Систематизация римского права

Внешние ссылки [ править ]

vтеВизантийская империя: темы
История
Предшествующий
  • Римская империя

    Доминировать

Ранний (330–717)
  • Константиново-валентинианская эпоха

    • Константиновская династия
    • Валентинианская династия
  • Феодосийская эпоха
  • Леонид эпоха
  • Юстинианская эпоха
  • Гераклианская эпоха

    « Византийские темные века »

  • Двадцать лет анархии
Средний (717–1204)
  • Исаврийская эпоха
  • Никифорианская эпоха
  • Аморианская эпоха
  • Македонская эпоха
  • Эпоха Дукидов
  • Комнианская эпоха
  • Ангелидская эпоха
Поздно (1204–1453)
  • Мешок Константинополя

    Четвертый крестовый поход

  • Франкократия

    Латинская Империя

  • Византийские государства-преемники ( Никея  / Эпир — Фессалоника  / Морея  / Трапезунд )
  • Эпоха палеологов
  • Упадок Византийской империи
  • Падение Константинополя
По современному региону или территории
  • Албания
  • Анатолия
  • Армения
  • Болгария
  • Корсика
  • Крит
  • Кипр
  • Далмация
  • Египет
  • Греция
  • Италия

    • Сардиния
    • Сицилия
  • Магриб
  • Мальта
  • Месопотамия
  • Сербия
  • Испания (Пиренейский полуостров и Балеарские острова)
  • Сирия
  • Фракия
Управление
Центральная
  • Императоры

    • Коронация
    • Семейное древо
    • Императрицы
  • Имперская бюрократия

    Средневековый греческий

  • Сенат
Рано
  • Преторианские префекты
  • Magister officiorum
  • Приходит sacrarum largitionum
  • Приходит rerum privatarum
  • Quaestor sacri palatii
Середина
  • Logothetes tou dromou
  • Сакеллариос
  • Logothetes tou genikou
  • Logothetes tou stratiotikou
  • Chartoularios tou sakelliou
  • Chartoularios tou vestiariou
  • Эпи тоу эйдику
  • Протасекретис
  • Эпитон Дисон
Поздно
  • Megas logothetes
  • Mesazon
Провинциальный
Рано
  • Преторианские префектуры
  • Епархии
  • Квестура упражнения
  • Экзархат Равенны
  • Экзархат Африки
Середина
  • Темата
  • Kleisourai
  • Bandon
  • Катепанаты
Поздно
  • Кефале
  • Деспотирует
Дипломатия
  • Договоры
  • Дипломаты
  • Романо-иранские отношения
Военный
Армия
  • Тактика боя
  • Битвы
  • Генералы
  • Наемники
  • Военные уставы
  • Воинские части
  • Бунты
  • Войны
Рано
  • Позднеримская армия
  • Восточно-римская армия

    • Foederati
    • Bucellarii
    • Scholae Palatinae
    • Excubitors
Середина
  • Темата
  • Kleisourai
  • Tourma
  • Друнгос
  • Bandon
  • Tagmata
  • Домашний из школ
  • Hetaireia
  • Акритай
  • Варяжская гвардия
Поздно
  • Комнатенская армия

    • Проноя
    • Вестиаритай
  • Палеологанская армия

    • Allagion
    • Парамонай
  • Великий внутренний
военно-морской
  • Карабисиани
  • Морская тематика

    • Cibyrrhaeot
    • Эгейское море
    • Самос
  • Дромон
  • Греческий огонь
  • Друнгарии флота
  • Megas doux
  • Адмиралы
  • Морские сражения
Религия и право
Религия
  • Восточное православие

    • Византийский обряд
    • Исихазм
    • Константинопольский Патриархат
    • Святые
  • Восточное Православие

    • Александрийский обряд
    • Армянский обряд
    • Западно-сирийский обряд
    • Миафизитизм
  • Вселенские соборы
  • Арианство
  • Монофизитство
  • Павликианство
  • Иконоборчество
  • Великий раскол
  • Богомильство
  • Гора Афон
  • Миссионерская деятельность
    • Болгария
    • Моравия
    • Сербы
    • Киевская Русь
  • Евреи
Закон
  • Кодекс Феодосия
  • Corpus Juris Civilis

    Кодекс Юстиниана

  • Эклога
  • Василика
  • Гексабиблос
  • Увечья
Культура и общество
Архитектура
  • Светский
  • Священный

    • Крест в квадрате
    • Купола
Константинополь
  • Цистерна Базилика
  • Термы Зевксиппа
  • Влахернский дворец
  • Церковь Хора
  • Городские стены
  • Большой Константинопольский дворец
  • Святой Ирины
  • Собор Святой Софии
  • Ипподром
  • Паммакаристос Церковь
  • Тюрьма анемасов
Салоники
  • Арка Галерия и Ротонда
  • Византийская баня
  • Собор Святой Софии
  • Святой Деметриос
  • Панагия Халкеон
  • Стены Салоников
Равенна
  • Сан-Витале
  • Sant’Apollinare in Classe
  • Сант-Аполлинаре-Нуово
Другие места
  • Дафний монастырь
  • Хосиос Лукас
  • Неа Мони из Хиоса
  • Панагия Горгоэпикос
  • Свято-Екатерининский монастырь
  • Mystras
Изобразительное искусство
  • Иконки
  • Эмаль
  • Стекло
  • Художники
  • Искусство македонского периода
  • Комнатенское возрождение
Экономика
  • сельское хозяйство
  • Чеканка
  • Монетные дворы
  • Торговля

    • шелк
    • Шелковый путь
    • Варяги
  • Динатой
Литература
  • Роман
  • Акритические песни

    Digenes Akritas

  • Александр Романс
  • Историки
Повседневная жизнь
  • Календарь
  • Города
  • Кухня
  • Танец
  • Платье
  • Флаги и знаки отличия
  • Сады
  • Музыка

    • Лира
    • Octoechos
  • Люди

    Византийские греки

  • Женщины
  • Рабство
  • Меры измерения
НаукаОбучение
  • Энциклопедии
  • Императорская библиотека
  • Изобретений
  • Медицина
  • Философия

    Риторика

  • Ученые
  • Университет

    Константинопольский университет

Влияние
  • Византийское содружество
  • Византийские исследования
  • Музеи
  • Византизм
  • Кириллица
  • Неовизантийская архитектура
  • Греческие ученые в эпоху Возрождения
  • Третий Рим
  • Мегали Идея
Авторитетный контроль
  • GND :
  • VIAF :
  • WorldCat Identities (через VIAF):

Дигесты (Пандекты) Юстиниана

Когда было закончено это первое дело – составление Кодекса, стало на очередь другое, гораздо более трудное и сложное, а именно: сведение в один систематический сборник всех писаний юристов прошлого времени, имевших силу закона. Указом от 15 декабря 530 года назначена была комиссия из 16 человек под председательством Трибониана, который сумел выказать свою удивительную работоспособность при составлении кодекса. Огромный материал был разделен на несколько отделов, а именно: преторское право, ответы Папиниана, Ульпиана, Павла и Сцеволы и т. д. Помимо обилия материала, огромную трудность в исполнении этой задачи представляли противоречия между юристами по разным частным вопросам. При обработке материала надлежало устранить их и водворить повсюду строгое единство. В своем рескрипте к комиссии Юстиниан предоставлял ей право опускать и устранять то, что является повторением или создает противоречия, и оставлял за собой право и обязанность верховного решения спорных вопросов. Общее руководство делом было предоставлено Трибониану, по указанию которого была составлена комиссия из 16 человек.

Под одушевленным руководством Трибониана, комиссия ревностно принялась за обработку подлежащего материала. Он являлся в виде двух тысяч книг, текст которых исчислялся в три миллиона стихов. Этот огромный материал был сведен на 150 тысяч стихов (то есть, параграфов). В своем рескрипте перед началом этого дела Юстиниан заявлял, что никто до него не надеялся и не смел мечтать о возможности подобного предприятия и сам он сомневался в его осуществимости; но «воздвигнув руки к небу и призвав вечную помощь», он возымел решимость, «полагаясь на Бога, который может даровать и совершенно безнадежные вещи и приводить их к осуществлению величием своей силы». Работа шла с одушевленной поспешностью при непосредственном участии Юстиниана. В краткий срок трех лет дело было закончено, и 16-го декабря 533 года вышли в свет Дигесты или Пандекты, как они были названы по-гречески, в 50 книгах.

«Кодекс» и «Новеллы»

«Кодекс» является сборником конституций императоров, состоящим из 12 книг и 765 титулов. В него включено огромное число законов – 4 тысячи 600 конституций, касающихся области гражданских прав и судебной деятельности, начиная с 117 года. Они представляли собой нормативные акты, среди которых одним из доминирующих был эдикт. Его аналогом в российском понимании является указ, а также его можно сравнить с декретом.

«Новеллы», которые, как уже сказано, были изданы после кончины императора, сохранились в виде трех сборников. В них входило гораздо меньшее число конституций. Первый, относящийся к 566 году, включал 122 акта, два следующих, датированных VI – VII веками, 134 и 168 соответственно.

Противоречия в Римском праве

Первым вариантом кодификаций в Риме, который дошел до нашего времени, были Законы 12 таблиц V века до нашей эры. По сути, это была переработка обычного права. Затем, в период от II века до н. э. (кодификация преторских эдиктов юристом Юлианом при императоре Адриане) до 438 года (создание Кодекса императорских конституций Феодосия), деятельность по систематизации права периодически проводилась.

Но при этом оставались противоречия между древним правом, которое было сконцентрировано в трудах правоведов-классиков, и конституциями, вобравшими в себя законы, изданные императорами. При этом кодифицировались только конституции. Юстиниан — император Восточной Римской империи, правивший в 527-566 годах, взял на себя задачу по устранению названных противоречий, результатом решения которой стала кодификация Юстиниана в Римском праве.

Составление Кодекса Юстиниана

С самого начала своего правления (527-565) император Юстиниан I вознамерился осуществить великую задачу кодификации действующего права. Подыскав соответственных сотрудников, он начал дело с новой редакции того материала, который уже раньше подвергался общим обработкам, т. е. императорских указов. Эдиктом от 7 февраля 528 года Юстиниан объявил о составе комиссии, назначенной им для редакции нового сборника, который должен был обнять материал, сведенный в Феодосиевом Кодексе, устранить из него то, что не имело более практического значения и включить в новый сборник узаконения, вышедшие после издания Феодосиева Кодекса. В комиссию вошло десять человек. Пять из них были уже заслуженные сановники, удостаивавшиеся консулата и имевшие сан патрициев. То были: бывший квестор двора Иоанн, бывший магистр армии и префект претория Леонтий, бывший магистр армии Фока, бывший префект Востока Базилид и квестор двора Фома. Не столь высокий ранг имели другие пять членов: магистр ведомства имперских агентов Трибониан, магистр канцелярии прошений и судебных дел Константин, комит консистория и профессор права в Константинопольской высшей школе Феофил и два константинопольских адвоката, Диоскор и Презентин.

Работа в комиссии шла весьма напряженно и быстро. Из членов комиссии выдался Трибониан, который и был удостоен вскоре назначения на пост квестора. Указом от 7 апреля 529 года Юстиниан возвестил сенату ο выходе в свет нового Кодекса права, которому он дал свое имя, назвав его Codex Justinianus

Материал Феодосиева Кодекса был переработан самым основательным образом, приняты были во внимание все последующие указы и очень большое число новых, принадлежавших уже Юстиниану. Кодекс был разделен на 12 книг в воспоминание ο 12 таблицах, древнейшем и единственном цельном кодексе римского права, finis aequi iuris, как называл его некогда Тацит

При новой редакции указов первой задачей являлось установление строгого единства и последовательного проведения принципов. Юстиниан специально подчёркивал мысль, что ни одна из статей нового кодекса не должна противоречить другой. С этой целью, ссылаясь на верховенство императорской власти, Юстиниан заявлял свое право устранять и отменять действовавшие прежде законы и установления. Когда дело было приведено к концу, Юстиниан объявил о вступлении в действие нового кодекса указом от 7 апреля 529 г. на имя префекта претория Мины, на обязанность которого он возлагал разослать текст кодекса по всем провинциям и объявить всем подданным императора о вступления его в действие с 16 апреля.

Общая схема расположения материала резко отличает этот новый кодекс от кодекса Феодосия. Для духа времени знаменательно, что тогда как в кодексе Феодосия указы, касающиеся религии, составляли последнюю, 16-ую, книгу, в кодексе Юстиниана им отведено первое место, и они заполняют 13 глав первой книги, и первая носит заглавие: «О верховной Троице и вере кафолической и чтобы никто не дерзал публично состязаться о ней». Христианство легло в основу правового строя государственной жизни.

Первые попытки кодификации римского права

Изобилие и разнохарактерность нормативного материала объективно требовали его систематизации и объединения. Первые кодификационные попытки были предприняты частными лицами, составляющими сборники императорских конституций.

В конце III в. н. э. (295 г.) был создан Кодекс Грегориана (Codex Gregorianus), объединивший все императорские конституции начиная от Адриана и до конца III в. н. э. Кодекс состоял из 19 книг, книги делились на титулы с предметными рубриками. Оригинальной системы составители Кодекса не выработали, и в 13 книгах Кодекс следовал системе преторского эдикта последней редакции. В 14-й и последующих книгах трактовались уголовное право и процесс. Принятое к практическому применению собрание Грегориана пользовалось официальным признанием и авторитетом в последующие два века, пока его не отменил Кодекс Юстиниана.

Дополнением к первому собранию после 295 г. стал Кодекс

Гермогениана (Codex Hermogenianus), названный так по имени составителя. Он трижды пересматривался составителем, большинство конституций были подвергнуты редакции. Всего было собрано 120 конституций, разделенных по содержанию на 69 титулов, без объединения в книги. Он дополнял предыдущий кодекс конституциями до Императора Константина (IV в.)

Первым официальным собранием конституций был Кодекс Феодосия (Codex Theodоsianus). Восточно-римский Император Феодосий II (402–450 гг.) имел большие планы — опубликовать сборник императорских конституций с включением произведений юристов-классиков (jus). Но обширность программы замедлила работу, и в результате были собраны только императорские конституции. Кодекс был переслан в Рим и принят Валентинианом III, соправителем Феодосия II. Несмотря на то, что Кодекс был составлен на востоке, в западной части он имел большее влияние и продолжал применяться там, даже когда был отменен на востоке Кодексом Юстиниана. Кодекс Феодосия состоял из 16 книг, разделенных по предметным титулам.

После разделения в конце IV в. н. э. Римской Империи на восточную и западную западная часть оказалась завоеванной германскими племенами. Там образовались королевства: Вестготское, Остготское, Бургундское, на территории которых продолжало действовать римское право; причем короли издавали в помощь судам сборники, содержащие извлечения из кодексов (leges), из сочинений наиболее известных юристов (jus) — Гая, Павла, Папиниана. Таковыми являются сборники для Вестготского королевства — Lex Romana Wisigothorum, для Остготского королевства — Edictum Theodorici, для Бургундского — Lex Romana Burgundionum.

В этот же период появляются и частные сборники. Среди тех, что дошли до нас, можно выделить сборник Fragmenta Vaticana, названный так, поскольку был обнаружен в библиотеке Ватикана. Этот сборник относится к концу IV или началу V в. н. э. и содержит отрывки из сочинений Папиниана, Павла, Ульпиана в соответствии с императорскими конституциями.

Сборник Collatio legum Romanarum et Mosaicarum относится к началу V в. н. э. и включает сопоставление текстов сочинений Гая, Папиниана, Павла, Ульпиана, Модестина и императорских конституций с законодательством еврейского пророка Моисея.

Повторное открытие [ править ]

На Западе Кодекс Юстиниана был в значительной степени утерян или во многих местах никогда не существовал из-за ограниченной западной протяженности византийских территорий. Известная сегодня латинская версия была тщательно восстановлена ​​на протяжении многих веков. Единственная известная рукопись, которая когда-то содержала весь Латинский кодекс, — это веронский палимпсест VI или VII века; это теперь только фрагменты. В своем доме в Византийской империи кодекс был переведен на греческий, который стал основным языком, и адаптирован в 9 веке как Basilika . Похоже, что латинский кодекс был сокращен в средние века до «Кодекса-воплощения» с удаленными надписями и множеством других изменений. В какое-то время в 8 или 9 веке последние три книги Кодекса были отделены от других, и многие другие законы из первых девяти книг, в том числе все написанные на греческом языке, были исключены. Практически полные версии Кодекса Юстиниана были восстановлены примерно в конце 12 века, а гуманисты 16 века добавили законы, первоначально изданные на греческом языке. Пауль Крюгер создал современную стандартную версию Кодекса в 1877 году.

Византийское право в VII–VIII вв.

Византия имела весьма развитую систему законодательства в виде императорских указов, жалованных грамот, сборников законов, комментариев к ним сборников судебной практики. С IV по VIII в. действовали Кодекс Феодосия и свод Юстиниана.

Стремление отразить в законах привилегии крупных феодалов вызвало необходимость пересмотра свода Юстиниана. В 726 г. была издана Эклога – новый сборник гражданских, уголовных и процессуальных законов. Термин «эклога» означает «извлечение». Он отражает метод работы комиссии по составлению рассматриваемого правового памятника. Комиссия правоведов производила отбор необходимых норм из уже существовавших в то время сборников – Институций, Дигестов, Кодекса и Новелл Юстиниана. Полный текст «Эклоги» делится на 18 титулов, посвященных институтам брачно-семейного, гражданского и уголовного права, а также нормам процессуального права.

При рассмотрении институтов брачно-семейного права в «Эклоге» особое внимание обращается на условие и порядок заключения брака, на такие институты, как обручение, брачный договор, формы заключения брака, приданое, развод. «Эклога» содержит правовые нормы, посвященные регулированию вещных отношений, таких, как договор купли-продажи, займа, дарения, найма и др

Специальные титулы посвящены правовому статусу воинского имущества и правилам раздела военной добычи

«Эклога» содержит правовые нормы, посвященные регулированию вещных отношений, таких, как договор купли-продажи, займа, дарения, найма и др. Специальные титулы посвящены правовому статусу воинского имущества и правилам раздела военной добычи.

При рассмотрении норм уголовного права (XVII титул) явственно ощущается влияние христианской идеологии

Особое внимание уделяется уголовному преследованию за государственные и религиозные преступления

В 20-е гг. VIII в. в Византии был издан так называемый «Земледельческий закон», в основе которого лежало славянское обычное право в сочетании с византийским правом. Он пользовался большой популярностью среди славянских народов как «Славянский закон». Земледельческий закон регламентировал правовые отношения в области сельского хозяйства.

Военный и Морской законы были изданы одновременно с «Эклогой». В Военном законе была определена ответственность военнослужащих за совершение воинских преступлений. В Морском законе указывались нормы оплаты экипажа корабля, правила поддержания порядка на кораблях и т. д.

Английские переводы [ править ]

До 20 века Кодекс не переводился на английский язык . В 1932 году английский перевод всего Corpus Juris Civilis (CJC) Сэмюэля Парсонса Скотта был опубликован посмертно. К сожалению, Скотт использовал издание CJC братьев Кригель, а не издание Теодора Моммзена , Пауля Крюгера , Рудольфа Шёлля и Вильгельма Кролла , которое признано наиболее надежным, и его перевод подвергся серьезной критике. Рассматривая работу Скотта, ученый-римский юрист Бакленд писал, что Скотт «… имел в своем распоряжении достаточную широту и подготовил версию, написанную на английском языке, которую можно было бы с удовольствием читать. Но было необходимо гораздо больше, чем это было необходимо, и нельзя сказать, что работа удовлетворяет этим дополнительным требованиям «. Примерно в то же время, когда Скотт был активен, судья Верховного суда штата Вайоминг Фред Х. Блюм переводил Кодекс и романы, используя стандартную версию Моммзена, Крюгера, Шёлля и Кролла. Хотя это не было напечатано при его жизни, в 2005 году его перевод как Кодекса, так и Романов был опубликован на сайте Аннотированного Кодекса Юстиниана. Новый английский перевод Кодекса, основанный на переводе Блюма, был опубликован в октябре 2016 года.

Работы по кодификации: хронология развития событий

События по кодификации Юстиниана развивались следующим образом.

  1. Февраль 528 года – создание комиссии, состоящей из 10 представителей юридического цеха, в числе которых находился квестор священного дворца Трибониан.
  2. Апрель 529 года – опубликование Кодекса Юстиниана, вобравшего в себя конституции императоров с I по VI века включительно.
  3. Декабрь 530 года – создание комиссии из 15 членов под председательством того же Трибониана, с участием таких видных юридических авторитетов как профессора академии Константинополя и Беритской – Теофил, Кратин, Дорофей, Анатолий и 11 адвокатов.
  4. Декабрь 533 года — создание «Дигестов» (от латинского «систематизированное», «собранное») – объемного систематизированного сборника, представляющего собой выдержки из трудов юристов. Он вошел в Свод гражданского права как важнейшая его часть. У него имеется и второе название – «Пандекты», что значит «всеобъемлющий», «всеохватывающий».
  5. Декабрь 533 – подготовка Трибонианом, Дорофеем и Теофилом по указанию Юстиниана Институций – учебника, в который вошли основные положения римского права, ему была придана сила закона.
  6. Ноябрь 534 года – переработка и обновление Кодекса институций императоров. Его первоначальная редакция до наших дней не дошла, вторая пережила века под названием Codex Repetitae Praelactionis и также, как два предыдущих документа, явилась частью кодификации Юстиниана.

Институции Юстиниана

До издания Дигест около месяца раньше того, 21 ноября, издано было краткое руководство римского права, в четырех книгах получившее название Институций. Составление этого руководства было делом Трибониана в сотрудничестве с профессорами Феофилом и Дорофеем. О мотивах его составления Юстиниан говорил так: «Усмотрев, что непривычные люди и те, кто, стоя в преддвериях законов, спешат войти в тайны законов, не в силах снести такую громаду мудрости, мы нашли, что необходимо дать предварительное образование, чтобы, войдя во вкус и как бы напитавшись начатками всего, они могли проникнуть в глубины тайника и принять не мигающими глазами прекрасную форму законов».

«Дигесты»

Как уже было сказано, «Дигесты» состояли из отрывков работ самых значительных юристов-классиков. Это основная и самая обширная область из кодификации императора Юстиниана. Документ насчитывает 9 тысяч 200 выдержек из 2 тысяч произведений 39 авторов, живших с I по V век новой эры. В «Дигесты» входило целых 50 томов, разделенных на титулы и фрагменты. При их составлении членам комиссии было дано разрешение изменять тексты с целью устранения противоречий, достижения в соответствии с новыми, современными реалиями.

Как и другие части «Свода», «Дигесты» имели статус закона. Император Юстиниан наложил запрет на действия по написанию к ним каких-либо комментариев. Он лишь позволил делать из них выдержки для перевода на греческий. По словам современных правоведов, «Пандекты» по своему содержанию носят энциклопедический характер, но при этом имеют четкие правовые приоритеты.

Творчество

Юстиниан I изображен на мозаике в церкви Сан-Витале, Равенна, Италия.

Вскоре после того, как Юстиниан стал императором в 527 году, он решил, что правовая система империи нуждается в ремонте. Существовали три кодекса имперских законов и других индивидуальных законов, многие из которых противоречили друг другу или были устаревшими. Кодекс Грегориана и Кодекс Гермогениана были неофициальные сборники. (Термин «Кодекс» относится к физическому аспекту произведений, находящихся в книжной форме, а не на свитках папируса. Переход к Кодексу произошел около 300 г. н.э.) Кодекс Феодосия был официальной компиляцией, заказанной Феодосием II . В феврале 528 года Юстиниан обнародовал Constitutio Hac quae needario , в соответствии с которым была создана комиссия из десяти человек для обзора этих более ранних компиляций, а также отдельных законов, устранения всего ненужного или устаревшего, внесения изменений по своему усмотрению и создания единой компиляции. действующих имперских законов. Комиссия во главе с префекта претория , Джон Каппадокии , а также включены Трибониан , который был позже возглавить другие проекты Corpus Juris Цивилис.

Комиссия завершила свою работу за 14 месяцев, и в апреле 529 г. сборник был обнародован Конституцией Summa . Однако этот сборник не устранил все конфликты, которые возникли на протяжении многих лет в римской юриспруденции, и конституции в Кодексе должны были использоваться наряду с противоречивыми мнениями древних юристов. «Цитирования указанных конституций Нашего Кодекса с учетом мнений древних толкователей закона будет достаточно для рассмотрения всех случаев». Юстиниан попытался согласовать эти противоречивые мнения, издав свои «Пятьдесят решений» и приняв дополнительные новые законы. Это означало, что его Кодекс больше не отражал последний имперский закон. Таким образом, Юстиниан приказал создать новый сборник вместо первого, и этот Кодекс был опубликован в 534 году. Никаких экземпляров первого издания Кодекса не сохранилось; остался только фрагмент указателя содержания египетского папируса. Это второе издание Кодекса, известное как Codex Repetitae Praelectionis , было опубликовано 16 ноября 534 г. и вступило в силу 30 декабря. Кодекс состоит из двенадцати книг: книга 1 касается церковного права, источников права и обязанностей высших должностных лиц. офисы; книги 2–8 охватывают частное право; книга 9 посвящена преступлениям; а книги 10–12 содержат административное право. Структура Кодекса основана на древних классификациях, изложенных в edictum perpetuum (вечный указ), как и в Дайджесте.

Ссылки [ править ]

  1. . lib.ugent.be . Проверено 26 августа 2020 .
  2. Патрик, Дэвид; Гедди, Уильям (1923). . п. 324.
  3. См. В целом Оноре, 2003 г.
  4. ^ Jolowicz, 1972, стр. 463
  5. Jolowicz, 1972, стр. 479.
  6. Каролина Humfress , «Закон и юридической практики в эпоху Юстиниана» в Возрасте Юстиниана 161, 163 (Michael Maas ред. 2005). Хамфресс также описывает различные формы имперских постановлений, которые были включены.
  7. Оноре, 2003, примечание 1 выше.
  8. Оноре, 2003, сноска 1 выше, 803
  9. Humfress, сноска 5 на 165,ссылкой на Constitutio Summa .
  10. Оноре, сноска 1 выше, 804. Перевод на английский язык закона, вводящего в действие это второе издание, см. В «Относительно исправления Юстинианового кодекса и его второго издания» (16 ноября 534 г.), переведенный судьей Фредом. Блюм в аннотированном кодексе Юстиниана на странице 4.
  11. Вольфганг Кункель, Введение в римскую юридическую и конституционную историю 166 (перевод JM Kelly, 2-е изд., 1973).
  12. Jolowicz, 1972, сноска 2 на 494.
  13. Jolowicz, 1972, сноска 2 в 495
  14. Стивен Л. Сасс, Исследования в области римского права; Руководство по источникам и их английским переводам , 56 Law Library Journal 210, 225 (1963).
  15. Чарльз М. Раддинг и Антонио Чаралли, The Corpus Iuris Civilis в средние века: рукописи и передачи от шестого века до юристического возрождения 133 (2007); на страницах 133–168 дается подробный отчет о передаче Кодекса в этот период.
  16. А. Артур Шиллер, Римское право, Механизмы развития 37 (1978).
  17. Jolowicz, 1972, сноска 2 на 496.
  18. Крюгер, Пауль (1877), (на немецком языке).
  19. включая Двенадцать таблиц, Институты Гая, Правила Ульпана, Постановления Юстиниана и Конституции Льва … , 17 томов. (1932). Перепечатано в 1973 году издательством AMS Press.
  20. Тимоти Kearley, .
  21. Каждое из подразделений 2013 г. в Wayback Machine .
  22. Миллер и Кирли (2013) .
  23. WW Бакленд, «Книжное обозрение» 7 Tulane Law Review 627, 629 (1932/33).
  24. См. Kearley, примечание 18 выше.
  25. . Uwyo.edu . Проверено 26 октября, 2016 .Для дальнейшего обсуждения работы Скотта, Блюма и Клайда Фарра по переводу римского права см. Kearley, Timothy G., См. Также Тимоти Г. Кирли, « Трудности переводов: стипендия и переводы римского права в Америке начала двадцатого века» 162–164 (2018).
  26. Брюс В. Фрайер (главный редактор), Серена Коннолли , Саймон Коркоран, Майкл Кроуфорд, Джон Ноэль Диллон, Деннис П. Кехо, Ноэль Ленски, Томас А.Дж. Макгинн, Чарльз Ф. Паздерник и Бенет Салуэй, при участии Т. Керли . (2016), Кодекс Юстиниана. Новый аннотированный перевод с параллельным латинским и греческим текстом (Кембридж: Cambridge University Press, 2016), стр. 2963, ISBN  
  27. «Кодекс Юстиниана» в Оксфордском словаре Византии , Oxford University Press , New York & Oxford, 1991, p. 474. ISBN  

Значение законодательства Юстиниана

Институции, Дигесты и Кодекс представляли всю полноту римского права во всей его глубине и силе. То был, по словам виновника, «храм римской юстиции», создателем которого по праву считал себя Юстиниан. В столь быстром сооружении этого «храма» Юстиниан видел проявление благоволения Божия. Свое законодательство он признавал завершенным и совершенным, единым источником правовой жизни государства на будущее время, с устранением всех прежних юридических сочинений и сборников, не подлежащим никакому толкованию и распространению, а лишь применению. Считая ненужными какие-либо толкования изданного им права, Юстиниан допускал только дословный (κατά ποία) перевод на греческий язык.

Но в ту пору, когда Юстиниан в таких выражениях славил свое творение, выяснились для него и для его сотрудников многие недочеты в тексте его Кодекса. Составлена была новая комиссия под председательством Трибониана. Текст Кодекса был тщательно пересмотрен и исправлен, в него было внесено много указов самого Юстиниана за годы, последовавшие за первым изданием. Этот текст repetitae praelectionis, т. е. второе исправленное издание, был объявлен окончательным и совершенным, и с 18 ноября 534 года вступил в силу. В первый его титул вошло, под параграфом 8-м, изложение веры, составленное самим Юстинианом и удостоившееся одобрения папы Иоанна.

Закончив кодификацию, Юстиниан занялся регламентацией изучения права в школах. Из пяти существовавших тогда школ, он сохранил три: в Риме, Константинополе и Берите (Бейруте). Учение было рассчитано на 5 лет. Первый год полагался на изучение Институций и первых четырех книг Дигест, во второй третий и четвертый годы шло изучение Дигест, кроме последних 14 книг (от 37 до 50), предоставленных любознательности учащихся, в последний, пятый, год изучался Кодекс. Юстиниан всячески поощрял молодых людей к изучению права, и оканчивающим курс в обновленных школах присвоил право на титул Justinianus.

Великое дело Юстиниана имело значение, далеко выходящее за кругозор античного человечества, и новая христианская Европа начала свое историческое бытие с идеалом правового государства, который воздействовал на европейские народы. Прошли века, и право Юстиниана стало живым и действующим во всех западноевропейских государствах.

Гордые слова Юстиниана ο завершении храма римской юстиции были им же самим опровергнуты, так как он продолжал сам законодательствовать по разным общим и частным вопросам. Как дополнительные к существовавшему уже цельному и систематизированному Кодексу, эти новые законодательные акты получили имя leges novellae, новые законы, и назывались в сокращении новеллами. Большая часть их не заключает в себе новых принципов и норм права. Еще при Юстиниане делались попытки свести его новые законы в один сборник. Дошедший до нас наиболее полный сборник составлен не раньше времени императора Тиберия II, так как в него введены указы двух преемников Юстиниана I: Юстина II и Тиберия.

Итоги деятельности юристов

После выхода вышеназванного кодекса в период с 535 по 556 год включительно Юстинианом был издан ряд законов, объединенных в неофициальное собрание. Уже после его смерти оно было опубликовано под названием «Новеллы».

Таким образом, собственно, сама кодификация Юстиниана была осуществлена с апреля 529 по ноябрь 534 года и вмещала в себя:

  1. «Кодекс» – сборник конституций, принятых императорами.
  2. «Дигесты» («Пандекты») – обширную консолидацию извлечений из трудов авторитетных классических юристов.
  3. «Институции» – учебник права, имеющий силу закона.

В период Средневековья все указанные документы кодификации Юстиниана были объединены с новеллами в один сборник, который именовался Corpus Yuris Civilis, что означает «Свод цивильного (гражданского) права». Его впервые издал и дал ему именно это название в XVI веке юрист из Франции Дени Готофред. За образцы им были взяты не подлинные тексты, которые к тому времени не сохранились, а копии, сделанные на латыни и греческом с VI по XI век.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector