужина каньона, одно из самых таинственных мест в Армении, утопающее в зелени горных дилижанских лесов.

 Яндекс картинки

Комплекс Агарцин состоит из:

  • трех церквей;
  • двух притворов, один из которых был разрушен;
  • трапезной;
  • часовен;
  • хачкар.

На территории монастыря к востоку от основной группы памятников расположены часовни на скалистом склоне — скульптурные хачкары. В древние века здесь обучались металлургическим азам. Найденный в Агарцине бронзовый чугунный котел — один из высокохудожественных образцов художественной металлургии. Сейчас культурный фонд страны восстанавливает армянский монастырь Агарцин при поддержке шейха бин Мохаммада аль-Касима. Работа Агарцина контролируется Дилижанским национальным парком.

История

Алтарь часовни Святого Креста, 2010

Часовня Святого Креста, 2012

Украшение часовни, 2012 год Участок для строительства будущего храма на углу Трифоновской улицы и Олимпийского проспекта был выделен правительством Москвы в 1996 году. Работы планировали завершить к 2001 году. Однако сбор денег и строительство были заморожены годом ранее, когда глава Ново-Нахичеванской и Российской епархии ААЦ епископ Тиран (Кюрегян) был лишён сана после обвинения о присвоении средств, пожертвованных на храм.

16 октября 2004 года фундамент будущего храма был освящён в присутствии патриарха Алексия II, католикоса всех армян Гарегина II, мэра Москвы Юрия Лужкова и экзарха ААЦ в Москве епископа Езраса (Нерсисяна)

В 2005 году после судебного процесса приговор Тирану Кюрегяну был обжалован и признан недействительным. Епископ Езрас объявил о новом сборе средств на строительство, которое началось в 2006 году. Автором макета стал архитектор Артак Гулян, барельефы на стенах исполнил скульптор Ашот Адамян. Из-за близости грунтовых вод проект приходилось пересматривать и для большей устойчивости зданий отказаться от нескольких пристроек со стороны Олимпийского проспекта. Строительство длилось семь лет — до 2013 года.

17 сентября 2013 года состоялась торжественная церемония открытия Армянского храмового комплекса в Москве. На ней присутствовали президент Армении Серж Саргсян, католикос Гарегин II и патриарх Кирилл.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector