Саввино-сторожевский монастырь в звенигороде
Содержание:
- Состояние сейчас
- Почему Саввино-Строжевский монастырь не сожгли французы
- Как доехать до монастыря на машине
- Источник Саввы Сторожевского
- Архитектура и ансамбль монастыря
- История
- Монастырь в ХХ веке
- Купель в Саввино-Сторожевском монастыре
- Основатель обители
- Программа священнослужений монастыря
- Где остановиться
- Место расположения и как можно добраться до мужского монастыря
- Скит Преподобного Саввы
- История
- Экскурсии
- История монастыря
- Судьба Савво-Строжевского монастыря после революции
- Основатель обители
- Посещение, режим работы обители
Состояние сейчас
Сегодня в обители живут около 30 монахов. Помимо монашеского служения, они занимаются и социальной деятельностью.
В монастыре действуют:
- Детский приют. Он расположен в самом Звенигороде. Тут проживает до 30 детей. Некоторые проходят курсы реабилитации в центре при приюте. Всего за время работы приют выпустил около 100 человек. Помимо общих предметов, дети изучают православие и церковнославянский язык. Примечательно, что работа осуществляется исключительно на добровольные пожертвования монастырю.
- Издательство. Монастырь имеет собственное издательство, выпускающее богословские книги, произведения разных авторов, посвященные обители открытки, журнал «Саввинское слово».
В начале XX века в Москве было открыто Саввинское подворье на Тверской улице. Сегодня оно занято коммерческими фирмами и со всех сторон окружено новыми зданиями. Интересный факт: в 1939-м во время расширения улицы потребовалось передвинуть постройку вглубь. Это было сделано ночью в ноябре 1939 года без отселения жильцов.
Почему Саввино-Строжевский монастырь не сожгли французы
Жизнь протекала тихо и мирно вплоть до 1812 года, когда нависла новая угроза — Наполеон и его имперские планы.
Возле Звенигорода был дан бой, который задержал наступление французов на Москву на шесть часов. Но все же не остановил. И поэтому в августе в стены обители вошел генерал Богарне. Стоит отметить, что французы на русской земле вели себя как настоящие варвары — рушили, жгли, разваливали, ну точь-в-точь, как монгольское иго в свое время. Такая участь ждала и Звенигородский монастырь. Но здесь вмешалось провидение — к Евгению Богарне явился преподобный Савва и сказал, что если обитель и мощи не тронет, то он вернется живым во Францию. В монастыре генерал увидел икону с изображением, приходившего к нему старца и послушался его, не разрушил обитель, хотя в ходе сражений разрушения были. Да и преподобный Савва сдержал свое слово и Евгений Богарне вернулся живым во Францию, и даже без единого ранения.
Но мало того, он единственный из всех генералов, которые участвовали в походе на Россию, кто дожил до глубокой старости, и все это время оставался уважаемым человеком.
После окончания войны монастырь вновь восстановили на средства царских пожертвований и благотворительных взносов богатых звенигородцев. Монастырь вновь засиял, обласканный царственной семьей.
Саввино-Строжевский монастырь
Как доехать до монастыря на машине
Добраться до монастыря можно проехав по Новорижскому шоссе (М9), съехав на 48 км, придерживаясь правой стороны, на транспортной развязке к г. Звенигороду (А 107), затем выехать на Рахетинское шоссе и ехать до указателя «Савинно—Сторожевский мужской монастырь».
Проезжая Можайскому, Киевскому и Минскому шоссе нужно свернуть у Б. Вязёмы и выехав на трассу А-107 доехать до г. Звенигород. Дальше по Рахетинскому шоссе до указателя «Савинно—Сторожевский мужской монастырь».
Рядом с обителью есть маленькая парковка. В дни церковных праздников территория монастыря становится многолюдной, рекомендуется приезжать в утренние часы для того чтобы припарковать здесь машину. Еще одна парковка оборудована по дороге между монастырем и Савинским скитом.
Источник Саввы Сторожевского
Следующая наша остановка – святой источник в Звенигороде, расположенный вблизи скита преподобного Саввы. Он находится вне крепостных стен. Чтобы попасть туда, нужно пройти пешком или проехать на автомобиле около 1 км по указателям.
Скит был возведен на месте той пещеры, которую этот святой выкопал для себя и где провел долгое время. Сейчас эта пещера восстановлена. В XIX веке рядом с ней был возведен храм Саввы Сторожевского. К сожалению, большинство скитских построек не сохранилось, в богоборческие времена они были разрушены. Сейчас в скиту, как и в старые времена, живут монахи.
Там же располагается источник и купель Саввы Сторожевского, к которому всегда направляется множество паломников и жителей города. Нам пришлось отстоять небольшую очередь, пока несколько приехавших наполнят многочисленные фляги святой водой.
Здесь есть прекрасные и просторные купальни: мужская и женская. Очень большой предбанник, где можно переодеться. Далее располагается сама купель, отделанная кафельной плиткой. По удобным ступеням можно легко спуститься в прозрачную и ледяную воду.
Окунуться в этот прохладный мартовский день мы не решились! Но водички с собой привезли. Ох и вкусная!!!
А еще рядом с этим местом работает церковная лавка и есть небольшая смотровая площадка. А еще кафе и детская площадка с горками.
Удивительное и благодатное это место! Жаль, что приходится так быстро его покинуть, ведь сегодня нас ждет еще одна экзотическая и современная постройка: пирамида. Да не какая-то там Египетская, а самая настоящая — Московская!
Наша поездка по окрестностям Звенигорода состоялась 28 марта 2015 года. Вот наш маршрут на карте.
Чтобы удобно путешествовать по Подмосковному Звенигороду и области, можно на несколько дней легко снять в городе или пригороде квартиру или комнату на сервисе Airbnb, или же через Букинг забронировать отель в любом удобном месте.
На карте ниже представлены другие достопримечательности Москвы и Московской области, где мне удалось побывать.
Архитектура и ансамбль монастыря
Рисунок. 3. Архитектурный ансамбль монастыря (посередине — Рождественский собор, справа — Царские палаты, слева — Царицыны палаты)
К счастью, Саввино-Сторожевский монастырь обошла стороной участь большинства русских обителей в начале XX века. И сейчас он выглядит так же, как выглядел при царе Алексее Михайловиче:
- Собор Рождества Пресвятой Богородицы (1405 г.). Белокаменный собор, который был построен вместо деревянной церкви ещё во времена преподобного Саввы. Собор построен во Владимиро-Суздальском архитектурном стиле. Стены храма расписывались московскими иконописцами круга Андрея Рублева. Позже к собору были пристроены: Саввинский предел, двусторонняя паперть, ризница и кокошники. Мощи преподобного Саввы находятся справа от алтаря.
- Надвратный Троицкий храм (1650 год, архитектор И. М. Шарутин). Миниатюрная церковь в стиле барокко. Это последний шатровый храм в России.
- Звонница. Самая высокая постройка в обители. Очень нарядная, с множеством башенок, имеет несколько ярусов. От среднего яруса идёт лестница, ведущая к колоколам. На нижнем ярусе находится большой колокол, отлитый вместо знаменитого благовестного колокола, который был разбит во
времена ВОВ. На самом верху размещены все остальные колокола. - Внутри колокольни есть небольшая церковь преподобного Сергия Радонежского в честь Алексия Человека Божия.
- Преображенская церковь (1695 г., распорядилась построить царевна Софья).
- Монастырь окружён белокаменной крепостью (1650 г.), длиной 760 м, высотой 5 м и толщиной 2,7 м. Также было построено 7 башен, из них до наших дней сохранились 6.
- Трапезная (1652-1654 гг.) — выдающееся сооружение, поражающее своей красотой, имеет четыре этажа, в подвале трапезной на глубине 6 м находится ледник, а также колодец глубиной 15 м. На втором этаже располагалась кухня, рядом были келии монахов. На третьем находилась сама трапезная палата с крестовыми сводами, площадь которой составляла 500 квадратных метров. На верхнем этаже находилась монастырская казна. В XlX веке здание было перестроено, а в XX реставраторами был возвращен его первоначальный облик.
- Царские палаты. Это белое, длинное, имеющее два этажа здание. Начал постройку царь Алексей Михайлович. Он очень любил бывать в монастыре, и бывало жил здесь месяцами. Достраивали палаты его дети: Алексей и Софья. В настоящее время здесь расположены приемная наместника, лавки и
паломническая служба. - Контрастом Царским выступают Царицыны палаты (построены в 1652-1654 гг.) из красного кирпича. Если Царские палаты построены в строгом стиле, то Царицыны очень праздничные, нарядные, в стиле нарышкинского барокко. Покои царицы находились по центру, эта часть здания особенно нарядная. Сейчас здесь располагаются историко-архитектурный и художественный музеи.
- Братские корпуса (середина XVII века) — там всегда находились келии насельников монастыря, они несколько раз перестраивались.
Рисунок. 4. Схема Саввино-Сторожевского монастыря
История
Монастырь основан в 1398 году учеником Сергия Радонежского преподобным Саввой-чудотворцем по просьбе князя Юрия Дмитриевича. Первая обитель состояла из храма Рождества Пресвятой Богородицы и монашеских келий. В начале XV века был возведен Рождественский собор из белого камня, у его входа вскоре был погребен преподобный Савва, который впоследствии был причислен к лику святых в XVI веке.
Монастырские постройки были подвержены разрушениям в период Смуты, а затем в начале XVII века в результате польско-литовских набегов. Обитель стала возрождаться при правлении царей из династии Романовых. В 1650 года царь Алексей Михайлович приказал построить новый монастырь на горе Стороже. Новый комплекс включал крепостные стены с 7-ю башнями, три храма, царский дворец, монашеские кельи, трапезная и хозяйственные постройки. Позже царь часто бывал в монастыре и использовал его в качестве летней резиденции.
Памятник преподобному Савве, Наталья Путешественница
В XVIII веке обитель утратила свое положение, большая часть ее земель подверглись секуляризации. Осенью 1812 году комплекс находился под оккупацией французских войск и получил ряд разрушений. После победы монастырь был восстановлен на царские пожертвования.
В 1918 году в стенах обители произошел вооруженный конфликт, повлекший человеческие жертвы, арест наместника и священнослужителей монастыря. Местные власти изъяли имущество обители, в том числе святые мощи преподобного Саввы, и прекратили ее работу. В советское время в зданиях размещались санаторий, затем музей.
В 1995 году монастырь был восстановлен и открыт для верующих. Часть мощей Саввы была сохранена семьей Успенских, которые передали их в Свято-Данилов монастырь. В честь 600-летнего юбилея обители реликвия была возвращена в стены Савво-Сторожевского монастыря. В настоящее время здесь живут 30 монахов и послушников. На территории работают богословские курсы и библиотека с читальным помещением, монастырь курирует детский приют. Некоторые помещения реставрируются до сих пор.
Казанская трапезная церковь и Троицкий храм, Катерина Солосятова
Монастырь в ХХ веке
После Октябрьской революции обитель была закрыта. В 1918г. представители советской власти г. Звенигорода в следствии попытки изъять ценности и продуктовые запасы монастыря, провоцируют конфликт с монастырскими братьями и крестьянами близлежащих сел. В результате 3 человека из представителей власти было забито палками и камнями до смерти.
За попытку «контрреволюционного мятежа» игумена Макария и священника Державина вместе с 2-мя крестьянами приговаривают к пожизненному заключению на каторге без права свиданий. Более легкое наказание в виде 10 лет тюремного режима получили еще 8 крестьян. В результате рассмотрения «дела о мятеже в г. Звенигороде» мощи Саввы конфисковывают, а монастырскую обитель закрывают.
Позднее останки Саввы были переданы Михаилу Успенскому, работающему в комитете по охране памятников. Он сохранил их, закопав у себя на даче и передал мощи церкви, только в 1985 г. Во время ВОВ в 1941 г. несмотря на то что линия фронта находилась в 3000 м. от монастыря, в него не попал ни один снаряд. После ВОВ на территории монастыря в разное время размещали: санатории, военные части, музей.
В 1995 г. состоялось повторное открытие храма. На празднование 600 годовщины в 1998 г. Патриарх Алексей II вернул в обитель мощи Саввы Сторожевского.
Купель в Саввино-Сторожевском монастыре
Примерно в 150 м от стен монастыря имеется святой источник Преподобного Саввы. Он образовался в глубоком овраге рядом с пещерой, в которую Савва уходил для общения с Господом и совершения молитв. Позже на этом месте построили скит, а воду в источнике освятили. Многие паломники после посещения этого места исцелялись от различных недугов.
В советские годы скит был разрушен. После Отечественной войны здесь располагался военный санаторий. Восстановление скита было осуществлено только в начале XXI века. Теперь здесь созданы все условия для комфортного посещения святого места: организованы стоянка, туалет, детская площадка, есть кафе. Купель окружена деревьями, везде установлены скамейки, на которых можно отдохнуть после купания и насладиться свежим воздухом в тени деревьев. На территории есть церковная лавка с большим ассортиментом товаров: иконами, маслом, свечами, духовной литературой. Вблизи расположился магазин, где можно приобрести приготовленные в монастыре пирожки и хлеб, сладости, кагор, безалкогольные целительные бальзамы, медвежий жир, травяные сборы.
Купель со святым источником, Маргарита Кушниренко
Рядом с купелью стоит раздевалка, в которую паломники заходят перед погружением. Для удобного спуска установлена лестница с перилами. Температура воды в источнике круглый год держится на отметке 4°С, поэтому желающих окунуться обычно немного. После купания следует взять с собой бутылку святой воды, набранной из источника.
Основатель обители
Все началось в XIV веке с отшельнического скита инока Сергия Радонежского, который уже при жизни считался святым. Сначала это был небольшой скит, но со временем у отца Сергия собралась небольшая братия. Одним из его монахов и первых учеников был Савва.
Известно, что Сергий Радонежский был духовником великого князя московского Дмитрия Донского, а Савва – его жены Евдокии и третьего сына Юрия, который после смерти отца получил во владение Звенигород. Князь Юрий призвал к себе Савву и поручил ему основать новый мужской монастырь в Звенигороде.
Для этого было выбрано очень красивое место – гора Сторожа, которая в то время находилась за пределами городских стен. С нее открывался впечатляющий вид на Москву-реку и речку Сторожку. Он и сейчас поражает своей красотой, в чем мы смогли убедиться, гуляя по монастырским окрестностям.
Программа священнослужений монастыря
Ниже приведем ныне существующую программу проводимых богослужений в Звенигородской обители:
Понедельник. Пятая неделя большого поста (Преподобный Венидикт Нурсийский):
• Шесть часов утра – полночное богослужения, утренняя литургия изобразительное время, хоровая вечерняя служба и лития;
• Пять часов вечера – утренние богослужение и большое Повечерие.
Вторник. Мученица Аглапия и другие:
• Шесть утра – полночная служба, время, изобразительное, лития и церковная вечерняя служба;
• В час дня происходит в Преображенской церкви таинство Соборования;
• В пять вечера – утреннее священнодействие и Повечерие Большое.
Среда. Святая Саввнна:
• Шесть утра проведение полночной храмовой службы, изобразительное, время, вечернее богослужение. Исполнение песней Священных Даров;
• Пять часов вечера – утренняя с вознесение Большой молитвы Святому Андрею Критскому.
Четверг. Четверток Канона Большого. Святого Алексия, посланника Божьего:
• Шесть часов утра – полночная служба, изобразительное, время, вечернее, произношение песней Святых Даров;
• Пять часов вечера проведение утреннего богослужения и Большого Повечерья.
Пятница. Святого Кирилла, монаха Иерусалимского:
• Шесть часов утра проведение утренней службы, полночная, изобразительное, время, вечернее богослужение, произношение песней Святых Даров;
• Пять часов вечера проведение утренней с произношением молебна Владычице Небес.
Суббота. Восхваление Пресвятой Богородицы (субботнее произношение молебна). Святые Хрисанфа и Дарья:
• Шесть часов утра произношение молитвы Братской. Полночное богослужение;
• Без пятнадцати восемь – часы, молитвенные песни, произношение молебен Преподобному Савве Сторожевскому;
• Пять часов вечера проводится всенощное бдение.
Воскресенье. Пятая неделя Великого поста. Преподобной Марии Египетской:
• Полседьмого утра – раннее богослужение, Служба в Троицком церкви;
• Полдесятого утра проводится поздняя, молитвенная песнь в Храме Рождества Девы Марии , провозглашения молебен Преподобному Савве Сторожевскому;
• Пять часов вечера – вечернее, песнь о пассии (провозглашение молебен Страстям Господним).
Где остановиться
При обители действует гостиница на пятьдесят мест. На трех ее этажах размещены одно-, двух- и четырехместные номера, есть один шестиместный. Уровень номеров – от эконом-класса до люксовых. В одноместных номерах – душевая и санузел находятся на этаже, в остальных – непосредственно в номере. Работает эта гостиница без выходных, круглые сутки. Заселиться можно после 17.00, а вот выехать необходимо до 15.00.
Чтобы остановиться здесь, гостям следует иметь при себе документы: паспорта либо же свидетельства о рождении (для детей).
Важно! Дети до пяти лет могут жить в гостинице бесплатно (только с родителями). Пребывание животных здесь запрещено.Чтобы забронировать место заранее, свяжитесь с администрацией при помощи телефона
Место расположения и как можно добраться до мужского монастыря
рекомендуем к прочтению
- Акафист Христу
- Акафист преподобному Киприану
- Акафист Деве Марии «Скоропослушница
Саввино-сторожевская обитель, адрес: г. Звенигород (в Московской обл.), но надо обязательно заметить, то что нет иного почтового адреса у монастыря, и вы не найдете его даже на официальном сайте. Монастырь находиться в самом конце города и отыскать его можно с помощью карты пути.
Доехать в Саввино-Сторожевскую церковь можно пару путями:
• На автомобиле: по Новорижской либо ж Минской трассе.
• На муниципальном транспорте: Сперва надо с Белорусского вокзала приехать до станции «Звенигород», после этого сесть на маршрутное такси № 51 либо ж № 23 и доехать до остановки «Обитель ».
• Приехать в мужскую обитель в Звенигород возможно и по иному пути: Автобусом, отъезжающим от станции метро Кунцево до станции «Звенигород», а затем на маршрутке № 51 либо ж №23 доехать до остановки «Обитель».
https://youtube.com/watch?v=6OddgmiTx0w
Скит Преподобного Саввы
Для молитв в уединении преподобный Савва часто удалялся подальше от монастыря в овраг. Позже на этом месте он выкопал пещеру, в которой имел возможность поговорить с Господом один на один. После его смерти на месте пещеры была возведена церковь с кельями и хозяйственными постройками, так называемый Скит.
В Скит часто приходили люди, которые искали душевного равновесия. Скит Саввы посещали князья и императоры, в частности царь Александр II и Великий князь Сергей Александрович.
В советские времена Скит очень пострадал. Большинство зданий были разрушены, а уцелевшие были отведены для проживания семьям военных служащих. Только к 600-летию монастыря была проведена реставрация Скита, возобновлена работа источника, построена купальня.
История
Монастырь основан в 1398 году монахом Саввой, учеником преподобного Сергия Радонежского, по просьбе и при поддержке звенигородского князя Юрия Димитриевича. Вначале была выстроена деревянная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Её расположили на высокой горе Сторожи, в виду Москвы-реки — основного транспортного пути на запад из Москвы в то время, у устья речки Розвадни, позже названной Сторожкой. Для уединения Савва ископал пещерку, в которой проводил время в молитве. Поначалу площадь обители была небольшой, но со временем число монахов росло, и территория монастыря значительно увеличилась.
Князь Юрий Дмитриевич с самого основания Саввино-Сторожевского монастыря опекал его, стремясь превратить в свою придворную обитель. Уже в первые годы своего существования в начале XV в. (1402 г) монастырь получил от звенигородского князя обширные владения в непосредственной близости от города: села Белгино, Дубацыно и Усть-Розвадня с тянувшими к ним деревнями, а также огромные бортные леса на юге Городского стана (село Усть-Розвадня на другом берегу Розвадни позже стало подмонастырским и стало называться Саввинская Слобода).
В XV—XVII веках Саввино-Сторожевский монастырь играл роль военного форпоста Московского княжества на западе. Обитель была любимым местом молитвы многих русских царей. Сюда, в частности, приезжали Иоанн IV Грозный с супругой Анастасией Романовной, а также их сын Феодор Иоаннович. При царе Алексее Михайловиче монастырь стал загородной царской резиденцией. Здесь были возведены дворец государыни, царские палаты. Тогда же монастырь был обнесен каменными стенами. Храмы обители расписывали иконописцы Оружейной палаты Московского Кремля. Архимандрит Никанор (1654—1658) впоследствии стал архимандритом Соловецкого монастыря, где возглавил Соловецкое восстание в защиту Старой Веры.
К Саввино-Сторожевскому монастырю из Москвы был проложен Звенигородский тракт, который также был известен как Царский путь или Дорога царей богоизбранных, по нему не раз совершали обязательные паломничества в монастырь к мощам Саввы Сторожевского все русские правители: великие князья, цари и императоры. В первой половине XX века эта дорога называлась Звенигородское шоссе, теперь же она более известна как Рублёво-Успенское шоссе или просто Рублёвка.
Во время Отечественной войны 1812 года из Саввино-Сторожевского монастыря выезжал на молебны к московскому ополчению московский викарий епископ Августин (Виноградский). Из монастыря вывозили русские святыни — Владимирскую и Иверскую иконы Божией Матери — для всенародного моления о защите Русской земли. Монастырь, занятый французами, не был разграблен: по преданию, преподобный Савва явился к французскому полководцу Евгению Богарне и велел не трогать обитель.
В 1917 году настоятелем монастыря был назначен будущий священномученик Димитрий (Добросердов). В мае 1918-го сюда прибыл с мандатом продкомиссара Константин Иванович Макаров. Его отряд реквизировал у Саввино-Сторожевского монастыря хлеб, а заодно попытался вскрыть раку с мощами преп. Саввы Сторожевского, — что стало причиной «Звенигородского мятежа». Участники мятежа убили Макарова и ещё двух коммунистов, но подошедший вскоре вооружённый отряд из Дедовска подавил восстание… В середине 1919 года монастырь был закрыт. В 1941 году во время эвакуации был разрушен уникальный 35-тонный Большой Благовестный колокол (изображённый на гербе Звенигорода), звон которого, по свидетельству очевидцев, доходил до Москвы (в начале XXI века на замену этого колокола был установлен другой, столь же массивный). В 1986 году сгорел деревянный шатровый верх одной из монастырских башен.
9 февраля 1995 года между Администрацией Московской области и Московским патриархатом был подписан договор о совместном использовании Звенигородским историко-архитектурным и художественным музеем и возрождающимся монастырём части зданий обители, а сам монастырь получил статус ставропигиального.
Экскурсии
Экскурсии в монастырь возможны в рамках организованной группы по предварительной записи. Туристам рассказывают о прошлом и настоящем архитектурного ансамбля монастыря. Экскурсанты пройдут по всем храмам (собор Рождества Божией Матери, Преображенская церковь, Троицкая надвратная церковь), осмотрят музей Царицыных палат, где располагаются экспозиции Звенигородского историко-архитектурного и художественного музеев. Гордостью выставки являются воссозданные на основании документальных источников боярские покои, которые включают предметы мебели, украшения, посуду XVII века. Интерес представляют красивые изразцовые печи, украшенные разноцветными изразцами.
Во Дворце царя Алексея Михайловича можно приобрести на память монастырские сувениры в местных лавках. По предварительной договоренности туристы смогут попробовать в трапезной вкусный сбитень.
На экскурсию в монастырь следует одеться подобающим образом: мужчины должны быть в брюках, женщины — в юбках, с закрытыми плечами и с покрытой головой.
Царицины палаты, Наталья Путешественница
История монастыря
Монастырь в Звенигороде начал свою историю в далеком 1398 году. Основал его ученик преподобного Сергия Радонежского, инок Савва, духовник семьи князя Дмитрия Донского (жены Евдокии и сына Юрия). Когда умер Дмитрий Донской, его сын Юрий стал княжить в Звенигороде. Новый звенигородский князь и поручил своему духовнику основать обитель на горе Стороже, где открывается прекрасный вид на слияние двух рек: Сторожку и Москву-реку.
Сначала была возведена деревянная церковь Рождества Пресвятой Богородицы, затем не далеко от нее Савва выкопал скит, где он уединился для молитвы и поста. Зная о его молитвенных подвигах, к нему стало приходить все больше братии, монастырь рос на глазах.
Рисунок. 1. Преподобный Савва Сторожевский
Обитель много претерпела в годы польско-литовской интервенции: ее поджигали и обворовывали. Обитель любил посещать царь Иван Грозный со своей женой Анастасией и сыном Федором. В годы царствования Михаила Федоровича обитель стала возрождаться.
Период расцвета
В период правления Алексея Михайловича Саввино-Сторожевский монастырь стал преображаться на глазах: менее чем за десять лет обновили Рождественский собор, расписывали стены храма известные московские иконописцы. Стали возводить новые храмы, хозяйственные сооружения, и у обители появились огромные крепостные стены, царские палаты и башни. Царь делает монастырь своей резиденцией и присваивает ей почетный статус Лавры, который был первым в истории русских обителей. В это время произошло обретение мощей святого основателя монастыря и в память об этом был отлит Благовестный колокол.
По указу царя была проложена дорога от Москвы до самой обители, которая стала именоваться Звенигородским трактом, также ее ещё называли Царский путь и Дорога царей богоизбранных. По ней совершали паломничества к мощам преподобного русские монархи и князья. Сейчас она называется
Рублево-Успенским шоссе. В XVIII веке положение монастыря утратилось, но его продолжали посещать царственные особы.
В годы отечественной войны 1812 года для всенародного поклонения и для защиты от врагов вывозились святыни: Владимирская и Иверская иконы Божией Матери. И после боя под Звенигородом, когда французы заняли монастырь, они его все же не тронули: одному из их полководцев явился преподобный Савва и велел оставить монастырь в покое.
Период запустения
В 1918 году по приказу местных властей в монастыре произошла конфискация церковного имущества, насельники пытали противостоять этому, не отдавали мощи преподобного Саввы, но все же этого не удалось избежать, они были конфискованы, монахи арестованы и монастырь закрыт.
В 1941 году во время войны монастырь очень пострадал: был разбит 35-тонный Благовестный колокол, звон которого был слышен в Москве (благодаря ему город и назвали Звенигород). Уже в XXI веке была сделана его копия.
Рисунок. 2. Большой благовестный колокол, отлитый взамен утраченному
В советское время здесь были и воинская часть, и санаторий, и музей. В церкви Рождества Богородицы не пострадали только верхние ярусы иконостаса, все остальное было разграблено.
XX век
9 февраля 1995 года Администрация Московской области и Московский патриархат подписали договор о совместном использовании Звенигородским историко-архитектурным и художественным музеем и Саввино-Сторожевским мужским монастырём некоторых зданий обители. Монастырь стал ставропигиальным.
В 1995 году монастырь снова открылся. В 1998 году, на праздновании 800-летия обители патриархом Алексием II были возвращены мощи преподобного и положены в соборе Рождества Богородицы. Также там были отреставрированы древние настенные росписи. В 2006 году открыли памятник основателю
монастыря.
Судьба Савво-Строжевского монастыря после революции
После революции 1918 года монастырь закрыли, а святые мощи преподобного Саввы изъяли, чем вывали бурю протестов горожан и последовавшие аресты. Интересно, что этот поворот истории преподобный Савва предсказывал перед своей кончиной. Он говорил, что придет время, когда люди забудут Бога и ему придется уйти из монастыря, но он не исчезнет, а будет в тайном месте молиться за заблудшие души перед концом света. Его слова были даже напечатаны в большевистских газетах, как подтверждение контрреволюционности монашества. В Советское время здесь располагались многие учреждения от воинской части и санатория, до музея. Не обошлось без загадок. Так в 1918 году монахи, не дожидаясь прихода большевиков, решили спрятать сокровища, и бросили все в пруд. Сколько потом не искали чекисты ничего не нашли, ни в двадцатые годы, ни в тридцатые, когда поиски возобновили. Тайна этих сокровищ до сих пор не разгадана. После падения советского режима, обитель ожила. Мощи вернули назад, возобновили богослужения, и пришли в монастырь новые послушники.
Сегодня Саввино-Строжевский монастырь можно посетить как в качестве паломника, так и в качестве туриста, ведь на территории монастыря в Царицыных палатах, расположен музей. Через башню, которая находится слева от входа (там находится кафе) можно выйти на стену монастыря.
А если выйти с территории монастыря — то перед нами будет смотровая площадка с великолепным видом на окрестности.
Смотровая площадка около Саввино-Строжевского монастыря
В целом, Саввино — Строжевский монастырь — это место обязательное к посещению. Что-то здесь определенно точно есть.
Кстати, не торопитесь быстро отсюда уехать — рекомендую прогуляться (или доехать) до скита и купальни. О чем будет мой следующий рассказ.
Основатель обители
Обитель получила свое имя в честь основателя Саввы. С детства он отличался благочестием. Был самым любимым учеником и первым последователем Сергия Радонежского, от него, достигнув 20 лет, и принял постриг.
Больше половины своей жизни Савва провел в Троицком монастыре и после смерти Сергия Радонежского 6 лет возглавлял эту обитель. Будучи, духовным наставником Юрия Звенигородского, Савва Сторожевский, по прошению своего подопечного, решает покинуть Троицкий монастырь и основать новую обитель близ г. Звенигород.
Савинно-Сторожевский монастырь в Звенигороде было решено возвести около р. Розвадни (ныне р. Сторожка) на горе Сторожи. Изначально Савва жил уединенно в пещере, отстраивая деревянный собор Пресвятой Богородицы вместе со своими последователями. Со временем территория обители увеличилась вместе с количеством иноков, проживающих на ней.
Были выстроены новые кельи, а территорию оградили частоколом. К 1405 г. на месте деревянной церкви был построен белокаменный храм. Скончался Савва Строжевский в 1406 г. 3 декабря (по-новому летоисчислению 16 декабря) в возрасте 80 лет.
В 1547 г. на соборах митрополита Московского Макария, Савва Сторожевский причислен к лику новых российских святых. Преподобный Савва считается защитником Москвы, покровителем царей. Он стал одним из самых почитаемых русских святых, исцелителем, прозорливцем.
Посещение, режим работы обители
Тем, кто решил побывать здесь, стоит заранее связаться с паломнической службой.
Важно! По понедельникам служба не работает. В остальные дни – с 10.00 до 17.00
Экскурсоводы не только познакомят с жизнью обители, но и расскажут об особенностях монашеского уклада, правилах, которые действуют для иноков. Гости смогут узнать о святынях, которые хранятся в монастыре, познакомиться с историей жизни его основателей.
Разработаны два туристических маршрута.
- Первый рассчитан на полтора часа и включает в себя знакомство с архитектурным ансамблем обители, посещение главного храма – собора Рождества Богородицы, а также Преображенской и Троицкой церквей. Гости могут подняться на крепостную стену и колокольню.
- Второй маршрут занимает четыре часа и включает в себя экскурсию по кремлю Звенигорода с посещением Успенского храма, знакомство с монастырем (по программе первого маршрута), посещение скита Саввы Сторожевского.
Гостям обители обязательно стоит учесть, что она является действующей, поэтому здесь достаточно строгие правила, касающиеся внешнего вида и поведения посетителей.
Запрещены шорты, открытые плечи, женщинам надо быть в юбках или платьях, с покрытой головой (юбки и платки предлагают при входе в обитель), без косметики.
Здесь нельзя шуметь, курить, употреблять алкогольные напитки, включать музыку.
Важно! Фотографировать можно только архитектурные памятки – съемка в храмах или снимки монашеской братии запрещены.Открывается для посетителей обитель в 6.00, закрывается – по завершении вечерней службы. Купальня, расположенная у Скита, открыта каждый день:
Купальня, расположенная у Скита, открыта каждый день:
- зимой – 7.00-20.00;
- весной и осенью – 7.00-21.00;
- летом – 7.00-22.00.
- По понедельникам закрывают купальню на час раньше.