Царь давид

Содержание подвига

Через некоторое время началась новая война с филистимлянами. Со стороны противника на евреев выступило огромное войско, среди которого выделялся своей мощью филистимский воин Голиаф. Он ежедневно выступал из рядов своих закованных в броню соплеменников и вызывал на единоборство евреев. Исход поединка мог решить исход всей войны. Нужно отметить, что подобные поединки знакомы и позднему средневековью, их воздействие на моральное состояние войска и исход всей битвы зачастую было колоссальным. Более того, масштабных боевых действий вовсе можно было избежать, удовлетворившись результатами такого поединка как волей Божией (язычников не чужда была хотя и мрачно искаженная, но всё же вера в своих ложных богов).

Поскольку в армии Саула никто не решался ответить на вызов филистимского богатыря, Голиаф насмехался над евреями и всячески поносил их за трусость.

Саул пообещал свою дочь в жены тому, кто решится выйти на единоборство, но желающих по-прежнему не было. Как-то в войско евреев прибыл юноша Давид, чтобы проведать своих братьев, служивших под началом сауловых воевод. Он увидел Голиафа, услышал его насмешки и издевательства над евреями, возгорелся духом и решил принять вызов. Саул предложил юному смельчаку доспехи и меч, однако Давид отказался от оружия.

Бой: как и чем безоружный пророк поразил великана

Выйдя против великана Голиафа, закованного в медную броню, вооруженного тяжелейшим копьем и мечом, юноша Давид не взял никакого оружия, кроме пращи, при помощи которой он поражал волков, охотившихся на овец. Увидев это, Голиаф закричал:

Давид вложил камень в пращу, раскрутил ее над головой и так метко метнул свой снаряд, что он поразил Голиафа прямо в лоб.

Гигант рухнул бездыханный. Давид тут же подбежал к поверженному врагу и отсек ему голову его же мечом. Гибель Голиафа решила исход противостояния: филистимляне ударились в бегство.

Успех Давида был не просто победой в стычке двух противников в военном конфликте. Подвиг помазанного на царство пастыря предрешил развитие истории еврейского, и не только еврейского народов, на столетия и тысячелетия вперед, ибо имел не только военный, но и глубокий духовный смысл.

Об убитом гиганте

Интересный фактГолиаф был филистимлянином, уроженцем города Геф. В Библии сказано, что росту он был шести локтей с пядью, то есть немногим менее 3 метров. Его доспех весил порядка 5000 сиклей, то есть 57 килограммов (1 сикль соответствует 11,4 грамма). Библейская традиция считает Голиафа рефаимом, то есть потомком великанов.

Последствия победы в битве

Искусный в воинском деле, Голиаф был воплощением мощи и гордости народа филистимлян, жестоких завоевателей и язычников.

Против этого гиганта и силача выходит неприметный юноша, вооруженный лишь верой в Господа и пастушеской пращей. Его победа над Голиафом положила конец нападениям филистимлян и стала началом самого блестящего периода древнего еврейского государства. Сам же Давид не только положил начало династии царей Израиля, из его потомков выйдет Мессия Иисус Христос.

Иконография: Давид, пророк, царь. Датировки: XVI в. Вторая половина XVI в. 1560-е. Происхождение: из иконостаса собора Рождества Богоматери Антониева монастыря. Материал: дерево, темпера. Материал оклада: серебро. Размеры иконы: высота 78,2 см, ширина 61,3 см. Поясное изображение пророка Давида со свитком в руке. НГОМЗ 2759. Новгородский государственный объединенный музей-заповедник

Саул действительно выдал замуж за Давида свою младшую дочь, Мелхолу, влюбленную в народного героя. Впрочем, намерением Саула было погубить Давида через неё. Впоследствии она поможет Саулу бежать от подосланных Саулом убийц, будет вторично выдана замуж отцом, а по возвращении законному мужу Давиду останется бездетной.

В то же время, Божие благословение и заслуженная любовь народа и породили в отверженном Сауле ревность и страх потерять власть. Началась долгая череда скорбей для гонимого пророка Давида, молитвенные воздыхания которого человечество услышит из богодухновенной Псалтыри.

Грехопадение святого царя

Но если скорби и гонения оказываются бессильными сломить дух праведника, то впоследствии против него могут начать борьбу роскошь и удовольствия. Царь был пленен красотой замужней женщины и не захотел бороться против греховного желания. То была Вирсавия, жена Урии — одного из воевод.

Давид совершил два тяжких греха — прелюбодеяние и убийство. Он взял себе Вирсавию, а Урию послал на смерть в опасную точку на поле боя, где тот погиб. Возможно, если бы не случилось этой победы дьявола над избранником Божьим, жизнь правителя и его народа могла бы пойти по совершенно другому пути.

Господь через пророка Нафана обличил грехи царя. И хотя тот раскаялся в содеянном, но впоследствии понес тяжкие наказания от Бога.

Важно. В раскаянии Давид сочинил пятидесятый псалом, который позднее станет одной из покаянных молитв христиан

Наказания за грех

Начались бедствия для царя и народа. Сначала произошла распря между двумя сыновьями царя от разных жен — Амноном и Авессаломом. Авессалом подло убил Амнона и бежал. Но через несколько лет отец простил его. Авессалом не оценил великодушия отца и начал возбуждать против него восстания в народе.

Давид снова, как в годы юности, вынужден был покинуть столицу. Сопровождали его не только сочувствующие, но и враги — они поносили его.

Началась гражданская война. Вокруг законного правителя объединилась верная ему часть народа. Давид особенно беспокоился о том, как бы не был убит Авессалом в сражении, но вопреки его приказам, один из воевод убил Авессалома. Скорбь святого не знала границ.

Гнев Божий был также излит в виде голода и моровых язв для народа. Правитель все принял со смирением.

Мирное окончание царствования Давида

Последние годы правления святого царя прошли в благоденствии и мире. Царь приготовлял для своего наследника материалы для строительства Храма. От Вирсавии родился новый сын Соломон, и именно его Господь избрал в качестве будущего царя. Соломон был помазан на царство еще при жизни отца. Правление святого царя продолжалось сорок лет, и умер он в мире и старости.

Интересно. По одной из версий, гробница царя Давида находится на Сионской горе. На той же горе расположено место, в котором прошла Тайная Вечеря.

Блажен муж

По слову богодухновенного святителя Игнатия Брянчанинова, Давид имел все земные утешения — богатство, силу, славу, красоту, жен и детей, но ни в одном из них не признал блаженства. Человеческое блаженство было найдено им в послушании Воле Божьей и хранении себя от грехов: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых…»

Важно! Этому святому молятся о даре покаяния, о защите Отечества от врагов, о милости от правителей, о православном воинстве, о помощи в плотских искушениях.

Посмотрите видео о царе Давиде

Историчность Давида

Стела из Тель-Дан. Фрагмент «бйтдвд» (дом Давида) выделен белым

Историчность царя Давида, так же как и историчность единого Израильского царства, является предметом дискуссии историков и археологов. Долгое время считалось, что хотя отсутствуют прямые свидетельства существования Давида и единого Израильского царства, и многие детали библейского рассказа о Давиде носят характер легенды, история прихода Давида к власти хорошо соотносится с археологической действительностью. В частности, к завоеваниям Давида относили археологические свидетельства уничтожения бывших филистимских и ханаанских городов, а к постройкам его сына Соломона относили обнаруженные в нескольких местах Израиля остатки монументальных городских ворот и дворцов, построенных в течение короткого периода.

Сложившаяся в 80-х годах школа библейского минимализма (англ. Biblical Minimalism), напротив, рассматривает все библейское повествование, в том числе и историю Давида, Соломона и единой израильской монархии, как идеологическую конструкцию, созданную в Иерусалиме в жреческих кругах во времена Ездры и Неемии (VI век до н. э.) или даже позже. С точки зрения представителей этой школы, Давид — «не более историческая фигура, чем король Артур».

Исраэль Финкельштейн, глава кафедры археологии Израиля Тель-Авивского университета, представитель так называемого подхода «низкой хронологии» (сдвигающего датировку слоев и артефактов, традиционно относящихся к XI—X векам до н. э., примерно на век позже), считает Давида и Соломона реально существовавшими царями, в то время как единое Израильское царство он считает не существовавшим. Другой профессор археологии Тель-Авивского университета, Зеэв Херцог, считает Давида и Соломона главами племенных княжеств, контролировавших небольшие районы: Давид — в Хевроне, Соломон — в Иерусалиме.

Одним из аргументов в пользу существования Давида является надпись на стеле из Тель-Дан IX—VIII века до н. э. (период Северного Израильского царства).
Стела с надписью на арамейском языке поставлена в городе Дан одним из царей Арама, возможно, Азаилом в честь победы над царем Израиля. В тексте стелы из Тель-Дана упоминается дом (династия) Давида; она рассматривается некоторыми археологами как доказательство историчности царя Давида. Помимо стелы из Тель-Дан, в настоящее время известны ещё две надписи, трактующиеся как древнейшие упоминания царя Давида, но их трактовка вызывает многочисленные возражения. Как дополнительное свидетельство существования единого царства Израиля во времена царя Давида рассматриваются раскопки еврейского города в Хирбет-Кияфа (англ. Khirbet Qeiyafa)
.

Ковчег Завета

Мечтой Давида было вернуть Ковчег Завета. Эту святыню похитили филистимляне, но вскоре суровая кара постигла тех, кто прикасался к ней. Поэтому филистимляне захотели вернуть Ковчег обратно в Израиль. Таким образом, сбылось желание Давида. Согласно Библии, царь так обрадовался, увидев, что Ковчег вносят обратно в Израиль, что плясал от радости в одной льняной одежде перед всеми людьми, забыв про свое звание.

За это супруга царя упрекнула его, сказав, что царю не подобает так себя вести. По преданию она была наказана за это тем, что не смогла больше иметь детей.

Царь поместил Ковчег Завет на святой горе Сион. При царствовании Давида Иудея и Израиль снова объединились. Давид отменил человеческие жертвоприношения, служения идолам. Богослужения стали более музыкальными, ведь царь сам сочинял псалмы.

Царь очень хотел построить для Ковчега храм, но его желание
смог осуществить только его сын. Господь не допустил его до строительства
храма, потому что царь пролил много крови.

Литература

  • // Православная Богословская Энциклопедия. — СПб.: Приложение к духовному журналу «Странник», 1903. — Т. IV.
  • А. П. Лопухин. Давид, царь израильский // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • — статья из
  • Давид — статья из Большой советской энциклопедии. 
  • Никольский Н. М. Царь Давид и псалмы. — СПб.: Типография Ю. Н. Эрлих, 1908.
  • Житие праведного царя Давида // Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского : 12 кн., 2 кн. доп. — М.: Моск. Синод. тип., 1903—1916. — Т. IV: Декабрь, День 26.
  • Легенды и сказки о библейских царях Давиде и Соломоне. . Перевод с английского А. С. Рапопорт. М., Муравей, 2000.
  • Пински, Роберт. Жизнь Давида. — M.: Текст, 2008. — 336 с. — ISBN 978-5-235-03461-7.
  •  (англ.)

Смерть Давида

Давид бежал за Иордан, Авессалом начал преследовать отца. Произошло сражение, после которого Давид смог вернуть себе трон. Но тут началось восстание Савея, которое царь смог усмирить. Затем второй сын царя хотел занять трон. Но Давида уговорили, чтобы он отдал преемство Соломону.

Соломон стал царем. Давид скончался в возрасте семидесяти лет. Он смог раскаяться в своих грехах перед смертью. Результатом его покаяния стал псалом 50, который часто читается в церкви на Богослужениях. В нем чувствуется великая сила покаяния грешника, обращающегося к Богу и просящего отпущения грехов. По преданию на месте захоронения Давида в Иерусалиме происходила позже Тайная Вечеря. Так переплелись Ветхий и Новый Завет.

Жития святых — Святой царь и пророк Давид

Внутренняя политика

Прежде чем стать правителем, Давид, следуя жестокому обычаю, избавился от потомков царя Саула. Затем полководец пошел войной на иевусеев, захватив город Иерусалим. Завоеванный Иерусалим стал столицей княжества и по совместительству — сакральным иудейским центром, куда был перенесен Ковчег Завета, сделавший главный город сосредоточением национального культа.

Плачущий Давид

К слову, Ковчег Завета – это величайшая святыня еврейского народа, которая расположилась в шатре, охраняемом священниками. Первоначально Давид хотел построить для алтаря храм, но не смог этого сделать, так как его руки были испачканы кровью врагов. Поэтому строительством церкви занялся его отпрыск Соломон.

Давид, отвергавший человеческие жертвоприношения, провел религиозную реформу и стал автором экзальтированных псалмов. Богослужения приобрели мелодичный характер, ибо Давид не забыл свое увлечение игрой на струнном инструменте.

Царь Давид

Царь подчинил духовную жизнь светской, а священники стали подчиняться первосвященникам. Также Давид отметился как блестящий полководец: побежденные народы выплачивали владельцу престола дань, поэтому монарх организовал казну и учредил отряд государственных телохранителей.

Известно, что Давид начал укреплять свое государство, следуя египетскому образцу, а царским имуществом управляли чиновники. Вдобавок ко всему, Давид занимался переписью населения, но по воле Господа так и не завершил начатое.

Годы гонений

С того момента началось открытое преследование избранника. В израильских городах под страхом смертной казни запрещено было принимать его. Мелхола была выдана за другого. Бог послал извещение избраннику через пророка Гада, и тот укрылся в гористой местности вблизи Вифлеема. К нему стали присоединяться другие люди, обиженные правителем. Вскоре собрался небольшой отряд воинов.

Царь со своим войском продолжал преследовать его. Случилось так, что Саул зашел в ту самую пещеру, в которой скрывался Давид. У избранника была возможность убить своего гонителя, но он только отрезал край его мантии. Когда господин вышел из пещеры, Давид показал ему кусок ткани в доказательство того, что он не воспользовался возможностью убийства. Юноша просил примирения и заверял, что в его замыслах зла нет. Сначала это произвело впечатление на гонителя, и тот временно оставил святого в покое.

Мирное настроение длилось недолго. Через некоторое время он опять двинулся во главе войска против помазанника.

И снова произошел подобный случай — Давиду удалось незамеченным проникнуть в шатер, где Саул спал, и взять его копье. Затем он вышел и издали показал копье. Это благородство снова впечатлило гонителя, и он ушел.

Жена ближнего

Библейские тексты рассказывают, что Вирсавия была необыкновенно красивой женщиной. В юности она вышла замуж за Урию, славного воина, служившего в войсках царя Израиля, Давида. Как гласит предание, однажды правитель прогуливался мимо купален, где заметил Вирсавию. В тот момент она как раз совершала омовение. Ослепительная красота женщины воспламенила сердце Давида. Он не отличался легкомысленным нравом, но здесь устоять не мог.

Когда царю сообщили, что он видел жену Урии (то есть замужнюю женщину), Давида известие ничуть не смутило. Он желал, чтобы Вирсавия принадлежала только ему. Правитель отправил к женщине своих людей, которые привели избранницу царя во дворец. В Библии отмечается:

Виллем Дрост «Вирсавия», 1654 годМестонахождение: Лувр, Париж, Франция

Дети

Раздор случился среди любимых сыновей Давида от разных жен – Амнона и Авессалома. Амнон совершил насилие над сестрой Авессалома, Фамарью. За это Авессалом убил брата, затем убежал, опасаясь отца.

Прошло немного времени, и «отрок Авессалом», как любовно называл его отец, пошел еще дальше: посягнул на отцовский престол. В том же Хевроне, где когда-то избрали на царство Давида –теперь провозгласили царем его сына. Смысл Божия наказания был слишком очевиден. Давид, видя совершающийся суд Божий, оставил царство и ушел из Иерусалима – без царских одежд, босой, он шел и плакал о своем согрешении, о потере Авессалома, ставшего врагом. Наказание Божие Давид готов был нести до конца.

Но за Иорданом сторонники царя-изгнанника едва ли не понудили его начать борьбу с сыном. И тогда просил их Давид сохранить жизнь «отроку Авессалому». Но Авессалом был убит. Царство вернулось к Давиду, но с какими потерями… Давид больше не хотел ни власти, ни удовольствий, не гордился своими действительно славными победами. Его последнее в жизни дело стало духовным.

Псалтырь

Давид оставит после себя другой памятник, нерукотворный, свои бессмертные псалмы. За проникновенные стихи и молитвы, написанные по вдохновению свыше, Давида, позже и причислят к пророкам, и именно с его именем в Библии на века будет связана самая поэтическая книга, книга хвалений — Псалтырь.

Псалтырь — это задушевный разговор человека с Богом, обращение к творцу небесному, в самых разных обстоятельствах земной жизни. Из глубины отчаяния и с благодарственной хвалой, в скорби и радости, в скитаниях и благоденствии. Поэтому Псалтырь и стала универсальной молитвой на долгие века, строки из нее и сегодня звучат в православных церквях, на каждом богослужении.

В Бога вдохновенных Псалмах Давида записаны подробные пророчества о мессии и искупителе человечества — Христе и о его царстве. Однако, многие современные ученые сомневаются, в том, что чистые возвышенные молитвы могли принадлежать перво-израильскому царю, по обычаям того времени — человека жестокого, беспощадного.

За 40 лет правления Давиду удается расширить израильское царство до границ, когда-то обетованных Богом, от Египта до Ливана и от Египта до Евфрата, до Средиземного моря.

Старость и смерть царя Давида.

В старости Давид был прикован к постели. Он постоянно чувствовал холод и никак не мог согреться. Свой трон он завещал Соломону, сыну от Вирсавии. Адония, старший сын Давида, объявил себя царем. Однако в ответ на это Давид публично помазал на царство Соломона. Опасаясь возмездия, Адония бежал к жертвеннику в Иерусалиме, однако Соломон его помиловал. Давид умер в возрасте 70 лет после 40 лет правления. На смертном одре Давид наставляет Соломона ходить путями Бога и отомстить врагам.

Похоронен царь Давид был на горе Сион. Согласно Новому Завету, именно на этом месте проходила Тайная вечеря.

Семья царя Давида

Первая книга Царств рассказывает о семье царя Давида. Он был младшим из восьми сыновей Иессея из Вифлеема (в Первой книге Паралипоменон – младший из семи сыновей). Его мать не называется по имени ни в одной книге Библии, но Талмуд определяет ее как Ницевет, дочь Адаэля. В книге Руфь просматривается его родословная до моавитянки Руфи.

Жены царя Давида.

У царя Давида было множество жен. Посредством брака Давид укреплял свои отношения с различными политическими и национальными группами. Весьма вероятно, что у него было 8 жен:

  • Михаль, вторая дочь царя Саула;
  • Вирсавия, изначально жена одного из военачальников Давида6
  • Ахиноама;
  • Авигея Кармилитянка, ранее жена Навала;
  • Маахи, дочь Фалмая, царя Гессурского;
  • Аггифа;
  • Авитала;
  • Эгла.

Дети царя Давида.

У Давида было множество сыновей и дочерей от жен и наложниц. В Хевроне у Давида было шесть сыновей: Амнон от Ахиноамы; Даниил, Абигел, Авессалом от Маахи; Адоний от Аггифы; Сафатия от Авиталы; Иефераам от Эглы. От любимой жены Вирсавии –  Шима, Шовав, Нафан и Соломон. Сыновья Давида, родившиеся в Иерусалиме – Евеар, Елисуа, Елифалеф, Нафек, Иафиа, Елисам и Элиада. Иеримоф, который не упоминается ни в одной из родословных, также упомянут как сын Давида во Второй книге Паралипоменон.

Родословие царя Давида

Фигура Давида в Христианстве

Концепция Мессии — главная в христианстве. Первым земным царем, правящим по божественному назначению («помазанником») был царь Давида. История Давида является предысторией к понятию Мессианства в раннем христианстве. Так Давид в качестве лидера и царя  был посредником между Богом и народом. В ранней Церкви считали, что жизнь Давида предвещала жизнь Христа: они родились в одном месте, Давид был пастухом, что указывает на Христа.

Память Давида.

В Римско-католической церкви и лютеранской церкви память Давида празднуют 29 декабря. В Восточной Православной Церкви отмечают День Святого праведного пророка и царя Давида в воскресенье святых Праотцев (за два воскресенья перед великим праздником Рождества Христова). Память Давида также отмечают в воскресенье после Рождества Христова, вместе с Иосифом и Иаковом, братом Господа.

Икос 8

Весь исполнен бысть Духа Святаго пророк
Нафан, егда пришедщи в чертоги твоя, во гресех твоих тя
обличил есть. Ты же, богодуховным его словесам внимая,
горькими слезами твоими оплакал еси злыя деяния твоя,
вопия: “Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей и по
множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое”. Господь,
видя велие и совершенное покаяние твое, прости тя и дары
благодати Своея паки ти возврати. Мы же, Господа нашего,
дивнаго в милосердии Своем, славословим и тебе таковыя
похвалы восписуем:

Радуйся, богоугодному покаянию нас
премудро научающий.

Радуйся, от пристрастий греховных нас
исцеляющий.

Радуйся, от похотей и страстей плотских
нас отвращающий.

Радуйся, в вере и благочестии нас
утверждающий.

Радуйся, кающихся грешников со Христом
примиряющий.

Радуйся, приходящих к тебе от рабства
диаволу свобождающий.

Радуйся, дух любви к ближним в сердцах
наших воскрешающий.

Радуйся, милосердие Божие к нам
приклоняющий.

Радуйся, святе Давиде, богоизбранный
Царю и всеславный пророче.

Три страны отказались поддержать первую экспедицию Колумба

Почти десять лет Колумб обивал пороги европейских монархов в надежде на то, что те профинансируют поиски западного морского пути в Азию. Вопреки мифам, первой целью мореплавателя была Япония, плыть к берегам которой он решил через Канарские острова, а уже следующими целями были Китай и Индия. Португалия, Англия и Франция отвечали коротко и ясно — денег нет, но вы держитесь. Многие специалисты пытались переубедить Колумба, мол, в его расчетах есть ошибки и что путешествие займет гораздо больше времени, чем тот планировал.

Испанские королевские советники тоже были настроены скептически, о чем доложили королю Фердинанду и королеве Изабелле. Испания уже готова была отказать Колумбу, но вдруг Изабелла поверила в его авантюру и уговорила своего мужа спонсировать мореплавателя. Оказывается, скептики были правы. Колумб резко недооценил размеры Земли и площадь океанов.

Иисус в центре

У Давида было желание принести Ковчег в Иерусалим. А для нас, главное, вернуть Иисуса в центр внимания Церкви.

Но разве в церквях не проповедуется об Иисусе?

Все используют Иисуса, но фокус не у всех обращен на Иисуса. К примеру, после Своего Воскресения Иисус шел со Своими учениками в место, под названием Эммаус. И ученики Иисуса не узнали, что это Он, потому что глаза их были удержаны. Иисус шел вместе с учениками, и они были обескуражены, они были в унынии.

(Лук. 24:13) Иисус спросил их: отчего вы печальны?

Они ответили: мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля.

Они были верующими? Да. Верили они в Иисуса? Да.

Но заметьте, Иисус для них вопрос второстепенный. В центре их внимания был Израиль.

Некоторые говорят: «Иисус!». Но при этом разочарованы. Почему?

«Мой сын не показал хороший результат на экзамене, а я-то думал, что Иисус даст успех моему сыну. Я не получил чего хотел, почему?».

Господь такой любящий, такой добрый. Когда люди приходят в церковь, Он позволяет, чтобы Его использовали. Он предоставляет Свою силу и говорит: «Берите, берите еще». Господь хочет, чтобы вы использовали Его мудрость, когда вы в замешательстве. Он хочет, чтобы вы использовали Его здоровье, когда больны. Он хочет, чтобы вы взяли Его изобилие, когда вам нужно обеспечение.

По мере нашего роста наступает время, когда то, чего мы хотим, уже не стоит в центре нашей жизни. Больше уже не успех моего ребенка, не мой карьерный успех. В центре моей жизни — Иисус.

Когда Царь Давид умер, чтобы быть с Господом, новым царем стал его молодой сын Соломон. Соломон пошёл в Говаон. Там находилась скиния и была минора, стол с хлебами предложения и жертвенник для приношения курений. Все это было там, но не хватало самого главного — Ковчега Завета.

Битва с Голиафом

Фото: Pixabay.com

Летописи указывают, что Голиаф был воином громадного роста и вышел на сражение, одетый в броню. Голову его защищал железный шлем, а в руках он держал копье. У Давида вообще не было никаких доспехов, а его оружием была обычная праща. Наблюдавшим за поединком людям, казалось, что итог битвы уже предрешен. Однако Господь не оставил своей помощью Давида, а посланный юношей из пращи камень попал точно в лоб Голиафу и сразил его.

С тех пор Давид одержал еще множество побед и мудро правил своим народом.  Умер он после сорока лет царствования и был похоронен в Иерусалиме. В православии образ Давида стал примером царя, олицетворяющего величие своего народа и символом непоколебимой веры в Господа.

Иконография

На иконах царь и пророк Давид пишется в царских одеждах и венце. В руке его свиток со словами псалма. Особенно часто пишутся на свитках пророчества из Псалтири, касающиеся Рождения Мессии и Родившей Его Матери. Ведь Богородица происходит из рода Давида: «Слыши, Дщи, и виждь… и забуди дом отца Твоего…», «Воскресни, Господи, в покой Твой, Ты и кивот Святыни Твоея…»

«Помяни, Господи, Давида, и всю кротость его…» Это слова псалмопевца, повторяемые верующими и сейчас. Они как бы говорят: мы грешны, Господи, но вот жил среди нас святой – сохранивший любовь к людям и к Богу, не смотря на все искушения. И мы тоже падаем, но встаем, грешим, но остаемся детьми Господними. И раз живут среди нас праведники, значит – есть надежда, есть покаяние.

Наталья Сазонова

Новый царь

После смерти гонителя помазанник стал правителем одной из частей Израильского государства. Остальной территорией правил сын прежнего господина Иевосфей. Продолжалось это недолго. Собственные телохранители предали и убили Иевосфея. Они пришли к Давиду, рассчитывая на награду. Но тот в очередной раз восскорбел о гибели своего соперника и приказал казнить предателей.

После этого помазанник был поставлен правителем над всем Израилем. Столицей нового государства стала одна из крепостей, которую назвали Иерусалимом. Сюда был перенесен Ковчег Завета. Новый царь планировал построить здесь Храм Божий, но через пророка получил извещение о том, что это дело будет доверено его преемнику.

Наступил период справедливого царствования.

Даже после смерти Колумб продолжил пересекать Атлантику

После смерти в 1506 году Колумб был похоронен в Вальядолиде, Испания, а затем его останки переехали в Севилью. По просьбе родственников тела Колумба и его сына Диего были отправлены через Атлантический океан в Эспаньолу и захоронены в соборе Санто-Доминго. Когда в 1795 году французы захватили остров, испанцы выкопали останки исследователя и перевезли их на Кубу, а затем вернули опять в Севилью. Ко всеобщему удивлению в 1877 году в соборе Санто-Доминго исследователи обнаружили ящик с человеческими останками.

Испанцы эксгумировали не то тело? Тестирование ДНК в 2006 году показало, что по крайней мере некоторые из останков в Севилье принадлежат Колумбу. Доминиканская Республика отказалась провести испытания других останков из собора Санто-Доминго. Вполне возможно, что разные части Колумба находятся как в Новом, так и в Старом Свете.

Начало правления

Давид не обрадовался известию о кончине своего преследователя, а наоборот, залился горькими слезами. Далее он прибыл на родину, в Хеврон, где был провозглашен потомками Иуды иудейским царем.

Царь Давид

Следовательно, произошло отделение Иудеи от Израиля (преемником Саула стал единственный выживший сын Иевосфей), в результате чего началась двухлетняя междоусобная война.

Друг против друга выступили два войска, и соратники Давида вышли победителями из этой кровавой битвы, но, по слухам, исход дела решило предательство, ибо два враждующих военачальника были убиты. В конечном итоге Давид был избран старейшинами царем над всем Израилем, позже объединившим два государства.

Поединок с Голиафом

В то время началась очередная война с филистимским народом. Правитель выступил против них во главе войска. Филистимляне предложили потягаться силами и выставили чудовищного великана Голиафа. Никто из израильских воинов не нашел в себе достаточно храбрости, чтобы выйти против него. Голиаф становился все высокомернее и громко ругался на израильтян. Так продолжалось сорок дней.

Интересно. Рост Голиафа составлял почти три метра.

В израильском войске были все сыновья Иессея, кроме Давида. Отец послал его принести братьям пищу. В этот момент он увидел нагло ведущего себя Голиафа и внутренне возмутился. Отрок попросил у царя разрешения выступить против вражеского великана. Правитель согласился. Сначала юношу облекли в воинские доспехи, но он снял их, надел свою обычную пастушескую одежду и взял пращу.

Когда Давид выступил на поединок, Господь такую меткость и силу вложил в его руки, что Голиаф намертво был сражен камнем, пущенным из пращи. Шокированные филистимские воины бежали с поля боя.


Праведный Давид Псалмопевец

Лунное затмение однажды спасло Колумба

В феврале 1504 года Колумб застрял на Ямайке: от него ушла добрая половина команды, а аборигены не хотели делиться с ним едой. Колумба спасли те самые небеса, на которые он все время полагался для навигации. Зная из своего журнала, что 29 февраля 1504 года надвигается лунное затмение, Колумб предупредил аборигенов, что его бог весьма расстроен тем, как с мореплавателем обращаются. В назначенную ночь ореол вокруг Луны сделался красным, и перепуганные островитяне стали умолять Колумба просить своего бога о пощаде.

Колумб объявляет открытую землю собственностью испанского короля. Иллюстрация 1893 года.

Сражение Давида с Голиафом

В то время была война израильтян с филистимлянами. Братья Давида воевали на стороне израильтян. Давид отпросился у царя пойти навестить братьев.

Юноша оказался на поле боя в самую ответственную минуту. Филистимлянин по имени Голиаф – огромного роста и недюжинной силы человек – объявил поединок израильтянам. Один из воинов должен был сразиться с ним. Если победит израильтянин, то филистимляне станут навсегда рабами израильтян, и наоборот.

Все знали о фантастической силе Голиафа и поэтому медлили вступить с ним в борьбу. Никто не отважился на это. И вдруг все услышали голос юного Давида. Удивлению всех не было предела: ведь он еще совсем мало было обучен борьбе и воинскому искусству. Но они не знали, что Дух Божий пребывал на нем и благословлял на всякое дело.

Смело, словно на льва и медведя, выступил Давид против силача. При этом в руках у него не было никакого оружия. Голиаф засмеялся, увидев своего соперника. Он сказал: «или я собака, что ты вышел против меня с пращой?!» Праща – это прообраз рогатки. Туда клался камень, оттягивался и летел в нужном направлении.

Острый камень угодил великану прямо в глаз. Он закричал и упал, тогда Давид не растерялся, подбежал, выхватил меч Голиафа и отсек им голову ему.

Все были в шоке. Филистимлянам пришлось бежать, они же не хотели стать рабами израильтян.

Воцарение Давида

Но помазанник не имел полного доверия к обещаниям своего гонителя. Он переселился в филистимский город Секелаг. Как раз началась очередная война между филистимским и израильским народами. Давид вынужден был исполнить свой воинский долг и со своим отрядом пойти против своего родного народа.

Но, Промыслом Божиим, филистимские военачальники потеряли к нему доверие и отправили обратно в Секелаг. К тому моменту город как раз был разорен амаликитянами. Военачальник догнал их, наказал и вернул пленных обратно.

Тем временем шли сражения между Израилем и филистимлянами. Саул потерпел поражение, попал в окружение филистимских лучников и был тяжело ранен. Не желая попадать в руки ненавистного врага и отчаявшись, он покончил самоубийством. Он приказал амаликитянину убить его мечом.

Важно. Это один из трех случаев самоубийств, которые имеют место в Библии (два других — самоубийства Иуды и богатыря Самсона)

В той войне погиб и Ионафан. Амаликитянин с радостью отправился к Давиду, надеясь получить награду. Но реакция помазанника была прямо противоположной — он восскорбел о своем обидчике и приказал казнить вестника.


Памятник царю Давиду в Иерусалиме

Давид, прообраз Христа

Давид (ивр. ‏דָּוִד‏‎ — «возлюбленный») — второй царь народа Израиля после Саула, младший сын Иессея (Ишая) из Вифлеема (Бет-Лехема).

По Библии (3 Цар. 2:11), царствовал сорок лет: семь лет и шесть месяцев был царём Иудеи (со столицей в Хевроне), затем 33 года — царём объединённого царства Израиля и Иудеи (со столицей в Иерусалиме). Даты правления по традиционной еврейской хронологии ок. 876—836 год до н. э..

Образ Давида представляет собой образ идеального властителя.

Согласно библейским пророчествам, из рода Давида (по мужской линии) должен произойти Мессия (ивр. Машиах).

Ни один персонаж Библии не может быть совершенным прообразом Христа. У всех людей есть недостатки; Христос же «не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его».

Несмотря на все несовершенство жизни Давида, пророки говорят об Иисусе как об их царе Давиде.

  • Иеремия сказал: «Но будут служить Господу, Богу своему, и Давиду, царю своему, которого Я восстановлю им.» (Иер. 30:9).
  • Иезекииль сказал: «И поставлю над ними одного пастыря, который будет пасти их, раба Моего Давида; он будет пасти их и он будет у них пастырем.»
  • И еще он сказал: «А раб Мой Давид будет Царем над ними и Пастырем всех их…» (Иез. 34:23; 37:24).

К тому времени, как начал пророчествовать Иеремия, Давид был уже мертв. Когда пророчествовал Иезекииль, Давида не было уже около 400 лет. Эти и другие пророчества могли использовать Давида только в качестве образа.

Так как эти отрывки указывают на Христа, это значит, что Давид был прообразом Христа. Поэтому давайте рассмотрим сопоставление Давида и Христа.

Имя

Имя Давид означает «возлюбленный». Давид был мужем по сердцу Господа.

И если это имя в своем значении «возлюбленный» по праву принадлежало Давиду, насколько больше оно применимо к Иисусу, Сыну Божьему.

Иисус сошел с небес не для исполнения Своей воли, но воли Отца.

Родители

И Давид, и Иисус происходили от простых родителей.

Давид был сыном Иессея из Вифлеема. Иисус родился в Вифлееме у простых родителей. Мария, Его мать, была простой девушкой, а Иосиф был плотником.

Пастух

Давид был пастухом, и он подвергал свою жизнь опасностям ради овец.

1 Цар. 16:11; 17:31-36,49

Иисус — наш добрый пастырь, и Он положил жизнь за Своих овец.

  • Иоан. 10:11,27-29
  • Ис. 53:6
  • 2 Кор. 5:21
  • 1 Пет. 2:23-25

Спаситель

Давид был помазан Самуилом на царствование над Израилем на сорок лет.

  • 1 Цар. 16:13
  • 2 Цар. 5:4
  • 3 Цар. 2:11

Давид царствовал и покорил врагов Израиля, а следовательно, спас народ.

2 Цар. 3:18

Иисус был помазан Святым Духом Царем над народом Божьим до скончания мира.

  • Мат. 3:16,17; 16:18,19; 28:20
  • Деян. 10:38
  • Кол. 1:13,14

Иисус воскрес из мертвых, чтобы воссесть на престоле Давидовом и царствовать, но не над плотским Израилем, а над Израилем духовным, церковью.

  • Деян. 2:30,31
  • Лук. 1:30-33

Иисус пришел взыскать и спасти погибшее.

Лук. 19:10

Иисус царствует над церковью и будет царствовать «доколе низложит всех врагов под ноги свои. Последний же враг истребится — смерть.»

Когда Иисус придет снова, это будет окончанием Его царствования. Тогда Он не будет устанавливать новое царство, но он передаст уже существующее царство Богу Отцу:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector