Собор иоанна предтечи (псков)

Датировка

Рождественский собор Антониева монастыря (1127) — предполагаемый образец Ивановского собора

Вопрос о датировке собора породил много споров. Исследователи XIX — начала XX века полагали, что основательницей каменной церкви во имя Рождества Иоанна Предтечи в Пскове была похороненная там псковская княгиня Евфросинья (в иночестве — Евпраксия). Впоследствии исследовали опровергли эту версию и отнесли время строительства храма к 1120—1130 годам. Возможным основателем монастыря была названа вдова псковского князя Всеволода (Гавриила). Г. В. Алферова (1958) показала большую архитектурную близость Ивановского собора с другим псковским храмом — Спасо-Преображенским собором Мирожского монастыря, и отнесла оба строения к одному периоды, датировав собор Мирожского монастыря 1137—1138 годами. Ю. П. Спегальский считал выдвигаемые датировки несостоятельными, указывая на неизученность интерьера собора. После проведения археологического шурфования храма в 1964 году В. Д. Белецкий предположил, что по аналогии с псковской церковью Дмитрия Солунского памятник был построен в 1119—1139 году. П. Н. Максимов относил возведение собора к концу XII века, указывая на его приземистость, меньшее количество окон, не расположенных ритмическими рядами. А. И. Комеч (ум. 2007) относил время возникновения собора к 1137—1142 годам.

С. П. Михайлов допускал, что образцом для постройки Ивановского собора мог служить новгородский Рождественский собор Антониева монастыря, который имел аналогичное образное решение, фасад, плановую разбивку и интерьер. Эти два собора также имеют близкие основные размеры. Так, длина от западных дверей до «горнего места» в соборе Иоанна Предтечи составляет 16,4 м, а в Рождественском — 16,5 м, ширина внутреннего пространства — по 10,3 м, одинакова и ширина боковых нефов. О Рождественском соборе Антониева монастыря как о возможном непосредственном образце Ивановского собора говорил и А. И. Комеч.

Что посмотреть

Собор Рождества Иоанна Предтечи — единственный трехнефный и трехапсидный храм Пскова в византийском стиле. Кровля с круглыми закомарами, шлемовидные главы, 6 столпов и низкие арки интерьера характерны для новгородской архитектуры. Здание вытянуто с запада на восток, фасады расчленены пилястрами, на которые опираются арки закомаров. Большая глава на световом барабане смещена к востоку, две малых — к западу.

Единственный внешний декор — скромные аркатурные пояса под кровлей. В 16 веке на южной стене построили двухпролетную звонницу. С первого взгляда храм кажется непропорционально приземистым, потому что за 800 лет уровень земли поднялся на 1,5 метра.

Из прежней росписи уцелели только фрагменты орнаментов на столбах и откосах окон. При соборе открыта иконописная мастерская. Сооружен трехъярусный резной иконостас, в подклете расписаны стены и потолки придела во имя новомучеников российских.

В 2007 г. Ивановский собор стал подворьем Иоанно-Богословского Савво-Крыпецкого монастыря. В нем идет полный круг служения, работает воскресная школа.

История постройки

За много лет своего существования церковь в Малом Предтеченском переулке пережила множество испытаний, но несмотря ни на что её двери всегда оставались открыты для верующих людей.


Храм Рождества Иоанна Предтечи на Пресне, Москва

Деревянный храм

В конце XVII века район реки Пресня начинает активно заселяться людьми, работающими на промышленных производствах. В 1685 году здесь был основан храм, посвящённый святому Иоанну Крестителю. Выбор небесного покровителя был неслучайным и объяснялся следующими причинами:

  1. Необходимость подавать жителям столичной окраины пример благочестия и настоять их в христианской Вере.
  2. Желание искоренить из жизни прихожан купальские забавы — остатки языческого праздника в честь бога Купалы, который в древние времена проводили на месте впадения реки Пресня в Москву-реку.
  3. Замена в сознании обывателей разгульного образа Купалы, например, подвижнической жизни пророка Иоанна Предтечи.

О внешнем виде первой постройки, стоящей на месте современной колокольни, сведений не сохранилось. Но доподлинно известно, что в честь освящения ей подарили 3 иконы:

  • Рождество святого Иоанна Предтечи, которая является храмовым образом;
  • лик Иисуса Христа;
  • образ Божьей Матери Рудненская.

Подарок занял почётное место в главном иконостасе новой церкви. Все три образа в неизменном виде сохранились до наших дней.

Интересно! Храмовый образ уникален наличием подписи автора — Ефима Иванова, который создал эту икону специально для нового храма в 1686 году.

Каменная церковь: начало строительства

Шло время. Приход пресненской церкви рос, и появилась необходимость её расширения и реконструкции, так как деревянная постройка заметно обветшала. Получение разрешения на постройку нового каменного здания совпало с царским запретом на каменное строительство, который распространялся на все русские земли и призван был обеспечить быструю постройку новой российской столицы — Санкт-Петербурга.

Поэтому едва начавшееся возведение здания пришлось прекратить и продолжить только в 1728 году. Его строительство и отделка завершились к зиме 1736 года. Оно было освящено в день Рождества Христова этого года.


Внутреннее убранство храма Иоанна Предтечи на Пресне

Церковь, построенная в первой половине XVIII века, представляла собой простое квадратное здание с четырехскатной крышей. Она была увенчана небольшим световым барабаном с луковичной главой. Фасады здания прорезали два ряда окон, украшенных фигурными наличниками. С запада к церкви примыкала небольшая деревянная колокольня.

Интересно! Постройку XVII века разобрали только после освящения нового здания. Это позволило не прерывать деятельность прихода и проведение богослужений на время затянувшейся стройки.

Появление современного храма

Здание церкви Рождества Иоанна Предтечи на Пресне оформилось в современном виде в XIX веке. Этот процесс делится на следующие периоды:

  1. Строительство каменной колокольни. В 1804 году сгорела колокольня, примыкающая к новой часовне. На её смену построили высокое трехъярусное строение из камня. Первый прямоугольный ярус имеет большой арочный проём, используемый в качестве входа на колокольню, а позднее в храм. Следующий невысокий прямоугольный уровень служит основанием для звонницы в форме ротонды. Звонница украшена декоративными полуколоннами с коринфскими капителями. Новую колокольню возвели на границе церковного участка, выходящей на Малый Предтеченский переулок. Таким образом, основное здание и новую постройку разделяло значительное расстояние. Существует мнение, что проект их соединения трапезной залой существовал изначально .
  2. Этот проект осуществили во второй четверти XIX века. Основные работы велись архитектором Фёдором Шестаковым, проект которого органично объединил колокольню, выполненную в стиле позднего классицизма, и основную часть, возведённую в традициях московской храмовой архитектуры XVII века. В трапезной части в 1843 году освятили придел во имя Софии, Премудрости Божией.
  3. Ещё с XVIII века клир церкви проводил активную социальную и духовно-просветительскую деятельность. В 1893 года через дорогу от неё построили здание, на двух этажах которого разместились богадельня и церковно-приходская школа.
  4. В 1894 году трапезную часть расширили за счёт пристроек к её западной половине и колокольне. В процессе этой перестройки реконструировали иконостасы обоих приделов.
  5. В конце XIX века в храме появилось одно из главных его сокровищ — росписи стен и сводов, автором которых является известный художник В. М. Васнецов.


Роспись купола в храме Иоанна Предтечи на Пресне

Таким образом, к началу XX века сложилась современная архитектурная композиция церкви Рождества Иоанна Предтечи на Пресне.

XIX век

Он явился самым насыщенным на события и последним для Иоанно-Предтеченского монастыря в Пскове.

Все началось с того, что число насельниц в обители стало постепенно увеличиваться. В самом начале века монастырю отдали некоторые вотчины. В частности, это были земли в Ново-Уситовской, Полонской волостях и озера для ловли рыбы. Правда, богатство отобрали спустя 25 лет и за них положили денежные дотации.

В 1845 году на территории обители была построена одноэтажная каменная теплая церковь.

Пожертвование к гробнице первой настоятельницы сделала в 1859 году императрица. Мария Александровна подарила обители ковер.

Хозяйство разрасталось. Все новые и новые постройки включал в себя женский монастырь. Так, в 1864 году были построены баня и прачечная. Чуть позднее — амбар для зерна. В 1865 возвели сарай для дров и ледник.

В XIX веке у обители было достаточно много земельных угодий. Все они записывались в монастырские книги. Также в приходно — расходные талмуды заносили данные о доходах, полученных с этих земель.

Кроме угодий, приносивших копеечку обители, было здесь и кладбище. На нем погребали монахинь, а за отдельную плату в пользу монастыря и обычных людей.

Монашествующих в обители на 1874 год насчитывалось 18 человек.

В 1882 была построена колокольня на щедрое пожертвование благодетелей. Сумма, потраченная на строительство, составляла более 4000 рублей. Кроме денег, на возведение были пожертвованы колокола. А через два года купеческая вдова Екатерина пожертвовала башенные часы. Стоили они 1000 рублей.

Прошло еще 10 лет. При Иоанно-Предтеченском монастыре (Псков) начала действовать больница и богодельня. В ней тогда жило 5 человек.

В 1896 году сделан ремонт в Андреевском теплом храме. Служили в нем только зимой. А в 1897 году провели ремонт Иоанно-Предтеченского.

К 1900 году завершились работы по постройке особого дома. Он предназначался для церковной ризницы, под просфорную и рукодельную комнаты.

Монастырь расцветал. XIX век стал самым ярким в его истории после основания обители.

Примечания

  1. Комеч, А. И. Каменная летопись Пскова XII — начала XVI в.. — М.: Наука, 1993. — С. 56.
  2.  (недоступная ссылка). // old.kulturnoe-nasledie.ru. Дата обращения: 30 августа 2016.
  3. ↑ . Государственный комитет Псковской области по культуре. Памятники истории и культуры Псковской области: Энциклопедический справочник. Дата обращения: 9 ноября 2021.
  4. Комеч, А. И. Каменная летопись Пскова XII — начала XVI в.. — М.: Наука, 1993. — С. 41.
  5. Комеч, А. И. Каменная летопись Пскова XII — начала XVI в.. — М.: Наука, 1993. — С. 43.
  6. Раппопорт, П. А. Русская архитектура X—XIII вв.: каталог памятников. — Л.: Наука, 1982. — С. 80.
  7.  // Мир музея : журнал. — 2005. — № 214. — С. 37.
  8. . // pskov-eparhia.ellink.ru. Дата обращения: 2 сентября 2016.
  9. Комеч, А. И. Каменная летопись Пскова XII — начала XVI в.. — М.: Наука, 1993. — С. 58, 60.
  10. Максимов, П. Н. Творческие методы древнерусских зодчих. — М.: Стройиздат, 1975. — С. 87.
  11. Комеч, А. И. Каменная летопись Пскова XII — начала XVI в.. — М.: Наука, 1993. — С. 64.
  12. См. стр. 14, 16 . // mkrf.ru/ (28 сентября 2015). Дата обращения: 2 сентября 2016.
  13. . ИА Regnum (7 июля 2019). Дата обращения: 7 июля 2019.

Культовые сооружения

Свияжск с XVI в. считается духовным центром региона, на острове было 12 храмов. Однако в советские годы многие религиозные объекты были уничтожены, осталось только 7 церквей. Сейчас памятные таблички обозначают места, где находились разрушенные храмы.

Богородице-Успенский мужской монастырь

Монастырь является главной достопримечательностью острова. Храм был возведен во время строительства крепости и быстро стал важным религиозным центром в Поволжье. В монастыре обитало свыше 100 монахов, по доходам храм входил в число 20 богатейших в России.

Свияжск остров-град имеет главную достопримечательность — Богородице-Успенский мужской монастырь.

Но в XIX в. храм приходит в упадок, а в советские годы его закрывают. Настоятель монастыря епископ Амвросий был расстрелян, монастырские постройки использовались под тюрьму, психиатрическую лечебницу и детскую колонию. Восстановление церкви началось в 90-е годы, и в 1997 г. храм принял первых прихожан.

На небольшой территории, которую занимает монастырь, разместились следующие здания, образующие уникальные архитектурный ансамбль:

  1. Успенский собор. Возведен в 1561 г. Собор построен в псковско-новгородском стиле и считается шедевром отечественного зодчества. Предполагается, что его автором мог быть Постник Яковлев. В XVIII в. на соборе появился новый купол стиля барокко и 12 узорных кокошников. Уникальны фрески, украшающие внутренние интерьеры церкви – это единственный образец настенной живописи времен Бориса Годунова. Фрески занимают почти 1000 кв. м.
  2. Никольская трапезная церковь. Построена в 1556 г. псковскими мастерами, является уникальным образцом храма-колокольни. В здании высотой 43 м были установлены башенные часы, подаренные Иваном IV. Подземный ход вел из нижнего яруса к берегу озера. Стены здания покрывали фрески, до наших дней на восточном фасаде сохранился фрагмент росписи. Самое почитаемое место – келья св. Германа.
  3. Корпус архимандрита. Дом XVII в. принял учеников духовного училища.
  4. Надвратный Вознесенский храм (XVII в.).
  5. В Братский корпус включены здания XVII- XVIII в. ранее в них находились больница, кельи, казначейство.
  6. Храм св. Митрофана Воронежского и Германа Казанского. Постройка в барочном стиле появилась в XIX в.

В монастыре каждый день совершаются богослужения, вечерняя служба начинается в 17 ч., богослужения в 6 ч., литургия в 7.45 ч. Вход на территорию бесплатный.

Иоанно-Предтеченский монастырь

Женская обитель на острове посередине реки была основана в XVI в., сейчас здание относится к комплексу Успенского монастыря. В обители к XX в. насчитывалось свыше 400 монахинь, в Казанской епархии он являлся крупнейшим объединением монашек.

На территории храма интерес для туристов представляют:

  1. Собор, посвященный иконе «Всех скорбящих радость». Храм возведен в начале XX в. из кирпича в византийском стиле, высота здания 32 м.
  2. Церковь Троицы Живоначальной. Является самым древним деревянным храмом в Поволжье и одним из немногих уцелевших в России. Дата строительства – 1551 г.
  3. Трапезная церковь, носит имя св. Сергия Радонежского. К зданию 1604 г. впоследствии пристроена колокольня.

К монастырю относится и часовня мучеников Николая и Александры.

Церковь Константина и Елены

Храм относят к 1650 г., он выполнен в стиле нарышкинского барокко. Престолы освящены в память Георгия Победоносца, Владимирской иконы Божией Матери и св. Константина и Елены. Храм действующий.

Утраченные объекты

В Свияжске помнят и чтят разрушенные в советские годы религиозные объекты. К ним относят церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, церковь Николая Чудотворца, Рождественский собор, церковь Премудрости Божией.

Иоанно-Предтеченский монастырь

Иоанно-Предтеченский девичий монастырь был основан в первой половине 13 века
дочерью полоцкого князя и супругой псковского князя Ярослава Ефросиньей
Рогволодовной, которая стала первой игуменьей монастыря. Древнейший памятник
монастыря – собор Иоанна Предтечи был построен еще в 12 веке. На южной стороне
собора находилась двухпролётная звонница. Богослужения в храме совершались в
летнее время. Храм возведен новгородскими мастерами из местной известняковой
плиты и кирпича — плинфы. До наших дней сохранился только собор.

В древности около Иоанно-Предтеченского монастыря располагался Немецкий
гостиный двор. Из-за своего пограничного положения на окраине Пскова обитель
часто подвергалась разорениям. Особенно сильно монастырь был разорен в 1615
году, когда он находился в пределах расположения армии Густава-Адольфа и
использовался под склад. С древним Псковским монастырем связаны различные
исторические события. В 1603 году епископ Геннадий и весь собор встречали
крестный ход с чудотворными иконами из Псково-Печерского монастыря у стен
Иоанно-Предтеченского монастыря. В 1718 году монастырь посещала будущая
государыня Анна Иоановна и епископ Феофан.

После смерти первой настоятельницы монастыря Евпраксии ее тело было
погребено в основанной ей обители, в соборе Иоанна Предтечи. С этого времени
собор стал усыпальницей для псковских княгинь. Здесь покоились жена князя
Довмонта-Тимофея княгиня Мария Дмитриевна  внучка Александра Невского,
невестка Довмонта княгиня Наталья  жена его сына Давыда. В 1487 году здесь
погребены умершие от голода жена и сын князя Ярослава Стриги-Оболенского,
основавшего Псково-Печерский монастырь.

Во второй половине 18 века Иоанно-Предтеченская обитель называлась
«первенствующей, первостатейной, знатнейшей из числа женских монастырей
Псковской земли». В монастыре проживало 50 монахинь. В 1882 году над входными
монастырскими воротами была построена каменная колокольня. В 1910 году здесь
останавливалась Великая княгиня Елизавета Федоровна. Монастырь окружало
небольшое кладбище для погребения монахинь. Кроме них на кладбище хоронили
мирян. В 1957 году были разобраны колокольня и ограда, а площадь у собора
заасфальтировали. В 1925 году храм закрыли. В 1944 году, во время боев за
освобождение Пскова от немецко-фашистских захватчиков часть собора была
разрушена снарядами и пожаром.

После войны был восстановлен только Иоанно-Предтеченский собор. В
архитектурном отношении он уникален: это единственный базиликальный,
трехнефный, трехапсидный храм в Пскове, относящийся, по мнению многих
специалистов, к древним домонгольским временам. Позакомарное покрытие, три
главы шлемовидной формы, шесть столпов в интерьере указывают на новгородскую
домонгольскую школу. В интерьере – также редкие для псковской традиции  6
столпов и пониженные подпружные арки. В декоре использованы аркатурный пояс на
барабане и загадочные круглые окна в восточной части четверика. При храме
работает иконописная мастерская. Проводятся экскурсии по истории монастыря,
храма и древнерусской живописи.

Во время реставрации храма в 1978 году был найден самый настоящий древний
клад: несколько десятков древних предметов и иконы. В настоящее время собор
бывшего Иоанно-Предтеченского (Ивановского) монастыря является приходской
церковью. В монастыре находилась чудотворная икона Спасителя (Мироточивого).
Она располагалась на северной стене собора Иоанна Предтечи над гробницей
благоверной княгини, монахини Евпраксии. Теперь эта икона перенесена в
псковский Троицкий кафедральный собор.

Адрес: г. Псков, район Завеличье, улица Максима Горького,
5−А

Социальные комментарии Cackle

Фото и описание

Знаменитый собор Иоанна Предтечи выстроен с небольшим отступом от берегов реки Великой. Согласно преданию, собор принадлежал Ивановскому монастырю, который основала примерно в 1240 году местная княгиня Ефросинья, она была дочерью полоцкого князя по имени Рогволд Борисович, а также тетей князя Довмонта. В свое время Ефросинья была отвергнута своим супругом – авантюристом Ярославом Владимировичем. После этого ее жизнь была трагической, по причине чего она приняла решение подстричься в монахини. В Пскове Ефросинья построила Ивановскую обитель, став ее первой настоятельницей.

Спустя время, князь Ярослав позвал Ефросинью на свидание в город Одемпе, в котором она была убита руками своего пасынка. Погребение настоятельницы состоялось в Пскове, а именно в соборе Ивановского монастыря, после чего он стал усыпальницей псковских княгинь. В этом месте были погребены княгиня Наталья, княгиня Мария, жена и сын Ярослава Стриги-Оболенского.

Здание собора Рождества Иоанна Предтечи имеет вытянутую форму с запада на восток. Фасады церкви вертикально расчленены и имеют завершение в виде округлых закомаров, соответствующих всем внутренним формам церкви и определяющих свойственный характер покрытия. Глава храма, имеющая объемный световой барабан, немного смещена от центральной его части к востоку, а остальные две главы расположены ближе к притвору с западной стороны и отлично уравновешивают всю верхнюю часть церкви. Три главы аккуратно украшены закомарными подкарнизными поясами, сильно выступающими за основную часть барабанов. Со стороны алтаря к фасаду относятся три правильно расположенные полукруглые апсиды, имеющие плавные наружные поверхности. Небольшое число украшений делает внешний вид собора немного скудным, но все же общая композиция церковного сооружения, например, вспомогательные световые главы, округленные элементы завершений, а также апсидные выступы определяют общий живописный силуэт Ивановского собора. Небольшого размера двухпролетная звонница, расположенная в южной части стены, поставлена еще в 16 столетии. В 17 веке была возведена пристройка с западной стороны, которая вытянута вдоль всего фасада и является остатком пристроек, которыми буквально обрастали многие древние церкви Пскова с течением времени. Собор Иоанна Предтечи имеет достаточно приземистый вид и смотрится будто вросшим в землю, ведь он окружен глобальным культурным слоем, который столь плотно накопился за восемь веков его существования.

До 19 века собор Рождества Иоанна Предтечи был покрыт тесом, а его главы были просто обиты чешуей и покрашены. По правую сторону алтарной колонны была расположена железная дверь, ведущая через узкий проход к каменному крыльцу, которое позже обрушилось от ветхости. Иконостас выполнен четырехпоясным с тумбами и карнизами. Верхний пояс имеет крест, а на нем – изображение в разных местах, которое позолочено червонным золотом.

Под церковью имеется большой каменный погреб с подземным ходом и сводами. В притвор ведут деревянные двери, расписанные и обложенные железными широкими полосами с висячими замками и внутренними личинами. Если входить в собор с западной стороны, то можно увидеть деревянные двери, обложенные железными полосами, а с южной стороны имеется двойная дверь. В западной части собора находятся выполненные из дерева певческие хоры. Освещение собора осуществлено при помощи пяти больших окон, имеющих железные решетки, и четырьмя маленькими окнами в куполе.

Неподалеку от колокольни Рождества Иоанна Предтечи ранее существовала придельная теплая церковь, имеющая одну главу и освященная во имя святого апостола Андрея. В 1805 году была построена каменная ограда, а в 1882 году на ней появилась каменная колокольня. В 1845 году был разобран состарившийся Андреевский придел, а на его месте был выстроен новый. На протяжении 1885 года были построены настоятельские двухэтажные палаты, но уже в 1899 году на их месте было возведено здание просфорни.

Сейчас собор Иоанна Предтечи – действующий приходской храм. При нем функционирует иконописная мастерская. В 2007 году собор был передан Иоанно-Богословской обители в качестве монастырского подворья.

Как добраться до свияжского Успенского монастыря

Несмотря на то, что монастырь располагается на острове, есть множество способов до него добраться.

На водном транспорте

С мая по конец октября из Казани можно добраться на теплоходе, который отправляется с Речного вокзала. Время в пути около 2 часов.

До Свияжска: 8:20 ежедневно. Из Свияжска: 16:30 ежедневно.

Осенью время отправления изменяется. Ознакомиться с тарифами и льготами можно здесь. Билеты продаются за час до отплытия.

Из Введенской слободы можно добраться на лодке, договорившись с местными жителями.

kklimkina

На автобусе

С центрального автовокзала Южный в Казани до Свияжска ходят автобусы. Отправление только по выходным. Из Казани в Свияжск — в 9 утра, обратно — после обеда. Актуальное расписание и наличие свободных мест лучше уточнять на сервисе Яндекс-расписания.

Электричкой

До острова Свияжск можно доехать электричкой с главного железнодорожного вокзала Казани. Путь займет около часа. Актуальное расписание можно посмотреть здесь. Стоит учесть, что станция Свияжск находится в поселке Нижние Вязовые. От поселка до Свияжска — 12 км.

kklimkina

На автомобиле

Необходимо выехать на трассу М7 в сторону Москвы. После моста через реку Свиягу проехать пост ГИБДД в селе Исаково. Свернуть направо на развязке. Через несколько километров будет поворот направо на остров-град Свияжск.

Если едете по трассе М7 со стороны Москвы, нужно свернуть направо на развязку перед селом Исаково.

На такси

В городе действует множество фирм, предоставляющих услуги такси с абсолютно разным уровнем цен.

Для того, чтобы добраться до Свияжска с комфортом, можно воспользоваться сервисом Kiwitaxi или одним из приложений. В Казани есть Яндекс такси, Максим, такси Везёт, Gett, Uber.

Свияжский Успенский монастырь: google-панорама

Свияжский Успенский монастырь: видео

Правила посещения обители

Как положено входить в храм святой, зная или нет, что когда-то здесь был женский монастырь:

  1. Женщины должны быть в юбках и платках. Вход в брюках запрещается. Чем длиннее одеяние, тем лучше. Про мини-юбчонку придется позабыть, собираясь в храм. Платок любой, на вкус носительницы.
  2. Косметика на лице не приветствуется. Особенно помада. С накрашенными губами нельзя прикладываться к иконам. Да и если женщина собралась причащаться, то подходить к Чаше с помадой на губах — это абсолютно неверное решение.
  3. Что касается мужчин, то для них форма одежды — брюки и рубашка (свитер) с длинным рукавом. Никаких футболок и шортиков быть не должно.
  4. На службу приходят заранее, минут за 10-15 до начала. Успеете записки написать, поставить свечки, приложиться к иконам.
  5. На территории собора нельзя громко разговаривать, смеяться во весь голос, курить и распивать спиртные напитки.
  6. Категорически запрещено плевать на землю, лузгать семечки.
  7. Уточните у прихожан или служителей церкви заранее, во сколько начинается служба.
  8. Помните, что это – подворье мужского монастыря. И вести себя нужно соответствующим образом.

Что собой представляет архитектурный ансамбль?

Собор Иоанна Предтечи построен в довольно уникальном для православной архитектуры стиле, что делает его одной из самых интересных построек на территории Пскова. Его особенность состоит в том, что этот храм представляет собой базиликальную постройку, которая разделена на 3 нефы и имеет 3 апсиды. Строительство этой святой обители проходило в Домонгольский период, что повышает его культурную и историческую значимость.

Здание этой церкви имеет вытянутую форму, направленную с запада на восток. Весь фасад этого религиозного заведения разделен на несколько элементов, которые завершаются небольшими округлыми закомарами. Благодаря этому была достигнута уникальная гармония со всей формой и внутренним строением собора, а также определен материал для оформления поверхности стен. Подобное стилевое решение позволяет говорить о том, что в строительстве собора участвовали умельцы новгородской школы.

Основная глава храма расположена не по центру сооружения, а немного смещена в восточном направлении. Ключевым украшением этой главы считается объемный барабан с луковичным куполом, выполненным в сером цвете. Представлены в храме и еще две менее массивные главы, которые наоборот, наклонены и отстранены на запад. Выполнены они в точном соответствии со стилем первого барабана. Подобное размещение глав позволило уравновесить постройку, придав ей лаконичности и величия.

Собор Иоанна Предтечи с первого взгляда кажется немного скудным и скучным, так как фасад не изобилует многочисленными элементами интерьера. Однако если оценить эту святую обитель комплексно, можно увидеть определенную колоритность и самобытность здания, которые были созданы благодаря световым барабанам, округлым вершинам и полукруглым апсидам.

История[править]

Иоанно-Предтеченский девичий монастырь был основан в 1240 году княгиней Ефросиньей Рогволдовной — теткой известного псковского князя Довмонта. Под именем Евпраксиньи она стала первой игуменьей монастыря; погребена здесь же, в Иоанновском соборе, который с того времени стал усыпальницей псковских княгинь, (а много позднее, в XIX в., и губернаторов города).

В 1921 г. монастырь был закрыт. Богослужения возобновились через 70 лет, в 1991 году. Реставрации: 1948-1949 гг. (архитектор П. Н. Максимов), 1978-1991 гг. (С. П. Михайлов, открывший фрагменты живописи 12 века).

В архитектурном отношении собор уникален: это единственный базиликальный, трехнефный, трехапсидный храм в Пскове, относящийся, как и мирожский, к древним, домонгольским временам.

Позакомарное покрытие, три главы шлемовидной формы, шесть столпов в интерьере указывают на новгородскую домонгольскую школу (псковские — двухпролетная звонница и притвор — появились позднее).

В интерьере — также редкие для псковской традиции — 6 столпов и пониженные подпружные арки.

В декоре используется аркатурный пояс на барабане; загадочны круглые (!) окна в восточной части четверика — таинственные иллюминаторы на этом древнем корабле веры.

Он построен с небольшим отступом от берега реки Великой, против впадения в неё Псковы. По преданию монастырь основан около 1240 года местно — чтимою княгиней Ефросиньей, в иночестве Евпраксией. Благоверная княгиня, дочь полоцкого князя Рогволда Борисовича и тётка князя Довмонта, была в супружестве за князем — авантюристом Ярославом Владимировичем, который являлся сыном Псковского князя Владимира Мстиславовича. Ефросинья была отвергнута злым супругом, который то воевал против немцев, то дружил с ними, наконец ушёл к рыцарям и там женился на Лифляндке. Жизнь её была трагической, видимо не от большого счастья она постриглась в монахини, построив во Пскове Ивановскую обитель она стала и первой его настоятельницей.

Позже, Ярослав вызвал её на свидание в ливонский городок Одемпе (Медвежью голову), где она была убита своим пасынком-полунемцем, сыном Ярослава от немки. Её погребли в Пскове, в соборе Ивановского монастыря и с тех пор он сделался усыпальницей псковских княгинь. Здесь были погребены княгиня Мария, жена псковского князя Довмонта — внучка Александра Невского. Также и княгиня Наталья — невестка князя Довмонта, жена его сына Давида. В 1487 году здесь были похоронены умершие от мора жена и сын князя Ярослава Стриги-Оболенского. В 1811 году в приделе собора, снесённом при реставрации, был погребён псковский вице-губернатор Самуил Самуилович Фигнер — отец знаменитого героя Александра Фигнера — командира «Мстительного легиона» партизанского отряда времён Отечественной войны 1812 года. Младший брат знаменитого партизана ушёл из Пскова в действующую армию, когда ему было 16 лет. Он отличился в сражении при Бородино, а позже вступил в партизанский отряд своего брата.

В музее Пскова хранится потир (высокая украшенная эмалью чаша) из Ивановского монастыря — дар вдовы Александра Фигнера в память своего мужа.

Как Мирожский, Ивановский монастырь часто страдал от вражеских нашествий, особенно в 1615 году, когда он находился в руках шведского короля Густава-Адольфа. Они приспособили собор под склад. Однажды в нём произошёл взрыв, но собор сохранился.

Собор Иоанна Предтечи

Общепринятая дата строительства собора — начало 1140-х гг. Основываясь на своих исследованиях, С. П. Михайлов датирует его 1124—1127 гг.

  • В июле 1944 г. во время боёв за освобождение Пскова от немецко-фашистских захватчиков часть собора была разрушена снарядами и пожаром.
  • 1949—1959 гг. Реставрация храма по проекту П. М. Максимова. Восстановлено древнее позакомарное покрытие, шлемовидные главы, прежние оконные и дверные проёмы, древние формы надкупольных деревянных крестов. В 1957—1958 гг. разобраны колокольня и ограда.
  • В 1962 г. окончательно срыто кладбище, площадь у собора заасфальтирована.
  • Исследования и реставрация Иоанно-Предтеченского собора были продолжены в 1970—1980 гг. арх. С. П. Михайловым. В 1978 г. обнаружен клад монет и икон.
  • В 1991 г. храм возвращён Русской Православной церкви; для нужд прихода передано и бывшее здание просфорни. 7 июля 1991 г. состоялось первое богослужение с новым настоятелем — иереем Владимиром (Андреевым).
  • 1993—2006 гг. Настоятель — иерей Андрей (Давыдов) организовал при приходе иконописную школу, будучи иконописцем, расписал фресками притвор, часть главного нефа собора. Следуя проекту арх. С. П. Михайлова (1980-х гг.), он установил и расписал в Иоанно-Предтеченском соборе невысокий двухъярусный иконостас в византийском стиле.
  • В феврале 2007 г. храм и флигель переданы Крыпецкому мужскому монастырю. Владыкой Евсевием настоятелем прихода назначен наместник Кыпецкого монастыря архимандрит Дамаскин (Сахнюк).
  • 3 апреля 2009 г. состоялось освящение и поднятие шести колоколов (весом от 7 до 320 кг), отлитых на заводе Анисимова в Воронеже. Чин освящения совершил митрополит Евсевий.

Храм построен новгородскими мастерами из местной известняковой плиты и кирпича — плинфы.
Трёхглавый с посводным (позакомарным) покрытием.
Ивановский собор многократно исследовался виднейшими учёными, исследователями архитектуры и архитекторами-реставраторами, такими, как И. Э. Грабарь, А. И. Некрасов, П. Н. Максимов, Г. М. Штендер, А. И. Комеч, С. П. Михайлов и др.

Датировка

Рождественский собор Антониева монастыря (1127) — предполагаемый образец Ивановского собора

Вопрос о датировке собора породил много споров. Исследователи XIX — начала XX века полагали, что основательницей каменной церкви во имя Рождества Иоанна Предтечи в Пскове была похороненная там псковская княгиня Евфросинья (в иночестве — Евпраксия). Впоследствии исследовали опровергли эту версию и отнесли время строительства храма к 1120—1130 годам. Возможным основателем монастыря была названа вдова псковского князя Всеволода (Гавриила). Г. В. Алферова (1958) показала большую архитектурную близость Ивановского собора с другим псковским храмом — Спасо-Преображенским собором Мирожского монастыря, и отнесла оба строения к одному периоды, датировав собор Мирожского монастыря 1137—1138 годами. Ю. П. Спегальский считал выдвигаемые датировки несостоятельными, указывая на неизученность интерьера собора. После проведения археологического шурфования храма в 1964 году В. Д. Белецкий предположил, что по аналогии с псковской церковью Дмитрия Солунского памятник был построен в 1119—1139 году. П. Н. Максимов относил возведение собора к концу XII века, указывая на его приземистость, меньшее количество окон, не расположенных ритмическими рядами. А. И. Комеч (ум. 2007) относил время возникновения собора к 1137—1142 годам.

С. П. Михайлов допускал, что образцом для постройки Ивановского собора мог служить новгородский Рождественский собор Антониева монастыря, который имел аналогичное образное решение, фасад, плановую разбивку и интерьер. Эти два собора также имеют близкие основные размеры. Так, длина от западных дверей до «горнего места» в соборе Иоанна Предтечи составляет 16,4 м, а в Рождественском — 16,5 м, ширина внутреннего пространства — по 10,3 м, одинакова и ширина боковых нефов. О Рождественском соборе Антониева монастыря как о возможном непосредственном образце Ивановского собора говорил и А. И. Комеч.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector