Царь ирод

Предки будущего царя

По своему рождению Ирод Великий не принадлежал ни к одному царскому роду. Его отец, которого звали Антипатр, был лишь высокопоставленным чиновником, занимавшим пост римского наместника в Идумее – небольшой территории на юге Израильского нагорья. Когда-то в давние годы она была населена языческими племенами идумеев (от них и пошло название местности), к которым принадлежал дед будущего царя Ирода – отец Антипатра.

В конце I века до н. э. Идумея была завоёвана евреями, и, выразив лояльность к победителям, а главное, приняв их веру – иудаизм, благоразумный дед был поставлен править всеми своими соотечественниками. От него власть со всеми причитающимися привилегиями унаследовал его сын Антипатр – отец будущего царя Ирода.

У царя Ирода было десять жен

Сначала была Дорис, которая родила первого из его сыновей. Потом была принцесса Мариамна, брак с которой была политическим союзом, но закончился трагедией.

После этого список браков царя Ирода становится действительно странным. В этот момент у него уже было несколько сыновей. И, таким образом, он гарантировал наследников своего трона (пока не начал убивать их). Но он женился на одной из своих племянниц, двоюродной сестре, еще одной Мариамне. С которой он позже развелся. Затем были самаритянка по имени Мальфас, женщина из Иерусалима по имени Клеопатра. А затем еще три женщины, на которых он женился в том же году.

Известно, что вторая Мариамна была дочерью человека, которого он сделал первосвященником. Не будет большой натяжкой предположить, что большинство, если не все последующие восемь браков были заключены по политическим причинам.

Ирод оправдывал свое многоженство, используя еврейские тексты. Он определенно не был первым еврейским царем, у которого было несколько жен. Предполагалось, что у царя Соломона было семьсот плюс триста наложниц.

Царь Ирод сделал храм намного красивее

Чтобы понять, насколько это важно, вы должны понять важность Храма в еврейской культуре. Для евреев, изгнанных из разных стран, было очень важно иметь место поклонения, которое никто не мог отнять

Он до сих пор считается священным для современных евреев в виде Стены Плача. Остатки Храма, сохранились и столетия спустя.

Согласно библейской истории, храм, который восстановил царь Ирод, был вторым храмом. Первый был построен царем Соломоном, но был разрушен вавилонянами. Это было место, где хранился Ковчег Завета

Это было самое важное место для евреев в царстве Ирода. И сделать его больше и красивее было для них очень важно

Но царь Ирод вообще любил строить. Он заслужил свое звание “Великого”, потому что начал так много полезных архитектурных проектов во время своего правления. За время его правления было построено множество городов и военных укреплений. Он также давал деньги таким городам, как Антиохия и Спарта, чтобы они могли развиваться.

«Чёрная легенда» царя Ирода

Ирод I Великий (74/73 — 4 гг. до н. э.), царь Иудеи, — пример человека, «чёрная легенда» о котором совершенно затмила его подлинную историю. Христианская культура пересказывала эту легенду так долго, что даже теперь при звуке имени «Ирод» перед глазами встаёт сцена массового детоубийства.

Легенда пошла из Евангелия от Матфея. Апостол писал, что Ирод услышал о словах пророка Михея: родился в Вифлееме «Вождь, Который упасёт народ мой Израиля». Царь начал искать младенца, ибо посчитал его своим конкурентом за власть. Когда поиски не увенчались успехом, Ирод решил, что семья с ребёнком сбежала, и в безумии велел «избить всех младенцев и во всех пределах его, от двух лет и ниже». Других источников, которые подтверждали бы описываемые Матфеем события, нет. Однако история такая яркая и столь важная для христиан как часть повествований о Рождестве, что стала неотъемлемой частью Библии.

Правдива ли она? Историки судят об этом однозначно — имя «Ирод» стало нарицательным и опорочено как злодейское абсолютно незаслуженно. Профессор Майкл Грант пишет об «избиении»: «Ясно, что это не подлинная история, а миф или народное сказание, мрачное свидетельство воздействия на воображение современников наводящей ужас личности этого человека».

Избиение невинных, худ. Д. де Вольтерра, Италия, 16-й в. (stringfixer.com)

Мало того, что кроме Евангелия от Матфея никто о массовом детоубийстве не рассказывал (а случись подобное — современники точно не оставили бы это без внимания), так ещё и хронологически это вряд ли возможно — Ирод умер в 4 году до н. э., то есть до рождения Христа. И даже если основываться на утверждении, что календарь ошибочен (а вероятно, так и есть, и Иисус родился за несколько лет до «официальной» даты своего рождения), едва ли Ирод, престарелый и уже далеко не здоровый физически, мог опасаться младенца — пока тот вырастет… ну, вы понимаете. Ирод не был безумцем.

Историк В. Л. Вихнович пишет, что, вероятно, история об «избиении» не выдумана лично Матфеем, а возникла после смерти Ирода «в среде иудейских оппонентов царя, которых у него было достаточно и при жизни…» Но всё же миф о кровавом детоубийстве имеет под собой и реальную историческую подоплёку — но об этом чуть позже.

Избиение младенцев, худ. П. П. Рубенс, 17-й в. (regnum.ru)

Конец жизни великого царя

В последние годы жизни Ирод являл собой пример патологической жестокости, мстительности и подозрительности, выходившей порой за рамки здравого смысла. Так, однажды, на основании лишь пустых домыслов, были казнены сыновья Ирода Великого – Александр и Аристобул. В те дни его великолепный дворец погрузился в атмосферу всеобщего страха, при которой никто из его обитателей не знал, доживёт ли он до следующего дня.

Смерть Ирода Великого, последовавшая в 4 году уже новой эры, стала результатом тяжёлой болезни, мучившей его в последние месяцы. Желая оставить по себе добрую память, он незадолго до кончины приказал выплатить жалование всем своим воинам и тем, кто исполнял различные обязанности на государственной службе.

Позаботился он и о преемнике, назначив им Архелая – одного из своих сыновей, чудом избежавших отцовского гнева и поэтому оставшихся в живых. Его брата Антипу Ирод назначил тетрархом Галилеи – той самой области, где сам когда-то начинал правление.

Похороны почившего царя были обставлены с необычайной пышностью. Архелай покрыл тело отца драгоценной порфирой и поместил на золотом ложе, о котором упоминалось в самом начале рассказа. Вокруг него, склонив головы, замер почётный караул, состоявший из нескольких сотен фракийских, германских и галльских воинов, ещё недавно верой и правдой служивших своему господину. Согласно своей последней воле, Ирод Великий был похоронен на территории собственного дворца-крепости Иродион, где его могила была обнаружена в 2007 году израильскими археологами.

Царствование Ирода

Ирод взошел на престол Давидов и под покровительством римлян правил Иудеею 34 года . Римляне неизменно оставались покровителями его; он был человек энергический, имел много даровитых и верных помощников, одним из которых был оратор и историк Николай Дамасский, еврей, хорошо знакомый с греческою философиею и литературою, искусный государственный человек и усердный защитник действий Ирода. Главною страстью Ирода было властолюбие; но он заботился о развитии материального благосостояния народа и умел поддерживать спокойствие в государстве. Он дал иудейскому царству такой блеск, какого не имело оно со времен Давида, и получил название великого. Он покровительствовал торговле и промышленности, украсил Иерусалим великолепными зданиями, основывал города; на юге от Кармила, где стояло приморское укрепление, называвшееся Башнею Стратона, он устроил прекрасную гавань и портовый город, который назвал в честь Цезаря Августа Кесариею (Цезареею). Но никакими заботами о торговле и промышленности не мог он преодолеть глубокое чувство ненависти; все хорошие качества его омрачались пороками и страстями, все больше и больше вовлекавшими его в злодейства. Он выказывал наружное уважение к религии, не преследовал фарисеев и всячески старался смягчить вражду иудеев к нему, иноплеменнику. Но хотя он и выставлял себя держащимся иудейской религии, в душе он был чужд и ей и народу. Не имея доверия к иудеям, он полагался только на свое наемное войско, состоявшее из разноплеменных иноземцев, и на крепости, которые строил в разных местностях государства; наемники и постройка крепостей требовали больших расходов, и он обременял народ тяжелыми налогами, добывал деньги и злодействами. Так, например, он казнил 45 богатых приверженцев Антигона и конфисковал их имущество. Опасаясь рода Хасмонеев, он истребил всех, происходивших от этой династии. Брат его жены, Аристобул, был по наследственному праву первосвященником; народ шумно выразил свою симпатию этому представителю знаменитого имени Хасмонеев, Ирод велел убить его в бане . Несколько позднее, около времени битвы при Акциуме (Акции), был по его приказанию убит бывший первосвященник Гиркан, дед его жены, освобожденный им из Парфянского плена. Он велел осудить на смерть и казнил свою жену, красавицу Мариамну , от которой имел пятерых детей; предлогом послужило то, что она, как говорила сестра Ирода, Саломея, была неверна мужу. Она умерла с царскою гордостью. Но, казнив ее, злодей, страстно ее любивший, раскаялся в этом; горе его было так велико, что он очень опасно занемог. Выздоровев, он стал опасаться её матери, Александры: убил и Александру . Побочный сын его, Антипатр, возбудил в нем подозрения против его законных сыновей, Александра и Аристобула; он убил и их, чтоб они не отмстили ему за мать. Они были убиты в Самарии на том самом месте, где он праздновал свою свадьбу с их матерью. Чтобы смягчить ненависть народа к нему за его злодейства, он построил новый храм , желая заслужить такую же славу, как Соломон.

Великий строитель Ирод

Вернувшись домой, Ирод, всеми силами пытаясь показать свою преданность Риму и еврейскому народу одновременно, затеял грандиозное строительство, которого Израиль не знал никогда раньше. Он возвёл самый большой по тем временам морской порт в месте, именуемом Стратоновой башней. Царь построил в Сирии великолепный город Кесарию по образу самого Рима. Его украшали все характерные для Рима культурные ценности: акведук, дороги, фонтаны, термы, театры и конечно великолепный дворец, который отныне стал восточной резиденцией римского императора.

Археологические раскопки на месте Кесарии

В пригороде Иерусалима Ирод построил амфитеатр, в котором проводились гладиаторские бои, состязания атлетов, гимнастов и борцов. К слову, именно благодаря финансированию иудейским царём возобновилась давно забытая к тому времени традиция проведения Олимпийских игр! В самом же Иерусалиме он возвёл неприступную цитадель Антонию, посвящённую императору, и дворец, по своей красоте и богатству не уступающий самым роскошным зданиям мира. Ирод полностью реконструировал Самарию, переименовав её на эллинский манер в Себастию. Им был построен город Газа и самая удивительная крепость Масада, обустроенная на неприступной скале в пустыне, что до Ирода представлялось абсолютно невозможным. В Иордании он так же заложил два города – Есевон и Иродион, названный в честь себя самого. Строительная деятельность Ирода не ограничилась пределами Иудеи. Помня о гостеприимстве острова Родос, где он останавливался некогда по пути из Египта в Рим, он построил там пифийский храм.

Благоразумный Антипатр

Надо заметить, что этот самый Антипатр унаследовал от своего предка не только власть, но и обострённое политическое чутьё, сопряжённое с полнейшей беспринципностью. Как тот в своё время легко отрёкся от религии предков и, приняв веру иудеев, вступил с ними в сотрудничество, так и он не замедлил выразить поддержку римлянам, захватившим в 63 году д. н. эры Иерусалим. Заслужив, таким образом, милость у римского полководца Помпея, он был поставлен наместником всей Иудеи.

В 49-45 гг. д. н. эры Рим был охвачен гражданской войной, вспыхнувшей между двумя претендентами на пустовавший в то время императорский трон – видным военачальником Помпеем и его конкурентом Юлием Цезарем. Как высокопоставленный чиновник, Антипатр обязан был публично выразить поддержку одному из них. Это был выбор, от которого зависела вся последующая карьера, а возможно, и жизнь. Угадав внутренним чутьём будущего победителя – Юлия Цезаря, он поддержал именно его, предав, таким образом, своего прежнего благодетеля Помпея.

Придя к власти, новый император щедро отблагодарил всех своих сторонников, в числе которых был и Антипатр. Отныне он приобрёл титул прокуратора Иудеи, за спиной которого, мощными рядами стояли непобедимые римские легионы. Свою власть он делил лишь с одним человеком – тогдашним царём Гирконом II, исполнявшим одновременно и обязанности первосвященника.

Царь Ирод Великий умер страшной смертью: его заживо съели черви

Несмотря на активное строительство и раздачу хлеба в голодные годы, царь Ирод Великий не пользовался популярностью у иудеев. Дело в том, что он считался чужим в Иудее, так как происходил не иудейской династии, заводил эллинистические и римские обычаи, например, строил амфитеатры, где проводились гладиаторские бои, театры, дозволял проводить языческие церемонии.

Естественно, что консервативной части иудейского общества это не нравилось. Однажды даже сильная партия фариссев в количестве 6000 человек отказались принести ему присягу в верноподданстве и устроили заговор с целью свержения.

Убийство жены Ирода, средневековая гравюра. В последние годы жизни Род Великий, опасаясь за свой трон стал истреблять всех возможных претендентов на него. Он не остановился даже перед убийством своей жены Мариамны и сыновей

Именно поэтому последние годы жизни и правления Ирода отмечены особой подозрительностью, мстительностью и жестокостью. Спасая свой трон он истреблял потомков законных правителей еврейского народа, и не остановился даже перед умерщвлением Мариамны, хотя она была самой любимой из его десяти жен, вместе с ее двумя сыновьями — Александром и Аристовулом (7 г. до н.э.).

За несколько дней до своей смерти Ирод велел убить своего сына Антипатра. Обещание это все же не было исполнено, узнав об этом, император Октавиан Август сказал: «Я хотел бы лучше быть его свиньей, чем сыном»

Библия говорит о том, что царя Ирода заживо съели черви.

Царь Ирод дожил до 70 лет и процарствовал в Иерусалиме 34 года. Как умер царь, рассказывается в Библии: «В назначенный день Ирод, надев царские одежды, воссел на троне и обратился к собравшимся.

Народ же, в угоду ему, восклицал: «Это не человек говорит, а Бог». И тотчас поразил Ирода ангел Господень за то, что не воздал тот славы Богу: он умер, изъеденный червями». Исторические источники  того периода подтверждаю, что перед смертью он сильно страдал от болей в животе. Какой именно болезнью болел царь, установить пока что не удалось.

Иродион, остатки крепости, вид сверху. В крепости похорнили тело царя ирода Великого после его смерти

Своими наследниками после кончине Ирод хотел видеть Архелая и Антипу, но после его смерти римский император Октавиан Август разделил Иудею на четыре части, по числу сыновей Ирода, а Архелаю дал всего лишь титул этнарха, пообещав сделать его в дальнейшем царем.

Сам же Архелай устроил отцу пышные похороны. Траур по царю Ироду Великому продолжался семь дней, похоронили его Иродионе — крепости, построенной Иродом рядом с поселком Текоа.

Агриппа в других СМИ

  • Ирод Агриппа — главный герой итальянской оперы «Агриппа тетрарка Джерусалемме» (1724 г.) Джузеппе Мария Буйни ( музыка ) и Клаудио Никола Стампа (библиотека), впервые исполненной в Театре Дукале в Милане , Италия, 28 августа. 1724.
  • Ирод Агриппа — главная фигура в романе Роберта Грейвса « Клавдий Бог» , а также в телеадаптации BBC « I, Клавдий» , в которой он был изображен Джеймсом Фолкнером взрослым и Майклом Клементсом в детстве. Он изображен как один из самых близких друзей Клавдия на всю жизнь. Ирод действует как последний и самый надежный друг и советник Клавдия, давая ему главный совет никому не доверять, даже ему. Этот совет оказывается пророческим в конце жизни Ирода, где он изображен как пришедший к убеждению, что он предсказанный Мессия, и поднявший восстание против Рима, к ужасу Клавдия. Однако он поражен, возможно, сверхъестественной болезнью и отправляет последнее письмо Клавдию с просьбой о прощении.

Избиение младенцев

Своей известностью в наши дни царь Ирод во многом обязан эпизоду, подробно описанному в Евангелии от Матфея. Речь идёт о том, как от спешивших в Вифлеем волхвов Ирод услышал о рождении Иисуса Христа – нового царя Израильского. Поняв в буквальном смысле их слова и испугавшись, что у него появился конкурент, он вознамерился погубить новорожденного.

Однако, не зная точно, о ком именно они говорили и где его искать, он отдал приказ, беспрецедентный по своей жестокости. Ирод повелел убить в Вифлееме всех младенцев мужского пола вплоть до двухлетнего возраста, полагая, что в их числе непременно окажется и тот, кого он так опасается. Евангелист Матфей умалчивает о количестве жертв, но Священное Предание говорит о 14 тыс. убитых.

Это злодеяние затмило в памяти потомков всё хорошее, что сделал в своей жизни Ирод Великий. Младенцы, безвинно загубленные им, навеки создали царю репутацию злого гения еврейского народа, сделав его символом произвола и бесчеловечности.

Храм Ирода

Когда был сложен фундамент нового храма, обученные каменной работе священники, облаченные в священные ризы, стали строить стены из больших камней белого мрамора. Храм имел 100 локтей в длину и 120 в вышину. Восточный вход закрывали, как в скинии Моисеевой (I, 583), пестрые завесы, по которым были вышиты пурпурные цветы и другие фигуры. Все было устроено по образцу храпа Соломонова. Новое было только то, что за этими завесами было поставлено золотое изображение большого куста виноградной лозы, эмблема благословенной Богом страны, одно из чудес искусства по драгоценности. Храм окружали великолепные колоннады, особенно красива была южная, образуемая 162 коринфскими колоннами. Перед восточною стороною храма стоял большой жертвенник. На террасе, бывшей несколькими ступенями ниже храма, Ирод построил обнесенный зданиями двор для народа; на этот двор вели с террасы храма трое северных и трое южных ворот, а восточные ворота, самые огромные и великолепные, вели на передний двор и на особый двор для женщин. Надписи над воротами переднего двора воспрещали под страхом смертной казни вход в него иноплеменникам. Кругом его Ирод повесил трофеи своих побед, как приношения храму. Он соперничал с Соломоном и построением великолепного дворца, и сооружением других построек.

Модель Храма Ирода

Но несмотря на построение великолепного храма, он становился все ненавистнее народу своими злодействами и господствовавшим при его дворе развратом; с годами, он делался все более свирепым; в последние годы его царствования яд и палачи играли большую роль при безбожном дворе иерусалимском. Народ с нетерпением ждал смерти Ирода; в особенности горячо желали ее гонимые им фарисеи.

За пять дней до смерти Ирод велел казнить своего старшего сына, Антипатра, который, перессорив царское семейство и погубив братьев своими клеветами, задумал убить отца, но вместо того, чтобы овладеть престолом, попал в темницу и был убит.

Смерть

В Священном Писании указывается, что Ирод умер страшной смертью — его заживо съели черви. В исторических источниках указывается, что перед смертью царь мучился сильными болями в животе. Лекари не смогли ему помочь, и он смирился с неизбежной смертью. После казни Антипатра правитель назначил своим наследником Архелая. Также он щедро одарил своих лучших воинов.

Архелай организовал отцу похороны, достойные великого правителя. Его тело поместили на золотые носилки, укрыли порфирой. Его похоронили в цитадели Иродион, на самой вершине холма. Его могила была обнаружена израильскими археологами в 2007 г.

Существует несколько мнений о дате смерти Ирода Великого.

Общепринятой датой его смерти считается 4 г. до н. э. Эта дата подтверждается следующими фактами:

  1. Правление детей Ирода начинается в 5-4 гг. до н. э.
  2. В источниках указывается точная дата рождения царя и количество прожитых им лет. Исходя из этих сведений, можно сделать вывод, что он умер в 4 г. до н. э.

Но по библейской периодизации, основанной Дионисием Малым, следует, что Ирод Великий являлся правителем Иудеи во время рождения Иисуса Христа, которое произошло в 1 г. н. э. Согласно этой версии, он умер в начале первого года новой эры.

Интересно! Некоторые историки считают, что дата смерти действительно приходится на 4 г. до н. э., а вот рождение Христа произошло несколько раньше времени, определённым Дионисием Малым.

История избиения младенцев

Согласно Евангелию от Матфея, Ирод, узнав от волхвов, что те идут в Вифлеем поклониться новорождённому «Царю Иудейскому», испугался заговора с целью узурпации его власти и отдал приказ уничтожить младенца. По сверхъестественному наущению волхвы не открыли ему местонахождения младенца, после чего Ирод приказал убить всех вифлеемских детей в возрасте до двух лет, надеясь, что в их числе окажется и загадочный «будущий царь». Евангелие не сообщает числа убитых младенцев; в церковном предании цифры разнятся, доходя до 14 000 (в византийской традиции) и 64 000 (в сирийской). Брюс Алворд утверждает, что подобные масштабы трудновообразимы, учитывая, что Вифлеем был небольшим городком, а в те времена такое количество людей могло составить население целого города.

Другие историки и богословы обращают внимание на огромное стечение народа в Вифлеем тех времён, согласно Евангелию от Луки, в котором упоминается, что Иосиф и Мария шли в Вифлеем по причине переписи населения, город при этом был переполнен, и им нашлось место только в хлеву. Прозаик Paul L

Maier сомневается в том, что избиение младенцев имело место: хотя жестокость и доходящая до паранойи подозрительность Ирода в последние годы его жизни хорошо известна, другие источники этого события не упоминают, в том числе Иосиф Флавий. Богослов Александр Мень отвечает на это, что трагедия в глазах Иосифа Флавия была незначительной в сравнении с бесчисленными зверствами Ирода. Служитель Пресвитерианской церкви Donald A. Hagner считает, что число убитых детей было завышено. Но Александр Мень отмечает, что приказ о направлении в Вифлеем отряда солдат с распоряжением умертвить там всех младенцев моложе двух лет, вероятнее всего отдавался Иродом в глубокой тайне.

Ирод был не столько царем, сколько наместником

Проблема возникла, по сути, потому, что называть Ирода царем – это немного неправильное название. Он был наместником, то есть лицом, ответственным за определенную территорию под властью Рима. По сути, он был правителем народа, которым управлял. Среднестатистический библейский крестьянин, скорее всего, не столкнется с настоящим императором при жизни.

Но царь Ирод находился в странном и шатком положении

Согласно библейским рассказам, он правил гигантской и важной территорией Иудеи. Он отвечал за множество людей на довольно большом участке земли

Но он все еще был лишь ставленником Рима. Он должен был все время угождать императору и знать, куда дует политический ветер, если он хотел сохранить свою власть.

А чтобы его римские повелители были счастливы, он должен был держать ситуацию под контролем. И защищать то, что тогда было краем империи. Он завоевывал территории, строил крепости … Но местное еврейское население никогда не признавало его своим царем, и это его бесило.

Исторический Ирод

Ирод — один из поистине великих царей своего времени. Он правил Иудеей более тридцати лет и сделал её благополучным царством — хоть и под римским владычеством. М. Грант констатирует: «Честолюбивым желанием Ирода было дать иудеям спокойствие и процветание в собственной стране, сохранив сотрудничество с Римской империей и её покровительство. Этой задаче он посвятил свою жизнь и, поскольку был одарён выдающимися способностями, достигнутое им превзошло все разумные ожидания».

Уже в молодости Ирод демонстрировал множество достоинств. Он был умён и трудолюбив, получил эллинистическое образование, прекрасно говорил по-гречески, знал философию и историю, занимался ораторским искусством. Как писал древний историк Иосиф Флавий, Ирод соответствовал идеалу греческого воспитания: «Телесная сила Ирода равнялась силе его ума»; он и в воинском искусстве, и храбрости превзошёл многих. Мудрость его подсказывала — у Рима и Греции надо взять для Иудеи всё лучшее, и пусть народ процветает в рамках империи. При этом Ирод всегда оставался предан иудаизму и сохранял иудейскую культуру.

Ирод I Великий. (medium.com)

Историк П. Ричардсон сравнивает Ирода с Петром I — такой же сильный, волевой и умный правитель, который сумел изменить историю своего народа

Его отец Антипатр в римской гражданской войне поддержал Гая Юлия Цезаря, и тот назначил его наместником Иудеи и даровал ему и его потомству римское гражданство — никому из местных аристократов римский диктатор не мог доверять более. Бок о бок с отцом и римлянами сражался и Ирод. Рим ждал от Иудеи одного — отсутствия волнений и уплаты налогов, и Антипатр это исполнял (а затем и Ирод). Взамен им дозволялось вести своё царство к процветанию, хранить свою веру, развивать торговлю и т. д.

За гибелью Антипатра последовала долгая борьба за власть с другими аристократами, и Ирод уцелел в ней. Его, уже опытного политика и воина, в 40 г. до н. э. римский сенат провозгласил царём Иудеи. Очень скоро он пригодился своему народу — в изгнании парфян, которые вторглись в царство. В одном из тяжёлых боёв, пишет Флавий, «царь (…) ринулся немедленно на выручку товарищей вперёд и стал рубить врагов; этим он вновь возбудил мужество своих людей и придал им отваги».

Иосиф Флавий, один из главных рассказчиков истории Ирода I. (ria.ru)

Нет нужды подробно рассматривать все свершения Ирода, лишь в общих чертах: он избавил страну от разбойников и опасностей на границе; он расширил владения Иудеи; поддерживал добрые отношения с соседями — Грецией, Сирией и Египтом, а самое главное — с Римом (Ирод носил даже имя рода Юлиев, рода Цезаря); он покровительствовал эллинистической культуре и стал почётным судьёй Олимпийских игр, он уважал греческую мудрость и римские законы, чтил иудейскую религиозность и успешно отстраивал иудейскую государственность, добился уважения прав иудейской диаспоры в разных частях Римской империи, и, наконец, прославился прекрасными строительными проектами (к примеру, Иродион и Иерусалимский Храм)…

Преуспел царь Иудеи и в экономике: он развивал сельское хозяйство и экспорт (бальзам, хна, зерно и масло), увеличил доходы казны и сделал их поступление стабильным. В случае бедствий Ирод поддерживал бедных, отменял часть налогов во время неурожаев. В 25 году до н. э. разразилась засуха, а за нею — чума. Чтобы подданные не гибли от голода, царь купил зерно в Египте и раздавал его в большом количестве. Это лишь один из примеров благотворительности Ирода.

Древний Иерусалим, худ. А. Левин. (xen.yandex.ru)

Знаменитый историк Древнего Рима Теодор Моммзен, классик историографии, так писал об этом царе: «Всё, что может дать правительство: развитие природных ресурсов, помощь во время голода и других бедствий и (…) внутреннюю и внешнюю безопасность страны, — Ирод дал Иудее». И всё же многие, и особенно фанатичные зилоты, были недовольны Иродом: его приверженностью эллинизму и сотрудничеством с ненавистным Римом — врагом иудейской культуры и веры. Более всего грязи они вылили на этого правителя уже после его смерти, когда разрушили наследие Ирода и добились войны с империей (с понятными последствиями). На этой почве и могли в 1−2 вв. н. э. появиться сказания о психопатичном параноике, который убил 14 тысяч вифлеемских младенцев…

В 1−2 вв. н. э., когда Рим жестоко подавлял мятежную Иудею, всех «друзей Рима» прошлого и будущего иудеи проклинали — и Ирода в том числе

Смерть

Ирод дожил до преклонного возраста, процарствовав в Иерусалиме 34 года (ИД кн.17, гл.8:1) и прожив 70 лет. Однако перед смертью он жестоко страдал от болей в животе. После безуспешных попыток вылечиться, он примирился со своей смертью, жалея, что после смерти заслужит осуждение своих подданных. Ирод выплатил жалование своим преданным воинам. В изменённом перед смертью завещании Ирод назначил своего старшего сына Архелая наследником престола, а его брата Антипу — тетрархом. Однако Октавиан Август, на утверждение которому Архелай повез завещание в Рим, предоставил ему лишь половину царства (Идумею, Иудею, Самарию, Кесарию, Иоппию и Иерусалим) с титулом этнарха и обещанием возвести в царский сан, как скоро он покажет себя этого достойным. Вторую половину он разделил на две тетрархии, которые предоставил двум другим сыновьям Ирода: Филиппу (Батанея, Трахонея и Авран) и Антипе (Перея и Галилея).

Архелай устроил своему отцу пышные похороны: тело умершего было положено на золотое ложе и покрыто порфирой. В процессии участвовал почётный караул из гальских, германских и фракийских воинов. Согласно воле почившего его тело было предано земле в Иродионе, где его могила была обнаружена археологами в 2007 году. Траур по Ироду продолжался семь дней.Могилу Ирода нашли на вершине Иродиона. Об этой находке сообщил 7 мая 2007 года израильский профессор Эхуд Нецер.

Большинство историков настаивают на 4 годе до нашей эры как дате смерти Ирода. Наследники Ирода начинают править именно в 5—4 годах до н. э. Вторая важная деталь, именно с этой датой синхронизируются события в более широком контексте Римской империи. Ирод прожил 70 лет (ИД кн.17, гл.8:1). Год его рождения известен, значит можно высчитать дату смерти (74—73 год до н. э. — 70 лет = 4—3 год до н. э.).

Некоторые историки выступают против этой даты, так как она не согласуется с хронологией Дионисия Малого, согласно которой Иисус родился в 1 году нашей эры (которая и отсчитывается от вычисленной Дионисием даты). Они подвергают сомнению принятую хронологию смерти Ирода, считая что она основана на расширительном толковании трудов Иосифа Флавия, который использовал «консульские списки», то есть указывал, что определённое событие произошло во время правления определённых римских консулов. Так, согласно такой хронологии Иосифа, Ирод был назначен царём в 40 году до н. э., однако, по данным другого историка, Аппиана, это событие имело место в 39 году до н. э. Таким же образом Иосиф относит захват Иродом Иерусалима к 37 году до н. э., но он также утверждает, что это произошло через 27 лет после завоевания города Помпеем (63 год до н. э.).

Ссылка на данное событие указывает на то, что Ирод захватил Иерусалим в 36 году до н. э.

Иосиф утверждает, что Ирод умер, «процарствовав тридцать четыре года после умерщвления Антигона и тридцать семь лет после провозглашения своего царем со стороны римлян». Это может указывать на то, что дата его смерти — 2 год до н. э. или начало 1 года до н. э.

Историки также обращают внимание на то, что для описанных событий недостаточно 29 дней между частичным затмением 4 года до н. э

и последующей Пасхой, потребовалось бы как минимум 10 недель. Но 10 января 1 года до н. э., за 12,5 недель до Пасхи, произошло полное лунное затмение, которое наблюдалось в Иудее .

Могила

— Флавий Иосиф

7 мая 2007 года группа археологов во главе с профессором Эхудом Нецером из Еврейского университета Иерусалима объявила, что они обнаружили гробницу Ирода на вершине Иродиона , в десятке километров к югу от Иерусалима . Раскопки были предприняты в 1950 году группой францисканских монахов, а затем возобновлены в 1972 году израильскими археологами под руководством Эхуда Нетцера .

В феврале 2013 года выставка в Музее Израиля показывает саркофаг, отсюда и первое противоречие: Иродион находится на Западном берегу. Другое противоречие, немного позднее, касается подлинности памятника, размеры и характеристики которого, похоже, не соответствуют ни вкусу Ирода к величию, ни его архитектурному чутью.

Когда кровь дешевле золота

Но население Иудеи не доверяло Ироду и презирало как чужака. Тот действует решительно: изгоняет свою жену Дорис с трехлетним сыном Антипатром и сочетается браком с хасмонейской принцессой Мирьям, внучкой Гиркана II Иоханана. Этот союз давал Ироду формальное право на власть. Поражает то, что именно в Мирьям позже Ирод увидит политическую противницу, которая, по его мнению, угрожала его власти – как и теща Александра и младший брат Мирьям, Аристовул.

Для полного контроля в Иудее Ирод казнит 45 членов синедриона, сторонников династии Хасмонеев, удовлетворив наконец давнее желание мести. Это подорвало силу синедриона, который превратился в обычный религиозный суд и потерял влияние на законодательство страны. Он отменил и наследственность первосвященства, а право назначать и увольнять первосвященников оставил за собой.

Ирод И Великийвідкриті джерела

Кроме того, Палестина стояла на международных торговых путях, Ирод собирал пошлину с купцов, арендовал у императора медные прииски на Кипре, брал на откуп собирание податей для Рима с выгодой для себя.

С одной стороны, Иудея процветала. Росло количество еврейского населения. Во времена Ирода Великого в Палестине обитало около 2,5 млн евреев, а в пределах Римского государства – около 7 млн.

Но с другой стороны… Верхний город в Иерусалиме, где обитала знать и находились резиденции царя и первосвященника, процветал за счет поборов с простого люда и благодаря храмовому налогу, который платили мужчины-иудеи всего мира. Это составляло около 1 млн сестерциев в год – такой концентрации денег не знал даже Рим того времени. И этими деньгами распоряжались всего лишь 10 тысяч жителей Верхнего города.

Иудеяhotfishing

Марк Антоний, узнав о смерти Аристовула, приказал Ироду явиться для объяснений. Уезжая, Ирод отдал распоряжение начальнику стражи казнить свою жену и тещу в случае его смерти. По свидетельству Иосифа Флавия, приказ Ирода разоблачила сама же Мирьям – за это, вернувшись из Египта, Ирод казнил начальника стражи. Мирьям возненавидела супруга.

Перед римским сенатом

С этой целью беглый тетрарх отправился в Рим. Поскольку его путь пролегал через Египет, он не упустил возможности получить аудиенцию у царицы Клеопатры, что впоследствии ему весьма пригодилось. Прибыв наконец в столицу величайшей в то время империи мира, Ирод Великий прежде всего заручился поддержкой консула Марка Антония. У него он снискал расположение, передав нежное послание от египетской царицы, с которой тот был в близких отношениях.

Далее, имея на своей стороне столь влиятельного союзника, Ирод без особого труда смог убедить сенат в том, что вина за оккупацию Галилеи целиком лежит на царе Гиркане II, своей пассивностью и бездействием позволившем врагу одержать столь лёгкую победу. Единственным же выходом из создавшейся ситуации он видит смещение нерадивого правителя и назначение его самого на вакантное место.

Сенаторы отнеслись благосклонно к его доводам, но, согласно их решению, прежде чем начать царствовать, он должен был (при их поддержке, разумеется) освободить Иудею от захватчиков. Войска ему в тот момент не дали, но щедро снабдили деньгами, на которые, прибыв в Птолемаиду (нынешний израильский город Акко), Ирод Великий собрал армию, состоявшую из наёмников, а также еврейских беженцев с оккупированных территорий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector