Тевтонский орден: как рыцари-крестоносцы хотели завоевать европу

Помощь Ордена Москве в войне с Литвой и Польшей

Василий III продолжил политику своего отца по укреплению дружественных связей с Германией. После начала очередной войны с Литвой в 1512 году Василию III удалось убедить императора «Священной Римской империи» Максимилиана I в 1514 году подписать договор о совместных действиях против Литвы и Польши. Максимилиан обратился с требованием начать военные действия против Польши к магистру Тевтонского Ордена Альбрехту. После ряда дипломатических неувязок Москва в 1517 году заключила прямой договор с Альбрехтом, обещая выплатить Ордену за содействие в войне деньги, достаточные для содержания 12-тысячного войска. Взамен Тевтонский Орден признавал свой вассалитет по отношению к Русскому государству.

В 1519 году тевтонская армия вторглась в Польшу. Военные действия обернулись неудачей для рыцарей. Они не смогли взять Ольштын, обороной которого руководил талантливый во всех делах Николай Коперник – священнослужитель и великий учёный, создатель гелиоцентрической системы мира. В конце 1520 года наёмное войско тевтонцев, жалованье для которого закончилось, разбежалось. Немецкому союзнику Москвы пришлось заключить мир с Польшей, по которому тевтонцы снова признавали себя вассалами польского короля.

Однако Польша на два года оказалась выключена из войны на Востоке и не смогла прийти на помощь Литве. Это обстоятельство позволило Василию III в 1522 году заключить, несмотря на ряд предшествовавших поражений, выгодное перемирие с Литвой, по которому в состав Русского государства входила Смоленская земля.

Тевтонский орден: от братства к государству

Рыцари Тевтонского ордена — это, безусловно, выходцы из знатных семейств Германии, которые сделали своим долгом служение Богу, помощь паломникам и борьбу с врагами церкви. Их жизнь, как водится, была подчинена уставу, который в 1442 году был преобразован в «Орденскую книгу» — сборник статутов духовно-рыцарской братии. Каждый воин имел свой дом и вверенное ему облачение. При совершении самых вопиющих правонарушений рыцарь терял и мантию, и крышу над головой. В ордене существовали так называемые Halbschwester («Сводные сёстры») — дамы, которые принимали монашеский обет и были обязаны заботиться о паломниках. Помимо рыцарей и сержантов существовали кнехты — слуги, оруженосцы или вспомогательные войска.

Командно-административная структура ордена не сильно отличалась от аналогичных духовно-рыцарских организаций: магистр (он же хохмайстер), великий командор, маршал, комтуры, госпитальер. Боевой потенциал Тевтонского ордена насчитывал примерно 400 — 500 братьев-рыцарей. Управление орденской территорией ложилось на плечи ландмайстеров — фактически, глав филиалов в Германии и Прибалтике. На оборону и содержание приграничных крепостей со всех командорств и отделений ордена взимался специальный налог Wartegeld (пенсия). Серьёзные военные операции проводились нечасто: в основном рыцари совершали небольшие рейды в глубь территории противника.

В XIV веке Немецкий орден располагал рядом серьёзных цитаделей и городов: Мариенбург, Торн, Кульм, Кёнигсберг, Эльдинг, Дюнабург, Данциг и Рига были крупными центрами духовно-рыцарского братства. Земля передавалась свободным людям, бюргерам, рыцарям за выплату чинша и военную службу. Также незаселённые клочки земли отдавали локаторам — людям, как правило из Ганзейского союза, которые привлекали колонистов из Германии и Чехии к жизни на новых территориях.

«Железный крест»

Орден с таким названием был учрежден в марте 1813 года. Его эскиз создавал сам король Фридрих Вильгельм Третий. За основу для своего творения он взял Тевтонский крест. Символика была предельно проста: награда предназначалась для поощрения тех немцев, кто яростно боролся за освобождение своей страны от наполеоновской оккупации, поэтому Фридрих стремился напомнить согражданам о золотом периоде немецкого рыцарства.

Позже «Железный крест» был возрожден Адольфом Гитлером. Он приказал разместить в его центре свастику, а внизу выгравировать цифру «1939».

В 1940 году были также учреждены рыцарские разновидности этой награды, тем самым фюрер еще больше подтвердил преемственность традиций и связь своего режима с Тевтонским орденом. Интересно, что наивысшим из этих орденов, который украшали золотые дубовые листья, бриллианты и мечи, был награжден только один человек — Ханс Ульрих Рудель — легендарный пилот немецкого Люфтваффе. Он получил его за то, что надолго вывел из строя советский линкор «Марат» и подбил несколько сотен танков Красной Армии.

Теперь вы знаете, как выглядит Тевтонский крест, и знакомы с его разновидностями. Это значит, что, рассматривая исторические гравюры или миниатюры, вы сможете определить, кем является изображенный рыцарь: кнехтом, комтуром, сержантом, маршалом или же Великим магистром.

Ранняя символика Ордена меченосцев изучена плохо. Известно, что на белых плащах орденских братьев был маленький красный крест с расширяющимися концами, под ним вертикальный красный меч. Иногда в наше время изображаются золотые шестиконечные звезды вместо креста или два скрещенных меча. Но современными учеными доказано, что желтая звезда с мечом была символом польского рыцарского ордена Братьев Добжиньских, созданного Конрадом Мазовецким и воевавшим в Прибалтике в основном с литовцами и с жемайтами еще до появления там Тевтонцев. В войне с пруссами они не преуспели, в 1235 году произошло их официальное слияние с Тевтонским орденом. Утверждение о символике Добжиньского ордена подтверждает польская иконография, представляя их герб подобным образом (Pizunski, 1999, 44; Potkowski, 1995, 517). “Хроники Земли Прусской” Петра из Дусбурга (1326 г.), а также реляция Германа фон Зальца (или, по предположениям некоторых исследователей, Генриха фон Гогенлоэ за 1246 г.) говорят, что Добжиньские братья, как и ливонские рыцари носили белые плащи. Добжиньцы, правда, носили на плаще красную звезду без меча. Эдвард Потковский считает, что плащи Меченосцев были черного цвета, и что это отличало их от тевтонцев после объединения двух орденов (Potkowski, 1994, 18-19).А изображение двух мечей некоторыми учеными относится к позднему периоду Ливонского ордена конца 15 начала 16 веков, — якобы после формального выхода из-под юрисдикции тевтонцев Орден ввел видоизмененную раннюю символику. Известно также, что помимо белых одежд братьев кнехты носили черное, включая стеганные доспехи. Наличие у них усеченных крестов, как это изображает Дзысь, нигде не подтверждается. Более вероятно просто изображение креста без меча. На щитах изображали красный крест, размером во весь щит (как бы перечеркивая всю его плоскость). Знамена могли нести изображения просто красных крестов, но не исключены знамена с полной орденской символикой.

Рыцари Тевтонского ордена

Первые сведения о немецких крестоносцах в Святой Земле появляются в хрониках на рубеже 1127 — 1128 гг. Несколько рыцарей из Германии основали так называемый «госпиталь для приема бедных и больных немцев». Формально он подчинялся ордену госпитальеров. Археологи действительно нашли в 1967 году остатки церкви Святой Марии и примыкающего к ней госпиталя. После падения Иерусалима, в 1189 году, купцы из Любека и Бремена во время осады Акры основали полевой госпиталь. Когда крепость сарацинов пала, немецкий госпиталь переехал к воротам храма Святого Николая. Римский понтифик Целестин III 21 декабря 1196 года даровал автономию немецким крестоносцам, чем вызвал негодование у госпитальеров. Уже при папе Иннокентии III в 1199 году община немецких рыцарей-монахов утвердилась в статусе ордена. Их устав и основные функции сочетали в себе важные направления деятельности тамплиеров и иоаннитов.

Первые годы немногочисленной духовно-рыцарской братии были непростыми: вплоть до 1258 года госпитальеры требовали возвращения немецкого учреждения в состав ордена Святого Иоанна. После смерти императора Генриха VI перспективы рыцарей-монахов в Святой Земле оставались неясными. Но как только на имперском престоле оказался Фридрих II Гогенштауфен, Немецкий орден начал своё возвышение. Четвертый магистр ордена Герман фон Зальца, будучи искусным дипломатом и талантливым стратегом, смог связать интересы братства и волю правящей династии. Он являлся другом императора и часто выступал третейским судьёй в его спорах с папой Григорием IX. При этом двор Штауфенов пользовался поддержкой рыцарей Немецкого ордена.

Беспрецедентный случай в практике крестового движения на Восток: император Фридрих II в 1229 году договорился с султаном аль-Камилем и завладел Иерусалимом, не пролив при этом ни капли крови. Ордену вернули его первое пристанище, однако резиденция всё ещё располагалась в Акре. В 1230 году она переехала в крепость Монфор. Позиции тевтонцев в Святой Земле постепенно ослабевают, и немецкие воины-монахи постепенно возвращаются на европейские земли. Уже в 1207 году у ордена появляются свои церкви в Северном Гессене. В то же время рыцари получают владения в Тюрингии, в городе Марбург. В начале XIII столетия король Венгрии Андраш II пригласил рыцарей на свои земли дабы получить защиту от набегов половцев, но он быстро пожалел о содеянном: орден быстро окреп, стал требовать независимости и начал теснить венгерскую знать.

Как нельзя кстати в 1225 году польский князь Конрад Мазовецкий предложил тевтонцам стать протекторами северных границ его владений. Племена пруссов доставляли ему немало хлопот. Грамота князя 1230 года и папская булла развязали Немецкому ордену руки: отныне Кульмская земля и все в дальнейшем завоёванные территории объявлялись владением тевтонских рыцарей. Перейдя через Вислу, воинственные монахи начали жёстко вытеснять язычников с насиженных мест и довольно быстро строить свои опорные пункты, крепости и города. В 1236 году ливонские миссионеры потерпели поражение от литовцев под Шауляем и были вынуждены присоединиться к Немецкому ордену. Ливония стала филиалом тевтонцев.

Претенденты на наследие Ордена[править | править код]

Орден и Пруссияправить | править код

Пруссия, несмотря на то, что была протестантским государством, претендовала на то, что является духовной наследницей Ордена, особенно в части воинских традиций.

В 1813 году в Пруссии был учреждён орден «Железный крест», вид которого отражал символ Ордена. История Ордена преподавалась в прусских школах.

Орден и нацистыправить | править код

Нацисты считали себя продолжателями дела Ордена, особенно в области геополитики. Доктрина Ордена «натиск на Восток» была полностью усвоена руководством.

Нацисты претендовали и на материальное имущество Ордена. После аншлюса Австрии 6 сентября года сохранившиеся владения Ордена были национализированы в пользу Германии. То же самое произошло после захвата Чехословакии в году. Сохранили независимость только орденские больницы и здания в Югославии и юге Тироля.

Была также произведена инспирированная Генрихом Гиммлером попытка создать некий собственный «Тевтонский Орден» в целях возрождения немецкой военной элиты. В этот «орден» вошло десять человек во главе с Рейнхардом Гейдрихом.

При этом нацисты преследовали священников настоящего Ордена, а также потомков тех прусских семейств, чьи корни восходили к рыцарям Ордена. Некоторые из этих потомков примкнули к антигитлеровской оппозиции.

Основание ордена[править | править код]

Первая версияправить | править код

Новое учреждение со статусом духовного ордена было утверждено одним из немецких рыцарских руководителей князем Фридрихом Швабским (Fürst Friedrich von Schwaben) 19 ноября года, и после взятия крепости Акра основатели больницы нашли ей постоянное место в городе.

Вторая версияправить | править код

Во время 3-го крестового похода, когда рыцарями осаждалась Акра, купцы из Любека и Бремена основали полевой госпиталь. Герцог Фридрих Швабский преобразовал госпиталь в духовный Орден, во главе которого встал капеллан Конрад. Орден подчинялся местному епископу и был отделением ордена Иоаннитов.

Римский папа Климент III утвердил Орден как «fratrum Theutonicorum ecclesiae S. Mariae Hiersolymitanae» (Братство Тевтонское церкви Святой Марии Иерусалимской) своей папской буллой от 6 февраля года.

5 марта в храме Акры состоялась церемония реорганизации Ордена в духовно-рыцарский Орден.
На церемонии присутствовали магистры госпитальеров и тамплиеров, а также светские и духовные лица Иерусалима. Папа Римский Иннокентий III подтвердил это событие буллой, датированной 19 февраля 1199, и определил задачи Ордена: защита немецких рыцарей, лечение больных, борьба с врагами католической церкви. Орден был подвластен Папе Римскому и императору Священной Римской империи.

XV век

В 1404 году Тевтонский орден купил у Бранденбурга Ноймарк.

Тевтонский орден в 1466 году

В 1410 году военные силы Тевтонского ордена были разгромлены в Грюнвальдской битве. Генрих фон Плауэн сумел спасти столицу Орденского государства во время осады Мариенбурга польско-литовскими войсками, и, став Великим магистром, в 1411 году подписал с польским королём Владиславом II Первый Торуньский мир.

В результате огромных потерь во время Великой войны, в Орденском государстве сильно увеличились налоги, что постепенно сделало жизнь населения невыносимой. В марте 1440 года представители мелкопоместного дворянства и ганзейских городов на территории Орденского государства организовали Прусскую конфедерацию, чтобы сбросить господство тевтонских рыцарей. В феврале 1454 года Прусская конфедерация обратилась к польскому королю Казимиру IV с просьбой о поддержке их революции и включению Пруссии в состав Польши. Король согласился и началась Тринадцатилетняя война. Завершивший войну Второй Торуньский мир 1466 года превратил западную часть Орденского государства в польскую провинцию Королевская Пруссия, а оставшаяся восточная часть государства стала польским вассалом.

Тевтонская мифология

Тевтонская мифология представляет собой совокупность мифов – историй, которые охватывают идеи о природных, сверхъестественных, социальных явлений. Они основаны на религии древних германцев: немцев, англосаксов, скандинавов, готов и других народов, проживающих на севере Европы. Но все эти культуры перешли в христианство примерно в 1000 году. Сохранились письменные источники тевтонской мифологии, относящиеся к V веку. Но устное литературное творчество скорее всего присутствовало у тевтонцев задолго до обращения в христианство.

Можно даже сказать, что вся скандинавская мифология принадлежит тевтонцам. Все имена богов, переходя от народа к народу только слегка изменяют написание. Это всего лишь лингвистические отклонения, а культурных и временных несоответствий почти нет. Во всех историях говорится о богах, великанах, гномах, эльфах, Древе Мира. Христианские богословы с течением времени стали классифицировать тевтонские мифы, как языческие, наравне с древнегреческими, римскими и других культур. Видение мира тевтонами до сих пор мало изучено, по сравнению с римским и греческим.

Вселенную тевтонцы представляли в виде дерева Иггдрасиль, на котором было три или четыре уровня. Эти уровни были представлены тремя параллельными круглыми плоскостями, с разными способами пересечения. Все мифические тевтонские существа живут в своих царствах, таких как Мидгард или Асгард. Влияние тевтонской мифологии очень тонкое и в то же время обширное.

Кавалеры Рыцарского Креста

В годы Второй Мировой войны данной награды удостоены 7384 человек, из них 43 гражданина других государств.

Рыцарский крест Железного креста должен был стать высшей наградой третьего Рейха, но в суровых военных действиях героев становилось все больше, и со временем были введены разные степени, представлявшие собой фрагменты, крепившиеся выше самого креста. Так появились 5 степеней ордена Рыцарского креста, первой из которых был непосредственно сам Рыцарский крест Железного креста, и далее по старшинству: с дубовыми листьями; с дубовыми листьями и мечами; с дубовыми листьями, мечами и бриллиантами; с золотыми дубовыми листьями, мечами и бриллиантами.

Обязательным основанием для претендентов на данную награду, было награждение ранее Железным крестом первого класса. Кроме этого, необходимо было совершить героический поступок, или принять верное стратегическое решение в управлении войсками. Кроме этого награду можно было получить по совокупности достижений, например, пилоту люфтваффе необходимо было набрать 20 балов, однако в ходе войны данный критерий несколько раз пересматривался, в сторону увеличения.

Награда представляет собой крест, состоящий из стальной основы, и украшенный серебряными лицевой и наружной рамками. В центре награды помещена свастика, на нижнем луче креста, год основания награды в третьем Рейхе «1939», на оборотной стороне год первого основания «1813». Награда носится на шейной ленте красного цвета, с белой и черной полосой по краям.

Военные противостояния

В 1239 г. феодалы немцы и датчане, обосновавшиеся на прибалтийских землях, ожидали, что русские князья могут в любой момент на них напасть. Через год епископом Германом Дерптским были собраны ополченцы, в состав которых вошли его подданные и меченосцы. К ним присоединились датские рыцари из города Ревель. Собранное епископом войско решилось на захват псковских земель и взятие Изборска. После непродолжительной осады Пскова ополченцы Дерптского вошли в город. Затем они отправились в поход на Новгородское княжество, после чего на территории Копорья занялись возведением крепости. Александру Невскому удалось освободить эти земли, а затем он выгнал людей епископа из Пскова.

5 апреля 1242 г. Чудское озеро стало местом проведения решающего сражения, в котором русские разбили противника. Тевтонскому ордену пришлось пойти на заключение мира с ними и покинуть захваченные земли.

В 1235 г. (по некоторым источникам в 1238) состоялась Дорогичинская битва, в которой галицко-волынскому князю Даниилу Романовичу удалось остановить продвижение тевтонцев на русские территории, расположенные на юго-западе.

Орден воевал и с Великим княжеством Литовским. Армия под командованием князя Миндовга разбила рыцарей в двух сражениях – Саульском (1236) и Дурбском (1260). В 1268 г. тевтонцы вместе с датчанами бились с русскими в Раковорском сражении, в котором не удалось победить ни одной стороне. В 14-м столетии рыцари совершили более 100 литовских походов.

Стремительное развитие Тевтонского ордена

С того времени ряды ордена начали пополняться, и его войско стремительно выросло. Это стало еще одной причиной того, что одной из основных функций объединения стало обеспечение защиты, которое оно уже могло предоставить в полной мере. Однако нельзя сказать, что тевтонцы были воинами, они скорее были теми, кто борется с несправедливостью и просто защищает свои владения. С тех пор вступление в сообщество становилось достаточно престижным, в особенности это касается круга феодалов Европы.

Несмотря на то, что основное здание ордена функционировало на территории Акры и представляло собой некую резиденцию, его владения стремительно расширялись по всей европейской территории благодаря тому, что феодалы и монахи, желающие вступить в сообщество, в качестве уважения дарили земли. Это были своеобразные пожертвования с их стороны.

По правилам в Тевтонский орден имели право вступать исключительно немецкие рыцари, однако эти каноны не всегда придерживались. В скором времени силы сообщества возросли до таких высот, что были наравне с орденами госпитальеров и тамплиеров, созданными ранее.

Тевтонские уставы поделили членов на две основные священников и рыцарей. Они же в свою очередь в обязательном порядке принимали три основные монашеские присяги: безбрачия, бедности и повиновения. К тому же они были обязаны вести борьбу с вероотступниками и оказывать помощь больным. Также у рыцарей и священников были разные функции. Если первым перед вступлением в орден нужно было доказать свое благородное происхождение, то вторым нужно было просто вести религиозные службы, а также причащать больных в госпиталях и рыцарей, прежде чем те отправятся на поле сражения. К тому же, они нередко отправлялись на войны и выполняли обязанности медиков.

Рыцари проживали совместно, для сна у них были созданы простые спальни с ложами, питались в общей столовой. Что касается денег, то у них было ограниченные финансы. На протяжении дня рыцари тренировались со специальным снаряжением, работали, а также ухаживали за своими лошадьми и собственным оружием.

Это интересно: 272,Италия в раннее средневековье — разбираем развернуто

Кельты или германцы?

Историки много спорят, были ли кимвры и тевтонцы галлами (кельтами) или германцами, но, несомненно, у племён существовали некоторые элементы кельтского общества, но в основном они были всё-таки германцами.

Сначала германцы находились под давлением северных кельтов в течение тысячелетий, но это тоже является спорным. Называние «тевтоны» означает «семья, племя». Корень «тевт» тоже относится к семье в кельтском обиходе, но не в индоарийском. На древнеиндийском ведическом языке «тевт» означает «сильный». Часто словом «тевтонцы» обозначают все германские племена.

Миграция тевтонов во II веке до нашей эры была частью миграции народов южной Швеции. Она же вызвала движение готов в Центральную Европу. Там тевтоны поселились между Одером и Вислой на территории современной Польши. Миграция кимвров и тевтонов дала толчок крупномасштабному потоку бельгийских племён в Британию. Движение народов в 113 – 109 годах до нашей эры возглавили Тевтоборд и Бойорикс. Они перебрались на территорию, которая принадлежит сейчас Дании.

Во время своего перехода они подмяли под себя кельто-германские племена. Общая миграция германских племён стала набирать обороты. Они германизировали кельтские земли. Кочующие племена начали покушаться на территорию современной Германии в 109 году до нашей эры. Начался хаос среди кельтских племён. Ситуация в регионе стала критической. Ещё больше усугубилась и запуталась ситуация после римской обороны против кимвров и гельветов в 107 году до нашей эры. В битве при Бурдигале они получили поражение.

Продвинувшись на юг, в Галлию, тевтоны решили вторгнуться в Италию. Они выступили против Рима. Начались Кимврские войны.

В 102 году до нашей эры тевтонцы потерпели поражение и были порабощены. В древних писаниях говорится, что Тевтобод был разбит римлянами вместе со своими воинами, а затем его заковали в кандалы. Возможно, это произошло из-за разделения сил тевтонцев. В качестве компенсации римляне должны были получить 300 замужних женщин в сексуальные рабыни – наложницы. Тевтонки обратились с просьбой к римскому консулу, чтобы их отправили служить в храмах Цересты или Венеры.

Но консул не пошёл к ним навстречу, отклонив их просьбу. Тогда тевтонские жёны сначала убили своих детей, а затем ночью убили друг друга. Вошедшие римляне нашли утром лишь мёртвые тела. Эта массовая мученическая смерть стала римской легендой, они называли её тевтонской яростью.

Тевтонские мужчины, выжившие после бойни и попавшие к римлянам в плен, позднее выступали как гладиаторы. Они же участвовали в восстании гладиаторов в Третьей рабской войне 73 -71 годов до нашей эры. Тевтонский вождь Тевтобод тоже был пленён. Римляне были поражены его гигантским ростом. Вождя посадили в темницу, а потом там удавили, они боялись, что такой гигант может сбежать из-под стражи и собрать войско, чтобы отомстить им.

А кимвры были уничтожены в битве при Верцеллах в 101 году до нашей эры. Остатки этих воинственных древних племён вернулись на родину на полуостров Кимбрик. Возможно, они стали частью общей группы северных кельтов или белгов. Но позднее они были поглощены прибывающими на полуостров англами и ютами. Поэтому у племени исчезли кельтские культурные и лингвистические следы.

Люди второго сорта

Кстати стоит отметить что и без подобных условностей рыцари ордена вели себя по отношению к покоряемым весьма жестоко. К примеру, уже значительно позже, в 1380 году к началу заката Ордена, тевтонцы захватили Гданьск и уничтожили там примерно 10 тысяч поляков-христиан.

На момент же правления Александра Невского русские прекрасно видели, как рыцари покоряют народы, и что народы эти превращаются в «людей второго сорта» на подконтрольных Ордену территориях. В общем, если уж совсем грубо и упрощённо, то до Гитлера оставалось семь веков, но все уже было понятно.

В рамках того восточного похода тевтонцам удалось взять Изборск, а потом и Псков, затем орден вторгся уже на Новгородские земли и отстроил там свою крепость в Копорье. И это была уже серьезная заявка на покорение русских земель.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector