«чудо» а.прошкина?

Примечания

  1. Валерий Ерофеев. Было ли «чудо окаменевшей Зои».Историческая Самара .
  2. «Каменная дева» или стояние Зои — Туапсинские вести, Туапсинские вести (13 декабря 2014). Проверено 5 июня 2020.
  3. Фирсов С. Л. Легенда о царском брате: Великий князь Михаил Александрович — Соловецкий патриарх Михаил // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. — 2010. — № 4. — С. 209—225.
  4. Сергей Голышков . От окаменевшей Зои до Высоцкого,Волжская коммуна (21 января 2011). Проверено 5 июня 2020.
  5. 12Соколов-Митрич Д. В . Каменная Зоя,Православие и мир . Проверено 5 июня 2020.
  6. 123 Зоино стояние // Непознанный мир веры. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011.
  7. Сафроний (Макрицкий, иеродиакон). Белгородский старец архимандрит Серафим (Тяпочкин). 1894 – 1982. — М.: Техинвест-3, 2004. — 448 с.
  8. Мануйлов А. Н., Галич П. В. Отец духовный Серафим. — Кировоград, 2014. — С. 45—47, 695.
  9. 12 Режиссер Александр Прошкин снял фильм по мотивам знаменитой самарской истории «стояние Зои»,Самара Сегодня (8 мая 2008). Проверено 5 июня 2020.
  10. Режиссер Александр Прошкин снял фильм по мотивам знаменитой самарской истории «стояние Зои», Самара Сегодня (8 мая 2008). Проверено 5 июня 2020.
  11. 123 Тайна Зойкиной квартиры,Московский комсомолец (25 апреля 2008). Проверено 5 июня 2020.
  12. Александр Игнашов. Стояние Зои (1956 год) // Самарские судьбы. — 2010. — № 8. — С. 28.
  13. Пережившие чудо…. Журнал «Фома» . Архивировано 17 сентября 2013 года.
  14. «ЗОЯ»: самарская история. Самарская газета (20 октября 2015). Проверено 5 июня 2020.
  15. 123456 В память о Самарском чуде.Благовест (25 мая 2012). Проверено 5 июня 2020.
  16. На ул. Чкалова открыли памятник Николаю Чудотворцу. Аргументы и факты (22 мая 2012). Проверено 5 июня 2020.
  17. ВИДЕО: Пламя объяло место легендарного Стояния Зои в историческом центре Самары. Samara24.ru (12 мая 2014). Проверено 5 июня 2020. Архивировано 28 июля 2014 года.
  18. В Самаре сгорел дом, где когда-то с иконой в руках «окаменела» Зоя — РегионСамара.ру, РегионСамара.ру (13 мая 2014). Проверено 5 июня 2020.
  19. В Сети появились версии, что деревянный дом, известный легендой о «стоянии Зои», сгорел сегодня в Самаре не просто так…, Самара Сегодня (12 мая 2014). Проверено 5 июня 2020.

Самара, ул. Чкалова: место событий в настоящее время

В современной Самаре дом №84 по улице Чкалова – местная достопримечательность. Туда водят экскурсии, постоянно приезжают журналисты – в поиске новых фактов, способных пролить свет истины на историю Зои, приходят паломники. Вот только от самого дома остался один фундамент с подобием крыши и несущая стена с заколоченными ставнями — постройка сильно пострадала от пожара в 2014 году.

Интересный фактСтараниями Самарской епархии и городского совета напротив дома был установлен памятник Николаю Чудотворцу. В левой руке святитель держит Евангелие, а правой благословляет. На каменном подножии выбита надпись: «Явление Святителя Николая Архиепископа Мир Ликийских Чудотворца на месте чудесного события стояния Зои в январе 1956 года». Ежегодно у этого памятника совершаются молебны, по установившейся традиции – 22 мая, в день перенесения мощей Святителя Николая из Мир Ликийских в Бари.

Нет сомнений, что для многих жителей Самары и богомольцев, приезжающих в город поклониться Николаю Чудотворцу, «зоино стояние» — подлинный факт.

Памятник свт. Николаю Чудотворцу на ул. Чкаловская г. Самары

В храме Иоанна-воина на окраине Самары есть большая житийная икона Николая Чудотворца. По краям ее расположены клейма (дополнительные изображения), повествующие о чудесах святителя. Весь нижний ряд посвящен чуду «стояния Зои». Здесь и милиционер при алых погонах, и комсомольцы в атласных рубашках, бабушки в косынках, гармонист и сама Зоя, стоящая посреди адского пламени в красных туфлях. Последнее клеймо изображает девушку, склонившую покрытую голову перед Святителем Николаем, который, словно пришел спросить ее: «Ну что, устала стоять? На Пасху оживешь».

Табличка на памятнике свт. Николаю Чудотворцу на ул. Чкаловская г. Самары

О «зоином стоянии» снято несколько документальных фильмов и два художественных, написаны десятки статей и книги, претендующие на полноту и объективность исторического исследования. Эта история до сих пор будоражит пытливые умы, и раз за разом предпринимаются попытки распутать клубок из сплетен и слухов, докопаться до истины.

Сомнению подвергается каждый участник тех памятных событий, каждый факт, каждое свидетельство… Единственным и неизменным остается только одно: огромные толпы горожан, собиравшихся под окнами «окаменевшей» девушки и милицейское оцепление. Делать заключения об истинности события — пожалуй, личное дело каждого.

Как спасли Зою?

Фото: Pravoslavie.ru

Врачи обследовали девушку, но ничего не могли сделать, такого случая не было описано в медицине.

Пригласили священников, но и они не могли ничем помочь, даже извлечь лик Николая Чудотворца из ее рук.

Наконец, имеются сведения о том, что на Рождество к Зое в дом пригласили белгородского старца архимандрита Серафима (Тяпочкина), который только что вернулся из страшной ссылки, в которой его здоровье было страшно подорвано. Серафим горячими молитвами обратился к Господу, освятил комнату и смог взять икону из рук Зои. После этого он сказал, что нужно будет ждать знамения на Пасху.

Фото: Pravoslavie.ru

Старец никогда и никому не рассказывал в подробностях, что произошло в доме, когда он там находился. Икону, которую он принял из ее рук, поместили в храм, но когда к ней потянулись паломники, то, по требованию властей, убрали в алтарь. А Зоя, тем временем, продолжала стоять до самого Благовещения. В этот день мимо охраны, которая никого не пускала в дом, прошел старичок очень благообразного вида. Он стал разговаривать с Зоей. Люди слышали, что он спрашивал у нее, не устала ли она стоять.

Фото: Pravoslavie.ru

Когда этого старичка решили вывести из дома, то там его не оказалось. Считают, что к Зое приходил сам Святой Николай.

Стояние Зои продолжалось до самой Пасхи, как и предсказал старец Серафим. Перед Воскресением ночью Зоя кричала:

После Пасхи, то есть спустя 4 месяца от начала стояния, Зоя начала оживать. Ее мускулатура стала расслабляться, ее уложили в постель. Но и после этого девушка постоянно взывала к людям, чтобы они молились, спасались и говорила, что мир гибнет в грехах.

Фото: Pravoslavie.ru

Через несколько дней после того, как Зоя ожила, она была вывезена на лечение в неизвестном направлении. С тех пор о девушке никто ничего не слышал.

Официальных заявлений по данному поводу со стороны православной Церкви не было. Дом Зои в настоящее время почти разрушен, никаких мер по его сохранению не предпринимается.

Поэтому ответить с полной уверенностью – было стояние Зои, или не было, очень сложно. Но то, что есть свидетельства очевидцев и история вышли далеко за пределы Куйбышева, это совершенно очевидно. А значит, каждый должен извлечь из нее урок и сделать правильные выводы.

В культуре

Экранизации

По мотивам этой истории в 2000 году самарская студия «35 мм» сняла двадцатиминутный фильм «Стояние Зои». Над фильмом работали Антон Жоголев, Вадим Френкин, Владимир Осипов, Дмитрий Одерусов, Юрий Изъятский.

В 2009 году вышел художественный фильм «Чудо», снятый режиссёром Александром Прошкиным по мотивам истории «стояние Зои». Сценарий к фильму написал Юрий Арабов. В фильме снялись Константин Хабенский, Сергей Маковецкий и Полина Кутепова.

В 2015 году снят трёхсерийный телевизионный фильм «Зоя» по пьесе Александра Игнашева «Стояние Зои» (режиссёр Алла Коровкина, исполнители главных ролей — актёры самарских театров Анастасия Ермилина, Юрий Машкин, Михаил Акаемов.

В художественной литературе

В 2009 году в издательстве «АСТ» вышел роман Юрия Арабова, по которому он написал сценарий для фильма «Чудо».

В 2010 году в рязанском православном издательстве «Зерна» вышла книга Антона Жоголева «Стояние Зои», где оно описано как часть церковного предания, которое «достовернее любого факта».

В 2015 году в издательстве Сретенского монастыря (Москва) вышла повесть протоиерея Николая Агафонова «Стояние», посвящённая Зоиному стоянию. Повесть представляет собой художественное осмысление свидетельств очевидцев, с которыми автор много общался.

В 2017 году в издательстве «Сибирская благозвонница» вышла повесть Вероники Черных «Икона», представляющая собой художественную реконструкцию Зоиного стояния, сделанную на основе слов родственницы очевидца и собранного в интернете материала.

Поэтесса Елена Каморина в 2017 году написала стихотворный «Сказ о Зое каменной и её страшном стоянии» на основе сюжета народного сказания.

В скульптуре

В 2009 году епархия обратилась к городским властям с просьбой об установке памятного знака в честь самарского чуда рядом с домом № 84 по улице Чкалова.

В 2012 году на улице Чкалова был установлен памятник Николаю Чудотворцу. Памятник был установлен перед домом 86, за которым в глубине квартала располагался дом семьи Болонкиных. Как пояснил бывший глава города Виктор Тархов, «восемь лет назад был проведён конкурс на развитие застроенной территории города. Этот квартал, где находится дом Зои, стал частной территорией уже в то время… мы долго думали, где же установить памятник. И решили поставить его на общественной территории — уличном газоне напротив дома Зои».

Внешние изображения

22 мая, в день перенесения мощей святителя Николая, памятник был освящён. Митрополит Самарский и Сызранский Сергий, совершив литургию в храме Петра и Павла, с крестным ходом прошёл к находящемуся неподалёку дому № 84 на улице Чкалова. В проповеди митрополит Сергий сказал:

Память о «Зоином стоянии»

Уже в постперестроечные годы о легенде вспомнили. В 2000 году вышел 20-минутный документальный фильм «Стояние Зои», а в 2009 году — художественный фильм, режиссера Александра Прошкина «Чудо». В 2015 году вышел телефильм «Зоя» по пьесе Александра Игнашева. В том же году в издательстве Сретенского монастыря (Москва) была опубликована повесть протоиерея Николая Агафонова «Стояние».

Благодаря пропаганде к дому №84 на улице Чкалова в Самаре стали стекаться православные паломники. В 2012 году неподалеку от него на газоне был установлен памятник Николаю Чудотворцу, который был освящен 22 мая того же года, в день перенесения мощей святого. А 12 мая 2014 года «Зоин» дом сгорел. По одной из версий, в результате поджога.

Фильмы по мотивам легенды

В 2015 году сняли документальный фильм, показанный на канале ТВЦ, — «Линия защиты. Каменная Зоя». Также на основе этих событий в 2009 году режиссером Александром Прошкиным была снята картина «Чудо». Только действие этого фильма происходит в Гречанске – вымышленном городе. В этой картине были задействованы личности, которые на самом деле тогда не присутствовали там. Так, здесь фигурировал Никита Хрущев, который в те времена был руководителем страны.

В фильме «Чудо», снятом по сценарию Юрия Арабова, который проявлял интерес к православной тематике, снимались такие известные актеры, как Константин Хабенский, Полина Кутепова и Сергей Маковецкий. Многие зрители, посмотревшие эту картину, воспринимают ее как документальную, но на самом деле в основе лежит только легенда, до сих пор не подтвержденная и обросшая множеством выдуманных обстоятельств.

Кроме этого, на НТВ был показан в 2011 году исторический детектив под названием «Дело темное. Каменная Зоя: правда или миф

«Если Бог есть, то пусть он меня покарает»

Настоятель храма Святого Георгия отец Игорь Соловьев подходит к одной из икон, висящих на стене недалеко от царских врат. Вроде бы обычный образ Николая Чудотворца, но под ним — вереница необычных изображений, больше похожих на комиксы, чем на иллюстрации жития святого. Вот шумная компания молодых людей сидит за столом. Вот девушка берет образ святого Николая из красного угла. Вот она с ним в обнимку танцует. На следующей картинке Зоя уже белого цвета, с иконой в руках, вокруг нее люди в штатском, у них в глазах мистический ужас. Далее — возле нее стоит старичок, который берет икону из каменных рук, вокруг дома толпа народу. На последней же картинке рядом с Зоей сам Николай Чудотворец, лицо у девушки снова розового цвета.

— Это пока единственная в мире икона, на которой запечатлены те события, — комментирует священник. — Написала ее художница Татьяна Ручка, она уже умерла. Изобразить этот сюжет на иконе было нашей идеей. Это вовсе не значит, что мы признали Зою Карнаухову святой. Нет, она была великая грешница, но именно на ней было явлено чудо, которое многих во времена хрущевских гонений на церковь укрепило в вере. Ведь сказано же в Писании, что даже если праведники умолкнут, то камни возопиют. Вот и возопили.

В деталях народная версия «Зоиного стояния» выглядит так. В новогоднюю ночь в доме Болонкиной Клавдии Петровны по адресу улица Чкалова, дом 84, по приглашению ее сына собралась компания молодежи. Сама Клавдия Петровна, работавшая продавцом в ларьке «Пиво — Воды», была человеком набожным, шумного веселья в рождественский пост не одобряла, поэтому ушла к подруге. Проводив старый год, встретив новый и основательно нагрузившись спиртным, молодежь решила потанцевать. Среди прочих за столом находилась Зоя Карнаухова. Всеобщего веселья она не разделяла, и на то у нее были причины. Накануне на трубном заводе она познакомилась с молодым практикантом по имени Николай, и он обещал прийти на праздник. Но время шло, а Николая все не было. Друзья и подруги уже давно танцевали, некоторые из них начали Зою подкалывать: «А ты чего не танцуешь? Да забудь ты про него, не придет он, иди к нам!» — «Не придет?! — вспыхнула Карнаухова. — Ну, раз нет моего Николая, то я буду танцевать с Николаем Чудотворцем!»

Зоя снимает со стены образ Николая Чудотворца и начинает танцевать с ним.

Зоя приставила к красному углу стул, встала на него и сняла с полки образ. Даже далеким от церкви и сильно подвыпившим гостям стало не по себе: «Слышь, лучше поставь на место. С этим делом шутить не обязательно!» Но образумить девушку не удалось: «Если Бог есть, то пусть он меня покарает!» — ответила Зоя и пошла с иконой по кругу. Через несколько минут этого страшного танца в доме вдруг раздался какой-то шум, поднялся ветер и сверкнула молния. Когда окружающие пришли в себя, богохульница уже стояла посреди комнаты белая, как мрамор. Ноги ее приросли к полу, руки сжали икону так крепко, что вырвать ее не было никакой возможности. Но сердце билось.

Друзья Зои вызвали «скорую». В составе медицинской бригады, которая приехала на вызов, была Анна Павловна Калашникова.

— Утром того дня мама приехала домой и тут же нас всех перебудила, — рассказала «Русскому репортеру» ее ныне здравствующая дочь Нина Михайловна, прихожанка храма Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, расположенного неподалеку. — «Вот вы все спите, — говорит, — а город уже на ушах весь! На улице Чкалова девушка окаменела! Прямо с иконой в руках стоит — и ни с места, сама видела». И далее мать рассказала, как пыталась сделать ей укол, но только все иголки поломала.

— Сегодня воспоминания Калашниковой, по сути, являются единственным живым свидетельством того, что в доме № 84 действительно произошло что-то неординарное, — считает руководитель информационного агентства «Благовест» Антон Жоголев. Именно ему архиепископ Самарский и Сызранский Сергий поручил исследовать феномен «стояния Зои», результатом чего явилась одноименная книжка, уже разошедшаяся тиражом 25 тыс. экземпляров. — В предисловии к этой книге я написал, что мы не ставим себе целью убедить читателя, что это чудо действительно произошло. Лично я считаю, что если и не было никакой Каменной Зои, то это само по себе еще большее чудо. Потому что в 1956 году слух об окаменевшей девушке всполошил весь город — многие обратились к церкви, и вот это уже, как говорится, медицинский факт.

В художественной литературе

В 2009 году в издательстве «АСТ» вышел роман Юрия Арабова, по которому он написал сценарий для фильма «Чудо».

В 2010 году в рязанском православном издательстве «Зерна» вышла книга Антона Жоголева «Стояние Зои», где оно описано как часть церковного предания, которое «достовернее любого факта».

В 2015 году в издательстве Сретенского монастыря (Москва) вышла повесть протоиерея Николая Агафонова «Стояние», посвящённая Зоиному стоянию. Повесть представляет собой художественное осмысление свидетельств очевидцев, с которыми автор много общался.

В 2017 году в издательстве «Сибирская благозвонница» вышла повесть Вероники Черных «Икона», представляющая собой художественную реконструкцию Зоиного стояния, сделанную на основе слов родственницы очевидца и собранного в интернете материала.

Поэтесса Елена Каморина в 2017 году написала стихотворный «Сказ о Зое каменной и её страшном стоянии» на основе сюжета народного сказания.

Однако, среди современников и потомков встречались скептики опровергающие или ставящие под сомнение «Зоино стояние».

По решению партийной конференции 24 января 1956 года в газете «Волжская коммуна» был опубликован фельетон под названием «Дикий случай», в котором опровергался факт окаменения девушки и сообщалось, что данную историю выдумала и распространила слух о ней некая женщина по имени Аграфена.

Документальный фильм «Каменная Зоя. Линия защиты» (2015)

Согласно филологу Петрову Н.В., сюжет о плясуне-святотатце известен в русском фольклоре как минимум с XIX века, в 1919 и 1956 годах актуализировался в новых фольклорных рассказах. «Зоино стояние» 1956 года оказалось наиболее устойчивой текстуализацией сюжета, поддержанное популярной в церковной среде нарративной схемой о чудесном наказании святотатцев.

Петров полагает, что началом к созданию сюжета послужило какое-то событие, произошедшее в Куйбышеве в начале 1956 года и вызвавшее религиозные волнения в городе, сопровождавшиеся стремлением советских партийных структур разоблачить стояние. Вероятно с середины того же года история окаменевшей плясуньи получила хождение среди носителей фольклорной традиции — как в Куйбышевской (ныне Самарской) области, так и за её пределами. Впоследствии появляется рукопись неизвестного автора, так называемое «Зоино житие», начало его распространения Петров предположительно относит к концу 1950-х годов. Содержание рукописи «местами различается в разных копиях», но Петров отмечает, что «основная фабула везде примерно одинакова: описывается, „неправильное“ поведение девушки, чудо стояния, её оживление». В период с 1960 года наряду с письменными появляются и устные рассказы об окаменении плясунов (танцевавшей с иконой девушки или танцевавшего в церкви человека), не все из которых привязаны к Куйбышеву. По мнению Петрова, эти истории являются «реализацией известной нарративной схемы „наказание за святотатство“: человек нарушает табу, наказывается, затем исцеляется», где мотив наказания конкретизируется в виде паралича.

Многие детали, как считает Петров, были добавлены в сюжет довольно поздно и обрамляют его, а для включения легенды в список православных чудес он «„подгоняется“ под определенные лекала». По мнению Петрова, сюжет детализируется только в конце 1990-х годов, когда поучительный текст о Зоином стоянии переходит из разряда слухов в ранг православной легенды и становится чрезвычайно популярен в православной среде. Рассказ о Зоином стоянии опубликован во многих церковных сборниках наряду с другими свидетельствами о чудесах святых. Петров отмечает, что с 1990—2000-х годов «Зоино стояние» стало «фольклорным брендом» Самары, основанным на «реальных исторических событиях».

К слову, в ответе от 18 января 2018 года на запрос информации о «стоянии Зои» Управление ФСБ России по Самарской области сообщило, что у него отсутствуют архивные материалы в отношении данного происшествия.

Как бы там ни было, дыма без огня не бывает. Трудно представить, что в глубоко атеистическом советском обществе, где всё антисоветское уничтожалось на корню, на пустом месте могли появиться столь громкие религиозные слухи, которые охватили весь СССР, породили множество книг, фильмов, а также других художественных и документальных отголосков, которые просуществовали 66 лет и сохранились до нашего времени. Не стоит забывать и о том, что существовало множество свидетелей и очевидцев тех событий, как рядовых так и высокопоставленных граждан, а сам факт происшедшего создал огромное количество проблем советским чиновникам и спецслужбам.

«Да, произошло это чудо — позорное для нас, коммунистов…»

Случай на Чкаловской улице — дикий, позорный случай. Он служит упреком в адрес пропагандистских работников горкома и райкомов КПСС. Пусть же уродливая гримаса старого быта, которую многие из нас видели в те дни, станет для них уроком и предостережением».

Зоя прирастает к полу и каменеет.

Это цитата из городской газеты «Волжская коммуна» от 24 января 1956 года. Фельетон «Дикий случай» был опубликован по решению 13−й Куйбышевской областной партконференции, созванной в срочном порядке в связи с религиозными волнениями в городе. Первый секретарь ОК КПСС (по-теперешнему — губернатор) товарищ Ефремов устроил делегатам на эту тему мощнейший разнос. Вот цитата из стенограммы его выступления: «Да, произошло это чудо — позорное для нас, коммунистов, руководителей парторганов. Какая-то старушка шла и сказала: вот в этом доме танцевала молодежь, и одна охальница стала танцевать с иконой и окаменела. После этого стали говорить: окаменела, одеревенела — и пошло. Начал собираться народ, потому что неумело поступили руководители милицейских органов. Видно, и еще кто-то приложил к этому руку. Тут же поставили милицейский пост, а где милиция, туда и глаза. Мало оказалось милиции, так как народ все прибывал, выставили конную милицию. А народ, раз так, — все туда. Некоторые даже додумались до того, что вносили предложение послать туда попов для ликвидации этого позорного явления…»

На партконференции было решено резко усилить антирелигиозную пропаганду в Куйбышеве и области. За первые восемь месяцев 1956 года было прочитано свыше 2000 научно−атеистических лекций — это в 2,5 раза больше, чем за весь предыдущий год. Но эффективность их была невелика. Как свидетельствует «Справка о выполнении постановлений бюро ОК КПСС за 1956 год по отделу пропаганды и агитации», практически из всех районов шли отчеты о том, что слухи об «окаменевшей девице» по-прежнему очень сильны в народе; резко усилились религиозные настроения; во время поста люди редко выходят на улицы с гармошкой; снизилась посещаемость кинотеатров, а в страстную неделю сеансы и вовсе срывались из-за отсутствия зрителей в залах. По улицам города ходили отряды комсомольцев-агитаторов, утверждавших, что были в доме на Чкаловской улице и ничего там не видели. Но, как следует из донесений с мест, эти акции лишь подлили масла в огонь, так что даже те, кто не верили в чудо, начинали сомневаться: а может, и вправду что-то было…

РОДСТВЕННИКИ: «ЗОЯ ЖИВА?»

В 1989 году в газете «Волжский комсомолец» вышла статья журналиста Антона Жоголева под названием «Чудо о Зое». Вскоре к Антону пришел пожилой мужчина, утверждавший, что в конце 50-х годов работал в цехе зеркал, расположенном напротив дома на Чкаловской. И его товарищи по работе первыми прибежали на крики молодежи о помощи еще до милицейского наряда. По их рассказам — бледное, как свеча, лицо застывшей отроковицы казалось жутким…

А потом Жоголеву позвонила… родственница окаменевшей Зои и сообщила, что… Зоя до сих пор жива. Много лет пролежала в психушке. Потом ее забрали родственники в Кинель, где она и живет под их присмотром. Очень боится вспоминать те жуткие дни. Да и родня до нее никого не допускает — чтобы не волновать.

«Я тут же отправился в Кинель, — рассказывает Жоголев. — Но родственники встретили меня враждебно. Они подтвердили, что их подопечная в 1956 году попала в психушку, но всякую причастность к самарскому чуду отрицали и выставили меня за дверь.

Так я до сих пор и не знаю: та ли это Зоя и насколько правдива сама история…» — недоуменно заключил Антон Евгеньевич.

Что ж, многоточие в истории о самарском чуде поставим и мы. Ведь любое чудо зиждется скорее на вере, нежели на доказательствах.

Watch this video on YouTube

Фильм: Стояние Зои

Четвёртый Латеранский собор

Апофеозом могущества церкви стало главное событие 1215 года — Четвёртый Латеранский собор. Каноны и постановления этой ассамблеи определили весь дальнейший путь развития религиозной жизни Западной Европы. На соборе присутствовало около 500 епископов и приблизительно 700 аббатов — это было самое представительное церковное мероприятие католиков за долгое время. Сюда также прибыли делегаты от константинопольского патриарха.

За всё время работы собора было принято около 70 канонов и постановлений. Многие из них касались внутрицерковной жизни, но некоторые регламентировали и повседневную жизнь мирян. Цикл жизни от рождения до погребения — каждый его элемент подвергся строгому анализу и выработке церковных норм. Именно на этом соборе приняли положение о церковном суде. Так родилась инквизиция. Этот инструмент борьбы церкви с инакомыслием станет самым эффективным. Историки считают, что 1215 год является датой полной христианизации западноевропейской цивилизации.

О чем гласит эта легенда

Некая девушка по имени Зоя, она же работница трубного завода, гуляла со своими друзьями дома. Они танцевали и веселились. Хотя в Рождественский пост этого делать было не положено. Против этой затеи была и мать нашей героини. У девушки был жених Николай, но он по какой-то причине задерживался, а она все продолжала ждать его. Не выдержав, в порыве злости Зоя схватила икону Николая Чудотворца и начала вместе с ней кружиться в танце. Девушка произнесла следующие слова: «Если нет моего Николая, я тогда потанцую со святым Николаем». Тогда присутствовавшие на вечеринке подруги начали уговаривать ее, чтобы она так не делала, ведь это богохульство. Но в ответ им она лишь только сказала: «Если Бог есть, пусть он меня накажет!»

После этого случилось нечто необъяснимое. В комнате поднялся вихрь, засверкала молния, поднялся страшный шум, и … Зоя в тот же миг застыла, словно статуя. Она была вся ледяная и прижимала к груди икону. Ее ноги словно срослись с полом, и девушку невозможно было сдвинуть с места. Несмотря на отсутствие внешних признаков жизни, ее сердце билось. С тех пор не ела и не пила, но продолжала жить Каменная Зоя.

Фильм об этом событии неоднократно был поставлен режиссерами, однако эти картины так и не дали точного объяснения. В них рассказывается, как дежурившие на посту люди слышали, как девушка по ночам кричала: «Мама, молись! В грехах погибаем!» Весть об этом разнеслась по всему городу, и явление получило название «Зоино стояние». Приглашали священников для того, чтобы они читали молитвы. Но святые мужи не могли взять икону из рук Зои. В праздник Рождества в дом пришел отец Серафим и произнес такие слова: «Нужно ждать знамения в Великий день».

Существует даже предание, что к Зое являлся сам Николай Чудотворец. В день Благовещения пришел некий старец, уже в третий раз пытавшийся попасть в дом. Дежурные лишь услышали, что старик тот спрашивал у Зои, не устала ли она так стоять. Затем его и след простыл, он незаметно исчез. Тогда и пошли слухи, что сам святой был тогда в той комнате.

Так девушка простояла 128 дней, до самой Пасхи. В канун праздника она вновь стала взывать к тому, чтобы люди молились, ибо весь мир гибнет в грехах. С этого времени Зоя начала оживать и продолжала всех просить молиться о мире. После того как она очнулась, ей стали задавать вопросы и спрашивать, как она выжила на протяжении стольких дней. Ведь она не могла ни пить, ни есть в то время, когда находилась в окаменевшем состоянии. На это она отвечала, что ее кормили голуби. Ночные охранники были в ужасе, когда Зоя кричала о том, чтобы все молились, так как земля горит, и весь мир гибнет в грехах. Как говорит предание, на третий день Пасхи девушка умерла, прощенная Господом.

Есть версия, что после того, как Зоя ожила, ее забрали в больницу, где она и пробыла до конца дней. Имеет место быть и предположение о том, что она жила потом в монастыре. По прошествии времени до сих пор живет в памяти народа Каменная Зоя. Самара теперь ассоциируется у многих с тем давним событием и образом Святого Николая Чудотворца.

Увековечивание истории

В 2010 году, по велению главы города, было принято решение об установлении памятного знака в честь легендарной Каменной Зои. Он находится на той самой известной улице. Скульптурное изображение Святителя Николая Чудотворца является своего рода напоминанием о давно минувшем событии, но при этом образ самой Зои здесь не присутствует. Однако ее имя упомянуто на табличке, которая есть на этом памятнике. В храме, расположенном на окраине Самары, люди молятся о чуде перед иконой Святого Николая Чудотворца. По краям расположены миниатюры, запечатлевшие кадры, связанные с тем давним событием.

Об этом упоминалось в фильме «Линия защиты. Каменная Зоя». В те времена люди нуждались в чуде, ибо старый порядок рухнул, а на смену ему должно было придти что-то новое. Религия начинала возрождаться, стало необходимым подтверждением ее силы. Случившееся поразило многих людей, и они стали стремительно обращаться к вере. В то время даже крестов не хватало для просящих.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector