Таинство крещения

Содержание:

Как складывать пальцы

Православные христиане верят в единство Святой Троицы. Именно поэтому следует складывать большой, указательный и средний палец вместе. Это своеобразный символ того, что Бог един в трех лицах. Для многих эта концепция сложна для понимания, но это основополагающая истина в православии.

Безымянный палец и мизинец правой кисти просто прижимаю к ладони, они символизируют то, что Спаситель был одновременно и Богом, и человеком. Рожденный от смертной женщины, он был способен чувствовать всю боль и тягости человеческой жизни. Но его божественная сущность подвигала на спасение людей.

Схематично нанесение на себя крестного знамения можно представить следующим образом:

Когда верующий человек осеняет себя крестным знамением и делает это правильно, то он подтверждает свою веру в Христа, преданность православию и отречение от бесовских соблазнов. Кроме того, после этого нужно сделать поклон в пояс, это также неотъемлемая часть традиции. Иногда во время богослужения православные христиане совершают и земные поклоны, вставая на колени и касаясь пола лбом.

Существенное отличие старообрядцев состоит в том, что они крестятся не тремя, а двумя пальцами: большим и указательным. В остальном осенение себя крестом происходит в той же последовательности, что и у традиционных православных христиан. А приверженцы католичества используют всю левую ладонь, изображая крест на теле слева направо. Это своеобразный символ ран от гвоздей на кистях и стопах Спасителя. Как видно, представители ветвей христианства вкладывают в крестное знамение глубокий смысл, и символика у каждой конфессии своя.

Что символизируют сложенные пальцы?

Фото: Flickr.com

В православии существует определенная традиция осенять себя крестным знамением. Для этого требуется сложить вместе три пальца правой руки. Это обязательно должны быть указательный большой и средний пальцы. При этом мизинец и безымянный палец остаются прижаты к ладони.

Пальцы, которые складывают вместе, символизируют триединство. Этим православные демонстрируют, что чтят Отца, Сына и Святого Духа. В православии это нераздельная Троица.

Два пальца, оставшихся прижатыми к ладони, также несут в себе символический смысл. Они означают человеческую и божественную сущность Иисуса Христа.

Как правильно крестить предметы?

Как правильно крестить предметы?

Крестное знамение имеет большую силу, его нужно производить с верой и упованием на помощь Божию. Чтобы знать, как правильно крестить предметы, нужно иметь общее представление о том, как нужно наносить крестное знамение. Когда человек крестит себя, то есть осеняет себя крестным знамением, нужно сложить вместе три пальца — большой, указательный и средний, остальные два пальца, то есть безымянный и мизинец нужно прижать к руке. Тремя сложенными пальцами человек сначала касается своего лба, затем, живота, потом, правого плеча и, левого плеча, таким образом, он изображает на себе Крест Господень. При его нанесении на свое тело, а также на другие предметы или людей, нужно произносить: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь», этим мы исповедуем свою веру в Святую Троицу. Три сложенных пальца символизируют собой три лица Пресвятой Троицы: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святаго. Два пальца, которые прижаты к руке символизируют две природы Господа нашего Иисуса Христа, Божественную и Человеческую. При нанесении крестного знамения с верой, отступают злые силы, проходит искушение и Господь посылает свою живительную помощь.

Когда мы крестим предметы, то нужно их осенять крестным знамением с произнесением таких же слов, как и при нанесении крестного знамения на себя. Чтобы изобразить крест на каком-либо предмете мы, сначала, крестим его вверх со словами: «Во имя Отца», затем вниз со словами «И Сына», затем в левую сторону со словами «И Святаго Духа» и, затем в правую сторону со словами «Аминь». Производить крестное знамение нужно не спеша и благоговейно с молитвой ко Господу.

Как правильно крестить людей?

Во многих Православных семьях принято, чтобы мать и отец благословляли своих детей крестным знамением перед их выходом из дома. Ребенок поворачивается лицом к матери или отцу, которые крестят их. Сначала они касаются их лба, затем живота, затем правого плеча и, затем левого плеча. При таком благословении родители молятся, чтобы Господь охранял их ребенка и защищал силой крестного знамения. Крест Христов и его изображение имеет несказанную силу, он не раз избавлял людей от различных бед, скорбей и, даже, смерти. Христиане наносят крестное знамение на себя, других людей и окружающие предметы. Чтобы знать, как правильно крестить людей нужно просто уметь самому креститься. В данном тексте мы употребляем слово «крестить» в значении «осенять крестным знамением».

Как правильно крестить пищу?

Перед вкушением пищи принято произносить молитву, например, «Отче Наш» или отрывок из Псалма, который так и называется «Молитва перед вкушением пищи». После произнесения этой молитвы пищу осеняют крестным знамением, чтобы Господь благословил трапезу. Чтобы знать, как правильно крестить пищу и не совершить ошибки в этом процессе, нужно поставить все, что Вы собираетесь скушать на стол. Затем, обратившись лицом к иконе, которую обычно вешают на стене не далеко от стола, произносят молитву. Потом, глядя перед собой, производят крестное знамение, осеняя крестом сначала верх стола, потом низ, затем, левую и правую стороны. Пальцы руки нужно складывать так же, как и при нанесении крестного знамения на человека. Произносить нужно вслух или мысленно те же слова, что и в любом случае, когда крестят себя или другие предметы. Нанесением крестного знамения христиане призывают Божию благодать и благословение на их трапезу. В Житиях Святых описаны удивительные случаи, когда, даже, ядовитые вещества, которыми зложелатели хотели отравить угодников Божиих, теряли свою силу после того, как их осеняли крестным знамением. Тот человек, который молится перед едой и крестит пищу намного меньше подвержен таким грехам, как объедение и чревоугодие. Кроме вреда для души эти грехи и страсти наносят вред здоровью человека.

Крестные

Кто может и не может быть крестным — это самый частый вопрос. Можно ли беременной/незамужней/неверующей/бездетной крестить девочку и т.д. — количество вариаций бесконечно.

Ответ простой: крестный должны быть человеком

— православным и церковным (ОН отвечает за воспитание ребенка в вере);

— не родителем ребенка (крестные должны в случае чего родителей заменить);

— нельзя быть мужу и жене крестными одного малыша (или тем, кто собирается пожениться);

— крестным не может быть монашествующий.

ВСЕ.

Вопреки распространенному мнению, совсем не обязательно, чтоб крестных было двое. Достаточно и одного: женщины — для девочек и мужчины — для мальчиков. Подробнее про крестных, их права-обязанности итд можно прочитать тут.

Можно ли перекрестить ребенка второй раз в церкви на другое имя?

Можно ли перекрестить ребенка второй раз в церкви на другое имя? Выше были описаны правила церкви о Крещении. Они действуют одинаково как для взрослых, так и для детей. Поэтому на вопрос: можно ли перекрестить ребенка второй раз в церкви на другое имя, ответ любого священника будет однозначным: «Нет». Духовное появление человека на этот свет может быть только единожды.

Часто мама или папа хотят перекрестить своего чада и сетуют на то, что им не нравится, как крестные исполняют свои обязанности. Они не выполняют их, не навещают малыша, не ходят с ним в церковь и не занимаются его духовным воспитанием.

  • Вы должны сами жить, соблюдая заповеди, исповедоваться, приходить на причастие и в церковь по воскресениям и праздникам. К этому нужно приобщать и своего ребенка. Молитесь постоянно сами и учите этому своего ребенка.
  • Если вы сами этого не делаете, то крестный родитель, даже если он будет ответственно относиться к своим обязанностям, не сможет должным образом духовно воспитать вашего малыша. Ведь дети подражают своим родителям.
  • Смысл крещения заключается в перерождении человека, которое совершается только раз в жизни. На человека сходит благодать Святого Духа.
  • Во время священнодействия ребенок все это получает. Родители должны помочь своему малышу не растерять дары Бога и двигаться навстречу ему.

Если увлекаться верой в оккультизм, то Господь может попустить на человека скорби, болезни и другие проблемы. Поэтому настоящий православный христианин должен отрицательно относиться к оккультному учению, так как это бесовское учение. Ведь нет ничего общего между тьмой и светом.

История крестного знамения

Последователи Христа начали осенять себя крестным знамением ещё в апостольский век. Однако в те времена крестились лишь одним пальцем. Таким образом подчёркивалась вера в единого Бога, поскольку тогда ещё было распространено языческое многобожие. Также известно, что крестное знамение первоначально налагали только на лоб, лицо или сердце. Уже в 3 веке данный жест использовался в богослужениях. Живший в то время богослов Тертуллиан в труде «О венце воина» пишет:

Всё тело, а также неодушевлённые предметы начали крестить примерно в 4 веке. По свидетельству поэта того времени Пруденция, римские солдаты-христиане осеняли себя крестным знамением перед сражениями. Его современник преподобный Ефрем Сирин отмечает:

В 8 веке, отстаивая перед еретиками догмат о двойственной природе Спасителя, христиане стали всё чаще креститься двумя перстами. В таком виде жест пришёл на Русь, принявшую христианство в 988 году. Знакомое нам трёхперстное крестное знамение как знак исповедания догмата о Святой Троице окончательно утвердилось в 13 веке в Византии. На Руси же новый обычай крестного знамения был введён лишь в середине 17 века. Не принявшие данное и другие новшества церковной реформы верующие (старообрядцы) и по сей день крестятся двумя перстами.

Как правильно креститься по-христиански: историческая справка

Следует отметить, что общепринятый способ крещения формировался постепенно. Как известно, существует 2 основных ветки христианства – православие и католичество. И каждая из них таит свою собственную традицию крестного знамения.

В раннехристианский период крестное знамение осуществлялось одним перстом правой руки. Причем крестом осеняли лоб, грудь и губы – перед чтением Евангелие на мессе. Позже крестили себя, других людей или окружающие предметы одним или несколькими пальцами или даже целой кистью руки в знак благословения.

На старинных иконах мы видим изображение Иисуса Христа, а также святых и священнослужителей с вытянутыми двумя пальцами – средним и указательным – как символ двух составляющих природы Иисуса. Остальные пальцы при этом сомкнуты. На сегодняшний день известно о нескольких вариантах крестного знамения: двумя или тремя пальцами, целой ладонью, а также справа налево или слева направо.

Сегодня можно встретить целые дискуссии о том, как правильно креститься православным справа налево или слева направо. Так же, как и о том, сколько пальцев при этом смыкать – два или три. На самом деле традиция крестить сомкнутыми тремя пальцами сначала лоб, затем область пупка, правое плечо, и в самом конце – левое пришла к нам из Византии. Ранее византийцы крестились двумя пальцами, и эта традиция до сих пор сбереглась в некоторых старообрядческих кругах. Так называемое Троеперстие пришло на смену более ранней формы – Двуперстия, во времена проведения на Руси реформы Патриарха Никона в 17 веке.

Таким образом, сегодня мы крестимся справа налево, смыкая три пальца вместе. По окончании этого действия следует исполнить земной поклон, в благодарность Господу за благосклонность. Как говорилось выше, во время крестного знамения верующий дотрагивается сначала чела, освящая ум, затем живота, освящая внутренние чувства. И переход к плечам символизирует освящение тела. При этом сначала верующий касается правого плеча, как лучшей стороны человека. Согласно христианскому преданию, именно по правую руку от человека находится рай. На правом плече восседают ангелы и спасенные души. Левое плечо символизирует ад. Совершая жест крещения справа налево, верующий как бы просит спасти его душу и защитить ее от ада и соблазна. Существует и другое толкование крестного знамения. Чело символизирует небеса, живот — землю, плечи – Святой Дух, который объемлет все наше ество.

На Западе католики крестятся слева направо. Это связано с самой символикой Креста, на котором погиб Иисус. Своей смертью он перевел человечество от пропасти к спасению. Именно поэтому верующие католического обряда переносят пальцы сначала на левое плечо (по-прежнему, символизирующее чистилище и ад), а затем на правое (спасение и рай). Осеняя себя крестом, католики выражают свою принадлежность к Христу.

Мы рассказали вам, как правильно креститься в церкви и раскрыли основную символику крестного знамения. Не забывайте, что креститься необходимо благоговейно, всеми своими жестами выражая свою признательность Богу. Крест, который идет от чистого сердца, может спасти душу и успокоить наш разум. Именно поэтому наши предки крестили себя и детей, просыпаясь утром, и отправляясь ко сну вечером, они благодарили Господа за прожитые минуты и насущный хлеб.

А как правильно креститься надо?

Имеется множество фактов, подтверждающих силу крестного знамения, если оно выполняется благоговейно, неторопливо, чинно. Но все ли так крестятся в нашем храме? Автор рискует искать соринку в чужом глазу, не замечая бревен в своём, но тем не менее…

А вот так креститься не нужно. Вот несколько коротких зарисовок из жизни прихода Николая Чудотворца. Кто-то размахивает рукой около себя так, как будто прогоняет мух. Вот бабушка собрала пальцы в щепотку и, похоже, собирается себя осыпать солью, а не креститься. А этот пожилой мужчина с силой со всего размаху стучит пальцами по лбу, словно забивает гвозди. Многие прихожане крестятся торопливо, не доводят руку до плеч, ограничиваясь движениями около шеи.

Эти примеры показывают, что не все знают, как правильно креститься. Многие скажут, что это пустяки, мелочи, фарисейство. С этим нельзя согласиться. В преданиях, Житиях Святых есть много фактов, свидетельствующих о силе крестного знамения, способного победить силы бесов, рассеять колдовские чары. Но если христианин креститься небрежно, неряшливо, второпях — он, наоборот, вызывает радость у бесов, укрепляет дьявольские силы. Но как, нужно креститься правильно? Давайте будем разбираться.

Как правильно крестятся православные христиане

Складываем пальцы и крестимся правильно

Для правильного крещения три перста правой руки (большой, указательный и средний) соединяются вместе, а два других перста (мизинец и безымянный) прижимаются к ладони. Три соприкасающихся пальца символизируют Святую Троицу — единую и нераздельную. А два пальца, прижатых к ладони — это символ Иисуса Христа, имеющего две сущности — Бога и человека.

Как правильно осенять себя Крестным Знамением?

Порядок накладывания крестного знамения такой:

  • вначале сложенными перстами касаемся лба;
  • потом переносим руку на живот (чуть ниже пупка);
  • затем первым касаемся края правого плеча, вторым касанием — левого.
  • далее рука опускается и делается поясной поклон.

Кланяясь, христианин выражает почитание Кресту, на котором распяли Спасителя на Голгофе. Иная последовательность в православии не допускается. Движение руки должно нарисовать православный 4-х конечный крест, перекладина которого находится выше центра вертикальной оси

Во время осенения важно мысленно произносить священные слова: «Во имя Отца (лоб), и Сына (живот), и Святого (правое плечо) Духа (левое плечо)». Аминь перед поклоном

Нижний конец креста должен быть на животе, а не на груди

Нередко верующие прикладывают нижний конец Креста ни к животу, а к груди. Так делать нельзя, потому что Крест накладывается перевёрнутым, в виде символа сатанистов. Накладывание Крестного знамения — это важная составляющая часть православной веры. Крестятся все христианские конфессии, но по разному.

Многие верующие люди рисуют крест в воздухе, благословляя детей, путешественников или освящая своё жильё, кровать, четыре стороны света. В этом случае концы перекладины указываются слева направо. Принято крестится во время богослужений, чтения молитв, перед сном и при пробуждении, перед и после еды. Крестом спасаются при опасности, выражают почтение храмам и церквям, встречающимся в пути.

Православный крещенный человек обязательно носит нательный крест

Последователи Христа стали носить Крест на груди с первых веков. Этим самым они исполняли слова Спасителя мира:

Ношение креста на себе подчеркивает слова апостола Павла:

Освящённый нательный крест символизирует Веру и принадлежность к Церкви Христовой. Крест предохраняет от зла и искушений. Христианин обязательно должен носить крест. Тот, кто не хочет надевать на себя крест, сам отгораживается от помощи Бога.

Нательный крест изготавливается из разных материалов. Его делают из обычного металла, золота, серебра, дерева

Не столь важно, на чем висит крест: на цепочке или шнурке. Главное, чтобы крепко крепился

В церковных лавках все нательные Кресты освящены. На обратной стороне православных крестиков обычно делается надпись: «Спаси и сохрани».

Недопустимо вешать на цепочку с крестом амулет, оберег, знак зодиака и другие предметы суеверий. Христиане носят нательный крестик под одеждой на голой груди. Правом носить Крест сверху одежды до 18 века наделялись только Епископы. Позднее такое разрешение получили и Священники.

Как правильно перекрестить для благословения другого человека (см.)?

Как известно католики крестятся слева на право. А православные – наоборот: справа налево. А как правильно перекрестить для благословения православного – православному. К примеру, перед дальней дорогой, на свадьбе? Как должна двигаться рука:

Крестное знамение должно ложиться на человека так, как будто бы он сам перекрестился. Поэтому когда человек к вам лицом, то в горизонтальной линии рука благословляющего движется «наоборот», а если спиной, то рука движется так же, как и когда вы сами креститесь, только щепоть повернута в сторону другого человека.

Крестить для благословения другого человека надо начиная сверху и заканчивая на плече той стороны тела, где находится сердце. И это не зависимо от того, как человек стоит к тому, который его благословляет.

То есть, также, как мы православные себя крестим:

Во время благословения, а так же в то время когда крестишь себя, рука сама движется в правильном направления.

Когда крестишь себя рука движется от лба к животу и с правого плеча на левое плечо.

Когда крестишь другого рука движется так же со лба к животу и с правого плеча человека, которого благословляешь, к левому. То есть от себя получается слева направо.

Всё становится предельно понятно и поосто в запоминании, если усвоить тот факт, что крест должен заканчиваться со стороны сердца.

Таким образом, если человек стоит к вам лицом, то чертим крест: лоб, чрево, налево к плечу, направо к плечу.

Для того, чтобы перекрестить человека, который стоит к нам лицом, нет изменений крещения. В этом случае надо перекрестить человека, как-будто он сам себя крестит, то есть с правой стороны на левую. А вот если мы ходим оберечь и благословить человека, который стоит к нам спиной (например, когда кто-то уезжает и мы хотим, чтобы его берегла молитва и крест), действуем зеркально. В этом случае сначала верх-низ-лево-право. Вот тут можно прочесть комментарий батюшки о том, как правильно крестить других.

Но главное, наверное, искренность таких действий и действительно чтобы делалось такое от души. Ведь бывает, что кто-то крестит, и в тоже время проклятие шлет.

История происхождения крестного знамения

Прообраз креста есть еще в иудейской традиции. Так что начнем с «Ветхого Завета». В книге пророка Иезекииля, говорится об ангеле, поставившем печать на избранных своих. При детальном изучении книги, нашли Вульгати – Библию, переведенную на латынь. В ней упоминается «сигнатау» («сигна» – сигнал, «тау» – еврейская буква в виде креста). Дословный перевод «сигнатау» – поставь на чело. Именно Ангелу повелевается поставить знак избранным.

Согласно библейским сказаниям, появление человека было высшим актом — в отличие, кстати, от многих религий. И когда между человеком и Богом произошел разрыв, человечество получило серьезные травмы.

Но когда человек «отпал» от Бога, последний дал обещание восстановить разрыв. А для восстановления единства человека с Богом, нужен был богочеловек. Для этого Христос сошел на землю и восстановил единство на кресте, этот путь был необходим. После распятия Христос сходит в ад и, воскреснув, всех кто желает, выводит из него. Крест — это то лекарство, то орудие, на котором Христос восстанавливал единство человеческого и божественного в самом себе. Наложение крестного знамения помогает человеку очиститься и вернуться в Царствие Божие.

Как правильно креститься

Креститься православному человеку следует, не торопясь: сначала верующий касается троеперстием лба, что знаменует освящение ума, затем живота, что означает освящение чувств (сердца), после – правого плеча, а потом — левого (что символизирует освящение всего тела).

Кланяться следует только по окончании крестного знамения – можно слегка склонить голову, поклониться в пояс или совершить земной поклон.

Совершенное с верой и благоговением крестное знамение является духовным оружием, которого боится нечистый и которым многие святые совершили немало славно дел.

Например, апостол Иоанн однажды исцелил крестным знамением лежащего в горячке человека, которого нашёл на дороге без сознания, – это написано еписком Дмитрием Ростовским в Житии святого.

Преподобный авва Дорофей осенял крестом воду, в которой находился ядовитый аспид, и без боязни пил её, указывая, что крест изгоняет сатану и обезвреживает его злобу. Святой Венедикт Нурсийский (480–543) обезвреживал крестным знамением яд, который ему подсыпали в вино, и освящённые крестом чаши тот час же разбивались.

Русский святой Нектарий Оптинский освящал крестом тяжёлые предметы, чтобы их можно было поднять.

Крестное знамение не только оружие, но и инструмент, который позволяет человеку определить, кто перед ним находится: ангел или демон, прикинувшийся ангелом. Святой Антоний Великий указывал, что если ночью к молитвеннику приходит «ангел», который желает отвлечь его от молитвы, человеку следует перекреститься, и тогда демон сразу исчезнет.

Крестное знамение поможет душе человека, и после того, как она по смерти покинет тело и может быть искушена дьяволом, который превращается в ангела. Чтобы различить, кто стоит перед ним, человеку следует попросить его перекреститься — ангел сделает это без промедления, а нечистый не сможет.

В православии есть даже специальная молитва, посвящённая Всечестному Кресту Господню, которая обращена не к предмету, а к Богу-Творцу, и начинается словами царя Давида (псалом 67): «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Егo, и да бежат от лица Его ненавидящии Его. Яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огня, тако да погибнут грешницы от лица Божия».

Эта молитва читается с освящением себя крестным знамением и весьма действенна при бесовских напастях и разных искушениях.

Как правильно и сколько раз креститься

Устав Русской церкви определенным образом регламентирует совершение крестного знамения. Оно может совершаться с поклоном (поясным или земным) или без поклона. Но мелочной регламентации, сколько и когда креститься в разных ситуациях в Уставе нет, поэтому практически все определяется сложившимся обычаем.

Перед входом в храм или церковь

Входя на церковный или монастырский двор, совершают одно осенение себя крестом с поясным поклоном. При входе в церковь верующий осеняет себя крестом три раза, в честь Святой Троицы. После каждого крестного знамения совершается поклон.

Перед иконой

Крестятся перед иконой, как правило, трижды – два раза перед прикладыванием к образу, один  – отходя от иконы. Иногда можно встретить совет креститься перед иконой только один раз, затем ставить свечу, произносить молитву. Часто можно видеть, что верующие крестятся дважды: крестятся и кланяются, подходя к образу, прикладываются к иконе, потом с поклоном крестятся еще раз. Практика церковной жизни показывает, что количество крестных знамений перед иконой больше определяется местной традицией, чем Уставом.

Во время церковной службы или литургии

Правила осенения крестом во время службы наиболее детально регламентированы. По Уставу, осенение крестом без поклона совершается:

  • до и после чтения Священного Писания;
  • при пении Символа Веры;
  • при благословении священника, завершающем службу (так называемый «отпуст»).

Креститься с поясным поклоном следует:

  • при прошениях на ектениях;
  • во время важнейших молитв священника.

Правил об осенении крестом во время богослужения много

Тем, кто не очень опытен, лучше всего креститься тогда, когда это будут делать священники, или же просто обращать внимание, когда крестятся другие люди в храме

Во время молитвы дома

Во время домашнего молитвенного правила крестятся обычно в начале и конце молитвы. То же нужно делать перед чтением Священного Писания, а также после окончания чтения.

Перед входом на кладбище

Священники рекомендуют, входя на кладбище, прочитать «Со святыми упокой…» или другое краткое заупокойное моление. Благочестивое чувство, уважение к месту упокоения тел до всеобщего Воскресения, конечно, требуют осенить себя крестом.

На могиле усопшего

Нет особой регламентации, как и сколько раз креститься на могиле усопшего. Осенение себя крестом совершается на подходе к могиле, до и после молитвы, перед уходом.

Проезжая или проходя мимо церкви или храма

Благочестивый христианин крестится, проходя или проезжая мимо церкви. Существуют разные мнения о необходимости такого действия. Многие говорят о том, что все зависит от мотивации: разумно перекреститься, если существует внутренняя потребность это сделать.

На перекрестке

Есть различные поверья о перекрестках. Все они – языческие и связаны с верой в магию пересечений дорог. С христианской точки зрения, смысл совершения крестного знамения на перекрестках отсутствует.

В сидячем положении

В случае крайней усталости, болезни, сидя можно не только креститься, но и совершать молитвенное правило. В храмах можно видеть немало больных, престарелых, молящихся всю службу сидя.

Ребенка

Благословение крестом привлекает к ребенку Божию милость и помощь. При осенении крестом ребенка (равно как вообще другого человека, которого благословляют), крещение совершается слева направо. Таким образом, на благословляемом должен получиться «правый» крест.

В проруби на Крещение

Крещенское купание – благочестивая традиция. Верующий, окунающийся в прорубь, крестится трижды, в честь Св. Троицы. Но особых правил крестного знамения при крещенском купании нет.

Как правильно креститься православным, справа налево или наоборот

Часто можно услышать различные споры на тему того, как креститься слева направо или справа налево, и сколько использовать пальцев. Традиция креститься справа налево, притрагиваясь сначала к челу, потом к пупку и плечам, сомкнув три пальца, пришла из Византии. Троеперстие означает веру христианина в Бога Отца, Его Сына и Святого Духа, то есть в Святую Троицу. Именно так можно привлечь к себе и своим близким благодать Господа.

Каждый жест во время крещения имеет символическое значение:

  • прикасаясь ко лбу, человек освящает свой ум;
  • освящая живот, верующий благословляет все свои внутренние органы;
  • переходя к плечам, освящается все тело.

Первым идет всегда правое плечо, затем левое. По приданию, именно правая сторона человека является лучшей. На правом плече сидят ангелы и справа от человека вход в рай. Левая сторона воспринимается как ад, потому сначала крестят правое, затем левое плечо. Таким образом, верующий просит спасения и принятия в рай.

Иногда троеперстия трактуют по-другому:

  • чело — небо;
  • живот — земля;
  • плечи — Дух Святой, который соединяет все живое.

После того, как православный перекрестился, следует низко поклониться в знак благодарности Господу за все блага.

В случае, если надо перекрестить другого человека, например, дитя, нужно крест на него ложить так, будто он сам это делает. Если ребенок стоит спиной, перекрещивают справа налево, если лицом — слева направо. Именно так вырисуется плавильное крестное знамение.

Важность крестного знамения в православии

Осенение крестом – одновременно исповедание веры и особый жест, привлекающий помощь Божию.

Как исповедание веры, наложение креста имеет несколько толкований:

  1. Буквально-историческое, напоминающее о страдании Иисуса Христа на кресте – именно об этом говорит жест наложения креста, а также его порядок – справа налево. Справа от Спасителя находился благоразумный разбойник, понимавший невиновность Иисуса, моливший Его о спасении. Слева был распят разбойник, поносивший проповедника из Назарета: «Если Ты Христос, спаси Себя и нас» (Лк. 23:39-40).
  2. Сотериологическое объяснение (сотериология – учение о спасении людей Богом): положение перстов на лоб символизирует Рождение Христа от Бога Отца, на живот – схождение Христа в мир людей, Его Воплощение ради их спасения, на правое и левое плечо – стояние праведников и грешников по правую и левую сторону Бога на Страшном Суде;

Как действие, призывающее помощь Божию, наложение креста связано с приобщением верующего к благодати. Осенить себя крестом – значит сораспяться Господу, то есть приобщиться к Нему.

Православная Жизнь

Обычно при входе в храм и при выходе из него молящийся крестится и кланяется три раза.

Число три символизирует Святую Троицу. По входе в храм главное, что нужно сделать, это подойти и поцеловать храмовую икону или икону праздника, лежащую на центральном аналое посреди церкви. Делается это обычно так: дважды совершаем поклон с крестным знамением, целуем икону и после этого – еще один поклон с крестным знамением. Целуя храмовую икону или икону праздника, мы тем самым будто бы приветствуем хозяина дома – самого Бога или же небесного покровителя церкви (к примеру, Святителя Николая).

Дальнейшие передвижения и моления в храме – это ваше личное дело. Можно подать записочки, купить свечи, поставить их перед любым образом, к которому расположена ваша душа. Помолиться перед ним. Если есть в храме рака с мощами, конечно же, после целования храмовой иконы или иконы праздника следует подойти к ней.

Единственное ограничение на передвижение по храму – это время богослужения. В идеале мы должны прийти хотя бы за полчаса – пятнадцать минут до службы, чтобы совершить необходимые дела: подать записочки в алтарь, поставить свечи и прочее, чтобы потом стать на свое место, успокоиться и настроиться на богослужение, во время которого желательно уже не ходить по храму.

Но, конечно же, случаи бывают разные: забежал в храм перед работой, в обеденный перерыв или во время какого-то совершающегося в твоей жизни важного события, чтобы попросить у Бога помощи. В таком случае подавайте записочки, ставьте свечечки, но делайте все как можно тише, чтобы не мешать богослужению и не отвлекать молящихся

Но хочется, дорогие братья и сестры, предостеречь всех нас от формализма. Священномученик Григорий Шлиссельбургский в проповеди в неделю о самарянине сказал следующее:

«Церковь не есть спасающий автомат. Надо каждому встретить в Церкви живого Бога. Конечно, Господь, по Его слову, – всегда в Своей Церкви, но Христа надо встретить, почувствовать, как бы осязать, для этого необходимо обращение к Церкви сделать живым, как обращение к Самому Христу, невидимо присутствующему в Ней. Ведь обращение к Церкви сделалось теперь какой-то бездушной формальностью. Думают, что раз человек пришел в храм и крестится, и кланяется, то он все уже сделал, и Бог обязан слышать его и сделать по его желанию. Если человек принял таинство, он уже уверен, что гарантировал себе обязательную помощь Христа. Это ошибка, братия. “Не всякий, говорящий Мне: «Господи, Господи!», войдет в Царство Небесноеˮ. Можно быть в Церкви – и остаться без Христа. Можно молиться и креститься – и ничего не получить. Можно принять в себя таинство – и навлечь на себя еще большее осуждение. Повторяю, Церковь не есть спасающий автомат. В Церкви – живой Бог, и когда ты послужишь Ему живою душою, тогда будешь услышан и соприкоснешься с источником Жизни, и тебе подадутся благодатные силы. Значит, надо, чтобы твое соприкосновение с Церковью было не только пространственным нахождением в Ней, а чтобы ты осязал в Ней присутствие живого Бога, и не только совершал телом известные действия: кресты, поклоны, а вкладывал в служенье Христу живую душу. Когда твое служенье будет таким, то не сомневайся: у колодца Церкви сядет Христос, и через Него ты почерпнешь воду жизни, свое освящение».

Исходя из этого, дорогие читатели, хочется обратить наше внимание на довольно распространенную ошибку. Бывают такие случаи, когда положение на себя крестного знамени превращается в непонятное махание руками

Мы должны понять, что крестное знамение уже является молитвой. Само складывание пальцев десницы (правой руки) определенным образом при крещении – видимый знак того, что человек исповедует два главных догмата православия: о Святой Троице (согнутые соответственно три пальца) и о двойной природе Господа нашего Иисуса Христа (Божьей и человеческой). Визуально-тактильным телесным приемом – наложением на себя крестного знамени – мы исповедуем эти истины и освящаем ими себя: свою голову (то есть ум), свой живот (то есть сердце), правое плечо и левое плечо (свое тело). И крестимся мы всегда во имя Отца и Сына и Святого Духа, призывая на себя Божью благодать, которая освящает наше падшее человеческое естество.

Кроме того, нам нужно помнить, что мы, с одной стороны, не должны сотворять идола из формального этикета поведения в храме, с другой – нам не следует обращать все это в действие на автомате. Нужно понимать, Господь – это Иегова (с еврейского языка Сущий, то есть Живой), и мы приходим в храм для того, чтобы не просто механически исполнить Устав, но для того, чтобы научиться с живым Богом общаться.

Иерей Андрей Чиженко

Эволюция символики крестного знамения

Фото: Ruvera.ru

Интересно, что крестное знамение не всегда означало то, что символизирует сейчас. В раннем христианстве было принято креститься только одним пальцем. Этим верующие демонстрировали окружающим, что верят только в одного Бога в отличие от более популярных в то время язычников, проповедовавших многобожие.

На Соборе 325 года было принято ключевое решение, когда руководители христианской церкви постановили креститься двумя пальцами, символизируя две природы Иисуса Христа. Ситуация стала меняться после возникновения ересей, которые стали отрицать казавшийся незыблемым догмат о Святой Троице. Это привело к серьезным разногласиям среди православных. В результате в XI веке было принято решение осенять себя крестным знамением, состоящим из трех пальцев, чтобы окончательно утвердить догмат о Святой Троице.

При этом на Руси об обычае троеперстия не знали еще около 500 лет, продолжая креститься двумя пальцами. Эта традиция была изменена патриархом Никоном вскоре после воцарения на престоле Алексея Михайловича. Данное решение спровоцировало церковный раскол, часть прихожан отказались принимать нововведения. Они известны как раскольники, существуют до сих пор.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector