Икона пресвятой богородицы «радуйся, невеста неневестная»

Самый древний акафист

Сегодня вечером мы начнём праздновать удивительное торжество, которое называется Суббота акафиста, или Похвала Пресвятой Богородицы. Акафисты любимы в народе, православные часто читают их дома – Иисусу Сладчайшему, святителю Николаю Чудотворцу, преподобному Серафиму Саровскому… Поют и в храмах после службы – каждый день разным святым. Но вот оказывается, что самый древний акафист, по образцу которого написаны все остальные – это акафист Пресвятой Богородице. Он есть у нас в молитвословах, начинается со слов «Взбранной Воеводе победительная», и написан давным-давно, тысячу лет назад в честь избавления Константинополя от вражеских полчищ.

Икос 5

Видевше Ангельския Силы величие Твое, Богоневесто, древле кивот образовавшая, пред Ним же море удалялось, Иордан возвращался вспять: Ты же одушевленная Божия святыня, вся тварь падает пред Тобою, покланяется величию Твоему, вопиющи:

Радуйся, чистая Дево, Матерь благословенная;

Радуйся, свято Богом внутрь исполненная.

Радуйся, слава девам и украшение;

Радуйся, святейшее человеком благословение.

Радуйся, звездо пресвятая, нас озаряющая;

Радуйся, заря божественная, нас просвещающая;

Радуйся, всех красот изряднейшее украшение.

Радуйся, всех земных и небесных прославление;

Радуйся, вожделенная, Пророками предреченная.

Радуйся, Праотцами различно предъявленна.

Радуйся, в мирских горестях услаждение;

Радуйся, в пустынях живущим утверждение.

Радуйся, благодатная, Господь с Тобою!

О чем молятся перед иконой «Невеста Неневестная»

Старец Саровский своими поклонениями святому лику показал, что этот образ не является только женским. Перед ним могут молиться как женщины, так и мужчины, прося Богородицу о христианских качествах души:

  • чистоте;
  • смирении;
  • послушании;
  • покорности;
  • верности.

В современном мире, испорченном сексуальными революциями, многие из перечисленных качеств кажутся анахронизмом, пережитком прошлого, однако, только в чистоте и смирении можно пребывать перед престолом Божьим.

Суета сует съедает людей, вводит в стрессы и депрессию, молитва перед святым образом дарует спокойствие и мир. Черная ненависть и злоба покрывается истинным смирением и прощением, Господь наполняет истинной благодатью пребывающих в молитвах перед Ним.

Важно! По словам людей, слышащим песни молитвы в храме, их наполняло особое чувство Божественного присутствия. Мелодичное и по особому таинственное исполнение церковными певчими текста молитвы завораживает, заставляет остановиться и погрузиться в слова молитвы

История и состав акафиста

рекомендуем к прочтению

  1. Молебен Господу Иисусу Христу
  2. Молебен Пресвятой Богородице
  3. Молебен о даровании детей
  4. Молебен иконе Божией Матери «Нечаянная радость»

В традициях Православной Церкви, ее культурной сокровищнице есть множество молитвенных жанров. В переводе с греческого акафист – «песнь, исполняемая стоя», то есть особо торжественная. Это молитва с выражением похвалы и просьбами Господу, Божией Матери, Небесным Ангельским Силам или определённому святому.

Первый акафист Божией Матери с началом «Взбранная Воеводе Победительная…» и припевом «Радуйся, Невеста Неневестная!», хвалебный православный гимн, был создан в Византии примерно в V-VII вв. Святым Романом, диаконом собора Святой Софии в Константинополе. Его издавна считают покровителем поэтов и певцов. Святой заложил основы церковного пения и сложил немало молитвенных гимнов, текстов песнопений, которые мы слышим и сегодня (конечно, в переводе на русский). Имя Сладкопевца он получил, будучи украшением всей Церкви благодаря своей праведности, чудесному голосу и сочиненным им вдохновенным произведениям. Поистине благодаря ему человечество обрело эстетически и духовно прекрасные молитвенные песнопения. Церковная культура обогатилась более, чем тысячей молитвословий (тропарей, кондаков, канонов и акафистов).

Важнейшим наследием святого Романа Сладкопевца является первый акафист, давший начало религиозно-поэтической, молитвенной традиции акафистов, которые сейчас написаны почти для каждой иконы Богородицы и каждого святого. Акафист «Радуйся, Невеста Неневестная» – шедевр словесности и богословия. Он наиболее известен среди других и единственный из всех акафистов, который вписан в богослужебный устав: читается всей Церковью в Субботу Акафиста Великого поста, имеющую также название «Похвала Пресвятой Богородицы».

Всего песен в любом акафисте 25 , которые делятся на две группы: – Кондаки – небольшие молитвенные тексты, в переводе – «хвалебные песни», их 13. Завершаются кондаки пением слова «Аллилуйя» (на иврите – «хвалите Бога»). – Икосы – в переводе – «пространные песни». Состоят из двух частей, первая – описательная или просительная, вторая – где по двенадцать раз повторяется приветствие «Радуйся» (по-гречески «хайре», так греки здоровались друг с другом), за которым следует прославление. Первый Акафист Божией Матери имел завершение каждого икоса: «Радуйся, Невеста Неневестная». Такие слова отсылают к приветствию в день Благовещения Архангела Гавриила к Пречистой Деве: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобой». Их в акафисте 12. – Последняя песня в акафисте – 13-й кондак, небольшая молитва-обращение с заключительной просьбой, повторяющаяся трижды подряд. – Также после акафиста всегда читается молитва.

ИКОНОГРАФИЯ ОБРАЗА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «НЕВЕСТА НЕНЕВЕСТНАЯ» И ПРОИСХОЖДЕНИЕ НАЗВАНИЯ

РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ

  1. МОЛИТВА В ДОРОГУ
  2. МОЛИТВА ЗАДЕРЖАНИЯ ЗЛА ПАНСОФИЯ
  3. МОЛИТВА МАТРОНЕ МОСКОВСКОЙ В БОЛЕЗНИ
  4. МОЛИТВА ОТ ТЮРЬМЫ

Слова названия иконы полностью звучат так: «Радуйся, Невеста Неневестная!» – и представляют собой повторяющуюся строку Акафиста Божией Матери, хвалебного гимна, созданного в Византии примерно в V-VII вв. Это первый акафист, давший начало религиозно-поэтической, молитвенной традиции акафистов, которые сейчас написаны почти для каждой иконы Богородицы и каждого святого. Акафист «Радуйся, Невеста Неневестная» – шедевр словесности и богословия. Он наиболее известен среди других и единственный из всех акафистов, который вписан в богослужебный устав: читается всей Церковью в Субботу Акафиста Великого поста, имеющую также название «Похвала Пресвятой Богородицы».

Название «акафист» означает «песнь, исполняемая стоя», то есть особо торжественная. Он делится на кондаки – небольшие молитвенные тексты – и икосы, где по двенадцать раз повторяется приветствие «Радуйся» (по-гречески «хайре», так греки здоровались друг с другом) с завершением «Радуйся, Невеста Неневестная». Такие слова отсылают к приветствию в день Благовещения Архангела Гавриила к Пречистой Деве: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобой».

Образ «Невеста Неневестная» – это изображение Богородицы в день, когда Архангел Гавриил по повелению Бога Отца явился к Ней, чтобы возвестить Благую Весть – что именно Она, чистая и целомудренная девушка, зачнет от действия Духа Святого и родит Сына Божьего, Мессию, Который спасет человечество от власти греха. На иконе Пресвятая Дева изображена такой, какой Ее увидел Архангел, рассказавший о Ее предназначении: со сложенными молитвенно на груди руками, опущенным вниз взглядом. Образ написан в XVIII веке и напоминает Остробрамскую икону, но Богородица на нем более скромна, не имеет короны, а также звезд и полумесяца вокруг нее.

Это нежная земная девушка, скромная и смиренная, однако с сильной волей: в день Благовещения, узнав от Небесного Посланника о скором зачатии, Она стала задавать ему вопросы, чтобы прояснить волю Божию и узнать, как Она должна вести себя. Дева Мария удивилась, можно ли зачать ребенка без мужа. Ангел же пояснил, что Ее осенит сила Божия, благодать Духа Святого

Важно, что Архангел возвещает Ей волю Божию как просьбу Бога, а Дева Мария должна согласиться на рождение Ею Сына Божьего

Так рождается Новый Завет – новый союз Бога и человека. Господь никогда не заставляет нас выполнять Его волю. Даже то, что будет во благо и нам, и многим другим людям, мы должны согласиться сделать – именно так, как с доверием промыслу Божьему и смирением приняла свой жизненный путь страдающей Матери Господа Дева Мария.

Пресвятая Богородица стала невестой Бога, но осталась невинной – «неневестной», то есть девственницей, хотя и родила Богомладенца Христа.

Разум человеческий не может понять этого. Однако вспомним, многочисленные чудеса Божии всех веков: успокоение стихий, обращение многочисленных войск в бегство… Образ «Невеста Неневестная» учит нас смирению перед волей Божией, помогает прислушаться к своему сердцу и голосу Божьему в нем. Верность Господу и послушание Ему, исполнение Божиих заповедей — главная радость, умиряющая сердце и наполняющая его покоем.

В молитвах, читающихся на праздник Благовещения, при уроках послушания Пречистой Девы вспоминается и противопоставляется ее смирению грех Евы, ослушавшейся Отца Небесного в раю, вкусившей запретный плод познания добра и зла – и впустившей зло в историю рода человеческого.

Научиться понимать молитвы — кондак Богородице

Акафист Пресвятой Богородице, начинающийся этим кондаком, написан в VII веке в Константинополе. Это – первый (и прекраснейший) из акафистов, ставший образцом для всех последующих. Все 12 икосов акафиста заканчиваются многократными “перепевами” Архангельского приветствия Пресвятой Деве – “радуйся!”, заключительное из которых – Радуйся, Невесто Неневестная! Мы величаем небесную чистоту Неискусобрачной Девы, неизреченно родившей Христа Бога нашего, и в Своей чистоте “Честнейшая Херувим” Невеста Неневестная предстает перед нами как величайшая воительница с силами зла – Взбранная Воевода, имущая державу непобедимую.

Радуйся, Невесто Неневестная! Если мы обратимся к греческому языку, на котором написан акафист, то увидим, что все эти три слова, с буквальной точностью переведенные на церковнославянский язык и вошедшие в наше религиозное сознание, должны были восприниматься греками несколько иначе, чем воспринимаем их мы.

Радуйся – приветствие Архангела Гавриила, донесенное до нас Евангелием, – и до Рождества Христова, и после него было на греческом языке обычным приветствием – тем же, что наше “здравствуй”. В явлении Ангела, в его дивных и таинственных словах внутренний смысл приветствия, забываемый в обыденной жизни, конечно, обновился и засиял со всею силой; акафист Пресвятой Богородице (и всякий позднейший вдохновенно сочиненный акафист), весь пронизанный этими “радуйся!” и искрящийся радостью величания, также воскрешает дремлющее в обыденном языке значение греческого слова. Но в русском (и древнерусском) языке приветствовали друг друга не словом “радуйся”, а словом “здравствуй” (в котором мы обычно забываем пожелание здоровья). “Радуйся” остается для нас словом всегда более насыщенным, особенным – осознанным словом о радости, неповторимым приветствием для Пречистой Девы Марии и святых Божиих.

Невесто Неневестная – прямой, буквальный перевод двух греческих слов. Церковнославянскому невеста соответствует греческое слово νύμφη “нимфа”, которое означает не только девушку-невесту, но и новобрачную жену, и молодую женщину. Новый Завет (и греческий перевод Библии) придал этому слову огромную мистическую глубину: Невеста Агнца в Откровении Иоанна Богослова (Откр.19, 7; 21, 9; 22, 17) не только предназначена Ему, но и состоит с Ним в таинственном браке; это образ и Богоматери, и Церкви (в ней мы узнаем невесту Песни Песней и пророческих книг Писания). А греческое слово ανύμφευτος, переведенное славянским словом неневестная – это отрицательная форма от первого слова, означающая “не вступившая в брак”; это слово было вполне обычно для греческого языка. Для греческого, но не для славянского! Ведь в славянском невеста – это именно не-ведомая, непознанная (то есть как раз то, чему соответствует греческое неневестная) девушка, не вступившая в брак, хотя и предназначенная к нему; слово само несет в себе значение чистоты. Внутри славянского языка слово неневестная труднообъяснимо. Оно вносит новый оттенок смысла в выражение акафиста: Чистая Невеста, но – Неневестная, не обыкновенная, не сопоставимая ни с какой иной невестой.

Другие славянские эпитеты Богородицы, соответствующие слову Неневестная, – Неискусобрачная, Неискусомужняя.

Взбранной Воеводе победительная… Эти слова почти все мы привыкли на слух воспринимать как единое целое, поэтому не чувствуем структуру фразы (достаточно простую): (кому?) Взбранной Воеводе (мы) восписуем (что?) победительная благодарственная, то есть победную благодарственную песнь, (почему?) яко избавльшеся от злых – так как избавились от бед.

Значение и сила акафиста Божьей Матери

Это религиозное творение называют настоящим поэтическим шедевром. Но чтобы основательно разобраться в том, что же являет собой такое произведение, необходимо обратиться к истокам его создания, а также целям, в которых его чаще всего используют. Что интересно, акафист Божьей Матери в большинстве своем написан для того, чтобы православный верующий смог не только оценить всю степень любви к Богу и Пресвятой Богородице, но и понял, что такое творение обладает также поэтической ценностью.

Акафист, посвященный Пресвятой Богородице, был написан примерно в V–VII века в Византийской империи. Точное имя автора неизвестно, хотя среди возможных создателей этого поэтического шедевра можно выделить Романа Сладкопевца, Георгия Писидийского, Патриарха Сергия и др.

О чем также стоит отметить, так это о происхождении самого названия – «акафистос». С греческого языка данное слово переводится как «неседален». То есть акафист – это песнь, во время которой не принято сидеть. Именно поэтому для данного творения изначально было характерно богослужебное применение. Тем не менее изначально такой термин служил чем-то вроде песни. Спустя какое-то время схожие богослужебные произведения начали распространяться среди верующих. С годами акафист выделился в полноценный богослужебный жанр.

Количество акафистов удивит многих. Однако наиважнейшая роль отводится именно акафисту Божьей Матери. К слову, это творение единственным было вписано в богослужебный устав. Если говорить о его композиционных особенностях, стоит в первую очередь отметить, что эта песнь является большим по объему и довольно сложным творением. Тем не менее своеобразная стройность все же свойственна ей.

Состоит такое произведение из 13 кондаков и 12 икосов. Эти строфы разные по объему и постоянно чередуются между собой. Чем примечательны икосы, так это взыванием к Богородице, причем каждый раз в новой форме. В целом такое произведение можно смело назвать одним из лучших в христианской гимнографии византийской эпохи. К тому же его часто применяют в богослужениях в наши дни.

Как правило, каждая молитва произносится верующим христианином с какой-то определенной целью. В случае с акафистом, посвященным Пресвятой Богородице, также присутствуют некие намерения. Произносить такое молитвословие чаще всего предпочитают в следующих ситуациях:

  • когда хотят попросить для своей дочери истинного женского счастья;
  • когда желают поскорее исцелиться от какого-то недуга или же помочь близкому человеку выздороветь;
  • когда хотят значительно улучшить свое финансовое и материальное положение.

Читать такую молитву рекомендуется рано утром. Причем произносить ее желательно вместе с другими молитвословиями. Делается это потому, что в утреннее время мысли человека еще, как правило, не заняты мирскими заботами, а вот вечером посторонние мысли будут отвлекать от взывания к Пресвятой Богородице. Еще один важный момент: читать этот акафист рекомендуют исключительно вслух, человек также должен непременно стоять лицом к иконе.

Икос 6

Возсия сияние славы небесныя в смиренней келии праведнаго старца, егда от горних высот пришла еси, Богородице, с ликом святых его посетити, егоже не терпящи зрети дева, сотаинница божественнаго видения, ниц паде на землю, но милостивно ту воздвигла еси, Владычице, и премилостивыя глаголы Твоя ей прорекла еси. Таковому благоснисхождению Твоему дивящеся, с любовию и благоговением Тебе вопием:

Радуйся, Дево всеблагая, девство похвалившая деве земной; радуйся, венец Царствия Небеснаго ей и девам обещавшая за верность Жениху Христу.

Радуйся, Ангелы чтимая и певаемая от Херувим; радуйся, Архангелы окружаемая и прославляемая от Серафим.

Радуйся, Предтечу, Богослова и лик святых дев с Тобою в явлении чудесно ему показавшая; радуйся, сие явление Твое обетовании благими избраннику Божию заключившая.

Радуйся, сбытием обетований Твоих истину явления Твоего засвидетельствовавшая; радуйся, наша похвало и утверждение.

Радуйся, обителей иноческих милостивое попечение и призрение; радуйся, Церкве Христовой божественная лепота.

Радуйся, постников и преподобных тайное утешение; радуйся, христианскаго рода непостыдное упование.

Радуйся, Владычице, радосте всех радостей, умиление и спасение душ наших.

Моли́тва ко Пресвятѣ́й Богоро́дицѣ.

О, Пресвята́я Дѣ́во, Ма́ти Го́спода вы́шнихъ си́лъ, небесе́ и земли́ Цари́це, гра́да и страны́ на́шея всемо́щная Засту́пнице! Пріими́ хвале́бно-благода́рственное пѣ́ніе сіе́ отъ на́съ, недосто́йныхъ ра́бъ Твои́хъ, и вознеси́ моли́твы на́ши ко престо́лу Бо́га, Сы́на Твоего́, да ми́лостивъ бу́детъ непра́вдамъ на́шимъ и проба́витъ благода́ть Свою́ чту́щимъ всечестно́е и́мя Твое́ и съ вѣ́рою и любо́вію покланя́ющимся чудотво́рному о́бразу Твоему́. Нѣ́смы бо досто́йни отъ Него́ поми́ловани бы́ти, а́ще не Ты́ уми́лостивиши Его́ о на́съ, Влады́чице, я́ко вся́ Тебѣ́ отъ Него́ возмо́жна су́ть. Сего́ ра́ди къ Тебѣ́ прибѣга́емъ, я́ко къ несомнѣ́ннѣй и ско́рой Засту́пницѣ на́шей: услы́ши на́съ, моля́щихся Тебѣ́, осѣни́ на́съ вседержа́внымъ покро́вомъ Твои́мъ и испроси́ у Бо́га, Сы́на Твоего́, па́стыремъ на́шимъ — ре́вность и бдѣ́ніе о душа́хъ, градоправи́телямъ — му́дрость и си́лу, судія́мъ — пра́вду и нелицепрія́тіе, наста́вникомъ — ра́зумъ и смиренному́дріе, супру́гамъ — любо́вь и согла́сіе, ча́дамъ — послуша́ніе, оби́димымъ — терпѣ́ніе, оби́дящимъ — стра́хъ Бо́жій, скорбя́щимъ — благоду́шіе, ра́дующимся — воздержа́ніе, всѣ́мъ же на́мъ — ду́хъ ра́зума и благоче́стія, ду́хъ милосе́рдія и кро́тости, ду́хъ чистоты́ и пра́вды. Ей, Госпоже́ Пресвята́я, умилосе́рдися на немощны́я лю́ди Твоя́: разсѣ́янныя собери́, заблу́ждшія на пу́ть пра́вый наста́ви, ста́рость поддержи́, ю́ныя уцѣлому́дри, младе́нцы воспита́й, и при́зри на всѣ́хъ на́съ призрѣ́ніемъ ми́лостиваго Твоего́ заступле́нія, воздви́гни на́съ изъ глубины́ грѣхо́вныя и просвѣти́ серде́чныя о́чи на́ша къ зрѣ́нію спасе́нія. Ми́лостива на́мъ бу́ди здѣ́ и та́мо, въ странѣ́ земна́го прише́льствія и на стра́шномъ судѣ́ Сы́на Твоего́. Преста́вльшіяся же въ вѣ́рѣ и покая́ніи отъ житія́ сего́ отцы́ и бра́тію на́шу въ вѣ́чной жи́зни со а́нгелы и со всѣ́ми святы́ми жи́ти сотвори́. Ты́ бо еси́, Госпоже́, сла́ва небе́сныхъ и упова́ніе земны́хъ, Ты́ по Бо́зѣ на́ша Наде́жда и Засту́пница всѣ́хъ, притека́ющихъ къ Тебѣ́ съ вѣ́рою. Къ Тебѣ́ у́бо мо́лимся и Тебѣ́, я́ко всемогу́щей Помо́щнице, са́ми себе́ и дру́гъ дру́га и ве́сь живо́тъ на́шъ предае́мъ, ны́нѣ и при́сно и во вѣ́ки вѣко́въ. Ами́нь.

Настоящая Мама

Наверное, очень многие из тех, кто читает эти строки, воспринимает Пресвятую Богородицу как близкого человека. Она и вправду родная для нас, христиан – Сам Господь, будучи уже на Кресте, усыновил нас Ей, сказав апостолу Иоанну: «Се, Матерь твоя». С тех пор Она – настоящая Мама – переживает о каждом из нас, молится о каждом из нас, просит Своего Сына помочь нам, исцелить нас, вразумить и помиловать нас. А мы, подразумевая Её несравненное величие (выше херувимов и серафимов), отличаем Пресвятую Богородицу от всех святых, и просим не помолиться о нас Богу, а по-другому, дерзновенно и искренне говорим: «Спаси нас!».

Акафист Пресвятой Богородице как литературно-поэтический шедевр

Содержание Акафиста Богородице делится на повествовательную (о земной жизни Девы Марии), и догматическую (о тайне Боговоплощения и спасения людей) части. Акафист наполнен многократными повторениями слова «радуйся». Таким возгласом архангелом Гавриилом было совершено приветствие Девы Марии, пришедшего возвестить Ей о надлежащем родиться от Нее Спасителе:

Как особый жанр византийской литературы, Акафист имеет исключительную в своем роде структуру. Икосы украшены одинаковым ритмическим рисунком. Хайретизмы образуют шесть пар, где каждая строка имеет зарифмованное отражение в другой строке. Нужно заметить, что в большинстве случаях рифма при переводе с греческого была утеряна.

Также Акафист Пресвятой Богородице насыщен литературно-поэтический оборотами. Такими, как антитезисы, то есть риторическими противопоставлениями. Например, «Радуйся, Ангелов многословущее чудо; радуйся, бесов многоплачевное поражение». Или параллельные обороты речи («Радуйся, честный венче царей благочестивых; радуйся, честная похвало иереев благоговейных»). Распространены синонимы («Радуйся, древо светлоплодовитое, от негоже питаются вернии; радуйся, древо благосеннолиственное, имже покрываются мнози»). 

В греческом варианте Акафист пронизан фонетической игрой слов, которую невозможно адекватно передать при переводе. Для примера рассмотрим первую пару хайретизмов в первом икосе. По-славянски текст звучит: «Радуйся, Еюже радость возсияет; Радуйся, Еюже клятва исчезнет». Русская транскрипция греческого варианта: «Хайре, ди хэс хэ хара эклампсей; Хайре, ди хэс хэ ара эклейпсей». 

В оригинале Акафист Пресвятой Богородице является алфавитным акростихом: первые слова кондаков и икосов начинаются с букв греческого алфавита, от «Альфы» («Ангел предстатель…») до «Омега» («О всепетая Мати…»). Для славянского перевода это можно проследить только в первом икосе и тринадцатом кондаке.

История создания светлого образа

Наш Спаситель появился на свет от Девы Марии, которая не знала мужа и родила от Духа Святого.

Сложно представить состояние Девы Марии после посещения Архангела Гавриила. Воспитанная в монастыре девушка, прекрасно знала еврейские законы, когда за прелюбодеяния побили камнями. Была ли это радость? Скорее всего, растерянность, великое преклонение перед Творцом и полное доверие Ему наполнило сердце девушки.

С детства жившая в монастыре Мария проводила многое время в молитвах. Она научилась слышать голос Божий и узнавать Его среди других голосов. Божья Невеста, даже будучи женой и матерью, осталась неневестиной, сохранив обет девственности и посвящения Богу Отцу, Сыну и Святому Духу.

На иконе Пречистая Мария изображена именно в момент раздумий над словами, которые передал Ей Архангел Гавриил.

Икос 6

Возсия Божественный Свет во Египте и падоша тамо идоли, егда бежала еси Пречистая с Богомладенцем Иисусом, спасаяся от убийства Иродова. Ты убо озаряеши светом боговидения умы всех удаляющихся прелестей суетнаго миpa, исторгая из душ их кумиры гнездящихся тамо губительных страстей. Тем же превозносим Тя словесы сими:

Радуйся, Молитвеннице благоприятная за нас к Богу;

Радуйся, Предстательнице всемощная, гнев Божий на милость прелагающая.

Радуйся, руце Твои богоносне на умоление ко Творцу выну простирающая;

Радуйся, яко Мати Сына, Судию Праведнаго о всем миpe умоляющая.

Радуйся, покровом Матерняго Твоего заступления всех нас покрывающая;

Радуйся, сущих в бедах и скорбях благодатию смирения и терпения снабдевающая.

Радуйся, старцев благоговейных сладкое успокоение;

Радуйся, стариц боголюбивых тихое прибежище.

Радуйся, Владычице, знамение милости Твоея нам являющая.

История иконы «Радуйся, Невеста Неневестная»

Первоначально икона «Умиление» была выполнена на холсте, прикрепленном к доске из кипариса. Образ был подарен преподобному Серафиму Сваровскому Николаем II. Преподобный Серафим был способен видеть душу каждого человека, поэтому имел право просить исцеления для простых православных людей.

Икона «Невеста Неневестная»

Возле святыни горела лампадка, масла в которой обладали лечебными свойствами. Их использовал святой Серафим для исцеления людей от разных болезней. По утверждению тех, кто был близко знаком с Серафимом, вся его жизнь протекала под благословением Божьей Матери. Она вместе с Господом Богом приходила к нему во снах, помогая излечивать верующих от болезней и недугов.

У преподобного была не одна икона Богородицы, у него их было несколько. Но икона «Умиление» находилась на почетном месте среди всех. О происхождении иконы точной информации нет. Серафим нарекал ее «Радость Всех Радостей». В 1833 году отец Серафим, преклоняясь перед иконой, отдал Богу душу.

После смерти Серафима икона была отдана осиротевшим послушницам женского монастыря в Дивеево, который был им основан и находился под его покровительством. По благословению игумена Нифонта икона стала Верховной игуменьей монастыря. Напротив нее горела серебряная лампадка, которая была подарена Николаем II в 1902 году на прославление Серафима.

На икону изготовили ризу из позолоченного серебра. Еще одна риза была подарена императором при жизни Серафима и украшена камнями. Нимб на иконе был сделан в виде лучей, которые разливались из центра и были сделаны из жемчуга и камней. Она проносилась крестным ходом из Дивеево в Саров на прославление преподобного Серафима. Рукодельницами изготовлялись иконы на основе иконы «Умиление», которые и сами по себе стали чудотворными.

В 1927 году монастырям пришлось закрыть двери, в том числе и дивеевскому. Последнюю службу в нем провели 21 сентября, накануне Рождества Богородицы. При закрытии монастыря на улицу монашек не выгоняли, однако были созданы такие условия, что и остаться они не смогли. Не разрешалось носить монашеское одеяние, а вместо образов в кельях должны были висеть портреты Ленина.

Все образа из храма и келий собрали и оставили в храме Рождества Христова. В конце первой половины прошлого века многие возвращались из ссылки и отправлялись в Дивеево. До 1941 года икона хранилась у игуменьи Александры, а после ее кончины была отдана на хранение монахине Марии. Она уже передала ее в качестве подарка патриарху Пимену.

В 1991 году после распада Советского Союза все образа из монастыря, включая икону «Умиление», направлены на хранение патриарху Алексию II. Сегодня образ сохраняется в покоях Патриарха всея Руси в храме в честь иконы Владимирской Богоматери.

Икос 11

Светоприемную свещу света божественнаго, яко Богородицу и Матерь Света невечерняго, разумевающе и почитающе Тя, Пречистая, како возможем изрещи благодатная Твоя озарения, присно текущая от иконы Твоея, яко от солнца лучезарнаго? Обаче озарения Твоего милостиваго, Всеблагая, ищуще, дерзаем воспевати Тебе:

Радуйся, заре незаходимая, светом вечным нас осиявающая; радуйся, луно, от Солнца правды нас облиставающая.

Радуйся, светильниче, на свещнице превысшем поставленный; радуйся, свеще неугасимая огня невещественнаго.

Радуйся, Мати Света истиннаго, благочестивых души просвещающая; радуйся, свет райския жизни нам источающая.

Радуйся, присно блажащих Тя пресветло ублажающая; радуйся, усердно молящихся Тебе светом благодати озаряющая.

Радуйся, всякую старость образом святыя жизни соделовающая; радуйся, тьму, в нейже язычницы, неверующии, еретицы и раскольницы пребывают, истребляющая.

Радуйся, всех грешников светом Твоим просвещающая и к покаянию приводящая; радуйся, святая святых большая.

Радуйся, Мати Дево, всепетая христиан похвало.

Икосъ 8.

Вся́ бы́вши горѣ́, къ небе́снымъ взята́ и, земны́хъ не оставля́я, Богома́ти, рука́ма Сыно́внима носи́ма, въ незаходи́мая вни́де, во о́ный гра́дъ всесвѣтя́щій и прекра́сный, Іерусали́мъ вы́шній, херуви́мы обстои́ма со всѣ́ми небе́сными си́лами, идѣ́же слы́шитъ пою́щихъ сія́:

Ра́дуйся, Ея́же пресвята́я душа́ въ вы́шнемъ всесвѣ́тломъ Сіо́нѣ вселя́ется; ра́дуйся, Ея́же и нетлѣ́нное тѣ́ло та́можде съ душе́ю ку́пно прославля́ется.

Ра́дуйся, вше́дшая въ престо́льный гра́дъ Самаго́ Вседержи́теля; ра́дуйся, возне́сшаяся въ прекра́сный ра́й вы́шняго Насади́теля.

Ра́дуйся, пренесе́нная во гра́дъ, основа́нный отъ ка́меней всесвѣтя́шихъ; ра́дуйся, введе́нная во огра́ду, обстои́мую во́и си́лъ превы́шнихъ.

Ра́дуйся, превы́шше небе́съ во благолѣ́піе Бо́жіе взята́я; ра́дуйся, па́че всѣ́хъ невеще́ственныхъ умо́въ почте́нная.

Ра́дуйся, принося́щая къ Сы́ну Своему́ и Бо́гу моле́ніе вѣ́рныхъ; ра́дуйся, и Сама́ непреста́нно у престо́ла Сы́на Твоего́ и Бо́га моля́щаяся о всѣ́хъ.

Ра́дуйся, предста́тельнице къ Бо́гу, мíръ спаса́ющая; ра́дуйся, засту́пнице, ро́ду христіа́нскому отъ Бо́га дарова́нная.

Ра́дуйся, Обра́дованная, во Успе́ніи Твое́мъ на́съ не оставля́ющая.

В чем помогает образ

Святейшая икона с изображением Пренепорочной Девы в момент важнейшего Благовещения считается образцом целомудрия и покорности воле Господа. Перед образом всегда молятся незамужние девушки, которые просят Царицу Небесную о достойном женихе и скорейшем замужестве. Вышедшие замуж женщины читают молитвы о сохранении брака и семейного счастья. «Невесту Неневестную» молят о благополучных родах и здоровье детей.

Причины, по которым принято обращаться к Богородице:

  • даровать милость и здоровье (душевное и телесное);
  • укрепить в вере в Спасителя;
  • помочь удачно выйти замуж и сохранить брак;
  • вырастить ребенка послушным, верующим и здоровым;
  • усмирить характер детей подросткового возраста;
  • сохранить целомудрие до замужества;
  • обрести душевный покой в тяжелейшие дни испытаний.

Перед иконой «Умиление» читают молитву и словами святого текста просят Пренепорочную Деву смилостивиться и даровать жизнь, полную благ и изобилия. Святейший образ помогает верующим справиться с трудностями, смиренно нести свой крест и не роптать на судьбу.

Описание и значение в православии

«Невеста…» — поясное изображение Пренепорочной Девы. Святейшая Царица Небесная запечатлена в момент явления архангела Гавриила, который принес ей благую весть о непорочном зачатии Христа. Мария с покорностью приняла волю Всевышнего.

Для верующих святейший образ «Невесты…» является примером смирения и глубокой веры в справедливость помыслов Всевышнего. Мария с покорностью доверилась Богу. Пренепорочная Дева родила Сына, который своей кровью искупил грехи людей и стал для всех верующих Спасителем. Икона является назиданием для христиан. Учит, как принимать волю Господа. Созерцая светлейший лик Божьей Матери, верующие испытывают радость, умиление и душевный покой.

Немного истории

Нужно отметить, что икона Невеста Невестная является достаточно редкой. Ее можно встретить не в каждом храме. На ней Дева Мария изображена без младенца. У Нее сложены руки, а взгляд опущен вниз. Такое изображение Богородицы показывает ее покорность и преданность воле Бога.

Нем многие знают, что на образе запечатлён момент Благовещения, когда Архангел Гавриил явился с вестью о рождении сына Божьего.

Сначала икона была выполнена на холсте, прикрепленном к доске из кипариса. Этот образ был подарен преподобному Серафиму Саровскому. Такой подарок ему преподнес Николай II. Дело в том, что преподобный видел душу каждого человека и поэтому он имел право просить исцеление для простых православных верян.

Рядом с образом всегда горела лампадка и лежало святое масло, которым Серафим и лечил людей. Близкие люди преподобного говорили о том, что вся его жизнь проходила под благословением Богородицы. Очень часто Серафим рассказывал, что Она вместе с Господом являлись ему во сне, и теперь помогают в исцелении верующих от тяжких болезней.

Лучшая статья для Вас, переходите: Икона равноапостольной княгини Ольги значение и в чем помогает

Икос 5

Видеша отроцы халдейстии на руку Девичу Создавшаго руками человеки, и Владыку разумевающе Его, аще и рабий прият зрак, потщашася дарми послужити Ему и возопити Благословенней:

Радуйся, Звезды незаходимыя Мати; радуйся, заре таинственнаго Дне.

Радуйся, прелести пещь угасившая; радуйся, Троицы таинники просвещающая.

Радуйся, мучителя безчеловечнаго изметающая от начальства; радуйся, Господа Человеколюбца показавшая Христа.

Радуйся, варварскаго избавляющая служения; радуйся, тимения изымающая дел.

Радуйся, огня поклонение угасившая; радуйся, пламене страстей изменяющая.

Радуйся, верных наставнице целомудрия; радуйся, всех родов веселие.

Радуйся, Невесто Неневестная.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ИСТОРИЯ ОБРАЗА «НЕВЕСТА НЕНЕВЕСТНАЯ» («УМИЛЕНИЕ») – ЧУДОТВОРНОЙ КЕЛЕЙНОЙ ИКОНЫ ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА САРОВСКОГО.

Чудотворный образ «Невеста Неневестная» написан на холсте, прикрепленном к иконной кипарисной доске. Вокруг головы Пресвятой Богородицы, по нимбу идет надпись: «Радуйся, Невеста Неневестная». Икона принадлежала преподобному Серафиму Саровскому, великому святому, жившему на рубеже XVIII и XIX веков. Он был молитвенником обо многих нуждах людей, прозорливые и целителем.

Преподобный Серафим происходил из семьи купца, благочестивого и рано ушедшего из жизни. Будущий святой помогал матери в оставшихся от него торговых делах. В детстве будущий святой был чудесно избавлен Богом от смерти при падении с колокольни и уже в юности ушел послушником в Саровский монастырь под Нижним Новгородом. Будучи пострижен в монахи и возведен в сан священника, святой Серафим на долгие годы ушел в пустынные места, где не общался с людьми, но только молился Богу. Так поступают лишь смелые люди, желающие посвятить себя Господу и молиться за весь мир, оставаясь в неизвестности. Вот и преподобный Серафим в уединении был избит неизвестными людьми, по злобе своей и козням диавола пытавшимся ограбить не имевшего никакого имущества пустынника. По промыслу Божьему святой вернулся в монастырь. За его смирение и незлобие, молитвенные подвиги Господь удостоил его дара чудотворения. Он помогал людям советом и совершал для них Таинства Церкви.

Живя уединенно и постоянно пребывая в молитве, святой стал известен в окрестностях обители благодаря своим чудесам. Преподобный Серафим благословил нескольких девушек и женщин, часто приходивших в монастырь на богослужения и желавших жить монашеской жизнью, создать женский монастырь в честь Святой Троицы в Дивеево. Ныне он носит название Серафимо-Дивеевской женской обители. Сам он не жил в этом монастыре, но наставлял сестер в письмах или беседах, принимал участие в разработке строительных планов. Преподобный своими руками, несмотря на болезни, ископал вокруг монастыря «канавку» – небольшой ров, пророчески сказав, что будет охранять ее Сама Богородица, а до монастыря не сможет дойти Антихрист.

Именно сюда после смерти преподобного Серафима настоятель Саровской обители передал его келейную икону Божией Матери «Невеста Неневестная», названную «Умиление» Серафимо-Дивеевская. Название «Умиление» не стоит путать с иконографическим типом Умиление (Елеусса, Милостивая), то есть иконами, где Богородица обнимает и прижимает к Своей щеке Младенца Христа.

Образ этот постоянно находился в келье (комнате в монастыре) святого, то есть преподобный Серафим постоянно молился Пресвятой Богородице перед ним. Известно, что Сама Божия Матерь являлась после молитвы святому Серафиму. Маслом от лампады, всегда горевшей перед образом, преподобный Серафим помазывал больных и скорбящих людей, приходивших к нему. Он также называл Богородицу «Всех Радостей Радость», призывал Ее благословение на все дела и советовал всем другим поступать также. В молитве перед иконой «Невеста Неневестная» святой и скончался 2 января 1833 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector