Ироды, цари иудеи
Содержание:
Семейное древо
Семейное древо | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Генеалогическое древо (Хасмонеев-Иродиан) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Прием
Хронологическая реконструкция Тиле не была принята всеми учеными, равно как и работы других ученых в этой области. Тем не менее, работы Тиле и тех, кто следовал по его стопам, получили признание в более широком спектре, чем у любой сопоставимой хронологии, так что ассириолог DJ Wiseman написал: «Хронология, наиболее широко принятая сегодня, основана на тщательном исследовании Тиле». и, совсем недавно, Лесли Макфолл: «Хронология Тиле быстро становится общепризнанным мнением среди исследователей Ветхого Завета, если она еще не достигла этой точки». Хотя критика подвергалась многочисленным конкретным моментам в его хронологии, его работа получила значительную похвалу даже у тех, кто не согласен с его окончательными выводами. Тем не менее, даже ученые, разделяющие религиозные убеждения Тиле, утверждали, что в его аргументации есть слабые места, такие как необоснованные предположения и предполагаемое круговое рассуждение.
Эта цитата от критика системы Тиле демонстрирует упомянутое выше различие между дедуктивным подходом, основанным на предпосылках, и индуктивным подходом, основанным на данных, а не на априорных предположениях. Здесь Тиле критикуют за то, что он основывает свои теории на данных или свидетельствах, а не на предпосылках.
Несмотря на эту критику, методологическая трактовка Тиле остается типичной отправной точкой для научных исследований этого предмета, и его работа считается установившей дату разделения израильского царства. Это нашло независимое подтверждение в работах Дж. Ливера, Фрэнка М. Кросса и других авторов, изучающих хронологию королей Тира. Работа Тиле нашла широкое признание и использование в различных смежных научных дисциплинах. Его дата 931 г. до н.э., в сочетании с синхронности между Ровоамом и Фараон Сусакима в 1 Царств 14:25 , используется египтологов , чтобы дать абсолютные даты для Египта 22 династии , и его работа была также использована учеными в других областях , чтобы установить Ассирийские и вавилонские даты. Критика реконструкции Тиле привела к дальнейшим исследованиям, которые уточнили или даже отошли от его синтеза. Известные исследования этого типа включают работу Тэдмора и Макфолла.
Отношение ученых к библейским повествованиям об израильских монархиях с конца девятнадцатого века до середины двадцатого века было в значительной степени пренебрежительным, они относились к записям как к вымышленным и не принимали во внимание ценность царственных синхронизмов. В отличие от этого, современные ученые отношение к монархической хронологии и синхронизму в 1 и 2 королях было гораздо более позитивным после работ Тиле и тех, кто развил его тезис, изменение отношения, которому недавняя археология способствовала.
В Рождестве
В рассказе о рождении Иисуса в Евангелии от Матфея библейские волхвы идут к царю Ироду в Иерусалим, а в Евангелии от Матфея 2: 2 спрашивают его: «Где тот, кто родился Царем Иудейским?» Ирод спрашивает «первосвященников и законников», которые говорят ему в Вифлееме Иудейском.
Этот вопрос беспокоит Ирода, который считает этот титул своим, и в он спрашивает волхвов о точном времени появления Вифлеемской звезды . Ирод отправляет волхвов в Вифлеем, говоря им, чтобы они известили его, когда найдут ребенка. После того, как волхвы нашли Иисуса и преподнесли свои дары, получив во сне предупреждение не возвращаться к Ироду, они вернулись в свою страну другим путем.
Ангел является Иосифу во сне и предупреждает его, чтобы он взял Иисуса и Марию в Египет ( Матфея 2:13 ). Когда Ирод понял, что волхвы перехитрили его, он приказал убить всех мальчиков в Вифлееме и его окрестностях, которым было два года и младше. ( Матфея 2:16 )
[править] Источники
- II Цар., 11
- II Хрон., 22, 10—12
- Гориа, 11б; Wajik. r., X, 8
- II Сам., 12, 30
- II Цар., 11, 12
- Абода Зара, 44а
- II Хрон., 24, 7
- II Цар., 12, 10—17
- II Хрон., 24, 8—14
- II Хрон., 24, 17—22
- Schem. r., VIII, 3; Bemid. r., XXIII, 13
- Schir. r., I, 66; ср. Пес., 86a
- II Цар., 18—19
- II Хрон., 24, 23—25
- II Хрон., 24, 25
- II Цар., 12, 21
- II Хрон., 24, 25
- II Цар., 12, 22
- II Хрон., 24, 25
Родословная царей Израиля и Иудеи | |
Додинастический период | Авимелех |
Объединённая монархия | Саул · Иевосфей · Давид · Соломон · Ровоам |
Израиль (Северное царство) | Иеровоам I · Надав · Вааса · Ила · Замврий · Амврий · Ахав (и Иезавель) · Охозия · Иорам · Ииуй · Иоахаз · Иоас · Иеровоам II · Захария · Шалум · Менахем · Пекахия · Пеках · Осия |
Иудея (Южное царство)(Дом Давида) | Ровоам · Авия · Аса · Иосафат · Иорам · Охозия · Гофолия · Иоас · Амасия · Озия · Иоафам · Ахаз · Хизкияху · Манассия · Амон · Иосия · Иоахаз · Иоаким · Иехония · Седекия |
Династия Хасмонеев | Симон Хасмоней · Иоанн Гиркан I · Аристобул I · Александр Яннай · Саломея Александра · Гиркан II · Аристобул II · Гиркан II · Антигон II |
Династия Ирода | Антипатр Идумеянин · Ирод I Великий · Архелай · Антипа · Ирод Филипп II · Саломея I · Ирод Агриппа I · Агриппа II |
курсивом обозначены оспариваемые цари или правители не носившие царского титула |
Примечания
- Payne, J. P. Book of Judges // New Bible Dictionary / In Marshall, I. Howard; Millard, A. R.; Packer, J. I.; Wiseman, D. J. (eds.). — 3rd. — England, Leicester: Inter-Varsity Press, 1996. — P. 630—631. — ISBN 978-0-8308-1439-8.
- Kitchen, K. A. On the Reliability of the Old Testament. — Grand Rapids, Michigan: William B. Eerdmans Publishing Company, 2003. — ISBN 978-0-8028-4960-1.
- (англ.). Jewish Encyclopedia. Дата обращения: 20 марта 2020.
- Суд.
- Суд.
- (англ.). Jewish Encyclopedia.
- Суд.
- ↑ . Электронная Еврейская Энциклопедия.
- ↑ Emil G. Hirsch, Jules Oppert, etc. (англ.). Jewish Encyclopedia.
- ↑
- 1Цар.
Семейное древо [ править ]
В этом разделе не процитировать любые источники . Пожалуйста, помогите , добавив цитаты из надежных источников . Материал, не полученный от источника, может быть оспорен и . ( январь 2021 г. ) ( Узнайте, как и когда удалить этот шаблон сообщения ) |
Семейное древо | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Генеалогическое древо (Хасмонейско-Иродианское) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Эпоха разделённых царств
Иудейское царство (Йехуда) (ок. 930—587 до н. э.)
Южные земли. Столица: Иерусалим.
Имя в рус. традиции Имя в оригинале | Упоминание | Датировка правления | Комментарии | |||
---|---|---|---|---|---|---|
по Краткой еврейской энциклопедии | по Jewish Encyclopedia | по Эрлихману | ||||
1 | Ровоам, сын СоломонаРехов‘ам бен Шломо | 3Цар. — | 928—911 | 978—960 | 932—913 | |
2 | Авия, сын РовоамаАвиям бен Рехав‘ам | 3Цар. — | 911—908 | 960—958 | 913—911 | |
3 | Аса, сын АвииАса бен Авиям | 3Цар. — | 908— | 958—917 | 911—870 | |
4 | Иосафат, сын АсыЙегошафат бен Аса | 3Цар. — | 870—846 | 917— | 870— | |
5 | Иорам, сын ИосафатаЙегорам бен Йегошафат | 3Цар. ; 4Цар. | 846—843Сопр. с 851 | 892—888Сопр. с 895 | 848—Сопр. с | |
6 | Охозия, сын ИорамаАхазия бен Йегорам, погиб | 4Цар. | 843—842 | 888—887 | 841 | |
7 | Гофолия, дочь АмврияАталия бат Омри, погибла | 4Цар. — | 842—836 | 887—881 | 841—835 | Жена Иорама и мать Охозии |
8 | Иоас, сын ОхозииЙегоаш бен Ахазия, погиб | 4Цар. — | 836—798 | 881—840 | 835—796 | |
ИодайЙегояда | 4Цар. — | 836—826 | 881—871 | 835—825 | ПервосвященникРегент при Иоасе | |
9 | Амасия, сын ИоасаАмация бен Йегоаш, погиб | 4Цар. — | 798—769 | 840—811 | 796— | |
10 | Озия / Азария, сын АмасииУззияу / Азария бен Амация | 4Цар. — | 785— | 811— | 767—Сопр. с 791 | |
11 | Иоафам, сын ОзииЙотам бен Уззияу | 4Цар. — | — | 758— | 740—Сопр. с | |
12 | Ахаз, сын ИоафамаАхаз бен Йотам | 4Цар. — | 743—727 | 742—727 | 732—Сопр. с | |
— вассал Ассирии | ||||||
13 | Езекия, сын АхазаХизкияу бен Ахаз | 4Цар. — | 727— | 727—698 | 716—/ | |
14 | Манассия, сын ЕзекииМенаше бен Хизкияу | 4Цар. — | 698—Сопр. с / | 698—642 | 687/686—642/ | |
15 | Аммон, сын МанассииАммон бен Менаше, погиб | 4Цар. — | 641— | 642—640 | 642/641—/ | |
16 | Иосия, сын АммонаЙошияу бен Аммон, погиб | 4Цар. — | — | 640—609 | 640/639— | |
17 | Иоахаз, сын ИосииЙегоахаз бен Йошияу, погиб | 4Цар. — | 609 | 609 | 608 | Правил три месяца |
18 | Иоаким, сын ИосииЙегоаким бен Йошияу, погиб | 4Цар. — | 608— | 609—598 | 608— | Брат Иоахаза |
19 | Иехония, сын ИоакимаЙегояхин бен Йегоаким | 4Цар. — | 597 | 598 | 597 | Умер ок. |
20 | Седекия, сын ИосииЦедкияу бен Йошияу | 4Цар. — | —586 | 598— | 597— | Дядя Иехонии |
27 августа 586 г. до н. э. Разрушение Первого Храма | ||||||
586—539 г. до н. э. Вавилонское завоевание | ||||||
539—331 г. до н. э. Персидское завоевание |
Израильское царство (ок. 930—722 до н. э.)
Северные земли. Столица: Самария (Шомрон).
Имя в рус. традиции Имя в оригинале | Упоминание | Датировка правления | Комментарии | |||
---|---|---|---|---|---|---|
по Краткой еврейской энциклопедии | по Jewish Encyclopedia | по Эрлихману | ||||
I династия | ||||||
1 | Иеровоам I сын НаватаЙеров‘ам бен Нават | 3Цар. — | 928—907 | 977—956 | — | |
2 | Надав, сын ИеровоамаНадав бен Йеров‘ам, погиб | 3Цар. — | 907—906 | 956—955 | 910—/ | |
II династия | ||||||
3 | ВаасаБааша | 3Цар. — | 906—883 | 955—932 | 909/908—/ | |
4 | Ила, сын ВаасыЭла, погиб | 3Цар. , | 883—882 | 932—931 | 886/885—885/ | |
III династия | ||||||
5 | ЗамврийЗимри, погиб | 3Цар. — | 882 | 931 | 885/884 | Правил 7 дней |
IV династия | ||||||
ФамнийТибни, погиб | 3Цар. , | — | 931—927 | 884— | Претендент | |
6 | АмврийОмри | 3Цар. — | 882—871 | 927—920Сопр. с 931—927 | 885/884—/Сопр. с 884—881 | |
7 | Ахав, сын АмврияАхав бен Омри, погиб | 3Цар. — | 873—852 | 920—900 | 874/873— | |
8 | Охозия, сын АхаваАхазия бен Ахав, погиб | 3Цар. ; 4Цар. | 853—851 | 900—899 | 853—852 | |
9 | Иорам, сын АхаваЙегорам бен Ахав, погиб | 4Цар. — | 851—842 | 899—887 | 852—842 | Брат Охозии |
V династия | ||||||
10 | ИиуйЙегу | 4Цар. — | 842— | 887—859 | 842—814 | |
11 | Иоахаз, сын ИиуяЙегоахаз бен Йегу | 4Цар. — | 817—800 | 859—842 | 814— | |
12 | Иоас, сын ИоахазаЙегоаш бен Йегоахаз | 4Цар. — | —784 | 842—825 | 798— | |
13 | Иеровоам II, сын ИоасаЙеров‘ам бен Йегоаш | 4Цар. — | 788—747Сопр. Иоаса с | 825—799 и 788—773 | 782— | 799—788 вассал Сирии |
14 | Захария, сын ИеровоамаЗахария бен Йеров‘ам, погиб | 4Цар. — | 773— | 753— | Правил 6 месяцев | |
VI династия | ||||||
15 | СеллумШаллум, погиб | 4Цар. — | 747 | 772 | 752 | Правил один месяц |
VII династия | ||||||
16 | Манаим IМенахем бен Гади | 4Цар. — | 747—737 | 772—761 | 752— | |
17 | Факия, сын МанаимаПкахия бен Менахем, погиб | 4Цар. — | 737—735 | 761—759 | 741— | |
VIII династия | ||||||
18 | ФакейПеках, погиб | 4Цар. — | 735—732В Гилеаде с 752 | 759— и 735—730 | 740—732 | 744—735 вассал Ассирии |
Манаим IIМенахем II | 4Цар. | — | 744—735 | — | Вассал Ассирии при Тиглатпаласаре III | |
IX династия | ||||||
19 | Осия, сын ИлыХошеа бен Ила, погиб | 4Цар. — | 732— | 730—721 | 732— | Вассал Ассирии |
721 г. до н. э. Разрушение Самарии | ||||||
722—612 г. до н. э. Ассирийское завоевание |
Вожди иудейских восстаний
Против Селевкидов Сирии
Восстание Маккавеев 167—142 до н. э.
- Маттафия Хасмоней (Матитьягу)
- Иуда Маккавей, сын Маттафии
142 год до н. э. — полная независимость Иудеи от Селевкидов.
Против Рима
Восстание 66—73
- Элеазар бен Анан (в Иерусалиме 66—67), погиб
- Симон Бар-Гиора (в Геразе 66—67, в Иерусалиме 67—70), погиб
- Элеазар бар Симон (в Идумее 66—70, в Масаде 70—73), погиб
- Иоанн из Гисхалы (в Галилее 66—70), погиб
70 год — Римское завоевание Иерусалима и разрушение Второго Храма.
Восстание диаспоры 115—117
- Лука(в Кирене)
- Андреас (в Кирене; возможно тождественен Луке)
- Артемион (на Кипре)
- Варнава (на Кипре)
- Братья Юлиан и Папп, казнены в Латакии
Итог: Подавление восстаний и изгнание евреев со многих прежних областей проживания.
Восстание 132—135
- Симон Бар-Кохба «Сын звезды» (в Иерусалиме 132—135), погиб
- Элеазар из Модиина (фактически 132—134), погиб
135 год — Подавление восстания, ликвидация провинции Иудея, запрет на совершения обрядов иудаизма.
[править] Биография
Имя Иорам означает «Яхве высок».
Он был сыном Ахаба и Иезавели, братом Ахазии.
После смерти Ахазии вступил на израильский престол; царствовал в течение 12 лет, с 852 г. до н. э. по 841 г. до н. э. или с 877 г. до н. э. по 865 г. до н. э.
Будучи сыном Изебели, Иорам продолжал, вероятно, религиозную политику своей матери, хоть и не в такой мере, как она. Он даже приказал удалить Баалову маццебу, думая этим, по-видимому, снискать себе расположение современников — пророков, например Элиши, однако Элиша продолжал ненавидеть его, как потомка грешников Ахаба и Изебели.
Иорам предпринял поход против моавитян с целью наказать царя Меша за то, что тот перестал платить дань Израильскому царству. Иорам уговорил иудейского царя Иегошафата, своего родственника, с которым поддерживал дружественные сношения, помочь ему в этой войне. Объединённая еврейская армия двух царей двинулась к югу от Мёртвого моря. К своему союзу они привлекли и царя Эдома, который, вероятно, только недавно принял власть от иудейских царей, так как до этого времени Эдомом управлял начальник, или «ниццаб», נצנ, зависимый от Иерусалима. Моавитяне двинулись к границам, к вади южнее Мёртвого моря. Поход был первоначально, вероятно, удачен для коалиции царей и в частности для Иорама; однако окончательно подчинить себе Моав и наложить на него дань ему не удалось.
Возникшие вскоре после этого события в Дамаске в Сирии столкнули Иорама с новым врагом — арамейским царём Хазаелем. Последний, добившись престола путём убийства, решил прежде всего отвоевать у Израильского царства те города, которые были ему уступлены его предшественником. Полагают, что этот поход состоялся не без влияния со стороны пророков, в частности Элиши, ненавидевших династию Омридов. Хазаель прежде всего напал на Заиорданские области; Иорам поспешил к Раммот-Гилеаду, чтобы отстоять эту важную крепость. Произошла жестокая битва, в которой сам Иорам был тяжело ранен.
Возвращаясь в Изреель, чтобы залечить свою рану, Иорам поручил командование войсками своему талантливому военачальнику Иегу. Последний же провозгласил себя израильским царём. Затем, переправившись через Иордан, он помчался с частью израильского войска в Изреель. По скачке отряда, издали замеченной дворцовой стражей, царь Иорам признал неистового Иегу и послал одного гонца, а вслед за ним и другого, чтобы узнать, в чём дело, но гонцы не возвращались. Встревоженный Иорам, вместе с иудейским царём Ахазией, гостившим тогда у него, выехал навстречу Иегу. Увидев издали своего полководца, Иорам крикнул ему: «Всё ли благополучно, Иегу?» Однако Иегу ответил: «Что за благополучие, пока существуют разврат матери твоей Изебели и её бесчисленные волхвования!» Иорам хотел убежать обратно во дворец вместе со своим гостем, однако меткие стрелы Иегу сразили их обоих.
Тело Иорама Иегу приказал бросить в виноградник Набота, как бы показывая тем народу, что он — Иегу — является мстителем за невинную кровь, пролитую в этом месте отцом Иорама Ахабом.
Омри | Итобаал I | ||||||||||||||||||||||
Ахаб | Иезавель | ||||||||||||||||||||||
Охозия | Иоарам | Аталия | Иорам | ||||||||||||||||||||
Охозия | |||||||||||||||||||||||
[править] История
До царей, евреями правили суффеты.
Израильское царство было основано возведением первосвященником и пророком Самуилом Саула в царское достоинство — помазанием на царство Саула как первого Израильского царя. Правление Саула завершилось разгромом его войска филистимлянами, его сын пал в сражении, сам Саул покончил с собой, опасаясь быть взятым в плен.
Затем, царём Израиля стал Давид. Это период наивысшего территориального, политического и военного развития Израильского царства. Около 1010 г. до н. э. Давид перенёс столицу государства в Иерусалим.
Соломон (1010 г. до н. э. — 970 г. до н. э.) — вошёл в историю как строитель Иерусалимского Храма. Правление Соломона Израильское царство находилось в зените своего могущества.
Давид и Соломон были в дружбе и в союзе с финикийским городом-государством Тир.
После смерти Соломона в 930 г. до н. э. Израильское царство распалось. Сын Соломона Ровоам проводил чрезмерно жёсткую репрессивную внутреннюю политику. Именно Ровоаму принадлежит высказывание: «Отец мой наказывал вас бичами. Я буду наказывать скорпионами». Десять колен Израилевых не признали над собой его власть и объединилась под властью Иеровоама I, образовав в северной части до этого единого Израильского царства Северно-Израильское царство (ממלכת ישראל).
Колена же Иуды и Вениамина остались верны Дому Давидову и образовали государство с центром в Иерусалиме, известное как Иудейское царство.
Столицей северного Израильского царства стал сначала город Шхем, затем Тирца (Фирца) и наконец Самария (Шомрон).
Цари северного Израильского царства отступили от монотеистического служения Яхве, воздвигали храмы с золотыми изваяниями тельцов, а затем поклонялись божествам финикийского культа.
В этом Северном Израильском царстве правящие династии неоднократно менялись в результате государственных переворотов, дольше всего правила династия Йеу (Ииуя).
В 722 г. до н. э. Северное Израильское царство было захвачено ассирийской армией. Все десять колен, населявшие Северное Израильское царство, были уведены в плен и дальнейшая судьба их неизвестна.
[править] Биография
Имя возможно означает «Яхве даровал» или «Яхве моя отрада».
Его отцом был Охозия, матерью — Цивья.
Иоаш едва не пал жертвой Аталии, которая после смерти своего сына Охозия решила окончательно истребить в Иудее династию Давида, но был своевременно скрыт первосвященником Иегоядой в потайном месте. Иоашу было тогда 1 год; в течение 6 лет его приходилось скрывать. В продолжение всего этого времени Иегояда подготовлял почву для признания его царём иудейским войсками, и когда он убедился, что в преданности войск сомневаться нельзя, он вывел однажды Иоаша к начальникам и войскам, собравшимся во дворе, и Иоаш был провозглашен царём иудейским.
Это провозглашение сопровождалось торжествен вой клятвой, которая, по настоянию Иегояды, была произнесена народом перед лицом Бога.
Хотя Иоаш, как сын царя, по еврейскому праву не нуждался в помазании, но для него было сделано исключение, как демонстрация против регентши-матери, Аталии. Затем Иоаш возложил на себя традиционную корону, отнятую у правителя аммонитян и служившую «эмблемой» дома Давидова.
Таким образом, Иоаш вступил на престол в возрасте 7 лет и царствовал около 40 лет в Иерусалиме.
Его правление датируют с /836 г. до н. э. по /797 г. до н. э.
Иегояда дал молодому царю двух жён, от которых он имел большое потомство.
Став самостоятельным, молодой царь, ничего не предпринимал без согласия Иегояды, в особенности в сфере религиозных реформ. Прежде всего он приказал реставрировать Иерусалимский Храм, сильно пострадавший при Аталии. Так как средств для этого не было, то Иоаш приказал священнослужителям собирать пожертвования специально для этой цели со всех мирян без исключения. По приказанию царя реставрация Храма была возложена на лучших мастеров того времени.
Пока был жив Иегояда, религиозные реформы не только проводились, но и исполнялись, и культ Единого Бога успел вновь укрепиться в сознании народа. Вероятно, сам царь не особенно искренно верил в благотворность этих реформ, однако из благодарности к своему спасителю Иегояде не мешал последнему. Однако когда Иегояда умер, к трону получили доступ все те князья и вельможи, которые при его жизни держались вдали от двора и не желали примириться с монотеистическим культом. Они убедили царя восстановить прежние финикийские культы; в подражание им к прежнему финикийскому язычеству вернулся и народ.
Пророчествовавший в это время сын Иегояды — Захария — за то, что восстал против растления нравов, был, с разрешения Иоаша, казнён вельможами.
Агадисты говорят, что Иоаш, после смерти Иегояды, пошёл по пути греха. Он объявил себя Богом, и народ его считал таковым и поклонялся ему, говоря: «Если бы ты не был Богом, ты бы не мог пробыть целых семь лет в святая святых и остаться живым». Иоаш умолчал о том, что он был лишь в боковых пристройках Храма, куда имел доступ и несвященник, а не в самом Храме.
О войне Иоаша с арамеями в Библии сохранились две версии. По одной из них, после того как сирийский царь Хазаель одержал при Гате победу над филистимлянами и направился на Иерусалим, Иоаш не пытался даже оказать ему сопротивление и купил у него унизительный мир деньгами государственной и храмовой казны. Согласно другой версии, арамейская армия ворвалась в Иерусалим и подвергла поголовной казни всех знатных лиц и сановников иудейской столицы, награбленнуюые же трофеи отправили в Дамаск. Над самим Иоашом был вероятно учинён суд, и Иоаш даже понёс наказание — арамеи, уходя, оставили его в болезненном состоянии.
Видимо, Иоаш вообще был покинут своими приближенными, чем воспользовались два заговорщика из его слуг — Забад аммонитянин и Иегозабад моавитянин, которые убили его.
Две версии существуют и о месте погребения Иоаша: он был похоронен «вместе со своими предками» в Иерусалиме, либо погребён в Иерусалиме, но не «в гробницах царей иудейских».
[править] Биография
Имя означает «которого укрепляет Бог» или «Бог хранит».
Он был сыном царя Иегу.
Вступил на престол после смерти своего отца.
Правил 17 лет, примерно с 814 г. до н. э. по 798 г. до н. э.
Период правления Иоахаза было омрачено нашествиями сирийцев. Десятиколенное Северное Израильское царство пришло практически в полный упадок: у Иоахаза в это время осталось всего 10 тысяч человек пехоты, 50 всадников и 10 боевых колесниц. Вероятно, и в первые годы царствования Иоахаза арамейская армия продолжала вторгаться в пределы Израильского царства, грабить жителей и уводить их в плен, продавать их в рабство. Однако под конец правления Иоахаза евреи, вероятно, освободились от этого ига. Историки, относящие к этому времени правление ассирийского царя Рамман-Нирари III, считают, что успехи этого царя в войне с царём Дамаска Mari’, должны были благоприятно отразиться и на судьбе израильтян. Тот «избавитель» (מושיע), о котором так глухо сообщает Библия и который приносит спокойствие Северному царству, был, по их мнению, Рамман-Нирари.
В религиозном плане Иоахаз шёл по стопам Иеробеама и широко развивал в своём царстве финикийский культ.
Библия, собственно, и утверждает, что в наказание за своё идолопоклонство Иоахаз терпел поражения от Азаила и Венедада.
Похоронен в Самарии.
Выводы
Основываясь на своих выводах, Тиле показал, что 14 лет между Ахавом и Ииуном на самом деле составляли 12 лет. Это позволило ему на сегодняшний день их царствуют именно, для Ахава упоминается в Kurk стеле , которая фиксирует ассирийское продвижение в Сирии / Израиль на битве Qarqar в 853 г. до н.э., и Ииуй упоминается на Черный Обелиск из Салманасар III платить дань в 841 ДО Н.Э. Поскольку эти два события датируются ассирийской хронологией как находящиеся с разницей в 12 лет, Ахав, должно быть, сражался с ассирийцами в последний год своей жизни, а Ииуй отдал дань уважения в первый год своей жизни.
Тиле удалось согласовать библейские хронологические данные из книг Царств и Паралипоменон, за исключением синхронизма между Осией Израильским и Езекией Иудейским в конце царства Израильского, и неохотно пришел к выводу, что в этом месте древние авторы сделали ошибка. Как ни странно, именно в этом месте он сам совершает ошибку, не понимая, что Езекия имел отношение к своему отцу Ахазу, что объясняет синхронизмы Осии и Езекии. Это исправление было внесено последующими авторами, которые основывались на работе Тиле, включая его коллегу Зигфрида Хорна , Т.К. Митчелла и Кеннета Китчен , а также Лесли Макфолла.
Метод Тиле при построении своей хронологии контрастирует с аналитическим методом, используемым Юлиусом Велльхаузеном и другими учеными, которые следуют той или иной форме документальной гипотезы . Велльхаузен учил, что хронологические данные книг Царств и Хроник были искусственно объединены на дату, намного более позднюю, чем события, которые они якобы описывали, и в основном не были историческими. Это было необходимым следствием его априорного предположения о том, что библейские книги в том виде, в каком мы их имеем сегодня, были работой последних редакторов, которые не могли знать правильную историю того времени, о котором они писали. Теодор Робинсон резюмировал эту позицию следующим образом: «Велльхаузен, несомненно, прав, полагая, что синхронизмы в« Королях »бесполезны, поскольку представляют собой лишь позднюю компиляцию фактических данных».
Таким образом, Р.К. Харрисон классифицировал методологию Велльхаузена в толковании Священных Писаний и истории Израиля как дедуктивный подход; то есть тот, который начинается с допущений и выводит историческую реконструкцию из этих допущений. Необходимым следствием этого подхода стало то, что не было достигнуто общего согласия по хронологии периода еврейского царства, рассчитанному авторами, принявшими этот метод. «Недостатком дедуктивного подхода является то, что ничего не решено с уверенностью; полученные результаты столь же разнообразны, как и предположения ученых, поскольку различные предположения приводят к различным результатам». В отличие от этого, метод Тиле для определения хронологии еврейских царей был основан на индукции, то есть первоочередной задачей являлось определение реальных методов, используемых древними писцами и придворными регистраторами для записи лет царей, как описано выше. . Таким образом, индуктивный метод Тиле был основан на письменных свидетельствах древнего Ближнего Востока, а не на предпосылках либеральной науки. Именно метод Тиле позволил провести определяющие исследования хронологии периода царства, а не метод, основанный на предпосылках, так что даже те толкователи, которые продолжают придерживаться поздних теорий авторства Писания, признали авторитет учености Тиля в определение даты раздела царства после смерти Соломона, как указано выше. Таким образом, работа Тиле и других исследователей текстов, которые следовали индуктивному (основанному на фактах) подходу, значительна в предоставлении альтернативы методам документальной гипотезы, и успех этого подхода рассматривается как теологически значимый в поддержке высокого взгляд на вдохновение Священного Писания, особенно в отношении его целостности в многочисленных и сложных исторических данных, относящихся к периоду царства.