Старец амвросий оптинский: никогда не спорь о вере
Содержание:
Плоды послушания
…Помысл… который внушает тебе, якобы чрез менее суетное послушание ты бы скорее приблизился к молитве, есть не что иное, как сеть вражия, закликающая нас в высокоумие и погибель. Безропотным исполнением твоего настоящего послушания ты отсекаешь свою волю, а встречающиеся при оном скорби доставляют тебе случаи к познанию себя, и если будешь от случающихся падений научаться смирению и самоукорению, то получишь несомненную пользу, а если послушаешь помысла, научающего тебя просить о перемене послушания, то сим самым и отпадешь от послушания, исполнив свою волю (преп. Макарий).
Кто, проходя истинный путь послушания, стяжавает помалу от всего смирение, видя недостаток свой, тот не может и помыслить, что чрез борение будет искусен, а другим будет полезен <для наставления>, а только видя себя скверна и последнейша всех. В таком разуме искушения и падения уцеломудряют, смиряют и приводят к покаянию и в истинный разум. А в противном случае надымают <возносят> и отворяют путь к вящим падениям… (преп. Макарий).
Кому бы не хотелось почить от дел? Я вот уже 20 лет ношу тяготу своего служения на пользу ближнего, а в настоящее время и слаб здоровьем, страдаю одышкою и бессонницею, но кто может самолично снять с себя то послушание, которое Всеблагий Господь возложил на пользу души нашей и других? Хотя мы не должны видеть и, может быть, мало пользы доставляем себе и другим, но Господь Един ведает все, не лишит мзды Своей и доброго произволения и расположения сердца (преп. Анатолий).
Общее послушание есть великое ограждение от многих искушений иноку (преп. Анатолий).
Послушания нельзя не нести. Да оно тебе особенно полезно, потому что трудами и заботами охраняет от блудных помыслов (преп. Анатолий).
Давно еще, когда я был в скиту, мне пришла мысль — вот, у меня ничего нет, ни внутреннего монашества нет, ни наружного, ибо никаких телесных подвигов я не несу. И душевными очами не вижу я в себе монаха. Тогда, чтобы не погибнуть, я решил идти путем послушания. После такого решения я делал только то, что мне скажут, и обрел спокойствие. Мне сказали: из скита переходи в монастырь. Я перешел, хотя мне и не хотелось. И вообще, во всем и всегда я старался исполнять не свою волю, а волю начальства своего монастырского и своего духовного отца. Старец Нектарий однажды сказал мне по этому поводу замечательные слова: «Нет ничего пагубнее для монаха, как устраивать свою жизнь по своему смышлению». А старец Нектарий отличался особой наблюдательностью и обладал даром прозорливости
Послушание — это самое важное для монаха. У послушливого монаха всегда хорошее настроение, всегда легкость, радость и беспечалие на душе
Хотел бы я всегда иметь такое настроение (преп. Никон).
Я прежде писал тебе и теперь повторяю то же, что все спасение твое состоит в твоем послушании, когда будешь проходить его по совести и благодушно. И это также писал, что послушание есть паче жертвоприношения и паче поста и молитвы, потому оно и спасительно, что с трудом и скорбью сопрягается, а ропот твой прогневляет Бога, за что и попускается тебе испытывать твои немощи, это самое и есть наказание Божие. А если бы проходила послушание твое с радостным предложением, то оно не было бы для тебя отяготительно, и сестры были бы к тебе лучше, и все дела шли успешнее, помощь Божия посылалась бы тебе за твое тщание. Итак, призови в помощь Бога и положи начало не тяготиться послушанием, а с любовью и ревностью по Бозе проходить его, чего сердечно тебе желаю (преп. Иларион).
Почитывай у Аввы Дорофея главки, которые я тебе советовал, да у Иоанна Лествичника Степень 4-ю о послушании, в конце оной один страдалец и подвижник под именем Антиоха видел во сне истязаема себя во ста литрах долгу, после чего, проведя некоторое время во общежитии в терпении, и оскорблении, и укорении, увидел во сне, что заплачено только десять литер, почему и более себя отдал на терпение и увидел совершенное оставление… (преп. Лев).
Пишешь, что столкновение и сообращение с людьми при твоем послушании обтесывают твое устроение, благодари Бога, что Он так печется о твоем спасении, а при сравнении ты можешь видеть, насколько настоящее послушание полезнее твоей келейной прежней жизни; ты там была, как святая, не знала всех своих немощей, а теперь они у тебя пред глазами и на каждом шагу представляются. Познавая их и смиряя свое мудрование, при помощи Божией полагай исправление (преп. Иларион).
Помощь больным
Ты пишешь, что ходишь к одной близкой к тебе монахине. Да ведь ходишь по благословению матушки Игуменьи, значит — за послушание, чтобы не ходила по кельям без нужды. А больных старушек необходимо навещать и, чем можно, послужить им. Как можно больных бросать? Посещения больных Господь вменяет Себе: «Был болен, — говорит Он во Святом Евангелии, — и вы посетили Меня» (Мф.25, 36). — А если ходить по кельям без всякого дела, а только ради праздности — чаи распивать, да празднословить, да людей осуждать, то это — грешно, и таких посещений должно избегать (преп. Иосиф).
Записала ты, что запретил я тебе ходить по кельям, а ты все ходишь навещать больных старушек. — Но я говорил тебе, это ничего. Только старайся без нужды и без особенной причины к ней не ходить. Когда позовет, иди, или если увидишь, что она расстроена, также сходи, а без дела не ходи (преп. Иосиф).
Отношения с братией
В сообращении с братиями имей осторожность, а паче с противомудрствующими; капля дождя камень пробивает, кольми паче противные слова могут сердце увлечь в другую сторону. Остерегайся их судить, но не следуй их разуму (преп
Макарий).
…Всем вам желаю мирного жития: понеже взаимный мир повсюду оскудевает, а бестолковое немирствие возрастает: все виним друг друга и истязуем заповеди от ближнего, по видимому за благословные и благовидные причины, забывая, что кийждо от своих дел или прославится, или постыдится. Воистину трудно и сообразить настоящие обстоятельства и дела наши, и поступки, и стремления, и требования друг от друга. Забываем евангельское указание, а действуем по одному почти самолюбию, упорно отстаивая свои действия, не заботясь о их законности и незаконности. Тесно от обоюду, молчать трудно, и говорить неудобно, и что слышим, всему верить невозможно. Всюду примесь своей воли, или самооправдания, или чего другого, или просто бестолковщины. Молиться потребно в самоукорении, да не заблудим от пути истинного (преп. Амвросий).
…Следует и должно позаботиться всячески, чтобы из самоугодия не мешать спасению ближнего, и миру его душевному и успеху духовному. — За это отдадим великий ответ Богу, если не будем осторожны. — Долг христианский содействовать спасению ближнего, а не препятствовать (преп. Амвросий).
Негодование старших должно терпеть, считая это попущением Божиим, в наказание за наше возношение и самомнение, и особенно за сближение и толки с такими людьми, с которыми никак не следовало сближаться и толковать о чем-либо. — Путающиеся бо обыкновенно путают и приближающихся к ним. Вперед наука (преп. Амвросий).
Спрашиваешь, как тебе обходиться с людьми неискренними и у которых при разговоре нередко бывает задняя мысль. — Зная это, отвечай, соображаясь с настроением того, кто с тобою говорит. Преподобный Исаак Сирин пишет: «с недугующим завистию глаголи со охранением», чтобы завистливый, по своему устроению, не перетолковал и благие слова в худую сторону. Наперед придумай несколько общих выражений и ими отделывайся от неискренних толкунов. Большею частью говори — не знаю, а во избежание лжи говори — не знаю, как вам сказать, я не вслушалась, хорошо не поняла. А иногда: это не по моей части, это выше меня, я в подобные дела не вхожу. — А если издали увидишь, что тебе приходится встретиться с таким человеком, удвой шаги и отвечай: мне недосужно. Если будешь осторожна, то Бог научит и вразумит, как обращаться с такими людьми. Старших и равных предваряй приличным поклоном, а младшим отвечай приличным поклоном. Страх Божий и хождение в присутствии Господнем вразумит и научит нас достодолжному обращению с другими (преп. Амвросий).
Любовь к врагам
Тебя не любят — ты люби их, то, что тебя не любят, не от тебя зависит, а их любить состоит в твоей воле и есть твоя обязанность, ибо Господь заповедал: любить не любящих нас, но врагов (Мф. 5, 44), а когда в нас этого нет, то и кольми паче должны мы смиряться и прогонять гордость и молиться о сем Господу (преп. Макарий).
Одна особа спросила: «Мне непонятно, батюшка, как это вы не только не гневаетесь на тех, кто об вас нехорошо говорит, но и продолжаете любить их». — Старец много этому смеялся и сказал: «У тебя был маленький сын, сердилась ли ты на него, если он что и не так делал и говорил? Не старалась ли, напротив, как-нибудь покрывать его недостатки?» (преп. Амвросий).
…Пишешь, что не имеешь мира с N.; кажется, можно научиться этой азбуке, что это устроение твое не от нее, а от твоего залога сердечного неправого. Мы ученицы Христовы, а Он повелевает любить врагов. Где же эта любовь? Как же мы познаем, имеем ли ее? Конечно, тогда, когда нас обижают и поносят, и им позволяет это делать Бог к испытанию нашему. Когда же не только не терпим, но и не имеем любви, то должны о сем каяться и себя укорять, что посланные случаи к нашему обучению не только не обращаем себе в пользу, но еще и вредимся ими; получаем оружие на поражение врага, а вместо того себя оным уязвляем (преп. Макарий).
Не ищи любви в других к себе, а ищи ее в себе, не только к ближним, но и к врагам (преп. Макарий).
Помощь родным
К сему, вас еще опечаливает и то, что родным своим не можете вы ныне помогать деньгами? Но и эту печаль возложите вы на Бога, Который лучше вашего видит их нужды и может более вашего утешить их в нужде, а наше пособие им должно состоять в усердной молитве об них (преп. Антоний).
Когда я сказала батюшке о моих бедных родных, которым помогаю и которые привыкли уже от меня ждать и получать, он сказал: «а если у тебя нечего дать, то так и скажи, — нет у меня». На мое же замечание, что хотелось бы иметь побольше, чтоб могла раздавать, он воскликнул: «А гордость-то! — она тут и была. Знаешь, как богатому трудно войти в Царство Небесное» (преп. Амвросий).
Жаль очень, что у них <родных> нет религии, а без оной доброта фальшивая. Ты никакой не в силах сделать в сем деле помощи, предоставь это Промыслу Божию, могущему обратить их на истинный путь. Пекись о своем спасении и молись о них Господу просто: «помилуй их, Господи» (преп. Макарий).
Отношение к обижающим
А что Матушка и казначея тебя пробирают, за это я им очень и очень благодарен. И не напрасно. А потому что в свете ничто так не помогает молитве, как терпение скорбей и любовь к ближним. Так что если б у тебя не было скорбей, то нужно бы молить Милосердого Господа, чтобы Он их послал тебе (преп. Анатолий).
А гневаться на других до памятозлобия не следует. По заповеди Господней, понуждайся молиться о всех ненавидящих и обидящих тебя! (преп. Анатолий).
Да чем же ты лучше-то их? Этак ругаться и они умеют и сердиться. За что ж тебе почет-то? За то, что ты постарше? Да это еще хуже для тебя! Господь сказал; аще кто хощет быти старей, да будет всем раб и всем слуга. А ты — как барыня сердитая: противные, смотреть не хочу. Смиритесь! (преп. Анатолий).
А что касается жалкого положения твоего в кругу сестер, то ты только тогда и докажешь, что ты им сестра, а не приживалка какая-нибудь, когда окажешь им сестринскую любовь и потерпишь их. Мне даже больно видеть или слышать, как все давят тебя: ну, а если в этом давлении-то и кроется вся будущая вечная слава твоя? И лишать тебя скорбей — лишать жизни? Значит, злодействовать тебе? Потерпи же, потерпи Господа, мужайся (преп. Анатолий).
Ты спрашиваешь, чем можно избавиться от злых людей? Простым образом мыслей и чувств, что ты пришла работать не демону, но Богу. И что Владыка неба и земли и всей вселенной не демон, а Бог, повелевающий и Ангелам, и демонам, а душам нашим мир дающий. На приписку твою ответствую припискою: «Если скорби твои смиряют, дают духу спокойствие и влекут к молитве, знай: чувство твое не обманчиво. Потому святой Марк Подвижник говорит: «В скорбях сокровенна есть милость Божия» (преп. Анатолий).
Сестер милуй, если они тебе досаждают. А что они тебя считают за твое молчание сердящеюся — это ничего, ровно ничего (преп. Анатолий).
Ты скорбишь, что тебя пробирают, а я за тебя радуюсь. Если б ты знала, как это полезно ко спасению, особенно страстным… (преп. Анатолий).
О ненавидящей тебя молись, и силен Господь умиротворить ее к тебе. Своею ненавистью она себе вредит душевно, будучи подвизаема от врага, а тебе благодетельствует, потому что — блажени есте, егда поносят вас… (преп. Анатолий).
…Первейшее и самонужнейшее, не токмо сей, но и всем, средство к примирению с обидящими и гонящими нас есть молить о них по заповеди Христовой… (преп. Лев).
Испытания
…Какие бы ни были огорчения, они подобны малейшей искре, т. е. если плюнешь — потушишь. Если же эту малейшую искру будешь раздувать, то произойдет пламень и все доброе устроение в человеке истребит, а раздуванье это составляется от многомыслия, например: «сердце мое под тяжелым крестом; истинно горькая жизнь монашеская: все сердце изорвалось»… (преп. Антоний).
Погода суровая, дождь, ветер и холод, так что и к шубе, и к топливу надо прибегнуть. Но ведь не всегда благотворность воздуха и ясная погода полезны, заводятся в растениях черви и другие насекомые, вредящие благим плодам. Так бывает и в нашем духовном устроении: посещение благодати, мир, тишина и спокойствие от стужения (беспокойства) страстей, если продолжительно и постоянно с нами пребывают, — то опасно, что можем прийти в высокоумие и лишиться заступления, и не будем искусны в борении страстей, и удалимся от скорбного пути. А потому Бог искушает нас противными, к познанию нашей немощи, к терпению и смирению (преп. Макарий).
…Желающие спастись всегда должны содержать в памяти слова преп. Петра Дамаскина, что спасение совершается между страхом и надеждою. А желать видеть свое спасение ясно как на ладони, — желание и мнение ошибочное. Ежели в видимой природе постоянная бывает перемена: то тихо, то ветрено и бурно, то ясная погода, то дождливое время, а иногда неожиданный мороз или град и подобное тому, — то кольми паче в духовной жизни бывают прилоги и неожиданные изменения. Преподобный Исаак Сирин пишет, что любовь христианина к Богу на всякий час испытывается разными переменами, приятными и неприятными, отрадными и скорбными. А желать всегда пребывать в неизменном состоянии есть путь волков, т. е. мысленных, которые таковых благовидными предлогами и доводят до погибели, от чего да избавит нас Всеблагий Господь (преп. Амвросий).
Назидания со всех сторон на нас так и сыплются, только остается не отвергать, а принимать великодушно, или хоть терпеливо переносить. — Нездоровится нам телесно, ободряет нас святой апостол Павел, глаголя: «елика внешний наш человек тлеет, толико внутренний обновляется по вся дни» (2 Кор. 4, 16). Поносят нас и обвиняют на стороне, в это время да вспоминаем Евангельские слова Самого Господа: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах», и мзда вечная (Ср.: Мф. 5, 11—12). На земле же все временно и кратковременно и скоропреходяще. Скоро все проходит, как приятное и отрадное, так и прискорбное и болезненное. Ежели мы избрали для себя путь благочестия, то должны помнить и не забывать Апостольское слово: «все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2 Тим. 3, 12) (преп. Амвросий).
Старайся настоящие твои обстоятельства не очень принимать к сердцу, а жить, подражая, — как по нужде или по своей воле по лесу ходят некоторые: попадается корявое дерево — подогнутся или обойдут, а какая-нибудь назойливая ветвь хлестнет в затылок, — не очень на это смотрят (преп. Амвросий).
Пишешь, что доселе у тебя в руках нет еще ничего верного. Но не беспокойся о сем и не сомневайся, а возлагай надежду на всеблагий Промысл Божий, веруя, что силен Господь привести все к благому и полезному концу, только понуждайся во время настоящей зимы переносить благодушно имеющие быть неудобства и неприятности, в подкрепление свое всегда вспоминая Евангельское слово: «тесен и прискорбен путь, вводящий в жизнь вечную» (Ср.: Мф. 7, 14). Если будешь разумно рассуждать и терпеть, то настоящая зима мало-помалу, как бы незаметно, и пройдет. Когда пройдут неприятное время и неприятные неудобства, человек не помнит этих неприятностей. Впрочем, вся жизнь человека, где бы он ни жил, есть не что иное, как искушение. Посмотри на свои обстоятельства и на обстоятельства окружающих тебя, и тогда это тебе ясно откроется. Всем желающим спастись коротко сказано: «в терпении вашем стяжите души ваша» (Лк. 21, 19). А мало ли скорбей переносят и те, которые не ищут спасения, и едва ли не более первых? Умудряйся во спасение! (преп. Амвросий).
Душевнобольной
Пишешь о своем брате, который страдает душевною болезнью подозрения, будто бы тайная полиция всюду и чрез всех его преследует, так что он подозревает самых близких к нему людей в злоумышлении и сообщении с тайною полициею. Душевная эта болезнь произошла у него вследствие того, что он стыдился или просто не захотел вовремя покаяться в детских своих грешках, считая их маловажными. Но совесть — неподкупный судья — упреками своими напоминала ему о необходимости покаяться, внушая, что он не прав, а виноват, а он, вместо покаяния, внушение совести обратил на преследование полиции. А присоединившееся к сему неверие и долгое отлучение себя приобщения Святых Тайн еще более усилили душевную болезнь неосновательной подозрительности. Ты боишься, что он помешается в уме. Но это из зол и бедствий легчайшее. В этом положении, по крайней мере, сохранена будет его жизнь, если он будет находиться в заведении для умалишенных, и что человек в помешательстве не отвечает уже за то, что в таком положении делает. Разумеется, за прежнее не может быть безответен. Если бы ты могла умудриться свозить брата своего к преподобному Сергию и в пещерах отслужить с ним молебен пред чудотворною иконою Божией Матери, называемою Черниговскою, предварительно приготовивши хорошего духовника для брата, то это было бы хорошо, потому что после молебна пред сею иконою поврежденные в уме приходили в здравый смысл и хорошо исповедовались, и чрез это исцелялись (преп. Амвросий).
Любовь Божия
Что ты слаба и неопытна, не унывай, сам твердейший камня Павел учит: «сила бо Моя в немощи совершается» (2 Кор. 12, 9). Ты ли, девочка, посмеешь мыслить, что сама собою что можешь сделать? Бог Помощник нам! Если живущую в миру Он не оставил тебя, а научил искать вечных истин (чего мудрецы мира сего и понять не могут), теперь ли Он оставит тебя, посвящающую Ему всю свою жизнь? Не усомнись. Бог любит тебя гораздо больше, чем ты думаешь. И лучший тому знак: ты грустишь, когда идет дело о мирском, и радуешься, когда говорят о духовном. Откуда ты этому научилась? Бог вложил искру в сердце твое. Смотри же, не угашай ее! (преп. Анатолий).
Он, святых всех Святейший, не возгнушался нами, но обручил деву чисту, непорочну — в невесту Себе. А Он — Сын Божий… Тот Самый Сын Божий, Который — Творец неба и земли, не возгнушался принять на Себя зрак раба, т. е. образ человека, послушлив был даже до смерти, смерти же крестной, т. е. самой позорной смерти (преп. Анатолий).
Только ты не покинь Его, а Он тебя не покинет. Он Сам сказал: «Я с вами (а, следовательно, и с тобой) во все дни до скончания века» (Мф. 28, 20.) «Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя» (Ср.: Ис.49, 15) (преп. Анатолий).
Малодушие
…Всякий благоразумный загодя не плачет, а ждет, что пошлет ему Господь. А что Господь пошлет — хорошее ли, худое ли, с радостью принимает и старается по силе терпеть. А не стерпит — кается в малодушии. А мы с тобою замалодушествуем, еще не видя беды или скорби, и скорбим прежде, чем придет скорбь. Христианка, живи по-христиански (преп. Анатолий).
Писание ваше получили, которое вы с отцом Строителем препроводили, и прочитали, из коего ясно видим, что малодушие ваше и нетерпение и поднесь обладает вами, от коего вы сами сокрушаетесь и прислужниц ваших во ожесточение приводите, и мы, непотребнии, видя вашу таковую бедность душевную и телесную, непомалу соболезнуем сердцами своими о вашем положении. И хотя по всему непотребнии, но дерзаем просить и молить Всещедрого и Великодаровитого Господа, да ниспошлет на вас свыше Свое благодатное утверждение, терпение, самоукорение и смирение, дабы вам хотя отселе положить даровал а начало благое со упованием на Его всемогущую помощь по Его святой воле пожить и Его святые и животворящие заповеди по возможности сил ваших творить, и Премилостивый Господь мира и любви да сохранит вас и да утвердит, и да укрепит, и да покроет от всех сетей и наветов вражиих, и да простит вам вся согрешения вольные и невольные. И за молитвы достопамятных отец наших мир Божий да почиет на вас… (преп. Лев).
…А что вас малодушие непоредку объемлет, то сие попускается и действует не только за премногие грехи, то и наиболее за высокоумие… (преп. Лев).
Опять упадаешь духом от всякого дуновения неизбежных в мире скорбей. Да куда ж ты от них уйдешь? В Киев иль за Киев? Их везде обилие. А честь и слава вечная не тому, кто от них быстро убегает, а кто встречает бестрепетно (преп. Анатолий).
А что касается помысла твоего о нетвердом стоянии на духовном поприще — это означает только твою младенческую духовную немощь! Ну куда ты уйдешь от самой себя? Ведь это диавольская гордыня трясет тебя. А она удовлетворится тогда только, когда низведет узника своего до бездн ада. А ты старайся, по силе, подражать Тому, Кто сказал: «Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой…» (Мф. 11, 29) (преп. Анатолий).
Насчет же вашего малодушия, которое видится непоредку, отягощает и обременяет вашу душу. Но мы, хотя многогрешные и по всем частям непотребные, но просим и молим вашу любовь совершенно не вдавать себя печали и унынию, но всевозможно стараться иногда и ободрять свою душу единою верою и упованием на заслуги Создателя нашего и Искупителя Господа нашего Иисуса Христа, Который нас не только что создал и из небытия в бытие произвел, но и дражайшею Своею Кровию искупил от клятвы… Итак, предостопочтеннейшая… да уповаем на Всемогущего, и Той всесильною Своею десницею подкрепит все наши немощи и утвердит наши стопы к творению Его святых и животворящих заповедей ко уврачеванию наших душ и ко вшествию вечного Своего блаженства наследию (преп. Лев).
…Оставь детское малодушие: дело идет серьезное — о душе твоей, о бесконечном Царстве, которое потерял враг твой диавол. Все Небесные Силы смотрят, как ты борешься с князем мира сего, и умоляют Вседержителя помочь тебе. Ей, поможет, только не унывай! Близ Господь! (преп. Анатолий).
Казначейство
О казначее не озабочивайся слишком. Это одна проформа, а существенной пользы я не заметил во все время моего управления. Казны от казначеев не только не прибавлялось, но излишние делались расходы и беспокойства. Пройди памятью о всех бывших казначеях при мне, получал ли я действительно помощь от них? По приказанию владыки я представлял человека, хотя не старого летами, но надежного поведением, с способностями и бескорыстием и в поручениях неупустительно исправного. Нужно, чтоб был добрый и простодушный человек, а не капризный и не коварный. Главное дело, самому быть действующим во всех частях с Божиею помощью, и поручить другим, кому что можно, по усмотрению. О. С. настоящий казначей и эконом, не именем, а делом, с ним рассуждай и действуй. У меня сначала был известный тебе мужичок Исакий, с которым все дела обрабатывались. Казенного долга не страшись. Хотя он и велик, но по расписанию на 10 лет, можно уплачивать, и должно это выполнять неупустительно, а прочие долги и построечки, по возможности (преп. Моисей).
Если матушке Игуменье угодно будет избрать вас на должность казначеи монастыря, советую не отказываться от сего послушания, ибо сердцем начальницы Бог владеет, а принять оное и проходить со страхом Божиим, с благою целью любви к ближним и спасения их, не боясь скорбей, ибо оные суть порождения собственных наших страстей и попущаются смотрением Божиим к нашей пользе, чтобы мы познали чрез это наше устроение и попеклись бы об исцелении оного заповедями Божиими, простирающимися даже до любления врагов (преп. Иларион).
Тяготишься казначейскою должностью, находя себя неспособною. Да ведь м. Игуменья с тебя не взыскивает. Стало быть, и смущаться не следует, и не должно задумываться о том, что ты неспособная (преп. Иосиф).
Радуюсь о мире с о. Казначеем, которому я немало делал внушений к тому. И в чем наиболее состоит его обязанность? Не в счете денег, но в духовном назидании братства примерным поведением, советом к мирствованию и исполнению воли настоятеля, согласно общебратственной пользе (преп. Моисей).
…Помысл смущает тебя, если примешь послушание казначейское без оговорок, то м. И. не подумала бы, что ты желаешь сей должности
Ты знаешь, как важно это послушание, потому тогда объясни ей свои немощи и недостоинство. Святые угодники Божий, когда избирались на высшие степени, — смирялись и считали себя того недостойными, так и ты поступи, если же все твои объяснения в резон не примутся, тогда уже должна принять: противиться не следует
— А как сохранить равномерность ко всему богоугодному? Понуждать надо себя всегда; Бог поможет, придешь в навык и утвердишься в добродетелях (преп. Иларион).
Помощь Божия
Все же наши дела ничто без помощи Божией, и то, что я к тебе пишу, не поможет без твоего произволения и без вышней помощи. Святой апостол Павел пишет: «Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог» (1Кор. 3, 6) (преп. Макарий).
Ты пишешь, что выше сил твоих скорбь твоя и ты не можешь понести оной, это правда. Но зачем же забываешь слова Спасителя нашего Иисуса Христа: «невозможная у человек, — говорит Он, — возможна суть у Бога» (Лк. 18, 27); «без Меня,- говорит Он паки, — не можете делать ничего» (Ин. 15, 5). Так, действительно, и бывает. Когда человек оставляется самому себе, то никакой скорби понести не может: все выше силы его, а когда получит помощь от Бога, то скорби делаются удобоносимыми и даже незаметными… (преп. Макарий).
…Не малодушествуй: верь, что Господь, пославый тебе крест сей, зрит твои страдания и укрепляет, а иначе не могла бы и понести; ежели бы не содействовали страдания твои твоему спасению, то не были бы и посланы. Бог Всепремудр, Промыслитель, Всеблаг, Всемилостив, и одним словом сказать: «Бог есть Любовь» (1Ин. 4, 8), и сия-то Любовь желает твоего спасения и содевает, обветшавая дебельство плоти и ветхого человека, обновляет духовного и нового человека (преп. Макарий).
…Господь Сам близ вас, Он вас укрепляет, помогает и даже утешает во время благопотребно. Как бы вы могли переносить скорби и головную боль свою, если бы не Господь помог и укрепил? Будете достойны и будет вам полезно, то и там Господь расположит к вам какую-либо мать или сестру, а <от> скорбей нигде не уйдешь, куда ни пойди, везде они усрящут, тако Господу устрояющу (преп. Макарий).
…Поползновения ваши, о коих вы пишете, обыкновенно случаются попущением Божиим для познания немощи нашей человеческой, мы никакого доброго дела не можем творить без помощи Божией, а когда думаем, что будто что-либо сделали угодное Богу, то от самого сего мнения уже дело наше Богу не угодно (преп. Лев).
Не унывай! Господь близ. Тому возвещай все печали и недоумения. Где недостает человеческого пособия ко вразумлению, там Божия помощь непосредственно подает мысль благу, когда обращаемся к Нему, как дети к Отцу (преп. Моисей).
Надобно не забывать псалма об избавлении от стрелы, летящия во дни, и проч. Господь Всеблагий да покроет нас от всех видимых и невидимых наветов вражиих милосердием Своим! (преп. Моисей).
Пользуйтесь вниманием, по святых отцев учению, храня ум от помыслов безместных. Легчайшая бо победа в начале прилога призывать имя Иисусово, чем и спасайте свои души от всех противных мечтаний
Впрочем, я уповаю, что вы сами увидите полезное, и уразумеете вредное, и призыванием в помощь свою Бога уклонитесь от зла и сотворите благо (преп. Моисей).
Во всех… делах требуется человеку помощь Божия. Старец говорил: «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его» (Пс.126, 1). Это значит: если Господь не благословит что, то напрасны будут труды, «напрасно бодрствует страж» (Пс.126, 1) и ничего не устережет, и напрасно человек тот будет рано вставать, — не пойдут дела его без благословения Божия (преп. Амвросий).
Тогда Господь начинает являть свою силу, когда увидит, что все человеческие средства к поданию помощи нуждающемуся в ней человеку истощены (преп. Амвросий).
Не беспокойся много о устройстве своей судьбы. Имей только неуклонное желание спасения и, предоставив Богу, жди Его помощи, пока не придет время (преп. Амвросий).
«Словесное молоко»
Непревзойденным мастером таких духовных поучений был Преподобный Амвросий. Ехали к нему отовсюду на подводах, шли за много верст пешком, стар и млад, лишь бы услышать его, испросить благословение, пока жив батюшка. Понимали – это подарок на всю жизнь.
В маленькой приемной ожидали своей очереди, сидя рядком, ни чинясь. Время от времени, келейник, отец Иосиф, тихим кивком приглашал следующего посетителя. В погожие дни о. Амвросий и сам выходил к паломникам на крылечко. Народу видимо-невидимо, а писем на столе у батюшки еще больше. Вот, и старался он в коротких ответах выразить суть, так, чтобы лучше запомнилось.
Преподобный Амвросий
Преподобный Амвросий
В миру, до ухода в монастырь, он обладал веселым и живым характером, а в монастыре эта живость превратилась с горами в радость духовную. Легким дыханием и шуткой отмечены его краткие наставления.
Вот, например, о главном – о причине нестроений и падений в жизни:
«От чего человек бывает плох? –
От того, что забывает, что над ним есть Бог»
А это – о гордости, предваряющей падения и о том, как важно избегать судить и других:
«Не хвались, горох, что ты лучше бобов:
Размокнешь, сам лопнешь».
О том, как легче преуспеть в духовной жизни:
«Кто больше уступает,
Тот больше приобретает»
«Три орешка»
Преподобный Лев
Для тех же, кто, отдавая себя руководству старцев, принимались за внутреннее делание, «уроки» были посложнее. Настоящими «профессорами», заложившими основы оптинской духовной школы, — были первые старцы: Преп. Паисий, а за ним – Преп. Лев и Макарий.
В наставлениях последнего из них были выражены основные принципы духовной работы. Это – «лекарство» не всегда приятное, с привкусом горечи, но оно доставляет радость от сознания того, что это – истина потому, что так труднее, и, хотя человеческое естество противится понуждению следовать «тесным путем», но в нем – дух Евангелия, дух Христов.
Три качества, три добродетели у Преп. Макария имеют особую цену: терпеливое несение скорбей, смирение и самоукорение. На них строится основание духовной жизни, от них пролагается дорога к более высоким добродетелям: милосердию, любви, самоотречению.