Методика воспитания антона макаренко
Содержание:
- Педагогика
- Взрыв в психике субъекта
- Система эта основана на трех взаимосвязанных принципах:
- Педагогические идеи Макаренко
- Основные педагогические идеи Макаренко
- Самые известные методики Макаренко
- Интересные факты из жизни
- Роль воспитателя
- Высказывания Макаренко о воспитании детей
- Педагогика
- А. Макаренко и «братва» — как пример метода взрыва
- Система воспитания Макаренко
- Заключение
Педагогика
Нельзя сказать, что Макаренко был сторонником гуманистической педагогики в её незамутнённом виде. Он не считал, что учитель должен быть мягким. Он не считал, что нужно избегать наказаний. В его книгах мы находим термин «требовательная любовь»: чем выше уважение к ребенку, тем выше к нему требования. При этом наказания не должны причинять моральные и физические страдания, но ребёнок должен чувствовать вину перед своими сверстниками, перед коллективом, который в его жизни занимает центральное место.
- В 1955 году снят фильм «Педагогическая поэма» по главной книге Макаренко;
- В 1959 году Михаил Козаков и Анатолий Мариенгоф написали пьесу «Не пищать» о Макаренко и его коммуне;
- В Харькове стоит памятник Антону Семёновичу.
https://youtube.com/watch?v=MDC-0GJZ8RY
Художественный фильм «Педагогическая поэма» (Киевская киностудия художественных фильмов, 1955 г.)
Макаренко интересовала не только теория воспитания и организация этого процесса, но и личность учителя. Он утверждал, что педагог должен быть человеком всесторонне развитым, являясь ключевой фигурой в образовательном процессе. По мысли Антона Семёновича, работа педагога требует от учителя «не только наибольшего напряжения, но и больших сил, больших способностей».
Макаренко всегда указывал, что первичный «коллектив» — это семья. И родители влияют на ребёнка не через слова, а через поступки, собственное отношение к жизни и к делу.
Взрыв в психике субъекта
Рассмотрим теперь второй тип взрыва — это взрыв в психике субъекта педагогического воздействия. Взрыв в психике субъекта — взрыв в психике непосредственно самого педагога. Эмоциональный взрыв воспитателя возможен при особо упрямом противодействии воспитанника педагогическому влиянию. Бесспорно это явление абсолютно отрицательно сказывается на педагогическом процессе. Оно проявляет психологическую слабость самого педагога, показывает дурной пример воспитаннику.
Конечно же, какой-то эффект при этом типе «взрыва» будет достигнут, но прямо говоря положительного в этом ничтожное количество. В педагогической практике Макаренко встречается это явление. Однажды он поднял руку на своего воспитанника. Сам Макаренко говорил об этом прецеденте так: «…педагогическая почва с треском и грохотом провалилась подо мною.» Отсюда делаем вывод, что Макаренко считал «взрыв» в психике воспитателя негативным, антипедагогичным явлением. Последний тип «взрыва» — это «взрыв» внутри коллектива.
Для рассмотрения этого типа взрыва определим понятие коллектива как объединение людей, имеющие общечеловеский характер, учитывающие уникальность каждой личности в его составе и созданное на добровольных принцыпах. Воспитательным коллективом мы будем называть коллектив характеризующийся наличием субъекта и объекта воспитания, а также цели — воспитание личности каждого конкретного индивида. Макаренко не считал себя в праве проводить широкие эксперименты в области «взрывов» в коллективе, намеренно их организовывать, однако он отмечает огромное значение таких взрывов, когда они происходили естественно.
В чем же заключается суть «взрыва» в коллективе? По всей видимости, база для взрыва создается на втором этапе развития личности — происхождение закономерных, последовательных изменений (количественных и качественных, биологических и психических), на этапе индивидуализации, когда происходит обострение противоречия между необходимостью быть как все и стремлением к максимальной персонализации, утверждению своей индивидуальности. Говоря о взрыве внутри коллектива, необходимо отметить, что коллектив — это неоднородное целое, это совокупность личностей, индивидуальностей поэтому, естественно что в составе коллектива не бывает одного противостояния, их всегда бывает очень много, разных степеней конфликтности, от близких к пределу противоречий до мелких трений и будничных стычек. Возможно ли применение взрыва в коллективе в качестве метода оказания педагогического воздействия? По-видимому, возможно, но с определенной оговоркой. Действительно, взрыв в коллективе отвечает в той или иной степени принципам педагогического процесса как то: обладает направленностью, является доступным наглядным, его уроки усваиваются прочно и на долго.
Человеческий взрыв это взрыв внутри субъекта педагогического воздействия под действия превалирующей сильной эмоции и направленный на ликвидацию раздражителя, вызывающего эту эмоцию, взрывная реакция характеризуется нестандартностью педагогических действий. Это неприемлимый метод формирования личности поскольку он противоречит основным принципам педагогического воздействия.
Система эта основана на трех взаимосвязанных принципах:
Труд, от которого зависит реальное благосостояние ребят (качество питания, одежды, развлечения, экскурсии и т.д.). При этом у воспитанников должна быть возможность выбора, чтобы каждый мог найти дело по душе
Принципиально важно, чтобы плодами своего труда дети распоряжались сами. Самоуправление
Самоуправление.
Коллективная ответственность. За проступок одного отвечает вся группа.
Макаренко отмечал: необычайно быстро, за считанные месяцы перевоспитываются трудные подростки. У них появляется осознание границ своих полномочий и ответственности.
В то же время он писал, что воспитание — это длительный процесс как в целом, так и в его отдельных частях.
Военизированный характер воспитания в колонии был продиктован тем, что подобный антураж был привлекательным для подростков того времени. Дисциплина выражалась в ее неукоснительном соблюдении, поскольку сами ребята были в ней заинтересованы. Ни одно из наказаний, применяемых в колонии, не было унизительным. Самое суровое – бойкот – применялось крайне редко.
Педагогические идеи Макаренко
Основываясь на педагогической литературе и собственных исследованиях и опыте, Макаренко считал, что воспитание и образование являются наиболее важными факторами, влияющими на становление и развитие личности. Его точка зрения контрастировала с практическими стандартами того времени.
Макаренко также отвергал физическое наказание, обычную меру его времени.
Доказав эффективность своей воспитательной системы в Полтавской колонии, в 1927 году Макаренко был назначен заведующим детским домом для беспризорных детей под Харьковом. Тысячи детей в Советском Союзе стали сиротами после гражданской и Первой мировой войны. Оставшись без родительской любви и заботы, многие из них стали несовершеннолетними преступниками.
Детский дом под Харьковом был известен как место, куда самые неисправимые воры и мошенники помещались на реабилитацию. Инновационный педагог Макаренко сумел завоевать их уважение. В своем воспитании проблемных сирот он сочетал настойчивость и уважение, школьное образование и продуктивный труд.
Методы воспитания, разработанные Антоном Семёновичем, были высоко оценены Максимом Горьким, который считал, что «педагогический эксперимент Макаренко имеет значение для всего мира». Вдохновленный Горьким, писателем, которым он восхищался, Макаренко написал «Педагогическую поэму», основанную на реальных историях своих учеников из детского дома для беспризорных детей. В своей книге он показал, как правильное образование может превратить неконтролируемых и агрессивных подростков в достойных и ответственных граждан.
Основные педагогические идеи Макаренко
В основу своих методик Антон Семенович заложил принцип параллельного действия. Суть его проста, но и одновременно сложна в понимании. Человек должен являться центральной точкой развития общественной и его собственной жизни, а также стать важнейшей составляющей трудового коллектива. Он выступает творцом успеха во всех аспектах его жизнедеятельности, а принципы и нормы закладываются учителями на первом этапе воспитательного процесса. Так учили нас и наших предков, что сейчас происходит в школах, этого сказать точно не могу.
Человек должен с раннего детства играть в жизнь, но с максимальной ответственностью и уважением к другим участникам процесса, чего не наблюдается в современном обществе. Кратко свои идеи Макаренко выделял через коллектив:
- назначение должностей в органах самоуправления.
- качественная связь с обществом.
- единая цель для команды единомышленников.
- разработка комплекса общих действий для ее достижения.
- контроль, дисциплина и ответственность.
Педагогические идеи Антона Семеновича рассматриваются через призму соблюдения режима, трудового распорядка дня, организации активного отдыха. Через творческую составляющую происходит развитие личности в человеке, его индивидуальные успехи внутри коллектива способствуют росту веры в свои силы и раскрывают оптимально имеющийся потенциал.
Основные идеи Макаренко заключаются в индивидуальном подходе к каждому ребенку. Профессионализм педагога должен заключаться в умении подводить от частностей к общему, точечно и конструктивно. Я понимаю методики легендарного учителя, как умение через конкретные задачи подключать у ребенка максимальный интерес к общественно-полезной жизни.
Самые известные методики Макаренко
Антон Семенович в своих трудах о воспитании ребенка делает акцент на важности роли полноценной семьи, а также поведении родителей. Даже в утробе матери начинается формирование личности
Если младенец почувствует, что он нежеланный или услышит резкие крики и ругань, то уже, будучи взрослым, он станет раздражительным, пугливым и закрытым.
В своих трудах Макаренко выделяет основные принципы воспитания детей. Первым делом влияние оказывает коллектив. Задача воспитателя поставить единую цель коллективу и раздать роли, при этом выровнять отношения внутри системы. Среди ее участников могут быть члены семьи, класс в обычной школе и педагоги, группа детей с воспитателями. Второй составляющей идет самоуправление, без умения организовывать внутри системы порядок самостоятельно, порядка и оперативного достижения целей не ожидается.
Также работает методика дисциплины, она соседствует с методом «кнута и пряника». В этом случае за прогулы и ошибки участник системы лишается части наград, а в случае усердия и прилежности получает аванс или рядовую похвалу. Теплые слова могут использоваться при реализации трудового воспитания, когда цель не подходит для оплаты материальными благами или ребенку мало лет.
Интересные факты из жизни
В 20 лет Макаренко хотел покончить жизнь самоубийством, работы подходящей не было, его мысли не хватало простора. Священник в церкви, пытаясь вытащить Антона из этой черной полосы, познакомил его со своей супругой Елизаветой. Когда Макаренко признался всем, что влюбился, отец выгнал его из дома. На самом деле, этот момент и стал переломным в судьбе учителя. Ему сразу поступили дельные предложения, да и он был готов отправиться в любую точку страны.
Факты из жизни Антона Семеновича говорят о его странном характере. Он не мог ужиться со сверстниками, но затем, как «сапожник без сапог» гениально воспитывал тех же дерзких юношей, с которыми не мог поладить полтора десятка лет назад. Благодаря нескольким применениям физической силы обрел уважение среди ребят, но потерял впоследствии должность и уверенность в правильности своих методик воспитания.
Происхождение фамилии Макаренко идет от имени Макар, который переводится с древнего греческого языка «счастливый или блаженный». Антон Семенович смог обрести счастье в своих трудах и блаженно ушел в будущее, оставив за собой множество работ, которые актуальны для педагогов всего мира по сей день.
Воспитанники Макаренко стали создавать промышленное оборудование и производить электродрели. Тогда предприятием заинтересовалось НКВД, они пытались забрать завод себе в собственность, а его участникам не готовы были платить зарплату. Антон ничего не смог с этим поделать и ему пришлось покинуть пост, переехав в Москву. Я здесь вижу интерес финансовый со стороны Макаренко, но и подтверждение того, что против системы даже с благими намерениями идти практически невозможно. Только шагая через эпохи, как делает сейчас автор многочисленных трудов Антон Семенович Макаренко.
https://youtube.com/watch?v=swQGr3f2Zdk
Роль воспитателя
По мысли Макаренко, никакое воспитание невозможно без активного включения чада в жизнь общества. При этом основной воспитательной средой является детский коллектив, частью которого является педагог-воспитатель. Взрослый занимает не авторитарную позицию, но на общих основаниях включается в созидательный трудовой процесс. Так формируется личность – деятельная, самостоятельная, активная.
Педагог постоянно рядом с воспитанниками: в классе, на рабочем месте, на отдыхе.
Тематический материал:
- Методы воспитания в педагогике
- Методика Монтессори
При этом концепция труда является основополагающей. Труд каждый может выбирать себе по душе, исходя из талантов и возможностей.
Высказывания Макаренко о воспитании детей
Макаренко о воспитании детей через цитаты. «Любое ваше поведение моментально считывается ребенком, анализируется и дублируется им уже во взрослой жизни». Родители не имеют права ожидать от воспитанника сюрпризов при правильном подходе, большинство его решений являются залогом анализа поведения старших участников коллектива.
Технологии современного капитализма от детей следует держать подальше и применять в исключительных моментах. «Не рекомендую поощрять труд, гораздо ценнее, что дети получают удовольствие от процесса и качественную похвалу по итогу работы». «Предоставляйте ребенку самому возможность выходить из сложных ситуаций, помощь предлагайте ненавязчиво и тонко». «Ставьте разумные цели при воспитании, тогда сможете анализировать ошибки процесса и вовремя их исправлять».
Высказывания Макаренко говорят о наглядном примере для детей учителей, воспитателей, родителей. «Если вы не разбираетесь в том, чему пытаетесь обучить молодых людей, то не получите ничего в ответ, кроме презрения». Довольно жестко по отношению к нам, мамам и папам, педагогам и учителям, но это цитата открыто намекает, что процесс воспитания вещь ответственная.
Принципы педагогических идей Антона Семеновича уходят своими корнями во взаимоотношения коллектива. «Уважайте мнения друг друга и цените дела товарищей, тогда и результат будет достигнут быстрее». «Проявляйте больше уважения к детям, но и требуйте от них не меньше, учите любить и быть любимыми». «Труд должен быть общественно-полезным, в ином случае он убивает в гражданине желание заниматься им в дальнейшем». Только в случаях, когда дети получают истинное удовольствие от процесса и понимают причину задачи или ее конечный результат, труд развивает в них личность.
Педагогика
После нескольких лет педагогической деятельности Антон Семенович поступил в Полтавский учительский университет. Он получал высшие оценки по всем дисциплинам, вследствие чего окончил вуз с красным дипломом.
В то время биографии Макаренко начал писать свои первые произведения. Свой первый рассказ «Глупый день» он отправил Максиму Горькому, желая узнать его мнение о своем творчестве.
Позже Горький ответил Антону. В своем письме он в жесткой форме раскритиковал его рассказ. По этой причине, Макаренко забросил писательскую деятельность на целых 13 лет.
Стоит заметить, что Антон Семенович будет поддерживать дружеские отношения с Горьким в течении всей жизни.
Свою знаменитую педагогическую систему Макаренко начал развивать в трудовой колонии для несовершеннолетних преступников, расположенной в деревне Ковалевка неподалеку от Полтавы. Он пытался найти наиболее эффективный способ воспитания подростков.
Интересен факт, что Антон Макаренко изучил труды многих педагогов, однако ни один из них не вызвал у него удовлетворения. Во всех книгах предлагалось перевоспитывать детей в жесткой форме, что не позволяло найти контакт между воспитателем и подопечными.
Взяв под свою опеку малолетних правонарушителей, Макаренко разделил их на группы, которым предложил собственноручно обустроить свой быт
При решении каких-либо важных вопросов он всегда советовался с ребятами, давая им понять, что их мнение очень важно для него
Первое время воспитанники часто вели себя по-хамски, однако позже начали проявлять к Антону Макаренко все большее уважение. Со временем ребята старшего возраста добровольно брали инициативу в свои руки, занимаясь перевоспитанием младших ребят.
Таким образом Макаренко смог создать эффективную систему, при которой некогда дерзкие воспитанники становились «нормальными людьми» и стремились передать свои идеи младшему поколению.
Антон Макаренко побуждал детей стремиться получить образование, чтобы в будущем иметь достойную профессию
Также он уделял большое внимание культурной деятельности. В колонии часто ставились спектакли, где актерами были все те же воспитанники
Антон Макаренко и его воспитанники
Выдающиеся достижения в воспитательно-педагогической сфере сделали мужчину одним из самых известных деятелей мировой культуры и педагогики.
Позже Макаренко направили возглавить другую колонию, находящуюся под Харьковом. Власти хотели проверить, была ли его система успешной случайностью или же она действительно работала.
На новом месте Антон Семенович быстро установил уже проверенные порядки. Любопытно, что он взял с собой несколько беспризорников из старой колонии, которые помогали ему работать.
Под руководством Макаренко трудные подростки начали вести достойный образ жизни, избавляясь от вредных привычек и воровских навыков. Дети засеивали поля после чего собирали богатый урожай, а также производили разную продукцию.
Более того, беспризорники научились изготавливать фотоаппараты «ФЭД». Таким образом, подростки могли самостоятельно кормить себя, почти не нуждаясь в финансировании со стороны государства.
Максим Горький и Антон Макаренко с воспитанниками
В то время биографии Антон Макаренко написал 3 произведения: «Марш 30 года», «ФД-1» и легендарную «Педагогическую поэму». Вернуться к писательской деятельности его побудил все тот же Горький.
После этого Макаренко перевели в Киев на пост помощника начальника отдела трудовых колоний. В 1934 г. его приняли в Союз советских писателей. Во многом это случилось благодаря «Педагогической поэме», в которой он простыми словами описал свою систему воспитания, а также привел множество интересных фактов из своей биографии.
В скором времени на Антона Семеновича был написан донос. Его обвиняли в критике Иосифа Сталина. Предупрежденный бывшими сослуживцами, он успел переехать в Москву, где продолжил писать книги.
Совместно со своей супругой Макаренко издает «Книгу для родителей», в которой представляет свой взгляд на воспитание детей. В ней говорилось, что каждый ребенок нуждался в коллективе, который в свою очередь помогал ему адаптироваться в социуме.
Позже по мотивам произведений писателя будут сняты такие картины, как «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях» и «Большие и маленькие».
А. Макаренко и «братва» — как пример метода взрыва
Психоанализ показывает: для этой «братвы» главным в тот период был авторитет силы, которую А. Макаренко продемонстрировал, и заслужил их первоначальное «уважение». Он показал свое превосходство над их лидером, который хоть и был физически сильнее, но момент внезапности, сила гнева и напора ошеломили всех настолько, что привели в состояние замешательства и паники. В дальнейшем этот авторитет силы был подкреплен сноровкой и умелостью, которую продемонстрировал педагог во время работы. Кроме того, они восприняли этот эмоциональный взрыв и возмущение А. Макаренко как справедливое возмездие: за ними ухаживали, их кормили с одного стола с воспитателями; его просьба была связана с их же благополучием и т.д. Педагог проявил мужество: он не дрогнул, когда нужно было выдать топоры и пилы тем, кого он побил и обидел; если бы это произошло, начавшийся процесс принципиальных изменений в их отношениях был бы разрушен, и все пришло бы на «круги своя», если не в полный тупик, так как трус не может пользоваться авторитетом у «пацанов».
А. Макаренко, как С. Шацкий и В. Сорока-Росинский, был уверен: преступниками не рождаются, ими их делают обстоятельства; все они стали беспризорниками и правонарушителями в условиях войны и разрухи. Все они в детстве были детьми с нормальными проблемами. Человеческое начало в них было загнано глубоко внутрь, а сверху все было покрыто метастазами приобретенной животной грубости и жестокости. Однако это едва дышащее человеческое начало, мгновенно откликнулось под яростью эмоционального натиска педагога и точно сработало — откликнулось: память о нормальной прошлой семейной жизни пробудилась. В принципе, они хотели бы вернуться в ту жизнь, куда их звал А. Макаренко, быть людьми, как все, но прошлое накрепко вцепилось в них и никак не отпускало, да и воровская солидарность не позволяла слушаться начальника — «фрайера», тем более еще и работать. Наконец, этот первоначальный успех был закреплен совместной дружной работой. А. Макаренко работал со всеми наравне, отдавал полезные распоряжения, брал на себя потяжелее. Его авторитет лидера был признан и закреплен. Все эти обстоятельства в совокупности и развернули их взаимоотношения с педагогом на 180°.
Его «пацаны» были хорошими философами и психологами: когда они на перекуре потянулись к кисету А. Макаренко, и он «отсыпал махры» всем, они увидели — незлопамятный, добрый, открытый, то есть жить с ним можно. Самое главное, что произошло с подростками в тот момент, — физический труд, которым они длительное время не занимались, который они презирали и считали проклятием (недаром одним из главных требований при избрании «вора в законе» является полное отсутствие у него трудового стажа), — этот труд придал им бодрость и создал хорошее настроение, наконец, он вселил в них надежду в возможность возвращения к «новой жизни»: внутренне они почувствовали: они могут работать, значит, они могут вернуться к нормальной человеческой жизни!
Педагог сделал из этой ситуации решающий вывод: характер отношений изменяется в процессе коллективных — совместных дел; характер отношений между воспитанниками и педагогами формируется на деловой основе; именно отношения между участниками коллективных дел, а не слова и даже не конкретные результаты, влияют на личность, изменяют их участников, делают их единомышленниками, закладывают основы доверия и дружбы — гуманистически социализируют их. Из этих ребят сложится ядро будущего актива, вырастут самые надежные его помощники и даже друзья.
Система воспитания Макаренко
Сообщество, работа и самоуправление являются ключевыми моментами в педагогике Макаренко. И его девизом было: «Не ныть!» Он был убежден, что личность ребенка должна развиваться во взаимодействии с другими. Когда «его» дети были антисоциальны, это было не из-за морального недостатка личности детей, а скорее из-за дисфункционального контакта между детьми и обществом, в котором они жили.
В качестве альтернативы он предлагал сообщество, где они не только жили, но и работали вместе. Каждый ученик получал поддержку в своем индивидуальном и разностороннем развитии.
Повседневная жизнь детей состояла из четырех часов в школе, четырех часов работы, а затем содержательного и культурного досуга. Макаренко потребовал, чтобы его ученики учились десять лет, хотя за пределами колонии оставалось восьмилетнее образование.
Вначале педагоги сами планировали мероприятия, но вскоре Антон Семёнович доверил это своим ученикам. Он был великим сторонником автономии коллектива. Молодежь в колонии была разделена на отряды с переменными лидерами. Они принимали участие в коллективном совете и участвовали во всех решениях.
Заключение
Учение А. С. Макаренко о коллективе, воспитании и обучении были переведены на многие языки и распространены по всему миру. В то время, когда он преподавал, его основные идеи были довольно радикальными. Он не использовал традиционные подходы к образованию, к которым привыкло советское правительство. Сначала они оказывали поддержку, потому что видели влияние, которое оказывает Антон Семёнович на молодёжь. Однако вскоре власти забеспокоились, что те свободолюбивые личности, которых воспитывал Макаренко, станут угрозой для правительства.
Советское правительство не поддерживало индивидуализм — людей трудно контролировать. Поэтому, когда они заметили, что, казалось бы, коллективное общество Макаренко устремляется к индивидуализму, они забеспокоились. Кроме того, его колония выращивала собственные культуры, производила собственные товары и продавала их в близлежащие деревни. Это были спекулятивные действия, определенные советским уголовным кодексом и являющиеся незаконными в Советском Союзе.
Антон Семёнович, который вложил всю душу в свою работу, вскоре после увольнения умер. Его педагогические взгляды, однако, затронули сотни советских сирот и дали им возможность вырасти в успешных взрослых.