Главная страница

Содержание:

Апологетика создана для защиты от иудаизма, потом при ее помощи боролись с ересями, а сегодня защищаются от атеистов

Апологетика появилась как мера защиты христиан от критики со стороны иудеев. Уже в деяниях святых апостолов можно найти предпосылки этой науки. В последующие века полемические труды стали традиционной формой христианской литературы.

Наиболее ранний из известных примеров — «Диспут Ясона с Паписком о Христе».

К IV веку гонения на христиан прекратились, и основной темой апологетики стала борьба за чистоту веры.

Следующий этап — полемика с мусульманами. Самый ранний пример — «Состязание христианина с сарацином».

Западная апологетика перешла от споров с иноверцами к внутренним проблемам.

Став господствующей религией, католицизм углубился в богословские вопросы об истине, Боге, творении и т.д. Наступил эпоха Возрождения. Полемика приняла внутреконфессиональный характер из-за философских разногласий.

Это время, когда параллельно утверждались рационализм и мистическое христианство. Возродился интерес к язычеству.

XX век столкнул апологетику с научным и атеистическим мировоззрением, что побудило богословов сформировать новые стратегии полемики.

Историко-философская апологетика изучает вопрос возникновения религии и ищет точки соприкосновения с философской традицией

Историко-философская апологетика, как ясно из названия, объединяет два основных направления:

Историческое. Здесь акцент на истории религии. Что послужило толчком для возникновения того или иного вероучения или мистической традиции?

Подлинно ли христианское предание, либо оно — результат собрания и переосмысления более ранних мифов?

Дискуссии об историчности Иисуса Христа — одна из задач апологетики

Формально это направление возникло не раньше XVIII. Причина для его включения в апологетику — увеличение числа споров о прошлом христианства. Например, имелось немало исследователей, которые усомнились в исторической реальности Иисуса Христа.

Надо признать, что такая точка зрения обрела немало сторонников, так как кроме Нового Завета серьёзных аргументов в пользу существования Христа почти неизвестно. Известен лишь ряд свидетельств, в подлинности которых есть основания усомниться.

Даже сегодня довольно широко представлены различные гипотезы, которые указывают на «прототипы» христианских «персонажей» и их «биографий».

Христианству потребовалось создать некий «противовес», чтобы защищаться от обвинений подобного характера. Поэтому историческая апологетика — это защита от обвинений в «синтетичности» христианства, его осмысленном или случайном изобретении на базе старых традиций.

Философское. Это более значимый и широкий аспект историко-философской апологетики.

Философия — наука обо всём, в том числе о апологетике.

И неизбежно она затрагивает вопросы существования Бога, природы вещей, свободы выбора. Эти и многие другие темы тесно связаны с христианским вероучением.

Поэтому перед защитниками христианской веры встала задача вступить в дискуссию с отдельными философскими идеями, прийти с ними к компромиссам, подтвердить или опровергнуть. Также от апологетики потребовалась оценка следующих философских направлений:

  • эсхатология (представления о загробной жизни);
  • антропология (знания о человеке в самом широком смысле);
  • гносеология (наука о знании);
  • онтология (учение о бытии).

Кстати, онтология — одно из важнейших направлений историко-философской апологетики. Ещё философ Парменид рассуждал о природе бытия, чем основал цепочку последователей, вновь и вновь возвращавшихся к этой темы.

  • отношения человека с Богом;
  • сотворения мира;
  • бытия Всевышнего.

Философская апологетика тесно связана с вопросом доказательства бытия Божия, возможности Его познания, хотя в христианстве и нет единого взгляда на эти вещи. Речь — о различиях восточной и западной традиции церкви в подходе к достижению духовных знаний:

  1. Зпадная делает упор на рационализм и философский анализ.
  2. Восточная во главу всего ставит праведную жизнь и аскетизм.

Христианская апологетика затрагивает неимоверное количество тем — от судьбы отдельного человека до участи всего мира. Ей посвящён обширный объём трудов выдающихся богословов.

Значение термина и его синонимы

Первые попытки дать обоснование христианскому мировоззрениюрассудительнои последовательно  принадлежат апологетам.

Апологет, в переводе с греческого, означаетзащитник,человек, который выступает с защитительной  речью чего-или кого-либо. Также можно перевести это слово как заступник, покровитель,  сторонник, приверженец, борец, восхвалитель, поклонник, превозноситель, ревнитель.

Апологеты – это раннехристианские писатели, преемники апостолов, отстаивавшие христианство перед языческими философами.Их считают первопроходцами в христианском богословии, а апологетику — первым жанром патристической (отеческой) литературы, разделом христианского богословия, посвящённым подтверждению истины вероучения с помощью рациональных средств.

Интересный факт
В первый раз этот терминприменился в отношении раннехристианскихлитераторовво II и III вв.

Отношение к языческой культуре и философии

Культура и философия язычников нашла у апологетов двойственноеотношение. В столкновениях с язычеством такие апологеты как Тертуллиан и Татиан позволяли себеоскорбительные, предвзятые высказывания по отношению к языческой философии и цивилизации в целом. Они считали, что христианское вероучение не имеет ничего общего с мудрствованием, что изучение этой науки не нужно и даже губительно для веры.«Что общего между Афинами и Иерусалимом?» (Тертуллиан.Опроверж. ерет. 7). Все философские школы Тертуллиан считал чуждыми христианству.

Напротив же, Иустин Философ и другие его единомышленники считали, что христианство и философия имеют общее начало.В некоторых философских воззренияхвстречаются христианские взгляды.«Все, что сказано кем-нибудь хорошего, принадлежит нам, христианам» (Иустин.Апол. II 13).У них не было намерения усиливать вражду между язычеством и христианством, а наоборот, найти между ними общее и облегчить язычникам понимание христианства.

А. Реальная проблема или псевдо-проблема?

Противопоставление веры и наукии, как следствие, конфликт между ними являются проблемой, характерны для западноевропейской мысли (франко-латинской), но представляют собой псевдо-проблему для православной святоотеческой традиции. Данное мнение основано на исторических данных этих двух регионов.

Дилемма, что вера противоположна науке, появляется в Западной Европе в 17 веке при одновременном развитии эмпирическихнаук. Примерно в это же время появляется перваяпо данному вопросу Православная позиция

Важно отметить, что эти события на Западе происходят внеПравославия. Эти последние векастали периодом духовной отчужденности и растущего различия между Западом и Православным Востоком.Этот факт, характеризуется отступлением от православной традиции и секуляризацией западного европейского мира,привнесением в веру схоластики и юридизма, и окончательного ее формирования как религии Западной Европы

И таким образом, эта религия представляет собой опровержение Православия и, по мнению священника Иоанна Романидиса, является «болезнью человеческой».Поэтому Православие исторически оставалось вне формирования настоящей западной европейской цивилизации, которая также отличается по своим масштабам от цивилизация Православного Востока.

Следующие моменты этого процесса являются поворотными изменениями в Западной Европе: проявление схоластики (13 век), возникновение номинализма (14 век), началоэпохи гуманизма/Возрождения (15 век), Реформация (16 век) и возникновения движения Просвещения (17 век).Эти, по сути, революции, были, в то же время,недостатками и брешами в структуре западноевропейской цивилизации, чтобыло обусловлено диалектикой этих двух противоположных движений.

В основе схоластики лежит принятие воззрений Платона. Наш мир задуман как образ трансцендентных универсалий (реализм, архетип).Инструментом познания является разум-интеллект. Познание (в том числе познание Бога) осуществляется путем проникновения логики в суть бытия. Это является основой метафизической теологии, которая предполагает принцип Подобие Бытия (лат.), важных онтологических отношений между нетварным Богом и тварным миром. Номинализм утверждает, что универсалии (фил. общие понятия) суть простые имена, которые в реальности не существуют.Это, по сути, борьба между платонизмом и аристотелевской мыслью, выраженная европейской мысли.Однако, номинализм оказался, своего рода, ДНК европейской цивилизации, существенными элементами которого является философский дуализм и социальный индивидуализм.Процветание станет основным поиском западного человека, основанного на схоластическом богословии средних веков.Номинализм (то есть дуализм) является основой научного развития западного мира, то есть развития эмпирических наук.

Православный Восток прошел другую духовную эволюцию. Ее развитие шло под руководством его духовных наставников – святых, и тех, кто последовал за ними, истинно верующими, которые остались верными пророческой-апостольской-святоотеческой традиции. Эта традицияпротивоположна схоластике и всем историческим событиям духовного развития Европейского мира.На Востоке исихазм, или сердечная молитва,является доминирующим началом (и является основой святоотеческой традиции). И это выражается в аскетическом опыте причастности Истине, выраженном как общение с Несотворенным.Вера как возможность соединения с Богом и миром (Творцом и его творением) исторически сохранилась на Православном Востоке. И это означает отказ от любой формы дуализма. Наука же, а она достигла высокого уровня в Римско-Византийской империи, развивалась уже в рамках этого мировоззрения.

Научная революция в Западной Европе 17-го века поспособствовала разделению областей веры и знания.Это привело к следующему аксиоматическому принципу: новая (эмпирическая) философия принимает только истины, которые проверяются через рациональное знание.Это абсолютный критерий западного мышления.Истины этой новой философии — существования Бога, души, добродетели, вечности и суда.Принятие этих истин, конечно, может быть только при божественном просвещении, так как мы также находим атеизм среди структурных элементов современной мысли.Церковные догматы, которые были отвергнуты рационализмом – это троичная природа Бога, Боговоплощение, прославление, спасение и т. д. Такая естественная и логичная религия, с точки зрения Православной веры, не только отличается от атеизма, но гораздо хуже его.Атеизм менее опасен, чем его искажения!

Естественнонаучная апологетика использует очевидные факты для защиты от нападок материалистов

Естественнонаучная апологетика занимает тем, что побуждает человеку к размышлениям о духовном через доступный его восприятию мир.

Так на этот счёт высказывался: М. В. Ломоносов:

М.В.Ломоносов

ученый

Необходимость в естественнонаучной апологетике возрастала по мере усиления авторитета науки и распространения атеизма. И то, и другое способствовало увеличению числа критиков христианства и религиозности в целом. Михаил Васильевич Ломоносов внёс вклад в естественнонаучную апологетику.

Поэтому апологетам потребовалось выработать стратегию защиты при помощи убедительных для атеистов и учёных доводов — логики и выводов на основе восприятия.

При этом Церковь не имеет цели противопоставить религию и науку. Правильной стратегией полемики обычно избирают научные доводы в качестве подкрепления догматических истин.

Об этом писал преподобный Ефрем Сирин:

Ефрем Сирин

богослов

Но многие научные теории материалистичны и сами по себе противопоставляются религиозной картине мира.

При этом каждая из них имеет свой «вес» для атеистов. Аргумент из биологии будет убедительнее, чем большинство культурологических фактов.

Однако ни одна наука не претендует на то, что она обладает 100% точным представлением об окружающем мире. Это важный козырь для христианских апологетов.

Богословская апологетика доказывает истины Священного Писания при помощи нехристианских авторитетов

Богословский раздел посвящен вере и жизни христианина. Они рассматриваются с точки зрения нравственности, морали, культуры и других норм. Главное — чтобы их признавала общественность. А вот религиозные авторитеты не учитываются, хотя именно на них и основано это направление апологетики.

Цель богословской науки — подтвердить учение Священного Писания при помощи косвенных источников, авторитетных для любой аудитории, не обязательно христианских. Это открывает широкое поле возможностей для людей, которые далеки от Церкви, даже атеисту. Лишь бы этот человек сохранял способность к рассуждению и не закрывался от любой новой информации.

Так богословская апологетика защищает христианские ценности. В спектр важных для неё тем входят:

  • представление о Боге;
  • ученее о Троице;
  • воплощение Господа;
  • идея спасения;
  • история о Воскресении;
  • смысл церковных таинств;
  • природа зла;
  • вопрос свободы личности.

И многое другое.

Важный инструмент богословской апологетики — сопоставление. Апологет должен уметь проводить параллели с прочими религиозными и духовными школами. Это даёт возможность иллюстрировать христианское учение, абстрагировавшись от самой традиции, на понятном оппоненту языке.

В. Православная гносеология

Было сказано, что на Востоке противостояние между верой и наукой является псевдо-проблемой. Возникает вопрос, почему?Потому что гносеология на Востоке определяется объектом, который должен быть известен в двух аспектах: Несозданный и созданное. Только Святая Троица является Несозданной.Вселенная (или вселенные), в которой мы существуем, была создана.Вера есть познание Несозданного, а наука есть знание всего созданного.Таким образом, существуют два различных способа познания, каждое из которых имеет свой собственный метод и средства познания.

Верующий, находясь в области сверхъестественного, или в познании Несозданного, не следует только путем метафизическим, или логическим, но переживает опыт пребывания с Богом, находясь в общении с Ним.Это достигается принятием на себя образа жизни, или традиции, который ведет к Богопознанию.

В том случае, если бы христианство первых веков было бы явлено в наше время, было бы правильно утверждать, что оно приняло бы форму института терапии, больницы, чтобы восстановить в прежнем положении деятельность человека как психосоматического существа.Вот почему святитель Иоанн Златоуст называет Церковь духовной лечебницей.Сверхестественное-богословское познание в Православии понимается как драматические события (жизненный опыт), как участие и общение с трансцендентной и недостижимой личностной истиной Несозданного, и, конечно, не как просто упражнение познания.Таким образом, христианская вера не является абстрактным созерцательным принятием метафизических истин, это, скорее, опыт восприятия Истинно Сущего: опыт общения с Надприродной (Сверхсущностной) Троицей.

Очевидно, что в Православии в опыте обретается сила.Опыт причастности Несотворенному,видение Несотворенного (что выражается термином и «обожение» и «просвещение»), основано не на текстах или на Писании.Предание Церкви не сохраняется в текстах, но в людях. Тексты оказывают помощь, но сами по себе не являются носителями Священного Предания. Традиция сохраняется Святыми.Люди являются носителями Евангелия.Если считать тексты выше реального опыта общения с Несозданным (отражение факта превращения веры в религию), то это приводит к их идеологизации и на самом деле превращению их в идолов.Это, в свою очередь приводит к абсолютному авторитету текста (фундаментализм), и все прекрасно понимают последствия этого.

Предпосылкой для познания Нетварного, в Православии, является отказ от всякой аналогии (фил. либо Бытия или Веры) в отношениях между творением и Творцом. Святой преподобный Иоанн Дамаскин суммарно излагает эту ранее существовавшую святоотеческую традицию следующим образом: невозможно найти в творении образ, который бы раскрывал образ бытия Святой Троицы.Потому что, как можно для тварного, которое является сложным и изменчивым и описуемым, которое обладает формой и является тленным,постигнуть Сверхсущностную Божественную Сущность, которая свободна от всех этих категорий?(PG 94 821 / 21).

Таким образом, теперь становится понятно, почему школьное образование и философия в большей степени, согласно со святоотеческой традицией, не могу являтьсяусловиями для познания Бога (Богопознания). Мы в равной степени воздаем честь как великому ученому свт. Василию Великому(+379), также и прп. Антонию (+350), который по критериям учености не обладал светской мудростью.Тем не менее, они оба являются учителями веры.Оба свидетельствуют о познании Бога, прп. Антоний как человек необразованный, а святитель Василий Великий, как тот, кто обладал большей образованностью нежели Аристотель. Блаженный Августин (+430) отличается (это то, что Запад сочтет для себя несколько тягостным, если об этом там известно) отсвятоотеческой традиции в тот момент, когда он игнорирует духовную и святоотеческую гносеологию и, по существу, оказывается неоплатоником! С его аксиомой («я верю для того, чтобы понять»), он ввел принцип, что человек приходит к логическому восприятию Богооткровения через веру.Этим отдается предпочтение интеллекту (разуму), который считается некой формой познания, чтобы служить орудием или инструментом познания как естественного, так и сверхъестественного.Бог рассматривается как познаваемый объект, который может быть постигнут человеческим интеллектом (умом) так же, как может быть познан любой природный объект.После блаженного Августина следующий шаг в этой эволюции (в нее будет привнесена схоластика Фомы Аквинского +1274) будет сделан Декартом (+1650) с его аксиомой  «Сogito, ergo sum» («Мыслю, значит — существую), в котором интеллект (ум) провозглашен в качестве главной основы существования.

Апологетика — это наука вести полемику с критиками христианства

С греческого апологетика — «защита», «оправдание» или «заступничество». Слово часто употребляли в юридическом контексте, а потому апологетика — защита христианства от разного рода выпадов в его сторону.

Если говорить более конкретно, то апологетика — это специальный раздел богословия. В том или ином виде он ровесник христианства, так как эта религия уже не первых этапах нуждалась в поддержке для противостояния нападкам со стороны её противников.

Известнейший апологет апостол Павел проповедует язычникам («Проповедь св. Павла», Р.Санти)

Но как наука апологетика возникла при появлении христианского образования. Это направление знаний менялось в течение тысячелетий.

Ряд положений опровергался, другие уточнялись, возникали новые идеи, ведь в философии христианского вероучения всегда была необходима живая мысль, а не слепое следование догматам.

Апологетику в разных курсах переименовывали:

  • общее богословие;
  • философская, или основная догматика;
  • умозрительное богословие;
  • введение в богословие;
  • основное богословие;
  • апологетика христианства.

Также апологетику дробили на более мелкие направления знаний. Например, мог существовать «Курс основного богословия, или апологетики», но в него входили следующие дисциплины:

  • библейская история;
  • сравнительное богословие;
  • библейская археология и текстология;
  • история религий.

И т.д. В российской богословской школе известны примеры, когда параллельно преподавали два предмета: апологетику и основное богословие. В таких случаях проводили следующее разграничение:

Основное богословие — предмет, который рассматривает главные вопросы христианской веры, изучает её культурный и моральный фундамент, затрагивает интеллектуальные вопросы религиозной традиции, оценивает её с точки зрения науки.

Апологетика — наука о защите христианкой традиции от критики.

Апологетика имеет ряд задач:

  1. Обоснование христианского вероучения и мировоззрения.
  2. Защита христианских воззрений от критики.
  3. Опровержение различных ересей и искажений христианства.
  4. Возражение мировоззрениям, которые противопоставляют себя христианству или важные для него догмы.

При этом апологетика — это не просто логика или слепая преданность догматизму. Она подразумевает глубокое понимание христианских истин, их источников и нравственно-философского, либо исторического фундамента.

Хороший апологет — это эрудированный человек, который всегда способен не только процитировать учение, но и раскрыть его суть.

3 раздела

содержит апологетика: богословский, историко-философский, естественнонаучный

К тому же апологету важно иметь правильное представление о других традициях, которое основано не просто на христианском их видении, но и на понимании чужой точки зрения. Апологет обязан опознавать и пресекать искажённые интерпретации как своего, так и чужого учения

Апологет обязан опознавать и пресекать искажённые интерпретации как своего, так и чужого учения.

Апологетика содержит три раздела:

  1. Богословский.
  2. Историко-философский.
  3. Естественнонаучный.

Кто такие апологеты

Апологет — защитник христианства, человек, который отстаивает христианское вероучение перед представителями власти. Еще так называли раннехристианских писателей, которые поддерживали новую религию и обличали язычество.

Главной задачей апологетов было добиться от власти официального признания христианской религии. Язычники придумывали много мифов, клеветали на христиан, обвиняя их в причастности к инцестам, детоубийствам. Защитники ставили своей целью развенчание этих мифов. В качестве аргументов в пользу христианства они говорили о высокой нравственности верующих, рассказывали о чудесах, которые творил Христос.


Апологеты — авторы, защищавшие христианское учение от критиков

Чудеса, сотворенные Господом и его подвижниками, противопоставлялись колдовству языческих шаманов. Апологеты пытались донести до простых людей и властей, что колдунами движут темные силы, в то время как Господь пришел на Землю, чтобы спасти всех живущих на ней.

Апологетика в России только в конце XIX века стала предметом в богословских школах

Апологетика возникла на Руси вместе с христианством. Основные её направления: создание положительного образа нового вероучения и мотивирование людей на духовный образ жизни.

Один из ранних авторов подобных трудов — митрополит Киевский Ефрем.

Новые традиции русской апологетики возникли в конце XV века в связи с борьбой против ересей.

С.С.Глаголев — выдающийся православный апологет XX века

В XVII веке произошёл раскол, что послужило поводом для новой религиозной полемикой внутри православной Церкви.

К концу XIX века философская апологетика появилась в институтах в рамках философского образования. Важный православный апологет — священник Павел Флоренский, профессор МДА.

Он написал труд «Столп и утверждение истины: Опыт православной теодицеи в 12-ти письмах», который и по сей день называют выдающимся.

Развитие русской православной апологетики пришлось на XX век

Ещё одна важная для православной апологетики личность — профессор С.С. Глаголев, посвятивший труды конфликтам религии и науки.

Постепенно апологетика стала дисциплиной в православных богословских школах.

В течение XX века написано огромное количество апологетических трудов: книг, журналов и прочих изданий. Существует множество курсов по этому предмету.

В 2007 году создан сайт «Православный апологет». Здесь публикуют богословские комментарии на современные непростые вопросы православного вероучения — это помогает в диалоге с неверующими.

Христианская апологетика и понимание ее различных видов

Христианская апологетика для защиты веры

  • История и археология
  • Как мы получили Библию (включая ответы к формам критики и т.п.)
  • Наука
  • Противоречия в Библии
  • Защита христианской теологии (страдания, ад, жестокость в Ветхом Завете, и т.п.)

Христианская апологетика для создания веры

  • Мировой взгляд
  • Пророчества
  • Чудеса / Воскресение
  • Заявления Иисуса Христа

Список апологетических авторов, Бернард Рамм:

  • Апологеты, которые делают акцент на личном опыте и милости в основании веры. (Паскаль, Сёрен Обю Кьеркегор (Киркегаард), Рудольф Карл Бультман, Карл Барт, Пауль Йоханнес Ти́ллих)
  • Апологеты, которые делают акцент на естественной теологии в основании веры. (Фома Аквинский, Тенат, Уильям Лейн Крейг)
  • Апологеты, которые делают акцент на вдохновенности Библии в основании веры. (Августин, К.С. Льюис, Джош Макдауэлл)

Известные православные апологеты

Иустин Философ

Иустин был апологетом и мучеником, родоначальником христианского богословия. Он доступно объяснял язычникам истины Ветхого Завета, защищал христиан от гонений, связанных с непочитанием эллинских богов. За отказ от возвращения к язычеству мученик был казнен. В Православии и католицизме Иустина Философа почитают как Святого.

Аристид Афинский

День памяти Аристида Афинского в Православии — 13 сентября. В эпоху позднего Средневековья его труд «Апология» был одной из самых популярных книг.

Феофил Антиохийский

В христианстве Феофила Антиохийского почитают в качестве святителя. Много внимания Святой уделял борьбе с христианскими лжеучениями.

Иоанн Златоуст

Иоанн Златоуст — Вселенский Святитель и Учитель Церкви, почитается в Православии как Святой. День памяти — 26 ноября. Является автором Литургии восточного образца, седьмой молитвы обязательного вечернего правила.


Икона святителя Иоанна Златоуста

Кодрат Афинский

Афинский епископ Кодрат боролся за права христиан. Его труд «Грамота в защиту христиан» был благоприятно воспринят римским императором. Он издал указ, согласно которому запрещалось обвинять христиан в преступлениях без веских улик.

Афинагор Афинский

Защитник христианства почитается Православной Церковью 6 августа. Он отвергал языческие обвинения христиан в безбожии, инцестах и детоубийстве.

Мелитон Сардийский

Мелитон Сардийский стал первым епископом и богословом, который обратился к императору Марку Аврелию с просьбой о защите христианства. Епископ пользовался высоким авторитетом в христианском мире. В Православии днем его памяти считается 1 апреля.

Аполлинарий Клавдий

Будучи писателем и богословом, защитник христианства выступал против произвола язычников, обличал ересь и лжеучения. День памяти — 8 января.

Тертуллиан

Тертуллиан был писателем и теологом, выдающимся христианским апологетом, родоначальником латинской патристики. Все его труды посвящены проблемам христианской нравственности и опровержению лжеучений.


Квинт Тертуллиан — раннехристианский писатель

Ермий Философ

Ермий был язычником до тех пор, пока не открыл для себя христианство. Он с безусловным осуждением относился к языческой философии, считая, что в ней нет и капли христианской мудрости. Этой теме он посвятил свой единственный труд, который носит название «Осмеяние языческих философов».

Ириней Лионский

Учения Иринея Лионского способствовали формированию концепции раннего христианства. Епископ активно занимался пастырской и миссионерской деятельностью. Согласно преданию, за распространение христианства Ириней Лионский был казнен.

Пресвитер Пантен

Пантен был христианским богословом, основателем Александрийской школы богословия. По свидетельствам современников, Пантен смело проповедовал христианство среди язычников, доходил с миссионерской целью даже до индийских земель.

Ориген Адамант

Ориген был греческим философом и теологом, основателем библейской филологии. Защитник веры погиб в ходе очередных репрессий против христиан при императоре Деции.

Григорий Богослов

Григорий Богослов был одним из Отцов Церкви, сподвижником Василия Великого. Григорий получил священный сан в годы правления императора Юлиана Отступника. Император дал начало новым гонениям против верующих, приказав своим войскам захватывать христианские храмы.


Святитель Григорий Богослов

Григорий Богослов организовал сопротивление войску императора, благодаря ему храмы удалось отстоять. Всю свою жизнь архиепископ Константинопольский посвятил служению Богу и популяризации христианства. Дни памяти Григория Богослова в Православии — 7 и 12 февраля.

Григорий Нисский

Григорий был младшим братом Василия Великого, близким другом Григория Богослова. Его почитают как Отца и Учителя церкви, день его памяти в Православии — 10 января. Современники Григория Нисского почитали его как авторитетного богослова и проповедника.

Василий Великий

Василий Великий был одним из трех Отцов Церкви, который прославился изобретением иконостаса и составлением Литургии Василия Великого. Он также является автором пятой и шестой молитвы утреннего правила. Эти молитвы до сих пор считаются обязательными для всех православных христиан.

Апологетика не может дать человеку веру. Вера — это дар Божий, который посылается тем, кто хочет его получить. Но на пути к воцерковлению всем людям в душу закрадываются сомнения, познанию истины мешают ложные вероучения. Апологетика расчищает путь к вере от сомнений и предрассудков, помогает укрепиться в своих убеждениях.

Апологеты — родоначальник христианского богословия

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector