Новоиерусалимский монастырь: график богослужений, адрес и как добраться

Что посмотреть

Обитель окружена мощными стенами с восемью башнями. Толщина стен достигает трех метров. Названия башен снова возвращают нас к библейской географии: они называются так же, как когда-то назывались ворота древнего Иерусалима. Гефсиманская, Дамасская, Сионская и т. д. На стены можно подняться и пройтись по ним вокруг монастыря.

Осматривая главный храм – Воскресенский – не забудьте о пристроенной к нему подземной церкви Константина и Елены. Когда-то она возвышалась над землей всего на полтора метра. Сейчас для отвода грунтовых вод церковь обнесена рвом – и видно, что она уходит на шесть метров в землю. Грунтовые воды действительно совсем близко – в церкви находится один из трех святых источников монастыря.

Кроме церквей в монастыре есть уникальный образец гражданской архитектуры XVII века: палаты царевны Татьяны Михайловны. Сестра царя Алексея очень любила и почитала Никона, нередко приезжала сюда на богомолье – и специально для нее был выстроен небольшой каменный дворец.

У монастыря есть свой сад – разумеется, Гефсиманский. В нем находится еще один источник – Сионская купель. Чуть поодаль – скит Никона, его личное убежище. Тут стоит изящное барочное сооружение XVII века: на первом этаже жилые комнаты, а на втором – домовая церковь. Неподалёку от скита – третий монастырский источник, Колодец самарянки.

В окрестности монастыря в советские годы были свезены памятники деревянного зодчества. Здесь есть ветряная мельница, крестьянский дом первой половины XIX века и часовня.

История Собора

Строительный процесс шел на протяжении 14 лет. Работа была разделена на два этапа. Первый период приходится на 1656-1666 гг. Первоначально стены состояли из дерева. В этот период занялись обустройством скита Никона. Сегодня он называется Отходной пустынью. Затем построили Елеонскую часовню.

Работы на определенный отрезок были прерваны. Они восстановились в 1679 году по приказу царя Федора Алексеевича. Более того, в новом указе содержалась информация о возведении еще двух десятков святынь. В конечном итоге общая доля построек состояла порядка 1630. В итоге получилось огромное богатейшее владение России.

Никону полностью удалось реализовать свой замысел. Комплекс максимально отражал сущность Святой Земли. Вся местность разделилась на определенные части – Галилея, Вифлеем, Елеон. Основатель монастыря скончался в 1681 году. В дальнейшем строительный процесс был продолжен архимандритом Никанором.

В 1941 году здание было полностью разрушено Германией. Наибольшая доля удара пришлась на колокольню, шатер, ротонду. В 1985 году утраченная глава вернулась на прежнее место. Шатер же восстановили только в конце 20 столетия. Но теперь в роли его основы была качественная конструкция из металла.

С 1995 года обитель стала являться неотъемлемой частью русской Православной церкви. Теперь с этого момента на участке соседствуют две постройки – ставропигиальный монастырь и музей «Новый Иерусалим». Он имеет современное техническое оснащение.

Краткая история монастыря

Закладка монастыря производилась на холме с палестинским названием Сион. С восточной стороны к обители прилегал Елеонский холм, ее северным «соседом» был холм Фавор, а местная река Истра получила новое название – Иордан.

Монастырь с высоты птичьего полёта

В связи с гонениями на Никона и его ссылкой строительные работы прерывались на 14 лет. Таким образом, они проходили в 2 этапа. Первый период строительства приходился на 1656 – 1666 гг. В это время были установлены деревянные стены, сооружены каменные службы и практически доведены до окончания работы по возведению главного храма. На этот же отрезок времени приходится и обустройство скита Никона, который впоследствии был назван Отходной пустынью, и Елеонской часовни.

Вид на монастырь со стороны деревни Никулино

С 1679 г. прерванные работы возобновляются – царь Федор Алексеевич издал соответствующий указ об их продолжении. Кроме того, новым указом правитель приписал к Новоиерусалимскому монастырю еще два десятка разных обителей с крестьянскими дворами, общее число которых составило 1630 построек. В совокупности они сложились в огромное владение и сделали ставропигиальный монастырь одной из богатейших святынь России.

Замысел Никона был воплощен полностью, и в конечном итоге он поразил своим размахом. Комплекс под названием «Новый Иерусалим» максимально отразил Святые Земли, по частям которой вся местность при Истре получила новые названия – Галилея, Вифлеем, Елеон. При изучении старых карт видно, что новая постройка с прилегающими окрестностями является уменьшенной копией своего истинного прообраза. К сожалению, основатель монастыря не дождался окончания строительства – он умер в 1681 г. В дальнейшем ансамбль достраивался под руководством архимандрита Никанора и при участии мастера-литейщика иеромонаха Сергия Турчанинова.

Вид на главный вход в монастырь

Зимой 1941 г. Воскресенский собор при Новоиерусалимском монастыре был разрушен немецкими войсками. В результате взрыва пострадали колокольня, центральная глава, шатер ротонды. Спустя много лет, уже в 1985 году, собор наконец-то обрел утраченную главу. Что касается рухнувшего шатра, он был восстановлен в начале 90-х годов XX столетия. Но его основой теперь служила металлическая конструкция.

С 1995 г. весь архитектурный ансамбль Воскресенской обители становится частью Русской Православной церкви. С той поры здесь мирно соседствуют два заведения – сам ставропигиальный монастырь и музей «Новый Иерусалим», признанный историко-архитектурным и художественным памятником.

Вид на Надвратную церковь Входа Господня в Иерусалим со стороны монастыря

Богоявленский скит

Новоиерусалимский монастырь в Московской области имеет Богоявленский Скит, который был местом проживания патриарха Никона. Он был выстроен в 1657 г. в виде 2-этажного здания, к которому присоединялась Богоявленская церковь. Скоро Никон переделал пустынь и сделал из нее «каменный столп” с четырьмя частями.

Нижний этаж заняли хозяйственные комнаты, второй — прихожая и комнаты для прислуживающих монахов, третий — трапезная с Богоявленской церковью, приемная и келья Никона, четвертый этаж — комнаты с винтовой лестницей.

Скромность и простота показывают ту жизнь, которой жил патриарх Никон. Спал он всего 3 ч в день, а оставшееся время отдавал молитвам, богослужению и богословию.

30 января 2013 года. Освящение колоколов для воссозданной Колокольни Воскресенского собора

30 января 2013 года в реставрируемой Колокольне Воскресенского собора установлен первый Воскресенский колокол, весом 8,5 тонн. Всего на Колокольне было установлено 15 колоколов.

 Из исторических описей известно о наборе колоколов, отливка которых была выполнена при Патриархе Никоне еще до возведения колокольни.

 По утвержденной концепции новый набор колоколов был отлит в традициях Нового Иерусалима: основу изображений составили особо почитаемые иконы праздников и святых; в орнаментах были использованы мотивы керамического декора.

Накануне установки наместник Монастыря игумен Феофилакт совершил отдельный чин освящения набора колоколов.

Где поесть в Истре

Гуляя по городу вы, конечно, проголодаетесь. Вот несколько вариантов, где можно поесть.

Первый раз перекусить удастся в музейно-выставочном комплексе «Новый Иерусалим» — в нем есть небольшое кафе, где продают разную еду в одноразовой посуде: салаты, бутерброды, кексы.

Если вы взяли еду с собой, то дороге из музея в монастырь можно остановиться и устроить пикник на берегу реки Истра (она же Иордан).

Пара кафе работают и в монастыре. Напротив главного собора находится «Трапезная» — очень простое дешевое заведение с разнообразными горячими блюдами.

Кафе «Трапезная» в Новоиерусалимском монастыре

Более приятное впечатление производит «Вареничная». Она располагается внутри монастырского двора слева от ворот, через которые мы вошли. В меню разные виды вареников с пылу с жару, безалкогольные напитки.

Кафе «Вареничная» в Новоиерусалимском монастыре

В городе тоже есть пара заведений, которые можем порекомендовать. Прежде всего это паб «Белый лис» (ул. Адасько, дом 7, корпус 1). Не пугайтесь адреса: на самом деле, он, фактически, находится в доме, стоящем на улице Ленина (можете ориентироваться на адрес ул. Ленина, дом 16). Очень приятный интерьер типичного паба. В барной карте много видов разливного и бутылочного пива из разных стран, в меню — не только закуски, но и нормальные блюда. Все, что мы пробовали, было вкусно.

Паб «Белый лис» в Истре

Еще одно неплохое место расположено у железнодорожного и автовокзалов — непосредственно на вокзальной площади перед возвращением домой можно поесть в ресторане «Вински Подрум» (пл. Воскресенская, дом 2а). Интерьер выдержан в стиле винного погреба и типичного национального ресторана где-нибудь в Болгарии. В меню разнообразные блюда балканской кухни и вина из разных мест планеты.

Ресторан «Вински Подрум» в Истре

Современное состояние

Новоиерусалимский монастырь в Московской области в 2008 г. обрел нового настоятеля игумена Феофилакта (Безукладникова), утвержденного Священным Синодом. Вскоре храм посетили Патриарх Алексий II с президентом страны Д. Медведевым, что послужило учреждению Попечительского совета для решения всех вопросов по реконструкции и обустройству монастыря.

Патриарх объявил, что обитель должна развиваться как центр духовно-воспитательной и общественной культуры. Также президентом был подписан указ по оказанию всесторонней помощи в воссоздании исторического образа монастыря.

К 2014 г. была восстановлена колокольня с новыми колоколами возле Воскресенского собора, а 2021 г. ознаменовался окончанием реставрационных работ. Они обошлись государству в 10 млрд руб., часть из которых была взята из народных пожертвований.

Образы и святые места

рекомендуем к прочтению

  1. ВАЛААМСКИЙ МОНАСТЫРЬ В МОСКВЕ: КАК ДОЕХАТЬ , ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ И СКИТЫ ХРАМА
  2. ЗАЧАТЬЕВСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ: ГДЕ НАХОДИТСЯ , КАК ДОБРАТЬСЯ

В стенах монастыря верующие люди смогут лицезреть подобные святыни:

• Образец Храма Господнего Гроба – данную модификацию привезли в столицу России в 1649 году и применялась Патриархом Никоном в период возведения монастыря;

• Хранительница даров из придела равноапостольной Благословенной Марии Магдалины – на вид она похожа на священную ёмкость, в которой лежат на сохранении Кровушка и туловище Иисуса Христа;

• Антиминс семнадцатого столетия – это кусок ткани, на нём представлено расположение в гробнице Всевышнего;

• Не так давно приобретением стал образ, который был преподнесён в дар от президента Новоиерусалимскому храму, на котором нарисован Вседержитель Создатель Бог на Троне (дотируемый восемнадцатым столетием).

Расписание богослужений

В мужской обители проводятся службы согласно следующего расписания:

Понедельник. Пятая Седмица Великого воздержания. Прп. Венедикт Нурсийский:

  • 8 утра – утренняя, часы с произнесением Священного писания;
  • 5 вечера – вечерняя, великое повечерие.

Вторник. Мч. Агапия и семь великомучеников: два Дионисия, Александра, Пуплия, Ромила и Тимолая:

  • 8 утра – утренняя, часы с произнесением Священного писания;
  • 5 вечера – вечерняя, великое повечерие.

Среда. Прп. Алексия, Господен человек:

  • 8 утра – утренняя, часы, изобразительны, вечерняя, проведение песнопения Даров Преждеосвященных;
  • 5 вечера – утреняя с произнесением великой молебни Св. Андрею Критскому.

Четверг. Прп. Макарий Калязинский:

  • 8 утра – совершение песнопения Даров Преждеосвещенных;
  • 5 вечера – вечерняя, повечерие великое.

Пятница. Иерусалимский архиепископ Свт. Кирилл (тем, кто подготавливается к совершению Святого Таинства Причащения, следует воздержаться от приема пищи в течении 6 часов):

  • 8 утра – утренняя, часы с произнесения Священного писания;
  • 5 вечера – повечерие великое, проведение песнопения Даров Преждеосвященных.

Суббота. Чтение акафистов субботнее. Вознесение похвалы Царице Небесной:

  • 8 утра – утренняя с совершением акафистного песнопения, духовное песнопение;
  • 5 вечера – бдение всенощное.

Воскресенье. Четвертая неделя Великого воздержания. Прп. Иоанн Лествичник.

  • 7 утра – часы, раннее песнопение;
  • 10 утра – позднее церковное песнопение;
  • 5 вечера – пассия и вечерняя.
  • 5 вечера – обряд таинства.

В советское время

После революции монастырь закрывают и превращают в музей. Это один из самых больших художественных музеев: здесь и церковные ценности, и коллекция светской живописи, и материалы раскопок. Он работает до 1941 года. Тогда уничтожен и главный собор, и множество других построек. Музейные коллекции значительно пострадали.

После войны ведущие советские реставраторы – А. Щусев, П. Барановский и другие начинают проектировать восстановление. Встает вопрос о том, в каком виде восстанавливать шатер Воскресенского собора – в первоначальном или в том, каким он стал в XVIII веке? Но остальные постройки монастыря довольно быстро восстанавливают, и уже в 1959 году музей снова открывается.

Реставрация же самого собора продолжалась долгие годы. Менялись проекты, архитекторы и строители, она несколько раз прерывалась по причине отсутствия финансирования. Датой окончания реставрации можно считать 2016 год. Полностью восстановлен и сам облик собора в версии XVIII века и огромная колокольня.

Монастырь был официально передан Церкви в 1993 году.

Экскурсия по Новоиерусалимскому монастырю

Если стоять лицом к монастырю, то по левую руку будет небольшое здание с вывеской «Экскурсионное бюро». Уточнив, есть ли свободные экскурсоводы, мы решили заказать индивидуальную экскурсию (стоимость1500 при осмотре полной экспозиции, 900 рублей – при осмотре только территории монастыря и Вознесенского собора). Вход на территорию самого монастыря бесплатный. Плата взимается только за возможность прохода по стенам, когда они открыты. В нашем случае проход был закрыт из-за реставрации.

Помимо заказа экскурсий, здесь можно было приобрести билеты на посещение музея деревянного зодчества, который находится за монастырем. Точнее сказать, посещение самой территории бесплатное, оплачивается только вход непосредственно в Избу, где представлены предметы крестьянского быта (50 рублей вход, 150 рублей фотосъемка). Билет мы все же купили, хотя даже заранее было понятно, что здесь кроется подвох.

Здесь же у экскурсионного бюро мы изучили карту монастыря и территории вокруг него.

Итак, через 5 минут вышла наша экскурсовод и повела на территорию Воскресенского Новоиерусалимского ставропигеального мужского монастыря.

Войдя в ворота, мы замерли от открывшегося нам вида на главный собор монастыря — Воскресенский собор и колокольню. Зрелище действительно было потрясающим: на фоне грозового неба величественно сверкали позолоченные купола.

Воскресенский собор

Здесь гид начала свой рассказ.

Полезная информация паломнику

Как добраться до монастыря?

Доехать из Москвы до города Истра можно на автобусе 372 от станции метро «Тушино». Или на электричке. Вам придется выйти на станции «Истра» или «Новоиерусалимская».

Расписание служб каждый день отличается. Его можно узнать в монастыре.

В Свято-Воскресенском Ново-Иерусалимском ставропигиальном мужском монастыре

ежедневно совершаются следующие Таинства и требы:

  1. Таинство Крещения.
  2. Таинство Венчания (в положенные Церковью дни).
  3. Исповедь, Соборование, Причащение на дому.
  4. Отпевание (заочное и очное).
  5. Освящение крестиков и икон.
  6. Освящение жилищ и автомашин.

Заказать Таинства и требы можно в свечном ящике или по тел.(495) 994-61-70; 4-71-70. За совершение Таинств и треб никаких такс нет. Желающих совершить пожертвование просим самостоятельно опускать деньги в монастырскую кружку.

Для паломников на территории монастыря открыта трапезная.

Для посетителей монастыря проводятся экскурсии.

Экскурсии проводятся ежедневно, договариваться нужно заранее (перед выездом из дома, уточняйте по телефону место встречи и состоится ли экскурсия) . Подъезжать нужно минут за 15 до начала экскурсии:

  • Начало в 11.00.
  • Начало в 13.30.

Расширенная экскурсия (около 2 часов по всем Святым местам) для экскурсионных автобусов (необходим обязательный переезд на вашем автобусе от монастыря к горе Фавор, потом к Елеонскому кресту и к Кедронской долине) или для индивидуальных посетителей на автомобиле (с наличием места для гида), включающая гору Фавор (место Преображения Господня, где Патриарх Никон увидел место основания монастыря, с самой лучшей панорамой монастыря с соседнего холма) – Елеон (место Вознесения Господня, откуда пошло название Новый Иерусалим) – Кедронская долина (место Судного дня у холма Армагеддон) – Скит Патриарха Никона – река Истра (Иордан, место Крещения Господня) – Святые источники (можно набрать воды) – монастырь Новый Иерусалим.

Обитель открыта ежедневно с 9:00 до 18:00.

Прогулка по территории монастыря

Напротив входа в храм расположены палаты царицы Татьяны Михайловны (покровительница монастыря), восстановленные по старым гравюрам.

Палаты царицы Татьяны Михайловны (покровительница монастыря)

За Воскресенским собором находится церковь Рождества Христова, также открытая для посещения. Но так как у нас было ограниченное время (мы хотели успеть в музей деревянного зодчества), внутрь мы решили не заходить.

Церковь рождества Христова

Также на территории находится музей (в Трапезной и Больничных палатах), в который мы также не попали из-за того, что время было ограничено. Спать надо было меньше.

Воскресенский собор можно осматривать очень долго, настолько красивы изразцы, которыми он украшен снаружи. Узор изразцов, которыми украшен собор, называется «Павлиний глаз», он был создан белорусским мастером Степаном Полубесом (видимо его так прозвали за золотые руки).

Воскресенский собор

Воскресенский собор

Воскресенский собор. Изразцы

Воскресенский собор

Единственно, что разочаровало именно меня, это то, что на реконструкции был красивейший многоярусный купол Воскресенского собора. Но ничего, совсем скоро он предстанет во всей красе.

На этом наша экскурсия была завершена, и мы самостоятельно отправились в музей деревянного зодчества. Для этого, мы прошли по деревянному коридору вдоль стен монастыря. Согласно плану монастыря это место было «Гефсиманским садом».

Про нашу прогулку по Музею деревянного зодчества можно прочитать здесь.

Храмы и постройки монастыря

  1. Воскресенский собор.
  2. Церковь Рождества Христова.
  3. Надвратная церковь Входа Господня в Иерусалим.
  4. Церковь Константина и Елены.
  5. Палаты царевны Татьяны Михайловны.
  6. Братские корпуса.
  7. Настоятельские покои.
  8. Башни и стены ограды.
  9. Келейный корпус.
  10. Святой источник.
  11. Скит патриарха Никона.
  12. Церковь Богоявления Господня.

Новая церковь Рождества Христова возведена в два этажа в стиле барокко. Внизу – храм для богослужений, вверху – светлое помещение с окнами в 2 яруса.

Надвратная церковь построена в виде восьмерика на четверике и стоит на воротах с тремя пролетами, каждый из которых именуют по-своему: Красные ворота, Вход Иисуса в Иерусалим, Въездные ворота.

Над Красными воротами – изображение Христа. Арки поддерживаются колоннами, украшенными зубчатым орнаментом. В позолоченном резном иконостасе – иконы «Воскрешение Лазаря» и «Иисус с учениками в доме Лазаря».

Церковь Константина и Елены – подземная церковь, уходящая в землю на 6 метров, прообраз того места, где был найден Животворящий Крест Господень. Римский император Константин объявил христианство официальной религией, его мать Елена, распространяла христианство и организовала раскопки в иерусалимской пещере, где был погребен Иисус Христос.

Там нашли крест, на котором распяли Спасителя, на месте пещеры Елена повелела устроить церковь. В церкви Подмосковья – большой иконостас чеканной работы с образами Иисуса Христа и Богородицы. Выше – Голгофский Крест с молящимися по краям Константином и Еленой.

Патриарх Никон

Патриарх Никон – самый известный и неоднозначный церковный деятель XVII века. Он родился в семье зажиточных крестьян. Мальчик с детства имел хорошие способности, научился читать, петь, полюбил церковную службу. Когда он стал священником, то получил хороший приход в Москве. Поначалу он был обычным женатым священником, но личная жизнь не сложилась. Подробностей мы не знаем, но случилась трагедия – все его дети погибли. Тогда они с женой приняли решение уйти в монастырь. Вскоре Никон начал делать карьеру – его выбрали игуменом Кожеозерского монастыря под Архангельском. И когда он поехал в Москву представляться государю Алексею Михайловичу, то так понравился ему, что царь уговорил его остаться в Москве. Завязалась дружба. Вскоре Никон входит в круг приближенных царя, которые имеют на него огромное влияние и задумываются над великим делом – церковными реформами.

С 1652 года Никон становится патриархом. Главным своим делом он считает исправление богослужебных книг. Большая часть тестов была переведена с греческого очень давно, за годы переписывания в них накопилось много ошибок. Никон и его кружок предлагают сверить тексты с современными греческими и исправить ошибки. Но если это еще как-то можно принять, то его нововведение – крестное знамение тремя перстами, а не двумя – народ принять не может. Патриарх предпочитает действовать силой. Он собирает в 1656 собор из архиереев. Они объявляют еретиками всех, кто продолжает креститься двумя пальцами, а не тремя, и не желает пользоваться исправленными книгами. Начинается церковный раскол.

Музей

Монастырский музей существует с 1874 года. Поначалу здесь хранились церковные ценности из ризницы, но после революции сюда начинают свозить также вещи из окрестных усадеб. Во время войны часть коллекции удалось спасти: что-то зарыли, что-то вывезли в эвакуацию, но очень многое пострадало.

Музей был снова открыт в 1959 году. Сейчас это самый крупный музей Московской области, в нем более ста тысяч экспонатов. В 2014 году для него было построено новое здание, уже не в самом монастыре, а совсем неподалеку, на другом берегу Истры. Это трёхэтажный выставочный комплекс.

Основная экспозиция рассказывает об истории монастыря. Здесь богатая коллекция церковной утвари, вышитых облачений, икон, вещей из археологических раскопок, предметов быта XVII-XIX веков. В «особой кладовой» хранятся драгоценности: золотая и серебряная посуда, золотое шитье, оклады икон и переплеты книг, украшенные драгоценными камнями. Отдельная мультимедийная экспозиция посвящена истории и археологии Подмосковья.

Кроме того, в музее проходят уникальные выставки классического искусства, по масштабу и посещаемости сравнимые со столичными. Здесь проходили выставки Альбрехта Дюрера, Пабло Пикассо, Бориса Кустодиева и других известных художников. Так что перед посещением стоит уточнить на сайте музея, какая выставка там сейчас проходит – они всегда интересны.

Где находится священная обитель

Полный адрес: ул. Советска д. 2, г. Истра, Московская область (Новоиерусалимский монастырь).
Добраться до самой общины все желающие могут несколькими способами.

На маршрутном автобусе: от станции метро «Тушино» до г. Истры отправляется автобус под номером № 372 и курсирует до остановки под названием «Почта». Весь путь по времени занимает около часа.

Как доехать на электричке

отправляется от Курского/Рижского вокзала или же можно отправиться от платформы «Тушино» (неподадеку от которой расположена одноименная станция метрометро). При этом цена проезда от платформы «Тушино» будет составлять немного меньше нежели от электричек, отправляемых от вокзала, но следует учитывать, что в летний период из-за дачников поезда могут быть переполнены. Следовать нужно до платформы «Истра» или же «Новоиерусалимская». После чего нужно пройтись пешим ходом на протяжении 20 минут (приблизительно 2 км), или же автобусом следуя до остановки «Монастырь»;

Автомобилем

по Новорижскому/Волоколамскому шоссе (от МКАДа составляет около 45 км), а затем через областной центр Истры в Новоиерусалимский мужской монастырь.

Пусть хранит Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть так же и видео о мужском монастыре в Истре:

Православные монастыри, соборы и церкви

монастырь

Крепостная стена и Святые врата – «защитники» территории Новоиерусалимского монастыря

На строительство прочной каменной стены, заменившей первоначальную деревянную ограду, ушло 4 года. Она возводилась с 1690 по 1694 годы согласно правилам крепостного зодчества. Результатом работ, руководимых архитектором Бухвостовым, стало масштабное ограждение со следующими характеристиками:

  • высота – около 9 м;
  • толщина – 3 м;
  • общая протяженность – 920 м.

Вид на монастырские стены с башнями

Примечательно, что углы и изломы ограды не пустовали – их неприглядность скрасили семь однотипных башен. На подворье башни имелась и восьмая башня – Елизаветинская. Высокая конструкция просто украшала западные ворота. Интересно, что все ярусные башни, принадлежащие Новоиерусалимскому комплексу, не играют никакой защитной роли. Они хоть и являются обычным элементом русских оград, но выполняют не оборонительную, а скорее художественную функцию. Их конструкции с круглыми пристройками для винтовых лестниц подобны ротонде и шатру на верхушке Воскресенского собора.

Елизаветинская башня

3-пролетная арка Святых ворот увенчана церковью Входа Господня в Иерусалим. Ритуал ее освящения проводился в 1697 г. На фоне восточной панорамы монастыря ее вертикальная конструкция смотрится как нельзя кстати. При осмотре подворья изнутри нетрудно заметить Наместничьи и Караульные палаты – они примыкают к ограде и вратам.

Осмотр Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря

После внешнего осмотра красивейшего Воскресенского собора, мы отправились во внутрь. Внутри здание является очень сложным, поэтому рекомендую вам до его посещения в киоске приобрести карту, либо как мы , воспользоваться услугами экскурсовода.

Выкладываю план собора. Те, кто был в Храме Гроба Господня в Иерусалиме, могут отметить, что устройство Воскресенского собора по расположению основных элементов полностью совпадает с Воскресенским собором.

Воскресенский собор. План собора

Воскресенский собор. План собора

Внутренние интерьеры собора резко контрастируют с его внешнем видом. Помещение, безусловно, очень величественное, но выполнено оно в стиле барокко, с характерной лепниной, ангелочками, бантами и так далее. Сразу понятно, кто был заказчиком внутреннего убранства. Это была Елизавета Петровна, которая обожала все эти дворцовые атрибуты. Мы удивились, насколько внешнее убранство Собора, напоминающее русский терем, диссонирует с внутренним дворцовым декором. Как будто это совершенно разные помещения, но каждое по-своему шикарное.

Новый Иерусалим. Внутри Собора

Купол собора уже расписан мастерами.

Воскресенский собор. Купол собора

Сам храм, несмотря на ненастную погоду, выглядит очень светлым и чистым.

Внутри собора также ведутся грандиозные работы. Огромный иконостас зияет черными дырами вместо икон. Совсем скоро они займут здесь свои места.

Новый Иерусалим. Иконостас

Сейчас можно увидеть над иконостасом фигуру Спасителя, сделанную из картона. Гид объяснила, что это один из этапов реставрации, когда будущие скульптуры выполняют из картона, согласовывают эстетический вид с государственными служащими, и только потом делают настоящий декор.

Новый Иерусалим. Фигура Спасителя

Гид рассказывала нам, что собор по своим размерам и расположению основных церквей полностью совпадает с Храмом Гроба Господня в Иерусалиме. У меня это не укладывалось в голове, так как по размерам, он, возможно, и похож, но по внутреннему стилю убранству и атмосфере это совершенно другое место.

Воскресенский собор. Ложа императора

Экскурсовод показала нам путь на «голгофу», которая также как и в Храме гроба Господня расположена слева от главного входа в Храм. Пока пройти наверх нет возможности , так как ведутся работы. По ходу того, как гид вела свой рассказ, к нам присоединялось все больше и больше людей. Так наша маленькая группа из трех человек разрослась до 15 человек. Ну да ладно.

Новый Иерусалим. Всем интересно послушать экскурсию

Внутри храма находится также «пещера гроба Господня», где, по словам экскурсовода на православную Пасху сюда снисходит исцеляющий голубой огонь. Мягко говоря, мы были удивлены.

Вокресенский собор. Пещера Гроба Господня

Кто захотел, приложился к Гробу. Кстати, здесь есть правило — из пещеры можно выходить не поворачиваясь к ней спиной.

После осмотра основного храма мы отправились в Придел Успения Пресвятой Богородицы, где можно увидеть настоящие фрагменты оформления того самого первого храма Воскресения. Автором оформления данного придела по распоряжению императора  выступил знаменитый Матвей Казаков (1802 год).

Вокресенский собор. Придел Успения Пресвятой Богородицы

Больше всего меня поразило искусство изразцов. Ничего подобного я не видела ни в одном православном храме.

Одним из символов, который был воплощен в изразцах был «цветок граната», который символизирует кровь Христа — символ мученической смерти спасителя. Рисунок же «около павлина» символизирует Воскресение христово.

Воскресенский собор. Фрагменты изразцов

Также экскурсовод показала нам еще один символ, зашифрованный в изразцах – льва, означающего власть на Земле.

Изразец-лев

В этом же приделе можно поставить свечи.
На стене размещены немногочисленные иконы, например список с афонской иконы «Богоматери Троеручицы». В это же приделе можно набрать святой воды.
Прощальный взгляд на собор.

Воскресенский собор. Новый Иерусалим

В 16-00 из Храма мы вышли из храма и продолжили осмотр территории.

История обители

С приходом к власти Романовых Русь восстанавливалась после измотавшей ее Смуты. Налаживалась экономика государства, начинались крупные строительные проекты. Данный монастырь не первая попытка воссоздать образ Святой Земли на Руси. Просторы, на которых сейчас стоит обитель, при царе Алексее Михайловиче принадлежали вотчинникам. Патриарх приложил усилия, чтобы их выкупить.

Ново-Иерусалимский мужской монастырь на Истре

Первый этап строительства

Основан был Ново-Иерусалимский мужской монастырь патриархом Никоном в 1656 году. По его задумке работы должны были воплотить в жизнь образ святых мест древней Палестины. Для этого местность была перепланирована – прибрежный лес срубили, возвышение под обитель укрепили. Холм, на котором заложили первый камень монастыря, назвали Сионом. Восточнее находился холм Елеонский с одноименной часовней. Реку Истру называли Иорданом. Созданный маленький женский монастырь назвали Вифанией. Даже в зданиях прослеживались повторения очертаний древних строений Палестины, например, Воскресенский собор был возведен как образ Храма Гроба Господня.

Первые храмы, как и большинство построек того времени, были деревянными. Когда освящали Воскресенский храм, в обители находился сам царь. Он, глядя на возведенный комплекс с Елеонского холма, первым назвал его Новым Иерусалимом.

В стенах святого места была сформирована уникальная библиотека. В ней были собраны книги, которые патриарх передал обители из личного владения. В их число входили древние рукописные тексты Руси и других стран, в т. ч. произведения из Афона. Под руководством Никона действовало три возведенные им монастыря, они были соединены в вотчину. Но у патриарха были недоброжелатели.

Архивное фото святой обители

Конец XVII – ХХ век

В XVII ст. землю комплекса защищал ров, через который был переброшен мост. Решением церковного собора 1666-1667 гг. столь масштабное монастырское сооружение стало всего лишь рядовым, пригородным. Патриарха Никона отстранили, а вотчину, которую имела обитель, разделили. Позже ему позволили возвратиться в стены своего детища, но он, будучи в пути, отошел ко Господу. После нарушения привычного хода дел строительство возобновилось, когда на комплекс пал взор царя Федора Алексеевича. В 1678 г. Новый Иерусалим получил обратно все, что у него забрали, а также дополнительные наделы. В 1692 г. храм освятили в честь Рождества Христова, который был возведен по указу царевны Софьи.

Во время правления Петра Великого монастырь был сокращен. Положение обители улучшилось, когда она перешла под покровительство императрицы Елизаветы Петровны. В 1762 и 1792 гг. монастырь пострадал от масштабных пожаров, но был восстановлен на деньги, выданные государыней Екатериной II.

В XIX – начале XX века обитель стала большим паломническим центром. Количество посещавших ее верующих возросло после строительства железной дороги Москва-Виндава. Возле монастыря были возведены номера и странноприимны для богомольцев разных социальных классов, построено училище. К 1913 г. ежегодное число паломников достигло 35 тыс. чел.

В 1919 г. монастырь закрыли, а в его стенах стали функционировать два музея. В 1941 г. фашистские минеры уничтожили Воскресенский собор. Большое число памятников архитектуры погибло. Со временем обитель восстановили, за исключением гигантской звонницы XVII ст.

Современное состояние

Сегодня монастырь является действующим, в нем регулярно совершаются богослужения, он не имеет зависимости от каких-либо епархий. На базе обители функционируют две воскресные школы для разных возрастов:

  • детская – проводятся занятия для младших и старших школьников из г. Истры и соседних городков;
  • для взрослых – впервые открыла свои двери в 2015 году; занятия проводятся каждое воскресенье в 13:00.

История Воскресенского собора

С момента основания до 1919 года.

Воскресенский собор является красивейшим образцом русской архитектуры XVII века. Работы по его строительству стартовали одновременно с основанием Новоиерусалимского монастыря – в 1656 году. На возведении, в качестве обычного рабочего, трудился патриарх Никон. До отправления его царем Алексеем Михайловичем в ссылку в 1666 году были полностью сделаны стены, внешние и внутренние их стороны декорированы изразцами.

Глава которая укрывает основной иконостас

После низложения патриарха все работы над храмом были временно прекращены. Но уже в 1679 году строительство продолжилось. Всего за 6 лет зодчие и рабочие сумели соорудить главу, которая укрывает основной иконостас и шатер над гробницей Иисуса. 18 января 1685 состоялось торжественное открытие Воскресенского собора, на котором присутствовали цари Иван и Петр (будущий Петр I), а также регентша царевна Софья.

Но в целости собор простоял недолго – только до 1723 года. Тогда рухнул купол, который укрывал кувуклию. В 1726 в Новом Иерусалиме произошел пожар. Все разрушения постепенно ликвидировались в 30е-60е годы XVIII столетия. В восстановлении деятельно помогал знаменитый архитектор Франческо Бартоломео Растрелли. Он добавил бароковых черт в интерьер молельни. Тогда же, чтобы избежать разложения стен церкви Константина и Елены от влаги вокруг молельни был вырыт ров. Проверять ход работ приезжала императрица Елизавета Петровна.

В 1941 году:

В обновленном виде собор оставался до декабря 1941 года. В 1919 он вошел в состав музея. 26 ноября 1941 город Истра (бывший Воскресенск) на 14 дней был занят немецкими войсками. Отступая под натиском Красной Армии, саперы вермахта взорвали часть храма (2 колонны, которые держали главный купол и один из пилонов, а также колокольню). Фото разрушенной молельни использовались советскими представителями, в качестве доказательств зверств немецких варваров на земле СССР, на Нюрнбергском процессе в 1945 году.

Вечерний вид Новый Иерусалим в Подмосковье

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector