Спасо-прилуцкий монастырь
Содержание:
- Как добраться до Спасо-Прилуцкого мужского монастыря
- Почему башни обители так «весело» раскрашены?
- Святые ворота и надвратная церковь Вознесения
- Архитектурные элементы
- При монастыре действует множество древних храмов
- Введенская церковь и Трапезная
- Откуда название?
- С XV века монастырь начал процветать
- Иконы и святыни обители
- Советские власти разорили монастырь и выселили монахов
- Как живет обитель в наше время?
Как добраться до Спасо-Прилуцкого мужского монастыря
Основной транспорт до монастыря — городские автобусы до остановки «Прилуки». Подходящие рейсы от ж/д и автовокзала — № 14, 28. Эти же автобусы и рейс № 22 подойдут для туристов с Торговой площади.
Поездка на автобусе из центра Вологды в среднем займет 25–30 минут.
Расписание общественного транспорта Вологды
В сезон навигации альтернатива автобусам — круизные кораблике по реке Вологде, отправляющиеся от Кремлевской площади до монастыря. Этот маршрут популярен у туристов — с реки открываются весьма живописные виды.
Кроме того, посетить монастырь можно с организованными экскурсиями и турами.
Поездка на такси обойдется от 200 рублей. В Вологде вызвать такси можно через приложения Maxim, Такси Везёт, Яндекс. Такси.
Спасо-Прилуцкий Димитриев монастырь на видео: обзор с высоты, история
Почему башни обители так «весело» раскрашены?
Димитрий Прилуцкий был духовным отцом князя Димитрия Донского и крестным его детей. Благодаря материальной помощи князя строительство монастыря шло легко и быстро. Интересно, что необычная «веселая» раскраска башен монастыря — это не нововведение и не современная попытка украсить древний памятник. Так выглядели башни и в древности.
Традиционные для крепостного строительства русского Средневековья прясла и башни имеют несколько уровней боя — бойницы на нижнем и верхних ходах, из которых можно было вести стрельбу лучникам.
В 1812 году, когда французы подходили к Москве, из столицы вывезли ценности и привезли их в Вологду. В обгоревшем Спасском соборе до самого освобождения Москвы от Наполеона хранились драгоценности Патриаршей ризницы, Троице-Сергиевой лавры, Новодевичьего и других монастырей. Фото vk.com/spdmon
Правда, такие серьезные укрепления не пригодились — каменные стены были возведены уже после нескольких нападений на монастырь и разорений его поляками и литовцами во время Смуты. А после Смутного времени на обитель враги уже не покушались.
Снаружи монастырской крепости сохранились остатки вала, который защищал монастырь от подтопления в половодье.
6
Святые ворота и надвратная церковь Вознесения
Святые ворота с выстроенной над ней церковью Вознесения Господня датируются концом XVI века и являются старейшими каменными постройками, входящими в состав ограды монастыря. Как уже говорилось ранее, каменную стену с башнями отстроили лишь в середине XVII века, до этого ограда была деревянной.
В начале XVIII века церковь очень сильно пострадала от пожара, после чего несколько раз перестраивалась и меняла свой облик.
Церковь имеет кубическую форму, увенчанную одним узким барабаном и шлемовидной главой. Если присмотреться, на барабане можно разглядеть едва заметный рельефный узор. Рядом с церковью возвышается стройная и легкая по архитектурным формам колокольня, построенная в 1730 году.
Большие ворота украшены массивным килевидным порталом, а малые проходные ворота – порталом поменьше.
Внутри свода Святых ворот сохранилась старинная роспись.
Так Святые ворота и надвратная церковь выглядят со внутренней стороны Спасо-Прилуцкого монастыря.
Слева под колокольней находится древлехранилище (устаревшее название, дословно – хранилище древностей) или, проще говоря, выставочный зал, где можно узнать об истории монастыря и епархии. Там же церковная лавка и туалеты.
А в маленьком киоске можно купить вологодские сладости: пастилу, мармелад, клюкву в сахаре и т.д.
Справа от Святых ворот находится двухэтажное здание братских келий. Братско-настоятельский корпус создавался на протяжении XVII— XIX веков. В нем в разное время располагались казначейские, настоятельские и братские кельи, больница и церковь. Всесвятская церковь, возведенная в 1721 году, многократно перестраивалась и обрела нынешний облик в 1846 году.
Архитектурные элементы
Спасо-Прилуцкий монастырь является памятником архитектуры XVI века — именно в этот период появились основные его постройки. Рассмотрим самые основные из них.
Спасский собор
Это основной пятиглавый храм всей обители, который изначально был деревянным, но после был перестроен в камне, в традициях московского зодчества. Характерной особенностью таких построек можно назвать строгий декор, который повторяется и в других строениях комплекса.
Большая реконструкция собора произошла в 1817 году, после серьезного пожара. Внешний вид храма несколько видоизменился, повой формы стали главы. В середине ХХ века была проведена научная реставрация храма, когда попытались воссоздать первоначальный образ храма.
Спасский собор имеет несколько престолов:
- Всемилостивого Спаса;
- святого Александра Невского;
- в честь праздника Преображения Господня;
- Сретения Господня;
- Богоявления Господня.
Спасский собор Спасо-Прилуцкого монастыря
Эти престолы расположены на нескольких этажах. Украшения и росписи храма находились только в верхней части, поскольку нижняя часть нуждалась в постоянном ремонте и обновлении из-за сырости и плесени.
Надвратная Вознесенская церковь
Эта церковь располагается прямо над основными воротами, ведущими на территорию комплекса. С этой стороны ранее располагался важнейший торговый путь. Церковь, включая ворота и часть стены, относятся к самым первым постройкам XVI века. Ворота имеют отдельных вход для путников и отдельный для проезда.
Изначально эта церковь была освящена в честь Феодора Стратилата, который символично охранял вход через врата. Так было до самого XIX века, когда после пожаров храм сильно пострадал и восстанавливался. Заново храм освящен был уже в честь праздника Вознесения Господня.
Соборная колокольня
Она была возведена вместе с первым Спасским собором и освящена в честь Трех Святителей. Церковь изначально проектировалась для колоколов, такие постройки были распространены в княжеской Москве. Внизу колокольни расположился храм, а сверху была открытая площадка.
В начале XVIII века старая колокольня была практически полностью разобрана, а кирпичи и камни использовались для других хозяйственных нужд. Колокола были перемещены в другое место, а до наших дней удалось сохранить лишь небольшую часть постройки.
Введенская церковь
Церковь в честь празднования Введения во храм Пресвятой Богородицы — изящное строение квадратной основы. Украшения храма сдержаны, не вычурны, выдержаны в общем стиле всего архитектурного комплекса.
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы Спасо-Прилуцкого монастыря
Построена церковь в середине XVII века, после чего несколько раз была перестроена и перепланирована. После революции купола были сняты, а в середине постройки был клуб и кинотеатр. Изначальный свой вид церковь вернула после реставрации 1950-х годов.
Сбоку к храму примыкает больших размеров палата для трапезы. В ней размещались различные хозяйственные постройки, погреб, кладовые. Наверху располагалась комната непосредственно для приема пищи монахами.
Церковь в честь великомученицы Екатерины
Она была построена довольно поздно, в середине XIX века, как семейная усыпальница предводителя вологодского дворянского сословия Волоцкого. Это небольшое по размерам строение, рядом с которым находится церковное кладбище, которое было сильно повреждено в годы советской власти. На этом кладбище были похоронены как церковные деятели разных веков, так и светские известные люди.
Другие здания и постройки
Ни один монастырь не может обойтись без монашеских келий. Первоначальные постройки, предназначенные для проживания монахов, были выполнены из дерева и полностью утрачены вследствие многочисленных пожаров. Каменные сооружения начинают возводиться с середины XVII века.
Успенская церковь интересна тем, что была разобрана и перевезена из другого монастыря, который закрыли. Эта церковь деревянная, выполненная в шатровой технике, и является древнейшей постройкой такого рода.
Деревянная шатровая Успенская церковь
Башни монастыря разбросаны по всему периметру комплекса и образуют пятиугольник. Северные башни высокие и крепкие, они далеко выходят за ограду и задумывались как оборонительные сооружения. Содержат несколько рядов бойниц. Башни с другой стороны имеют полости, которые предназначались для хранения сухого пороха, каких-либо боеприпасов, а также для заключения особо опасных преступников.
При монастыре действует множество древних храмов
Монастырь имеет богатую архитектуру и множество церквей и храмов на своей территории. Здания не сильно пострадали в советское время.
Наиболее известен, естественно, пятиглавый Спасский собор
Но здесь есть, на что обратить внимание, и помимо него
Спасский собор
Введенская церковь (Церковь Введения Богородицы во храм) — аккуратное прямоугольное сооружение. Оно возведено в XVII веке и пережило несколько перестроек. Нынешний облик церкви — это реконструкция, возможно, не точная. Отличительный признак храма — крупная трапезная плита с западной стороны.
Введенская церковь
Успенская церковь — это самая старая шатровая церковь. Её привезли из Александро-Куштского монастыря в 1962 году, из-за того, что его закрыли.
Успенская церковь
Есть и другие церкви — каждая со своей историей.
Введенская церковь и Трапезная
От Спасского собора ведет крытая галерея к Трапезной палате. Цокольный этаж трапезной занят хозяйственными помещениями, а на верхнем этаже расположена обширный сводчатый зал для общих монастырских трапез.
Правее к Трапезной палате вплотную примыкает Келарская палата, а через проходную арку – Белая палата.
Келарская, где сидел заведующий монастырским хозяйством, оформлена лишь полукруглыми оконными нишами. А соседствующая Белая палата жизнерадостно украшена фигурными наличниками, различающимися на окнах первого и второго этажей, и квадратными нишками по всей высоте пристройки.
За трапезной скромно спряталась Введенская церковь. По своему внешнему виду она перекликается с надвратной Вознесенской церковью, но в то же самое время имеет более нарядный вид. Верхний ярус и барабан декорированы широкими узорчатыми поясами, состоящими из поребрика, кирпичных балясин и прямоугольных нишек.
Совокупность вышеперечисленных объектов (Введенская, церковь, трапезная, келарская и белая палаты) называют «Введенским комплексом». Точная дата строительства комплекса неизвестна, предположительно, середина XVI века.
Откуда название?
Слово «Прилуцкий» связано с особенностями места, где расположен монастырь. В двух километрах северо-восточнее Вологды одноименная река делает резкий поворот, образуя излучину, или «луку». Преподобный Димитрий, придя в северные края из Переславля-Залесского в 1335 году, вначале поселился на дальней окраине Вологды. Потом стал искать место для монастыря, направился на север и остановился на левом берегу реки Вологды. Осматривая окрестности, он просил Господа и Богородицу указать ему место, где душа обрела бы покой.
Вот тогда ему и явилась красивая речная излучина с колосившейся хлебной нивой (сейчас эти места входят в черту города). Поле принадлежало местным жителям Исидору Выпрягу и его другу и соседу Илие Ракову. Узнав о желании монаха создать здесь обитель, они не только добровольно отдали Димитрию столько земли, сколько потребовалось на устроение монастыря, но даже сами вытоптали на поле еще не созревший хлеб.
Димитрий и Пахомий приходят в Вологду и получают землю для монастыря от Ильи и Исидора
Димитрий, ученик и друг преподобного Сергия Радонежского, поставил на тех полях Киликиевский крест — деревянный, восьмиконечный, украшенный медной позолоченной басмой и 84 иконками, вырезанными из кости. По преданию, он был вывезен из армянской области Киликия (ныне крест хранится в Вологодском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике). На месте креста потом встал деревянный, а позже и каменный Спасский собор.
2
С XV века монастырь начал процветать
С XV века дела монастыря идут хорошо. Покровительство одного великого князя, Василия Тёмного, затем другого, Андрея Меньшего, и прочих важных исторических личностей помогает обители процветать.
Димитрий Прилуцкий — основатель монастыря
Также сыграло значительную роль и расположение обители. Это торговый и стратегический центр. Здесь пересекаются водные и сухопутные пути — причём не только русские, но и международные.
У монастыря было выгодное расположение — пересечение торговых путей.
Также это политически и религиозно важное место. Сюда ссылают неугодных политических заключённых, а цари молятся о даровании наследников
Наконец, статус монастыря находит и материальное отражение Спасский собор выстраивают из камня.
Иконы и святыни обители
Из особо почитаемых святынь можно выделить мощи очень чтимых в здешних краях Игнатия Прилуцкого и его брата Димитрия. Хранятся они в нижнем пределе, там же находится икона Димитрия, образ Пресвятой Богородицы «Страстная». Возле захоронения Игнатия Прилуцкого находятся его вериги, а также ковчег с мощами многих православных святых.
В монастыре особенно почитается Божья Матерь, и чтится образ «Скоропослушница», список иконы с горы Афон. Также особую любовь в обители проявляют к Казанской иконе, которая с закрытием обители была передана в музей Вологды.
Еще одной известной монастырской святыней является Киликийский крест, который согласно преданию, святой Дмитрий Прилуцкий принес с собой из Переславля, когда решил строить новый монастырь.
Советские власти разорили монастырь и выселили монахов
С приходом Советской власти монастырь постигла та же судьба, что тысячи обителей по всей стране. Монахов выселили, имущество изъяли, а в помещениях устроили склады. Местное население даже порывалось разобрать здание на кирпичи, но получить разрешение не смогло.
В разные годы в обители были:
- пересылочная тюрьма;
- военный склад;
- кинотеатр;
- дом инвалидов.
Повезло лишь в том, что в 50-е годы провели реставрацию обители с целью вернуть ей облик, близкий к историческому. А в 1979 году монастырь стал филиалом Вологодского государственного музея-заповедника. К слову, почти всё здешнее имущество тоже хранилось в музее.
Как живет обитель в наше время?
Как и для многих других храмов и монастырей, XX век стал для Спасо-Прилуцкой обители трагическим временем. Монастырь был закрыт советской властью еще в 1920-е годы.Потом здесь были пересыльная тюрьма, склады, кинотеатр…
И вот в 1991 году, после 67-летнего перерыва, в Спасо-Прилуцком был вновь открыт мужской монастырь. А 24 февраля 1992 года, в день памяти Димитрия Прилуцкого (600-летие преставления), монастырь полностью возвратили Русской Православной Церкви.
В некрополе Прилуцкой обители похоронен русский поэт Константин Батюшков. Здесь также покоятся сестра полководца Суворова Мария Васильевна Олешева, митрополит Сарский Иона, архимандриты и игумены монастыря. Фото vk.com/spdmon
Монастырская жизнь возрождается. Ремонтируются строения, восстановлены иконостасы и колокола на соборной колокольне, ежедневно совершается полный круг богослужений. Содержится подворье и монастырская воскресная школа. В обители располагается Вологодская духовная семинария. Ежегодно проводятся Димитриевские образовательные чтения, собирающие духовенство и работников просвещения.