Обретение иконы казанской божьей матери в казани

Приметы связанные с иконой Казанской Божьей Матери

Старшее поколение с давних времен считала, что лик Богородицы стоит на защите женщин. Прекрасная половина планеты в день празднования делают защитные обряды. Чтобы быть красивой и избежать  старости рано утром в этот день  женщины шли в березовую рощу и находили там листочки, которые подняты инеем. Лист березы срывали и глядели в него как в отражение зеркала. Принято считать, что такой обряд дарует молодое и привлекательное лица на целый год.

Еще по одному обряду женщины со Спаса запасали немного меда свяченого и большое яблоко. При недостатках на лице девушка очищала яблоко от кожуры и тем самым убирала все проблемы со своей кожи. Мякоть яблока натирали на терке и перемешивали с медом. Такую маску необходимо нанести на лицо и произнести молитву, После такого средства все проблемы с лица сойдут, а оно станет светлым и гладким.

В чем поможет Казанская икона Богоматери

Чудотворная икона помогает во многих жизненных ситуациях, когда, казалось бы, выхода нет и не предвидится. Обязательное условие – искренняя вера и благие намерения.

Иконе молятся о самом сокровенном и горячо желаемом:

  • Исцеление. Сразу после чудесного обретения Казанская Богоматерь начала творить чудеса исцеления. Зафиксированы случаи чудесного избавления от слепоты, бесплодия и других недугов.
  • Помощь воинам-защитникам. В этой публикации не раз упоминались случаи помощи русским воинам в сражениях. Чудотворный образ и сейчас помогает одерживать победы.
  • Благословение брака. Казанская Богородица выступает защитницей семьи и брака. Она помогает сохранить союз и супружескую любовь, не поддаться греху прелюбодеяния.
  • Выбор правильного пути. Если теряете уверенность в собственных силах и не знаете, как поступить в сложной жизненной ситуации, обратитесь за помощью к Божией Матери. Она утешит и направит истинно верующих.
  • Наставление детей. У иконы просят не только здоровья детей, но и их наставления на путь истинный. Пречистая помогает им избавиться от дурного влияния, излечиться от зависимостей и твердо встать на ноги.

Набор детский «Казанская Богородица»

Чудеса, связанные с образом

У явленной иконы и каждого из особо почитаемых списков (Московского, Петербургского, Ватиканского и некоторых других) имеется внушительный список задокументированных чудес.

Одна женщина несколько лет не могла забеременеть. Она долго лечилась и однажды случилось чудо – тест показал долгожданный результат. Однако уже на шестой неделе врачи зафиксировали, что эмбрион умер, и положили несчастную женщину на чистку. Печальное событие пришлось как раз на день памяти иконы, и муж нашей героини пошел в храм, чтобы попросить Казанскую Богородицу о защите жены и нерожденного ребенка.

Через некоторое время после этой страшной процедуры женщина пришла к гинекологу на УЗИ. Врач долго всматривался в монитор, а потом с удивлением констатировал: «Ваш ребенок жив и нормально развивается». Через положенное время у счастливой пары родилась очаровательная дочурка.

Другая прихожанка рассказывала, что горячая молитва Казанскому образу помогла ей в решении финансовых проблем – громадный долг попросту списали. А «кровоточащая» икона из села Лог, что под Волгоградом, отметилась не одним чудом исцеления. В частности, после молитв отца она вернула к жизни девочку, попавшую в аварию, хотя врачи уже фактически опустили руки!

Почитаемые списки

Известно несколько десятков списков чудотворного образа. Многие из них, так же как и подлинник, тоже явленные, и сами считаются чудотворными. Среди них:

  • Московская (XVI в., копия сделана для Ивана IV)
  • Ярославская (1588 г., прославилась освобождением города от интервентов в 1609 г.)
  • Каплуновская (XVII в.)
  • Петербургская (список, переданный Петром I в новую столицу в 1721 г.)
  • Тобольская (явлена в 1661 г. в первой Сибирской епархии, Тобольской)

Кроме того, недавно России был возвращён список, относящийся к XVIII в. Он был выкуплен русскими католиками у частного коллекционера в 1970-е гг., с 1993 по 2004 г. находился в Ватикане у Папы Римского, а затем отдан Русской Церкви. Патриарх Алексий II лично доставил святыню в Казань. Сейчас она находится в возрожденном монастыре, там, где был обретен подлинник.

Освободительница Москвы

Иван IV, начав с блистательного взятия Казани и Астрахани, закончил свое правление бесславным поражением в Ливонской войне, в стране, разоренной опричниной.

А вскоре после его смерти и вовсе прервалась династия. Россия потеряла царя – помазанника Божия. Через несколько лет на территорию страны приходят польские и шведские интервенты. На царском престоле сменяют друг друга самозванцы, интриганы. Не то что законного царя – уже власти на Святой Руси почти нет.

К этому времени священник Ермолай давно принял монашеский постриг. Успел пожить в Москве, в 1589 г. вернуться в Казань уже митрополитом. В 1594 г. его стараниями выстроен каменный Казанский собор. В 1606 г. митрополит Ермоген стал Патриархом.

Священномученик Ермоген

Патриаршество свт. Ермогена пришлось на самые страшные годы Смуты. На опустевшем царском престоле сменяли друг друга самозванцы, авантюристы, беспринципные политиканы. Наконец, бояре решили пригласить на царство иноверца – польского королевича Владислава.

Иконография: Казанская икона Божией Матери Датировки: XVII в. Вторая четверть ХVII в. Происхождение: Из Спасо-Прилуцкого монастыря близ Вологды.Материал: Дерево, левкас, темпераРазмеры иконы:  высота 37,5 см, ширина 32 см Икона в окладе. В среднике изображена Богоматерь с Младенцем. На полях помещены изображения святителей Гурия и Варсонофия. ВОКМ 5474 Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Дело оставалось за малым – благословение новому царю от Патриарха всея Руси. Но святитель требовал от Владислава принятия православия. Без этого условия благословения не дал. Арестованный изменниками, уже умирающий от голода в застенках, престарелый патриарх писал казакам, стрельцам, горожанам Нижнего Новгорода, прося стоять за «дом Пречистой», Русь, «унимать грабеж, сохранять братство».

Первое ополчение для освобождения Москвы собралось благословением патриарха летом 1611 г. Видимо, Ермоген же благословил митрополита Ефрема Казанского прислать со священником Благовещенского собора список иконы – для войск. То была последнее послание святителя – скоро он скончался.

Два ополчения

Предание свидетельствует, что святыню ополченцы встретили без особого почтения. А вскоре вожди войска рассорились, был убит один из его лидеров, Прокопий Ляпунов. Попытка взять Москву своими силами не удалась, помощь Богородицы люди отвергли.

Священник с иконой со скорбью должен был возвращаться на место ее пребывания. Но, доехав до Нижнего Новгорода, иерей, хранитель святыни, повстречал… вновь собранную рать под предводительством князя Димитрия Пожарского. Ополченцы и князь просили оставить святыню им, на благословение похода.

К тому времени уже было известно о кончине свт. Ермогена в заточении. У Руси осталась одна надежда – на Пречистую Матерь Божию. Так, с Казанской иконой, второе ополчение начало поход на Москву.

«Суд на милость преложися»

В это время в занятом поляками Московском Кремле томился в темнице еще один священномученик – греческий архиепископ Арсений. От тягот заточения он болел, приближаясь к кончине. С ним был еще один список образа – видимо, тот, что сделан был когда-то для царя Ивана IV.

Предание говорит, что Арсений, несмотря на болезнь, три дня провел перед образом в непрестанном молении, прося Владычицу помиловать православную Русь. На третий день в убогой темнице заблистал свет. Молящийся вдруг узрел инока, в котором узнал прп. Сергия Радонежского. «Арсений, наши молитвы услышаны; — сказал преподобный, — предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость; заутра Москва будет в руках осаждающих и Россия спа­сена».

Когда архиерей пришел в себя, он вдруг понял, что его недуг совершенно прошел, как бы в удостоверение, что полученное откровение исполнится. Было это 21 октября 1612 г. А утром следующего дня войска, предводительствуемые «Матушкой Казанской», начали наступление. Еще спустя 2 дня русскую столицу покинули последние интервенты – Москва принимала поздравления!

25

Октябрь
1612 года

народное ополчение входило в Кремль без шума и триумфа. То было не шествие победителей, а крестный ход в преднесении образа  Богородицы.

А навстречу «несох Носящаго всю тварь, и Того Рождешей пречудную и чудотворную икону» владыка Арсений. Так встретились две иконы Владычицы. Люди со слезами падали на колени… Так была освобождена Москва. Началась новая жизнь для страны.

День Казанской иконы Божией Матери в 2021 году: история и традиции праздника

Празднование происходит дважды в год: в день обретения иконы и в день освобождения Москвы от поляков.

День Казанской Богоматери — 4 ноября

Праздник берёт своё начало ещё в XVII веке, когда царь Михаил Фёдорович издал указ при поддержке патриарха московского Филарета о ежегодном праздновании установленной даты — 22 октября (4 ноября по новому стилю).

Петербургский список Казанской иконы Богородицы, находящийся в Казанском кафедральном соборе

4 ноября учреждён праздник в честь изгнания поляков из Москвы. По преданию, князь Дмитрий Пожарский перед боем долго и усердно молился перед иконой Казанской Богородицы. В результате русское войско прогнало захватчиков, а образ стал почитаться с ещё большей любовью.

В этот день было принято совершать крестные ходы после Литургии. В наше время их совершают по главным улицам городов или вокруг храма.

О днях почитания другихикон:

  • Праздник Иверской иконы Богородицы
  • О почитании древних православных икон

Летний праздник иконы Казанской Божьей Матери 21 июля

В этот день принято праздновать обретение святыни на казанской земле. Верующие приходят в церковь на службу, чтобы почтить Богородицу и попросить её защиты и помощи в насущных делах.

Православные традиции празднования

Приближается праздник «осенней» иконы Казанской Богоматери. И в его преддверии многие новообращенные задаются вопросом, как правильно провести этот день.

  • Прежде всего, следует посетить церковную праздничную службу, побывать на Литургии. В конце можно помолиться за родных и попросить для всех здоровья. Также принято в день иконы Казанской Богоматери просить о мире на земле.
  • Обычно в праздничный день в храмах совершается торжественное богослужение с прославлением имени Богородицы. Батюшка даёт наставления прихожанам, напоминает о том, что Пресвятая Дева Мария — это ходатаица перед Господом за весь род людской. По её молитвам можно сподобиться благодати Божьей.
  • Звучат поздравления с тем, что православный народ обрёл в лице Матери Господа надёжную защитницу и явление её святых образов — прямое тому подтверждение.

Список Казанской иконы Богородицы в Казанском соборе на Красной площади (Москва)

Особых предписаний со стороны церкви нет. Но миряне придерживаются мнения, что в этот праздник не стоит заниматься тяжёлой физической работой.

Совет! Лучше посвятить день общению с близкими и размышлениям о своей жизни. Ведь в суете будничных дел людям часто не хватает времени на уединение, в котором можно подумать о происходящем и заглянуть в собственную душу.

Погодные приметы

Подмечали наши пращуры и погодные явления в этот праздничный день. По ним судили, каким выдастся год грядущий.

  • Туманное утро — быть теплу.
  • Дождливый день — к скорому снегопаду.
  • Дождь в праздник — хорошее предзнаменование. Это Богородица плачет и возносит молитвы за всех верующих. Она просит у Сына своего простить грешников, облегчить им жизнь, даровать здоровье. Также молится Приснодева о том, чтобы год грядущий был хлебородным, и на земле не было голода.
  • Ясный день сулит солнечную зиму.
  • Сухая погода в праздник — не к добру. Она предрекает тяжелый и неурожайный год.

Казанский Богородицкий монастырь. Фото: ru.wikipedia.org

«Летняя Казанская»

Яв­ле­ние ико­ны Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы во гра­де Ка­за­ни (1579)

21 июля (8 по ст. сти­лю)

«Лет­няя Ка­зан­ская»

21 (8 ст. ст.) июля Рус­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь празд­ну­ет чу­дес­ное яв­ле­ние Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри. В на­ро­де – «Лет­няя Ка­зан­ская», в от­ли­чие от «Осен­ней Ка­зан­ской» (4 но­яб­ря). Это – один из са­мых по­чи­та­е­мых на Ру­си Бо­го­ро­дич­ных об­ра­зов, но тай­на его до сих пор не рас­кры­та.

Об­ре­те­ние и про­слав­ле­ние ико­ны свя­за­но с Ка­за­нью, чем и объ­яс­ня­ет­ся на­зва­ние. Со­глас­но сим­во­ли­че­ско­му пре­да­нию (ко­то­рое не обя­за­тель­но по­ни­мать бук­валь­но), в 1579 го­ду, в этом го­ро­де, неза­дол­го до то­го во­шед­шем в со­став Ру­си, Де­ва Ма­рия яви­лась во сне де­вя­ти­лет­ней де­воч­ке Мат­роне, до­че­ри стрель­ца Да­ни­лы Ону­чи­на, и ве­ле­ла вы­рыть из зем­ли Ее ико­ну. Сна­ча­ла рас­ска­зу ре­бен­ка не при­да­ли осо­бо­го зна­че­ния, но по­втор­ные яв­ле­ния убе­ди­ли в ре­аль­но­сти про­ис­хо­дя­ще­го. Вско­ре из-под пе­пе­ли­ща сго­рев­ше­го до­ма из­влек­ли чу­дес­ный об­раз Пре­чи­стой Де­вы. На­пи­сан­ная на дос­ке из ки­па­ри­са, ико­на пред­став­ля­ет по­ясное изо­бра­же­ние Бо­го­ма­те­ри с Мла­ден­цем, вос­се­да­ю­щим на Ее ле­вой ру­ке.

Со­бы­тие об­ре­те­ния ико­ны опи­сал на­сто­я­тель ка­зан­ской Ни­коль­ской церк­ви свя­щен­ник Гер­мо­ген (впо­след­ствии вто­рой рус­ский Пат­ри­арх и свя­щен­но­му­че­ник, † 1612 г.), а на ме­сте яв­ле­ния ико­ны по ве­ле­нию за­во­е­ва­те­ля Ка­за­ни ца­ря Ива­на IV был ос­но­ван Ка­зан­ский жен­ский мо­на­стырь.

Наи­бо­лее по­чи­та­е­мы­ми спис­ка­ми (ко­пи­я­ми) с Ка­зан­ской ико­ны бы­ли чу­до­твор­ные об­ра­зы, хра­нив­ши­е­ся в Ка­зан­ских со­бо­рах в Пе­тер­бур­ге и Москве. О каж­дом из них су­ще­ство­ва­ло пре­да­ние, что имен­но дан­ная ико­на бы­ла об­ре­те­на в Ка­за­ни и впо­след­ствии ока­за­лась в сто­ли­це. Пе­ре­не­се­ние яв­лен­ной ико­ны в Моск­ву свя­зы­ва­ют ли­бо с пат­ри­ар­хом Гер­мо­ге­ном, ли­бо с кня­зем По­жар­ским, во вре­мя поль­ско-швед­ской ин­тер­вен­ции имев­шим ее в сво­их вой­сках (1612 г.).

По­яв­ле­ние Ка­зан­ской ико­ны в С.-Пе­тер­бур­ге свя­за­но с учре­жде­ни­ем здесь но­вой сто­ли­цы Рос­сий­ско­го го­су­дар­ства. Ве­ро­ят­но, в наш бо­го­спа­са­е­мый град её при­вез­ла в 1710 го­ду из Моск­вы ца­ри­ца Па­рас­ке­ва Фе­о­до­ров­на.

Дру­гая ко­пия чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри пре­бы­ва­ла в Ка­за­ни – в Успен­ском со­бо­ре Ка­зан­ско­го жен­ско­го мо­на­сты­ря, – но 29 июня 1904 го­да бы­ла по­хи­ще­на свя­то­тат­ца­ми и бес­след­но ис­чез­ла. Зна­ме­на­тель­но, что это про­изо­шло неза­дол­го до но­вой кро­ва­вой сму­ты в на­шем Оте­че­стве. Тща­тель­ные ро­зыс­ки ре­зуль­та­тов не да­ли.

В кон­це XX сто­ле­тия мно­го пи­са­ли и го­во­ри­ли об иконе, на­хо­див­шей­ся в Ва­ти­кане и недав­но воз­вра­щён­ной в Моск­ву. Неко­то­рые на­де­я­лись, что это и есть та са­мая чу­дес­но яв­лен­ная в Ка­за­ни ико­на. Од­на­ко еще до ее воз­вра­ще­ния бы­ло уста­нов­ле­но, что это – до­воль­но позд­ний спи­сок, не ра­нее XVIII ве­ка. Дру­гой со­хра­нив­ший­ся, Пе­тер­бург­ский, спи­сок ико­ны да­ти­ру­ет­ся при­мер­но тем же вре­ме­нем. Та­ким об­ра­зом, ни один из древ­ней­ших спис­ков вре­ме­ни про­слав­ле­ния Ка­зан­ской ико­ны в кон­це XVI сто­ле­тия по­ка нам вновь не яв­лен.

Юрий Ру­бан, канд. ист. на­ук, канд. бо­го­сло­вия

Праздник Казанской иконы Божией матери: история

В 1579 году в Казани случился большой пожар, уничтоживший часть города. После этого Матроне (девочки девяти лет отроду) явилась во сне Богородица, велевшая сходить на пепелище и отыскать икону. Девочка прислушалась к её словам и действительно нашла священное изображение. Позже на этом месте был возведён монастырь, а Матрона стала в нём первой монахиней.

С найденной иконы сделали несколько копий. Одну отправили Ивану Грозному в Москву, вторую – Петру Первому в Петербург. В XIX веке эту икону на Руси почитали, как ни одну другую.

В начале XX столетия святой образ пропал. Ходили слухи, что его похитили и сожгли. Также существует легенда, что монахини на ночь всегда прятали икону и вместо неё выставляли копию. Оригинал же и по сей день надёжно спрятан.

Традиции ко дню Казанской иконы Божией матери

Обычно каждый год к 21 июля уже можно найти созревшую чернику, которая является одной из самых любимых ягод еще древних времен. Повелось такая традиция, что сразу после церковной службы верующие отправляется на сбор черники и она стала неким символом этого праздника. Также считалось что нужно ее собирать только в определенных местах, а именно возле болот.В такой местности водится очень много комаров, а именно под их жужжание она очень быстро спеет. Еще одной причиной почему черника стала символом ко дню Казанской иконы Божьей матери это ее целебные свойства. Люди лечили многие болезни с помощью черники и верили, что она обладает чудотворной способностью, как и Казанская икона Божией матери.

В светлый день казанской иконы Божией матери верующие обязательно ходят церковь на службу. Священник достают праздничную одежду в честь этого дня. Также нужно много молиться и верить в исцеление любых болезней, а также продолжать справляться с любыми жизненными трудностями. Если человек теряет в это надежду, то нужно обязательно попросить о помощи у Богородицы, которая не может отказать в трудных ситуациях. Люди за многие года научились судить по этому дню, например о грядущей зиме и об урожае.

Этот день в церквях

Праздник Казанского образа Божьей Матери не является двунадесятым (не относится к 12 самым главным в церковном году), так как не имеет отношения к земному житию Иисуса и Девы Марии. Относят это торжество к третьей группе полиелейных.

Служба дня отличается от каждодневных богослужений. В день перед праздничным проводят всенощное бдение. Днем же после литургии перед ликом Казанской Матери Божьей поются гимны и читаются молитвы.

Священнослужители, облаченные в голубое (богородичное) одеяние, совместно с прихожанами молятся перед святыней.

Фото: orel-eparhia.ru

В церквях, которые носят название чудотворного образа, почитаемого в этот день, совершают обязательно крестный ход.

Возникновение праздника

История возникновения праздника крайне интересна. Образ был найден в шестнадцатом веке девочкой на останках города Казани, который был уничтожен большим пожаром. Ребенок обнаружил икону после того, как ей трижды во сне указала путь самая Божья Матерь.

На месте нахождения образа был выстроен Богородицкий женский монастырь, где икона хранился долгое время. Множество паломников и по сей день идет в храм, чтобы воздать хвалу Казанской иконе Божьей матери.

Традиционно праздник отмечается 4 ноября. Этот день со временем оброс множеством примет.

Приметы на 4 ноября (Казанская) для молодых незамужних девушек

В этот период продолжали активно играть свадьбы. Незамужние девушки на осеннюю Казанскую проводили специальный обряд: нужно было рано поутру пойти в берёзовую рощу, где найти лист, покрытый инеем, и посмотреть в него словно в зеркало. Считалось, что этот простой ритуал поможет привлечь женихов.

Чтобы встретить достойного кавалера днем нужно сходить в церковь и купить две свечи, которые поставить возле иконы Божией Матери. Сказав про себя:

«Как свечи ярко горят и рядом стоят, так и жизнь моя будет яркой, а рядом будет достойный спутник. Аминь».

После этого следует трижды перекреститься, поклониться иконе и идти домой, ни с кем по дороге не разговаривая.

Казанская икона Божьей Матери — одна из самых сильных икон Богородицы. Перед ней молятся о самой различной помощи в трудных жизненных ситуациях.

Просят чаще всего:

— о здравии и исцелении от болезней себя, детей, близких (например, при болезни глаз), — об удачном замужестве (своем или своего чада), — о сохранении мира в семье, — о даровании детей (успешном зачатии) и удачных родах, — о даровании хорошей работы и успехе в делах, — о защите от всякой несправедливости и обвинений (в тюрьме, перед судом).

Читайте обе молитвы, одну за другой. Если времени на вдумчивое прочтение нет, читайте одну из этих молитв. Помните, что лучше посвятить себя полностью прочтению одной молитвы, чем бегло пробежаться по всем.

Молитва первая

О, Пресвятая Владычице Богородице, Царице Небеси и земли, вышшая ангел и архангел и всея твари честнейшая, чистая Дево Марие, миру благая Помощнице, и всем людем утверждение, и во всяких нуждах избавление! Призри и ныне, Госпоже Всемилостивая, на рабы Твоя, Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем молящияся,

со слезами к Тебе припадающия и покланяющияся пречистому и цельбоносному образу Твоему, и помощи и заступления Твоего просящия.

О, Всемилостивая и Премилосердая Дево Богородице Чистая!

Воззри, Госпоже, на люди Твоя:

мы бо грешнии не имамы иныя помощи, разве Тебе и от Тебе рождшагося Христа Бога нашего.

Ты еси заступница и предстательница наша.

Ты еси обидимых защищение, скорбящим радование, сирым прибежище, вдовам хранительница, девам слава, плачущим веселие, больным посещение, немощным исцеление, грешным спасение.

Сего ради, о Богомати, к Тебе прибегаем, и на Твой Пречистый образ с Предвечным на руку Твоею держимым Младенцем, Господем нашим Иисусом Христом взирающе, умиленное пение Тебе приносим и вопием:

помилуй нас, Мати Божия, и прошение наше исполни, вся бо суть возможна ходатайству Твоему, яко Тебе слава подобает ныне и присно и во веки веков.

Аминь.

Молитва вторая

О, Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Со страхом, верою и любовию припадающе пред честною иконою Твоею, молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе.

Умоли, милосердая Мати, Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа, да сохранит мирно страну нашу, Церковь Свою святую да незыблему соблюдет от неверия, ересей и раскола.

Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево, Ты еси всесильная христиан Помощница и заступница.

Избави всех, с верою Тебе молящихся, от падений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, бед и от напрасныя смерти.

Даруй нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений исправление греховныя жизни и оставление прегрешений, да вси благодарне воспевающе величия Твоя, сподобимся Небеснаго Царствия,

и тамо со всеми святыми прославим Пречестное и Великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Аминь.

Молитва третья

О кто не ублажит Тя, Дево Благодатная, кто не воспоет Твое милосердие к роду человеческому. Тебе молимся, Тебя просим, не остави нас во зле погибающих, раствори любовию сердца наши и ко врагам нашим пошли стрелу Свою, да уязвляет сердца наши миром к гонящим нас.

Аще мир нас ненавидит — Ты простри любовь Свою к нам, аще мир нас гонит — Ты приими нас, подаждь нам Благодатную силу терпения — без ропота перенести испытания в мире сем бываемая.

О, Госпоже!

Умягчи сердца злых человеков, восстающих на нас, да не погибнут сердца их во зле, — но умоли, Благодатная, Сына Твоего и Бога нашего, да умирит сердца их миром, дьявол же — отец злобы — да посрамится!

Мы же, воспевая милосердие Твое к нам, злым, непотребным, воспоем Ти, о Пречудная Госпоже Дево Благодатная, услыши нас в час сей, сокрушенныя сердца имущих,

огради нас с миром и любовию друг ко другу и ко врагам нашим, искорени от нас всякую злобу и вражду, да воспоем Тебе и Сыну Твоему, Господу Иисусу Христу нашему: Аллилуиа! Аллилуиа! Аллилуиа!

Иногда пишут люди: нашлась!

— Наталия Николаевна, как та самая обретенная икона, о которой во сне сообщила девочке Матроне Сама Богородица и которая была найдена на пепелище дома, попала в Казань?

— Точно мы этого не знаем. По свидетельству Пискаревского летописца, составлявшегося в первой трети XVII столетия на основании различных источников и устных преданий, икона «Пречистая Казанская» была привезена в Казань из Великого Новгорода. Когда царь Иван Грозный пленил Новгород в 1570 году, среди его войска был татарский мурза, который взял с собой некую девицу и привез ее в Казань. А та взяла с собой свою почитаемую икону. Поскольку в 1570-х годах в Казани обстановка была непростой, девица, почувствовав, что умирает, решила спрятать образ в земле, чтобы его не осквернили. Кто знает, может быть, все так и было.

Казанский Богородицкий монастырь — православный монастырь Казани, место обретения Казанской иконы Божьей Матери.  Фото: Wikimedia Commons

8 июля 1579 года образ Богородицы после пожара в Казани обрела в земле девица Матрона. На месте явления чудотворного образа по повелению царя Иоанна Грозного был основан Девичий монастырь. Это достоверные свидетельства, о них нам известно из Повести, написанной «самовидцем» обретения образа, первым митрополитом Казанским Ермогеном, впоследствии патриархом-мучеником.

— Москву в 1612 году освобождали с обретенной в Казани иконой или со списком? 

— Находившаяся в полках второго земского ополчения Кузьмы Минина и князя Димитрия Михайловича Пожарского икона Богородицы Казанской, прославившаяся с 1611 года чудотворениями, была списком с Явленного образа. Летом 1611 года по благословению Патриарха Ермогена она была принесена с казанским ополчением из Казани в Москву.

А весной 1612 года полки Минина и князя Пожарского двинулись с этим образом из Ярославля, где находился тогда этот чудотворный список, на освобождение столицы.

С 1636 года московская святыня обрела свое постоянное место в каменном соборе во имя иконы Богородицы Казанской на «Пожаре» — площади, позднее получившей название Красной.

Об этом я писала еще в статье 1999 года, меня интересовали именно чудотворные списки, их судьба. Потому что со многими списками в литературе была путаница. В старых изданиях XIX века прикладывались иллюстрации, которые не соответствовали написанному. Поэтому никто и не мог понять, что это за Казанская икона, с которой была освобождена Москва. 

Было известно, что Московская чудотворная Казанская икона по своим размерам была немного больше Явленной и потом дважды поновлялась — в 1687-88 году и в 1754-м. В архиве Петербурга хранится фотография этой иконы. И на ней видны надписи о двух поновлениях иконы, которые располагались на нижнем поле. Так что все сошлось. Очень радостно было найти зримое доказательство, что это та самая икона. Явленная же икона все время находилась в Казани до ее кражи в 1904 году и никогда не реставрировалась.

— Остался хоть какой-то шанс ее найти? 

— История ее поисков достаточно хорошо известна. Ее очень хотели найти к 300-летию Дома Романовых, к 1913 году. Этим много лет занимались чиновники особых поручений министерства внутренних дел, департамента полиции, но безуспешно. Даже по публикациям 1904–1905 годов судебного процесса в Казани трудно понять, уничтожена святыня или нет. Глава шайки грабителей Варфоломей Стоян (под чужим именем — Чайкин, в старое время был такой разбойник в Казанском крае) во время процесса сознавался лишь в покупке краденых драгоценностей оклада от иконы. А когда Стоян уже сидел в тюрьме, то он давал противоречивые показания: то говорил, что икону сжег, то заявлял обратное. 

«Обретение иконы Богородицы во граде Казани»

Если бы икона сохранилась и мы могли ее видеть, то можно было бы понять, к какому времени она относится, и подтвердить это с помощью современных исследований. Но, к сожалению, ее нет, и мы о ней можем судить только по ранним сохранившимся спискам, которые относятся к последней четверти XVI века. Сам образ известен нам только по архивной фотографии конца XIX века — икона в окладе, с темным ликом (с почерневшим верхним слоем олифы), который нельзя рассмотреть. 

Мне иногда пишут люди, что вот, нашлась Явленная икона. Присылают изображения, и видно — это более поздняя икона, не XVI века. Может быть, святыня где-то и находится «под спудом»: существуют свидетельства, что ее выкупили старообрядцы, очень почитавшие ее. Хотя вряд ли это могло бы остаться неизвестным в сегодняшнее время. 

— Для верующих так ли важно — та самая икона или не та?

— Каждая икона может обладать даром чудотворения, даже бумажная. Но когда утрачиваются святыни, которым молились на протяжении столетий, в нашей религиозной жизни образуются пустоты. Святыня — это великое благо, а утрата святыни — боль.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector