Поездка в новоиерусалимский монастырь в истре. часть 1

Из истории

В середине XVII века патриарх Руси Никон и царь Алексей Михайлович решили построить на реке Истре монастырь, подобный находящемуся на Святой земле в Иерусалиме. В те времена на земле Палестины господствовала Османская империя и посещение Иерусалима христианами было связано с опасностью.

Земли на берегу Истры как нельзя лучше подходили для строительства аналога Голгофы: роль реки Иордан играла Истра, возвышенность на востоке территории напоминала гору Елеон, а холм на северо-западе — гору Фавор, парк рядом с обителью мог бы стать аналогом местности Гефсимании — сада у подножия Елеонской горы.

В 1649 году патриарх Иерусалима Пасий привез в Москву модель Храма Гроба Господня, в соответствии с которой и началось возведение Вознесенского монастыря, ставшего аналогом Иерусалимской Голгофы.

Строительство проходило в два этапа: первоначально, в 1658–1666 годах храм был построен до кровли, вырыто место для подземной церкви Константина и Елены и была возведена колокольня. Для нее было отлито 15 колоколов, один из них сохранился до наших дней. Для украшения использовались наличники и керамические пояса, установили иконостасы.

После конфликта Никона с царем патриарх попал в опалу, а в конце 1666 года решением Московского собора его лишили духовного сана, он стал простым монахом и был сослан в Ферапонтов монастырь.

Никон так и не увидел основанную им обитель, скончавшись в 1681 году. А достраивал Новоиерусалимский монастырь его настоятель архимандрит Никонор.

Строительство собора возобновилось лишь в 1679 году: была возведена глава над центральной частью храма, над ротондой для гроба Господня установили шатер диаметром 22 метра, была завершена подземная церковь Константина и Елены, освященная в 1690 году.

Несмотря на то, что в плане построенный собор является копией Храма гроба Господня, его отделка и оформление выполнены с использованием элементов древнерусского искусства.

Собор напоминает русский терем, снаружи украшенный наличниками и карнизами, фризами и балюстрадами. Самый красивый узор — павлиний глаз украсил многие используемые изразцы. Этот известный рисунок напоминает цветок граната, на который похожи глазки на павлиньем хвосте.

Внутри храм украшен резьбой и лепниной, выполненными в стиле барокко.

При Советской власти, в 1919 году обитель была закрыта и на ее территории разместился музей.

В декабре 1941 года немецкие войска заняли Истру и оккупировали Новоиерусалим. Перед тем, как уйти, немцы разрушили собор — были взорваны центральная глава, колокольня и купол ротонды.

Восстановление обители началось уже в 1942 году, но только в 1985 была восстановлена центральная глава, а в 1993 году — купол ротонды. И вот совсем недавно, в 2014 году, была воссоздана колокольня. В настоящее время, при поддержке государства, идут работы по восстановлению внутреннего и наружного декора, а также других монастырских построек.

В 1995 году обитель была передана Русской Православной церкви и в настоящее время на ее территории находится Новоиерусалимский монастырь и один из самых больших музеев Подмосковья — Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим».

Палаты «Нового Иерусалима»

Западная часть ансамбля представлена палатами – Трапезными, Архимандричьими и Больничными. Первоначально они строились как отдельные здания (с 1685 по 1698 годы), но в конце XVIII столетия было претворено в жизнь решение об их объединении в единую целостную постройку. Фундаментом Трапезных палат служили старые каменные службы, заложенные до 1666 г. Три палаты расположились на фоне западного прясла стены и стояли перпендикулярно зданию церкви Рождества Христова, находящейся неподалеку от них на востоке. В качестве украшения палат выступают белокаменные наличники, освежающие огромные окна полуциркульной формы.

Больничные палаты

Палаты с названием «Больничные», стоящие неподалеку от церкви Трёх Святителей, смотрятся довольно скромно и по размеру, и по декору. С севера к ним примыкают Настоятельские покои. Несмотря на кажущуюся простоту, эти палаты не теряются на фоне остальных построек Новоиерусалимской обители – они лишь выгодно подчеркивают Трапезные палаты, намекая на их главенствующее положение.

Церковь при Больничных палатах освящалась в 1698 г. В результате пожара, охватившего монастырское подворье в XVIII веке, она сгорела, но восстановительным работам не подвергалась. Помещение этой святыни просто перенесли на второй этаж Царских покоев – результат труда архитектора Казакова, возведшего их над больничными покоями в конце того же века. Лестница, ведущая в Царские покои, отделана изящной аркадой. Как декорирующая деталь она органично дополнила композицию восточного фасада.

Внутренний двор монастыря

Богоявленский скит

Новоиерусалимский монастырь в Московской области имеет Богоявленский Скит, который был местом проживания патриарха Никона. Он был выстроен в 1657 г. в виде 2-этажного здания, к которому присоединялась Богоявленская церковь. Скоро Никон переделал пустынь и сделал из нее «каменный столп” с четырьмя частями.

Нижний этаж заняли хозяйственные комнаты, второй — прихожая и комнаты для прислуживающих монахов, третий — трапезная с Богоявленской церковью, приемная и келья Никона, четвертый этаж — комнаты с винтовой лестницей.

Скромность и простота показывают ту жизнь, которой жил патриарх Никон. Спал он всего 3 ч в день, а оставшееся время отдавал молитвам, богослужению и богословию.

Экспозиция

В выставочных залах музея в Истре собрано огромное множество старинных реликвий и предметов искусства.

Основные коллекции:

  • Печные изразцы и архитектурная керамика
  • Собрание русской и западноевропейской живописи
  • Древнерусское лицевое и орнаментальное шитьё
  • Коллекция археологических находок — от каменного века до развитого средневековья
  • Этнографическая коллекция (предметы искусства, домашняя утварь, орудия труда)
  • Иконы XVI–XIX веков

Подробная информация о коллекциях на официальном сайте музея «Новый Иерусалим»

Мария Чахнашвили

С 2017 года действует постоянная выставка площадью 1,5 кв. км — «Новый Иерусалим-памятник истории и культуры XVII–XX веков». На ней представлены старинные предметы, одежда, картины и другие артефакты, найденные в Московской области. Среди экспонатов имеется парсуна «Патриарх Никон с братией Воскресенского монастыря» и миниатюра храма Гроба Господня XVII века.

В музее часто организуются масштабные выставочные проекты. Так в 2018 году была проведена выставка творчества Бориса Кустодиева и Альбрехта Дюрера. В разное время также выставлялись — Пикассо, Айвазовский, Шишкин, Левитан, Кустодиев и другие.

Современные выставочные пространства в МВК дополняет передовое мультимедийное оборудование: цифровые инсталляции, голографические панели, интерактивные столы, очки дополненной реальности.

Мария Чахнашвили

Осмотр Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря

После внешнего осмотра красивейшего Воскресенского собора, мы отправились во внутрь. Внутри здание является очень сложным, поэтому рекомендую вам до его посещения в киоске приобрести карту, либо как мы , воспользоваться услугами экскурсовода.

Выкладываю план собора. Те, кто был в Храме Гроба Господня в Иерусалиме, могут отметить, что устройство Воскресенского собора по расположению основных элементов полностью совпадает с Воскресенским собором.

Воскресенский собор. План собора

Воскресенский собор. План собора

Внутренние интерьеры собора резко контрастируют с его внешнем видом. Помещение, безусловно, очень величественное, но выполнено оно в стиле барокко, с характерной лепниной, ангелочками, бантами и так далее. Сразу понятно, кто был заказчиком внутреннего убранства. Это была Елизавета Петровна, которая обожала все эти дворцовые атрибуты. Мы удивились, насколько внешнее убранство Собора, напоминающее русский терем, диссонирует с внутренним дворцовым декором. Как будто это совершенно разные помещения, но каждое по-своему шикарное.

Новый Иерусалим. Внутри Собора

Купол собора уже расписан мастерами.

Воскресенский собор. Купол собора

Сам храм, несмотря на ненастную погоду, выглядит очень светлым и чистым.

Внутри собора также ведутся грандиозные работы. Огромный иконостас зияет черными дырами вместо икон. Совсем скоро они займут здесь свои места.

Новый Иерусалим. Иконостас

Сейчас можно увидеть над иконостасом фигуру Спасителя, сделанную из картона. Гид объяснила, что это один из этапов реставрации, когда будущие скульптуры выполняют из картона, согласовывают эстетический вид с государственными служащими, и только потом делают настоящий декор.

Новый Иерусалим. Фигура Спасителя

Гид рассказывала нам, что собор по своим размерам и расположению основных церквей полностью совпадает с Храмом Гроба Господня в Иерусалиме. У меня это не укладывалось в голове, так как по размерам, он, возможно, и похож, но по внутреннему стилю убранству и атмосфере это совершенно другое место.

Воскресенский собор. Ложа императора

Экскурсовод показала нам путь на «голгофу», которая также как и в Храме гроба Господня расположена слева от главного входа в Храм. Пока пройти наверх нет возможности , так как ведутся работы. По ходу того, как гид вела свой рассказ, к нам присоединялось все больше и больше людей. Так наша маленькая группа из трех человек разрослась до 15 человек. Ну да ладно.

Новый Иерусалим. Всем интересно послушать экскурсию

Внутри храма находится также «пещера гроба Господня», где, по словам экскурсовода на православную Пасху сюда снисходит исцеляющий голубой огонь. Мягко говоря, мы были удивлены.

Вокресенский собор. Пещера Гроба Господня

Кто захотел, приложился к Гробу. Кстати, здесь есть правило — из пещеры можно выходить не поворачиваясь к ней спиной.

После осмотра основного храма мы отправились в Придел Успения Пресвятой Богородицы, где можно увидеть настоящие фрагменты оформления того самого первого храма Воскресения. Автором оформления данного придела по распоряжению императора  выступил знаменитый Матвей Казаков (1802 год).

Вокресенский собор. Придел Успения Пресвятой Богородицы

Больше всего меня поразило искусство изразцов. Ничего подобного я не видела ни в одном православном храме.

Одним из символов, который был воплощен в изразцах был «цветок граната», который символизирует кровь Христа — символ мученической смерти спасителя. Рисунок же «около павлина» символизирует Воскресение христово.

Воскресенский собор. Фрагменты изразцов

Также экскурсовод показала нам еще один символ, зашифрованный в изразцах – льва, означающего власть на Земле.

Изразец-лев

В этом же приделе можно поставить свечи.
На стене размещены немногочисленные иконы, например список с афонской иконы «Богоматери Троеручицы». В это же приделе можно набрать святой воды.
Прощальный взгляд на собор.

Воскресенский собор. Новый Иерусалим

В 16-00 из Храма мы вышли из храма и продолжили осмотр территории.

Современный архитектурный комплекс

Новоиерусалимский монастырь окружён толстыми крепостными стенами с несколькими воротами. Он расположен на возвышенности. Центр всего комплекса — Храм Воскресения Господня. Он соединён с подземной церковью преподобных  Константина и Елены.

Воскресенский собор

Этот собор является главной достопримечательностью обители.

Рисунок 1. Храм Воскресения Господня

Он создан по подобию храма Гроба Господня в Иерусалиме. Поэтому в нём есть копии многих святынь, находящихся в Святой Земле. Паломники могут увидеть здесь и Церковь Гроба Господня и Камень Миропомазания, и другие места, напоминающие о жизни Христа, Его распятии и воскресении. Главные ворота в эту церковь находятся с южной стороны, недалеко от входа расположена белокаменная плита.

Надпись на ней в стихах повествует об истории создания Нового Иерусалима.

Она украшает начало одного из входов на Голгофу.

Подземная церковь Константина и Елены

Из Собора Воскресения Господня в этот храм можно спуститься по лестнице, состоящей из тридцати трёх ступеней — по количеству лет, прожитых Иисусом Христом.

Церковь посвящена константинопольскому правителю Константину и его матери Елене, по приказу которых был найден крест, на котором был распят Спаситель.

В храме находится точная его копия. Она была реставрирована в 1980-е годы.

Главный алтарь сделан по образу того, что находится в подобной церкви в Иерусалиме. Здесь, в том числе, есть место, откуда преподобная Елена наблюдала за поисками Креста Господня.

Крепостная ограда

Монастырь окружён каменной стеной с несколькими воротами.

Рисунок 2. Крепостная ограда

Над одними из них располагается Храм Входа Господня в Иерусалим. Эта церковь была построена уже после смерти патриарха Никона. Во время Великой Отечественной войны храм был полностью уничтожен. Спустя тридцать лет его восстановили. Сейчас в его стенах расположен музей монастыря.

Рядом с другими воротами находится церковь Рождества Христова. Одинаковое положение этих храмов (рядом с входом) символизирует, что и Рождество, и Вход Спасителя в Иерусалим, где Он принял смерть ради человечества, являются значимыми событиями для православной церкви.

Некрополь

Захоронения на территории монастыря находятся как в церквях, так и вокруг них. В одном из пределов храма Воскресения Господня покоились останки патриарха Никона. Святейший завещал похоронить себя именно здесь. В годы советской власти его останки были вывезены из церкви.

Сегодня их местонахождение неизвестно. В подземном соборе находятся могилы жены и сына великого русского полководца Александра Васильевича Суворова. Он сам и его семья содействовали реставрации зданий монастыря.  Возле храма было обнаружено более ста старинных могил.

Рисунок 3. Некрополь

В прошлые века здесь хоронили помещиков, которым принадлежали окрестные земли.

Постройки, расположенные за крепостной стеной

В годы, когда патриарх Никон подвергся гонениям, он жил в Новом Иерусалиме. Для него была построена келья на берегу реки Истры (она расположена за белокаменными стенами обители).

Рисунок 4. Скит патриарха Никона

Рядом с этим местом на реке есть купель.

В этом живописном месте на берегу реки есть музей деревянного зодчества. Он был создан в семидесятые годы двадцатого века. В то время сюда были доставлены деревянные постройки и их копии из разных уголков России.

Среди экспонатов музея можно увидеть крестьянские дома, деревянные усадьбы, церкви. Во многих из них расположены экспозиции, посвящённые быту людей 15-19 веков.

Прогулка по территории монастыря

Напротив входа в храм расположены палаты царицы Татьяны Михайловны (покровительница монастыря), восстановленные по старым гравюрам.

Палаты царицы Татьяны Михайловны (покровительница монастыря)

За Воскресенским собором находится церковь Рождества Христова, также открытая для посещения. Но так как у нас было ограниченное время (мы хотели успеть в музей деревянного зодчества), внутрь мы решили не заходить.

Церковь рождества Христова

Также на территории находится музей (в Трапезной и Больничных палатах), в который мы также не попали из-за того, что время было ограничено. Спать надо было меньше.

Воскресенский собор можно осматривать очень долго, настолько красивы изразцы, которыми он украшен снаружи. Узор изразцов, которыми украшен собор, называется «Павлиний глаз», он был создан белорусским мастером Степаном Полубесом (видимо его так прозвали за золотые руки).

Воскресенский собор

Воскресенский собор

Воскресенский собор. Изразцы

Воскресенский собор

Единственно, что разочаровало именно меня, это то, что на реконструкции был красивейший многоярусный купол Воскресенского собора. Но ничего, совсем скоро он предстанет во всей красе.

На этом наша экскурсия была завершена, и мы самостоятельно отправились в музей деревянного зодчества. Для этого, мы прошли по деревянному коридору вдоль стен монастыря. Согласно плану монастыря это место было «Гефсиманским садом».

Про нашу прогулку по Музею деревянного зодчества можно прочитать здесь.

История обители

С приходом к власти Романовых Русь восстанавливалась после измотавшей ее Смуты. Налаживалась экономика государства, начинались крупные строительные проекты. Данный монастырь не первая попытка воссоздать образ Святой Земли на Руси. Просторы, на которых сейчас стоит обитель, при царе Алексее Михайловиче принадлежали вотчинникам. Патриарх приложил усилия, чтобы их выкупить.

Ново-Иерусалимский мужской монастырь на Истре

Первый этап строительства

Основан был Ново-Иерусалимский мужской монастырь патриархом Никоном в 1656 году. По его задумке работы должны были воплотить в жизнь образ святых мест древней Палестины. Для этого местность была перепланирована – прибрежный лес срубили, возвышение под обитель укрепили. Холм, на котором заложили первый камень монастыря, назвали Сионом. Восточнее находился холм Елеонский с одноименной часовней. Реку Истру называли Иорданом. Созданный маленький женский монастырь назвали Вифанией. Даже в зданиях прослеживались повторения очертаний древних строений Палестины, например, Воскресенский собор был возведен как образ Храма Гроба Господня.

Первые храмы, как и большинство построек того времени, были деревянными. Когда освящали Воскресенский храм, в обители находился сам царь. Он, глядя на возведенный комплекс с Елеонского холма, первым назвал его Новым Иерусалимом.

В стенах святого места была сформирована уникальная библиотека. В ней были собраны книги, которые патриарх передал обители из личного владения. В их число входили древние рукописные тексты Руси и других стран, в т. ч. произведения из Афона. Под руководством Никона действовало три возведенные им монастыря, они были соединены в вотчину. Но у патриарха были недоброжелатели.

Архивное фото святой обители

Конец XVII – ХХ век

В XVII ст. землю комплекса защищал ров, через который был переброшен мост. Решением церковного собора 1666-1667 гг. столь масштабное монастырское сооружение стало всего лишь рядовым, пригородным. Патриарха Никона отстранили, а вотчину, которую имела обитель, разделили. Позже ему позволили возвратиться в стены своего детища, но он, будучи в пути, отошел ко Господу. После нарушения привычного хода дел строительство возобновилось, когда на комплекс пал взор царя Федора Алексеевича. В 1678 г. Новый Иерусалим получил обратно все, что у него забрали, а также дополнительные наделы. В 1692 г. храм освятили в честь Рождества Христова, который был возведен по указу царевны Софьи.

Во время правления Петра Великого монастырь был сокращен. Положение обители улучшилось, когда она перешла под покровительство императрицы Елизаветы Петровны. В 1762 и 1792 гг. монастырь пострадал от масштабных пожаров, но был восстановлен на деньги, выданные государыней Екатериной II.

В XIX – начале XX века обитель стала большим паломническим центром. Количество посещавших ее верующих возросло после строительства железной дороги Москва-Виндава. Возле монастыря были возведены номера и странноприимны для богомольцев разных социальных классов, построено училище. К 1913 г. ежегодное число паломников достигло 35 тыс. чел.

В 1919 г. монастырь закрыли, а в его стенах стали функционировать два музея. В 1941 г. фашистские минеры уничтожили Воскресенский собор. Большое число памятников архитектуры погибло. Со временем обитель восстановили, за исключением гигантской звонницы XVII ст.

Современное состояние

Сегодня монастырь является действующим, в нем регулярно совершаются богослужения, он не имеет зависимости от каких-либо епархий. На базе обители функционируют две воскресные школы для разных возрастов:

  • детская – проводятся занятия для младших и старших школьников из г. Истры и соседних городков;
  • для взрослых – впервые открыла свои двери в 2015 году; занятия проводятся каждое воскресенье в 13:00.

Как добраться на электричке ?

Электричка отходит от Курского вокзала либо возможно поехать от платформы «Тушино» (в близи от неё находится одноимённая остановка метрополитена)

При чём стоимость билета от станции «Тушино» по стоимости будет немножко ниже чем от стоимости в электричке, однако необходимо принимать во внимание, что в летний сезон электрички могут быть слишком заполнены, так как едут много людей на дачные участки. Пройти необходимо до платформы «Истра» либо «Новоиерусалимская»

Затем необходимо прогуляться пешком по времени прогулка займёт минут двадцать, а по километражу примерно два километра, либо же на микроавтобусе следует проехать до остановки «Монастырь».

Расписание богослужений

В мужской обители проводятся службы согласно следующего расписания:

Понедельник. Пятая Седмица Великого воздержания. Прп. Венедикт Нурсийский:

  • 8 утра – утренняя, часы с произнесением Священного писания;
  • 5 вечера – вечерняя, великое повечерие.

Вторник. Мч. Агапия и семь великомучеников: два Дионисия, Александра, Пуплия, Ромила и Тимолая:

  • 8 утра – утренняя, часы с произнесением Священного писания;
  • 5 вечера – вечерняя, великое повечерие.

Среда. Прп. Алексия, Господен человек:

  • 8 утра – утренняя, часы, изобразительны, вечерняя, проведение песнопения Даров Преждеосвященных;
  • 5 вечера – утреняя с произнесением великой молебни Св. Андрею Критскому.

Четверг. Прп. Макарий Калязинский:

  • 8 утра – совершение песнопения Даров Преждеосвещенных;
  • 5 вечера – вечерняя, повечерие великое.

Пятница. Иерусалимский архиепископ Свт. Кирилл (тем, кто подготавливается к совершению Святого Таинства Причащения, следует воздержаться от приема пищи в течении 6 часов):

  • 8 утра – утренняя, часы с произнесения Священного писания;
  • 5 вечера – повечерие великое, проведение песнопения Даров Преждеосвященных.

Суббота. Чтение акафистов субботнее. Вознесение похвалы Царице Небесной:

  • 8 утра – утренняя с совершением акафистного песнопения, духовное песнопение;
  • 5 вечера – бдение всенощное.

Воскресенье. Четвертая неделя Великого воздержания. Прп. Иоанн Лествичник.

  • 7 утра – часы, раннее песнопение;
  • 10 утра – позднее церковное песнопение;
  • 5 вечера – пассия и вечерняя.
  • 5 вечера – обряд таинства.

История монастыря насчитывает не одно столетие.

Новоиерусалимский монастырь был построен в 1657 году, появился он благодаря Патриарху Никону и царю Алексею. Была идея создать копию Храма Гроба Господнего.

Строили монастырь 500 монахов и столько же рабочих из ближайших сел и городов. Рядом с монастырем было село Воскресенское, потом появился город Воскресенск, который в советское время переименовали в Истру.

Рядом с монастырем переименовали:  холм, на котором заложили Воскресенский монастырь, стал горой Сионом, безымянный ручей стал Кудронским потоком, ближайшие холмы получили названия Елеон, Фавор и Голгофа, а селения — Вифлеем, Назарет, Галилея; реку Истру он стал называть Иорданом Есть при обители и сад, назван как в Израиле — Гефсиманским.

Царь идею поддержал построить топографическую копию Храма Гроба Господнего, но впоследствии царь от проекта «отошел», а патриарх именно за строительство Нового Иерусалима был низложен с патриаршего престола, поскольку Собор Вселенских Патриархов счёл идею Русской Палестины противоречащей церковным канонам и в 1666 году запретил именовать Воскресенский монастырь Новым Иерусалимом. Бояре «нашептали» царю, что слишком много власти у Патриаха.

Так патриарх Никон был сослан простым монахом сначала в Ферапо́нтов Белозе́рский Богоро́дице-Рожде́ственский монасты́рь, а потом Кирило-Беловежский монастырь.  Без отца Никона Новоиерусалимский монастырь стал приходить в упадок. Лишь спустя 15 лет, уже при царе Федоре Алексеевиче низложение патриарха признали незаконным и он был реабилитирован. Отец Никон к тому времени уже был старцем и умер в Ярославле, не дожив несколько дней до своего возращения в свою обитель.

Могила Патриарха Никона находится на территории монастыря, под Голгофой. В наше время могила пуста-ее вскрыли в 30-годы прошлого столетия,прах выкинули коммунисты.

В XVIII и XIX столетиях монастырь перестраивали, но в целом его облик изменился мало. В 1918 году монастырь был закрыт, два года спустя, в 1920 году в его зданиях открылся Художественно-исторический и краеведческий музей, с 1935 года – Московский областной краеведческий музей. В 1941 коллекции музея были разграблены немцами. При отступлении они взорвали Воскресенский Собор, семиярусную столпообразную колокольню, находившуюся у южного фасада собора (с тех пор колокольня так и не восстановлена), башни, ограду с надвратной церковью, пострадали Трапезные палаты.

Первые восстановительные работы в монастыре начались в 1947 году, они интенсивно велись в 1960-80-х годах. В 1994 году началась передача монастыря РПЦ, в обители возобновились богослужения.

В наше время монастырь окончательно восстановили в 2017 года- была проведена масштабная реставрация, которая длилась почти 10 лет. Работы ввелись круглосуточно, в три смены и шли одновременно службы.

История создания храма

Собор также принято называть Новым Иерусалимом. Патриарх Никон решил воссоздать в Подмосковье палестинские святыни, что бы это свою очередь дало русскому народу узреть священные места Христова Воскресенья.

При этом строился Новоиерусалимский монастырь в Московской области в несколько этапов. Первый из них длился с 1656-1666 гг. (в период царствования Тишайшия Алексея Михайловича). Затем работы были приостановлены из-за опалы Патр. Никона и возобновились только в 1679 г. согласно распоряжения Федора Алексеевича.

В 1685 г. была окончена постройка храма Константина и Елена, а также Воскресного собора, а вот создание надвратного храма Входа Всевышнего и крепостной стены были окончены в 1697 г., но уже при Петре I.

Однако на этом этапе строительные работы не окончились, так как, не простояв и 30 лет шатер из камня храма Воскресения рухнул. Работы по его восстановлению длились аж до 1761 г., в период завершения правления императрицы Елизаветы.

Возрождение и современность

В 1919 году монастырь был закрыт. С 1921 года на территории монастыря работало два музея. В 1941 году Воскресенский собор фашисты взорвали. Крест рухнул на землю, но не сгорел, хотя вокруг полыхал пожар. После взрыва собора кувуклия с Гробом Господним тоже уцелела. В 1959 году пострадавший монастырь восстановили, и музей возобновил работу.

В июле 2008 года монастырь посетили Президент России Дмитрий Медведев и патриарх Алексий II, после чего был создан Фонд по восстановлению монастыря. В 1994 году Воскресенский Новоиерусалимский собор вернули церкви, а музей открыли в новом здании, по соседству. В 2016 году восстановление, на которое потрачено 10 миллиардов рублей, окончательно завершено, обновленный красивый собор радует прихожан.

В монастыре проводятся экскурсии, работает воскресная школа для детей и взрослых, гостиница для паломников. В 44 церквах монастыря поочередно идут службы. У кувуклии с Гробом Господним всегда стоит очередь. Здесь оставлена часть старого настила из булыжника, по которому ходил патриарх Никон и царь Алексей Михайлович.

Патриарх объявил, что обитель должна развиваться как центр духовно-воспитательной работы. С этой целью активизируется работа по сохранению и расширению архитектурно-художественного музея на территории монастыря.

В музее – 180 тысяч единиц разнообразных экспонатов архитектурных, исторических, этнографических и художественных коллекций. Шедевры Айвазовского, Шишкина и Левитана, Пикассо и Кустодиева, Дюрера, Фалька и Фаберже. В музее устроена постоянная экспозиция «Русское искусство. Церковное и светское искусство XVI-начала XX веков.» Здесь собраны предметы живописи, иконостасы, скульптуры, мебели и декоративно-прикладного искусства.

В экспозиции «Особая кладовая» – предметы декоративно-прикладного искусства из драгоценных металлов XVI -XX веков: шитье, предметы церковного обихода, произведения русских мастеров из эмали бытового серебра.

Отдельная экспозиция посвящена предметам из монастырских храмов и ризниц, материалам архитектурных раскопок и экспонатам музея памяти патриарха Никона. В музее представлены богословские книги и рукописи, зарубежные и русские иконы, картины и фрески, коллекция оружия.

Рядом с музеем – Гефсиманский сад и парк, где расположена конная школа, здесь можно прокатиться на лошади. Музей деревянного зодчества сохранил в первозданном виде деревенские подворья, бани и мельницы.

Из истории

В середине XVII века патриарх Руси Никон и царь Алексей Михайлович решили построить на реке Истре монастырь, подобный находящемуся на Святой земле в Иерусалиме. В те времена на земле Палестины господствовала Османская империя и посещение Иерусалима христианами было связано с опасностью.

Земли на берегу Истры как нельзя лучше подходили для строительства аналога Голгофы: роль реки Иордан играла Истра, возвышенность на востоке территории напоминала гору Елеон, а холм на северо-западе — гору Фавор, парк рядом с обителью мог бы стать аналогом местности Гефсимании — сада у подножия Елеонской горы.

В 1649 году патриарх Иерусалима Пасий привез в Москву модель Храма Гроба Господня, в соответствии с которой и началось возведение Вознесенского монастыря, ставшего аналогом Иерусалимской Голгофы.

Строительство проходило в два этапа: первоначально, в 1658–1666 годах храм был построен до кровли, вырыто место для подземной церкви Константина и Елены и была возведена колокольня. Для нее было отлито 15 колоколов, один из них сохранился до наших дней. Для украшения использовались наличники и керамические пояса, установили иконостасы.

После конфликта Никона с царем патриарх попал в опалу, а в конце 1666 года решением Московского собора его лишили духовного сана, он стал простым монахом и был сослан в Ферапонтов монастырь.

Никон так и не увидел основанную им обитель, скончавшись в 1681 году. А достраивал Новоиерусалимский монастырь его настоятель архимандрит Никонор.

Строительство собора возобновилось лишь в 1679 году: была возведена глава над центральной частью храма, над ротондой для гроба Господня установили шатер диаметром 22 метра, была завершена подземная церковь Константина и Елены, освященная в 1690 году.

Несмотря на то, что в плане построенный собор является копией Храма гроба Господня, его отделка и оформление выполнены с использованием элементов древнерусского искусства.

Собор напоминает русский терем, снаружи украшенный наличниками и карнизами, фризами и балюстрадами. Самый красивый узор — павлиний глаз украсил многие используемые изразцы. Этот известный рисунок напоминает цветок граната, на который похожи глазки на павлиньем хвосте.

Внутри храм украшен резьбой и лепниной, выполненными в стиле барокко.

При Советской власти, в 1919 году обитель была закрыта и на ее территории разместился музей.

В декабре 1941 года немецкие войска заняли Истру и оккупировали Новоиерусалим. Перед тем, как уйти, немцы разрушили собор — были взорваны центральная глава, колокольня и купол ротонды.

Восстановление обители началось уже в 1942 году, но только в 1985 была восстановлена центральная глава, а в 1993 году — купол ротонды. И вот совсем недавно, в 2014 году, была воссоздана колокольня. В настоящее время, при поддержке государства, идут работы по восстановлению внутреннего и наружного декора, а также других монастырских построек.

В 1995 году обитель была передана Русской Православной церкви и в настоящее время на ее территории находится Новоиерусалимский монастырь и один из самых больших музеев Подмосковья — Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим».

Судьба Патриарха Никона

Патриарх Никон – идейный вдохновитель и участник строительства Новоиерусалимского монастыря имел много разногласий с царем. Правителя не устраивало, что церковь пыталась влиять на государственные дела. В 1660 году, через 4 года после основания обители, в Москве был проведен Собор высших иерархов, на котором монахи хотели лишить Никона должности. Но суд над патриархом не состоялся и дело было решено передать на рассмотрение на суд владык восточных церквей: сирийской и египетской (коптской). Представители вышеозначенных организаций смогли прибыть в Москву только в 1666 году. В течение 8 лет до суда и отправки в ссылку патриарх Никон обитал в монастыре и способствовал развитию молельни.

Патриарх Никон

В 2014 году в музее «Новый Иерусалим» была торжественно открыта выставка «Новый Иерусалим – памятник истории и культуры XVII–XIX веков». Экспозиция состоит из 3 залов. Отдельная часть ее выделена, как память музея Патриарха Никона, который был основан в 1870 году.

В учреждении хранятся личные факсимильная печать Его Святейшества, фрагмент омофора, копия парсуны архиепископа с клиром, останки кареты владыки, некоторые личные вещи главы православной церкви. Экспонаты описывают путь Патриарха от простого священника до личного друга царя, заслуги перед христианством и суд над Никоном. Последнее событие наглядно иллюстрирует картина С. Д. Милорадовича. На полотне изображены высшие церковные иерархи, которые решают судьбу Патриарха.

Капелла

Защитные постройки

У Нового Иерусалима в Истре есть и оборонительные постройки, экскурсионная программа которых позволит отвлечься от обилия информации, связанной с религиозными сооружениями.

worldpics.pro

Оборона Нового Иерусалима в Истре включает в себя:

  1. 9 башен.
  2. Стены с толщиной 3-4 метра и высотой 9,6 метров.
  3. Бойницы в 3 ряда, позволяющие вести подошвенный, навесной (машикули), ружейный бой.
  4. Внутренний парапет и «боевые» ходы.

Это очень серьезно и даже прогрессивно для военного искусства 17-18 веков и характеризует истринский монастырский комплекс, как практически неприступную крепость.

Каждая из башен увенчана «шатром» со световым барабаном, а названия свои они получили, разумеется, в соответствии с наименованиями ворот Старого Города в Израиле. Рядом с башнями есть постаменты с пушками, бывшими на вооружении монастырского подворья от 17 до 19 веков.

taiellor.ru

Выйти из комплекса Нового Иерусалима лучше всего через Елизаветинские ворота, так как они выходят сразу же в Гефсиманский сад, через который можно пройти к скитам, постоять над Истрой и продолжить прогулку уже за пределами стен, окружающих монастырские храмы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector