Падение константинополя

Падение

Каковы же основные причины падения Византии? Почему империя, владевшая такими обширными территориями и таким могуществом (как военным, так и культурным) пала? В первую очередь самой важной причиной стало усиление Османской империи, по сути, Византия стала одной их первых жертв, впоследствии османские янычары и сипахи немало нервов потреплют и многим другим европейским народам, дойдя даже до Вены в 1529 году (откуда их выбили только объединенными усилиями австрийские и польские войска короля Яна Собеського). Но помимо турков Византия имела и ряд внутренних проблем, постоянные войны измотали эту страну, многие территории, которыми она владела в прошлом, оказались потерянными

Сказался и конфликт с католической Европой, вылившийся в четвертый крестовый поход, направленный не против неверных мусульман, а таки против византийцев, этих «неправильных православных христиан-еретиков» (с точки зрения католиков-крестоносцев, разумеется). Стоит ли говорить, что четвертый крестовый поход, результатом которого стало временное завоевание Константинополя крестоносцами и образование так званой «Латинской республики» был еще одной важной причиной последующего упадка и падения Византийской империи

Но помимо турков Византия имела и ряд внутренних проблем, постоянные войны измотали эту страну, многие территории, которыми она владела в прошлом, оказались потерянными. Сказался и конфликт с католической Европой, вылившийся в четвертый крестовый поход, направленный не против неверных мусульман, а таки против византийцев, этих «неправильных православных христиан-еретиков» (с точки зрения католиков-крестоносцев, разумеется)

Стоит ли говорить, что четвертый крестовый поход, результатом которого стало временное завоевание Константинополя крестоносцами и образование так званой «Латинской республики» был еще одной важной причиной последующего упадка и падения Византийской империи

Также падению Византии немало поспособствовали и многочисленные политические смуты, сопровождавшие заключительный пятый этап истории Византии. Так, например, византийский император Иоанн Палеолог V, правивший с 1341 по 1391 годы, свергался с престола целых три раза (интересно, что сперва своим свекром, потом сыном, потом внуком). Турки же умело использовали интриги при дворе византийских императоров в своих корыстных целях.

В 1347 году по территории Византии прокатилась самая страшная эпидемия чумы, черной смерти, как называли эту болезнь в средние века, эпидемия унесла примерно треть жителей Византии, что стало еще одной причиной ослабления и падения империи.

Когда стало понятно, что турки вот-вот сметут Византию, последняя стала вновь искать помощи у Запада, но с католическими странами, а также римским папой отношения были более чем натянуты, на помощь пришла только Венеция, чьи купцы выгодно торговали с Византией, а в самом Константинополе был даже целый венецианский купеческий квартал. В это же время Генуя, бывшая торговым и политическим противником Венеции, наоборот всячески помогала туркам и была заинтересована в падении Византии (в первую очередь с целью доставить проблем своим торговым конкурентам венецианцам). Одним словом, вместо того, чтобы сплотится и помочь Византии устоять под ударом турков-осман, европейцы преследовали свои личные интересы, горстка венецианских солдат и добровольцев, все же отправленная на помощь осажденному турками Константинополю уже ничего сделать не могла.

Осада Константинополя турками.

29 мая 1453 года древняя столица Византии, город Константинополь пал (впоследствии был переименован турками в Стамбул), вместе с ним пала и некогда великая Византия.

Территориальный кризис

Но достижения митрополита Амвросия не оказались довольно прочными, что заставило последовавших за ним правителей вести постоянные войны, потеряв большую часть захваченных земель. Враги терзали империю со всех сторон: с востока, запада, юга и севера, что привело к долгому кризису. Не утихали и внутренние распри. Власть постоянно переходила от одних династий к другим. Большинство владений в Италии и Египте были утрачены. Новым правителям пришлось организовать перенос правления на восток, сконцентрировавшись на обороне. К тому времени успели возникнуть новые угрозы для империи:

  • монголы;
  • персы;
  • славяне;
  • авары и лангобарды.

Примерно к VII веку империя обрела стабильность. Были проведены важнейшие реформы, приведшие к выводу из употребления латинского языка. За основной язык был принят греческий. Привело к этому и территориальное расположение на исторических греческих территориях и сохранившаяся греческая культура. Вопреки сложившемуся мнению население Византийской империи никогда не называло себя византийцами и не считало себя греками. В умах людей было понимание того, чье наследие они представляют, потому они предпочитали называться ромеями.

Временное усиление

Императором Василием II в 1019 году был проведен ряд успешных завоеваний, приведших к усилению империи и восстановлению стабильности. Начался новый экономический рассвет и стремительное культурное развитие. После смерти Василия страна снова окунулась в череду переворотов и войн, что привело к окончательной утрате провинций в Италии и концу Македонской династии.

К тому же произошел окончательный разрыв между христианскими церквями, последствием которого стало завоевание Константинополя крестоносцами. Свергнуть захватчиков удалось только Алексею Комнину. К этому времени положение дел в империи было критическим. Со стороны мраморного моря подступали сельджуки, норманы готовили вторжение в Грецию с запада, а с востока угрожали окрепшие славянские племена.

Но Алексею Комнину удалось не только вывести свою империю из кризиса, но и немного упрочить ее территориальную целостность. На руку императору сыграло начало крестовых походов, ослабивших восточные народы. Успехам во внешней политике способствовало упрочнение влияния его семьи и внутренние преобразования. Была проведена финансовая реформа и упорядочено налогообложение, к тому же был заключен договор с Венецией, открывавшей новые торговые связи Константинополя с латинскими городами.

https://youtube.com/watch?v=Bysy3tt8ZB0

[править] Экономика

Византийская экономика была одной из самых передовых в Европе и Средиземноморье на протяжении многих веков. Европа, в частности, была не в состоянии соответствовать византийской экономической мощи до позднего Средневековья. Константинополь был торговым центром, который в разные времена торговал почти во всей Евразии и Северной Африке, в частности, город являлся конечной точкой знаменитого Шелкового пути. До первой половины VI века в резком контрасте с упадком на Западе, византийская экономика процветала и укреплялась. Однако чума Юстиниана и арабские завоевания, существенно ослабили империю и способствовали периоду упадка и застоя. Реформы Исавриев и, в частности, заселение Константина V, общественные работы и налоговые меры, положили начало возрождению империи, которое продолжалось до 1204 года, несмотря на территориальные сокращения. С X века до конца XII века Византийская империя жила в роскоши, и даже путешественники, которые приезжали в Константинополь, были поражены богатством столицы. Четвертый крестовый поход привел к нарушению византийского производства и коммерческого господства Византии в восточной части Средиземного моря, что стало экономической катастрофой для империи. Палеологи пытались оживить экономику, но до конца времен империи государство не смогло получить полный контроль над внешней и внутренней экономической силой. Постепенно, она тоже потеряла свое влияние на условия торговли и ценовые механизмы, а также контроль над оттоком драгоценных металлов. По мнению некоторых ученых, империя в последние годы даже не чеканила собственных монет.

Одной из экономических основ Византии была торговля, чему способствовал морской характер империи. Текстильные изделия были самым важным предметом экспорта, то есть византийский шелк, который импортировали в Египет, а также он продавался в Болгарии и на Западе. Государство жестко контролировало как внутреннюю, так и международную торговлю, и долгое время сохраняла на неё монополию. Чеканка монет, поддерживая прочную и гибкую денежную систему, была адаптирована к нуждам торговли. Правительство осуществляло формальный контроль над процентными ставками, а также устанавливало правила деятельности цехов и корпораций, к которым оно проявляло особый интерес. Император и его чиновники вмешивались в период кризиса в ценообразование, в целях снижения цен на зерновые. Наконец, правительство зачастую перенаправляло излишки с налогов в перераспределение в виде зарплаты для государственных служащих, или в виде инвестиций в общественные работы.

Константинополь

Уже в VI веке Константинополь, благодаря своему удачному расположению на пересечении морских и сухопутных путей между Западом и Востоком, Севером и Югом, станет крупнейшим торговым и культурным центром Восточного Средиземноморья.

Кроме того, Константинополь был надежно защищен от внешних врагов, находясь на полуострове, окруженным морем с трех сторон. Лишь дважды за всю историю этот город был взят внешними врагами:

  1. В 1204 году — крестоносцами.
  2. В 1453 году — османами.

Наличие плодородных равнин способствовало развитию в Византии хлебопашества, возделыванию таких злаковых культур, как пшеница, рожь, ячмень, овес, полба. В приморских районах выращивали оливу. Оливковое масло входило в ежедневный рацион жителей Византии. На юге выращивали хлопок. Также развито было виноградарство. В высокогорных районах Балкан и Малой Азии, а также на плоскогорьях — разводили скот.  Рыболовство было очень распространено и рыба, наряду с хлебом, оливками и вином, входила в ежедневный рацион питания жителей Византии.

Краткая история Византии

Термин «Византия» произошёл от названия древнего города Византий, который расположен на берегах пролива Босфор. В первой половине 4 века н.э. император Константин Великий сделал этот город столицей Римской империи. Некоторое время он именовался Новым Римом, но впоследствии прижилось другое название – Константинополь.

В конце 4 века произошёл распад империи на Западную (с центром Риме) и Восточную (с центром в Константинополе). Первая вскоре была захвачена варварами и прекратила своё существование. Восточная же стала единственной наследницей распавшейся Римской империи.

Стоит отметить, что понятие «Византия» закрепилось лишь в 16 веке, уже после падения этой державы. Её жители именовали себя ромеями (римлянами), а свою империю – государством Ромеев или Романией. На Западе её называли Империей греков, а в Древней Руси – Греческим царством. Столицу Византии наши предки нарекли Царьградом.

Основным языком в Византии был среднегреческий, государственной религией – Православие. Византийские императоры именовались василевсами. Историк Александр Дворкин отмечает:

Максимального расцвета Византийская империя достигла при Юстиниане I в середине 6 века. Государство тогда имело наибольшую площадь и включало почти всё Средиземноморье, а также большую часть Причерноморья.  В последующие столетия под натиском многочисленных завоевателей (славяне, булгары, лангобарды, арабы, османы и др.) государство постепенно теряло свои территории. Примерно половина населения империи погибла при эпидемии чумы в 6-7 веках.

Официальный раскол христианской Церкви на латинскую (Католичество) и греческую (Православие) в 1054 году усугубил и без того плохие отношения с Западом. В 1204 году Константинополь был разорён крестоносцами (Четвёртый крестовый поход), Византийская империя распалась на несколько государств. Отвоевание столицы и изгнание латинян произошло спустя полвека силами Никейского правителя Михаила III Палеолога. Однако вернуться к былому величию Византия уже не смогла.

Эллинизирующая эра

Что империя потеряла на территории, тем не менее, она составляла в единообразии. Ираклий полностью эллинизировал империю, сделав греческий официальным языком, положив конец последним остаткам латинской и древнеримской традиции внутри империи. Например, латинский язык в правительстве, латинские названия, такие как Август, и идея единой империи с Римом были быстро распущены, что позволило империи преследовать свою собственную идентичность.

Многие историки отмечают широкие реформы во время правления Ираклия как переломный момент с древнеримским прошлым Византии, и после этого принято называть империю «византийской», а не «восточно-римской». Империя также к настоящему времени заметно отличалась по религии от бывших имперских земель в Западной Европе, хотя южные византийские провинции значительно отличались в культурном отношении от севера и практиковали монофизитское христианство, а не халцедонское православие. Потеря южных провинций арабам усилила православие в остальных провинциях.

Констанс II (правил в 641 — 668 гг.) Разделил империю на систему военных провинций, называемых тематами (темами), чтобы столкнуться с постоянным нападением, при этом городская жизнь за пределами столицы сокращалась, в то время как Константинополь стал самым крупным городом в христианском мире. Попытки арабов покорить Константинополь не увенчались успехом перед лицом византийского флота, их монополии на все еще таинственное зажигательное оружие, греческий огонь, крепкие стены города и мастерство воинов-императоров, таких как Лев III Исавр (царствовал 717 — 741).

После отражения арабских нападений империя начала восстанавливаться.

Несмотря на то, что историк Эдвард Гиббон в восемнадцатом веке ошибочно изобразил его, но Византийская империя была самой близкой к военной сверхдержаве в раннем средневековье благодаря своей тяжелой кавалерии (катафрактам), ее субсидированию (хотя и непоследовательно) зажиточный свободный крестьянский класс как основа вербовки кавалерии, его необычайная глубокая защита (тематическая система), использование субсидий для противостояния своих врагов, мастерство сбора разведданных, развитие системы материально-технического снабжения основанный на поездах мула, его военно-морском флоте (хотя часто трагически недофинансируемом) и его рациональных военных доктринах (не отличающихся от таковых Сунь Цзы, китайского автора «Искусства войны»), которые подчеркивали скрытность, удивление, быстрый маневр и маршаллинг подавляющей силы в то время и место выбора византийского полководца.

После осады 717 года, когда арабы понесли ужасные потери, халифат никогда не представлял серьезной угрозы для византийского центра. Для того чтобы вытеснить имперские силы из восточной и центральной Анатолии, потребовалась бы другая цивилизация — турок-сельджуков. Однако существовала значительная вражда между византийцами и халифатом.

Одной из потерь был Святой Город Иерусалим (638), который был сдан Патриархом Софронием (у которого, возможно, не было большого выбора, поскольку имперская армия была выведена). Потеря Иерусалима и последующий контроль над его священными местами лишали византийскую гордость. Следуя раннему примеру Иоанна Дамасского, который описал ислам как «предтечу антихриста», а Мухаммеда — еретика и псевдо-пророка, отрицательные карикатуры на ислам и Мухаммеда были обычным явлением в грекоязычном мире.

Восьмой век был во власти спора о иконоборчестве. Иконы были запрещены императором Львом III, что привело к восстаниям со стороны иконописцев в империи, в том числе Иоанна Дамасского. Благодаря усилиям византийской императрицы Ирины Второй Никейский Собор собрался в 787 году и подтвердил, что иконы можно почитать, но не поклоняться.

Ирэн также попыталась заключить брачный союз с Карлом Великим, который бы объединил две империи, воссоздав Римскую империю (две европейские сверхдержавы претендовали на этот титул) и создав европейскую сверхдержаву, сравнимую с древним Римом, но эти планы ни к чему не привели. Противоречие иконоборчества вернулось в начале девятого века, но было разрешено еще раз в 843 году. Эти противоречия не помогли распадающимся отношениям с Римско-католической церковью и Священной Римской империей, которые оба начинали приобретать больше собственной власти. Более тысячи лет Империя представляла собой преемственность римской и греческой культуры. Он объединил своих подданных с общим чувством идентичности, ценностями и пониманием общества как в конечном счете под суверенитетом Бога.

Императоры

С именем одного из самых известных византийских императоров Юстиниана I, который вступил на престол в 527 году, связаны судьбоносные моменты в истории Византии. В период его правления территория Византийской империи увеличилась почти в два раза. Были завоеваны новые территории:

  • Италия,
  • Часть Пиренейского полуострова,
  • Северная Африка

Правление Юстиниана ознаменовалось войнами со славянами, аварами, персами. Хоть им и не удалось захватить больших территорий Византии, некоторые города Византийской империи были разрушены. Юстиниан, которому нужны были средства на ведение войны, обложил население высокими налогами, что привело к бунту. В то же время разразилась эпидемия чумы. Кроме того, при Юстиниане гражданская и церковная власти объединились. Все это привело к ослаблению Византийской империи.

На этом фоне для укрепления монархической власти, Юстиниан ввел понятие «Божьего помазанника». Утверждение о том, что монарх получает власть от Бога легло в основу теории, принятой впоследствии в будущих империях.

В период VI-VII веков многие территории Византийской империи были потеряны из-за войн с персами, славянами, лангобардами и аварами. Даже завоевании Армении византийским императором Ираклием I не спасло ситуацию.

В этот период Византии пришлось воевать с арабами. Угроза нависла над Константинополем, который с 673 по 678 г.г. находился в осаде. Однако применение так называемого «греческого огня» помогло правившему тогда императору Константину IV отстоять столицу Византийской империи.

В этот период греческий язык заменил латинский в качестве государственного языка.

VIII век: с именем правившего в этот период императора Льва III связана победа над арабами и предотвращение дальнейшего распада государства. Кроме того, Лев III известен в истории политикой иконоборчества. Люди, уставшие от войны с арабами возносили молитвы перед иконами в поисках выхода из кризисной ситуации. Лев III стремился ограничить влияние Церкви на государство и общество, проводя политику борьбы с иконопочитанием. Лишь в 787 году императрица Ирина вновь положила конец этой политике.

IX-X века: этот период ознаменовался напряженной ситуацией внутри страны, где из-за возрождения иконоборчества в 821-823 г.г. шла гражданская война между сторонниками и противниками этой политики. На внешних границах империи также было неспокойно. Карл Великий (король Франков) угрожал с Запада. У Восточной границы Византии угрожал Багдадский халифат, захвативший Сицилию и Крит. Не прекращались столкновения с болгарами. В этот трудный период, согласно историческим источникам, Византия впервые стала контактировать с племенами русов. Начавшееся в 867 году правления новой Македонской династии вновь принесло империи могущество и процветание.

Известные имена правителей этой династии:

  • Василий I,
  • Василий II,
  • Иоанн I,
  • Роман I,
  • Константин VII,
  • Никифор II.

В этот период к Византийской империи вновь был присоединен Крит, а также Юг Аппенинского полуострова и Болгарии.

XI-XIX века: в этот период произошло много событий, которые в начале привели к усилению государства, а затем к феодальной раздробленности и в конечном счете к упадку империи.

Почему пала Византия

Историки спорят о причинах падения Византийской империи уже очень давно и выдвигают различные версии о факторах, которые все вместе и погубили империю.

Вот некоторые причины гибели:

  • По одной из версий, падению способствовала Венеция, желая устранить торгового конкурента в восточной части Средиземноморья.
  • Другие свидетельства говорят, что венецианской синьории египетский султан дал большую взятку, чтобы обезопасить свои владения.
  • Наиболее спорным является вопрос о причастности папской курии и самого Папы, желавшего воссоединения церквей.
  • Главной и объективной причиной гибели Византийской империи стала внутриполитическая и экономическая ослабленность. К этому привели нападения крестоносцев, придворные интриги со сменой императора, ненависть византийцев к торговцам, прибывшим из итальянских республик, религиозные распри, вызывающие ненависть к католикам и латинянам. Все это сопровождалось бунтами, погромами и кровавой резней с множеством жертв.
  • Военное превосходство и сплоченность турецкой армии.

Гибель Константинополя в 1453 году

История расцвета и гибели Византии на карте

Усиление влияния турок

Османская держава, созданная в 1299 г. из осколков Сельджукского султаната и Анатолии, получила название от имени первого султана Османа. Весь XIV век она наращивала мощь на границах Византии, в Малой Азии и на Балканах. Небольшую передышку Константинополь получил на стыке XIV и XV веков, когда началось противостояние с Тамерланом. После очередной победы турок над городом нависла реальная угроза.

Целью своей жизни Мехмед II назвал захват Константинополя турками, к чему тщательно готовился. Для наступления подготовили 150-тысячное войско, вооруженное артиллерией. Султан учел недостатки прошлых компаний, когда он был лишен флота. Поэтому на несколько лет был построен флот. Наличие боевых кораблей и 100-тысячной армии позволило туркам стать хозяевами в Мраморном море.

К военной компании было готово 85 военных и 350 транспортных судов. Военная мощь Константинополя складывалась 5 тысяч местных жителей и 2 тысяч западных наемников при поддержке всего 25 кораблей. На вооружении было несколько пушек, внушительный запас копий и стрел, что было крайне недостаточно для обороны.

Мощную крепость Константинополь, окруженную морем и заливом Золотой Рог, взять было не просто. Стены оставались неуязвимыми для осадных машин и орудий.

Наступление

Начало осады города приходится на 7 апреля 1453 года. Представители султана передали императору предложение о сдаче, на что правитель предложил выплатить дань, уступить свои территории, но сохранить город.

После получения отказа султан приказал турецкому войску штурмовать город. Войско имело высокую решимость, мотивацию, рвалось в наступление, что было полной противоположностью положению ромеев.

Ставка была сделана на турецкий флот, который должен блокировать город с моря, чтобы исключить прибытие подкрепления от союзников. Нужно было прорвать укрепления и зайти в залив.

Византийцы отбили первую атаку, перекрыв вход в бухту. Несмотря на все попытки, турецкий флот не смог подойти к городу. Нужно отдать должное смелости защитников, которые на 5 судах приняли бой со 150 кораблями турок, разгромив их. Туркам пришлось менять тактику и переправлять 80 судов по суше, что было сделано 22 апреля. Византийцы не смогли сжечь флот из-за предательства генуэзцев, живших в Галате и предупредивших турок.

Термин «Византийская империя»

Название Византийская империя является современным термином и было бы чуждо ее современникам. Греческое название Империи было wasωμανία Romanía или Βασιλεία Ῥωμαίων Basileía Romaíon, прямой перевод латинского названия Римской империи, Imperium Romanorum. Термин Византийская империя был изобретен в 1557 году, примерно через сто лет после падения Константинополя турками, немецким историком Иеронимом Вольфом (1516–1580).

Вольф ввел систему византийской историографии в своей работе Corpus Historiae Byzantinae, чтобы отличить древнеримскую от средневековой греческой истории, не привлекая внимания к своим древним предшественникам. Стандартизация термина не произошла до семнадцатого века, когда французские авторы, такие как Монтескье, начали популяризировать его.

На самого Иеронима Вольфа повлиял раскол, вызванный спором в девятом веке между римлянами (византийцами, как мы их сегодня представляем) и франками, которые во времена новообразованной империи Карла Великого и совместно с папой пытались узаконить свои завоевания, требуя наследства римских прав в Италии, таким образом отказываясь от своих восточных соседей как настоящие римляне.

Пожертвование Константина, один из самых известных поддельных документов в истории, сыграл решающую роль в этом. Отныне на Западе было принято называть императора в Константинополе не обычным «Императором Романорумом» (Императором римлян), который теперь оставался за Франкским монархом, а «Императором Грекорумом» (Императором греков). ) и земли как «Imperium Graecorum», «Graecia», «Terra Graecorum» или даже «Imperium Constantinopolitanus».

Пожертвование Константина претендовало на то, чтобы завещать папе абсолютную власть во временных и духовных делах, что означало, что на Западе вся политическая власть была теоретически делегирована папой князьям. Ни один принц или король не мог занять престол без папского благословения. Переосмысление Вулфом римской истории не было унизительным, поскольку он приписывал свои изменения историографии, а не самой истории.

Духовные причины падения Византийской империи

Православная традиция усматривает не только материальные, но и глубинные, духовные причины гибели Византии. Постепенное ослабление империи и её крах стали закономерным итогом духовно-нравственного разложения и предательства истинной веры.

Так, несмотря на сопротивление большинства церковных иерархов, византийские императоры ради военно-экономической помощи Запада заключили с католической церковью Лионскую (1274 г.) и Флорентийскую (1439 г.) унии. Формально это был акт объединения церквей, фактически же – подчинение греческого христианства латинскому с признанием католических догматов. Первая уния не была принята византийским духовенством. Вторую осудили Иерусалимский (1443 г.) и Константинопольский (1484 г.) Соборы Православной церкви. Прекратила общение с униатами и Русская митрополия.

Заключение уний не только не оправдало прагматических ожиданий византийских правителей, но и обернулось пагубными для государства последствиями. Императоры-изменники внесли раскол и смуту в общество, подорвали свой авторитет в народе.

В последние столетия существования Византии её жители всё больше отступали от Православия. Одни были готовы стать католиками ради защиты от турок. Другие были не против перейти под власть мусульман и принять их веру, чтобы стать независимыми от Запада. Также распространились различные языческие течения и суеверия. Настолько разобщённое и духовно дезориентированное общество не могло защитить свою Родину. Поэтому падение Византии было неизбежным.

Духовные писатели того времени свидетельствовали о вопиющем падении нравов в империи. Усиливались разврат, пьянство, увлечение колдовством. Приведём слова монаха и проповедника 14-15 веков Иосифа Вриенния:

Византийская культура

1. Философия и образование. 4

2. Архитектура и музыка. 5

3. Литература в Византии. 7

4. Фресковая живопись Византии.. 9

5. Декоративно-прикладное искусство Византии.. 9

6. Иконопись в Византии.. 11

7. Развитие художественной культуры.. 12

Заключение. 16

Список использованной литературы.. 17

Введение

Рождение византийской цивилизации историки связывают с основанием ее столицы города Константинополя.

Город Константинополь был заложен императором Константином в 324 году. И основан был на месте римского поселения Византии.

Фактически история Византии как самостоятельного государства начинается в 395 году. Лишь в эпоху Возрождения придумали название «византийская цивилизация».

Константинополь, явившийся центром основания византийской цивилизации, был удачно расположен.

Цель данной работы состоит в анализе основных направлений культуры Византии.

Информационной базой работы послужили учебники по культурологи, истории и пр.

1.Философия и образование

Философия

Философская мысль Византии формировалась в период, когда в Восточной Римской империи была создана религиозно-философская доктрина, объединяющая учение Платона и понятие о Логосе как об одной из ипостасей Троицы и о Христе-богочеловеке, примиряющем земное и небесное. Победа официального православия повлекла за собой закрытие Александрийской и Афинской школ императором Юстинианом I в 1529 г.

и означала фактически конец светской философии. С конца IV в. в Византии прочно утвердилась церковная литература. На базе церковных канонов и Священного писания основывается христианское учение.

Наиболее известные отцы восточной церкви — Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Василий Великий, феодорит Критский.

Этот период характеризуется неоплатонизмом как самым распространенным философским учением, в котором сочетаются стоическое, эпикурейское, скептическое учение с примесью элементов философии Платона и Аристотеля.

В V-VI вв. в неоплатонизме появляются два ответвления: дохристианское и более позднее, в котором неоплатонизм является основой идеологической христианской доктрины. Выдающимся представителем этой школы был Псевдо-Дионисий Ареопагит. Его учение было усовершенствовано Максимом Исповедником и прочно вошло в духовную жизнь византийского общества.

Второй период византийской философии — это иконоборчество, идеологами которого были иконопочитатели Иоанн Дамаскин и Федор Студит.

В третьем периоде развиваются рационалистические философские концепции, философия объявляется наукой, которая должна исследовать природу вещей, приводить эти знания в систему (XI в.).

Последний период византийской философии характеризуется развитием религиозно-мистического направления как реакции на рационализм.

Наиболее известен исихазм (Григорий Палама). Имеет сходство с Йогой: очищение сердца слезами, психофизический контроль для достижения единения с Богом, самососредоточение сознания.

Образование

В IV-VI вв. сохранялись старые научные центры (Афины, Александрия, Бейрут, Газа) и возникали новые (Константинополь).

В 1045 г. был основан Константинопольский университет с двумя факультетами — юридическим и философским. Книги переписывались в основном на пергаментах и были очень дороги. Хранилищами книг были монастыри и частные библиотеки.

С конца VII в. по IX в. высшее образование практически исчезло и возродилось лишь в конце века.

Архитектура и музыка

Архитектура

В искусстве Византии неразрывно связаны утонченная декоративность, стремление к пышной зрелищности, условность художественного языка, резко отличающая его от античности, и глубокая религиозность.

Византийцы создали художественную систему, в которой господствуют строгие нормы и каноны, а красота материального мира рассматривается лишь как отблеск неземной, божественной красоты. Эти особенности ярко проявились как в архитектуре, так и в изобразительном искусстве.

Тип античного храма был переосмыслен в соответствии с новыми религиозными требованиями.

Теперь он служил не местом хранения статуи божества, как это было в античную эпоху, а местом собрания верующих для участия в таинстве приобщения к божеству и слушания «слова божьего».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector