Задачи, цели духовно-нравственного развития и воспитания
Содержание:
- Как происходит развитие личности?
- Влияние увиденного на экране
- Цели, задачи воспитания
- Развитие общества
- Духовная составляющая
- Патриотизм – это тоже любовь
- Духовно-нравственное воспитание, его современные проблемы
- Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников
- Воспитание нравственности ребенка – непрерывный, комплексный процесс
- Философское воспитание
- Что такое нравственное воспитание?
- Преемственные взаимосвязи семьи и школы
- Сказка как средство духовно – нравственного воспитания дошкольников
- Духовно-нравственное воспитание, его современные проблемы
- Роль музыки в духовно – нравственном воспитании дошкольников
- Направления духовно-нравственного воспитания и развития
- Духовные ценности школьников
- Воспитание чувства прекрасного
- Семья как контекст
Как происходит развитие личности?
Духовное развитие ребенка берет начало в семье со свойственной ей стилем воспитания, который зависит от требований общества. На каждом этапе духовное развитие должно соответствовать этим требованиям.
Младенчество — формируется базовое доверие к миру в лице матери.
Возраст от 1 до 2 лет. Ребенок становится независимым, так как самостоятельно ходит, контролирует свои потребности и может выразить свои желания.
Возраст от 2 до 5 лет. Важный период в жизни малыша, который влияет на духовно-нравственное развитие и воспитание
В этом возрасте главное положение в жизни занимает игра, через которую ребенок учится общаться с миром, знакомится с азами некоторых форм духовно-нравственного развития — религиозного, умственного, морального
Поэтому важно уделить игре особое внимание.
Школьный возраст. На помощь семейному развитию приходит школьное, где ребенок получает новые знания и навыки
В этот же период он может столкнуться с неудачами в школе, что может привести к неуверенности
Поэтому важно поддержать его в этот период и объяснить, что неудачи — это всего лишь повод стать лучше.
Средняя и старшая школа. Это период самоопределения, когда подросток ищет себя и свое место в мире. В это время начинается его философское, политическое и правовое развитие, формирование чувства прекрасного переходит на чувственно-эмоциональный этап.
Период, когда духовное развитие человека достигло своей полноты, и он сформировал необходимый багаж, с которым дальше будет идти по жизни.
Накопленные знания помогают найти близкого по духовно-нравственному развитию спутника жизни, работу и заботиться о семье и детях.
Период после 50 лет, когда человек завершает духовное/нравственное развитие и переосмысливает свою жизнь через приобретенный духовный опыт. В итоге он понимает, что его жизнь неповторима, осознает и принимает логический исход жизни.
Влияние увиденного на экране
Культура играет особую роль в воспитании — фильмы, мультики и вездесущая реклама. Культура программирует конкретные модели поведения. Посредством видеороликов способны обучаться даже аквариумные рыбки.
Современные дети уже с первых лет жизни часами проводят за просмотром видео. Самое главное (кроме вреда для глаз и нервной системы) – что абсолютно всё, что они видят, влияет на их поведение. Мода, кстати – это статистическое понятие, далёкое от эстетики (с точки зрения математики это просто наиболее часто встречающаяся величина).
Дети никак не фильтруют впитываемую информацию. А негативные примеры (агрессивное поведение, непослушание) усваиваются и воспроизводятся гораздо легче, чем примеры доброго поведения (сочувствие, помощь).
Всевозможные бесчинства для воспроизводства не требуют никаких нравственных усилий, поддержки невидимой эмоциональной связи. Поэтому при просмотре (если мультики это не единственный способ отойти от ребёнка) желательно обсуждать происходящее («это было хорошо, а это плохо»). А после всегда лучше вместо очередных серий поиграть с детьми во что-нибудь из увиденного – слепить, или нарисовать героев, или обыграть ситуацию.
Цели, задачи воспитания
Главная цель любого типа воспитания – формирование развитой личности.
Развитие нравственности, духовности в дошкольный период ставит цели:
- сформировать основы моральных качеств, ценностных ориентаций высоконравственной, духовно развитой личности, основы взаимодействия с людьми;
- воспитывать у дошкольников главные общечеловеческие нравственные качества: сострадание, терпимость, милосердие, гуманность, честность.
Задачи:
- Содействовать раскрытию нравственной и духовной одаренности каждого ребенка, его способностей, возможностей;
- Обучать этическим нормам, самодисциплине;
- Воспитывать дружеские отношения, положительное отношение к совместному труду, игре, формировать умения договариваться, потребности помогать;
- Формировать потребность радовать старших хорошими и полезными поступками;
- Формировать самосознание гражданина, доброжелательное отношение к людям, природе;
- Воспитывать на основе важнейших моральных понятий: добро, зло, любовь, доброта, единение, человечность. Формировать отзывчивость, справедливость.
- Содействовать защите физического, духовного здоровья;
- Ориентировать родителей на духовное развитие подрастающего поколения;
- Стремиться развивать умение ограничивать себя в желаниях, преодолевать сложные препятствия, выполнять требования взрослых, установленные нормы поведения, ориентироваться на положительный пример в поступках;
- Формировать самооценку;
- Развивать гендерные качества, свойственные полу.
Развитие общества
Духовное развитие общества непрерывно. Его можно разделить на духовный и материальный прогресс, т. е. развитие от низшего к высшему, и регресс — развитие от высшего к низшему.
Критерии прогресса:
-
духовно-нравственный рост личности и общества;
-
слабая конфронтация между людьми;
-
улучшение взаимоотношений между людьми;
-
наличие свободы, которую общество предоставляет индивиду.
Развитие общества может принимать следующие формы:
-
эволюция — постепенное и плавное изменение в духовной жизни человека и общества;
-
революция — коренные, быстрые и практически противоположные изменения, которые могут затронуть как одну, так и несколько сторон духовно-нравственной жизни;
- реформа — комплексные мероприятия, способствующие изменениям одной или несколько сторон общественной жизни.
Развитие духовной культуры в этом случае — приоритетная задача не только общества, но и государства в целом.
Духовная составляющая
История доказывает большое значение воспитания в социальном развитии. При этом нравственность и духовность являются частью мировоззрения. Появляется ответственность, формируется благородство личности. Полученные ценности объединяют людей, что становится основой стабильности отдельной жизни и государства
С чего начать духовное преобразование? Необходимо учесть, что состояние внутренней жизни людей не менее важно, чем прогресс и совершенствование всего общества, темпы которого зависят от:
- гражданской позиции каждого члена;
- воли и мотиваций;
- жизненных ценностей;
- убеждений относительно нравственности, норм и морали.
С чего начать духовное развитие: главные направления
При становлении личности требуется осознание системы ценностей как нравственного, так и национального порядка. К ним относятся основные нормы, стандарты, действующие в отношениях между людьми, внутри семьи, общества. А также принципы, критерии понимания добра и зла, умение отличать истину от лжи. С чего начать духовное и нравственное воспитание? Ученым В. И. Павловым были указаны следующие направления.
- Формирование чувства долга, ответственности.
- Нравственный облик: терпение, милосердие.
- Позиция, способность различать добро и зло, готовность преодолевать жизненные проблемы.
- Поведение: умение рассуждать, воля.
Социальная среда, как условие развития гармоничной личности, имеет важное значение. Поэтому ее обеспечение является ключевой целью государственной политики РФ
Соответствующее окружение обеспечивает духовный прогресс. Для человека будет более комфортно, если оно не осуждает его за те или иные взгляды. Поэтому мировоззрение должно быть схожим, что добавит мотивацию в процесс совершенствования личности. В трудные моменты правильно созданная среда помогает справляться с проблемами. Поиск наставника также является важным направлением. Имея высокий духовный уровень, он укажет ошибки и даст советы по развитию.
Главная цель духовного саморазвития
Те, кто хочет заняться самосовершенствованием, зачастую сталкиваются с целым рядом проблем. Кому-то не хватает денежных средств, у других наблюдаются разлады в отношениях. Третьи не имеют достаточного здоровья. Но трудности толкают человека к улучшению организации своей жизни. Духовно-нравственное развитие людей и воспитание личности имеют главной целью осознание природы индивидуума. А также налаживание или восстановление взаимосвязей со средой, в которой он обитает. Обычно это долгий, но важный процесс, дающий смысл всей деятельности.
Духовная практика – основа самосознания
Развитие духовности и нравственности человека становится полным, приобретает актуальность при реализации в жизни. Социальная среда, как окружение, наполнена проблемами, требующими морального выбора при их решении. Ежедневная духовная практика освобождает сознание от материальных зависимостей, ложных ценностей. Результатом является усовершенствование и прогресс.
Патриотизм – это тоже любовь
Патриотическое воспитание больше касается школьного возраста, когда происходит осознание традиций своего народа – культурных, религиозных. Немалую роль в этом играет воспитание воли – в спортивных играх.
Антону Макаренко принадлежат слова: «Для меня не возникало вопроса: должен ли мой воспитанник выйти смелым человеком, я ли должен воспитать труса. Здесь я предположил «стандарт», что каждый должен быть смелым, мужественным, трудолюбивым, патриотом». Известна и такая фраза, которую приписывают Салтыкову-Щедрину: «Стали напирать на патриотизм. Видимо, проворовались».
Фраза «Быть патриотом – значит любить Родину» звучит очень шаблонно потому, что слово «любить» часто трактуется слишком широко. Любовь – это именно активное качество, которое не позволяет бездействовать. Она выражается в самопожертвовании, в служении не своим частным интересам, а более высоким – своей семьи и своего народа.
Патриотизм связан с трезвым взглядом на проблемы своей страны, города и дома; и с ответственностью за их решение. В воспитании патриотизма исключительную роль играет личность педагога. Особенно по истории, литературе и искусствам. А главной проблемой снова является лицемерие.
Самую знаменитую речь в пользу бедных произнёс не кто иной, как Иуда Искариот, когда вознегодовал о трате дорогого ароматного масла женщиной на помазание головы Иисуса за два дня до распятия. Тогда он возмутился: «К чему такая трата? Можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим», но, как сказано, «не потому, что заботился о нищих, а потому, что был вор». И предал Иисуса Христа за деньги, взятые священниками-заговорщиками из храмовой казны (как раз деньги на благотворительность).
Объяснять детям, что есть злонамеренные люди, которые играют святыми чувствами ради своей выгоды лучше всего по ходу усвоения школьной программы. Один из лучших примеров для этого – роман «Война и мир». Гениальный Лев Толстой иллюстрирует всевозможные проявления патриотизма на контрасте глупости и трусости карьеристов.
В жертву личным амбициям Наполеон принёс благополучие французской империи и миллионы судеб, также как и Гитлер (и нынешнее время также не является мирным). Детям надо объяснить это до наступления переходного возраста.
Духовно-нравственное воспитание, его современные проблемы
Социально-нравственное воспитание закладывает базовые характеристики личности, которые позже дают о себе знать, проявляясь в поведении и деятельности. Развитые нравственные качества реализуются через уважительное отношение к ценностям общества, стремление быть полезным. Нравственный человек придерживается определенных рамок и целей.
Сегодня молодое поколение окружено множеством как позитивных, так и негативных влияний. Сильное воздействие оказывают средства массовой коммуникации, различные явления среди окружения. На еще неокрепший интеллект, молодые чувства, несформированную сферу нравственности производят впечатление такие базовые «ценности» современности как стремление к наживе, желание бесконечно потреблять и развлекаться. Следование им разрушает страну и неокрепшие души.
Родители слишком заняты, всецело полагаются на школу, школа же устранилась от воспитания, занимается только преподаванием. Учебное заведение должно не только учить, но и воспитывать человека. Основой развития должны стать литература, отечественная история. Бывает, что учителя негуманитарных предметов, химии или физики, становятся для воспитанников нравственными идеалами. Преподаватель, который ведет себя в соответствии с тем кодексом, который декларирует, становится старшим другом и образцом для взрослеющих детей.
Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников
Важным фактором, который обеспечивает как социальную, так и культурную модернизацию современного российского общества, считается наша школа. И это правильно, поскольку именно в школьные годы ребенок получает опыт гражданской деятельности, знакомится с российским и мировым культурным достоянием, совершенствуется духовно.
О необходимости активизации системы общенациональных ценностей и приоритетов через образовательную систему говорится в ФГОС второго поколения, который нацелен на духовно-нравственное развитие и воспитание детей в период школьного обучения и становление их гражданской идентичности. В данном документе описаны главные положения школьного воспитательного процесса и указано на необходимость включения в основную образовательную программу подпрограммы духовно-нравственного развития и воспитания школьников.
В работе над созданием подобной подпрограммы рекомендуется пользоваться Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников. Содержание этого документа согласуется с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании».
Главная цель концепции — раскрыть принципы и пути воспитания высоконравственной личности путем формирования у нее основных ценностей, духовных ориентиров и убеждений. Согласно концепции, деятельность школы должна быть направлена на формирование сознательного гражданина и воспитание патриота.
В концепции освещаются такие вопросы:
- модель школьника — выпускника;
- задачи, условия и результаты школьного воспитания;
- структурные компоненты и основное содержание программы воспитания и социализации школьников;
- перечень и раскрытие сути основных общенациональных ценностей.
В концепции детально раскрыто:
- содержание всех ключевых задач воспитательного процесса;
- направления воспитательной деятельности;
- система организации воспитания;
- формы и методы духовно-нравственного развития школьников.
Указывается на необходимость осуществления воспитательного процесса через целостный комплекс мер, который должен реализовываться и на уроках, и во время внеурочных мероприятий, и за счет вовлечения детей во внешкольную деятельность. Такую работу школа не может и не должна проводить самостоятельно, педагогам следует поддерживать тесную взаимосвязь с семьей и общественными организациями.
Воспитание нравственности ребенка – непрерывный, комплексный процесс
Специфическая черта воспитания нравственности – его только теоретически можно обособить в отдельный воспитательный процесс.
Моральный облик любого человека может сформироваться только при многогранной деятельности (в игре, учебе, творчестве), в разнообразных отношениях, которые возникают у ребенка: со сверстниками, с детьми моложе, со взрослыми. Несмотря на это нравственное воспитание все-таки является целенаправленным процессом, в основе которого лежит целая система содержания, форм, приемов педагогических действий.
Результатом воспитания должен стать уровень нравственной воспитанности.
Он выражается в свойствах, качествах личности, ее деятельности, общении. О воспитанности свидетельствует глубина чувства, возможность эмоционального переживания, наличие мук совести, страданий, чувства сочувствия. Ее характеризуют зрелость сознания: моральная образованность и воспитанность, способность анализировать поступки, поступки других, способность смотреть на происходящее с позиции нравственных идеалов, давать самостоятельную оценку.
?
Воспитание нравственности начинается с рождения и продолжается всю жизнь. Этот процесс не имеет явно определенных этапов.
Тем не менее периодизация все-таки существует. Каждому возрасту соответствует определенный сензитивный период для формирования различных моральных качеств, каждый возраст имеет свои особенности для развития различных качеств, составляющих общее понятие “нравственность”. Именно знание этих периодов позволяет делать процесс воспитания продуктивным, особенно при воспитании ребенка.
Философское воспитание
Несмотря на то что философия — наука сложная для детского понимания, все же именно первые серьёзные вопросы о бытие, мироздании и смысле жизни задаёт именно ребёнок. Это связано с тем, что малыш ещё не связан стереотипами и не знает философских понятий, а взрослый — в силу своего знания — стесняется или боится задавать какие-то вопросы. Ребёнок из-за чистоты сознания избавлен от стеснения и страха.
Ребёнку, а позже и подростку нужно объяснять простым языком такие философские категории, как материя, движение, пространство, сознание, время, свобода, идеал, истина, добро, справедливость, мораль, разум.
Что такое нравственное воспитание?
Ребенок, когда рождается, не имеет никакого понятия о морали или нравственности, духовно он еще не состоялся. Не зная, что можно поступить плохо или хорошо он просто берет и делает то, что приходит ему в голову. Задача такого воспитания заключается в том, что ребенок должен понять рамки, ограничивающие личность в обществе и научиться определять, что делать можно и что есть хорошо.
Что такое духовно-нравственное воспитание и что входит в это понятие
Например, перевести ли бабушку через дорогу, украсть ли в магазине, можно ли обозвать женщину или переспать с мужчиной. При этом кроме обязанности вести себя согласно правилам, ребенок должен понять и свои права. Например, что он никто не имеет права его обижать или обзывать, что он имеет право на защиту, на собственную веру, уважение к своей национальности, свои пути развития и так далее.
Обобщая можно сказать, что родители должны духовно передать ребенку свои социальные, национальные ориентиры, объяснить его место в обществе как гражданина, личности, жителя Земли, сына, матери и так далее.
Базовые ценности духовно-нравственного воспитания –
Преемственные взаимосвязи семьи и школы
Одной из характерных особенностей духовно-нравственного воспитания нужно считать принцип преемственности, сотрудничества между учебным учреждением и семьей. Развитие ребенка берет начало в семье, школа не подменяет собой этот процесс, а усиливает его.
Учителям необходимо изучать семейный воспитательный потенциал, при необходимости, содействовать гражданскому воспитанию не только детей, но и их родителей. Для этого привлекаются нестандартные формы родительских собраний, используются творческие домашние задания, родителей приобщают к школьным мероприятиям, вовлекают в органы управления.
При условиях, когда воспитательный семейный потенциал ограничен, недостаточная работа школы может привести к тому, что ребенок окажется под влиянием неформальных молодежных групп, на его нравственный облик в большой степени будет давить далекое от совершенства информационное пространство, что грозит потерей идентичности, моральной несостоятельностью личности.
Сказка как средство духовно – нравственного воспитания дошкольников
Первые художественные произведения, с которыми знакомится ребенок – это народные сказки. Именно в них, в форме, понятной детскому мышлению, раскрывается мир чувств, образов, взаимоотношений. Сказка является источником воспитания любви к Родине, сострадания и справедливости. Невозможно представить детство без народных сказок. «Колобок», «Теремок», «Репка» — эти произведения в первые годы жизни ребенок не только слышит от родителей и воспитателей. В виде героев сказок выпускаются игрушки, настольные дидактические материалы, сюжеты сказок используются в театральных постановках в ДОУ, на основе сказок создаются мультипликационные фильмы. Сказочный мир, добрый и волшебный, наполнен яркими образами, смелыми героями, дружелюбными животными. Сказка, как одно из средств духовно – нравственного воспитания, формирует у ребенка психологию успеха, закладывает моральные и духовные ценности, желание подражать смелым и справедливым героям, прививает любовь к родному дому, отчизне, создает представление о семейных и коллективных ценностях, о дружбе и любви.
Знакомство детей со сказкой в садике может быть выражено в форме:
- Рассказывания (свободный пересказ),
- Выразительного чтения (с интонацией и мимикой),
- Беседы по сказке (анализ поступков персонажей),
- Иллюстрированной постановкой (пальчиковый или аппликационный мини – театр).
В младшей и средней группе дети с большим удовольствием учатся ролевым играм, инсценированию, наряжаясь в костюмы и изображая процесс вытягивания репки или заселения импровизированного теремка. Когда такие занятия и игры сопровождаются смехом и весельем, когда воспитатель буквально опускается на уровень малышей, ползая на коленях и играя вместе, а не диктуя строгим голосом, тогда в атмосфере детской раскрепощенности и непринужденности, на фоне положительных эмоций у детей формируется живое образное представление о роли сказочных героев, смысле их поступков. Закрепить восприятие сказочных образов, мотивы поведения героев и смысловой посыл сказки помогает совместная беседа по сказке:
Запоминая сюжеты русских народных сказок, воспринимая яркие образы персонажей и анализируя действия героев, дошкольники учатся выражать свои мысли, свое отношение, проецировать поступки, учатся быть добрыми и отзывчивыми.
Формирование нравственных ценностей и патриотических чувств
121,50 руб
Духовно-нравственное воспитание, его современные проблемы
Социально-нравственное воспитание закладывает базовые характеристики личности, которые позже дают о себе знать, проявляясь в поведении и деятельности. Развитые нравственные качества реализуются через уважительное отношение к ценностям общества, стремление быть полезным. Нравственный человек придерживается определенных рамок и целей.
Сегодня молодое поколение окружено множеством как позитивных, так и негативных влияний. Сильное воздействие оказывают средства массовой коммуникации, различные явления среди окружения. На еще неокрепший интеллект, молодые чувства, несформированную сферу нравственности производят впечатление такие базовые «ценности» современности как стремление к наживе, желание бесконечно потреблять и развлекаться. Следование им разрушает страну и неокрепшие души.
Родители слишком заняты, всецело полагаются на школу, школа же устранилась от воспитания, занимается только преподаванием. Учебное заведение должно не только учить, но и воспитывать человека. Основой развития должны стать литература, отечественная история. Бывает, что учителя негуманитарных предметов, химии или физики, становятся для воспитанников нравственными идеалами. Преподаватель, который ведет себя в соответствии с тем кодексом, который декларирует, становится старшим другом и образцом для взрослеющих детей.
Роль музыки в духовно – нравственном воспитании дошкольников
Музыка является одним из важнейших средств наполнения и развития детской души. В духовно – нравственном воспитании ей принадлежит особая роль, она не только развивает разум, но и учит чувствовать, переживать, прививает вкус и воспитывает благородство души. Через музыку дети знакомятся с творчеством композиторов и познают шедевры мирового искусства. В ДОУ дошкольники знакомятся с музыкой посредством таких форм, как:
- Слушание
- Пение
- Игра на детских музыкальных инструментах
- Музыкально – ритмические движения
- Театрализация
- Музыкальные подвижные игры и другое.
Песня раскрывает красоту души русского народа, традиционные народные образы и идеалы, духовный опыт многих поколений. Песенный жанр учит ребенка эмоциональной отзывчивости, творческому самовыражению, вводит в духовную жизнь. Танец является одним из инструментов художественного и нравственного развития. Движения в народных танцах демонстрируют широту души, дружбу, смелость, удаль, жизнерадостность, чувство собственного достоинства. Выражая свои эмоции в танце, дошкольник учится контролировать свои движения, делать их гармоничными. Обстановка праздников, утренников в садике помогает ребенку выплеснуть свою энергию, свои мысли и эмоции, полюбить детский сад, свой уголок Родины.
Первыми музыкальными произведениями русской музыкальной коллекции на занятиях в детском саду могут быть
- «Марш». С.С. Прокофьев
- «Зимнее утро». П. И. Чайковский
- «Во поле березка стояла». Народная песня
- «Вальс». Д.Б. Кабалевский
- «Плясовая». Русская народная
- «Итальянская полька». С. В. Рахманинов и другие.
В арсенале музыкального работника всегда есть методическая подборка музыки, тематических занятий для разных возрастных групп. Познавая музыкальное наследие своего народа, ребенок впитывает эталоны морали, гармонии и красоты, ценный духовный опыт поколений.
Занятия и развлечения со старшими дошкольниками: разработки
190,80 руб
Направления духовно-нравственного воспитания и развития
В процессе воспитания обязанность родителей и педагогов помочь ребёнку сформировать и развить в себе духовно-нравственные качества и способности по четырём направлениям:
- религиозное;
- семейное;
- творческое;
- патриотическое;
- социальное.
Для развития в каждом направлении потребуется выполнить ряд промежуточных задач.
Религиозное направление
Религиозная духовность предполагает обретение веры в Бога, осознание конечности своей жизни и вечности жизни души. Правильное духовное развитие человека в этом направлении даёт ему в результате целомудрие, устойчивые морально-нравственные принципы, собственное мировоззрение, верно встроенную систему ценностей, уважительное отношение к религиозным организациям и религиозным чувствам других людей, в том числе иноверцев.
Воскресная школа – один из методов религиозного воспитания
Для достижения этих целей ребёнку необходимо изучить:
- Библию;
- историю Православия;
- традиции христианской православной культуры;
- духовное и историческое наследие своего народа;
- высшие духовные образцы национальной культуры.
Самостоятельно выполнить эти задачи ребёнок не способен, поэтому ему потребуется помощь родителей и грамотных педагогов. От родителей при этом требуется уважительное отношение к его личным взглядам на вопросы, связанные с религией. Даже чтобы признать себя атеистом или, отвергнув Православие, принять другую религию, нужно изучить духовное наследие своей страны.
Ребенок имеет право сам выбирать свою религиозную принадлежность
Семейное направление
Одним из важнейших направлений духовно-нравственного развития является воспитание хорошего семьянина. Задача успешного процесса в этом направлении — помочь ребёнку обрести:
- отношение к семье, как основе общества;
- потребность в ответственном и заботливом отношении, прежде всего, к членам своей семьи и в последствии ко всем окружающим людям;
- способность понимать и принимать свои обязанности по дому, а в последствии профессиональные и социальные;
- доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, способность сопереживать членам своей семьи и другим людям.
Семья – основа духовно-нравственного воспитания
Творческое направление
Любой человек от рождения обладает определёнными творческими способностями, которые обязательно нужно обнаружить и развить. Это помогает профориентации и самореализации личности, развитию эстетического вкуса.
Творческое развитие – один из методов духовно-нравственного воспитания
Патриотическое направление
Патриотическое духовно-нравственное воспитание и развитие призвано помочь будущему гражданину обрести:
- национальное самосознание, достоинство, патриотизм;
- веру в Россию;
- стремление к приумножению благосостояния, могущества и развитию духовной культуры Отечества;
- уважение к представителям других национальностей и умение взаимодействовать с ними.
Патриотическое воспитание формирует граждан своей страны
Социальное направление
Духовно здоровый член общества должен стремиться к социальному самоутверждению на основе духовно-нравственных норм взаимоотношений с другими людьми. Родители и педагоги должны научить ребёнка:
- открыто выражать свои взгляды;
- противостоять действиям, представляющим угрозу для жизни и здоровья, своих и чужих;
- нести ответственность за свои поступки;
- осознавать себя, как часть человечества, свою ответственность за его состояние и жизнедеятельность, свою ответственность за экологическое состояние планеты.
Народные игры – один из методов социального развития
Духовные ценности школьников
На какой идеал ориентироваться сегодняшним школьникам? Концепция духовно-нравственного воспитания, разработанная для школьников России, гласит, что нужно стремиться стать высокоморальным, творческим, профессионально компетентным гражданином России, который воспринимает судьбу страны как собственную, осознаёт ответственность за государство, воспитанный в традициях Российской Федерации.
Основываясь на вышесказанном, можно определить основные духовные ценности школьников:
- патриотизм
- гражданственность
- свобода, честь, милосердие, справедливость, доверие,
- стремление к миру во всём мире, межнациональному и межкультурному разнообразию, толерантности, прогрессу и сотрудничеству
- стремление к знаниям
- ценность семьи
- творчество и труд
- вера и духовность
- искусство.
На эти базовые ценности необходимо ориентироваться, воспитывая детей школьного возраста, организовывая педагогическое воздействие на них дома и в школе.
Воспитание чувства прекрасного
При словах «духовное развитие» наравне с религией явную ассоциацию вызывает и искусство. Процесс формирования можно условно разделить на 4 этапа:
-
впечатления;
-
чувственно-эмоциональный опыт;
-
знания;
-
оценка.
Эти же критерии составляют основное содержание чувства прекрасного.
Впечатления можно получить через чтение художественной литературы, просмотры кинофильмов, прослушивание концертов, посещение выставок и музеев. Искусство состоит не только из прекрасного, но из других категорий эстетики — безобразности, возвышенности, низменности, трагичности и комичности. Комплексное восприятие всех категорий эстетики позволяет сформировать чувство красоты.
После просмотра важно комментировать увиденное, причем не только с позиции «нравится — не нравится», но и обосновывать, почему, какие чувства вызывает тот или иной объект. Эти действия позволят накопить чувственно-эмоциональный опыт и чутко воспринимать действительность
Со временем у человека появляются любимые произведения искусства, направления и авторы. Их изучение позволит аргументированно оценивать увиденное. Этот этап называется накоплением знаний.
Следующий этап развития — анализ. Умение анализировать можно сформировать при помощи рецензий профессиональных критиков в журналах, теле- и радиопередачах. При этом нужно сопоставлять различные точки зрения, соглашаться или опровергать их. Со временем выработается своя точка зрения.
Полезно также обсуждение с друзьями.
Семья как контекст
В настоящее время институт семьи испытывает кризис. В современной России каждый третий ребёнок рождается вне брака и каждый второй брак распадается.
Кстати, случайно, или нет, но число рождённых вне брака детей примерно соответствует числу разводов, а сокращение численности населения примерно соответствует количеству абортов.
Во многих странах (Северная Европа, Латинская Америка) вне брака рождается уже более половины детей. Это связано с ранними половыми отношениями, которые провоцирует современная культура, где больше хаоса, чем красоты и гармонии. С другой стороны, это связано с непослушанием родителям, которое также культивируется в сознании детей с помощью некоторых мультиков и рекламы.
Первой заповедью, в которой Бог что-то обещает людям (а именно благополучие и долголетие) является заповедь о почтении родителей. Детей следует учить послушанию не для удовлетворения властных амбиций, а для навыка самоограничения на благо семьи, а после – всего общества. Каким образом? Есть ряд принципов, частично рассмотренных на прошлых уроках:
A | Хорошее воспитание должно быть строгим и включать много трудных занятий и не слишком много сладостей. |
B | Не следует потакать капризам. Если капризы не утихают, когда уделяешь ребёнку больше внимания, а, напротив, становятся похожими на борьбу за власть, то настаивать на своём надо без гнева, но безальтернативно. |
C | Дети бывают более благодарны, когда их непристойное поведение пресекается (даже физически), чем попускается. |
В итоге подобные «изуверства» помогают ребёнку стать ответственной личностью. Несмотря на презумпцию вины родителей со стороны ювенальной юстиции, в России более 80% случаев насилия над детьми происходит вне семьи. С возрастом коэффициент виктимизации (число пострадавших на 100 тысяч человек) растёт. То есть семья – это безопасность.
Полноценная семья – это структура безопасности для детей и материнства, потому что позволяет завести больше, чем одного ребёнка. Залог этой безопасности в ответственности мужа за жену и родителей за детей. Но в чём залог безопасности семьи?
Нравственная планка семейных отношений запредельная. Чисто статистически залогом крепкой семьи является целомудрие, причём в большей степени со стороны мужа. В России мужчины и женщины примерно поровну инициируют разводы, но мужчины делают это и после 40 лет, тогда как женщины в основном до 40 лет. Хотя нравственный закон одинаков для всех, именно о мужчинах сказано «всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем».
Нравственность заключается в ограничении своих потребностей и удовлетворении потребностей близких – в служении более крупной структуре, чем капризное ненасытное эго.