Преподобный амвросий оптинский: веселый больной

Первый год в монастыре

В воскресенье, 8 октября 1839 года, Александр Михайлович Гренков подъезжал к Оптиной пустыни. Вот уже среди густой зелени показались белые стены, синие со звездами главы и золотые кресты обители. Шла поздняя литургия, когда он прибыл на место.

Александр Михайлович сразу поспешил в церковь, а после литургии — к старцу Леониду, чтобы получить разрешение остаться в монастыре. Старец благословил его жить первое время в гостинице. Затем он отправился к игумену отцу Моисею, получил его благословение и стал устраиваться на новом месте. Ему отвели небольшую комнату во флигеле во дворе монастыря, у ворот.

Так началась совершенно новая жизнь. Молодой насельник исправно посещал богослужения, ежедневно бывал у отца Леонида, присматривался к обращению старца с народом, слушал его наставления. В январе 1840 года он перешел жить в монастырь, хотя еще не был официально зачислен в братию.

Между тем его местопребывание стало известно смотрителю Липецкого духовного училища. Тогда Александр Михайлович, по совету старцев Леонида и Макария, написал смотрителю извинительное письмо за самовольный уход из училища и в то же время подал Тамбовскому епископу Арсению прошение о разрешении ему принять монашество в Оптиной Пустыни. Вспоминая об этом времени, старец рассказывал впоследствии: «Приехал я в Оптину и думал пожить еще так, не поступая в монастырь, а сам послал просьбу Тамбовскому преосвященному Арсению об увольнении. Он сделал запрос архимандриту Моисею: примут ли меня? Архимандрит приходит ко мне и спрашивает: «Желаете ли приуказиться?» Я говорю: «Нет, мне бы хотелось еще так пожить». — «А так, — говорит, — нельзя». Преосвященный Арсений не хотел давать мне увольнения, не узнав прежде наверно, остаюсь ли я в монастыре. Так и приуказили меня еще в мирском платье». И вновь нерешительность Александра была промыслительно преодолена силой внешних обстоятельств.

В апреле 1840 года Александр Михайлович Гренков был зачислен в братию монастыря. Работал в монастырской пекарне, варил дрожжи, пек просфоры, хлеб. Он был некоторое время келейником старца Льва и его чтецом. В ноябре 1840 года послушника Александра перевели в Предтеченский скит, где он прожил около пятидесяти лет.

Под руководством старца Макария

Старец Макарий воспитывал строгого подвижника, украшенного смирением, терпением и другими иноческими добродетелями. Он, как в свое время и отец Леонид, нередко подвергал отца Амвросия унижениям и оскорблениям. Когда за отца Амвросия пытались заступиться свидетели этих «воспитательных мер»: «Батюшка, он человек больной!» — старец отвечал: «А я разве хуже тебя знаю. Но ведь выговоры и замечания монаху — это щеточки, которыми стирается греховная пыль с его души; без сего монах ржавеет». За всем этим была огромная любовь старца к своему подопечному. Проявлялась она и в «вещественных утешениях», иногда — маленьких, но согревающих и поддерживающих в нелегком иноческом житии. «Иду однажды по скиту, — рассказывал сам отец Амвросий, — вдруг мне навстречу батюшка, где-то он взял крошечную баночку варенья, вышиною не больше вершка, и, подавая мне ее, говорит: «На-ко, на-ко тебе для услаждения гортани от горести, ею же сопротивник напои»». Под руководством старца Макария отец Амвросий смог без особых преткновений обучиться искусству из искусств — умной молитве.

Рядом со старцем монах Амвросий не только возрастал и совершенствовался сам, но и проходил бесценную школу старческого окормления — и на собственном опыте, и на примере того, как старец общался с народом — давал советы, утешал, молился, увещевал.

Круг обязанностей отца Амвросия постоянно расширялся, он нес два важных послушания: помогал старцу в издании святоотеческих трудов и другой душеполезной литературы, а также по его поручению отвечал на некоторые письма. Так старец Макарий постепенно готовил себе преемника.

Старец Макарий привлек своего ученика к работе над подготовкой к изданию переводов святоотеческих творений. Отец Амвросий был ревностным сотрудником старца, он подготовил издание одного из самых главных аскетических творений — «Лествицы» преподобного Иоанна Лествичника. В основание его был положен перевод старца Паисия Величковского, кроме того, изучались и сравнивались другие печатные издания и переводы «Лествицы», а также подлинный греческий текст книги. Целью этой большой работы было предложить читателям понятный, доступный текст, сохранив при этом точность изложенных в нем высоких духовных истин.

Отец Амвросий не оставил дело книгоиздательства и после кончины старца Макария. Со временем стали выходить и жизнеописания оптинских подвижников. Отец Амвросий сам составил жизнеописание старца Макария, под его руководством были собраны и изданы письма старца.

Кропотливая работа над текстами святоотеческих творений под руководством мудрого старца стала также этапом в духовной подготовке отца Амвросия к подвигу старчества, который ему пришлось взять на себя после кончины отца Макария, последовавшей в 1860 году.

Чудеса преподобного Амвросия Оптинского

Чудотворная сила, которой обладал старец, находит свое подтверждение во многих свидетельствах очевидцев. Так, однажды жительница Воронежа, гуляя по лесу неподалеку от Оптинской обители, заблудилась между деревьями. Внезапно перед ней явился путник с посохом, которым указал путь. Обрадованная женщина пошла по названной дороге и вышла к домику Амвросия. Поговорив с преподобным, воронежанка расплакалась, признавшись, что это именно он вывел ее из глухой чащи.

Еще один случай произошел с ремесленником по иконостасам, который приехал в Оптинский монастырь получить заказ. Прежде чем вернуться домой, он решил испросить благословения, однако старец наказал ждать несколько дней. Мастер остался, а позже узнал, что его помощники готовили против него заговор. Все это время они поджидали своего начальника под мостом, чтобы убить и ограбить, но Амвросий спас мужчину от смерти.

Оптинский старец способен был даже воскрешать из мертвых. Так, однажды у одного крестьянина умерла единственная лошадь, кормившая всю его семью. Бедный мужчина долго убивался над телом, когда вдруг ему явился Амвросий, ожививший мертвое животное.

Старческое руководство

С 1874 года по 1894 год, то есть, в течение двадцати лет, до самой кончины старца Анатолия (Зерцалова), Николай был его духовным сыном. Позднее он говорил о своём духовном отце так: « Я к нему двадцать лет относился и был самым последним сыном и учеником, о чём и сейчас плачу. К старцу же Амвросию я обращался в редких и исключительных случаях. При всём этом я питал к нему великую любовь и веру. Бывало, придёшь к нему, и он после нескольких слов моих обнаружит всю мою сердечную глубину, разрешит все недоумения, умиротворит и утешит. Попечительность и любовь ко мне, недостойному, со стороны старцев нередко изумляли меня, ибо я сознавал, что их недостоин. На мой вопрос об этом духовный отец мой, иеромонах Анатолий, отвечал, что причина сему – моя вера и любовь к старцу, и что если он относится к другим не с такой любовью, как ко мне, то это происходит от недостатка в них веры и любви, как человек относится к старцу, так точно и старец относится к нему».

В годы первых послушаний юноша не раз ощущал проявление любви старца и его благодатной помощи. Так, года через два по поступлении Николая в Скит, вышло распоряжение властей о высылке из обители всех послушников, подлежащих воинскому призыву. «И мне, — рассказывал отец Нектарий, — вместе с другими объявили о высылке из Скита. Но, к счастью моему, по святым молитвам старца Амвросия, эта опасность миновала» Пришёл Николай к Батюшке благодарить за молитвенную помощь, а тот отвечает: «Если будешь жить по-монашески, то и на будущее время никто тебя не потревожит». Так и случилось.

Отец Нектарий всегда очень высоко ставил старческое руководство. Когда его как-то раз спросили, не возмущался ли он против своих учителей, он отвечал: «Нет! Мне это и в голову не приходило. Только раз провинился я в чём-то, и послали меня к старцу Амвросию на вразумление. А у того палочка была. Как провинишься, он и побьёт (не так, как я вас!). А я, конечно, не хочу, чтобы меня били. Как увидел, что Старец за палочку берётся, я бежать, а потом прощения просил».

Молодого послушника старцы вели истинно монашеским путём. Отец Амвросий и отец Анатолий, провидя в юноше своего достойного преемника, прикрывая свою святую любовь к нему полуюродством и шутками, обучали юного послушника высшей и спасительной добродетели – смирению.

По воспоминаниям тех, кто знал отца Нектария в годы его юности, он был очень красив. И старец Амвросий для смирения называл его «губошлеп». Юный послушник всегда с любовью и смирением принимал укоризны своего Старца. Так, братия Скита часто получала посылки от родственников с «утешениями» — печеньем, вареньем, чаем. Николаю некому было присылать эти «утешения», и сами великие старцы потчевали его, но при этом смиряли. Придёт он к старцу Амвросию, просит сладостей к чаю, а тот ему строго: «Как, ты уже всё съел? Ах ты, губошлеп!»

Или, случалось, придёт юный послушник к батюшке Амвросию, а тот скажет: «Ты чего без дела ходишь? Сидел бы в своей келье да молился!» Больно станет Николаю, идёт к духовному отцу своему батюшке Анатолию. А он: «Ты чего без дела шатаешься? Празднословить пришёл?» Уйдёт Николай в свою келью, упадёт перед образом Спасителя и всю ночь плачет: «Господи! Какой же я великий грешник, если и старцы меня не принимают!»

Уроки старцев не прошли даром. И в начале своего пребывания в Скиту, и будучи уже опытным духовным наставником, преподобный Нектарий со смирением говорил о себе: «Я в новоначалии, я учусь… Я наистарейший в обители летами, а наименьший по добродетели». И еще: «Я мравий, ползаю по земле и вижу все выбоины и ямы, а братия очень высоко, до облаков подымается». Любимая поговорка его была: «Всюду нужно терпение и смирение».Впоследствии отец Нектарий и своих духовных детей особенно приучал к терпению и смирению. Воспитывая терпение у духовных чад своих, заставлял ждать приёма часами, а порой и днями.

Путь к старчеству

Будущий угодник родился в 1812 году в Тамбовской губернии. Отцом его был сельский пономарь Михаил Гренков. Родители дали своему шестому ребенку имя Александр. Мальчик рос смышленым, быстро постигал грамоту и вместе с отцом пел в церковном хоре. В 12 лет он стал учеником Духовного училища, а в 18 лет поступил в Тамбовскую Духовную семинарию, где был одним из лучших учеников.

В последний год обучения семинарист тяжело заболел: это обстоятельство подвигло юношу дать обет принять монашество, если Господь помилует его и исцелит. Однако после чудесного выздоровления он несколько лет откладывал исполнение данного обещания и работал преподавателем в Липецком Духовном училище.

Уединяясь после работы, Александр горячо молился Господу и Его Пречистой Матери, прося просветить ум и направить жизненный путь в богоугодное русло.

В то время в селе Троекурово той же губернии жил известный старец Илларион. К нему и направился будущий подвижник за наставлением. Илларион благословил:

В 1839 году Александр Михайлович твердо решил оставить мир и втайне от всех удалился в Оптинскую обитель, которая была цветом духовного старчества. Сначала он жил в гостинице при монастыре, а через полгода старец Лев благословил его одеть монашеское платье.

Молодой человек был келейником старцев Льва и Макария, одновременно исполнял послушание в пекарне. В 1842 году подвижник принял постриг с именем Амвросия, а еще через два года был рукоположен в иеромонахи.

Как-то во время поездки в Калугу, Амвросий сильно простудился, вследствие чего пошатнулось здоровье, а к 1848 году состояние настолько ухудшилось, что он решил принять схиму, сохранив прежнее имя. Однако вскоре больной стал выздоравливать и вновь, с прежним рвением, принялся за труды.

После благочестивой кончины старца Макария преподобный занял его место, став духовным окормителем насельников монастыря. Он вставал на молитву в 4 часа утра, и весь день усердно трудился. Во время непродолжительного дневного отдыха братия не переставала передавать ему просьбы посетителей, которых было так много, что иногда после их ухода, старец лежал почти без чувств. Однако он никогда не показывал своей усталости, всегда оставался в хорошем расположении духа.

Преподобный старец Амвросий Оптинский

В 1869 году в монастырь привезли чудотворную икону Калужской Божией Матери. После молебна и соборования Амвросию стало лучше, но крайняя слабость осталась. Несмотря на нездоровье, старец продолжал принимать посетителей и отвечать на десятки писем.

Преподобный обладал прозорливостью: глубоко проникая духовным взором в души собеседников, он ясно видел сокровенные желания их сердец. Исцелениям, творимым по его молитвам, не было числа, хотя подвижник всячески скрывал это. Известен даже случай воскрешения им павшей крестьянской лошади.

Со всей России приезжали к дивному старцу паломники. У него бывали писатели Толстой и Достоевский, историк Соловьев, публицист Погодин.

В последние годы жизни старец благословил строительство в деревне Шамардино женской Казанской Пустыни, в которой и встретил свою кончину. В июне 1890 года преподобный по обыкновению выехал туда на лето. Вернуться назад он уже не смог: недуг усугубился.

23

Октября
1891 года

Святой  преподобный  Амвросий  Оптинский скончался в Шамординской обители.

Через четыре дня тело перенесли в Оптину Пустынь, где похоронили рядом со старцем Макарием. Во время церемонии под моросящим дождем шла многочисленная процессия священников и прихожан с зажженными свечами. Как вспоминали очевидцы, ни одна свеча не погасла.

Тексты

Тропарь был написан по проекту игумена Андроника, кондак по проекту архимандрита Иннокентия, акафист — игумен Никон.

Тропарь

Глас 5 (перевод): «Как к цꬲлебному սсточнսку прսходսм к тебе Амвросий, отчꬲ наш. Ибo ты на путь спасꬲнսя нас вꬲрой направляꬲшь, молսтвамս от бꬲд ս напастꬲй охраняꬲшь, в тꬲлꬲсных ս душꬲвных скoрбях утꬲшаꬲшь, бoлꬲ жꬲ всꬲго смսрꬲнսю, тꬲрпꬲнսю ս любвս обучаꬲшь. Молս Чꬲловꬲколюбца Хрսста и Защսтнսцу усꬲрдную о спасꬲнս душ нашսх».

Кондак

Глас 2 (перевод): «Завꬲт Пастырꬲначальнսка спoлнսв, ты наслꬲдовал благодать старчꬲства, бoлꬲя сердцꬲм обо всꬲх, с вꬲрой прսходящսх к тꬲбе пoтому ս мы, чада твоս, с любoвью взываем к тꬲбꬲ: Отчꬲ святой Амврoсий, молս Хрսста Бога о спасꬲнս душ нашսх».

Канон

Канон это церковный гимн, который можно читать в храме и дома. Его читают, когда на душе плохо, и в моменты тяжелых испытаний. Текст состоит из девяти песен, состоящих из ирмоса и тропаря. Первые поют, вторые читают.

Акафист

По традиции акафист составлен из 13 кондаков и 12 икосов. Первый икос (Ангельскому житию) и первый кондак (Избранный угодниче) читаются дважды. Их повторяют после 13 кондака, который зачитывают трижды.

Детство будущего святого

Мальчик Саша Гренков родился в 1812 году в одном из сел Тамбовской губернии. В младенчестве принял Святое Крещение с именем Александр, в честь благоверного князя Александра Невского (именно в день рождения младенца — 23 ноября — совершается его память).

Отец Саши служил дьяконом в местной церкви, а мать занималась воспитанием восьмерых детей.

Резвый и веселый Александр любил шумные игры, он постоянно выдумывал детские забавы для себя и друзей, ему никак не сиделось дома. Случалось, что получив работу или поручение, он, едва начавши, бросал дело и убегал гулять с многочисленными друзьями во двор.

Родители Александра, в том числе и дед с бабушкой, были глубоко верующими людьми, и их благочестие внесло особую атмосферу в уклад семейства.

К шалостям мальчика, даже незначительным, домочадцы относились как к значительным проступкам. В результате неуемной энергии парнишки, отношение семейства к нему было достаточно холодным — его братьев и сестер, имеющих спокойный нрав, любили больше и относились к ним с особой теплотой.

Преподобный Амвросий Оптинский

Однажды, раздосадовавшись, Саша решил отомстить своему брату и специально раздразнил его, чтобы тот попал под тяжелую руку отца и деда. Но в результате по макушке досталось им обоим.

Читайте о святом:

Это интересно: Житие Порфирия Кавсокаливита — рассмотрим тщательно

Исцеления болящих

Что касается исцелений по молитве старца, им не было числа. Эти исцеления старец всячески прикрывал: посылал больных к святым источникам, направлял их к святителю Митрофану Воронежскому, чтобы они думали, что исцелились по молитвам к святому. Иногда он, как бы в шутку, стукнет рукой по голове, и болезнь проходит. Однажды чтец, читавший молитвы, страдал сильной зубной болью. Вдруг старец ударил его. Присутствующие усмехнулись, думая, что чтец, верно, сделал ошибку в чтении. На деле же у него прекратилась зубная боль. Зная старца, некоторые женщины обращались к нему: «Батюшка Абросим! Побей меня, у меня голова болит».

«Не я исцеляю, а Царица Небесная»

Рассказ одной из духовных дочерей старца, которую привезла к нему на исцеление знакомая. Долгое время она страдала болезнью горла, с которой никто из врачей не мог справиться, и уже дошла до такого состояния, что не могла глотать пищу: «Когда я взошла к батюшке в комнату с госпожей Ключаревой, она, встав перед ним на колени, начала со слезами просить: «Батюшка! Исцелите ея, как вы умеете исцелять». Сильно Старец разгневался на эти слова и приказал госпоже Ключаревой немедленно удалиться. Мне же сказал: «Не я исцеляю, а Царица Небесная; обратись и помолись Ей». В углу комнаты висел образ Пресвятой Богородицы. Потом он спросил, где болит горло. Я показала правую сторону оного. Старец с молитвою три раза перекрестил больное место. Тут же как будто некую бодрость я получила. Приняв благословение у батюшки и поблагодарив его за милостивый прием, я удалилась. Прихожу в гостиницу, где меня ожидал муж и одна знакомая дама… При них-то я попробовала проглотить кусочек хлеба, чтобы удостовериться, лучше ли мне стало за молитвами старца. Прежде я не могла глотать ничего твердого. И вдруг — какова же была моя радость! — я без боли, очень легко, могла все есть, и до сих пор ни разу боль не возвращалась, вот уже прошло тому 15 лет».

Исцеление больного ребенка

«Однажды летом, — рассказывал оптинский монах Памва, — пришлось мне быть в Калуге. На обратном пути в Оптину пустынь догнал меня священник с женою и мальчик лет одиннадцати. Разговорившись про батюшку отца Амвросия, священник отец Иоанн сказал, что приход его не далеко от станции Подборок, в селе Алопове, и что мальчик этот, его сын, рожден по святым молитвам старца Амвросия. Жена священника подтвердила слова мужа. «Истинная правда, — сказала она мне.— У нас деток не было. Мы скучали и часто приезжали к Батюшке, который нас утешал, говоря, что он молится за нас Господу Богу. У нас и родился вот этот самый мальчик. Кроме него у нас детей нет». Священник рассказал при этом следующее: «В одно время заболел у нашего сына глаз. Поехали мы с женой и с ним в Козельск к доктору, но предварительно заехали в Оптину и пришли к отцу Амвросию. Старец, благословив мальчика, начал слегка ударять по больному глазу. У меня волосы дыбом встали из опасения, что старец повредит мальчику глаз. Мать заплакала. И что же оказалось? Приходим мы от старца в гостиницу, и мальчик заявляет нам, что глазу его лучше, и боль в нем утишилась, а затем и совсем прошла. Поблагодарив батюшку, мы возвратились домой, славя и благодаря Бога»».

«Вставай, лентяйка!»

Однажды старец Амвросий, согбенный, опираясь на палочку, откуда-то шел по дороге в скит. Вдруг ему представилась картина: стоит нагруженный воз, рядом лежит мертвая лошадь, а над ней плачет крестьянин. Потеря лошади-кормилицы в крестьянском быту ведь сущая беда! Приблизившись к павшей лошади, старец стал медленно ее обходить. Потом, взяв хворостину, он стегнул лошадь, прикрикнув на нее: «Вставай, лентяйка!» — и лошадь послушно поднялась на ноги.

<<предыдущая  оглавление  следующая>>

Словно в раю

В 1873 году пришел он в Оптину пустынь, неся в котомке за спиной одно лишь Евангелие. Дело было весной. Вокруг монастыря – красота несказанная. Луга – в первых цветах, и среди них течёт серебристая Жиздра. За рекой виднеются белые монастырские стены и башни. А вокруг – сады и огромный мачтовый сосновый бор. Много лет спустя старец Нектарий так вспоминал о своём первом впечатлении от Оптиной: «Какая красота здесь! Солнышко с самой зари, и какие цветы, словно в раю». Как пришёл в Оптину, сразу отправился в Скит. Дорога от монастыря шла среди вековых сосен. Со скитских врат на него строго смотрели лики древних подвижников благочестия. Скит представлял собой просторный сад с приютившимися возле ограды белыми домиками келий. В центре – Иоанно-Предтеченский храм, вокруг цветы. Обычай разводить цветы в скиту завёл ещё старец Макарий, утешая братию их красотой. Направо и налево от входа – два почти одинаковых домика, у каждого по два крыльца, с внутренней и внешней стороны Скита. В одном из них жил старец Амвросий.

Сияние святости

Еще при жизни отца Амвросия его почитали святым, великим угодником Божиим. Но лишь некоторым, совсем немногим, это было открыто явно. Свидетельства эти, по завету самого старца, стали известны только после его кончины.

Вот воспоминания одной монахини, духовной дочери отца Амвросия, как однажды она исповедовалась в келье старца: «В келье его горели лампадки и маленькая восковая свечка на столике. Читать мне по записке было темно и некогда. Я сказала, что припомнила, и то спеша, а затем прибавила: «Батюшка, что сказать вам еще? В чем каяться? — Забыла». Старец упрекнул меня в этом. Но вдруг он встал с постели, на которой лежал. Сделав два шага, он очутился на середине своей кельи. Я невольно на коленях повернулась за ним. Старец выпрямился во весь свой рост, поднял голову и воздел руки кверху, как бы в молитвенном положении. Мне представилось в это время, что стопы его отделились от пола. Я смотрела на освещенную его голову и лицо. Помню, что потолка в келье как будто не было, он разошелся, а голова старца как бы ушла вверх. Это мне ясно представилось. Через минуту батюшка наклонился надо мной, изумленной виденным, и, перекрестив меня, сказал следующие слова: «Помни, вот до чего может довести покаяние. Ступай». Я вышла от него, шатаясь, и всю ночь проплакала о своем неразумии и нерадении. Утром нам подали лошадей, и мы уехали. При жизни старца я никому не могла рассказать этого. Он мне раз и навсегда запретил говорить о подобных случаях, сказав с угрозой: «А то лишишься моей помощи и благодати»».

Отец Анатолий (Потапов, будущий старец) и отец Исаия читали однажды батюшке Амвросию молитвы. Когда читал отец Исаия, отец Анатолий видит, что старец стоит на коленях на воздухе, а не на кровати. Он удивился, быть может, испугался, и когда окончилось правило, он спросил отца Исаию: «Видел?» — «Видел!» — отвечал тот…

Сохранилось и такое свидетельство. Пришел, по обычаю, к отцу Амвросию в конце утреннего правила иеромонах, его письмоводитель. Старец, выслушав правило, сел на кровать. Письмоводитель подходит под благословение и, к великому своему удивлению, видит лицо старца светящимся. Но лишь только получил он благословение, как этот дивный свет скрылся. Спустя немного времени он снова подошел к старцу, когда тот уже перешел в другую келью и занимался с народом, и по простоте своей спросил: «Или вы, батюшка, видели какое видение?!» Старец, не сказав ему ни слова, только слегка стукнул его по голове рукой — знак особенного благоволения.

Чудеса преподобного Амвросия Оптинского

Паломники к преподобному Амвросию стекались со всей страны. Одним нужно было наставление, другим утешение, иные жаловались на болезнь. И старец Амвросий — одним давал совет, других утешал, а иных — мог исцелить.

Молва об Амвросии Оптинском распространилась очень быстро. И простые крестьяне, и люди из интеллигенции говорили о старце, как об удивительно простом и светлом монахе, который излучает Любовь и мир.

У его была своя «особенность» — манера изъясняться. Его слова по форме были просты, если не сказать простонародны. А от того — легко понятны любому: и горожанину, и писателю, и сапожнику, и портному.

Он говорил: «Грехи как грецкие орехи: скорлупу расколешь, а зерно выковырять трудно».

или: «Мы должны жить так, как колесо вертится: чуть одной точкой касаться земли, а остальным стремиться вверх».

или: «Жить — не тужить. Никого не осуждать, никому не досаждать, и всем — мое почтение».

Людей поражало, как он умел так просто говорить о сложных, казалось бы, вещах из духовной жизни.

«Я эту простототу у Бога всю жизнь вымаливал», отвечал преподобный Амвросий.

Или: «Где просто, там ангелов по сто, а где мудрено, там ни одного».

Или: «Где нет простоты, там одна пустота».

Биография преподобного Амвросия Оптинского

Знаменитый старец прожил долгую, но трудную жизнь. Читая его биографию, кажется, что все житие Оптинского состоит из испытаний. Однако именно благодаря своей самоотверженности преподобный стал Божьим проводником и до сих пор помогает всем, кто к нему обращается.

Детство и юношество

Александр Михайлович Гренков появился на свет 23 ноября 1812 г., в маленьком селении Тамбовской губернии Большая Липовица. Отец его был дьяком, а мать – домохозяйкой, воспитывала восьмерых детей. Мальчик рос умным, любил читать, особенно Священное Писание, а по праздникам с удовольствием посещал церковь.

Родина преподобного – село Большая Липовица Тамбовской губернии

В 12 лет маленький Саша стал учеником местного духовного училища, а после его окончания – студентом семинарии. Благодаря острому уму и тяге к знаниям учился хорошо. Будучи очень веселым, душой компании, юноша всегда оставался нравственно чистым. В эту же пору он увлекся поэзией, однако стихи у него получались плохо. Зато до конца жизни старец любил перемежать свои наставлениями рифмами.

Начало монастырской жизни

Учась в духовной семинарии, Александр не задумывался о монашеской судьбе. Все решил случай – на последнем курсе юноша сильно заболел. Уже собравшись умирать, он воззвал к Богу, пообещав уйти в монастырь, если Всевышний дарует ему исцеление. Так и случилось, однако после выздоровления Саша не спешил выполнять данное обещание.

Когда в 1836 г. молодой человек вышел из духовной семинарии, у него не было четкого понимания, чему посвятить свою жизнь. И тут опять помог случай – ему предложили быть учителем для детей одного богатого помещика.

Через два года Гренков отправился преподавать в Липецк. Все это время юношу мучили укоры совести по поводу невыполненного обета. Молитвы не помогали, и тогда молодой учитель отправился к Троекуровскому затворнику Илариону, который посоветовал ему идти в Оптину. Так, 8 октября 1839 г. он прибыл к монастырским стенам.

Прохождение послушаний

В обители Гренкова принял схиарсхимандрит Лев. Каждый день молодой человек посещал келью старца, слушая его проповеди и выполняя указания. Там он переводил рукописи, знакомился с основами духовной жизни, правилами монашеской братии, уставом монастыря.

2 апреля 1840 г. Александр официально был принят в Оптинское братство. Первое время он помогал пекарям делать хлеб, а через год стал келейником отца Льва. Имея возможность быть рядом со старцем, молодой человек жадно впитывал знания.

Благодаря своей самоотверженности преподобный стал Божьим проводником

Жизнь в скиту

Спустя полгода Александр ушел жить в скит. Там он сначала стал помощником повара, а вскоре и сам занялся приготовлением пищи. Несмотря на чрезвычайную занятость, молодой послушник регулярно наведывался к отцу Льву, учась у него мудрости.

11 октября 1841 г. преподобный Лев умер, а Гренков был назначен келейником отца Макария. Это было время, когда молодой Александр постигал основы монашеской жизни. Он жил в спартанских условиях, много молился, читал Священное Писание и учился кротости.

Пострижение и служение в священном сане

На третий год, когда Александру исполнилось 30 лет, он был пострижен в монахи и принял имя Амвросий. Спустя два месяца ему присвоили сан иеродиакона, а еще через пару лет – иеромонаха.

Как-то раз во время посещения Калуги Амвросий простудился. Вылечить болезнь полностью не получилось, и она стала давать осложнения. Тяжелый недуг преследовал иеромонаха два года. Из-за него он был освобожден от келейничества, перестал вести службы, но зато был пострижен в схиму.

Будучи помощником отца Макария, Амвросий занимался писательской деятельностью. Позже ему было разрешено давать духовные советы. Постепенно к нему начало приходить все больше людей, тем самым готовя преп. Амвросия к старчествованию.

Преподобный Амвросий Оптинский в келии (Шамордино)

Особенности старческого служения

Когда в 1860 г. умер отец Макарий, его место занял Амвросий, которому на тот момент исполнилось 48 лет. Несмотря на довольно молодой возраст, он пользовался большим авторитетом среди посетителей Оптинской обители. К нему круглосуточно приходили за помощью или советом, и преподобный никогда не отказывал нуждающимся.

Наконец Александр Гренков сумел выполнить данное когда-то Богу обещание – он полностью посвятил себя спасению человеческих душ. Мучимый тяжелыми болезнями, до конца своих дней преподобный отец выполнял пастырский долг, пока 10 октября 1891 г. не скончался в своей келье. Преподобного похоронили за стенами монастыря, где тот служил, а в 1988 г. он был канонизирован решением Собора РПЦ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector