Собор казанской иконы божией матери: история одного храма

История храма в XVII-XX веках

В 1647 году к Казанскому собору пристроили придел, посвященный святым Гурию и Варсонофию. В торжественной церемонии его освящения участвовал сын и приемник Михаила Федоровича — российский государь Алексей Михайлович.

Несмотря на то, что храм имел маленькие размеры, он всегда играл большую роль в духовной жизни города. Казанский собор почитали вместе с самыми известными церквями Москвы, а его настоятель был очень уважаем среди московского духовенства.

Шло время, и в 60-е годы XVIII века на средства княжны М. А. Долгоруковой Казанский собор реконструировали. Обветшавший придел снесли, а вокруг колокольни появилось множество торговых лавок, где продавали восковые свечки, яблоки и румяные калачи. Долгое время в каменной церкви приводили к присяге московских купцов.

Вид собора от Государственного исторического музея

Со временем возвышавшиеся рядом Верхние торговые ряды настолько расстроились, что практически закрывали вид на храм со стороны кремля. В самом начале XIX века шатровую колокольню разобрали, и вместо нее возвели двухъярусную звонницу по новому образцу.

Как и вся Москва, Казанский собор претерпел немало испытаний во время нашествия французских войск в 1812 году. Перед самым приходов врагов возле храма москвичи охотно скупали лубочные картинки и карикатуры на французов и самого Наполеона. Чтобы почитаемая икона не досталась врагу, священник храма заблаговременно спрятал ее. Однако, когда французские войска вошли в город, они не преминули поглумиться над православным храмом. Солдаты выбросили из алтаря престол и втащили внутрь церкви лошадиный труп.

Еще одну масштабную переделку собора провели в 1865 году. Архитектор Николай Иванович Козловский подготовил проект, храмовые фасады перестроили в классических традициях, а к колокольне добавили еще один ярус. Примечательно, что и прихожане, и священники сильно сожалели о таких переменах. После реконструкции Казанский собор утратил свой оригинальный вид и стал похож на множество сельских храмов, стоявших в разных уголках страны.

С приходом советской власти церковная жизнь изменилась. Богослужения в соборе запретили не сразу. Летом 1918 года проповедовавший здесь патриарх Тихон рассказал прихожанам о том, что царская семья была расстреляна большевиками. А осенью того же года самая бесценная храмовая святыня — знаменитая Казанская икона бесследно исчезла.

Вид на собор с юго-востока и Аверкиевский придел

В середине 1920-х годов известный реставратор Петр Дмитриевич Барановский занялся капитальной реставрацией здания. Работы растянулись на несколько лет, так как реставраторы старались вернуть собору исторический облик. К 1929 году они сумели оформить стены и воссоздать ряды старинных килевидных кокошников, но произошло неожиданное. Барановскому стало известно, что руководство Москвы приняло решение снести собор. Московские власти хотели проводить на Красной площади физкультурные парады и демонстрации трудящихся и поэтому не желали видеть рядом ни одного культового здания.

Архитектор был очень огорчен, но успел провести тщательные замеры всех архитектурных частей храма. Составленные им документы были использованы несколько десятилетий спустя, во время восстановления собора. В начале 1930-х годов богослужения в соборе запретили. Сначала внутри бывшего церковного здания открыли столовую, а потом создали склад мрамора, который использовался для строительства московского метро.

В 1936 году собор разрушили до основания, а на его месте вырос павильон, сооруженный по проекту Бориса Михайловича Иофана. Потом здесь соорудили летнее кафе, затем площадку отделали мрамором и устроили посредине фонтан. После всего этого на месте православного храма построили общественный туалет.

Конкурс проектов нового собора.

В ноябре 1800 года Павел I повелел воздвигнуть вместо церкви Рождества Богородицы соборный храм во имя Казанской иконы Божией Матери. Этому решению предшествовал конкурс на лучший проект нового храма, проведенный в 1799 г. В этом конкурсе участвовали: выдающийся зодчий строгого классицизма Чарльз Камерон, только что прибывший в Россию архитектор Жан Тома де Томон и живописец-декоратор, мастер паркостроения, Пьетро Гонзаго. Однако ни одному из конкурсантов не удалось найти решения, которое бы удовлетворило требованию монарха включить в проект колоннаду, подобную римской. Более всех проектов Павлу понравился проект Ч.Камерона, который задумал охватить невысокими колоннадами площадь перед западным фасадом собора без выхода на Невский проспект. В ноябре 1800 года Павел предписывает петербургскому губернатору фон Палену: «Я поручил архитектору Камерону составить проект Казанской церкви в Петербурге. Уведомляю Вас о сем для того, чтобы вы оказали ему содействие, сделав распоряжение. Благосклонный к Вам Павел». Однако вскоре произошел неожиданный поворот. 14 ноября того же года император утвердил другой проект Казанского собора, составленный малоизвестным русским зодчим А.Н.Воронихиным. Бывший крепостной графа А.С.Строганова в 1797 г. получил от Академии художеств звание академика перспективной и миниатюрной живописи и только в 1800 г., по представлению президента Академии Строганова, — звание архитектора. Не исключено, что в выборе Павла I между проектами Камерона и Воронихина сказывалась его неприязнь к Камерону, пользовавшемуся благосклонностью Екатерины II. В то же время император считался с мнением графа Строганова, который сыграл решающую роль в утверждении проекта Воронихина. После долгих  творческих поисков, Воронихин находит оригинальное решение. Проект Воронихина действительно очень напоминает собор святого Петра в Риме. Однако колоннады римского храма, пристроенные Бернини через сто лет после долголетнего строительства собора святого Петра, играют вспомогательную роль, лишь формируя площадь перед собором. А колоннады Воронихина органически связаны с массивом собора и включают собор в ансамбль Невского проспекта. Купол более стройный и легкий, чем купол собора святого Петра, и во многом напоминает купол парижского Дома инвалидов или церкви св.Женевьевы (Пантеон). Кроме того, колоннады Казанского собора скрывают определенную асимметрию храма. По православной традиции главным входом в собор является западный, напротив которого, с восточной стороны, размещается алтарь. Поэтому у Казанского собора, представлявшего в плане латинский (вытянутый) крест, основной вход ориентирован не на Невский проспект — парадную коммуникацию города, а на узкую Большую Мещанскую улицу. Купол же расположен не в центре храма, а значительно сдвинут от него в сторону востока. Эта асимметрия скрыта колоннадами. Само здание собора скрывается за ними. Виден только купол, находящийся между двумя крылами колоннады, создающих зрительную иллюзию его центрального положения в самом здании. По проекту предполагалось возведение двух колоннад — с северной и с южной стороны храма и создание вокруг храма трех площадей — с северной, южной и западной сторон. Колоннады завершаются боковыми порталами — проездами со стороны набережной Екатерининского канала и Большой Мещанской улиц. В связи с начавшимся строительством была реконструирована вся прилегающая территория. Собор возводился южнее церкви Рождества Богородицы, которая оставалась на месте до конца строительства собора. Работы развернулись 22 ноября 1800 г., через восемь дней после утверждения проекта Воронихина. Павел I приказал: «Для построения Казанской церкви по конформированному нами плану повелеваем составить особую комиссию, в которой присутствовать президенту Академии художеств, действительному тайному советнику графу Строганову, генералу от инфантерии и генерал-прокурору Обольянинову, тайному советнику Чекалевскому, а производить строение архитектору Воронихину». К январю 1801 года была составлена расходная смета и определены сроки строительства. Комиссия определила расходную смету в сумме 2 843 434 руб. и, подчиняясь повелению Императора, обязалась построить собор в три года. Павел собственноручно определил жалование архитектору три тысячи рублей в год. Сумма по тем времена большая, учитывая, что рабочий каменщик получал не более трехсот рублей в год.

Особенности архитектурного стиля, дизайна собора

Казанский собор небольшой, но недооценивать его не стоит. Смотрится он очень празднично, прежде всего, благодаря обилию декора. Бесстолпный храм кубической формы увенчан пирамидой, которая состоит из 4 кокошников. Крупные расположены внизу, мелкие – вверху. Последние служат опорой массивной главе, зафиксированной с помощью светового барабана.

Декором для первого этаж служат ложные арки с опорой на маленькие пилоны. Они скрывают крытую галерею, которую используют верующие, не попавшие непосредственно внутрь собора. Все происходящее в храме прихожане видят и слышат благодаря компактным окнам.

Глядя на фасад архитектурного памятника, нельзя не заметить уникальные иконы из мозаики. С правой стороны расположен образ Казанской Богоматери, с левой – лик Георгия Победоносца. Апсид украшает икона «Ермоген, патриарх Московский».

Примыкающая к храму колокольня впечатляет своей высотой (на уровне купола). По большим праздникам она собирает толпы верующих, всех желающих возрадоваться Господу под звон Казанских колоколов.

ИНТЕРЕСНО: Иисус Христос.

Интерьер собора назвать оригинальным нельзя, так как до наших дней точных сведений о том, как он выглядел, не сохранилось. Внутреннее убранство храма оформляли, опираясь на описания, найденные в старых документах, созданных мастерами росписи (приглашенными работать над Казанским собором из Палеха и Брянска). Сегодня внутренняя поверхность стен церкви украшена красивыми фресками и орнаментами.

Современное состояние

Процесс возвращения Казанского собора к богослужебной жизни был небыстрым. Хотя уже в конце 1980-х годов музей передал Церкви мощи почитаемых святых, хранившиеся в запасниках, само здание собора продолжало использоваться для музейных нужд (правда, в названии музея уже не звучало слово «атеизм»; речь шла лишь об «истории религии»), 4 ноября (по новому стилю) 1990 года, в день Казанской иконы

Божией Матери, священник Князь-Владимирского собора Григорий Красноцветов отслужил в Казанском соборе первую после долгих лет Божественную литургию. Для богослужений верующим предоставили северо-восточную часть храма где прежде находился придел во имя прпп. Антония и Феодосия Киево-Печерских, а совершаться службы, по договоренности с музеем, должны были только в воскресные и праздничные дни. Передача собора Церкви затянулась на несколько лет.

В 1998 году Казанский собор торжественно освятил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров), а спустя два года собор получил статус кафедрального.

Проект великого архитектора

Так исторически сложилось, что в Казани нет ни одной постройки, спроектированной российскими архитекторами, что называется, первого ряда. Это не значит, что в Казани нет выдающихся зданий — достаточно вспомнить здание университета, безусловно, красивейшее из всех учебных зданий в России. П.Г. Пятницкий был в высшей степени талантливым, но все же локальным архитектором. Новый собор Казанского Богородицкого монастыря является, пожалуй, единственным строго документированным примером участия выдающегося архитектора всероссийского масштаба в проектировании сооружения для Казани. Поэтому кажется нелишним привести читателю еще одну цитату, на этот раз из Русского биографического словаря.

«Старов, Иван Егорович, адъюнкт-ректор Императорской академии художеств, известный архитектор, статский советник, сын дьякона московской епархии, родился в 1743 г. в Москве. Усвоив начатки грамоты под руководством своего отца, в 1756 г. он поступил в гимназию при Московском университете, но там пробыл всего лишь год и переведен в гимназию, находившуюся при Петербургской академии наук; в последнем заведении Старов оставался до 1758 г., когда был принят (одним из первых по времени) в число учеников Императорской академии художеств. Здесь он избрал своею специальностью архитектуру и в области ее оказал настолько выдающиеся успехи, что по окончании академического курса для дальнейшего совершенствования был направлен за границу».

Живя преимущественно в Риме и оттуда предпринимая поездки в другие итальянские города, выдающиеся своими старинными и стильными постройками, Старов пробыл за границей всего около 6 лет и за это время основательно изучил гражданскую и особенно церковную архитектуру. По возвращении на родину, он в 1768 г. советом академии художеств был назначен в академики, а в следующем году за представленный им проект здания шляхетского кадетского корпуса признан академиком. Педагогическая деятельность его в академии началась в 1770 г., когда он был избран адъюнкт-профессором архитектуры, каковым пробыл до 1785 г.; с этого же времени и до самой смерти, последовавшей в 1808 г., он состоял ординарным профессором архитектуры; наконец, его участие в направлении художественно-воспитательной деятельности академии начинается с 1790 г., когда он был избран в члены академического совета, а еще более усиливается с 1794 г. — времени назначения его адъюнкт-ректором академии. Старов был энергичным администратором и талантливым профессором, но вся его известность, однако, создана не этими сторонами его деятельности, а почти исключительно работами его как практического архитектора. В этой области он является, несомненно, одним из наиболее видных русских деятелей. Уже вскоре после возвращения из-за границы, именно в 1773 г., он был назначен членом комиссии строения императорских дворцов и садов, в которой достиг такого влияния, что редко какое-либо сооружение обходилось без его непосредственного участия; позже он состоял членом целого ряда комиссий, образованных для строения храмов; так, например, в 1776 г. он Высочайшим указом был определен руководителем строительства соборной церкви Александро-Невского монастыря, в 1801 г. назначен членом комиссии, строившей церковь Казанской Божией Матери в Петербурге, и пр. Старову принадлежит длинный ряд построек в различных местах России. Самыми капитальными памятниками его архитекторской деятельности являются Таврический дворец (окончен постройкой в 1782 г.) и собор Александро-Невской лавры (1779—1791 гг); из менее значительных сооружений следует назвать еще собор в Софии, близ Царского Села, упомянутую выше церковь Казанской Божией Матери в Петербурге и дачные дворцы в имениях Демидова — Сиворицы и Пелла Петербургской губернии. По смерти Старова в его домашних бумагах и в академии художеств осталось большое количество архитектурных проектов и относящихся к архитектурному искусству записок.

В заключение остается напомнить, что закладка и освящение собора вкратце описаны в первой цитате наших заметок и предложить читателю снимки, хранящиеся в фондах Национального музея РТ.

Храм Казанской иконы Божией Матери на Красной площади (Москва)

История

Собор Казанской иконы Божией Матери был воздвигнут в память об освобождении Русского государства от польско-литовских интервентов, которое совершилось при помощи и заступлении Божией Матери, явившей Свою милость через чудотворную Казанскую икону. Храм был построен на средства первого царя династии Романовых Михаила Феодоровича и освящен в 1636 г. Со времени постройки храм стал одной из важнейших московских церквей, его настоятель занимал одно из первых мест в московском духовенстве.

На протяжении своей истории собор неоднократно перестраивался — в 1760-х, 1802-05, 1865 гг.

В 1920-е гг. в соборе некоторое время служили обновленцы. В 1925-1933 гг. проводилась реставрация собора под руководством архитектора П.Д. Барановского. В 1928 г. была снесена колокольня собора. В 1930 г. Казанский собор был закрыт, а в 1936 г. — снесен.

Воссоздать исторический облик храма стало возможным благодаря обмерам, сделанным архитектором П.Д. Барановским перед разрушением храма, и исследованиям историка С.А. Смирнова. 4 ноября 1993 г.

храм был освящен Святейшим Патриархом Алексием II.

Престолы

Главный престол освящен в честь Казанской иконы Божией Матери, северный придел — свт. Гурия, архиепископа Казанского, и свт. Варсонофия, епископа Тверского. Южный придел в честь сщмчч. Ермогена и Тихона, Патриархов Московских и всея Руси (не освящен).

Святыни

Чтимая Казанская икона Божией Матери, икона Божией Матери «Воспитание».

Богослужение

Ежедневно — часы и Литургия в 9.00, начало вечернего богослужения в 17.00, по воскресным и праздничным дням — Литургия в 7.00 и 10.00, накануне — всенощное бдение в 17.00, по пятницам после окончания вечерни — молебен с акафистом Казанской иконе Божией Матери с водосвятием.

Храм открыт ежедневно с 9.00 до окончания вечернего богослужения.

Храм-памятник[ | ]

Памятник Кутузову Памятник Барклаю-де-Толли

Казанский собор — храм русской воинской славы. Летом 1812 года, перед выездом в действующую армию, собор посетил назначенный командовать русской армией Михаил Илларионович Кутузов. Он припадал к иконе Казанской Божией матери. В 1813 году прах светлейшего князя Кутузова, умершего в прусском городе Бунцлау во время Заграничного похода русской армии, был захоронен в Казанском соборе. Решётку, ограждающую могилу Кутузова, и мраморную плиту на ней выполнили по рисунку Андрея Воронихина.

В 1813—1814 годах в соборе были выставлены для осмотра 107 трофейных французских знамён и штандартов разгромленных французских полков, 93 ключа от крепостей и городов, взятых русской армией.

В 1837 году в честь двадцать пятой годовщины разгрома Наполеона на полуциркульной площади перед Казанским собором были торжественно открыты бронзовые памятники прославленным русским полководцам Михаилу Кутузову и Михаилу Барклаю-де-Толли. Автором проекта стал русский архитектор Василий Стасов, а фигуры полководцев были отлиты по моделям скульптора Бориса Орловского. Монументы подчёркивали мемориальное значение Казанского собора как своеобразного памятника подвигам, совершённым русскими воинами во имя Отечества.

В конце XIX века рядом с царским местом, сделанным из финского гранита, под стеклом висело послание Святейшего синода об убийстве Александра II, а на соседней колонне — манифест 1815 года о Священном союзе.

Видео — Храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском

Первое, на что обращает внимание путешественник, знакомящийся с новым местом, это интерьер. В этом плане Храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском выглядит увлекательно

Сразу отмечаешь для себя старинную, даже, можно сказать, летописную архитектуру. Внутри храма очень приятно находиться. Все тихо, размеренно и без излишеств.

https://www.youtube.com/watch?v=pTxS0xNi3G0Video can’t be loaded because JavaScript is disabled: Коломенское.Казанская церковь.f4v (https://www.youtube.com/watch?v=pTxS0xNi3G0)

Рекомендую обязательно посетить этот храм, а после поделиться уже своими ощущениями с нами.

Интересные факты из истории Храма Казанской иконы Божией Матери в Коломенском

  1. Издавна Коломенское являлось царским владением. Поэтому первая деревянная церковь была здесь построена при первом правителе из Романовых, Михаиле, в 30-х годах XVII века.
  2. В 1649 году у следующего царя, Алексея Михайловича, появился на свет наследник Дмитрий. Случилось это в праздничный день иконы Божией Матери Казанской чудотворной. В связи с этим царь приказал устроить всенародные празднования, а также возвести в честь образа храмы, в число которых попал храм в Коломенском, заложенный на месте старой, деревянной, церкви. На возведение храма понадобилось четыре года. Он стал домашней церковью царской семьи и даже был соединен с государевыми покоями переходом.
  3. В конце XVIII века Коломенское перестало быть царской резиденцией. Дворец утратил свое значение, и его разобрали, а храм стал центром прихода села.
  4. Интересно, что длительный период, до начала XX века, храм не имел внутренней росписи. Ее нанесли лишь в 1910-х годах.
  5. Храм не прекращал богослужения ни во время революции и Гражданской войны, ни в начальный период Советской власти, когда массово закрывались церкви, а священники подвергались гонениям. Лишь в первые, самые тревожные годы нашествия фашистских захватчиков храм был закрыт. Но вскоре вновь возобновил свою деятельность, которую не прекращает до сих пор.
  6. Сооружена Казанская церковь в Коломенском в типичном для зодчества XVII века стиле. Возведена на высоком цоколе, имеет окружную галерею вокруг здания. Купол колокольни выполнен в виде шатра.
  7. Венчают здание пять глав.
  8. Главная святыня храма – икона Божией Матери «Державная», столетие чудесного обретения которой недавно было торжественно отпраздновано.
  9. Также посетители в одном из приделов храма могут наблюдать выполненную из дерева скульптуру Иисуса Христа. Это уникальная святыня, учитывая то, что для православных храмов нетипично скульптурное изображение Спасителя.

Значение Казанской иконы Божией Матери в православии: «Державный покров»

Как оригинал, так и списки со святого прообраза играли значимую роль в истории Российского государства. Многие из них почитаются как чудотворные. Казанскую Богоматерь нарекли «Державным покровом», ибо под ее покровительством было одержано множество побед. Лик Божьей Матери – это символ освобождения и величия русского народа, источник его силы и стремления к победам.

О всероссийском почитании обретенной иконы говорит множество подтвержденных фактов. Например, в конце XIX столетия порядка 70% доходов Казани приносили паломники, съезжавшиеся со всей России для поклонения святыне.

После царствования Федора (сына Иоанна) династия Рюриковичей прервалась, воцарился узурпатор Борис Годунов (за ним – Лжедмитрий и Василий Шуйский) и на Руси наступило Смутное время фактического безвластия и гражданской войны. Этим немедля воспользовались воинственные соседи. Особую агрессию проявили польские интервенты, захватившие значительную часть русских земель.

Однако русский народ сплотился перед лицом врага. Наиболее важную роль в этом военном спектакле сыграли патриотические проповеди и послание патриарха Ермогена. Под их влиянием в Новгородских землях сформировалось ополчение под руководством Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина.

Ополчение двинулось на Москву, попутно освобождая русские земли от захватчиков. К нему присоединились и народные дружины из Казани, принесшие с собой список с иконы Божьей Матери. И, наконец, в 1612 году ополчение освободило Москву от интервентов. А во главе освободительного движения фактически стояла Казанская икона Божьей Матери.

В честь иконы-предводительницы и победы над поляками в Москве Дмитрием Пожарским был построен Казанский собор. Деревянное здание вскоре сгорело, но на том же месте в 1630 году был воздвигнут каменный храм.

Очень почитал Казанскую Божью Матерь и великий русский царь-реформатор Петр I. Именно ей он молился перед исторической битвой под Полтавой, в которой одержал безоговорочную победу над шведскими войсками.

Кстати, получила свой храм Казанская Божья Матерь и в Петербурге, примерно спустя столетия с момента основания Северной Пальмиры. Это случилось буквально накануне войны 1812 года.

Богоматерь Казанская выступала вдохновительницей побед русских войск над Наполеоном. Кутузов, готовясь к сражению с французами, усердно просил поддержки у образа Казанской Богоматери в одноименном соборе Петербурга. И его молитвы были услышаны!

Однажды, в день празднования иконы Казанской Божьей Матери ударил сильнейший мороз. Французские войска к этому не были готовы, и русская зима при поддержке Богородицы помогла освободить захваченные Наполеоном земли.

Словом, к концу XIX столетия образ Казанской Богоматери стал одним из самых почитаемых на Руси. И даже в годы безбожия Пречистая не оставляла русские земли без защиты.

Один из списков иконы был передан российским космонавтам. С 2011 года он находится на МКС, в российском секторе станции. Это еще раз подчеркивает особый статус этой православной святыни.

Иконография

Приведем краткое описание Казанской иконы Божьей Матери. Эта икона выглядит узнаваемо для каждого верующего человека, однако некоторые путают ее с другими изводами.

По иконографическому типу перед нами Одигитрия, то есть «Путеводительница». На иконе изображены Богоматерь с отроком Иисусом, которого она держит на левой руке. Взоры Марии и Спасителя направлены не друг на друга, а на молящихся.

К этому же иконографическому типу относятся многие почитаемые иконы: Иверская, Тихвинская, Смоленская и другие. Однако у Казанской Богородицы есть существенные отличия. Во-первых, это не поясной, а оплечный образ, так что указывающей на Божественного отпрыска руки Марии не видно

Стоит обратить внимание и на то, что Иисус не сидит, а стоит на руке матери, а в его деснице отсутствует свиток с Евангелием

Изображение Казанской иконы Божьей Матери

Списки иконы могут различаться между собой. Отличия наблюдаются в цветовой гамме, позах Пречистой и Спасителя, чертах их лиц и так далее. Каноном это допускается.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector