Задачи и методы православной психологии

Статьи по теме свернуть ↑

О чём плачут мужчины в душе? 


Ирена Юрьевна Голикова

Все мы знаем, что продолжительность жизни мужчин короче, чем женщин. Подумаешь, короче! Вроде бы, ничего страшного. До тех пор не страшно, пока не столкнёшься с реальными статистическими цифрами. В 2015 году в России средняя продолжительность жизни — 71,4 года: для мужчин — 65,9 лет, для женщин —… Читать дальше

3

Женщине-владычице 


Иван Иванов

Это эссе продиктовано обилием упрёков в адрес женщин с так называемым «сильным характером», что они как мужчины, «много в таких мужских энергий». Я не адресую никому конкретно это эссе, это размышление вслух, которое несёт свой здравый смысл. Приглашаю узнать мою точку зрения на этот вопрос.

Часто… Читать дальше

4

На православного психотерапевта или консультанта нигде не учат

Следующая проблема православных психологов — обучение. Да, стараниями Бориса Сергеевича Братуся и его коллег появилась магистратура по христианской психологии при РПУ. В Санкт-Петербурге есть Русская христианская гуманитарная академия, также занимающаяся подготовкой психологов. Но выпускник магистратуры — это лишь заготовка специалиста, работающего с людьми. Теоретических знаний недостаточно. Нужно дополнительное обучение. Примерно, как в медицине, где после получения высшего образования еще требуется ординатура. Заполнить эту нишу был призван Институт христианской психологии, созданный священником Андреем Лоргусом вместе с коллегами. Но на текущий момент институт предлагает скорее отдельные курсы, нежели системную программу подготовки.

И сегодня выпускники христианских учебных заведений обычно
присоединяются к другим профессиональным сообществам. Есть Ассоциация понимающей
психотерапии, основанная Федором Ефимовичем Василюком. Есть различные варианты
экзистенциального анализа и логотерапии, развивающие идеи Виктора Франкла или
его ученика Альфреда Лэнгле. Эти школы не конфессиональны, и хотя набор их ценностей
близок к православию, все же он отличается. Он ориентируется или на
гуманистические ценности (понимающая психотерапия) или на индивидуальный поиск
человеком смысла (логотерапия). Приверженность православной традиции в данном
случае оказывает лишь одним из возможных вариантов.

Далеко не все христиане находят в православии необходимые ответы. И если они видят для себя ответы в психологии, то могут поставить перед собой вопрос об их дальнейшем месте в Церкви. Кто-то успешно разрешит этот кризис, а кто-то не сможет совместить одно с другим. За последние годы мы увидели, как многие известные своей активной миссионерской позицией священники оставили священнослужение. Андрей Федосов aka Киберпоп, Федор Людоговский, Алексий Агапов, Петр Боев — вот лишь небольшой список публично известных священников, по разным причинам оставивших служение, занявшись психологией или коучингом.

Получается, что есть два взаимосвязанных процесса. С одной стороны, идеи психологии проникают в церковное сообщество. Читаются лекции, проходят семинары, работает школа «Психология для Церкви», созданная Мариной Филоник — ученицей Ф. Е. Василюка, и многие другие проекты. С другой стороны, многие активные православные, вдохновившись новыми идеями, отходят от православной традиции. И среди оставшихся психология начинает вызывать опасения. Время покажет, какой из этих процессов окажется сильнее.

Гореть верой 24 часа в сутки

Психологическая помощь бывает нужна не только прихожанам, но и самим служителям Церкви. Наталия Скуратовская седьмой год работает со священниками — и из своего опыта знает, что они, как и представители других профессий, сталкиваются с кризисами и выгоранием.

«Однажды Архиепископ Петропавловский и Камчатский Игнатий предложил мне провести тренинг для священников — помочь им развить в себе любовь к ближнему, эмпатию», — рассказывает Скуратовская. Это происходило в 2010 году, и задача для того времени казалась шокирующей — чтобы женщина, к тому же мирянка, чему-то учила священников. «Многие из участников настороженно относились и ко мне, и к психологии в целом», — вспоминает Скуратовская. Она говорит, что в семинариях обычно есть только общий, довольно формальный курс психологии, «но он не всегда развенчивает миф о том, что психология — сатанинская наука, а психологи конкурируют со священником за душу паствы».

Психологу пришлось объяснять священникам, что это не так — и постепенно стена недоверия исчезла. «В первый день тренинга мы занимались групповой работой, а потом я объявила, что готова пообщаться индивидуально с теми, у кого есть вопросы, которые не хотелось бы обсуждать в группе». Скуратовская думала, что к ней обратятся два-три человека, но в итоге ей пришлось несколько дней до полуночи заниматься психотерапией.

Оказалось, что у священнослужителей много своих проблем. На них часто возлагают завышенные ожидания — и прихожане, и священноначалие. «Нередко от священника требуется гореть верой и служить пастве 24 часа в сутки, — говорит психолог. — Многие сначала стараются так делать, но у них быстро происходит эмоциональное выгорание». Выяснилось, что кризис мотивации у многих случается еще и из-за того, что реальное положение дел в церкви не всегда соответствует декларируемому. Кроме того, нередко священники не понимают, что делать с человеческим горем — у прихожанина случилась трагедия, а неосторожными советами и высказываниями ему можно навредить.

На Рождественских образовательных чтениях в 2011 году Скуратовская выступила с докладом о том, почему священникам нужна практическая психология. «Реакция была очень неоднозначная, многие возмутились, — говорит психолог. — Но после этого ко мне стали постоянно обращаться за помощью священники, матушки и просто воцерковленные люди».

История развития и становления науки

Психология и православие изначально развивались отдельно друг от друга, но в некоторых моментах учения, теоретические знания совпадали. У психологической науки нет единого мнения о человеческой природе.

Относительно этого вопроса существуют разные представления, среди которых одной из самых значимых является христианская.

Несмотря на отсутствие точной трактовки человеческой природы психологи смогли накопить огромное количество эмпирических фактов.

На основе теоретических знаний и утверждений была сформирована психотерапия. С ее помощью первые психологи помогали справиться с психическими заболеваниями.

В 1882 году Фридрих Ницше написал — «Бог умер». Это пошатнуло доверие к христианству, но позже началось соединение учений веры и психотерапии.

Например, во время Второй мировой войны австрийский психотерапевт Виктор Франкл работал в Освенциме и длительное время наблюдал за узниками. Психотерапевт утверждал, что люди с крепкой верой не теряли внутренней силы, преодолевали все сложности, выживали в немыслимых условиях. Он написал об этом в своих работах, которые продолжили развивать другие ученые.

Все беды испытал на себе

Не считаю, что нужно испытать все несчастья, чтобы быть способным помогать другим. У каждого человека, к счастью, запас бед ограничен. Да и странно сводить работу психолога лишь к тем бедам, которые он пережил лично.

Хороший психолог обладает эмпатией. Это означает, что он может прочувствовать, сопереживать боли клиента

Важно, чтобы психолог был ресурсным, способным помочь клиенту разобраться в бедах, не проваливаясь в его переживания

Согласитесь, тот, кто только читал о проблемах, не возьмется с ними работать. В любую проблематику надо вникнуть, войти, погрузиться – посредством специализированного обучения и опыта работы с определенным кругом проблем, поскольку личный опыт всегда не универсален, и сказать другим «делай как я» не получится. Например, можно заниматься предразводным консультированием, находясь в счастливом браке. Если специалист знаком с семейной проблематикой, техниками семейной терапии, досконально изучил проблему и знает, какие бывают кризисы и как их можно разрешить, ему не обязательно начинать разводиться самому, чтобы убедиться на практике, как это работает.

Каждый из нас рано или поздно переживает те или иные скорби. Опыт собственных переживаний делает психолога более сострадательным и деликатным в каких-то вопросах. Но сострадательным и деликатным можно стать и другим способом.

Цели православной психологии

Мнения о православной психологи расходятся. В основном этот термин отрицается как что-то, что не имеет места существовать. Но в то же время признается использование в психологических терапиях только те методики, которые не противоречат православному мировоззрению.

Священника можно сравнить с психологом: он тоже занимается врачеванием душ. Чаще всего они не осознают свою схожесть с психологами, вот почему их необходимо специально обучать психологии, дабы они не совершали непростых ошибок и не причиняли людям большего вреда.

Каждый человек в своей жизни сталкивается с проблемами душевного здоровья: как остаться спокойным в раздражительной ситуации, как перебороть свою лень и многие другие вопросы. Святоотеческая психология детально рассматривает такие вопросы, такой подход называется возрождением человека падшего.

Православная психология черпает знания их церковных богослужений, философии христианства, наследие святых отцов. Все используемые методики проходят через православное мировоззрение, процесс познания бога, в котором заключается истинное исцеление, и принятие воздействия на душу человека ангелов и Демонов.

Смысл человеческой жизни понимается как развитие в себе добродетели, как преодоление страстей. Человек не может существовать без тела, души и духа — они считаются одним целым. Нарушение этого единства ведет к болезни или к смерти — переходу человеческой души в другое состояние.

Человек никогда не должен забывать, что он — существо духовное, часть духовного мира, созданного богом.

Психолог способен решить любую проблему

Есть некоторая путаница в понимании, кто такой психотерапевт, а кто психолог.

Психологическое консультирование обычно помогает разобраться человеку с конкретным запросом. Например, как скорректировать поведение в определенных жизненных ситуациях, как построить отношения с детьми, как преодолеть неудачи в карьере. Кто-то хочет воспользоваться помощью, чтобы сориентироваться в приоритетности жизненных целей. Результатом консультации психолога станет либо избавление от проблемы, либо выход на качественно новый уровень понимания своей жизни.

Психотерапия ориентирована на решение личностных проблем, не сиюминутных, а системных. Их причинами могут быть особенности развития, детство в дисфункциональной семье, жизненные кризисы, выбившие человека из привычного ритма жизни. Отсутствие сил и желания что-то делать, неумение справиться со страхами, иррациональные проблемы, которые трудно сформулировать словами – все это сфера деятельности психотерапевта.

Очевидно, не каждый специалист справится с таким диапазоном, ведь разные группы проблем требуют разной подготовки и компетенций. Индивидуальные особенности специалиста никто не отменял: у одного хорошо получается одно, у другого – другое. Универсальных психологов не бывает. Жизни не хватит, чтобы успешно подготовиться ко всему.

Если кто-то берется работать с любой проблемой, обычно это означает, что человек не очень квалифицирован.

Впрочем, ответственность за выбор всегда лежит «на покупателе». Когда знакомые и коллеги засыпают вас контактами и рекомендациями психологов – это создает пространство выбора. Но выбирать придется самостоятельно. Постарайтесь для себя четко определить проблему, обозначьте задачу, которую хотите доверить психологу. Отчасти это поможет не ошибиться, а вашим знакомым – поможет не рекомендовать вам лишнего.

Вместо развития — топтание на месте

Профессиональные сообщества психологов, разные
психологические направления сегодня развиваются очень быстро. Сориентироваться
в этом мире можно только специалисту с определенной квалификацией. А
православные продолжают дискутировать о том, нужна ли психология вообще, и
какая она должна быть «по святым отцам».

Полгода назад в Российском православном университете прошла
конференция «Место психологии в духовном образовании», посвященная обсуждению роли
психологии при подготовке будущих священников. Скажем честно, особого интереса
к психологии со стороны священноначалия я не заметил.

В картине мира многих священников нет места психологии. Ведь
православная традиция уже содержит все необходимые ответы на вопросы прихожан, их
просто нужно найти в Предании. А вот если прихожанин ходит к психологу — очень
часто могут начаться проблемы. Интересная картина мира, если честно. С моей
реальностью она стыкуется плохо. Особенно когда опять видишь развод в семье
православных друзей, как в сане, так и без…

Дискуссии о православной психологии идут уже не первый
десяток лет. И, судя по конференции, священноначалие до сих пор не везде хочет
видеть психологию в стенах семинарий. В частности, опыт Хабаровской семинарии, где
по инициативе ректора много разных психологических курсов, был оценен крайне
негативно. Или недавно в Сретенской семинарии священник Павел Великанов
попытался запустить магистерскую программу по пастырской психологии, но его
инициативу резко остановили. Психология отдельно, пастырство отдельно.

Впрочем, на конференции согласились, что семинаристам стоит
изучать педагогику и психиатрию. Ну что же, может, хотя бы знакомство с
психическими заболеваниями уменьшит количество «старцев», не благословляющих
пить таблетки, выписанные психиатрами. Но это уже не про психологию.

Детская психология:

  • Психология подросткового возраста: проблема буллинга — Кирилл Хломов

  • Ни одна травля в школе не закончится, пока в неё не вмешаются взрослые
    — Наталья Цимбаленко
  • Травля в детском коллективе. Есть ли способы ее преодолеть? — Людмила Петрановская
  • Им нечего больше хотеть: как воспитать ребенка в условиях материального изобилия — Марина Мелия
  • Привет, Чучело. Что делать, если ваш ребенок – жертва травли или возглавляет ее? — Мария Новикова
  • Подросток попался в сеть — Наталья Крамаренко, Марина Тылкина
  • Не погружайте детей в болото претензий — Катерина Мурашова
  • Ребенок плохо учится – что делать? Нужно радоваться — Александр Лобок
  • Воровство в детском возрасте — Med o’key
  • Мама, купи мне монстра — коррекционный педагог Анастасия Дуброва
  • Когда вы разговариваете с ребенком — помолчите — Юлия Гиппенрейтер
  • Кого боятся подростки (рекомендуем к прочтению каждому родителю) — Катерина Мурашова
  • Пограничные психические состояния у детей — семинар психолога Ирины Медведевой
  • Больше доминант, хороших и разных. Детские зависимости и способы их преодоления — иерей Владимиром Сергачевым
  • Когда дети хамят — Анна Сапрыкина
  • Детские коллективы для ребенка вредны или Как пережить каникулы — Александр Колмановский
  • Как прогнать бабайку? — Оксана Головко
  • Травля в детском коллективе. Есть ли способы ее преодолеть? — Людмила Петрановская
  • Детская болезнь — Дмитрий Соколов-Митрич
  • Ябеда-карябеда — Инна Карпова
  • Гиперактивный ребенок — Галина Козловская
  • Почему не хочется хвалить ребенка? — Татьяна Шишова
  • Как стать моральным уродом? — интервью с ведущим руководителем Центра коммуникативных исследований ИСЭПН РАН, кандидатом социологических наук Наталией Марковой
  • Читая Спока — Владимир Ошеров
  • Я сердита, я сердита! — Ирина Лукьянова
  • Подросток: одиночество в сети? — Мария Руднева
  • Психофизиологические особенности десятиклассников — Наталия Суворова

Беседы о семье протоиерея Илии Шугаева:

  • Фильм первый. Любовь и влюблённость — протоиерей Илия Шугаев
  • Фильм второй. Первая любовь — протоиерей Илия Шугаев
  • Фильм третий. Как правильно вступить в брак — протоиерей Илия Шугаев
  • Фильм четвертый. Как не нужно вступать в брак — протоиерей Илия Шугаев
  • Фильм пятый. Отношения между мужем и женой — протоиерей Илия Шугаев
  • Фильм шестой. Появление детей — протоиерей Илия Шугаев
  • Фильм седьмой. Планирование семьи. Аборты и контрацепция — протоиерей Илия Шугаев
  • Фильм восьмой. Многодетность — протоиерей Илия Шугаев
  • Фильм девятый. Глава семьи — протоиерей Илия Шугаев
  • Фильм десятый. Мужественность и женственность — протоиерей Илия Шугаев
  • Фильм одиннадцатый. Взрослость молодых людей — протоиерей Илия Шугаев
  • Фильм двенадцатый. Внутренний уклад семьи — протоиерей Илия Шугаев
  • Фильм тринадцатый. Воспитание будущего семьянина — протоиерей Илия Шугаев
  • Фильм четырнадцатый. Капризы и непослушание детей — протоиерей Илия Шугаев
  • Фильм пятнадцатый. Как уберечь детей от курения, алкоголизма и наркомании — протоиерей Илия Шугаев
  • Смотрите другие фильмы раздела «Беседы о семье протоиерея Илии Шугаева»

Предмет и задачи направления

Предмет православной психологии — человек как личность. Наука рассматривает особенности развития, формирования сознания, изменение его свойств зависимо от укрепления или ослабления связей с духовно-нравственным состоянием.

Характеристики личности, которые рассматриваются православной психологией:

  1. Человек олицетворяет дух, духовность подразумевает под собой наличие иной природы.
  2. Человек никогда не сможет осознать свою значимость.
  3. Человеческую личность нельзя полностью свести к животной природе.
  4. Нельзя приравнивать личность к биологической, физиологической или химической системе.

Основы православной психологии:

Главный смысл человеческой жизни — преодоление слабостей, страстей, развитие добродетели.
Здоровый индивид рассматривается как единство духа, тела и души

Если связь между этими составляющими нарушается, появляются различные проблемы, заболевания.
Смерть — освобождение души от телесной оболочки, ее переход к другому этапу развития.
Невозможно полностью исцелиться, найти себя без познания Бога.
Важно признавать воздействие ангелов (положительное) и падших духов (отрицательное) на человеческую душу.
Любые психологические методики, применяемые православными психологами, преломляются о христианское мировоззрение.. Задачи православной психологии можно разделить на теоретические, практические. К первым относится:

К первым относится:

Задачи православной психологии можно разделить на теоретические, практические. К первым относится:

  1. Разработка современных концепций на основе христианских учений. Совмещение духовных методик воздействия на личность с инновационными подходами из психологии.
  2. Разработка методов, с помощью которых можно описать личность.

Практические задачи:

  1. Восстановление человеческой индивидуальности, повышение самооценки. Воссоединение воли, сердца, ума.
  2. Оказание психологической помощи любому человеку, который начал отходить от Бога. Приведение в веру новых служителей.
  3. Разработка методик для коррекции психологического состояния на основе православных учений.
  4. Построение у неверующих целостного христианского мировоззрения. Объяснение основ христианских учений, проведения таинств.
  5. Оказание психологической помощи в преодолении соблазнов людям, который готовятся к причастию.

Основной инструмент, которым может пользоваться православный психолог — собственная личность. Главная составляющая успеха — наличие практического и теоретического опыта в воцерковлении, проведении таинств.

Общая задача христианского направления психологической науки — оказание помощи в преодолении тяготения падшей натуры. Психолог должен помочь грешнику понять страстные механизмы жизни, которые приводят к появлению заболеваний или проблем. Так специалист исцеляет, указывает путь к внутренней свободе. С помощью полученных знаний индивид получает шанс проявить свой внутренний потенциал на максимальном уровне.

Частная задача православной психологии — помощь при решении конкретных жизненных проблем, спорных ситуаций со стороны веры. При этом могут применяться современные психологические науки, которые не противоречат христианским учениям.

Ясное желание помогать

«Психолог при храме», к которому попала Анна, — Михаил Хасьминский, руководитель кризисного центра при московском храме Воскресения Христова на Семеновской. Бывший майор московской милиции, Хасьминский получил второе, психологическое образование в Академии МВД России — на кафедре психологии, педагогики и организации работы с кадрами. В 2002 году он създил в Троице-Сергиеву Лавру, приложился к мощам Сергия Радонежского и, как говорит, понял, что занимается не тем; у него «возникло ясное желание помогать больным раком». Так он стал работать психологом в Российском онкологическом научном центре имени Блохина, а спустя несколько лет возглавил Центр кризисной психологии, созданный по благословению патриарха Алексия II в 2006 году.

Хасьминский считает, что в особо тяжелые, кризисные моменты духовно ориентированная психология оказывается куда эффективнее, чем светская. «Я понял это, когда работал в онкологическом центре, — говорит Хасьминский

— Я видел: если мать теряет ребенка, то часто в этой жизни для нее уже ничего не важно, она не может найти ни утешения, ни объяснения тому, что происходит». Хасьминский утверждает, что в такой ситуации обычные психологические методы оказываются бессильны — а священник может дать человеку поддержку

Хасьминский не работает с органическими депрессиями или зависимостями, которые требуют длительной терапии. К нему приходят люди, которых нужно быстро «привести в себя» в критической ситуации. Обычно это тяжелые разводы или смерть близких. «Человеку, чтобы выйти из тяжелого состояния, нужен мощный внутренний ресурс, энергия, — говорит Хасьминский. — Но именно в кризисных ситуациях у людей нет такого ресурса. Христианский подход дает им его — акцент переключается с этой жизни, которая на данный момент утратила для человека смысл, на другую, вечную. При христианском подходе цель человека — не прожить жизнь весело и без проблем, а воспитать свою душу для царства божьего».

Впрочем, как считает Хасьминский, у методов христианской психологии есть научные объяснения. По его словам, таинство исповеди оказывает психотерапевтический эффект, потому что это интроспекция — человек внимательно изучает свой внутренний мир, разбирается в себе. А если мать, скорбящая об умершем ребенке, начинает заботиться о его душе — молиться за него, делать добрые дела — это помогает ей не замкнуться на себе, преодолеть фрустрацию и начать адаптироваться в новых условиях.

В то же время Хасьминский скептически относится к светским методам кризисной психологии и считает, что она всегда основывается на вере: «Я не знаю ни одного человека, профессионально работающего с горем, который был бы атеистом. Чтобы помочь человеку пережить трагедию, надо иметь свой прочный фундамент, который удержит самого психолога и даст ему возможность удержать другого. Иначе очень быстро произойдет выгорание».

В кризисном центре кроме него работают пятеро психологов. Попасть туда можно по предварительной записи, оплата — добровольные пожертвования. На сайте центра говорится, что их размер никак не влияет на качество оказываемой помощи. Приходить туда могут не только религиозные люди. «Я все-таки в первую очередь кризисный психолог, — говорит Хасьминский. — Моя цель — не обратить человека в веру, а помочь ему преодолеть кризис».

По его словам, главное отличие православного психолога от светского — в том, что православный относится к человеку не как к «набору неких химических процессов или привычек», а как к душе, уникальной и созданной Богом: «И эта душа будет свидетельствовать обо мне на страшном суде».

Что же нужно учесть при выборе психолога

Как выбрать своего психолога, одним предложением и не скажешь. Все-таки хороший или плохой специалист – это категории оценочные. Для одних хороший психолог – тот, кто эффективно поможет решить проблему. Для других – кто будет оказывать максимальную эмоциональную поддержку, бережно и деликатно. Для третьих – тот, кто будет подыгрывать клиенту, соглашаться со всеми его выводами, говорить приятное слуху. Четвертые предпочтут того, кто безжалостно и жестко, как хирург, не оставит камня на камне от прежних убеждений и пересоберет их в новой конфигурации. Чтобы выбрать хорошего специалиста, нужно определиться, какие критерии качества важны именно для вас. Но есть базовые принципы, которые следует учесть, чтобы не ошибиться в выборе:

  • постарайтесь определиться с тем, какого результата хотите достичь, чего хотите от психолога;
  • посмотрите открытые источники, опросите знакомых, рискните и поищите специалистов на порталах, посвященных психологической помощи;
  • среди выбранных специалистов устройте «конкурсный отбор на вакансию»;
  • не делайте ставку на одного, чтобы не разочароваться в психологии совсем; пообщайтесь с несколькими специалистами, прежде чем определитесь, к кому идти на консультацию;
  • сходите на пробную консультацию, чтобы понять, насколько вам комфортно работать именно с этим психологом;
  • доверяйте интуиции, но проверяйте ее разумом;
  • не бойтесь говорить психологу о своих сомнениях, в том числе – и при первой встрече.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector