Храм климента папы римского

Архитектурные особенности

К сожалению, история не сохранила имен архитекторов, которые построили Климентовскую церковь. Некоторые искусствоведы считают, что автором проекта был швейцарский зодчий Пьетро Антонио Трезини, а руководил работами русский архитектор Иван Яковлевич Яковлев. Другие утверждают, что проект выполнил мастер елизаветинского барокко, русский зодчий Алексей Петрович Евлашев. Есть и такие, кто приписывает авторство пышной дворцовой церкви в Замоскворечье самому Франческо Бартоломео Растрелли.

Оригинальный храм построен в лучших традициях барокко и рококо. Пышные формы и богатая отделка выделяют его среди других узорчатых церквей Москвы. Роскошный основной объем с пятиглавием сделан в традициях французского зодчества, а трапезная и колокольня соединены с ним по канонам русской архитектуры – «кораблем».

Климентовская церковь в Пияле

  1. /
    /
    /

Объект утрачен / Объект утрачен

Деревянная церковь.  Утрачена.вся деревянная архитектура в каталоге →Престолы:Климента, папы РимскогоАрхитектурный стиль:Кубоватые храмыГод постройки:Год утраты:Адрес:

Архангельская область, Онежский район, Чекуевское МО, село Пияла

Координаты:63.43357, 39.071829

Известия ИАК 1911 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2Андрей Агафонов
1 января 1911

Вид на церковь с колокольни погоста. Фотография начала 20 века с сайта kenozerjelive.ruЕгор Сельский
??

Вид на Пияльский погост с реки Онеги, в центре- Климентовская церковь. Фотография начала 20 века из книги С.Забелло, В.Иванова и П.Максимова «Русское деревянное зодчество», сайта www.archnadzor.ruЕгор Сельский
??

Вид на храм с реки, с юго-запада, слева колокольня погоста, справа- Вознесенская церковь. Фрагмент фотографии К.Ф. Некрасова 1911-1913 гг, из фондов Государственного музея архитектуры им. Щусева.Егор Сельский
??

Вид на храм с юго-востока. Фрагмент фотографии 1910-х гг, из фондов Государственного музея архитектуры им. Щусева.Егор Сельский
??

Карта и ближайшие объекты

Фильтр объектов

Показать только действующие

Яндекс-карты

  • Яндекс-карты
  • Google maps
  • OpenStreetMap
  • Wikimapia
  • 2Gis Карты
  • Bing maps

дороги

  • дороги
  • спутник
  • гибрид

Статьи

Статью добавил(а): Юрий Булкин, 
13 июля 2016

Первые упоминания о Пияльской волости известные нам на сегодня из сохранившихся источников относятся к середине XVI века, «Сотная с каргопольских книг писма Никиты Григорьевича Яхонтова с товарищами лета 7-семь десятого (1562 г.)».

К середине XVII века из дозорной Переписной книги г.Каргополя и Каргопольского уезда 1648 г. в Пияле уже существовал погост: «Волость Пияла и с Ковкулою, а в ней на погосте церковь Климента Папы римского, строение приходских людей. Да на погосте ж…». В 1651 году на погосте возводится холодный крестообразный в плане шатровый храм Вознесения, с приделами в честь Флора и Лавра и Рождества Богородицы. В XVIII веке проводится реконструкция, коснувшаяся, в основном, внутренней планировки храма и галереи.

В 1685 году строится теплая пятиглавая церковь Климента Папы римского, возведенная взамен утраченной или пришедшей в негодность по ветхости предшествовавшей одноименной церкви. К концу XVII века на погосте устанавливается шатровая колокольня шестерик на шестерике.

Судьба Пияльского погоста характерен почти для всех памятников деревянного зодчества Русского Севера, перестроенных в период обновлений в конце ХIХ века. В 1883 г. ремонтируется Климентовская церковь, в 1890 г. Вознесенская. Все срубы погоста с фасада и внутри был обшиты тесом и выкрашены, было убрано висящее гульбище и рундук у шатрового храма, старый тябловый иконостас заменили новым каркасным, а пространство храма перекрыли расписным «небом». Изменены все уровни конфигурации и конструкции полов и потолков, полностью перестроены все оконные и дверные косящатые проемы. Все покрытия завершений и бочка апсидных прирубов и куб с крещатой бочкой основного храма заменены с теса гонта и лемеха на листовой металл, устранен лемех и с шей всех глав упрощена конфигурация декоративных кокошников. Утрачены все первоначальные элементы декоративного убранства памятников. 1 августа 1967 года теплая пятиглавая церковь Климента Папы римского сгорела.

http://rkmkr.ru/proekty/proektirovanie/pogostpiiala/

А построю-ка я храм!

Первые упоминания о храме относятся к 1612 году. Это год окончания Смуты – гражданской войны в России в начале XVII века, осложнившейся вторжением польских и шведских войск. Упоминается храм в связи с действиями ополчения К. Минина и Д. Пожарского по изгнанию интервентов из Москвы, когда у Климентовского «острожка» (небольшой крепости – в переводе на современный язык) шли бои ополченцев с отрядами гетмана Хоткевича. Но этот острожек был, скорее всего, деревянным. Только в 1652 году при царе Алексее Михайловиче, когда Россия постепенно вернула себе былую силу, на этом месте был возведен каменный собор.

С этим событием связана интересная история, касающаяся Москвы. Каменные постройки в средневековой Руси – редкость, ведь основной строительный материал у нас дерево. Камень дорог, но очень престижен. Строили из него в основном церкви, и мало кто из москвичей мог возвести для себя жилые каменные палаты.

Первый каменный Климентовский собор был возведен на старом деревянном основании на деньги московского дьяка Алексея Дурова. В 1636 году он впал в немилость к Михаилу Федоровичу – первому царю из новой династии Романовых и, как водится, его посадили в крепость с реальной перспективой оказаться на плахе. Насколько были велики прегрешения несчастного дьяка – история умалчивает. Но только в ночь перед казнью он увидел сон, что казни не бывать! И действительно, Дурова освободили, обвинения сняли. А он, как это было заведено на Руси, пообещал возвести каменную церковь в Замоскворечье. Так что Базилика святого Климента, можно сказать, обетный храм по адресу: Климентовский пер. в Замоскворечье.

Дальше, как водится, церковь начали бесконечно перестраивать. В XVIII веке это делали дважды, пока в очередной раз не снесли постройку и не возвели на ее месте в 1769 году собор в стиле барокко на деньги купца из Москвы К.М. Матвеева и вице-канцлера елизаветинского времени А.П. Бестужева-Рюмина, основные московские палаты которого стояли в приходе этой церкви. Именно его мы видим на многочисленных фото.

История храма

Район, где стоит Климентовский храм, издревле называли Замосковьем или Заречьем. Из этой части Москвы вела дорога к Золотой Орде. Вдоль нее селились те, кто исполнял волю великого московского князя в Орде, и переводчики – «толмачи». В Замоскворечье привозили самые разные товары заморские гости. Именно купцы основали здесь храм Климента Римского – святого, которого почитают и как в католицизме, так и в православии.

Во время правления царя Иоанна IV Грозного в Замоскворечье поселились стрельцы, и появился Климентовский остожец. Деревянный храм был отмечен на первой карте города, составленной в 1597 году. Примечательно, что в 1612 году от Климентовского храма началось освобождение России от польско-литовских захватчиков.

Каменную церковь построили в 1657 году. Она была небольшой по размеру и имела четыре престола. Когда в конце XVII века молодой Петр I окончательно расправился со стрельцами, жизнь в Москве изменилась. В Замоскворечье стали главенствовать торговые люди, поэтому храмы строили уже на купеческие деньги. Любопытно, что этот район Москвы оставался купеческим до революции 1917 года.

В 1720 году Климентовскую церковь перестроили, потом к ней добавили колокольню и трапезную. К середине XVIII столетия основа старого храма так сильно обветшала, что по просьбе прихожан ее разобрали на камни.

Строительство новой церкви было делом дорогим. Деньги на храм дал богатый купец и прихожанин – Козьма Матвеевич Матвеев, который жил в усадьбе неподалеку. Любопытно, что Матвеев был не просто состоятельным предпринимателем. Именитый московский купец обладал высоким художественным вкусом и имел связь с Императорской Академией художеств.

Начало строительства совпало с восшествием на престол дочери Петра I – царицы Елизаветы I. Чтобы отметить это торжественное событие, первый камень заложили в день поминовения священномучеников Папы Римского Климента и Петра архиепископа Александрии.

Строительство заняло восемь лет. К 1769 году новый храм был готов, и его освятил Московский архипастырь Амвросий. К долгожданному открытию купец Матвеев пожертвовал родному приходу большой колокол. По главному престолу в документах храм стали именовать Преображенским, но в народе его продолжали называть Климентовским.

Внутри церкви был установлен великолепный резной иконостас, покрытый червонным золотом. В ризнице разместили редкие напрестольные кресты, драгоценные паникадила, богослужебные сосуды и подсвечники из серебра, хоругви и старинные книги в кожаных переплетах. В описи, которую провели в 1770-е годы в Москве, нарядную церковь святого Климента признали одним из пяти лучших храмов города.

Храм при Советах

В советское время в 1929 году он как культовое здание был закрыт. Хотели взорвать, но его спас Грабарь, считавший эту церковь выпадающей из московского круга и наделенной «чертами петербургской архитектуры высокого стиля». Но Климентовскому собору Москвы крупно повезло. Его отдали не под овощехранилище, как Собор Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге, и не под тюрьму, как Спасо-Евфимиевсий монастырь в Суздале, а под хранилище фондов Ленинской библиотеки Москвы (сейчас это РГБ, Российская государственная библиотека). Разграбления церкви и уничтожения фресок не произошло. Но все же здание постепенно ветшало, приходило в полный упадок.

В 2008 году Климентовский собор вернули церкви, и вот уже несколько лет – это действующий храм, в котором одновременно ведутся реставрационные работы. Внешне он уже серьезно изменился.

История и описание

За половину тысячелетия украшательства базилика Святого Климента превратилась в настоящую шкатулку с драгоценностями. Богаче её в Риме только собор Святого Петра (Basilica di San Pietro). Но это не все, чем удивительна эта церковь в Риме. Благодаря любознательности приора церкви Джозефа Маури, в середине XIX века начались археологические раскопки, которые позволили обнаружить элементы раннехристианской базилики под средневековыми строениями.

Храм Святого Климента — уникальнейшее сакральное место. По данным современных археологов стало известно, что структура здания — это своеобразная пирамида, содержащая три яруса построек:

  • нижний (I — III века н. э.);
  • средний (IV век н.э.);
  • верхний (XII — наши дни).

Нижний уровень

Был раскопан храм Митры, относящийся к III веку. От него остался триклиний – длинный грот со сводчатым потолком, каменными скамьями для адептов и алтарем, где изображена Митра – древнее божество, олицетворяющее солнечный свет, согласие и дружбу.

После отведения воды от фундамента удалось докопаться до руин гражданских зданий, сожженных Нероном в 64-м году. Удалось выяснить, что одно из зданий принадлежало римскому консулу Титу Флавию Клименту. Он был тайным христианином и был казнен в период правления императора Домициана. Возможно, что именно его имя было рассмотрено строителями раннехристианской базилики как некий сакральный знак для увековечивания памяти святого Климента, четвертого Папы римского.

На гробнице святого Климента, находящейся в нижней церкви этого необыкновенного культового сооружения, нарисован якорь. Это символ орудия его казни – он был утоплен по приказу императора Трояна за проповедь христианства на каторге, куда был отправлен из Рима за отказ выполнять языческие требы.

Средний уровень

Примечательно, что прилегающая к базилике Святого Климента улица носит название Via dei Normanni. Разрушенный храм был засыпан, а все что удалось сохранить перенесли в новостройку. Во время раскопок были обнаружены великолепно сохранившиеся фрески. Одна из них рассказывает о злоключениях римского префекта Сизиния, жена которого дала обет целомудрия по подсказке Святого Климента.

Можно сказать, что эта фреска – средневековый комикс. Фразы, принадлежащие изображенным героям, практически нецензурные. Одна из них, самая лояльная, гласит: «Trahite, fili de puta!» («тащите, сукины дети»), – так Сизиний приказывает слугам изгнать Климента из его дома. Эти надписи стали материальным подтверждением существования раннего итальянского языка и являются лингвистическим памятником.

В IX веке базилика Сан-Клементе наконец-то стала хранилищем мощей святителя, который дал ей имя. Православные святые Кирилл и Мифодий сумели найти останки на территории Крыма и доставили их в итальянскую столицу. Понтифик Адриан II принял священный дар и поместил его в саркофаг, хранящийся в среднем ярусе базилики. Зимой 869 года Кирилл умер в Риме и по настоянию Папы был похоронен в Сан-Клементе.

Гробница равноапостольного Кирилла находится слева от алтаря (к югу). Это место превратили в «славянский уголок», где сербы, хорваты, болгары, русские, украинцы установили памятные доски в благодарность своему просветителю.

Верхний уровень

Войдя через дверь базилики, посетители попадают в царство великолепия раннего барокко (сейченто). Построенная по стандартному проекту – длинный узкий неф со сводом на столбах, эта церковь украшена со всей возможной пышностью. Великолепные барельефы, картины, фрески, мраморный мозаичный пол

В апсиде базилики привлекает внимание мозаичное панно XII века, изображающее древо жизни: райских птиц, оленей на водопое, небесный Иерусалим

Полы храма украшены великолепной мозаикой в стиле косматеско, а потолки отделаны кессонными плитками с рисунками (XVIII в.). Стены Сан-Клементе украшает цикл из 10 фресок, посвященных деяниям равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, а также Игнатия Богословца и Святого Климента. Основным украшением апсиды базилики является фреска «Крест — дерево жизни». На ней изображен Иисус Христос на распятии, окруженный птицами, цветами, виноградной лозой (XII в.). Красота исполнения и многогранный символизм росписей завораживают и производят глубочайшее впечатление.

Церковь в XX веке

В первые годы советской власти община прихожан и служащие Центральных реставрационных мастерских Народного комиссариата просвещения спасали храм как могли. Они добились, чтобы Климентовскую церковь одной из первых в Москве внесли в реестр памятников архитектуры. Однако в новом атеистическом государстве судьба всех православных храмов была непростой.

В 1922 году, после вступления в силу указ об изъятии церковных ценностей, Климентовский храм попросту разграбили. Вооруженный отряд экспроприаторов конфисковал из ризницы всю богослужебную утварь из серебра весом 32 пуда 28 фунтов. В церкви оставили только самое необходимое для служб, включая старые иконы на стенах.

Советское государство никак не финансировало ремонт культовых памятников архитектуры, поэтому деньги на поддержание здания собирали сами прихожане. Небольших косметических ремонтов явно не хватало, и старинный храм продолжал ветшать.

В 1929 году, когда советская власть начала активную борьбу с религией, Климентовский храм закрыли. Добротную каменную постройку решили сохранить и приспособить под общественные нужды. Правда, в 1930-е годы был снесен редкий памятник русской архитектуры – входной храмовый павильон, и уничтожена большая часть уникальной кованой ограды.

Представительное здание в самом центре города жаждали получить многие советские организации. Некоторые предлагали не церемониться и снести бывшую церковь, чтобы на ее месте разбить парк для рабочих и устроить детский сад. Стараниями Комитета по охране памятников ВЦИК и титаническим усилиям И. Грабаря и П. Барановского старинная постройка вновь была спасена.

Внутри Климентовской церкви разместили фондовое книгохранилище Ленинской библиотеки. Из 1,5 млн единиц хранения половину составляли книги, которые после революции были реквизированы из православных монастырей и частных собраний московских дворян и купцов.

В 1936 году храм даже начали реставрировать, но началась Великая Отечественная война, и она поменяла все планы. В послевоенные годы церковь и территория вокруг нее выглядели удручающе. На месте старого кладбища был разбит сквер, а в центре зеленой зоны устроен подземный общественный туалет.

В 2008 году Климентовскую церковь, наконец, вернули верующим. Капитальная реставрация продлилась пять лет. Потом в храме начали восстанавливать интерьеры и реставрировать старые иконы. В сентябре 2014 года храм освятили.

Храм священномученика Климента: раскол двух церквей

Уникальность этого собора как достопримечательности Москвы связана с тем, что он носит имя католического святого, а между тем две христианские церкви – римско-католическая и греко-православная – с 1054 год пребывают в расколе. Предстоятели этих церквей в XI веке как провозгласили взаимные анафемы в адрес друг друга, так они не сняты уже почти десять веков. Сказать, что отношения сложные – это ничего не сказать.

И вдруг в Замоскворечье, где есть множество интересных построек, составляющих достопримечательности Москвы, рядом с православными церквами вырастает храм Климента, освященный во имя одного из Предстоятелей Римского престола, преданного анафеме. И храм не католический, а православный, подчиненный Московскому патриархату, да еще в самой консервативной купеческой части старой Москвы близ Пятницкой улицы в Климентовом переулке.

Однако в этом нет ничего необычного, поскольку святой Климент, по преданию, жил в I веке, т.е. до раскола церквей, был крещен апостолом Павлом, стал епископом Рима и, как все христиане, подвергся гонениям. За это был причислен к лику святых

Так и стал папа Климент важной персоной Москвы!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector