Мученик василиск команский

Разрушение мифа

В 1202 году в Вене шахтеры, во время работы, обнаружили Василиска. Они настолько перепугались, что сразу же покинули шахту, которую впоследствии «закупорили». Впоследствии эта история была зафиксирована на табличке, которая находится около этой шахты и по сей день. Лишь только в ХХ веке местный профессор рискнул спуститься в старую шахту. Там он обнаружил кусок песчаника, очень напоминающего Василиска по форме. Запах же, который так напугал работяг в 1202 году – это ничто иное, как запах сероводорода.

В современном же мире василиск действительно существует. Это ящерицы из рода Corytophanidae, обитающие в тропиках Южной Америки. А самое интересное – эти ящерицы являются безобиднейшими существами, несмотря на свою достаточно опасную внешность.

Вот такой вот, дорогие читатели, интересный и познавательный материал на сегодня. Теперь вы еще больше знаете о древнем мире и о том, каким опасным и чарующим он был для наших предков. Мы же хотим закончить на этом нашу статью. Не забывайте делиться ею с друзьями и знакомыми, которые также интересуются сказаниями, мифами и легендами. Мы же прощаемся с вами, всем удачи и до новых встреч.

Житие святого Василиска Команского

Сведений о жизни святого Василиска сохранилось не очень много. Основные данные о команском мученике и его страданиях описываются в Синаксарии Константинопольской Православной церкви.

Происхождение

Точная дата рождения святого Василиска неизвестна. Известно лишь, что он жил в конце III века. Семья будущего мученика жила близ Амасьи (территории современной Турции) в селе Хумиалон (Кумиалон), расположенном на расстоянии 9 км от Понтийских Коман. Родители Василиска были благочестивыми христианами, а его дядя – Феодор Тирон, принял мученическую смерть.

Служение Богу

Василиск, как и его братья, Клеоник и Евтропий, служил в римской армии. Молодые воины проповедовали среди язычников евангельское учение, за что претерпели множество страданий и были заточены в темницу.

После казни Клеоника и Евтропия Василиска перевели в команскую тюрьму. Св. Василиск постоянно молился, прося Господа не оставлять его, говоря о своей готовности принять мученический венец. Однажды Всевышний явился праведнику, пообещав быть с ним до конца, дабы облегчить муки. Господь повелел мученику отправиться домой, чтобы попрощаться с родными.

На следующий день мученик уговорил стражников отпустить его на 4 дня домой для прощания с матерью. Но, так как ожидалось прибытие нового игемона Агриппы, стражники боялись, что будут наказаны. Позже, вняв уговорам святого, несколько воинов отправились вместе с ним в его селение.

Дома Василиск рассказал матери и братьям о своей предстоящей скорой кончине, призвав родных оставаться стойкими и преданными христианской вере. Получив материнское благословение, мученик отправился в обратный путь.

В это время в Коман прибыл новый правитель Агриппа и сильно разозлился, не застав в темнице Василиска. За мучеником были посланы воины во главе с помощником правителя (магистрианом), отличающимся особой жестокостью. По приказу магистриана возвращающегося праведника заковали в цепи, а на ноги натянули тяжелые медные сапоги, в подошву которых вбили гвозди.

Дойдя до селения Дакозар, стражники решили отдохнуть. Магистриан и воины отправились пировать в дом вдовы Трояни, исповедующей язычество. Василиска же привязали к сухому дереву, растущему возле дома.

Возле святого, усердно молившегося Господу, собралась толпа людей. Вдруг тяжеленные сапоги спали с ног мученика, высохшее дерево заколосилось зеленью, прикрыв святого своими густыми ветвями от жаркого солнца. А на земле, куда стекали капли крови со святого, забил источник.

Увидев такие чудеса, многие люди уверовали во Христа. К чудотворцу потекли люди с просьбой об исцелении. Никому святой не отказывал, исцеляя всех своими прикосновениями и словом. Стражники, сопровождающие Василиска Команского, уверовав во Всевышнего, повели его дальше без оков.

Мученический подвиг и кончина

Когда, наконец, мученик предстал перед правителем Агриппой, тот велел доставить святого в храм со статуями языческих богов – Аполлона и Артемиды. Правитель хотел добиться от праведника совершения жертвоприношения языческим богам. После отказа Василиска Агриппа поинтересовался, по какой причине тот не хочет выполнить волю императора. На это святой ответил, что всегда совершал жертвоприношение, принося Богу хвалу и покаяние. Обрадовавшись словам святого, император попросил того вознести жертву, говоря, что ему без разницы, какому богу праведник принесет жертвоприношение.

Святой, возведя руки к небесам, начал молиться Господу, прося его истребить бесчувственных идолов, чтобы все вокруг уверовали во единого, всесильного Бога.  Не успел Василиск закончить свою молитву, как земля вздрогнула, заколебалась, каменные идолы рухнули на землю, разбившись на куски. Агриппа и бывшие с ним люди в страхе покинули храм.

Только св. Василиск продолжал петь хвалебный гимн Господу. Ошеломленный Агриппа приказал воинам вывести праведника из храма. Скрипя зубами в бессильной злобе, правитель спросил у святого, почему тот своим колдовством разрушил статуи богов. На что Василик ответил, что Тот, кому подвластно сокрушить языческих богов, может и сжечь храм. Не успел он произнести эти слова, как небеса разверзлись, с высоты посыпался огненный дождь, сжегший храм язычников.

Разгневанный правитель велел казнить святого, отрубив ему голову.  Стражники вывели праведника за пределы Комана. Печальную процессию сопровождало множество людей. Достигнув местности, именуемой Диаскор, палач отсек св. Василиску Команскому голову.

Житие[править | править код]

Мученики Василиск, Клеоник и Евтропий родились в г. Амасье. За христианство их представили перед правителем Амасьи Асклепиодотом, их жестоко избили, но им было видение Господа и святого Феодора Тирона, они сразу же исцелились от всех ран. Множество язычников, удивленные этим чудом, обратились к Христу, за что были обезглавлены. Увидев, что силой не может обратить святых в язычество, Асклепиодот решил поменять стратегию: он их разделил и пытался убедить и уговорить их лестью и обещаниями отказаться от христианской веры. Жалкая его попытка провалилась. Святой Клеоник, вместо того, чтобы поддаться на подкуп, смеялся над правителем. Молитвами святые Василиск, Клеоник и Евтропий заставили опрокинуться статую Артимиды, что повлекло к их кровавому мученичеству.

В землю врыли высокие деревянные колья, привязали к ним мучеников и поливали кипящей смолой, рвали их тела железными крючьями и посыпали раны смесью горчицы, соли и уксуса. Утром 3 марта Евтропия и Клеоника распяли, а Василиска же отправили в Команы Абхазские, где содержали в темнице. Правитель Агриппа, прибыв в город Амасью, начал преследовать христиан. Святой Василиск в темнице готовился к предстоявшему мученическому подвигу. Во сне ему явился Господь, обещавший мученику Свою помощь, и предсказал ему мученическую кончину в Команах.

Святой Василиск просил темничных стражей отпустить его в родное селение проститься с родными. Его отпустили, так как почитали за святость жизни и совершаемые чудеса. Придя домой, святой Василиск сообщил родным, что видится с ними в последний раз, и убеждал их твёрдо стоять за веру. Когда Агриппа узнал, что святой Василиск отпущен к родным, то пришёл в ярость. Жестоко наказав темничных стражей, он послал за мучеником отряд воинов во главе с жестоким магистрианом (помощником правителя). Встретив возвращавшегося святого Василиска, магистриан надел на него тяжёлые оковы, а ноги обул в медные сапоги с вбитыми в подошвы гвоздями, и отправил в Команы. Дойдя до одного селения, в знойный полдень путники остановились в доме женщины Трояны. Воины пошли в дом отдохнуть и подкрепиться пищей, а святого мученика Василиска привязали к сухому дереву. Стоя в тяжких оковах под раскалённым солнцем, святой молился Богу. Внезапно послышался Голос свыше: «Не бойся, Я с тобою». Земля заколебалась, и из скалы забил источник. Магистриан, воины и Трояна, испуганные землетрясением, выбежали из дома. Поражённые происшедшим чудом, они освободили мученика. К святому мученику приходили больные жители селения и получали исцеления по его молитве.

Когда наконец мученик предстал перед Агриппой, тот повелел ему принести жертву языческим богам. Мученик ответил: «Я всякий час приношу Богу жертву хвалы и благодарения». Его повели в капище, где на святого Василиска мгновенно с Неба сошёл огонь, который сжёг капище, а стоявших в нём идолов сокрушил в прах. Тогда Агриппа в бессильной ярости приказал отсечь святому Василиску голову, а тело его бросить в реку. Кончина мученика последовала в 308 году.

Христиане вскоре выкупили святые мощи мученика и ночью тайно погребли на вспаханном поле. Через некоторое время на этом месте была построена церковь во имя святого мученика Василиска, в которую перенесли мощи. По святым молитвам мученика стали совершаться исцеления.

Почему назвали «василиск»?

Интересно, с чем связано имя существа. В Древнем мире считали, что василиск – животное реальное. Его изображали с белым пятном на голове. Оно имело форму короны. Слово «василевс» в переводе с древнегреческого означает «царь». То есть существо сразу причисляли к обладателям огромной, неограниченной власти. Цари тогда действительно обладали просто невозможным по нынешним временам могуществом. Они дарили и лишали жизни, поднимали на вершину благополучия и славы или ввергали в нищету и забвение. Поэтому василиск, мифология которого с течением времени изменялась и запутывалась все сильнее, прочно занял место царя змей. Интересно, почему упомянутый Плиний считал родителем этого существа ибиса. Дело в том, что василиска описывали крылатым змеем.

Святой мученик Василиск

Святой мученик Василиск был племянником святого мученика Феодора Тирона (память 17 февраля) и пострадал с его братьями Евтропием и Клеоником во время гонения на христиан императора Максимиана Галерия (305-311).

Святой мученик Василиск Команский

Святые мученики Клеоник и Евтропий были распяты на крестах (память их 3 марта), а мученик Василиск был отправлен в Команы, где содержался в темнице.

Правитель Агриппа, прибыв в город Амасию, начал преследовать христиан. Святой Василиск в темнице готовился к предстоявшему мученическому подвигу. Во сне ему явился Господь, обещавший мученику Свою помощь, и предсказал ему мученическую кончину в Команах.

Святой Василиск просил темничных стражей отпустить его в родное селение проститься с родными. Его отпустили, так как почитали за святость жизни и совершаемые чудеса. Придя домой, святой Василиск сообщил родным, что видится с ними в последний раз, и убеждал их твердо стоять за веру. Когда Агриппа узнал, что святой Василиск отпущен к родным, то пришел в ярость.

Жестоко наказав темничных стражей, он послал за мучеником отряд воинов во главе с жестоким магистрианом (помощник правителя). Встретив возвращавшегося святого Василиска, магистриан надел на него тяжелые оковы, а ноги обул в медные сапоги с вбитыми в подошвы гвоздями, и отправил в Команы.

Святой мученик Василиск

Дойдя до одного селения, в знойный полдень путники остановились в доме женщины Трояны. Воины пошли в дом отдохнуть и подкрепиться пищей, а святого мученика Василиска привязали к сухому дереву. Стоя в тяжких оковах под раскаленным солнцем, святой молился Богу. Внезапно послышался Голос свыше: «Не бойся, Я с тобою».

Земля заколебалась, и из скалы забил источник. Магистриан, воины и Трояна, испуганные землетрясением, выбежали из дома. Пораженные происшедшим чудом, они освободили мученика. К святому мученику приходили больные жители селения и получали исцеления по его молитве.

Когда наконец мученик предстал перед Агриппой тот повелел ему принести жертву языческим богам. Мученик ответил: «Я всякий час приношу Богу жертву хвалы и благодарения». Его повели в капище, где на святого Василиска мгновенно с Неба сошел огонь, который сжег капище, а стоявших в нем идолов сокрушил в прах.

Тогда Агриппа в бессильной ярости приказал отсечь святому Василиску голову, а тело его бросить в реку. Кончина мученика последовала в 308 году. Христиане вскоре выкупили святые мощи мученика и ночью тайно погребли на вспаханном поле.

Через некоторое время на этом месте была построена церковь во имя святого мученика Василиска, в которую перенесли мощи. По святым молитвам мученика стали совершаться исцеления.

Святителю Иоанну Златоусту (память 13 ноября) перед его кончиной, происшедшей в Команах, явился во сне святой мученик Василиск и произнёс: «Завтра будем вместе«. О подвиге святого мученика Василиска поведал миру очевидец его страданий святой Евсигний (память 5 августа).

Святой мученик Василиск

Мученик Василиск были похоронен в Каманах на холме, где его мощи покоятся и до сих пор. Трижды, в разное время, были сделаны попытки перенести мощи Василиска в другое место, но Господь не дал этого сделать!

С 2002 года в Каманах внутри руин древнего храма Василиска возвышается деревянная часовня, подаренная Абхазии одним состоятельным туляком в благодарность за избавление его дочери от недуга водой святого источника!

МУЧЕНИКУ ВАСИЛИСКУ Тропарь, глас 4

Мученик Твой, Господи, Василиск, / во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего, / имеяй бо крепость Твою, / мучителей низложи, / сокруши и демонов немощныя дерзости. / Того молитвами / спаси души наша.

Кондак, глас 8

Во страдании крепок и мужествен явился еси и в чудесех предивен, / явленно Христово имя преднося, мучителя посрамил еси. / Тем тя почитаем, Василиске, присно зовуще, всечестне: / радуйся, мучеников светлая доброто.

История

Недалеко от Каманского монастыря, на холме находится гробница и храм святого славного мученика Василиска.

Этот римский воин-христианин, в 308 году был сослан в Абхазию, на границу Римской империи.

По преданию, язычники, конвоировавшие Василиска, привязали его к засохшему дубу, стоявшему у подножия огромного холма, и оставили под палящими лучами солнца на мучительную смерть от жажды.

— Пусть твой Бог напоит тебя! — смеялись язычники.

И тогда Василиск обратился с молитвой к Богу, и Бог услышал его: зем­ля за­ко­ле­ба­лась, и из ска­лы за­бил ис­точ­ник. А также и сухой дуб ожил, зазеленел листвой, и с него полились струи воды, омывая лицо и тело Василиска, насытив его иссохшие губы влагой.

Во­и­ны ис­пу­ган­ные зем­ле­тря­се­ни­ем, вы­бе­жа­ли из до­ма. По­ра­жен­ные про­ис­шед­шим чу­дом, они осво­бо­ди­ли му­че­ни­ка. К свя­то­му му­че­ни­ку при­хо­ди­ли боль­ные жи­те­ли се­ле­ния и по­лу­ча­ли ис­це­ле­ния по его мо­лит­ве.

Ко­гда, на­ко­нец, му­че­ник пред­стал пе­ред Агрип­пой, тот по­ве­лел ему при­не­сти жерт­ву язы­че­ским бо­гам. Му­че­ник от­ве­тил: «Я вся­кий час при­но­шу Бо­гу жерт­ву хва­лы и бла­го­да­ре­ния». Его по­ве­ли в ка­пи­ще, где на свя­то­го Ва­си­лис­ка мгно­вен­но с неба со­шел огонь, ко­то­рый сжег ка­пи­ще, а сто­яв­ших в нем идо­лов со­кру­шил в прах. То­гда Агрип­па в бес­силь­ной яро­сти при­ка­зал от­сечь свя­то­му Ва­си­лис­ку го­ло­ву, а те­ло его бро­сить в ре­ку.

Кон­чи­на му­че­ни­ка по­сле­до­ва­ла в 308 го­ду. Хри­сти­ане вско­ре вы­ку­пи­ли свя­тые мо­щи му­че­ни­ка и но­чью тай­но по­греб­ли на вспа­хан­ном по­ле. Через неко­то­рое вре­мя на этом ме­сте бы­ла по­стро­е­на цер­ковь во имя свя­то­го му­че­ни­ка Ва­си­лис­ка, в ко­то­рую пе­ре­нес­ли мо­щи. По свя­тым мо­лит­вам му­че­ни­ка ста­ли со­вер­шать­ся ис­це­ле­ния.

Свя­ти­те­лю Иоан­ну Зла­то­усту (па­мять 13 но­яб­ря) пе­ред его кон­чи­ной, про­ис­шед­шей в Ко­ма­нах, явил­ся во сне свя­той му­че­ник Ва­си­лиск и про­из­нес: «Зав­тра бу­дем вме­сте». По церковному преданию Иоанн Златоуст умер в храме мученика Василиска.

Ныне имеющийся небольшой деревянный храм (часовня) христианского мученика Святого Василиска возведен на средства от частных пожертвований на месте более древнего храма, построенного на месте захоронения святого мученика. Близ места, где по преданию был убит Василиск, по сей день бьет святой источник.

Происхождение и детство святого

Родился святой, в миру Василий Гаврилов, в середине восемнадцатого века в глухой деревушке Тверской губернии. Его отец – Гавриил – был простым крестьянином. В семье кроме Васи было еще два сына.

Рано познал мальчик скорби и тяжелый крестьянский труд. С
утра до ночи трудились крестьяне в поле, еле успевая добывать себе пропитание, да
еще отдать оброк барину. Многие умирали в те времена из простого народа, не
выдержав суровых условий. Болезни, переутомление, отсутствие медицины делали
свое дело.

Мать Василия рано отошла в иной мир, а отец женился на другой женщине. Семья жила бедно, дети трудились наравне со взрослыми. А иногда Васю даже посылали просить милостыню.

Однажды проходивший мимо купец обронил горшок с медом, который тут же разбился. Вася был очень рад и благодарил Бога, подбирая и облизывая черепки в меду.

Господь посылает бедность некоторым людям, чтобы в них возрастала любовь к иному миру. Так в нестяжании у юного Василия крепло желание уйти в монастырь. Особую роль сыграли проповеди архиерея Гавриила, которые мальчик слушал в Макарьевском монастыре. Зная о том, что преподобный Макарий Калязинский раздал все имение нищим и ушел в монастырь, Вася тоже мечтал так поступить, но жалел, что богатства у него нет. Раздавать было ему нечего. Впоследствии Господь исполнит и эту его просьбу. Он получит крупную сумму и раздаст ее.

Отец по причине крайней бедности заставил Васю работать пастушком. Мальчик целый день пас скот, и ему за это давали сухой хлеб. Зато на этом послушании Вася учился молитве: когда он молился усердно и внимательно, то скот держался в одной кучке, и волки его не трогали. А когда он расслаблялся на молитве, то тут же скот разбредался, и на него нападали хищники.

Вася любил подолгу смотреть в небо, желая улететь к Богу. Однажды он приделал к спине длинные перья, взобрался на холм, разбежался с целью взлететь. Это, конечно, не удалось, зато мечта улететь к Богу у него осталась на всю жизнь.

Василиск в греческой мифологии

Есть упоминания Василиска и в греческой мифологии. Согласно ей, первыми из греков упомянули о Василиске Аристотель и «псевдо-Аристотель», примерно в 4 веке до н.э. Вполне возможно, что греки почерпнули свои знания у египтян, что вполне стыкуется с греческой мифологией.

В греческой мифологии есть момент, когда Гея и Тартар порождают тифона – змееподобное существо, сила которого была безграничной. Тифон пленил Зевса, вырвав у него сухожилия, а все остальные олимпийцы и низшие божества бежали в Египет. Так что вполне вероятно, что именно в этот период времени греческая мифология пополнилась новым змееподобным существом. Да и это не удивительно, тем более, что греки куда более сносно относились к змеям. Тот же Тифон и Ехидна, да и большая часть титанов, обладали незаурядной змееподобной внешностью.

Внешний вид греческого Василиска

Греки куда более правдоподобно описали Василиска. Автор Лукан даже вывел теорию, согласно которой Василиск появился из обезглавленного тела Медузы Горгоны. Однако это идет в разрез с официальной мифологией. Последующие авторы еще более реалистично упоминают Василиска. Согласно их данным, змей достигал в длину всего 15 см, обладал все тем же характерным пятном на голове.

Особенности греческого Василиска

Кроме того, греки куда более реалистично смотрели на особенности змея. Например, нет ни единого упоминания о смертельном взгляде Василиска, хотя греки, как и египтяне, упоминают крайнюю степень ядовитости змея и его дыхания. У Гелиодора есть упоминание, в котором Василиск также убивает растения и траву, по которой ползет, но он отнес это к ядовитому дыханию.

Также у греков есть легенда, согласно которой отряд воинов однажды встретил Василиска. Змей убил их всех, но один из воинов все же сумел пронзить змея копьем. Василиск погиб, однако погиб и сам воин, ибо яд змея капнул на его копье. Воин случайно коснулся его и умер в страшных мучениях.

Даже Демокрит упоминает Василисков примерно в 3 веке до н.э. Согласно его данным, истинными врагами Василиска являются ласки. Они убивают змея и уничтожают его потомство, если проникают к нему в нору. Но при этом гибнут и сами. Почти век спустя встречается первое упоминание о том, что крик петуха является смертельным, для короля змей, а также то, что из глаз Василиска можно изготавливать волшебные амулеты и зелья и эти поверья очень часто использовались в средневековой алхимии.

Вода и влажность

В природе обитают в достаточно влажном климате. В террариуме влажность должна быть 60-70% или несколько выше. Чтобы ее поддерживать, террариум обрызгивают водой ежедневно, контролируя влажность с помощью гидрометра.

Однако, слишком высокая влажность, тоже плохо, так как способствует развитию грибковых инфекций у ящериц.

Василиски любят воду и великолепно ныряют и плавают. Для них важен постоянный доступ к воде, крупный водоем, где они смогут плескаться.

Это может быть емкость, либо специальный водопад для рептилий, не суть. Главное что бы вода была легко доступна, и ежедневно подменивалась.

Последние годы жизни

Недолго продолжалось это благословленное время. Враг рода
человеческого возбудил некоторых зложелателей написать письмо с клеветой на
старца и Зосиму. Приехала специальная комиссия. Архиерей дал указ освободить
старца от руководства монастырем и назначить начальницу.

Духовные чада старца были в отчаянии. Никто не ожидал такого
поворота. От неприятностей здоровье старца стало все больше сдавать. Он слег, и
ему понадобились сиделки.

Зосиме было велено покинуть обитель. Со слезами он
расставался со старцем. Василиск предвидел дату своей кончины. Он попросил
причастить его Святых Даров и затем мирно почил. Отошел он в здравом уме и
памяти. До самой смерти он творил Иисусову молитву и выдохнул, словно уснул.

Через четыре дня только смог приехать Зосима. Вид почившего старца был также свеж и даже стал еще лучше. На седьмой день его хоронили, и тело сохранило свою гибкость. Пальцы святого оставались сложенными для крестного знамения. Над ним непрестанно читали Псалтирь и служили панихиды.

Похоронили его в Свято–Николаевском монастыре, где он и трудился до конца жизни. Тело положили у алтаря собора.

Чудо по молитве к Святому Василиску. — Абхазия. Каманы

Мы едем в Каманы — горное село в Абхазии, где находится место погребения великого святителя христианства – Иоанна Златоуста и место упокоения великомученика Василиска. Василиск претерпел гонения и истязания за христианскую веру в 4 веке нашей эры во время правления императора Максимиана.

Мученическая кончина его была связана с горным источником, который по молитве истязаемого святого забил словно из ниоткуда. Позднее в этот же источник разъяренный прижизненными чудесами святого правитель Агриппа приказал выкинуть тело Василиска после отсечения ему головы.

Христиане вскоре выкупили святые мощи мученика и ночью тайно погребли на вспаханном поле. Через некоторое время на этом месте была построена церковь во имя святого мученика Василиска, в которую перенесли мощи. По святым молитвам мученика стали совершаться исцеления.

Мы спускаемся к источнику. Он называется двенадцатиструйным — по количеству ключей, которые его питают. Здесь можно набрать воды и обязательно нужно трижды окунуться. Рядом стоят кабинки, где можно переодеться. Мы заранее запаслись рубашками для окунания.

Невозможно передать, как окунание в холодные воды источника снимает весь груз прошедшего дня, усталость от долгого пути, духоты, жары. Но до самого храма святого нам нужно еще преодолеть 94 больших бетонных ступени по достаточно крутому склону. Для просьб возле могилы Василиска установлен ящик — как и везде в храмах для записочек, но верующие пишут имена близких людей даже на камнях, чтобы Василиск молился за них, и кладут эти камни на могилу.

В 2006 году к святому источнику, который возник на месте, где крестьяне первоначально хотели похоронить Святого Василиска, приехал мужчина из Тулы, чтобы исцелить свою дочь. Он дал обет, что если это случится, то он построит на этом месте храм в благодарность Богу и этому святому. Они прожили там целый месяц, дочь его каждый день окуналась в целебный источник и в итоге — полностью исцелилась. А мужчина, как и обещал, воздвиг собственноручно бревенчатый храм.

Причем, слово «собственноручно» эпитетом не является. После того, как к холму, на котором планировалось строительство, подвезли бревна, люди, которые помогали отцу девочки, разбежались, отказавшись помогать дальше. И ему пришлось самостоятельно затаскивать их наверх.

Если обойти храм сзади, то видны остатки стен древнего храма. который располагался на том же месте, и был сделан из камней, как и большинство храмов в Абхазии.

Икос 5

Имеяй выну пред очесы своими Христа,
невинно страдавшего, биенного, поруганнаго,
распятаго и кровь Свою святую за нас грешных
пролиявшего, ты, святый мучениче Василиске, подражая
ему своими страданьми, радостию велиею радовался,
еси, вопия: «Тебе ради, Господи умервщляют мя всякий
день, вменихся бо яко овча на заколение». За таковое
твое мужественное терпение, непоколебимую веру и
неугасающую любовь ко Господу, мы, немощнии и
грешнии, дерзаем недостойными усты своими глаголати
ти сицевая:

Радуйся, мучениче, в терпении
непоколебимый бывый.

Радуйся, вольным Христовым страстем
подражатель явльшийся.

Радуйся, яко за Христа многообразный
смерти готов был еси.

Радуйся, яко в жертву самаго себе
Богу принесл еси.

Радуйся, яко во страданиих своих,
яко агнец незлобив был еси.

Радуйся яко голубь кроткий за
творивших ти напасти моливый.

Радуйся, воине Христов непобедимый.

Радуйся Единосущныя Троицы
служителю.

Радуйся, мучеников удобрение.

Радуйся, праведных украшение.

Радуйся, благовоние Духа Святаго.

Радуйся, мироварнице благоуханная.

Радуйся, Василиске, святый мучениче
и чудотворче предивный.

  • Православные акафисты и каноны — постоянно пополняемый сборник канонических православных акафистов и канонов с древними и чудотворными иконами: Господу Иисусу Христу, Богородице, святым…
  • Православный молитвослов — постоянно пополняемый сборник православных молитв, канонов, псалтырь, толкования на молитвы и многое другое.

Статуя

Далее святые Василиск, Евтропий и Клеоник молитвами заставили упасть на землю статую Артемиды. Это действие явилось причиной их кровавого мученичества. В землю были врыты деревянные высокие колья, к которым привязали мучеников. Их тела стали рвать железными крючьями, поливать кипящей смолой. Раны страдальцев истязатели посыпали смесью, состоящей из соли, горчицы и уксуса.

Клеоника и Евтропия утром 3 марта распяли, а мученика Василиска отправили в Команы, где поместили в темницу. В то время в город Амасью прибыл правитель Агриппа и начал христиан преследовать. Святой Василиск в тюрьме готовился к дальнейшему мученическому подвигу. Ему во сне явился Господь, который пообещал мученику свою поддержку и предсказал ему страдальческую кончину в Команах.

Переезд в Сибирь

В 1788 году Василиск вслед за старцем Адрианом перешел в Коневецкий монастырь. Зосима тоже пошел с ними. Василиск всегда мечтал уйти на Святую Гору Афон, но старец благословил его идти в Сибирь. Василиск и Зосима все же решили отправиться на Афон, но это предприятие им не удалось – не было на то Промысла Божия.

Тогда они поехали в Киев, потом в Крым и в Моздок. Им
пришлось уехать в Таганрог, а затем оттуда в Тобольск. Долго они путешествовали
по Сибири, ища место для пустынножительства. Потом решили остановиться в лесу
Кузнецкого уезда. Там они выкопали себе землянку и стали жить в ней. Один
крестьянин по их просьбе приносил им еду и воду. Весной подвижники решили уйти
из тайги, но заблудились.

Они нашли себе новое место для жительства недалеко от Кузнецка. По их просьбе местные жители срубили им две келии. Подвижники возделывали огород и этим питались. Раз в год их навещал священник и причащал Святыми Дарами. Вскоре вокруг них выросли другие келии. Монахи поселились в них, образовав общину. В ней жил ученик Василиска – будущий святой Петр Томский.

В 1818 году некая мещанка Анисья попросила Василиска стать духовником обители, которую она основала. Он подал прошение архиерею организовать там женский монастырь. Прошение было удовлетворено, и Василиск служил в Свято–Николаевском женском монастыре духовником до самой своей смерти.

Паломничество к святыням Абхазии. Мученик Василиск Команский

ПАЛОМНИЧЕСТВО К СВЯТЫНЯМ АБХАЗИИ. Святой мученик Василиск Команский

Здравствуйте, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

Продолжая знакомить Вас с нашей паломнической поездкой в православную Абхазию, хотим рассказать Вам о втором святом месте древнего села Каманы — храмом и источником святого мученика Василиска Команского.

Предыдущую статью, посвященную храму святителя Иоанна Златоуста, читайте на странице сайта Храм святителя Иоанна Златоуста

Недалеко от Каманского монастыря, на холме находится гробница и храм святого славного мученика Василиска.

Этот римский воин-христианин, в 308 году был сослан в Абхазию, на границу Римской империи.

По преданию, язычники, конвоировавшие Василиска, привязали его к засохшему дубу, стоявшему у подножия огромного холма, и оставили под палящими лучами солнца на мучительную смерть от жажды.

— Пусть твой Бог напоит тебя! — смеялись язычники.

И тогда Василиск обратился с молитвой к Богу, и Бог услышал его: зем­ля за­ко­ле­ба­лась, и из ска­лы за­бил ис­точ­ник. А также и сухой дуб ожил, зазеленел листвой, и с него полились струи воды, омывая лицо и тело Василиска, насытив его иссохшие губы влагой.

Во­и­ны ис­пу­ган­ные зем­ле­тря­се­ни­ем, вы­бе­жа­ли из до­ма. По­ра­жен­ные про­ис­шед­шим чу­дом, они осво­бо­ди­ли му­че­ни­ка. К свя­то­му му­че­ни­ку при­хо­ди­ли боль­ные жи­те­ли се­ле­ния и по­лу­ча­ли ис­це­ле­ния по его мо­лит­ве.

Ко­гда, на­ко­нец, му­че­ник пред­стал пе­ред Агрип­пой, тот по­ве­лел ему при­не­сти жерт­ву язы­че­ским бо­гам. Му­че­ник от­ве­тил: «Я вся­кий час при­но­шу Бо­гу жерт­ву хва­лы и бла­го­да­ре­ния». Его по­ве­ли в ка­пи­ще, где на свя­то­го Ва­си­лис­ка мгно­вен­но с неба со­шел огонь, ко­то­рый сжег ка­пи­ще, а сто­яв­ших в нем идо­лов со­кру­шил в прах. То­гда Агрип­па в бес­силь­ной яро­сти при­ка­зал от­сечь свя­то­му Ва­си­лис­ку го­ло­ву, а те­ло его бро­сить в ре­ку.

Кон­чи­на му­че­ни­ка по­сле­до­ва­ла в 308 го­ду.

Хри­сти­ане вско­ре вы­ку­пи­ли свя­тые мо­щи му­че­ни­ка и но­чью тай­но по­греб­ли на вспа­хан­ном по­ле. Через неко­то­рое вре­мя на этом ме­сте бы­ла по­стро­е­на цер­ковь во имя свя­то­го му­че­ни­ка Ва­си­лис­ка, в ко­то­рую пе­ре­нес­ли мо­щи. По свя­тым мо­лит­вам му­че­ни­ка ста­ли со­вер­шать­ся ис­це­ле­ния!

Свя­ти­те­лю Иоан­ну Зла­то­усту, пе­ред его кон­чи­ной, про­ис­шед­шей в Ко­ма­нах, явил­ся во сне свя­той му­че­ник Ва­си­лиск и про­из­нес:

— Зав­тра бу­дем вме­сте!

О по­дви­ге свя­то­го му­че­ни­ка Ва­си­лис­ка по­ве­дал ми­ру оче­ви­дец его стра­да­ний, свя­той Ев­сиг­ний (па­мять 5 ав­гу­ста).

Мученик Василиск были похоронен в Каманах на холме, где его мощи покоятся и до сих пор. Трижды, в разное время, были сделаны попытки перенести мощи Василиска в другое место, но Господь не дал этого сделать!

С 2002 года в Каманах внутри руин древнего храма Василиска возвышается деревянная часовня, подаренная Абхазии состоятельным туляком в благодарность за избавление его дочери от недуга водой святого источника!

Мы пропели акафист мученику Василиску на этом святом месте, и благодать сего святого преисполнила наши сердца!

Кондак мученику Василиску Команскому

После пения Акафиста, мы искупались в святом источнике святого Василиска! В самом источнике есть удивительные камни, на которых будто застыли капли крови Василиска…

Священник Александр Куцов из города Орска Оренбургской области, поделился впечатлениями от поездки в Абхазию, которому удалось найти на дне источника камень с кровью мученка Василиска.

«Я купался в источнике этого мученика и многократно доставал со дна камни, — пишет о. Александр. — Но крови на них не было. Во время купания я читал тропарь мученику Василиску, пропел ему величание. И вот наконец зачерпнул довольно крупный камень, отличавшийся от других. Показал его послушнику, который является блюстителем этого места, и тот подтвердил: «Да, это кровь». На камне были такие капли крови, которые нельзя ни с чем спутать. Маленькая капля, побольше капля, подтек… И так как камень этот довольно крупный, капель на нем было шесть или семь. Они были хорошо заметны, хотя сам камень темный…».

Святый мучениче Василиске, моли Бога о нас!

В завтрашней завершающей публикации читайте о Крестителе Христове Иоанне.

СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ! Впечатление паломника

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector