«стояние зои». факты

Арест главного свидетеля

На отца Димитрия (Серафима) тогда сфабриковали дело, а власти приказали не разглашать о чуде всем, кто видел его. Священнику назначили несколько лет лишения свободы. После отбытия срока его направили служить в отдаленное село. В Покровском монастыре спустя долгие годы архимандрит Серафим поведал о том, что после того, как он взял икону, его арестовали на несколько лет, но Господь его вывел через 40 дней.

Таким образом, в Самаре теперь увековечены давно минувшие события, в которых фигурировал батюшка Серафим и та самая каменная Зоя. Фото памятника в Самаре наглядно нам демонстрирует это.

О чем гласит эта легенда

Некая девушка по имени Зоя, она же работница трубного завода, гуляла со своими друзьями дома. Они танцевали и веселились. Хотя в Рождественский пост этого делать было не положено. Против этой затеи была и мать нашей героини. У девушки был жених Николай, но он по какой-то причине задерживался, а она все продолжала ждать его. Не выдержав, в порыве злости Зоя схватила икону Николая Чудотворца и начала вместе с ней кружиться в танце. Девушка произнесла следующие слова: «Если нет моего Николая, я тогда потанцую со святым Николаем». Тогда присутствовавшие на вечеринке подруги начали уговаривать ее, чтобы она так не делала, ведь это богохульство. Но в ответ им она лишь только сказала: «Если Бог есть, пусть он меня накажет!»

После этого случилось нечто необъяснимое. В комнате поднялся вихрь, засверкала молния, поднялся страшный шум, и … Зоя в тот же миг застыла, словно статуя. Она была вся ледяная и прижимала к груди икону. Ее ноги словно срослись с полом, и девушку невозможно было сдвинуть с места. Несмотря на отсутствие внешних признаков жизни, ее сердце билось. С тех пор не ела и не пила, но продолжала жить Каменная Зоя.

Фильм об этом событии неоднократно был поставлен режиссерами, однако эти картины так и не дали точного объяснения. В них рассказывается, как дежурившие на посту люди слышали, как девушка по ночам кричала: «Мама, молись! В грехах погибаем!» Весть об этом разнеслась по всему городу, и явление получило название «Зоино стояние». Приглашали священников для того, чтобы они читали молитвы. Но святые мужи не могли взять икону из рук Зои. В праздник Рождества в дом пришел отец Серафим и произнес такие слова: «Нужно ждать знамения в Великий день».

Существует даже предание, что к Зое являлся сам Николай Чудотворец. В день Благовещения пришел некий старец, уже в третий раз пытавшийся попасть в дом. Дежурные лишь услышали, что старик тот спрашивал у Зои, не устала ли она так стоять. Затем его и след простыл, он незаметно исчез. Тогда и пошли слухи, что сам святой был тогда в той комнате.

Так девушка простояла 128 дней, до самой Пасхи. В канун праздника она вновь стала взывать к тому, чтобы люди молились, ибо весь мир гибнет в грехах. С этого времени Зоя начала оживать и продолжала всех просить молиться о мире. После того как она очнулась, ей стали задавать вопросы и спрашивать, как она выжила на протяжении стольких дней. Ведь она не могла ни пить, ни есть в то время, когда находилась в окаменевшем состоянии. На это она отвечала, что ее кормили голуби. Ночные охранники были в ужасе, когда Зоя кричала о том, чтобы все молились, так как земля горит, и весь мир гибнет в грехах. Как говорит предание, на третий день Пасхи девушка умерла, прощенная Господом.

Есть версия, что после того, как Зоя ожила, ее забрали в больницу, где она и пробыла до конца дней. Имеет место быть и предположение о том, что она жила потом в монастыре. По прошествии времени до сих пор живет в памяти народа Каменная Зоя. Самара теперь ассоциируется у многих с тем давним событием и образом Святого Николая Чудотворца.

«Да, произошло это чудо — позорное для нас, коммунистов…»

Случай на Чкаловской улице — дикий, позорный случай. Он служит упреком в адрес пропагандистских работников горкома и райкомов КПСС. Пусть же уродливая гримаса старого быта, которую многие из нас видели в те дни, станет для них уроком и предостережением».

Зоя прирастает к полу и каменеет.

Это цитата из городской газеты «Волжская коммуна» от 24 января 1956 года. Фельетон «Дикий случай» был опубликован по решению 13−й Куйбышевской областной партконференции, созванной в срочном порядке в связи с религиозными волнениями в городе. Первый секретарь ОК КПСС (по-теперешнему — губернатор) товарищ Ефремов устроил делегатам на эту тему мощнейший разнос. Вот цитата из стенограммы его выступления: «Да, произошло это чудо — позорное для нас, коммунистов, руководителей парторганов. Какая-то старушка шла и сказала: вот в этом доме танцевала молодежь, и одна охальница стала танцевать с иконой и окаменела. После этого стали говорить: окаменела, одеревенела — и пошло. Начал собираться народ, потому что неумело поступили руководители милицейских органов. Видно, и еще кто-то приложил к этому руку. Тут же поставили милицейский пост, а где милиция, туда и глаза. Мало оказалось милиции, так как народ все прибывал, выставили конную милицию. А народ, раз так, — все туда. Некоторые даже додумались до того, что вносили предложение послать туда попов для ликвидации этого позорного явления…»

На партконференции было решено резко усилить антирелигиозную пропаганду в Куйбышеве и области. За первые восемь месяцев 1956 года было прочитано свыше 2000 научно−атеистических лекций — это в 2,5 раза больше, чем за весь предыдущий год. Но эффективность их была невелика. Как свидетельствует «Справка о выполнении постановлений бюро ОК КПСС за 1956 год по отделу пропаганды и агитации», практически из всех районов шли отчеты о том, что слухи об «окаменевшей девице» по-прежнему очень сильны в народе; резко усилились религиозные настроения; во время поста люди редко выходят на улицы с гармошкой; снизилась посещаемость кинотеатров, а в страстную неделю сеансы и вовсе срывались из-за отсутствия зрителей в залах. По улицам города ходили отряды комсомольцев-агитаторов, утверждавших, что были в доме на Чкаловской улице и ничего там не видели. Но, как следует из донесений с мест, эти акции лишь подлили масла в огонь, так что даже те, кто не верили в чудо, начинали сомневаться: а может, и вправду что-то было…

Юг Европы: главный регион антицерковного движения

На исходе 12-го столетия в горных районах севера Италии и юга Франции возникли два мощных антицерковных еретических движения. Речь о катарах и сторонниках Пьера Вальдо. Вальденсы станут настоящим бичом Тулузского графства на рубеже 12−13 вв. Церковь здесь оказалась в незавидном положении. «Лионские бедняки» поначалу не стремились к конфликту с духовенством, но их проповеди о свободном чтении Библии мирянами провоцировали клириков. Катары также представляли серьёзную угрозу для церкви на юге Франции.

Одним из главных подвижников в борьбе с ересями тогда стал святой Доминик, который направился со своими соратниками в неспокойный регион с проповедями. Центром распространения еретических движений был окситанский город Монпелье. Возникновение общин святого Доминика и его активная деятельность как проповедника не убедила инакомыслящих. В 1209 году началось вооружённое столкновение: был объявлен крестовый поход против еретиков, который возглавил граф Тулузы Симон IV де Монфор.

Это был опытный воин и бывалый крестоносец. К 1220 году вальденсы и катары потерпели поражение: католикам удалось справиться с главными очагами еретических течений на территории графства Тулуза. Инакомыслящих сжигали на кострах. В дальнейшем королевская администрация окончательно расправится с вальденсами.

Монашествующие ордена также внесли серьёзный вклад в победу над еретиками юга Франции. Ведь именно они стали главными идеологическими противниками отступников — нищенствующие монахи занимались лишь проповедью. В лице доминиканцев и францисканцев еретикам противостояла идея о нищенствующей церкви.

Стояние Зои. Окаменевшая Зоя

По дороге в храм Петра и Павла, про который я писал в предыдущей статье про день славянской письменности, можно увидеть ещё одно очень интересное историческое место.

Это место посвящено чуду, которое произошло в новогодние праздники 1955-1956 гг. в частном куйбышевском доме на улице Чкалова (в то время город Самара назывался Куйбышевым).

Сам я живу на этой улице, поэтому нередко хожу мимо этого места. Раньше часто её называли Чкаловской, висят даже вот такие смешные таблички.

А ещё спасибо надо сказать администрации города, которой показалось мало двух названий улицы (по табличкам), они ещё старое название улицы (Оренбургская) добавили. Так что весело здесь живём.))

Ровно два года назад на этом месте поставили памятник Николаю Чудотворцу, а сам дом совсем недавно сгорел.

Так что же произошло в этом доме много лет назад?
Одна девушка, работница крупнейшего куйбышевского трубного завода (ныне завода имени Масленникова, «успешно» разваленного) Зоя Карнаухова, во время новогодних праздников пришла на вечеринку и ожидала там своего парня Николая.

Гости все танцевали по парам, однако Николай задерживался, и ей приходилось сидеть в стороне, пока остальные веселились.

Тогда она сказала всем собравшимся, что если нет моего Николая, то тогда буду танцевать с Николой Угодником. Схватила икону Николая Чудотворца и начала с ней танцевать.

Она не слушала уговоры своих подруг и со словами: «Если есть Бог, то пусть меня накажет», продолжала танцевать.

Вскоре неожиданно поднялся шум, затем всё вокруг раскидало, словно прошла буря, и также неожиданно быстро всё улеглось. А Зоя осталась стоять на том месте, где застала её буря.

Она словно окаменела, её не могли сдвинуть с места, и стала как-будто деревянной, только сердце еле билось, указывая на то, что она жива.

В дом приходили священники и врачи, но никто не смог ничего сделать с Зоей. Ноги словно приклеились к половицам, их невозможно было отнять. Не удавалось медикам сделать уколы, так как иглы гнулись и не входили в тело.

Дом контролировали представители КГБ, охраняли постоянно, посменно милиционеры, так как огромное количество любопытных пыталось воочию увидеть это чудо. Подключили даже конную милицию и перекрыли три квартала.
Однажды пришёл в этот дом иеромонах Серафим, он горячо молился за спасение и прощение Зои, сумел взять из её рук икону Николая Чудотворца, что другим не удавалось и сказал, что стояние закончится в светлый праздник Пасхи.

По ночам, люди, живущие в соседних домах, дежурившие милиционеры слышали, как Зоя причитала и просила молиться и отмаливать грехи, которых у всех стало очень много.

В то время, надо заметить, усилились гонения Никиты Хрущёва на церковь, людям постоянно устраивали агитационные атеистические лекции, на верующих смотрели как на больных ненормальных людей.

В тот год на волне этого события огромное число самарцев пришло в храм, многие крестили своих детей и сами крестились.

А Зоя простояла более четырёх месяцев и в Пасху смогла двигаться. Долго она после этого не прожила и вскоре умерла. В любом случае эта история помогла стать лучше многим людям, повернула их к Вере.

Кстати, моя бабушка, будучи в те времена молодой женщиной, приезжала и слышала от присутствующих нашумевшую историю Анны Федотовой о разговоре с молодым милиционером, который на расспросы правда ли или неправда, что в этом доме с января стоит неподвижно девушка с иконой, снял фуражку и показал свои седые волосы.

Таков был его ответ. КГБ со всех задействованных сотрудников органов и медиков тогда брали подписки о неразглашении этого как они выражались «медицинского явления».

В день памяти святого Николая (Угодника) Мирликийского Чудотворца провели крестный ход с молебном и освящением памятника святого Николая Чудотворца у дома, где было чудо известное как «стояние Зои» или «окаменевшая Зоя». Смотрите видео.

Вот такая яркая история.

Смотрите бесплатный вебинар «Инфобизнес изнутри». Если хотите узнать Как Заработать на Партнёрских Программах и Инфопродуктах,  скачайте бесплатный видеокурс Владислава Челпаченко «Партнёрский маркетинг».

Показания очевидцев

После этого события тому самому священнику Серафиму задавали вопросы о его встрече с тем явлением. На них он отвечал уклончиво, но все же стало понятно, что именно он тогда смог взять икону у девушки, коей и была каменная Зоя в Самаре.

Но есть еще и показания свидетеля – пенсионерки Анны Федотовны. Она, как и многие тогда, хотела увидеть чудо своими глазами, но милиция, охранявшая дом, не пропускала никого. Тогда старушка решилась спросить у одного парнишки, так ли все на самом деле, как говорят. Но он ответил уклончиво, сказав, что им не велено сообщать ничего. Красноречивее слов были его седые волосы, которые он продемонстрировал женщине.

Была еще свидетельница, которая работала на «скорой помощи». Тогда она прибыла в дом, чтобы помочь девушке. Попытавшись сделать ей укол, она поняла, что это все бесполезно, ибо иголки гнулись и ломались о затвердевшую кожу. Эту женщину звали Анной Павловной Калашниковой, и она была родственницей священника Виталия Калашникова, который и поведал с ее слов об этой истории. Она, как и многие тогда очевидцы, дала расписку о неразглашении. Несмотря на это, женщина поведала о чуде многим людям.

Однажды из Куйбышева приехала верующая в тот храм, где служил Серафим. Она его увидела и тотчас же узнала в нем священника, который присутствовал при том событии. В большинстве случаев на вопросы о «Зоином стоянии» он отвечал уклончиво и не давал прямых ответов. Из повествования Александры Ивановны следует, что она встречалась с батюшкой Серафимом и спрашивала о местонахождении той иконы, которая тогда была в руках девушки. На это он лишь строго посмотрел на нее и промолчал. Но есть сведения, что икона находится в Ракитненском храме. Об этом говорила матушка Екатерина Лучина, но тогда это хранилось в секрете, ибо все опасались повторного ареста Серафима.

Дядя Светланы Чекулаевой был тогда участником застолья. Он и поведал своим близким о произошедшем, и с тех пор эта история стала их семейной легендой. Как рассказывает его племянница, он видел, что девушка застыла, перестала говорить и стояла, обняв икону. Дядя ее, как и те, кто с ним тогда был на той вечеринке, были осуждены на разные сроки. Эти факты были приведены в документальном фильме «Каменная Зоя» (ТВЦ).

Из рассказов очевидцев

В документальных фильмах, посвященных данной теме, приводятся свидетельства четырех предполагаемых очевидцев божественного вмешательства в земные дела. Они подтверждают факт того, что девушка окаменела, будучи наказанной за поругание святыни. Бросается в глаза, что двое из тех, кто описывает события, которые имели место в таинственном доме на Чкаловской, являются служителями церкви, а по возрасту своему вряд ли могут помнить происходившее. Еще два очевидца, уверяющие зрителей в реальности «чуда», попросту малограмотны.

Журналистам, проводившим расследование, удалось в свое время отыскать жильцов домов, находившихся по соседству с «проклятым» местом. Выяснилось, что о «чуде окаменевшей Зои» они не знали. Но помнят, что как раз в то время возле дома 84 собирались огромные толпы любопытствующих. Народ сбивался в толпу несколько дней, а потом людская масса быстро рассеялась. Соседи дома на Чкаловской указывали, что в середине января 1956 года к ним не раз приходили странные люди, которые спрашивали, не у них ли случаем стоит каменная девица? Ничего не понимавшие жильцы только пожимали плечами.

Удалось установить, что в указанном доме, который много лет спустя таинственным образом сгорел, в описанное время проживала Клавдия Болонкина. Женщина торговала пивом и, по слухам, не отличалась высокой нравственностью. Говорили, что за возможность поглядеть на окаменевшую в ее доме девушку она якобы брала с любопытных по десять рублей. Сумма по тем временам не самая маленькая. Но деньги, как выяснилось, Клавдия брала только за придирчивый осмотр своей квартиры, а не за показ какой-то мифической девушки.

БОГОМОЛКИ: МИЛИЦИОНЕР ПОСЕДЕЛ ОТ СТРАХА

Многим верующим в Самаре известна пенсионерка А. И. Федотова.

«В те дни возле дома Зои я была дважды, — рассказывает Анна Ивановна, — приезжала издалека. Но дом был окружен милицией. И тогда я решила расспросить обо всем какого-нибудь милиционера из охраны. Вскоре один из них — совсем молоденький — вышел из калитки. Я пошла за ним, остановила его: «Скажите, правда, что Зоя стоит?» Он ответил: «Ты спрашиваешь в точности, как моя жена. Но я ничего не скажу, а лучше смотри сама…» Он снял с головы фуражку и показал совершенно седые волосы: «Видишь?! Это вернее слов… Ведь мы давали подписку, нам запрещено рассказывать об этом… Но если бы ты только знала, как страшно мне было смотреть на эту застывшую девушку!»

Свидетельства

Когда говорят о феномене «каменной Зои», всегда вспоминают о трех очевидцах: отце Серафиме, принявшем из рук девушки икону, Анне Калашниковой, которая работала врачом на «Скорой помощи» и приехала в дом №84 на своем дежурстве, и Анне Федотовой, жительнице Куйбышева, которая на самом деле ничего не видела, но фигурирует во всех документальных фильмах о Зое и статьях. Анна Ивановна Федотова, тогда еще совсем «зеленая» комсомолка, завязала разговор с одним из охранников, дежуривших у дома Болонкиной. «Товарищ милиционер, говорят, не стоит там никто!», — обратилась девушка к молоденькому УВД-шнику. «Тогда и тут бы никто не стоял, и окна не заколотили», — отвечал он ей. А потом снял фуражку: «Видишь, какой я! А мне только 28 лет». Волосы у него были совершенно седые… Потом, правда, нашлись люди, утверждавшие, что парень седым вернулся с фронта, а над доверчивой девушкой просто подшутил …

Более убедительным выглядит рассказ настоятеля Софийской церкви Виталия Калашникова:

А вот архимандрит Серафим (в миру Дмитрий Тяпочкин) не был так откровенен. Когда ему задавали вопросы о Зое, он избегал прямых ответов. Было, отчего молчать старцу – почти десять лет он провел в лагерях. «Потолковали» с ним чекисты и в прошлый раз, в результате чего священник был сослан в Михайловское.

Протоиерей Анатолий Литвинко вспоминал, что на вопрос «Батюшка, это вы взяли икону из рук Зои?» отец Серафим лишь смиренно опустил голову. «И по его молчанию я понял: он». Некая Александра Ивановна, чьи родственники жили в Куйбышеве, также встречалась с отцом Серафимом. Однажды женщина дерзнула задать священнику вопрос: «Батюшка, а где икона святителя Николая, которую вы взяли у Зои?» Архимандрит строго взглянул на женщину и вдруг ответил:

«Икона лежала в храме на аналое, а сейчас она находится в алтаре. Были такие времена, когда ее велели убрать». И добавил: «Вы первая, кому я об этом сказал».

А через две недели отца Серафима не стало. Где сейчас находится та самая икона – неизвестно.

В художественной литературе

В 2009 году в издательстве «АСТ» вышел роман Юрия Арабова, по которому он написал сценарий для фильма «Чудо».

В 2010 году в рязанском православном издательстве «Зерна» вышла книга Антона Жоголева «Стояние Зои», где оно описано как часть церковного предания, которое «достовернее любого факта».

В 2015 году в издательстве Сретенского монастыря (Москва) вышла повесть протоиерея Николая Агафонова «Стояние», посвящённая Зоиному стоянию. Повесть представляет собой художественное осмысление свидетельств очевидцев, с которыми автор много общался.

В 2017 году в издательстве «Сибирская благозвонница» вышла повесть Вероники Черных «Икона», представляющая собой художественную реконструкцию Зоиного стояния, сделанную на основе слов родственницы очевидца и собранного в интернете материала.

Поэтесса Елена Каморина в 2017 году написала стихотворный «Сказ о Зое каменной и её страшном стоянии» на основе сюжета народного сказания.

Однако, среди современников и потомков встречались скептики опровергающие или ставящие под сомнение «Зоино стояние».

По решению партийной конференции 24 января 1956 года в газете «Волжская коммуна» был опубликован фельетон под названием «Дикий случай», в котором опровергался факт окаменения девушки и сообщалось, что данную историю выдумала и распространила слух о ней некая женщина по имени Аграфена.

Документальный фильм «Каменная Зоя. Линия защиты» (2015)

Согласно филологу Петрову Н.В., сюжет о плясуне-святотатце известен в русском фольклоре как минимум с XIX века, в 1919 и 1956 годах актуализировался в новых фольклорных рассказах. «Зоино стояние» 1956 года оказалось наиболее устойчивой текстуализацией сюжета, поддержанное популярной в церковной среде нарративной схемой о чудесном наказании святотатцев.

Петров полагает, что началом к созданию сюжета послужило какое-то событие, произошедшее в Куйбышеве в начале 1956 года и вызвавшее религиозные волнения в городе, сопровождавшиеся стремлением советских партийных структур разоблачить стояние. Вероятно с середины того же года история окаменевшей плясуньи получила хождение среди носителей фольклорной традиции — как в Куйбышевской (ныне Самарской) области, так и за её пределами. Впоследствии появляется рукопись неизвестного автора, так называемое «Зоино житие», начало его распространения Петров предположительно относит к концу 1950-х годов. Содержание рукописи «местами различается в разных копиях», но Петров отмечает, что «основная фабула везде примерно одинакова: описывается, „неправильное“ поведение девушки, чудо стояния, её оживление». В период с 1960 года наряду с письменными появляются и устные рассказы об окаменении плясунов (танцевавшей с иконой девушки или танцевавшего в церкви человека), не все из которых привязаны к Куйбышеву. По мнению Петрова, эти истории являются «реализацией известной нарративной схемы „наказание за святотатство“: человек нарушает табу, наказывается, затем исцеляется», где мотив наказания конкретизируется в виде паралича.

Многие детали, как считает Петров, были добавлены в сюжет довольно поздно и обрамляют его, а для включения легенды в список православных чудес он «„подгоняется“ под определенные лекала». По мнению Петрова, сюжет детализируется только в конце 1990-х годов, когда поучительный текст о Зоином стоянии переходит из разряда слухов в ранг православной легенды и становится чрезвычайно популярен в православной среде. Рассказ о Зоином стоянии опубликован во многих церковных сборниках наряду с другими свидетельствами о чудесах святых. Петров отмечает, что с 1990—2000-х годов «Зоино стояние» стало «фольклорным брендом» Самары, основанным на «реальных исторических событиях».

К слову, в ответе от 18 января 2018 года на запрос информации о «стоянии Зои» Управление ФСБ России по Самарской области сообщило, что у него отсутствуют архивные материалы в отношении данного происшествия.

Как бы там ни было, дыма без огня не бывает. Трудно представить, что в глубоко атеистическом советском обществе, где всё антисоветское уничтожалось на корню, на пустом месте могли появиться столь громкие религиозные слухи, которые охватили весь СССР, породили множество книг, фильмов, а также других художественных и документальных отголосков, которые просуществовали 66 лет и сохранились до нашего времени. Не стоит забывать и о том, что существовало множество свидетелей и очевидцев тех событий, как рядовых так и высокопоставленных граждан, а сам факт происшедшего создал огромное количество проблем советским чиновникам и спецслужбам.

Всё, что мы знаем о мире — есть кем-то рассказанная история

После случая на Чкаловской жители города пошли в церкви. Крестились сами, крестили детей… И это — в послевоенном, промышленном, закрытом Куйбышеве, в стране победившего атеизма! Авторитет церкви возрос в разы. И, несмотря на явные несостыковки и пробелы в этой истории, люди продолжают верить в «чудо стояния Зои».

По-хорошему, все домыслы и слухи вокруг «чуда» даже сейчас можно развеять обычным журналистским расследованием. Выяснить, например, работала ли в то время на заводе имени Масленникова Зоя Карнаухова и откуда вообще взялось это имя и фамилия? Ведь до 1990-х годов в городской легенде имя девушки даже не упоминалось. Узнать, что за священник снимал жильё в доме на Чкаловской. Разобрать хронологию одного нелицеприятного скандала, случившегося незадолго до «стояния Зои» в церковно-приходской школе Петропавловского храма… Только зачем? Давно известно — чем сильнее борешься с мифом, тем больше людей будут в него верить.

Сейчас о «каменной девушке» пишут книги, сюжет включают в житийные иконы Николая Угодника. «Стоянию Зои» посвящают телешоу. А в 2009 году режиссер Александр Прошкин снял по мотивам самарской истории фильм «Чудо», который был удостоен специального приза Московского международного кинофестиваля.

Вид на дом Клавдии Болонкиной из глубины двора. Слева — ряд туалетов, принадлежащих жильцам «квартир». Лето 2020 года.

На улице Чкалова, рядом с домом 84, установлена скульптура Николая Чудотворца. А сам дом, в котором якобы произошло «стояние Зои», сгорел несколько лет назад. В Самаре идёт застройка старых кварталов…

ПАНИКА В ОБКОМЕ

Из стенограммы 13-й Куйбышевской областной конференции от 20 января 1956 года. На вопросы делегатов отвечает первый секретарь Куйбышевского обкома КПСС товарищ Ефремов:

«Записок по этому поводу пришло штук двадцать. Да, произошло такое чудо, позорное для нас, коммунистов, явление. Какая-то старушка шла и сказала: вот в этом доме танцевала молодежь, и одна охальница стала танцевать с иконой и окаменела. Начал собираться народ потому, что неумело поступили руководители милицейских органов. Видно, и еще кто-то приложил к этому руку. Тут же поставили милицейский пост. А где милиция, туда и глаза. Мало оказалось милиции… выставили конную милицию. А народ — раз так, все туда…

Некоторые додумались даже до того, что предложили послать туда попов для ликвидации этого позорного явления. Бюро обкома порекомендовало бюро горкома виновников строго наказать, а товарищу Страхову (редактор областной партийной газеты «Волжская коммуна». — Ред.) дать разъясняющий материал в газету в виде фельетона».

Скандалу в обкоме было от чего разразиться. Все случившееся настолько поразило жителей Куйбышева и области, что в церкви потянулись толпы народу. Для отправления обряда крещения у священников не хватало нательных крестиков…

Watch this video on YouTube

Видео: Великое чудо – Стояние Зои в 1956 Самара

Что случилось с Зоей?

Болезнь, Божья кара, обман… Предположений о случившемся много. Все они чем-то аргументированы, но ни одно из них не доказано.

Столбняк

Самое первое предположение, сделанное ещё в первый день стояния. Сразу же оно было воспринято в штыки, опровергнуто, но последователи у него есть до сих пор. При столбняке лежат, а не стоят. Укол сделать можно. И вирус подхватить Зое было негде. Она же не в поле работала, а на фабрике.

Кататонический ступор

Эта теория является официальной версией. При кататоническом ступоре человек действительно выглядит одревеневшим, молчит, не двигается. Возникает такое расстройство на фоне депрессии и заболеваний нервной системы. Длится кататонический ступор от нескольких дней до многих месяцев. Но от этой болезни чаще всего лечатся уколами, а в случае с Зоей подобное лечение не удавалось. При кататоническом ступоре человека можно сдвинуть или придать ему определённую позу. Но в этом случае ничего подобного сделать не получалось.

Окаменевшая Зоя – городская легенда?

Эта версия одна из самых популярных. Главной её опорой является отсутствие документальных подтверждений Зоиного стояния. Милицейские архивы сгорели в 90-е, большая часть свидетелей уже умерла, дом сгорел. К тому же вряд ли человек способен прожить без пищи и воды так долго.

Божья кара

На фоне других эта версия наиболее состоятельна, особенно с религиозной точки зрения. В начале января у христиан пост. Как известно, во время поста надо не праздники устраивать, а молиться и каяться. Уже грех. Затем неверие в Бога. Ещё более тяжкий грех. То есть Зоя совершила два греха за очень короткий срок.

И была наказана за насмешку над святым, с иконой которого она танцевала. Это объясняет и ночные крики. Старичок – действительно Николай Угодник, пришедший простить раскаявшуюся девушку. Невозможность сделать укол и отсутствие в течение стояния пищи и воды тоже объясняется Божьим промыслом.

Статью прочитали
8 090

Версии

Религиозная версия

Верующие самарцы не сомневаются в том, что чудо действительно произошло. Стояние Зои признано и Самарской епархией: митрополит Самарский и Сызранский Сергий убеждён, что это чудесное свидетельство явления Бога.

Медицинская версия

Помимо религиозной, имеется медицинская версия данной истории, которую в 2010 году высказала Светлана Кондрашова, психиатр Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского. Согласно этой версии, девушка страдала психическим заболеванием и впала в кататонический ступор в связи с его обострением.

Впоследствии, в 2021 году, бывший заведующий кафедрой психиатрии Самарского государственного медицинского университета Геннадий Носачёв сообщил корреспонденту «Комсомольской правды», что «история – не легенда, девушка действительно была», и добавил, что он её видел, но «не в момент кататонического ступора, а позже, когда она уже лежала в психиатрической больнице», в которой она затем неоднократно лечилась. По его словам, в данной истории «начало декомпенсации болезни совпало с внешним стрессом».

Однако медицинская карта Зои Карнауховой не сохранилась, поскольку в поликлинике, к которой она была прикреплена, случился пожар, а в психиатрической клинике архивы хранятся лишь 25 лет.

Версия, опубликованная в «Московском комсомольце»

По рассказам соседей, возможно, история Зои является вымыслом некоей Клавдии Болонкиной, которой принадлежал дом № 84.

По словам соседки, танцы с иконой действительно имели место, и проходившая монахиня бросила: «За такой грех обернёшься ты соляным столбом!» — а Клавдия начала распускать слух, что так и произошло.
По словам одного жителя Самары, имя Зое Карнауховой дала женщина по имени Зоя, поверившая в историю настолько фанатично, что отождествляла себя с окаменевшей девушкой. Постепенно знакомые стали называть её «каменной Зоей».

Версия самарских журналистов

По версии двух самарских журналистов, по совместительству краеведа Валерия Ерофеева и физика Виктора Петрова, дело было примерно так. Девушка Зоя Карнаухова была верующей, о чём открыто говорила друзьям. И когда на гулянке молодёжь начала танцевать, то Зоя вдруг заявила, что современные танцы — это богохульство и за них Господь может наказать, превратив грешников в каменные статуи. Подвыпившая компания стала над Зоей смеяться: если ты не танцуешь, значит, ты сама и окаменела! Эти пьяные шутки слышали две старухи-богомолки, сидевшие тем вечером в гостях у Клавдии Болонкиной в соседней комнате. Они-то и видели Зою, стоявшую посреди комнаты с иконой Николая Чудотворца в руках. Девушка толковала, что танцы и пьянство — это путь в ад.

Когда же бабушки-богомолки уходили домой, им навстречу попалась мать Зои, Мария Даниловна Карнаухова. Старухи и сказали матери, что её дочь только что окаменела и стоит в соседнем доме, после чего удалились. Мария Даниловна испугалась, но тотчас увидела Зою, которая как ни в чем не бывало шла ей навстречу. Мать и дочь посмеялись над странными старухами и пошли домой.

А наутро жители дома № 84 на Чкаловской увидели из окон толпу, собравшуюся посмотреть на окаменевшую девушку. Клавдия Болонкина рассказывала любопытным о «чуде». Оказывается, перед этим и она сама, и кто-то из её знакомых женщин по очереди изображали «окаменевшую отроковицу», силуэт которой с иконой в руках собравшиеся могли наблюдать через задвинутые оконные занавески.

Все это продолжалось до тех пор, пока в дом не явилась милиция. Тогда Болонкина заявила милиционерам, что «окаменевшую Зою» уже забрали и увезли какие-то неизвестные люди в штатском.

Милицейское руководство на всякий случай выставило здесь пост. А когда наконец все разъяснилось, то было уже поздно: слухи об «окаменевшей Зое» достигли таких размеров, что любые попытки властей их опровергнуть воспринимались в народе как «стремление скрыть правду».

Примечания

  1. Валерий Ерофеев. Было ли «чудо окаменевшей Зои».Историческая Самара .
  2. «Каменная дева» или стояние Зои — Туапсинские вести, Туапсинские вести (13 декабря 2014). Проверено 5 июня 2020.
  3. Фирсов С. Л. Легенда о царском брате: Великий князь Михаил Александрович — Соловецкий патриарх Михаил // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. — 2010. — № 4. — С. 209—225.
  4. Сергей Голышков . От окаменевшей Зои до Высоцкого,Волжская коммуна (21 января 2011). Проверено 5 июня 2020.
  5. 12Соколов-Митрич Д. В . Каменная Зоя,Православие и мир . Проверено 5 июня 2020.
  6. 123 Зоино стояние // Непознанный мир веры. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011.
  7. Сафроний (Макрицкий, иеродиакон). Белгородский старец архимандрит Серафим (Тяпочкин). 1894 – 1982. — М.: Техинвест-3, 2004. — 448 с.
  8. Мануйлов А. Н., Галич П. В. Отец духовный Серафим. — Кировоград, 2014. — С. 45—47, 695.
  9. 12 Режиссер Александр Прошкин снял фильм по мотивам знаменитой самарской истории «стояние Зои»,Самара Сегодня (8 мая 2008). Проверено 5 июня 2020.
  10. Режиссер Александр Прошкин снял фильм по мотивам знаменитой самарской истории «стояние Зои», Самара Сегодня (8 мая 2008). Проверено 5 июня 2020.
  11. 123 Тайна Зойкиной квартиры,Московский комсомолец (25 апреля 2008). Проверено 5 июня 2020.
  12. Александр Игнашов. Стояние Зои (1956 год) // Самарские судьбы. — 2010. — № 8. — С. 28.
  13. Пережившие чудо…. Журнал «Фома» . Архивировано 17 сентября 2013 года.
  14. «ЗОЯ»: самарская история. Самарская газета (20 октября 2015). Проверено 5 июня 2020.
  15. 123456 В память о Самарском чуде.Благовест (25 мая 2012). Проверено 5 июня 2020.
  16. На ул. Чкалова открыли памятник Николаю Чудотворцу. Аргументы и факты (22 мая 2012). Проверено 5 июня 2020.
  17. ВИДЕО: Пламя объяло место легендарного Стояния Зои в историческом центре Самары. Samara24.ru (12 мая 2014). Проверено 5 июня 2020. Архивировано 28 июля 2014 года.
  18. В Самаре сгорел дом, где когда-то с иконой в руках «окаменела» Зоя — РегионСамара.ру, РегионСамара.ру (13 мая 2014). Проверено 5 июня 2020.
  19. В Сети появились версии, что деревянный дом, известный легендой о «стоянии Зои», сгорел сегодня в Самаре не просто так…, Самара Сегодня (12 мая 2014). Проверено 5 июня 2020.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector