Взятие иерусалима: навуходоносор и падение иудеи

Тяжкая поступь Веспасиана

Слух о еврейских победах разнесся по всей империи. Среди богатых александрийских евреев тоже началось брожение. Но префект Египта, Тиберий Юлий Александр, пресек волнения в зародыше, введя на территорию еврейского квартала римские войска. Саму восставшую Иудею раздирали противоречия. Простые люди, задавленные тяжелыми податями, хотели драться, а аристократы, которым при римлянах жилось не так плохо, надеялись уладить дело миром. До поры до времени во главе движения стояли знатные люди, но зилоты все меньше доверяли им, обвиняя в измене общему делу. Самые радикальные призывали установить Царство Божие на земле немедленно, для начала поделив имущество богатых.

По всему побережью Средиземного моря начались столкновения греков с евреями. В греческих городах громили евреев, лишившихся защиты римлян, а там, где иудеи оказывались в большинстве, доставалось грекам. Наконец в начале 68 года Нерон отправил в поход на Иудею громадное по меркам того времени, почти 60-тысячное, войско, оснащенное множеством осадных машин. Во главе него стоял опытный полководец Флавий Веспасиан, прославившийся в свое время при завоевании Британии.

Силы были слишком неравны. Сначала армия Веспасиана заняла Галилею, потом завладела побережьем Мертвого моря, постепенно сжимая кольцо вокруг Иерусалима. Возможно, все закончилось бы уже в 68 году, но евреи получили передышку: 9 июня покончил с собой Нерон, и в Риме началась борьба за власть. У Веспасиана неожиданно появились шансы самому сделаться императором. И выдвинул его не кто иной, как Тиберий Александр. 1 июля 69 года он провозгласил Веспасиана императором. Полководец отбыл в Рим, передав командование своему 29-летнему сыну Титу.

Осада

Несмотря на ранние успехи в отражении римских осад, зелоты сражались между собой, и им не хватало должного руководства, что привело к плохой дисциплине, обучению и подготовке к битвам, которые должны были последовать. В какой-то момент они уничтожили запасы продовольствия в городе — решительная мера, которая, как считалось, была предпринята, возможно, для того, чтобы заручиться милосердным вмешательством Бога в защиту осажденных евреев, или в качестве уловки, чтобы довести защитников до отчаяния, если предположить, что это было так. необходимо для отражения римской армии.

Тит начал осаду за несколько дней до Пасхи, 14 апреля, окружив город тремя легионами ( V Macedonica , XII Fulminata , XV Apollinaris ) на западной стороне и четвертым ( X Fretensis ) на Елеонской горе , на востоке. . Если в его Еврейской войне в 6: 421 говорится об осаде Тита, хотя существуют трудности с ее толкованием, то в то время, по словам Иосифа Флавия , Иерусалим был переполнен людьми, пришедшими праздновать Пасху .

Удар осады начался на западе у Третьей стены, к северу от Яффских ворот . К маю это было прорвано, и вскоре после этого была взята Вторая стена, оставив защитникам Храм, а также верхний и нижний город. Еврейские защитники разделились на фракции: группа Иоанна Гисхалы убила другого лидера фракции, Елеазара бен Симона , люди которого окопались во дворах Храма. Вражда между Иоанном Гишальским и Симоном бар Гиора была скрыта только тогда, когда римские осадные инженеры начали возводить валы . Затем Тит построил стену, чтобы опоясать город, чтобы более эффективно умирать население голодом. После нескольких неудачных попыток прорваться или взобраться на стены крепости Антония римляне наконец начали секретную атаку.

По словам Иосифа Флавия, когда римляне достигли Антонии, они попытались разрушить стену, которая защищала ее. Удалили всего четыре камня, но за ночь стена рухнула. «Иоанн использовал свою хитрость и раньше и подорвал их берега, так что затем земля уступила место, и стена внезапно рухнула». (ст. 28) После этого Тит построил берега возле двора Храма: на северо-западном углу, на северной стороне, на западной стороне (ст. 150).

Иосиф продолжает говорить, что евреи затем напали на римлян на востоке, недалеко от Елеонской горы, но Тит отбросил их обратно в долину. Фанатики подожгли северо-западную колоннаду (ст. 165). Римляне подожгли следующего. Евреи хотели, чтобы он сгорел (ст. 166), и что они также захватили в ловушку некоторых римских солдат, когда они хотели перелезть через стену. Они сожгли дерево под стеной, когда римляне оказались в ловушке на ней (ст. 178–183).

После того, как еврейские союзники убили несколько римских солдат, Иосиф утверждает, что Тит послал его для переговоров с защитниками; это закончилось тем, что евреи ранили переговорщика стрелой, а вскоре после этого была предпринята еще одна вылазка. Тит был почти схвачен во время этого внезапного нападения, но бежал.

Крепость, выходящая на территорию Храма, была идеальной точкой для атаки на сам Храм. Тараны не продвинулись вперед, но в результате боевых действий стены подожгли; римский солдат бросил горящую палку в одну из стен Храма. Уничтожение Храма не входило в число целей Тита, возможно, во многом из-за масштабных расширений, проведенных Иродом Великим всего за несколько десятилетий до этого. Тит хотел захватить его и превратить в храм, посвященный римскому императору и римскому пантеону . Однако огонь быстро распространился и вскоре вышел из-под контроля. Храм был захвачен и разрушен 9 октября тиша бе-ав , где-то в августе 70 г. н.э., и пламя распространилось по жилым районам города. Иосиф описал эту сцену:

Катапульта , Эдвард Пойнтер (1868). Такие осадные машины использовались римской армией во время осады.

Счет Иосифа освобождает Тита от любой вины за разрушение Храма, но это может просто отражать его желание снискать благосклонность династии Флавиев .

Римские легионы быстро подавили оставшееся еврейское сопротивление. Некоторые из оставшихся евреев сбежали через скрытые туннели и канализации, в то время как другие сделали последний бой в Верхнем городе. Эта оборона остановила продвижение римлян, поскольку им пришлось построить осадные башни, чтобы атаковать оставшихся евреев. Дворец Ирода пал 7 сентября, а к 8 сентября город полностью перешел под контроль римлян. Римляне продолжали преследовать тех, кто бежал из города.

Восстановление Иерусалимского храма

Первый Иерусалимский храм простоял чуть больше трех с половиной столетий. Храмовая гора несколько десятилетий была усеяна его обломками. В 538 году до н. э., вскоре после завоевания персами Вавилонии, Кир Великий издал указ, позволяющий иудеям вернуться на родину. Он же разрешил начать восстановление Иерусалимского храма, их главной святыни. По приказу царя храму возвращались все священные реликвии, изъятые Навуходоносором II. Руководил восстановлением святыни Зоровавель, потомок царя Давида. Нередко Второй Иерусалимский храм называют его именем.

Строительство началось на второй год после возвращения иудеев из Вавилона. В книге Ездры описывается восстановление храма. Фундамент закладывали в торжественной обстановке: играли музыку и пели хвалебные псалмы. Но вид разрушенного храма напоминал о величии святыни Соломона. «И народ не мог отличить клики радости от криков рыдания и плача». Правда, вскоре в Иерусалиме начались беспорядки: самаритянам запрещено было принимать участие в строительстве, и они старались помешать иудеям восстановить храм. Лишь через 15 лет удалось снова приступить к работам. Храм был закончен в 516 году до н. э., спустя 70 лет после разрушения первого.

Как выглядел храм Зоровавеля, сказать трудно — не сохранилось почти никаких свидетельств о его внешнем виде. Можно предположить, что он уступал Первому храму в роскоши и величии. Главной святыни храма Соломона — Ковчега Завета — в нем уже не было.

Но строился он на основе чертежей храма Соломона и неясных предположений, которые можно было извлечь из пророчеств Иезекииля. По описаниям в книге Ездры, Второй храм все-таки был больше, чем построенный при Соломоне.

Права субъектов персональных данных

10.1  Субъект персональных данных имеет право:

10.1.1. на получение персональных данных, относящихся к данному субъекту, и информации, касающейся их обработки;

10.1.2. на уточнение, блокирование или уничтожение его персональных данных в случае, если они являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки;

10.1.3. на отзыв данного им согласия на обработку персональных данных;

10.1.4. на обжалование действий или бездействия Оператора в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных или в судебном порядке.

10.1.5. Для реализации своих прав и законных интересов субъекты персональных данных имеют право обратиться к Оператору направив лично или с помощью представителя запрос, содержащий сведения, указанные в ч. 3 ст. 14 ФЗ «О персональных данных по адресу, указанному в пункте 1.5 настоящей Политики.

Иерусалимский Храм в еврейской истории

После завоевания Ханаана Палатку неоднократно перевозили с места на место в Еврейском Государстве. Центральным святилищем Израиля в эпоху Судей стала Скиния в Хирбет-Селуме (Шило), где в то время хранился Ковчег Завета. Силом в этот период служил местом собрания еврейских родов. Судя по всему, со временем, строение Скинии в Шило становится более постоянным — её стены становятся каменными, хотя, по-прежнему, Скиния была покрыта сверху завесами. Поэтому Палатка в Силоме названа Домом Бога или Дворцом Бога.

Храм Соломона

Создание центрального Храма в древнем Израиле олицетворяло объединение Еврейского народа и могло произойти лишь во время упрочения этого единства. И действительно, согласно Библии, Храм был воздвигнут в период самого высшего проявления национального единства еврейского народа, в царствование Экклезиаста. Соломону удалось осуществить план постройки грандиозного Храма, к которому устремлялись бы на поклонение евреи со всех концов Израиля.

Царь Давуд завоевал столицу иевусеев Иерусалим и торжественно перенёс Короб Бога туда, где поместил его в специально предназначенную для него скинию и лично принёс в ней жертвы Богу. Иерусалим находился на территории между наделами колена Иуды (Иехуды) (к которому принадлежал Давуд) и колена Вениамина (Биньямина) (к которому принадлежал первый царь Израиля Шауль). Перенеся Ковчег Завета — символ присутствия Бога — в город, не принадлежавший ни одному из колен и бывший в личном владении царя, Давуд, тем самым, превратил свою столицу в святой город, вокруг которого концентрировалась религиозная жизнь всех двенадцати колен Израиля.

Строительство Храма Соломона

Строительство самого Храма длилось 7 лет: с 957 по 949 годы до нашей эры (по другим данным, с 1014 по 1006). Работа была завершена в восьмом месяце 11-го года царствования Соломона (1 Цар. 6:37,38). Празднование освящения Храма было произведено на следующий год, в седьмом месяце, перед праздником Шалашей (Кущей), и было отпраздновано с величайшей торжественностью, при участии старейшин Израиля, глав колен и родов (1 Цар. 8:1-66). Ковчег Завета был торжественно установлен в Божественной комнате, и Соломон вознёс публичную молитву. Празднование освящения Храма длилось 14 дней (2 Лет

7:8) и его описание свидетельствует о том, что строительство Храма было делом величайшей важности для всего народа

История Храма Соломона

Великолепное здание Храма сделало его с самого начала центральным святилищем для всего Израиля, хотя наряду с ним продолжали существовать и местные святилища — бамот. Вошло в обычай восходить три раза в год в Иерусалимский храм, как раньше в Палатку, которая располагалась в Силоме (Шило). Однако, ухудшение политической ситуации в конце правления Экклезиаста и в дни его преемников отразилось на судьбе Храма. Чтобы подорвать статус Салима как духовно-политического центра всех израильских колен, основатель Израильского (Северного) царства Йеровоам Первый (930 год до н. э.) восстановил святилища в Лузе (Бет-Эле) и Дане и превратил их в подобие Иерусалимского храма. В обоих храмах Иеровоам установил золотых тельцов.

Падение Северного царства и разрушение ассирийцами израильских храмов в Лаише и в Вефиле (Бет Эле) в семьсот тридцать втором и 721 гг. до н. э. укрепило положение Иерусалимского храма в качестве центрального святилища всех еврейских родов. В результате, паломники из бывшего Израильского царства прибывали на Пасху в Иерусалим. С восшествием же на престол благочестивого царя Йосии (Иошияу) в 622 году до н. э. были ликвидированы все языческие культы, разрушены алтари в культовых центрах северных колен, и Иерусалимский храм был окончательно превращён в национально-религиозный центр. С тех пор в Иудее было одно единственное Святилище, куда паломничали даже палестинцы.

Со времени пророка Михея (начало VIII в. до н. э.) пророки не переставали предостерегать, что в наказание за моральные и религиозные прегрешения Израиля Храм будет разрушен. Разрушение Храма и последовавшее за ним халдейское рабство стало подтверждением этих пророчеств и, в результате, вызвало стремление к неукоснительному соблюдению Закона и надежду, в духе пророческих видений Иезекииля (Иехезкеля), на возвращение из изгнания и восстановление Храма. В память о разрушении Храма и сопровождавших его событиях было установлено четыре обета, среди которых пост 9 Ава знаменовал день, когда был сожжён Храм.

Третий Храм — состояние дел на сегодня

2

основных события В ней удобно располагаются мусульмане на своих праздннествах.
Историки, прослеживая путь некоторых культовых предметов из второго Храма, которые были вынесены римлянами, приходят в своих выводах к возможности, что золотой купол Аль Аксы мог был сделан именно из этих вещей.

Мужчинам-иудеям, желавшим бы хотя бы постоять на том месте, где поклонялись их отцы, настоятельно советуют поменять в одежде все признаки иудаизма в одежде и принять мусульманский вид (например, одеть тюбитейку).

На месте, где должен быть построен третий Храм сейчас находится мечеть Аль Акса. Некоторые компетентные иудеи-исследователи указывают, что Святая Святых находилась как раз под золотым куполом мечети

Судебным распоряжением государства Израиль иудеям запрещено молиться здесь, дабы сохранять мир с арабами. В любой цивилизованной стране мира это было бы воспринято как рассизм.

Но некоторые иудейские религиозные школы вообще не советуют заходить туда иудеям, поскольку остаётся пока неизвестным доподлинное место, где именно располагалась Святая Святых, на которую, если ступал иудей, мог не остаться в живых. Впрочем, некоторые компетентные иудеи-исследователи указывают, что Святая Святых находилась как раз под золотым куполом мечети.

Внутри нынешней мечети Аль Акса находятся подземные помещения. Для чего они служили сказать трудно. То, что утверждают мусульмане, что с этого места Мухамед вознёсся на небо, конечно же, полная глупость.

Внутри нынешней мечети, которая находится на месте будущего Третьего Храма

Некоторые экспедиторы предполагали, что где-то здесь находятся сокровища вторго Храма. Рискуя жизнью, одни англичанин, подкупив кого-то из мусульман, пытался здесь отыскать эти сокровища.

На этом снимке изображён разочаровавшийся экспедитор за сокровищами Храма Паркер

Ничего не найдя, но и не закончив работу, он и его помощники были вынуждены бежать с территории бывшего Храма, спасая свои жизни от мусульман.

Стена Плача

Стена Плача

Стена Плача — это попытка восстановить Храм, которая завершилась трагедией: она упала на строителей и многих из них раздавила. И, тем не менее, она, скорее всего, является неким фундаментом, который хранит надежду, что строительство будет продолжено.

Что ждать в будущем?

третий Храм

На сегодня пока ещё никто не представляет как может исчезнуть мечеть Эль Акса и на этом месте возникнуть третий Храм по причине политической нестабильности в регионе. Но, последние события на Ближнем Востоке, показали, что палестинцы стали использовать ракеты, которые с территории Газы уже долетают до Иерусалима. Вполне вероятно, что однажды такая шальная ракета попадёт именно в Аль Аксу. По меньшей мере уже достаточное количество больших супер-маркетов, вокзалов и других больших зданий было в Израиле отстроено на месте пустырей, куда попадала палестинская ракета и делала там своим взрывом котлован для будущего сооружения.

Вид сверху на место, где будет возведён третий Храм

На данный момент ведутся раскопки у южной стены. Эти раскопки показывают то, что сохранившиеся стены уходят очень глубоко в землю. Также некоторые учёные предполагают несколькие более поздние по времени надстройки, о чём говорят различные виды кладок камней.

Вокруг Храмового места располагаются сегодня примитивные арабские жилые постройки, которые, говоря языком «Откровения» являют собой «время язычников» и не отражают истинного лица святого города Иерусалим.

Как бы то ни было, но по Христианским пророчествам книги «Откровения» существует пророчество о третьем Храме. Мы живём в то историческое время, когда подготовка к осуществлению этого пророчества идёт полным ходом. И на настоящий момент буквально в нескольких десятках метров от возведения будущего Иерусалимского Храма в полной готовности находятся готовые культовые вещи для третьего Храма: Иерусалимский Институт Храма

Пока же Третий Иерусалимский Храм остаётся в мечтах:

Раввины на месте будущего Третьего Храма «примеряют вид»

В более позднем искусстве

‘Осада и разрушение Иерусалима’, La Passion de Nostre Seigneur c.1504

Война в Иудее, особенно осада и разрушение Иерусалима, на протяжении веков вдохновляли писателей и художников. Барельеф в арке Тита был влиятельным в создании меноры как наиболее драматический символ разграбления Второго Храма.

  • Осада Иерусалима Среднеанглийское стихотворение четырнадцатого века.
  • Франки ларец . На обратной стороне шкатулки изображена осада.
  • Разрушение Храма в Иерусалиме от Пуссена (1637). Холст, масло. 147 × 198,5. Художественно-исторический музей, Вена. Изображает разрушение и разграбление Второго Храма римской армией во главе с Титом.
  • Разрушение Иерусалима Титом от Каульбах (1846). Холст, масло, 585 × 705 см. Neue Pinakothek, Мюнхен . Аллегорическое изображение разрушения Иерусалима с драматическим акцентом на фигуре Первосвященника с Титом, входящим справа.
  • Осада и разрушение Иерусалима римлянами под командованием Тита, 70 , Дэвид Робертс (1850). Холст, масло, 136 × 197 см. Частная коллекция. Изображает сожжение и разграбление Иерусалима римской армией при Тите.
  • Разрушение Иерусалимского храма по Айец (1867). Холст, масло.183 × 252 см. Галерея Академии , Венеция . Изображает разрушение и разграбление Второго Храма римской армией.

Сведения об обработке персональных данных

8.1. Оператор обрабатывает персональные данные на законной и справедливой основе для выполнения возложенных законодательством функций, полномочий и обязанностей, осуществления прав и законных интересов Оператора, работников Оператора и третьих лиц.

8.2. Оператор получает персональные данные непосредственно у субъектов персональных данных.

8.3. Оператор обрабатывает персональные данные автоматизированным и неавтоматизированным способами, с использованием средств вычислительной техники и без использования таких средств.

8.4. Действия по обработке персональных данных включают сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление и уничтожение.

8.5. Базы данных информации, содержащей персональные данные граждан Российской Федерации, находятся на территории Российской Федерации.

8.6. Оператор вправе поручить обработку персональных данных другому лицу с согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Такая обработка персональных данных осуществляется только на основании договора, заключенного между Оператором и третьим лицом, в котором должны быть определены:

  • перечень действий (операций) с персональными данными, которые будут совершаться третьим лицом, осуществляющим обработку персональных данных;
  • цели обработки персональных данных;
  • обязанности третьего лица соблюдать конфиденциальность персональных данных и обеспечивать их безопасность при обработке, а также требования к защите обрабатываемых персональных данных.

Храм Соломона: причины разрушения

После исхода избранного Богом народа из Египта 12 колен Израиля жили как единое царство. При царе Соломоне оно достигло наивысшего расцвета, был построен Храм, объединяющий весь народ. Однако при царе Ровоаме, сыне царя Соломона, произошли внутренние конфликты между израильскими коленами. В результате единство народа и государства было нарушено. Образовалось два царства: Израильское (Северное) и Иудейское (Южное). 

За развращение и ослабление веры жителей Иудейского царства ожидал Вавилонский плен, осквернение и разрушение главной святыни — Храма. В 586 году вавилонский царь Навуходоносор II полностью разрушил Иерусалимский Храм. После строительства нового Храма в Иерусалиме Святая Святых осталось пустым. Судьба Ковчега Завета до сих пор остается неизвестной. Божественное облако больше не покрывало Иерусалимский Храм. 

Незадолго до этого Храм Соломона в Иерусалиме лишился присутствия Божия:

В восточной стороне Старого города Иерусалима находится Масличная (Елеонская) гора. Для христиан это особое место — здесь произошло Вознесение Иисуса Христа на небо в 40-й день после Воскресения из мертвых.

Так над Иерусалимским Храмом  исполнилось пророчество Иеремии. Пророк говорил, что грехи людей способны превратить святыню в груду камней (Книга Иеремии, 3:16).

Следствия коррупции

Дополнительное напряжение в непростые отношения между иудеями и метрополией вносили римские прокураторы, расположившиеся в Кесарии — римской столице Иудеи. Даже Понтий Пилат, правивший Иудеей с 26 по 36 год, о котором Тацит писал, что при нем в провинции царил покой, сильно поспособствовал росту напряженности. Он, в частности, внес в Иерусалим значки легионов, которые иудеи считали идолами. При Нероне римские наместники вовсе распоясались. Одного из них, Лукцея Альбина, обвиняли в том, что он за деньги выпускает разбойников из тюрем, и те держат в страхе всю страну. Другой, Гессий Флор, взял с евреев Кесарии огромную взятку, обещая защитить их от греческого погрома, а потом встал на сторону греков. Но последней каплей стало изъятие из священной и неприкосновенной казны Храма 17 талантов (около 500 килограммов серебра) на казенные нужды. Еврейская молодежь стала ходить по людным местам с корзинами, выкрикивая: «Подайте бедному, несчастному Флору!» Взбешенный прокуратор обвинил жителей в мятеже. Еврейская царица Береника тщетно пыталась его урезонить. Но Гессий Флор был непреклонен. Сначала прокуратор потребовал выдачи оскорбивших его юнцов, когда же священники попросили их простить, приказал разграбить городской рынок и выпороть всех, кто попадется под руку. Возмущенные евреи вооружились, обратили в бегство римских легионеров, посланных на разгон толпы, и закрепились на Храмовой горе, где можно было наладить оборону.

Скиния собрания — прообраз Иерусалимского храма

Скиния собрания — это ещё не полноценный храм. Его возведут через много лет после пришествия в землю обетованную. Это шатёр, палатка, в общем, временное строение, которое идеально вписывалось в образ жизни странствующих иудеев.

Скинию можно было в короткий срок разобрать и распределить между носильщиками. Такой «мобильный» храм — единственный приемлемый вариант для кочевников. Его размеры в метрах, согласно Священному Писанию: (около 16×5,4×5,4 м).

Современное изображение Ковчега Завета даёт примерное представление о его внешнем виде

Шатёр имел три деревянные стены на севере, юге и западе. А восточное направление отделяла завеса. Всю конструкцию окружала ограда. В храме чётко выделялись три зоны:

  • хацер — ограждённый внутренний двор;
  • кодеш — святилище, пространство внутри здания за завесой;
  • кодеш кодашим — святое святых, зона внутри скинии (5×5×5 м). Её ограждал ещё один занавес.

Впоследствии эту архитектуру унаследует храм царя Соломона в Иерусалиме.

О Скинии собрания существует множество удивительных предположений. Известно, что в святая святых хранился Ковчег Завета — ящик со скрижалями. Предание сохранило невероятные сведения о его удивительных свойствах.

Ряд исследователей приписывают ему инопланетное происхождение, либо полагают Моисея величайшим изобретателем некого удивительного устройства.

Ковчег Завета обладал невероятными свойствами: летал, убивал и не занимал места.

Для еврейского народа и христиан Ковчег — демонстрация сил Божиих, но не научных достижений человека. Впрочем, есть и компромиссные версии. В любом случае о нём известно следующее:

  • ковчег, согласно Талмуду, не занимал физического пространства;
  • небрежное обращение с ковчегом приводило к смерти;
  • этот предмет мог летать;
  • ковчег сравнивал горы с землёй;
  • ритуал с участием Ковчега обрушил стены Иерихона;
  • над Ковчегом двигалось образование, напоминающее облако.

Кстати, облако загораживало вход в Скинию собрания, едва туда заходил Моисей:

(Исход 33:9)

Материалы, места для хлебов предложения и разный инвентарь этого переносного храма очень подробно описаны в Библии и в еврейском предании, как и правила деятельности левитов, — священников.

Все они — образованные люди, которым надлежало следовать строгим требованиям, чтобы сохранить себя в безопасности.

Второй храм строили дважды: после Вавилонского плена и при царе Ироде, но его разрушили Римляне

Второй храм в Иерусалиме существовал в двух версиях: изначальной и реставрированной.

Первая версия второго храма (храма Зоровавеля) построена в 516 году до н. э. Здание возвели при активном руководстве двух человек: первосвященника Йеошуа бен-Яхоцодака и наместника Иудеи Зерубавеля бен-Шеалтиэля (Зоровавеля).

О внешнем виде здания известно мало:

(Ездры 6:3–5)

Скорее всего, храм строили с оглядкой на предыдущее здание, но с коррективами на новые, но туманные пророчества об облике будущего храма.

Постройку возвели либо на месте предшествующего здания, либо неподалёку от него, но сравниться по роскоши со старым храмом уже не могли. Восстановление храма проходило и последующие годы: он расширялся, богател. Иудейская религиозная жизнь вращалась вокруг него.

2 версии
второго храма существовало: Зоровавеля и Ирода

Вторая версия второго храма (храм Ирода) появилась из-за того, что царь Ирод I Великий решил улучшить внешний вид здания. Он основательно взялся за строительство.

По его приказу расширили Храмовую гору, сгладили неровности и вообще попытались сделать почву идеальным пьедесталом для храма.

Макет-реконструкция храма царя Ирода I Великого (второго храма)

Здание живописно описывает историк Иосиф Флавий:


Иосиф Флавий
историк

В 70-том году Римские войска уничтожили храм, но до сегодняшнего дня сохранились его фрагменты. Самый известный — западная стена (стена плача). Есть несколько подземных туннелей. Раскопки в этом месте не проводились.

Стена плача – руины храма царя Ирода I Великого (второго храма)

Навуходоносор II: падение Иудеи

В 597 году до н. э. Навуходоносор сделал царем Иудеи Седекию, последнего сына Иосии. Первые годы новый царь был верен правителю Вавилона, но через несколько лет рискнул восстать.

Можно понять, что не все в Иудее хотели войны. Книга пророка Иеремии описывает спор между пророками в Храме Иерусалима, в четвертый год правления Седекии (за несколько лет до восстания). Пророк Анания говорил, что ярмо Вавилона скоро падет. С ним спорил Иеремия, который отговаривал от восстания. Иеремия пришел в Храм с ярмом, символизировавшим власть Вавилона, и Анания снял его с шеи Иеремии. Иеремия говорил, что из-за восстания деревянное ярмо будет заменено на железное.

Иеремия поддерживал контакты с сородичами, переселенными в Вавилонию. Он знал, что среди них тоже были волнения, и Навуходоносор казнил нескольких лидеров общины. Восстание не началось. Навуходоносор вызвал Седекию к себе, когда был в Сирии. Царь Иудеи, вероятно, подтвердил, что верен Навуходоносору.

Иудея не могла бороться с Навуходоносором в одиночку, поэтому ее союзниками стали другие малые царства Леванта — Эдом, Моав, Аммон, финикийские города Тир и Сидон. Восставшие надеялись на помощь египетского фараона Априя.

Статуя фараона Априя. (Wikimedia.Commons)

Навуходоносор ответил карательным походом. Сначала он взял все крепости Иудеи, а в начале 587 года до н. э. осадил сам Иерусалим. Остальные союзники либо вообще не выступили против вавилонян, либо были легко разбиты. Сопротивлялись только Тир и Сидон, но в итоге тоже сдались вавилонянам.

Согласно Второй книге царств, перед вторжением в стране оставались три крепости — Иерусалим, Лахиш и Азека. Сохранилось письмо иудейского военачальника с наблюдательного поста, который сообщал, что он видит сигналы из Лахиша, но сигналов из Азеки больше нет (город уже взят).
Осада Иерусалима продолжалась с небольшим перерывом 18 месяцев. Ее красочные описания сохранились во Второй книге царств и «Иудейских древностях» Иосифа Флавия. Навуходоносор привел армию к стенам города, а затем удалился в свою ставку в Рибле.

Седекия ждал помощи от Египта. Армия фараона вступила в Иудею, но, по мнению исследователей, это была демонстрация силы. Фараон Априй показывал, что он достаточно силен, чтобы Навуходоносор не пытался атаковать его страну, но не хотел больше бороться за контроль над Ближним Востоком. Вавилоняне ненадолго сняли осаду Иерусалима и выступили навстречу египтянам. До битвы не дошло, и фараон увел армию в Египет.

Армия вавилонян держала блокаду вокруг города, а ее осадные машины разрушали стены. Наконец, в августе 586 года до н. э. они пробили стену тараном и начали штурм.

Осада Иерусалима, средневековая миниатюра к «Иудейским древностям». (Wikimedia.Commons)

Царь Седекия с семьей и частью войска прорвался из гибнущего города, но на Иерихонской равнине его взяли в плен. Воины разбежались после того как покинули город. Пленного царя привели в Ривлу в лагерь Навуходоносора, который приказал убить сыновей Седекии у него на глазах. Казнили ряд аристократов поверженной страны, а Седекию ослепили и отправили в ссылку.

Пожар в Иерусалиме шел несколько дней. Были разрушены стены города и уничтожены большие дома. Часть жителей столицы Иудеи сразу же отправили в Вавилонию. Некоторых бедняков победители оставили на родине «работниками в виноградниках и землепашцами».
Навуходоносор оставил править бывшим царством иудея по имени Годолия. Впрочем, через несколько месяцев он был убит другим иудеем, родственником Седекии. После этого часть иудеев ушла в Египет, а оставшиеся через несколько лет были переселены в Междуречье.
День взятия Иерусалима и день убийства Годолии вошли в иудейский календарь как дни поста.

Значение Храма

Евреи и раньше ощущали присутствие Бога, когда он шел в огненном столбе по пустыне впереди народа, когда с горы Синай сходил Моисей и его лицо сияло словно солнце. Однако Храм стал для народа особым местом, символизировавшим присутствие Божие. Хоть раз в год каждый благочестивый еврей должен был прийти сюда. Со всех концов Иудеи и Израиля, да и со всего мира, где жили в рассеянии евреи, народ собирался по большим праздникам в Храм. Об этом сказано во 2-й главе Деяний апостолов.

Конечно, иудеи, в отличие от язычников, не верили в то, что Бог обитает в рукотворных храмах. Однако они полагали, что именно на этом месте происходит его встреча с человеком. Об этом было известно и язычникам. Ведь Помпей, который был послан во время Иудейской войны командовать усмирявшими Иерусалим римскими когортами, неслучайно стремился попасть в Святая святых этого храма для того, чтобы понять, чему или кому поклоняются иудеи. Насколько же было велико его удивление, когда, отдернув завесу, он обнаружил, что здесь ничего нет. Ни статуи, ни образа, ничего! Невозможно заключить Бога Израилева в изваяние, его невозможно изобразить. Евреи когда-то верили в то, что между крыльями Херувимов, охраняющих Ковчег Завета, обитает Шехина. Теперь же Храм этот стал служить местом встречи человека и Бога.

Вавилонский плен: участь побежденных

Навуходоносор не стал заселять территорию Иудеи другими народами. Данные археологии показывают, что страна не была полностью заброшена — поселения к северу от Иерусалима продолжали существовать и в VI веке до н. э. Жители сельских поселений продолжали совершать паломничества в разрушенный Иерусалим и совершать там религиозные обряды.

Фабр, «Навуходоносор приказывает убить сыновей Седекии». (Wikimedia.Commons)

Основную часть пленных иудеев переселили в опустошенные земли на границе Вавилонии и Ассирии, где пленники селились самоуправляющимися общинами.

Переселенцы соблюдали свои традиции и хранили свои родословные и устные традиции. В то же время в повседневной речи место иврита занял арамейский. Переселенцы приняли вавилонские названия месяцев и стали принимать их имена, в том числе, включающие имена вавилонских богов. Через полтора столетия пророк Ездра читал в Иерусалиме Тору на иврите, а жрецы-левиты переводили его слова на арамейский для собравшихся слушателей.

После победы Кира Великого над Вавилонией иудеи-изгнанники смогли вернуться из Вавилонии в Иудею.

Духовное наследие

Масонство

Ритуалы в масонстве относятся к Царю Соломону и строительству его Храма. Масонские здания, где встречаются ложи и их члены, иногда называют «храмами»; аллегорическая ссылка на Храм царя Соломона.

ислам

Храм в Иерусалиме упоминается в стихе 6 суры Аль-Исра в Коране словами «(Мы разрешается врагов) до …. ввести ваши жилища»; Комментаторы Корана, такие как Мухаммад ат-Тахир ибн Ашур, утверждают, что этот стих относится конкретно к Храму Соломона.

Каббала

Каббала рассматривает проект Храма Соломона , как представитель метафизического мира и нисходящую свет творца через сфирот от Древа Жизни . Уровни внешнего, внутреннего и священнического двора представляют три низших мира Каббалы. В Боаз и Яхин колонны у входа в храм представляют собой активные и пассивные элементы мира Ацилут . Первоначальная менора и ее семь ветвей представляют семь нижних сфирот Древа Жизни. Завеса Святая Святых и внутренняя часть храма представляют Завесу Бездны на Древе Жизни, за которой парит Шехина или Божественное Присутствие.

Популярная культура

Храм Соломона появляется в « Соломоне и Саве» (1959) и в романе « Копи царя Соломона» (1885). Он также появляется в видеоигре Assassin’s Creed, где главный герой Альтаир Ибн-Ла’Ахад имеет дело с Робертом де Сабле . Он также появляется в Assassin’s Creed Unity (2014), где рыцарь-тамплиер Жак де Моле сожжен и умирает.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector