Раифский монастырь в казани: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото
Содержание:
Дом паломника
«Дом паломника» словно сошел с полотна художника — голубые башенки и белокаменные стены подстать архитектурному ансамблю древней Рaифской обители.
«Дом паломника» — это двухэтажное комфортабельное современное здание с летней террасой и видом на Раифское озеро.
Предусмотрена бесплатная парковка, ведется видеонаблюдение.
Около «Дома паломника» располагаются частные кафе, для детей обустроена детская площадка. . .
Всем гостям «Дома паломника» предоставляется возможность проведения экскурсии по Раифскому монастырю, которую можно заказать у администратора.
АДМИНИСТРАТОР «ДОМА ПАЛОМНИКА»
Офицерова Наталья Викторовна
ПОЖЕРТВОВАНИЯ ЗА ПРОЖИВАНИЕ В «ДОМЕ ПАЛОМНИКА».1 этаж
- экономкласс (12-местный) — пожертвование за койко-место 400 рублей;
- экономкласс (5-местный) — пожертвование за койко-место 400 рублей;
- экономкласс (3-местный) — пожертвование за койко-место 400 рублей;
- стандарт — пожертвование 1800 рублей;
- полулюкс — пожертвование 2000 рублей;
2 этаж
- экономкласс (2-местный) — пожертвование за койко-место 600 рублей;
- экономкласс (3-местный) — пожертвование за койко-место 600 рублей;
- экономкласс (4-местный) — пожертвование за койко-место 600 рублей;
- полулюкс — пожертвование 2000 рублей;
- люкс (однокомнатный) — пожертвование 2500 рублей.
Гости «Дома паломника» должны соблюдать правила размещения и проживания, соблюдать правила монастыря. В холле имеется расписание богослужений, участие в них по желанию.
При заселении гостю необходимо предъявить паспорт с регистрацией.
Заселение с детьми возможно (дети до 7 лет проживают бесплатно), при заселении необходимо предъявить свидетельство о рождении ребёнка.
ФОТОГАЛЕРЕЯ НОМЕРОВ
1 ЭТАЖ
ЭКОНОМКЛАСС (12-местные)
ЭКОНОМКЛАСС (5-местные)
ЭКОНОМКЛАСС (3-местные)
СТАНДАРТ (2-местные)
ПОЛУЛЮКС
2 ЭТАЖ
ЭКОНОМКЛАСС (2-местные)
ЭКОНОМКЛАСС (3-местные)
ЭКОНОМКЛАСС (4-местные)
ПОЛУЛЮКС
ЛЮКС
На первом этаже находятся место регистрации паломников, молитвенная комната, общая кухня, два санитарно-бытовых помещения.
На втором этаже находится холл для отдыха, два санитарно-бытовых помещения.
Комнаты повышенной комфортности имеют собственную кухню и санитарно-бытовое помещение.
Все помещения освящены, в каждой имеется икона. В коридорах – цветные витражи со святыми образами Божией Матери «Грузинская» и «Казанская», большое панно с сюжетом Благовещения Пресвятой Богородицы.
Проживающие в Доме паломника могут воспользоваться кафе «Монастырская трапеза» и купальней на берегу Раифского озера.
ВОЗРОЖДЕНИЕ РАИФСКОЙ ОБИТЕЛИ
В июне 1990 года архимандрит Всеволод (Захаров), на тот момент игумен, настоятель Петропавловской церкви города Зеленодольска, возвращался со священниками своего храма из Казанского епархиального управления. В этот день он решил осмотреть древнюю Раифскую обитель, находящуюся в четырех километрах от трассы Казань—Зеленодольск. Батюшка давно уже слышал об этом месте от своих прихожан, которые помнили её еще до упразднения. Их описания живописного места, в котором она находилась и той особенной благодатной атмосферы Раифы, которую они хранили в сердцах своих, побуждали его увидеть монастырь своими глазами.
Приближаясь к монастырю на машине по лесной аллее, за деревянными хозяйственными постройками священники вдруг увидели высокую стройную надвратную колокольню, устремившуюся в небо обезглавленным верхом. Ниже виднелись чёрные от ржавчины циферблаты башенных часов, обшарпанные полуразрушенные стены с обвалившимися зубцами и развалившиеся башни. Черным пятном возвышался над деревянным забором некогда белоснежный собор иконы Божией Матери «Грузинская». Но никакое запустение не могло коснуться былого величия и красоты монастырского ансамбля — даже разрушенный, он был прекрасен в окружении заповедного леса.
Пройти внутрь было непросто — на территори обители уже много лет располагалось специальное производственное техническое училище (СПТУ), и вход был только по спецпропускам. Священники обратились к охране с просьбой разрешить им осмотреть монастырь, и администрация СПТУ откликнулась на их просьбу. Директор колонии провел их на территорию монастыря и показал им весь монастырский комплекс.
Внутри монастырь имел плачевный вид: осыпавшиеся стены, разрушенные кровли, купола без крестов. Однако былые красота и величие этой обители явно выступала из руин. Тем временем, в беседе отца Всеволода с директором зашел разговор о том, что хорошо было бы вновь открыть этот монастырь и тот одобрительно об этом отозвался.
С того времени игумен Всеволод стал хлопотать об открытии монастыря и срочно принялся собирать документы, необходимые для этого. Когда все документы были готовы, их направили Уполномоченному по Делам Религий при Совете Министров ТССР, а он переправил их в Москву в Совет по Делам Религий при Совете Министров СССР, и в конце декабря 1990 года была получено официальное разрешение на открытие храма на территории монастыря. После получения регистрационного свидетельства отец Всеволод обратился в Зеленодольский райисполком за разрешением на открытие монастыря.
Этот вопрос рассматривался на сессии Зеленодольского райисполкома в январе 1991 года. Зампредседателя райисполкома Весёлкин Е.С. зачитал решение райисполкома о том, что райисполком не может передать монастырь Русской Православной Церкви до полного выселения СПТУ, отклонив тем самым прошение о возвращении монастыря. Также отказ в передаче монастыря верующим мотивировался тем, что это якобы может нанести психологическую травму воспитанникам, находящимся в данное время на территории монастыря.
Тогда в прениях выступил игумен Всеволод, рассказав собравшимся о том, какую широкую огласку получило ходатайство об открытии монастыря и сколько православных людей ждёт положительного решения. Он сослался на частное мнение многих присутствующих на сессии руководителей и депутатов, которые явно сочувствуют Церкви, а также зачитал официальное письмо директора СПТУ В.И. Чернова с информацией о том, что руководство СПТУ не возражает против открытия монастыря. После этого доклада присутствующие единогласно проголосовали за передачу монастыря верующим поэтапно, по мере освобождения монастырских зданий СПТУ.
Так началось возрождение Раифского Богородицкого мужского монастыря, а игумен Всеволод промыслом Божиим стал его строителем.
По оценкам экспертов, на момент передачи церкви сохранность некоторых монастырских построек составляла всего 16 процентов. Нелегко было находить средства на восстановление почти полностью разрушенной обители. Однако, как говорит Святое Писание: «То, что невозможно для людей, возможно для Бога» (Евангелие от Луки 18:27).
Церковь в честь святых отцов в Синае и Раифе избиенных
Церковь в честь святых отцов в Синае и Раифе избиенных, построена на месте деревянного храма, освящена в 1708 году. Частично перестроена в 1892-1897 годах по проекту Ф. Малиновского (с добавлением братской трапезной).
Преподобные отцы, в Синае и Раифе избиенные — почитаемые в Православной церкви египетские подвижники, жившие в окрестностях горы Синай в монастыре Святой Екатерины и расположенной рядом Раифской пустыни на берегу Красного моря. Синайские и раифские подвижники проводили особо строгую жизнь — всю неделю они пребывали в келлиях в молчании, в субботу собирались на всенощное бдение и в воскресенье причащались Святых Таин. Питались только финиками и водой. Многие из пустынников прославились даром чудотворения. Первое избиение кочевыми арабскими племенами произошло около 312 года. Второе избиение — через сто лет и описано преподобным Нилом Постником.
Церковь в честь святых отцов в Синае иРаифе избиенных |
Цветник на бывшеммонастырском кладбище |
Церковь в честь святых отцов в Синае иРаифе избиенных |
Святой преподобный Нил Постник, уроженец Константинополя, жил в IV веке и был учеником святого Иоанна Златоуста. Получив прекрасное образование, Нил еще молодым человеком был назначен на важный пост префекта столицы. К этому времени Нил был женат и имел двух детей. Блеск придворной жизни тяготил супругов. Огромное влияние на их жизнь и их стремления оказывал святой Иоанн Златоуст. Супруги решили расстаться и посвятить себя иноческой жизни. Жена Нила с дочерью удалилась в один из женских монастырей в Египет, а преподобный Нил с сыном Феодулом ушли на Синай, где поселились в выкопанной своими руками пещере. Сорок лет служила эта пещера жилищем преподобному Нилу.
Собор Грузинской Божией Матери
Собор в честь иконы Грузинской Божией Матери построен в стиле классицизма в 1835—1842 годах архитектором М.Коринфским. По сведениям из Путеводителя А.Рощектаева строительство обошлось в 50 000 руб. Собранная, как частные пожертвования, сумма была огромной, по тем временам (на рубль можно было кампанией неделю гулять в кабаке). Интересно, что пятую часть (10 000 рублей) внёс один человек — казанский мещанин Дмитрий Орлов.
История иконы, давшей имя собору, такова: в 1622 году персидский шах Аббас покорил Грузию. При этом он захватил многие святыни Грузинской земли, которые затем предлагал для продажи русским купцам, бывающим в Персии. Среди многих похищенных вещей находилась и Грузинская икона Божией Матери, украшенная серебром и золотом. Один персидский торговец предложил её приказчику купца Егора Лыткина, Стефану Лазареву, находящемуся тогда по торговым делам в Персии. Стефан с радостью купил чудотворный образ Богородицы в 1625 году и некоторое время хранил его у себя.
В это время Ярославский купец Егор Лыткин в ночном сновидении увидел эту икону и ему было открыто, что она находится у его приказчика Лазарева, и в то же время получил приказание отослать Грузинскую икону в основанный в 1603 году Красногорский монастырь на Пинеге в Архангельской епархии. Об этом откровении Лыткин на некоторое время забыл. Но когда Стефан в 1629 году возвратился на родину и показал ему икону, то купец тотчас же вспомнил о видении. Он немедленно отправился с Грузинской иконой в Двинские приделы в Черногорскую обитель, где и исполнил виденное ранее предзнаменование. Черногорской обитель была названа потому, что была построена на гористой, мрачной с виду, окруженной густыми лесами местности (близ Холмогор), известной под именем Черной горы. Наименование «Красногорский монастырь» обитель эта получила только впоследствии.
После основания Раифской обители в 1661 году казанский митрополит Лаврентий распорядился послать под Холмогоры одного из лучших летописцев и снять точный список с Грузинской иконы. Список был торжественно встречен в Казани митрополитом и с почестями препровожден в Раифский монастырь.
Собор Грузинской Божией Матери |
Барельефы на стенахСобор Грузинской Божией Матери |
Собор ГрузинскойБожией Матери |
В 1689 году пожар, неизвестно отчего возникший, истребил все строения Раифской пустыни, «церкви Божьи со всею утварью и колоколами», как сказано в челобитье игумена Германа. Обитель пришла в крайнее запустение, лишь немного священных предметов и вещей удалось вынести из храмов и келий. Кроме построек также сгорело более 100 десятин заготовленного для строительства леса, что существенно затрудняло восстановление пустыни. К счастью, Чудотворная Грузинская икона Божией Матери была спасена от пожара.
Самое начало
Основателем обители был отшельник Филарет. Родом он был из богатой московской купеческой семьи. После того, как его горячо любимые и почитаемые родители покинули этот мир, Филарет решил отправиться в странствие по городам, по пути раздавая нуждающимся своё имущество.
В начале своего отшельнического пути остановился он в Московском Чудовом монастыре, где и был пострижен в монашество. Здесь он дослужился до сана иеромонаха. Но решил оставить это место, так как Москва показалась ему не слишком уединенным местом.
Он пешком отправляется в путь, и в 1613 году прибывает в Казань. Некоторое время странник жил в Спасо-Преображенском монастыре на обширной территории ныне очень знаменитого Казанского Кремля.
Здесь он нашел то, что искал: молитвенный покой. Но со временем, к нему стали стекаться люди за советом
Его знали как человека мудрого и проницательного, поэтому его слово было так важно приходящим
И вот Филарет решается уйти от людского внимания. После чего он обосновался вдали от всех людей, построив для себя уединённую келью на берегу небольшого тихого Сумского озера.
С давних времён эти земли обживали коренные жители, называемые черемисами. По определённым дням на берегу живописного озера они совершали языческие обряды. Вот они-то и разнесли на много вёрст вокруг весть о святом человеке, одиноко проживавшем на побережье озера, которое с тех пор зовётся ещё и Монастырским.
По существующему сказанию, одному из монахов случилось видение. Он увидел в небе руку, указывающую на определённое место Раифской пустыни. Вскоре после этого, некоторые монахи слышали колокольный звон, который раздавался как-будто ниоткуда.
Узнав об этом чудесном знаке, Филарет наказал построить на этом месте часовенку. В 1659 году Филарет умер. Предчувствуя свою смерть, он вернулся из отшельничества в Казанский Спасо-Преображенский монастырь, так как хотел, чтобы его отпели по всем монастырским канонам. Там он и был похоронен.
А спустя 2 года, на месте уединения отшельника решено было основать православный монастырь.
Почти в это же время сюда привезли список с Грузинской иконы Богородицы. Он был сделан с оригинала Образа, хранившегося тогда в обители близ Холмогор.
А сам монастырь очень долго располагался среди язычников, поэтому ему дали название в память о драматических события 4 века. Тогда от язычников приняло смерть много монахов-христиан. Монастырь назван в честь Святых Отцов, в Раифе и Синае убиенных
Достопримечательности Раифского монастыря в Казани
Раифский монастырь пользуется вполне заслуженной популярностью среди туристов. Начнем с того, что расположен он в очень живописных местах на территории природного заповедника. Уже по дороге сюда понимаешь, что путешествие не будет напрасным
Природные пейзажи в пути доставляют огромное удовольствие, да и сам монастырь расположился у живописного озера среди красивого леса, так что одной из его достопримечательностей, которая первой бросается в глаза, можно назвать удивительной красоты природу.
Затем несомненно обращаешь внимание и на богатую старинную архитектуру монастыря. Собор Грузинской Божией Матери, являясь ныне главным храмом Раифского монастыря, все же не столь захватывает дух с архитектурной точки зрения
Он представляет скорее скромную красоту, но, возможно, так и должно быть на территории святой Обители.
Лично мне больше понравилась изящная колокольня и архитектурный ансамбль монастыря в целом. А вот атмосфера сразу располагает – здесь очень спокойно, люди доброжелательны. Интересно наблюдать за монахами и послушниками в их ежедневных трудах. А труды эти также ощущаются – по всей монастырской территории очень чисто и аккуратно, видно, что за этим ухаживают, заботятся.
На территории Раифы также можно увидеть много красивых скульптур на религиозную тематику и изящных фонтанчиков, а еще – довольно неожиданно – скульптуру казанского кота.
Знаете ли вы? Оказывается, когда-то Екатерина II, приехав сюда с визитом, была приятно удивлена тому, сколь мало во дворах водится мышей, тогда как в Петербурге на то время они были ужасной напастью. Ей объяснили, что казанские коты легко справляются с мышами, после чего Екатерина II забрала пару котиков с собой. За это в Казани котов почитают и поныне.
Раифский монастырь сейчас имеет довольно развитую туристическую инфраструктуру. Здесь вы можете найти несколько уютных кафе, сувенирную лавочку и даже детскую площадку.
Собор во имя Живоначальной Троицы
Собор во имя Живоначальной Троицы — одновременно самая крупная (вместимость около 3000 человек) и самая «молодая» постройка Раифского монастыря. Выстроен архитектором Малиновским (его работы можно видеть в Свияжске, Чебоксарах, Казани) в 1904—1910 годах на месте старого храма (конец XVII века) в неорусском стиле. К сожалению, в обители не было достаточно средств и Троицкий собор не был расписан.
Троицкий собор |
Троицкий собор |
Троицкий собор |
После полного закрытия монастыря в 1930 году и происшедших здесь трагических событий. в сентябре 1933 года здесь была организована Раифская трудовая коммуна — колония ОГПУ ТатССР, где в храмах и братских корпусах располагались производственные мастерские, клуб и столовая. В 1938 году НКВД приняло решение реорганизовать Раифскую трудовую коммуну в колонию закрытого типа.
С этих пор Святая обитель и прилегающая к ней территория были превращены в зону, где находились жилые и хозяйственные постройки колонии: в Троицком Соборе был устроен гараж, в Грузинском — клуб, а на втором этаже — спортивный зал. В 1953 году колонию закрыли, с тех пор здесь перевоспитывались подростки-правонарушители и готовились рабочие для деревообрабатывающей промышленности, лесного и сельского хозяйства. Это продолжалось до передачи Раифского монастыря Православной Церкви в 1991 году.
Водосвятная часовня,(1997 год) |
Водосвятная часовня,(1997 год) |
На западной стороне прихрамовой площади Раифского монастыря находится часовня, в которую из артезианских скважин подведена вода.
Солнечные часы |
Северо-Западная башня |
Флюгер одной из башен |
Канцелярия наместникамонастыря |
Братский корпус — построен на месте предыдущего корпуса (начало XX века) и разобранного в 1960-х годах.
Строительство велось по сохранившимся старым чертежам с использованием современных материалов.
Канцелярия наместника монастыря |
Братский корпус |
Софийский храм (1794 год) |
Софийский храм(1794 год) |
Софийский храм(1794 год) |
Софийский храм(1794 год) |
Софийская церковь над братскими кельями построена в 1739—1827 годах. Это одна из самых маленьких церквей — в храмовой части могут находиться только 7 человек.
Замерзшее Раифское озеро |
Ледяные скульпуры |
Достопримечательностью монастыря являются молчаливые лягушки, которые не квакают вблизи монастыря. Легенда такова: однажды монахи Раифского Богородицкого монастыря попросили у Бога милости — избавить их от кваканья лягушек, мешающего им петь. Случилось чудо — лягушки замолчали. И молчат по сей день, хотя на берегу чудесного озера, где стоит Раифский Богородицкий монастырь они водятся в избытке. Многие пытались развенчать этот миф. Привозили сюда французских жаб, которые вблизи монастырских стен замолкали. Увозили исследовать монастырских лягушек. Но уже в километре от монастыря они начинали возбужденно прыгать, а затем заливались громким раскатистым кваканьем. Молчание лягушек — чудо, с которым сталкивается каждый, приезжающий в Раифу.
Несколько снимков монастырской ограды, выполненной в традициях фортификационного строительства своего времени. Сложенные из кирпича стены и башни побелены, по углам ограды возвышаются круглые башни под гранеными железными кровлями, увенчанные флюгерами.
Часовня на южной стене(XVII-XVIII век) |
Угловая Юго-восточная башня с флюгером(XVII-XVIII век) |
Угловая Юго-восточная башня с флюгером(XVII-XVIII век) |
Статуя кота на фонеЮго-восточной башни |
Считается, что когда-то в башне, находящейся в южной стене ограды, был домовый храм, но ещё в середине XIX века здесь устроили монастырскую гостиницу, и оно утратило культовое назначение. Храм, расположенный в башне ограды — явление не редкое, но в данном случае сооружение по своей архитектуре больше похоже на храм, нежели на башню. К числу таких признаков относится апсида (алтарный выступ), к сожалению, не видимая на фотограии с выбранного ракурса. После возвращения монастыря Церкви здание освящено не было, тем не менее, в различных источниках и на сайте Раифского монастыря оно значится как «часовня на южной стене». Сейчас восстановлены внешние атрибуты церкви — глава и крест, но сам храм не возобновлен.
В завершении — несколько снимков с берега. Озеро когда-то называлось просто Сумкой, как и речка, протекающая сквозь него, теперь, как и обитель, именуется Раифским.
История Раифского монастыря
В 1613 году на берегу окруженного лесами Сумского (Раифского) озера поселился монах-отшельник по имени Филарет. Первое время в уединенной келье-хижине жил Филарет в одиночестве, все свое время посвящая молитвам и общению с Богом. Лишь черемисы (предки современного марийского народа), приходя на берег лесного озера в определенные дни с целью совершения своих языческих жертвоприношений, нарушали уединение Филарета. Вполне вероятно, что именно черемисы разнесли по окрестностям весть о монахе-отшельнике. Так, рядом с Филаретом стали селиться другие монахи, и возникло новое монашеское поселение.
Возрождённый монастырь
Монастырский комплекс, в котором живут 60 насельников, сегодня – чистая ухоженная территория. У центрального входа – памятник Сергею Радонежскому, которого считают предвестником православия в Поволжье.
Украшение территории
Территорию украшают скульптуры: монах Филарет с котомкой за плечами идет в Раифу, Богородица прижимает к себе Младенца, Ангел раскрывает крылья навстречу прихожанам. В окружении нежных белоснежных лилий высится женская скульптура – кому принадлежит образ, осталось загадкой.
Ландшафтный дизайн продуман до мелочей. В центре комплекса – монастырская площадь, на которой установлены солнечные часы. Всюду – цветочные клумбы, за ними ухаживают сами монахи. Декоративные растения прибывают в дар из разных стран.
Среди брызг водопада вдруг открываются кусты свежих благоухающих роз. Рядом – в небольшом искусственном прудике плавает утка с утятами. Искусственное гипсовое семейство издали похоже на настоящее.
Среди цветов перед взором гостей предстают деревянные и гипсовые фигурки зайчиков и медведей, лягушек и кошек, вырезанные руками послушников. На территории Раифы много живых кошек, ласковых, умных, спокойных.
Территория уникальных жаб
Когда в здешних местах впервые поселились монахи, рядом оказалось несметное число громко квакающих лягушек, от которых отшельникам не было покоя ни днем, ни ночью. Шум отвлекал от молитв и богослужений, не давал уснуть по ночам.
Измученные бессонницей и несмолкаемым ором, монахи обратились к Всевышнему с прошением о том, чтобы обитатели водоема перестали квакать навсегда.
Кваканье, действительно, прекратилось, хотя лягушки не исчезли, им нравится укромный уголок. Необычная новость распространилась по округе, ведь привезенные сюда из других болот жабы тоже замолкали. Однажды парочку молчаливых жаб похитили, но за территорией монастыря они снова начали издавать свои традиционные звуки. С тех пор молчащие лягушки – внешняя достопримечательность Раифского монастыря.
Социальная жизнь монастыря
При монастыре действует приют для мальчиков. Здесь выпускают газету с приложение «Светлячок» для детей. У Раифской обители – свой сайт, концерты вокального ансамбля «Притча» проходят не только в России, но и за рубежом.
При входе на территорию монастыря – несколько музеев. Сюда приезжают паломники и туристы. На территории монастыря обустроен Дом паломника с 25 гостиничными скромными номерами.
Что посмотреть в Раифе
Кроме посещения святынь монастыря, здесь можно замечательно провести время и насладится превосходными живописными красотами. Во-первых, неповторимо само Раифское озеро
, сказочное, волшебное и бесконечно умиротворенное. Нужно просто взять лодку напрокат и покататься по нему, любуясь издали силуэтами Раифских строений — что может быть приятней! По краям озера растут кувшинки, тишина и покой проникают в душу и так не хочется отсюда уезжать!
Раифское озеро
На берегу озера расположено множество кафе, где можно подкрепиться, не прекращая созерцать живописность озера и его противоположного берега. А потом погулять по удивительно благоустроенной, с великолепными цветниками и скульптурами территории монастыря, попить и обязательно набрать с собой святой раифской водицы, приобрести памятный сувенир или же картину местного художника.
Раифский Дендрарий
А если вы путешествуете на своей машине, то в оставшееся время предлагаем заехать в Раифский Дендрарий
, находящийся за поселком Садовый. Дело в том, что территория монастыря входит в Волжско-Камский природный заповедник, один из крупнейших в Европе. В нем находится более 500 видов растений Западной Европы, Северной Америки и Азии. Есть деревья, возраст которых превышает 300 лет. Около редких экспонатов находятся таблички с указанием наименования дерева и его возраста. Гуляя по аллеям заповедника можно увидеть различные виды елей, можжевельников, сосен, кленов, лиственниц, черемух, узнать много редких названий, таких как бархат амурский или аморфа кустарниковая. А в самых живописных местах или около самых экзотических экспонатов можно сделать незабываемые фотографии.
Раифский Дендрарий
При заповеднике есть Музей природы, в котором представлены очень искусно сделанные чучела животных и птиц, проживающих на здешней территории. В лесу встретить и рассмотреть их довольно сложно, а в музее можно не только увидеть этих животных, но и узнать про них много интересных фактов. Конечно, посещать дендрарий имеет смысл только с мая по сентябрь, когда все растения цветут, завязывают плоды или меняют окрас, т.е. предстают перед нами во всей своей красе и великолепии.
История
Раифский монастырь был основан отшельником Филаретом, известным тем, что после смерти родителей он раздал все свое имущество и отправился странствовать по городам Поволжья. В 1613 году он пришел в Казань и жил в Спасо-Преображенском монастыре Казанского Кремля, а затем перебрался на берег Сумского озера в Раифу, где построил себе келью. Это было удивительно красивое место, окруженное заповедным лесом.
Постепенно в округе разнесли слух, что на берегу озера в хижине-келье живет святой человек и после этого вокруг Филарета собралось много православных христиан. Вскоре была построена часовня, в которую привезли копию иконы Грузинской Божьей матери, списанной с оригинала Красногорского монастыря близ села Холмогоры. В 1659 году Филарет умер, а через два года в 1761 году с благословения митрополита Казанского Лаврентия был основан мужской монастырь, который в то время был построен из дерева.
Сильный пожар в 1689 году уничтожил все строения и первыми каменными постройками стали зубчатые стены и башни, которые образовали монастырский кремль, сохранившийся до настоящего времени.
Среди главных сооружений можно отметить следующие:
- Церковь Свв. Отцев, в Раифе и Синае избиенных, построена в 1708 году
- Софийская церковь над братскими кельями, возведена в камне в 1739–1827 годах. Это одна из самых маленьких церквей, в храмовой части ее могут находиться только 7 человек
- Грузинский собор построен в стиле классицизма в 1835–1842 годах под руководством архитектора Михаила Коринфского
- Надвратная колокольня высотой около 60 метров возведена в 1889–1903 годах, это самое высокое сооружение монастыря
- Троицкий собор в неорусском стиле построен в 1904–1910 годах под руководством архитектора Федора Малиновского.
Перед революцией в монастыре было 80 монахов. Когда в 1918 году обитель была официально закрыта, в обители несколько лет проходили богослужения. В 1930 году ее последние иеромонахи Сергий, Антоний и Варлаам, Иов и Иосиф, послушник Петр Тупицын и миряне Василий Гаврилов и Степан Абрамов были расстреляны по обвинению в контрреволюционной деятельности.
В 1930-е годы на территории монастыря содержали политзаключенных, позже — малолетних преступников, а в храмах находились ремонтные мастерские.
Раифский монастырь был возвращен русской Православной церкви в 1991 году. Тогда он представлял печальное зрелище — разрушенные стены и кровля, купола без крестов и обезглавленная колокольня.