Аноним: житие александра невского

Жития русских святых

Со дня смерти князя минули столетия, но разговоры о его личности и о его роли в истории Отечества не прекращаются ни на миг. Кто-то считает его предателем за рукопожатное поведению по отношению к Орде, кто-то – возносит ему хвалу за победу на Чудском озере. Обратимся к «Повести о житии Александра Невского», чтобы рассмотреть его личность поподробнее.

В сущности, житие – это канонический, традиционный и, пожалуй, самый распространенный жанр древнерусской литературы. Это истории о жизни святых, в которых приводятся примеры творимых ими подвигов и чудес, совершенных на ниве верности идеалам христианства. Эти произведения не только воспевали самих святых, но и являли пример для будущих поколений.

Надо хорошо понимать, что в Древней Руси, как и во всяком ином уважающем себя средневековом обществе, государственная идеология существовала в неразрывной связи с религией. Абсолютной нормой являлось определенное искажение фактов из жизни тех или иных святых, дабы истории их чудес усиливали прижизненные позиции их родственников. Братья Борис и Глеб, одни из самых первых русских святых, являются классическим примером. В житии оба они выступают в роли невинных и совсем молодых юношей, убитых вероломным старшим братом, Святополком Окаянным. Но они явно никак не могли быть настолько юны. Доподлинно известно, что Глебу было около 25 лет, а Борису – на несколько лет больше, для тех лет это уже вполне зрелый возраст. Такое искажение фактов могло быть выгодно еще одному их брату – Ярославу Мудрому, поскольку создавало дополнительную информационную нагрузку его противостоянию со Святополком. Выходило, что Ярослав Мудрый не только боролся за княжеский престол, но и совершал правосудие над извергом, по приказу которого были убиты малолетние святые.

Посмертное прославление святого благоверного князя Александра Невского

Уже в конце 13 века началось народное почитание Александра Ярославовича. Тело его упокоилось во Владимирском Богородице-Рождественском монастыре. Эта обитель долгое время считалась «первой по чести» среди монастырей Северо-Восточной Руси. В 1280-х годах рождается «Повесть о житии и о храбрости благоверного великого князя Александра Невского, впоследствии она стала чрезвычайно популярной и вошла в состав русских летописей. Великий князь московский и Владимирский Дмитрий Иванович, прозванный Донским за победу на Куликовом поле, осенью 1380 года перенес мощи Александра Невского в особую гробницу внутри того же владимирского Богородице-Рождественского монастыря. Когда мощи открывали, обрели их нетленными. В конце 15 столетия мощи пострадали от пожара.

Святой Александр Невский, с житием. Конец XVII в. Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву (Храм Василия Блаженного), Москва

Александр Невский, со сценами жития. Начало XIX в. Екатеринбургский музей изобразительных искусств

Святой благоверный князь Александр Невский. Икона XIX в. Частное собрание

26 февраля 1547 года при митрополите Макарии на церковном соборе в Москве произошло официальное общероссийское прославление Александра Невского в лике святых. Тогда же был установлен особый день памяти — 23 ноября. Канон святому составил владимирский инок Михаил.

Петр 1 велел перевезти мощи Александра Невского в новую столицу. На протяжении 1723-1724 годов они хранились в Шлиссельбурге, а затем нашли окончательное пристанище. Им стала Петербургская Александро-Невская обитель. Перенос гробницы и мощей святого Александра Невского совершился 30 августа 1724 года. В 1725 году был учрежден орден святого Александра Невского, ставший одной из высших наград Российской империи.

Храмы на Руси во имя святого благоверного князя Александра Невского

Во имя святого благоверного князя Александра Невского освящен придел Благовещенского собора Московского Кремля. На рубеже XIII-XIV веков на месте существующего собора стояла деревянная Благовещенская церковь на каменном основании. В конце XIV века вместо нее был возведен небольшой белокаменный храм с подклетом. В 1484 году старый был разобран и заложен заново. Строительство нового собора велось до августа 1489 года. Псковские зодчие, строившие его, сумели придать храму внушительность, прекрасно сочетающуюся с изысканной декоративностью. В 1563-1564 годах по повелению Ивана Васильевича Грозного (1530-1584) Благовещенский собор был перестроен.

Благовещенский собор Московского Кремля

Во имя святого благоверного князя Александра Невского освящен придел Спасо-Прилуцкого монастыря в Вологде. Спасский собор Спасо-Прилуцкого монастыря, построенный в 1537-42 годах, является первым каменным храмом не только в самом монастыре, но и во всей Вологде. До 1537 года на месте нынешнего Спасского собора стоял одноименный деревянный собор. Деревянный храм во имя Всемилостивого Спаса и праздника Происхождения Честных Древ Животворящего Креста возвел на месте, выбранном им для устройства монастыря, еще преподобный Димитрий Прилуцкий. Когда деревянный собор сгорел, был построен каменный. В советские годы монастырь был разграблен. В 1930-е годы в монастыре находилась пересыльная тюрьма для раскулаченных, которых перевозили в северные лагеря ГУЛАГа, в 1950-70-е годы территория бывшей обители была занята под военные склады. Лишь в 1975-79 годах центральная группа памятников с прилегающей территорией после реставрации, начатой в 1954 году, стали филиалом Вологодского государственного музея-заповедника. Благодаря научной реставрации, проводившейся в 1954-1975 гг., памятникам XVI-ХVII вв. был возвращён предполагаемый исходный облик. В настоящее время Спасо-Прилуцкий монастырь является действующим.

Спасо-Прилуцкий монастырь в Вологде

Житие Александра Невского

Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра

Во имя господа нашего Иисуса Христа, сына Божия.

Я, жалкий и многогрешный, недалекий умом, осмеливаюсь описать житие святого князя Александра, сына Ярославова, внука Всеволодова. Поскольку слышал я от отцов своих и сам был свидетелем зрелого возраста его, то рад был поведать о святой, и честной, и славной жизни его. Но как сказал Приточник : «В лукавую душу не войдет премудрость: ибо на возвышенных местах пребывает она, посреди дорог стоит, при вратах людей знатных останавливается». Хотя и прост я умом, но все же начну, помолившись святой Богородице и уповая на помощь святого князя Александра.

Сей князь Александр родился от отца милосердного, и человеколюбивого, и более всего — кроткого, князя великого Ярослава, и от матери Феодосии . Как сказал Исайя-пророк: «Так говорит господь: «Князей я ставлю, священны ибо они, и я их веду»». И воистину — не без Божьего повеления было княжение его.

И красив он был, как никто другой, и голос его — как труба в народе, лицо его — как лицо Иосифа, которого египетский царь поставил вторым царем в Египте, сила же его была частью от силы Самсона, и дал ему бог премудрость Соломона, храбрость же его-как у царя римского Веспасиана, который покорил всю землю Иудейскую. Однажды приготовился тот к осаде города Иоатапаты, и вышли горожане, и разгромили войско его. И остался один Веспасиан, и повернул выступивших против него к городу, к городским воротам, и посмеялся над дружиною своею, и укорил ее, сказав: «Оставили меня одного» . Так же и князь Александр — побеждал, но был непобедим.

Как-то один из именитых мужей Западной страны , из тех, кто называют себя слугами Божьими , пришел, желая видеть зрелость силы его, как в древности приходила к Соломону царица Савская , желая послушать мудрых речей его. Так и этот, по имени Андреаш , повидав князя Александра, вернулся к своим и сказал: «Прошел я страны, народы и не видел такого ни царя среди царей, ни князя среди князей».

Услышав о такой доблести князя Александра, король страны Римской из северной земли подумал про себя: «Пойду и завоюю землю Александрову». И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромным войском, пылая духом ратным. И пришел в Неву, опьяненный безумием, и отправил послов своих, возгордившись, в Новгород к князю Александру, говоря: «Если можешь, защищайся, ибо я уже здесь и разоряю землю твою».

Александр же, услышав такие слова, разгорелся сердцем и вошел в церковь святой Софии, и, упав на колени пред алтарем, начал молиться со слезами: «Боже славный, праведный, Боже великий, сильный, Боже превечный, сотворивший небо и землю и установивший пределы народам, Ты повелел жить, не преступая чужих границ». И, припомнив слова пророка, сказал: «Суди, Господи, обидевших меня и огради от борющихся со мною, возьми оружие и щит и встань на помощь мне».

И, окончив молитву, он встал, поклонился архиепископу. Архиепископ же был тогда Спиридон , он благословил его и отпустил. Князь же, выйдя из церкви, осушил слезы и начал ободрять дружину свою, говоря: «Не в силе Бог, но в правде. Вспомним Песнотворца, который сказал: «Одни с оружием, а другие на конях, мы же имя господа бога нашего призовем; они, поверженные, пали, мы же устояли и стоим прямо»» . Сказав это, пошел на врагов с малою дружиною, не дожидаясь своего большого войска, но уповая на Святую Троицу.

Скорбно же было слышать, что отец его, князь великий Ярослав не знал о нашествии на сына своего, милого Александра, и ему некогда было послать весть отцу своему, ибо уже приближались враги.

«Мы знаем истинное учение Церкви»

После своих великих битв Александр Ярославич жил и трудился на благо Руси еще два десятилетия: управлял Великим Новгородом, много сил отдал укреплению северо-западных рубежей Руси. В частности, в 1253 г. он отразил немецкое нападение на Псков, в 1256 г. в суровых условиях зимы совершил успешный поход в Финляндию против шведов, предпринявших новую попытку закрыть русским выход к Балтийскому морю.

Между тем Ярослав Всеволодович был вызван в Караком и отравлен там 30 сентября 1246 г. После смерти отца, Александр с братом Андреем впервые (в 1247 г.) поехали в Орду на поклонение к Батыю, а отсюда по воде Ярославичам пришлось совершить далекое путешествие в Монголию к великому хану. Два года употребили они на эту поездку и возвратились в 1250 г. с ярлыками на княжения: Андрей, хотя и младший брат, получил по воле хана первый по значению Владимирский стол, Александр же – Киев и Новгород. Александр не поехал в разоренный татарами Киев, а жил то в Новгороде, то в Переславле-Залесском, Андрей обосновался во Владимире.

Въезд Александра Невского во Псков

Желая сыграть на чувствах сына, в 1248 г. Папа Римский прислал к Александру Нев¬скому послов – кардиналов со своей буллой. Они уверяли, что еще отец Александра хотел подчиниться римскому престолу, но смерть помешала этому. Поэтому сыну следует выполнить волю отца. Взамен Папа предлагал союз для борьбы с Ордой. Александр Невский не поддался на уловку:

Тем временем между братьями нарастали серьезные разногласия. Андрей склонялся к мысли об освобождении от Ордынской зависимости силой оружия. Александр полагал, что у Руси нет сил бороться за независимость, и поэтому поддерживал добрые отношения с Ордой (даже побратался с сыном Батыя Сартаком). Когда во Владимире и еще нескольких городах вспыхнули восстания, Андрей возглавил повстанцев.

Решающая битва произошла в июле 1252 г. Силы были слишком неравны, дружины Андрея и его брата Ярослава разгромлены, а сам он чудом спасся и убежал с семьей в Швецию. Для наказания восставших на Русь была направлена карательная экспедиция под началом царевича Неврюя («Неврюева рать»). Северо-Восточные земли Руси были разграблены и разорены, множество людей убито или увезено в плен, сожжен Переславль-Залесский, уничтожено много сел и деревень.

После этого сражения Батый передал ярлык на великое княжение Владимирское Александру Ярославичу Невскому. В том 1252 г. князь с триумфом вернулся во Владимир. Его встретил «у Золотых ворот митрополит и вси игумени, и граждане и посадили на столе отца его Ярослава… И бысть радость велика в граде Володимери и во всей земли Суздальской» («Лаврентьевская летопись»).

Власть князя распространялась не только на Владимир и Новгород, он оказывал свое влияние на политику Полоцкого, Витебского и Смоленского княжеств.

О повести

Известно 13 редакций «Жития» XIII—XVII вв. Самая ранняя первая редакция, составленная около 1260-х гг., сохранилась в 11 полных списках XV—XVII вв.

Из словаря-справочника «Литература и культура Древней Руси» на страницах 42-43:

Повесть дошла до нас в различных редакциях XIII—XVIII вв. История её текста необычайно сложна, многое остается пока спорным … На протяжении нескольких веков первая редакция («жития») неоднократно перерабатывалась. В настоящее время известно 13 редакций произведения. До конца не выяснены взаимоотношения между старшими редакциями… и редакцией Софийской первой летописи.

Автором повести был вероятно книжник из окружения владимирского митрополита Кирилла, пришедшего из Галицко-Волынской Руси в 1246 году, поэтому в повести отражены сложившиеся литературные традиции Юго-Запада и Северо-Востока Руси. Автор, сообщает, лично знал Александра Невского и был свидетелем его деяний

Самовидець есмь възраста его

Принято считать, что написана повесть не позднее 80-х годов XIII века в монастыре Рождества Богородицы во Владимире, где был погребён князь Александр Невский.

По предположению академика Д. С. Лихачёва, в создании произведения принимал участие митрополит Кирилл:

Вне всякого сомнения, — Кирилл имел отношение к составлению жизнеописания Александра. Он мог быть и автором, но, вернее всего, он заказал житие кому-нибудь из проживавших на севере галицких книжников

По композиции, манере описания военных столкновений, отдельным стилистическим приёмам и некоторым фразеологизмам «Повесть о житии Александра Невского» близка к другому произведению «Летописцу Даниила Галицкого». То, что Кирилл имел отношение к составлению «Летописца Даниила Галицкого», аргументировал Л. В. Черепнин: Митрополит умер в 1280 году, и, следовательно, время возникновения «Повести о житии Александра Невского» нужно относить к периоду между 1263—1280 годами. Митрополита Кирилла видит автором первой редакции «Летописца Даниила Галицкого» и «Повести о житии Александра Невского» современный исследователь А. Н. Ужанков.

После сообщения о дне смерти Александра приводятся слова митрополита Кирилла и суздальцев, когда до них дошла горестная весть

Митрополит же Кирил глаголаше: Чада моя, разумейте, яко уже зайде солнце земли Суздальской! Уже бо не обрящется таковый князь ни един в земли Суздальстей! Иереи и диакони, черноризци, нищий и богатии, и вси людие глаголааху: Уже погыбаемь!

Завершается повесть рассказом о «дивном» и «достойном памяти» чуде, свершившемся во время погребения князя. Когда умершему Александру хотели вложить в руку «прощальную грамоту», то

сам, акы жив сущи, распростер руку свою и взят грамоту от рукы митрополита

Вплоть до XVI века «Повесть о житии Александра Невского» являлась своего рода эталоном для изображения русских князей при описании их воинских подвигов.

Образ автора

Особое место занимает в произведении образ повествователя. Как и во многих житиях, рассказчик начинает произведение с самоуничижения и заверения в своей искренности, ибо «во злохитру душу не внидет премудрость», сообщает об источниках повествования, которыми послужили для него рассказы «своих отецъ» и собственные воспоминания, поскольку автор «самовидець есмь возраста» Александра, т. е. знал его взрослым человеком. В произведении постоянно ощущается восхищение повествователя личностью и деяниями героя, проявляющееся через оценочные эпитеты, сопоставления с библейскими персонажами, эмоциональные отступления (например, обращение к псковичам с призывом помнить подвиги Александра и плач автора, сожалеющего о смерти князя). Таким образом, повествователь в произведении сходен с житийным образом рассказчика.

Описание и портрет князя Александра

Итак, обратимся к тексту произведения «Житие Александра Невского». Краткое содержание сразу можно начать с описания самого князя, как и в оригинале этой исторической повести. Александр родился у благочестивой княжеской пары, Ярослава и Феодосии. Он был очень красивым, голос его звучал, как труба, лицо отдаленно напоминало мужественное лицо Иосифа из Священного Писания, силой обладал неистовой, как у Самсона, мудрый был, как Соломон, храбрый, как Веспасиан, покоривший всю Иудейскую землю. Так и Александр побеждал и не был побежден.

Узнав о таком правителе, из Западной страны пришел к нему один вельможа по имени Андреаш, который, повидавшись с Великим князем, произнес: «Прошел я много стран и не видел такого царя среди царей и князя среди князей».

Служение своему народу и Отечеству

Исторической науке Святой благоверный князь Александр известен, прежде всего, как успешный военачальник, не проигравший ни одного сражения. Его отмечают как талантливого государственного деятеля, который смог заложить основу для формирования русской государственности.

Князь Александр родился в 1221 году в городке Переславль-Залесский. Стал княжить в Новгороде с семилетнего возраста.

С новгородскими боярами у него будут сложные отношения в течение всей жизни. Однако, этот город, как и северные княжества Руси обязаны ему своей сохранностью в период жестокостей монголо-татарского нашествия.

Правил великий князь 35 лет. Это были трудные годы для наших земель. Большая часть Руси была выжжена монгольскими завоевателями. Нужно было договариваться с ними о мире, чтобы сохранить то, что осталось.Западные и северные пределы захватывались орденами крестоносцев и шведами. Молодой князь малой дружиной победил на притоке Невы войско шведов, за что в народе его и прозвали «Невский». Затем на Чудском озере он также разбил крестоносцев Ливонского ордена. Теснил рыцарей Тевтонского ордена от пределов своего княжества. Им велись гибкие переговоры с Норвегией и Литовским князем, заключались торговые соглашения с немецкими городами.

В то время шла духовная экспансия католичества. Папа Римский обещал удельным князьям помощь и защиту от Золотой орды в обмен на принятие протектората. Однако, князь Александр отказался от такой лукавой «поддержки».

Русь была слаба. В это время могли рухнуть все её духовные, территориальные и культурные начала. В течение периода своего правления, проявляя мудрость, гибкость, рассудительность благоверный князь Александр заботился о том, чтобы сберечь уцелевшие княжества, отстроить сожжённые города, сохранить свой народ. Именно в этих трудах князь пребывал и до времени своей кончины. Приняв обеты монашества и схиму в 1263 году, с молитвой за свою землю и свой народ Александр Ярославович отошел ко Господу.

Мощи и почитание святого

Его тело погребли во Владимирском храме Рождества Пречистой Богородицы. В 1380 мощи А. Невского открыли нетленными и поместили в раку. В конце XV столетия останки несколько пострадали от пожара, но были чудесным образом сохранены Господом ради того, чтобы паломники имели возможность просить у святого помощи.

Церковь почитает его святым, память А. Невского отмечается два раза в год: 12 сентября (н. ст.) и 6 декабря (н. ст.).

Князя А. Невского российский народ чтит за святого и легендарного политического деятеля средневековой Руси. В XIII столетии Отечество подверглось великой угрозе с востока и запада, которая была способна раздавить государство словно тиски. Александр, за всю историю не проигравший сражений, показал себя гениальным дипломатом, заключив мирный пакт с одним из противников, тем самым сконцентрировав силы на другом. Этим ходом он сумел защитить православную веру от вторжения католических воззрений.

Житие Александра Невского

ПОВЕСТЬ О ЖИТИИ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО

ПОВЕСТЬ О ЖИТИИ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО — па­мят­ник древнерусской ли­те­ра­ту­ры XIII века. На­пи­са­на вско­ре по­сле смер­ти князя Алек­сан­д­ра Нев­ско­го (смотреть Алек­сандр Яро­сла­вич) вы­ход­цем из Га­лиц­ко-Во­лын­ской зем­ли в Ро­ж­де­ст­вен­ском монастыре во Вла­ди­ми­ре.

Со­хра­ни­лась в не­сколь­ких ре­дак­ци­ях, в том числе от­но­ся­щих­ся к XVIII веку. Со­че­та­ет чер­ты жан­ра кня­же­ско­го жи­тия (бла­го­чес­тие, пра­во­ве­рие и сми­ре­ние кня­зя, от­стаи­ва­ние пра­во­слав­ной ве­ры, чу­де­са) с эле­мен­та­ми во­ин­ской по­вес­ти (про­слав­ле­ние под­ви­га кня­зя и его вои­нов, опи­са­ние Нев­ской бит­вы 1240 года и Ле­до­во­го по­бои­ща 1242 года). Су­ще­ст­ву­ет мне­ние, что «По­весть…» пред­став­ля­ет со­бой жи­тий­ную пе­ре­ра­бот­ку не­со­хра­нив­шей­ся свет­ской био­гра­фии Алек­сан­д­ра Нев­ско­го, всту­п­ле­ни­ем к ко­то­рой яв­ля­ет­ся древнерусский па­мят­ник «Сло­во о по­ги­бе­ли Рус­ской зем­ли» (ме­ж­ду 1238 и 1246 годами), од­на­ко боль­шин­ст­во ис­сле­до­ва­те­лей по­ла­га­ют, что она из­на­чаль­но бы­ла соз­да­на как про­из­ве­де­ние цер­ков­ной книж­но­сти.

К сю­же­ту жи­тия об­ра­ща­лись ху­дож­ни­ки Н.К. Ре­рих, А.К. Гор­бу­нов, П.Д. Ко­рин; ис­то­рический факультет «Алек­сандр Нев­ский» соз­дал С.М. Эй­зен­штейн (1938).

Издания:

Ман­сик­ка В. Жи­тие Алек­сан­д­ра Нев­ско­го: Раз­бор ре­дак­ций и текст. СПб., 1913;

Древ­не­рус­ские кня­же­ские жи­тия / Под­гот. тек­ста, пер. и ком­мент. В.В. Кус­ко­ва. М., 2001. С. 194-207.

Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература

  • Охот­ни­ко­ва В.И. По­весть о Дов­мон­те: Ис­сле­до­ва­ния и тек­сты. Л., 1985
  • Бу­го­слав­ский С.А. К во­про­су о пер­во­на­чаль­ном тек­сте Жи­тия ве­ли­ко­го кня­зя Алек­сан­д­ра Нев­ско­го // Из­вес­тия От­де­ле­ния рус­ско­го язы­ка и сло­вес­но­сти имп. АН. СПб., 1914. Т. 19. Кн. 1;

Шибин Владимир Эдуардович

редактор

Образ Невского в искусстве

Одним из интересных фактов является то, что подлинного изображения, запечатлённого на холсте при жизни великого князя, не сохранилось. Его образ собирался из различных источников и описаний XIII столетия, что нашло своё отражение в литературе, изобразительном искусстве и кинематографе. Самый известный портрет Невского написан с актёра, сыгравшего роль в одноимённом фильме Сергея Эйзенштейна. Он же взят как прообраз для ордена имени знаменитого полководца.

Кроме этого, в его честь названы улицы и площади во многих городах России, установлены памятники и монументы. Благоверному князю посвящены храмы на просторах постсоветских республик.

Несмотря на такую противоречивую характеристику, имя святого по праву заняло своё место в памяти потомков. И у многих не возникает никаких сомнений, почему оно пережило века и так прославилось.

Благочестие и духовный подвиг

Власть – тяжёлое испытание для любого человека. Если же он одарён талантами полководца, стратега, политика и дипломата… То власть способна смести все духовные приоритеты, смять ростки духовной чистоты.

В том, чтобы сохранить человеколюбие, сберечь навык со смирением смотреть на небо, и состоит главный аскетический подвиг правителя. История показывает, что даже на нашей православной земле такие государственные деятели большая редкость.

Святой благоверный князь Александр выиграл главное сражение, которое предстоит любому христианину – сражение за свою душу. За действиями воителя и политика чуткий взгляд видит ценные евангельские добродетели.

Смирением и упованием на Бога святой князь подавлял свою гордыню, когда ехал в Орду. Для того, чтобы снова и снова испрашивать для своих земель мира. Он горел желанием защитить веру своих отцов, когда говорил перед битвой со шведами: «Бог не в силе, а в правде».

Благоверный князь Александр уподобился библейскому Иосифу, когда снова и снова прощал своих братьев во Христе, новгородцев, которые высокомерно изгоняли его несколько раз. Он из года в год заботливо украшал и одаривал храмы, жаловал им земли, дарил утварь и книги. Тем самым укрепляя православную веру.

Монашество

В критические моменты основы внутренней жизни души проявляются наиболее явно. Кто-то паникует и опускает руки, кто-то начинает винить во всем окружающих, кто-то безумствует.

Сильный духом принимает удары судьбы стойко. Верующий ищет опоры в своём уповании на Бога. Именно в христианском благочестии следует искать истоки храбрости и мудрости благоверного князя Александра.

Последние дни жизни человека показывают основные цели жизни, которые он ставил перед собой. Постоянные переписывания завещания, суета и уныние – признаки того, что душа прикипела к богатствам этого мира. Пустой взгляд отчаяния – признак неверия.

Схима и принятие монашества – свидетельство приоритета христианской духовности в жизни. Потеряв телесные силы, святой благоверный князь Александр ступает на поприще сугубой молитвы перед Богом за свой народ. Судя по событиям последующих веков, и на этой стезе он не потерпел поражения.

Столкновения с Западом и дипломатия Александра

Князь действовал решительно, он сумел быстро захватить немецкую крепость, многих врагов отпускал, некоторых пленил, а изменников — предавал казни. Новгородцы и суздальцы легко отвоевали Псков, а после вступили в эстонские земли. Побоище на Чудском озере произошло в середине весны 1242 г. Крестоносцы шли «клином», пробили первые ряды русского войска, но не смогли уберечься от окружения и полного разгрома.

  • Александр вернулся к новгородцам с большим количеством пленных, которые шли босыми рядом с лошадьми соотечественников. Этот триумф позволил остановить агрессию членов ордена Крестоносцев. В 1242 г. стороны подписали мирный договор, произошел обмен пленными. В 1245 г. Александр побеждал и литовских воинов в ряде кровопролитных сражений.
  • В 1246 г. Ярослав Всеволодович покинул бренный мир, великим князем Руси стал Святослав, являвшийся дядей Александру. Однако через год произошла смена правителя: Андрей Ярославович, отличавшийся воинственностью и решительность, силой захватил великий престол. Именно он первым посетил монгольского Хана в Каракоруме, чтобы вести мирный диалог с могущественным врагом, вслед за ним поехал и Александр. Братья благополучно вернулись на родину зимой 1249 г. Андрей (младший брат) получил право от Хана управлять Владимиром, Александру достался Киев, полностью разоренный набегами монголов, и вся Южная Русь.
  • В это же время князь А. Невский вел диалог с папой Иннокентием IV, который предлагал союз против Орды, но с условием принятия на Руси католицизма. Изначально А. Невский не спешил давать определенный ответ на это предложение. Он был готов согласиться на постройку отдельного католического костела, но не более. Вернувшись из Монголии, Александр принял решение в пользу Орды и отказался иметь отношения с Западом, так как понял невозможность победы над высоко дисциплинированным войском с востока.


Александр Невский принимает папских легатов

В этот период назрел конфликт между братьями Ярославичами, Андрей не желал подчинения Орде и в 1251 г. вступил в брак с галицкой княгиней, отец которой разделял взгляды зятя. В 1252 г. А. Невский вторично отправился к Хану, а против его брата вышла монгольская армия, разгромившая русское войско и союзников. Северо-восток Отечества чрезвычайно пострадал, Андрей же скрылся в Швеции.

Образ Невского в искусстве

Одним из интересных фактов является то, что подлинного изображения, запечатлённого на холсте при жизни великого князя, не сохранилось. Его образ собирался из различных источников и описаний XIII столетия, что нашло своё отражение в литературе, изобразительном искусстве и кинематографе. Самый известный портрет Невского написан с актёра, сыгравшего роль в одноимённом фильме Сергея Эйзенштейна. Он же взят как прообраз для ордена имени знаменитого полководца.

Кроме этого, в его честь названы улицы и площади во многих городах России, установлены памятники и монументы. Благоверному князю посвящены храмы на просторах постсоветских республик.

Несмотря на такую противоречивую характеристику, имя святого по праву заняло своё место в памяти потомков. И у многих не возникает никаких сомнений, почему оно пережило века и так прославилось.

Обращение князя к Господу о помощи

О воинской доблести князя Александра дошли слухи и до короля Римской страны северных земель. И решил он сразиться с ним и двинул свое огромное войско, в котором собрал самых лучших своих воинов и амуницию. Обезумев от красоты земель новгородских, на реке Неве он остановился и послал к князю гонцов с посланием, чтобы тот защищался, ибо пришел в его земли тот, кто разорит их.

Смотреть галерею

Александр, узнав про надвигающуюся угрозу, отправился в храм святой Софии, упал на колени и начал слезно молить Господа о помощи и защите земли своей от врагов иноземных. Ободрившись, он сказал дружине: «Не в силе Бог, но в правде». Не оповестив своего отца и не дожидаясь от него подкрепления, получив благословение архиепископа Спиридона, он ринулся навстречу к врагу.

Так продолжает свое повествование «Житие Александра Невского». Краткое содержание в читательском дневнике обязательно должно вместить в себя главные события из жизни святого.


Смотреть галерею

Описание и портрет князя Александра

Итак, обратимся к тексту произведения «Житие Александра Невского». Краткое содержание сразу можно начать с описания самого князя, как и в оригинале этой исторической повести. Александр родился у благочестивой княжеской пары, Ярослава и Феодосии. Он был очень красивым, голос его звучал, как труба, лицо отдаленно напоминало мужественное лицо Иосифа из Священного Писания, силой обладал неистовой, как у Самсона, мудрый был, как Соломон, храбрый, как Веспасиан, покоривший всю Иудейскую землю. Так и Александр побеждал и не был побежден.


Смотреть галерею

Узнав о таком правителе, из Западной страны пришел к нему один вельможа по имени Андреаш, который, повидавшись с Великим князем, произнес: «Прошел я много стран и не видел такого царя среди царей и князя среди князей».

Александр Невский. Особые приметы

До нас не дошло ни одного прижизненного изображения Александра Невского. Наиболее распространенное изображение князя возникло после знаменитого фильма Сергея Эйзенштейна с Николаем Черкасовым в главной роли.

Статья по теме Князь-хранитель. Почему мы верим в покровительство Александра Невского?

Второй сын переяславского князя Ярослава Всеволодовича и торопецкой княжны Ростиславы (Феодосии) Мстиславны, окрещенный с именем Александр, родился в Переславле-Залесском, где княжил его отец. Согласно датировке Татищева и Карамзина, это произошло 30 мая 1220 года, а по данным историка Кучкина — 13 мая 1221 года.

С ранних лет Александр отправлялся с Ярославом Всеволодовичем в походы, а в 1230 году князь посадил сыновей на княжение, но три года спустя 13-летний Федор скончался. Самостоятельным новгородским князем Александр стал в 1236 году, когда его отец начал княжить в Киеве.

Вскоре Русь начала переживать тяжелые времена. С востока шли монгольские орды, а с запада надвигались шведы и немцы. Князь Александр возглавил русские войска в битве против шведов. Сражение между новгородским и шведским войсками, состоявшееся у места впадения Ижоры в Неву 15 июля 1240 года и предотвратившее угрозу вражеского нашествия с севера, вошло в историю как Невская битва. А самого князя впоследствии стали называть Александром Невским.

Статья по теме

Парни с Чудского озера. Как Тевтонский орден обрёл и потерял могущество

Два года спустя князь Александр освободил захваченный немцами Псков и разгромил войска Ливонского ордена на Чудском озере.

Князь вошел в историю и как дипломат. Так, в 1262 году, после объявления набора русских в войско монголов для экспедиции в Персию, Александр отправился в Золотую Орду, где добился освобождения русских от «налога кровью», т. е. молодыми мужчинами, которых забирали на военную службу. А годом ранее по его личной просьбе в столице Орды была создана православная епархия.

Возвращаясь из своей четвертой дипломатической поездки в Сарай, столицу Золотой Орды, князь, которому было на тот момент чуть больше 40 лет, занемог. Он скончался 14 ноября 1263 года (по старому стилю) в Городце, по дороге во Владимир. Незадолго до своей кончины он принял схиму под именем Алексий. Его похоронили в Рождественском монастыре во Владимире, однако в 1724 году по приказу Петра I мощи Александра Невского были перенесены в Александро-Невский монастырь в Санкт-Петербурге.

В 1547 году на церковном соборе князь был причислен к лику святых. Так как в XIII веке на Руси фактически не существовало светской живописи, прижизненных изображений Александра Невского не сохранилось. Многие его портреты, имеющиеся в летописных источниках разных лет, заметно отличаются друг от друга. Наиболее распространенное и привычное для нас изображение князя появилось после фильма Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» с Николаем Черкасовым в главной роли. На фотографии актера в образе князя ориентировался и создатель эскиза ордена Александра Невского Игорь Телятников. Нажмите для увеличения.

Роман Бориса Васильева

Свой вклад в создание образа Александра Невского в русской литературе внес и Борис Васильев. Известный писатель-фронтовик, автор произведений «А зори здесь тихие…», «В списках не значился» и «Не стреляйте в белых лебедей» написал роман «Александр Невский» в 1997 году. В тот период автор всерьез увлекся исторической литературой, посвятив отдельные романы также вещему Олегу, княгине Ольге, князю Святославу, Владимиру Красное Солнышко, Владимиру Мономаху.

Позже роман об Александре Невском был переиздан под другим названием и сейчас больше известен как «Князь Ярослав и его сыновья».

В этой книге Борис Васильев переносит нас на Русь первой половины XIII века. В то время ни о каком единстве между княжествами речи не шло, правители вели ожесточенную борьбу между собой за первенство, воевали с немецкими рыцарями, пытались ужиться с татаро-монголами, которые огромным войском пришли на русскую землю.

Главные герои этого романа — князь Ярослав Всеволодович и его сын Александр, позже прозванный Невским, а также его младший брат Андрей, который после ссоры с героем нашей статьи был вынужден бежать в Швецию. В повествовании встречаются как реально существовавшие исторические персонажи, так и полностью вымышленные герои.

Борис Васильев с присущим ему мастерством берется за создание образа Александра Невского в русской литературе. У него получается увлекательное повествование, которое держит читателей в напряжении до самых последних страниц.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector