Кафизма 1
Содержание:
- Суевериям не место рядом с Псалтирью
- Значение в Православии
- Что такое кафизма
- Как читать дома
- Почему читают именно Псалтирь
- Варианты молитвы по Псалтири за упокой
- Отдельные моменты
- Когда читают Первую Кафизму
- Литературные особенности Псалтыри.
- Кафизма: что это такое?
- Что такое Псалтирь и кафизмы
- Святые отцы о пользе псалмов для христианина
- Как читаются кафизмы в храме
- Псалтирь и кафизма 1: польза чтения псалмов
- Чтение кафизм дома
- Чтение кафизм в храме
- Заключение
Суевериям не место рядом с Псалтирью
Часто можно встретить в интернете утверждение о том, что кафизма 15 может читаться только за упокой. А если ее использовать при ежедневных чтениях, то можно навлечь на свой дом беды и несчастья. Подобный утверждения совершенно беспочвенны. Уставом не предусмотрено какие-то ограничении в чтении отдельных кафизм. Поэтому вся Псалтирь может читаться по порядку, без исключения отдельных ее частей – кафизм.
Изучая церковную терминологию, правила чтения Святого Евангелия, верующие все больше приобщаются к богослужению, открывая для себя его особенности, красоту и гармонию всех событий, которые совершаются в храме. При этом происходит объединение людей, они чувствуют себя не одинокими, а приобщенными к великому действу и великой общности — Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви.
Значение в Православии
Значение этой Священной Книги в Православии весьма велико. Она широко применяется в богослужении, а пение или чтение ее – это одно из основных аскетических упражнений православных христиан наряду с молитвой Иисусовой. Правда, святые отцы говорили, что последняя подобна доброму вину, а вот Псалтирь – это нечто вроде тех виноградных отжимок, которые бывают после выделывания вина. Впрочем, и они также вполне съедобны и вполне способны удовлетворить духовный голод христианина. Однако, чтобы научиться правильно и с пользой молиться по Псалтири, необходимо сначала иметь некоторые, хотя бы самые предварительные сведения о ней.
Святой царь и пророк Давид
Что означает слово «псалтирь» и как из него возникла Псалтирь
В древности так назывался музыкальный инструмент, не дошедший до нас, но вне всякого сомнения – струнный, наподобие нынешней арфы. Музыкант играл на нем, перебирая пальцами струны. Как известно из Библии, царь, пророк и псалмопевец Давид умел великолепно играть на этом инструменте. Но этим его духовно-творческая энергия не ограничивалась. Ибо из его преданной Богу, благородной души изливались в стихотворной форме особые священные песнопения, которые он и пел под аккомпанемент псалтири.
Поэтому эти песнопения и стали называться псалмами, а Священная Книга, в которой они собраны, посему стала называться Псалтирью. Впрочем, по этому поводу предоставим слово самому Давиду:
В этих словах видна надежда на Бога благочестивого юноши, который был умален от людей: он меньший из всех братий, простой пастух овец не мог получить от других удостоверения священной высоты своего духовно-поэтического творчества. И поэтому ожидал оного от Господа, и не ошибся! Господь не только явно показал, что Ему угодны псалмы Давида, послав к нему своего Ангела, под коим можно понимать и действительно посланного с неба ангела, и пророка Самуила, но еще и руками последнего помазал младшего из братий в царя Израиля. Ибо Бог смотрит не на лице, рост, возраст и внешнюю красоту человека, а на его сердце!
Когда была написана книга и кто ее автор(ы)
В отношении авторства этой Священной Книги существует два мнения. Большинство святых отцов считают, что все псалмы были написаны царем и псалмопевцем Давидом. Но некоторые думают, что все же часть их составили другие авторы. В подтверждение сего своего мнения они, в частности, указывают на тот факт, что в Псалтири упоминаются те события, которые произошли уже после смерти сего царя – например, строительство, а затем и восстановление храма Иерусалимского. Но в ответ им другие резонно замечают, что Давид был пророком, поэтому мог пророчески предвидеть и то, что было после его жизни.
Однако, наиболее мудрые из святых отцов говорят следующее. Какое значение для спасения моей души имеет то, кто написал псалмы?! Главное, что все они богодухновенны и душеполезны и спасительны. А вопрос их авторства в этом важнейшем для нас предмете имеет второстепенное значение. Поэтому и мы, исходя из сего, в заглавии данного раздела написали на первый взгляд несколько странно: «автор(ы), — но, исходя из вышесказанного, вполне целесообразно. Пусть каждый выбирает какого мнения придерживаться, лишь бы это не повредило его душе.
Однако в любом случае несомненным является то, что, по крайней мере, основание Псалтири положил именно псалмопевец Давид, который жил и царствовал за тысячу лет до Рождества Христова. Именно в это время и, возможно, несколько позже и была написана сия Священная Книга.
Что такое кафизма
Кафисма, что переводится с греческого как «сидение», представляет собой часть книги Псалтирь. Как становится ясно из перевода, во время чтения этих текстов можно сидеть, в отличие от большинства других молитвословий. При этом изначально, в византийской традиции, сидеть на кафизмах было не принято, а сидели после их прочтения.
Кафизма — богослужебная часть Псалтири
Вся книга Псалтири разделяется на кафизмы, как на составные части. Всего их насчитывается двадцать штук, при этом длина всех кафизм приблизительно одинакова, хотя могут содержать разное количество псалмов.
Интересно! Наибольшее количество псалмов содержится в 118 кафизме. Их там 15, со 119 по 133 псалом.
При этом сама кафисма также имеет свои составные элементы — они называются «славами» или «статиями». Понятие славы происходит из текста «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу…», которые читаеются после каждого такого составного элемента.
Как читать дома
Святые отцы учат, что первое препятствие к деланию любого доброго дела – это нежелание самого делателя. И для того, чтобы научиться читать псалмы, сначала надо победить это самое собственное нежелание. А оно в свою очередь мотивируется несколькими причинами.
Во-первых, непонятностью этих священных текстов. Да, это действительно так. Непонятны они (особенно для неофитов) из-за незнания церковно-славянского языка, на котором написаны. Кроме того, следует заметить, что читаемое – это поэзия, а последняя из-за своей аллегоричности, метафоричности и т.п. всегда не совсем понятна и загадочна, даже если она светская. А священная поэзия Псалтири кроме того содержат глубочайшие мистические тайны, не всегда понятные даже богопросвещенным умам — что уж говорить о нас грешных!
Но ничего страшного в этом нет. Как учат те же святые, ведь и заклинатели змей да прочих гадов также не понимают смысла произносимых ими заклинаний, однако эти пресмыкающиеся их слушаются. Так и невидимые змеи – бесы, хотя бы мы и не понимали смысла читаемого, слушают читаемое нами и убегают от нас.
Это уже в наше время была такая история. Некий старец заповедал одной девушке, своей послушнице, читать псалтирь. Когда же она воскликнула: «Батюшка, я же там ничего не понимаю»! То старец ответил ей: «Ничего, читай. Ты не понимаешь, зато бесы понимают и трепещут».
И действительно, псалмы Давида имеют заклинательное действие против нечистой силы. Что проявилось еще при жизни сего псалмопевца и пророка. Как известно из Библии, когда царь Саул за свои грехи пред Богом был наказан приступами беснования, то Давид прогонял беса и прекращал эти приступы пением своих псалмов.
Какой язык выбрать: церковно-славянский, или русский
Некорректна и попытка ради уразумения читать псалмы в русском переводе. Дело в том, что церковно-славянский перевод, сделанный святыми Кириллом и Мефодием является богодухновенным. А последнее, т.е. действие Святого Духа при чтении Псалтири, как раз и прогоняет нечистую силу. А насчет русского текста мы не имеет такого удостоверения.
Поэтому читая его, мы может быть, что-то и поймем, но заклинательную силу читаемого в значительной степени потеряем. Кроме того, мы потеряем и многие мистические, т.е. таинственные откровения, имеющиеся в богодухновенном тексте, но утерянные при русском переводе.
Во-вторых, еще одной причиной, заставляющей многих пренебрегать чтением Псалтири, является первоначальная трудность этого аскетического подвига. И действительно, выше уже говорилось, что по церковным канонам вся она должна прочитываться за неделю, а постом даже дважды. Конечно, для новоначального – это довольно трудное дело.
Совет для новоначальных
Поэтому ему и не надо пытаться сразу же выполнить такое тяжелое правило. Надо начинать с малого. Каждая кафизма делится на три части, называемые «Славами». Для начала, когда есть свободное время, прочти хотя бы одну «Славу» и, заложи закладку. В следующее удобный момент прочти следующую и так далее. Не можешь прочитать всю «Славу», читай по одному псалму, также замечая это место и потом продолжая читать дальше. При таком умеренном подвиге сила любого чтеца, даже самого малограмотного, будем постепенно расти. Вплоть до того, что с течением времени он сможет полностью выполнять церковные каноны относительно сего чтения даже Великим постом.
Наглядный пример такого постепенного и разумно умеренного действия мы видим в спорте. Ведь никакой спортсмен не стремится сразу же установить мировой рекорд. Ибо, прыгнув выше головы, он рискует сломать себе шею, или, подняв тяжесть больше собственного веса, наверняка надорвется, и тогда уже вообще ничего не сможет поднимать. Нет, он сначала долго тренируется, начиная с малого и постепенно возрастая от силы в силу, а затем уже устанавливает рекорды. Так и нам надо!
Почему читают именно Псалтирь
Считается, что чтение Псалтыря действительно может оказать помощь умершему. На пути к небесной родине у души появляются препятствия – различные духи, которые борются за право распорядиться душой на равных условиях с Господом.
- Молитва по усопшему до 40 дней — текст;
- Поминальные молитвы — какие читать на 9, 40 день смотрите тут;
- Как правильно помянуть усопшего на годовщину смерти —https://bogolub.info/kak-pravila-pomyanut-usopshego-na-godovshhinu-smerti/.
В сборнике псалмов выражены высшие качества человеческой души, освященной Господом. До того, как появился Новый Завет Псалтырь занимал почетное место – он считался книгой, которая могла позволить «отчитать» человека, который был одержим бесами, и высвободить его.
Также Псалтырь играет весомую роль в защите души, которая отправилась навстречу с Господом, от бесов, которые ее травмируют. Он также может оказать духовную поддержку тому, кто молиться, помочь ему выразить чувства, ведь эта книга – сборник различных жизненных ситуаций, в которых может оказаться каждый на протяжении земной жизни.
Варианты молитвы по Псалтири за упокой
В определенных случаях, исходя из особенно рьяного для умершего поминания, существует традиция чтения лишь одной кафизмы, больше всего определяющей жизненное кредо покойного.
Выбранная кафизма – эксклюзивна и великолепна не только по своему содержимому, но и по яркой интерпретации, языку – это семнадцатая кафизма. Она — ярчайшая и самая длинная в Псалтири. Чтец данной главы имеет реальный шанс, хотя и в довольно кратком изложении, помянуть любезного почившего и потрудиться за него (принеся Всевышнему не только слово, но и дело), да и сам помолившись, для своей души одержит большою поддержку.
Отдельные моменты
При этом семнадцатая кафизма, произносится заодно с шестнадцатой субботним вечером, вместо пятницы. Потому что по будням она читается во время проведение полунощницы (один из видов литургии всенощной церковной службы). Когда в торжество читают всенощную (раздел утреннего богослужения, на котором декларируются сто тридцать пятое и сто тридцать шестое песнопение), то в этом случае обычную кафизму на вечерней не произносят. А заместо нее читается хвала из первой кафизмы. И эту ж кафизму декларируют и в воскресенье на вечернем богослужении. В канун Больших Божественных праздников на вечерних богослужениях кафизмы не читаются. Однако кафизмы декларируются в субботний вечер. На субботней вечерней декларируется первая кафизма, кроме того кафизмы читаются и воскресенье. В это время произносится первая глава кафизмы. Кафизмы читают и на утренем богослужении в большие утрени их декламируют даже в великие посты. Но такой канон не применяется на Пасхальный пост (первая неделя Пасхи), у Пасхальной недели есть специальный церковный Устав.
Когда читают Первую Кафизму
Как и вся Псалтирь, кафизма 1 и отдельные её псалмы используются в православных богослужениях. Она поётся накануне воскресных и праздничных дней
3-й псалом читается на Шестопсалмии – важной части утрени. 5-й псалом входит в Первый час
Также кафизма 1 не целиком читается на службах седмиц Великого Поста (кроме пятой).Эти псалмы можно услышать на воскресных вечернях и на утренях воскресенья, понедельника, среды и четверга. В Великий Пост псалмы первой кафизмы читаются также на 3-м и 6-м Часах понедельника и на 1-м, 3-м, 6-м, 9-м Часах среды.
Кафизма 1 полностью и по псалмам читается православными христианами и в келейной молитве. Преподобный Арсений Каппадокийский советовал использовать псалмы Псалтири в различных житейских ситуациях. Согласно его поучениям, 1-й псалом следует читать при посадке деревьев или винограда, чтобы были хорошие плоды. 2-й псалом – для просвещения Господом перед собраниями и советами. 3-й псалом преподобный Арсений советует читать для уменьшения человеческой злобы. 4-й псалом поможет мягкосердечным людям не унывать, наблюдая деяния жестокосердных. При кознях злодеев следует читать 7-й псалом.
Литературные особенности Псалтыри.
Два первых псалма задают тон всей книге. Они являются великолепными образцами еврейской библейской поэзии. Поэтическая сила Псалтири основана на синтаксическом параллелизме текстов, когда мысль выражается посредством синонимии, либо параллельно высказываются противоположные точки зрения.
Велико и жанровое разнообразие псалмов. По жанру псалмы Псалтири можно разделить на:
- Прославления Бога,
- Мольбы (псалмы 6, 50),
- Жалобы (псалмы 43, 101),
- Проклятья (псалмы 57, 108),
- Исторические псалмы (105),
- Брачная песня (44),
- Философские псалмы (8),
- Гимны (103) и пр.
Несмотря на деление книги на псалмы и их жанровое разнообразие Псалтирь представляет собой цельное произведение, основной мыслью которого является возможность человека обратиться к Богу и раскрыть ему глубину своей души.
Многие псалмы были переложены на стихи. Практически в каждом каноне есть своя стихотворная Псалтирь. Только Лютеране не используют в службе стихотворную Псалтырь.
В русской поэзии к стихотворным переводам и парафразам отдельных псалмов обращались:
- Ломоносов,
- Сумароков,
- Державин,
- Глинка и др.
Особенности языка Псалтири.
- Ассоциативность,
- Образность,
- Символизм,
- Иносказательность,
- Эмоциональность.
Псалтырь в Иудаизме.
Псалмы играют важную роль в Иудаизме. Их используют в качестве личных молитв и для службе в синагоге. Некоторые псалмы читаются здесь ежедневно (к примеру, 144 – 150 псалмы). Псалмы 112—117 читают в праздники. Есть определенные псалмы, соответствующие дню недели.
День недели | Псалом |
Понедельник | 47 |
Вторник | 81 |
Среда | 93 |
Четверг | 80 |
Пятница | 92 |
Суббота | 91 |
Воскресенье | 23 |
Псалтирь в православии
В православной Церкви многие псалмы читаются на службе ежедневно и закреплены за отдельными богослужениями. Во время вечерни читаются псалмы 103, 140, 141, 129, 116 и 33. В начале утрени читаются псалмы 3, 37, 62, 87, 102, 142. Перед чтением канона читается псалом 50. В заупокойное богослужение входит 118-й псалом. Его же читают накануне родительских суббот. Различные псалмы используются на Литургии, молебнах и в обрядах.
Монахи читают Псалтирь в течение недели. В Великий пост Псалтирь прочитывается в монастырях, придерживающихся уставу, два раза. Псалтирь используется для келейной молитвы.
Псалтирь у католиков.
В католической традиции псалмы являются частью ежедневного богослужения в своем «чистом» виде, в отличии от православной церкви, где в большей степени используются стихиры и тропари. В основном практикуется четырехнедельный цикл прочтения Псалтири. Используется Псалтырь и в домашней личной молитве. К примеру, в Пост читается семь псалмов покаяния.
Псалтирь в исламской традиции.
В Коране указано, что Аллах Давиду, книгу Забур, которая отождествляется с Псалтирью. Однако, в исламской традиции считается, что псалтирь дошла до наших дней в искаженном виде. Псалтирь в исламе считается пророческой книгой.
Без преувеличения можно сказать, что Псалтирь является для многих самой важной книгой Ветхого Завета. Псалтирь —книга молитв
Читать Псалтирь можно в любых случаях – в горе и в радости.
Кафизма: что это такое?
Кафизма эта литургическая глава Псалтыря. На греческом языке кафизма обозначает действие сидеть. А значит, при произношении такого богослужебного текста не стоят, а сидят. В Библии кафизма встречается довольно часто. Главное запомнить, что Псалтири состоят из двадцати таких частей***. Семнадцатая кафизма считается наиболее короткой, потому как эта кафизма включает в себя один сто восемнадцатый псалом, имеющий название «Безгреховны». А он уже делится на три раздела. Самой большой кафизмой является восемнадцатая, именно она состоит из пятнадцати печень, начиная с сто девятнадцатого и заканчивая сто тридцать третьим. Произносят Псалтирью по кафизмам, где каждая ее часть называется статией (с греческого «глава», «подраздел») или славой. В свою очередь, она может состоять из одного или нескольких псалмов.
Что такое Псалтирь и кафизмы
Кафизмами называют разделы одной из наиболее известных ветхозаветных книг – Псалтири. Название этой книги произошло от слова «псалтерий», которым обозначали древний струнный музыкальный инструмент, подобный русским гуслям. Термин «кафизма» происходит от слова «сидение» (чтение кафизм на богослужениях можно слушать сидя). Всего в Псалтири насчитывается 20 кафизм. Каждая из них состоит из определённого количества молитвенных песнопений – псалмов. Например, кафизма 1 содержит 8 псалмов. Всего же в Псалтири содержится полторы сотни таких песнопений.
Псалтирь
Сочинение большинства псалмов Псалтири традиционно приписывают древнееврейскому царю и пророку Давиду, который жил за тысячу лет до рождения Христа. Авторами отдельных песнопений считаются также Моисей, Соломон и некоторые другие. Псалтирь является священной книгой не только в христианских конфессиях, но и в иудаизме. Также этот сборник псалмов нашёл своё отражение в исламском Забуре – тексте, который был ниспослан Аллахом пророку Давиду.
Псалмы отличаются друг от друга содержанием. Одни исполнены радостного восхваления и благодарения Бога. Другие выражают слезные мольбы к Нему. Есть и псалмы, которые похожи на исторические обзоры. Однако все эти песнопения имеют общую сквозную тему – отношения человека и Бога.
Написанные по вдохновению Святого Духа, псалмы считаются образчиками благоговейной и поэтической молитвы. Они содержат готовые поэтические формулы, отражающие различные состояния души, формы диалога со Всевышним. Поэтому псалмы читаются христианами не только на богослужениях, но и в различных жизненных ситуациях. Святитель Иоанн Златоуст указывает, что псалмы
Тем верующим, которые плохо понимают церковно-славянский язык, можно читать Псалтирь на русском языке.
Святые отцы о пользе псалмов для христианина
Святитель Григорий Нисский:
Святитель Иоанн Златоуст:
Святитель Афанасий Великий:
Святитель Василий Великий:
«Псалом – убежище от демонов, вступление под защиту Ангелов, оружие в ночных страхованиях, упокоение от дневных трудов, безопасность для младенцев, украшение в цветущем возрасте, утешение старцам, самое приличное убранство для жен». «Не мози ни единого дня оставити без пения псалтирного. Аще некою нуждою оставиши, оттоле заложив, во утрие паки начни, а не престани лености ради… И аще исправиши реченная и научишися заповедям Божиим, то открыет Господь очи твои и уразумееши чудеса от Закона Его». Аминь.
Святитель Тихон Задонский:
Святитель Игнатий Брянчанинов:
Свт. Григорий Богослов:
Св. праведный Иоанн Кронштадтский:
Прп. Амвросий Оптинский:
Как читаются кафизмы в храме
В храме Псалтирь читается так, чтобы за недельный круг прочитывались все 20 кафизм. Читаются они как на вечерних службах, так и на утренних. Как правило, чтение идет по очереди, но бывают поправки на особые дни.
На богослужении кафизмы произносятся чтецами и поются хором. Чтец начинает словами «Слава Отцу и Сыну…», а следующую часть поет хор. Как разделяются кафизмы удобно видно в таблице:
Кафизма | 1 Слава | 2 Слава | 3 Слава |
I | 1-3 | 4-6 | 7-8 |
II | 9-10 | 11-13 | 14-16 |
III | 17 | 18-20 | 21-23 |
IV | 24-26 | 27-29 | 30-31 |
V | 32-33 | 34-35 | 36 |
VI | 37-39 | 40-42 | 43-45 |
VII | 46-48 | 49-50 | 51-54 |
VIII | 55-57 | 58-60 | 61-63 |
IX | 64-66 | 67 | 68-69 |
X | 70-71 | 72-73 | 74-76 |
XI | 77 | 78-80 | 81-84 |
XII | 85-87 | 88 | 89-90 |
XIII | 91-93 | 94-96 | 97-100 |
XIV | 101-102 | 103 | 104 |
XV | 105 | 106 | 107-108 |
XVI | 109-111 | 112-114 | 115-117 |
XVII | 118:1-72 | 118:73-131 | 118:132-176 |
XVIII | 119-123 | 124-128 | 129-133 |
XIX | 134-136 | 137-139 | 140-142 |
XX | 143-144 | 145-147 | 148-150 |
Важно! 151 псалом, который входит в Библию, также включается в 20 кафизму. При этом в церковных богослужениях данный псалом не используется
Отдельно нужно заметить, что во время Великого поста порядок чтения Псалтири существенно видоизменяется. Основное отличие в том, что в этот период за неделю все двадцать кафизм прочитываются два раза.
На богослужениях Псалтирь прочитывается полностью за неделю
Помимо чтения на вечерне и утрене, как и в другие дни церковного года, кафизмы читаются также на часах, когда уже прочитаны все основные псалмы. Расписание чтения в Великий пост (за исключением пятой недели) также представлены в таблице:
День | Вечерня | Утреня | 1 Час | 3 Час | 6 Час | 9 час |
Вс | 1 | 2, 3 | — | — | — | — |
Пн | — | 4, 5, 6 | — | 7 | 8 | 9 |
Вт | 18 | 10, 11, 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
Ср | 18 | 19, 20, 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Чт | 18 | 6, 7 ,8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Пт | 18 | 13, 14, 15 | — | 19 | 20 | — |
Сб | 18 | 16, 17 | — | — | — | — |
Пятая неделя Святой Четыредесятницы отличается тем, что именно на ней полностью читается Великий покаянный канон Андрея Критского. Его чтение припадает на четверг, поэтому в этот день на утрене прочитывается только одна кафизма.
Страстная седмица отличается тем, что Псалтирь читается единожды, в промежуток с понедельника по пятницу, после чего Псалтирь не читается. На Светлой неделе кафизмы читать не положено вовсе.
Псалтирь и кафизма 1: польза чтения псалмов
Для христиан Псалтирь издревле служит драгоценным источником нравоучения и утешения в трудные моменты жизни. Внимательное чтение псалмов наставляет и радует христианина, побуждает благодарить и восхвалять Бога. Священник Димитрий Шишкин говорит, что величайшая польза Псалтири заключается в
Священник Валерий Духанин подчёркивает, что Псалтирь – это духовная защита от тёмных сил и «камертон, который задаёт очень точный тон всей духовной жизни». Преподобный Ефрем Сирин называет псалом тишиной души, радостью боголюбцев, привлечением ангельской помощи. Псалом
Святитель Иоанн Златоуст указывает, что псалмы можно петь
То есть псалмы, в том числе кафизма 1, могут читаться и в уме. Главное, делать это не автоматически, а искренне и благоговейно. Святой преподобный Серафим Саровский наставлял:
Чтение кафизм дома
Фото: Flickr.com
Кафизмы согласно Уставу можно читать дома. Особенно хорошо это делать во время Великого поста, получив благословение духовного отца. Несмотря на то, что чтение производится сидя, нужно все равно настроиться на молитвенный лад, не формально прочитывать псалмы, а вникать в их смысл. Люди, которые их написали, были близки к Богу и даже в Новом Завете не раз указано, что они находятся одесную Его. Поэтому нужно воспользоваться их словами и мыслями, чтобы приблизиться к Господу. Тем не менее, необходимо воспринимать эти тексты, как Ветхий Завет, который позднее дополнен учением Христа и Новым Заветом.
Читая кафизмы, следует отбрасывать мысли о том, что это некие заклинания, которые отпугивают бесов. Это не волшебные тарабарские заклятия, а живые истории, моления, благодарения и прошения, написанные древними отцами нашей Церкви. При этом существует убеждение, что читая Псалтирь, «Ты можешь не понимать слов, но бесы все понимают».
Тем не менее, изучая переводы, вникая в тексты на древнеславянском, постепенно становится понятным божественный смысл. Как это произошло постепенно с 50 псалмом, который входит в утреннее правило. Сначала он казался непонятным, но с каждым новым днем, слово за словом, и вот — он уже становится одной из самых ярких частей утренних молитв.
Чтение кафизм в храме
Деление Псалтири на кафизмы удобнее обозначить в форме таблицы:
Кафизма | 1 Слава | 2 Слава | 3 Слава |
---|---|---|---|
I | 1—3 | 4—6 | 7—8 |
II | 9—10 | 11—13 | 14—16 |
III | 17 | 18—20 | 21—23 |
IV | 24—26 | 27—29 | 30—31 |
V | 32—33 | 34—35 | 36 |
VI | 37—39 | 40—42 | 43—45 |
VII | 46—48 | 49—50 | 51—54 |
VIII | 55—57 | 58—60 | 61—63 |
IX | 64—66 | 67 | 68—69 |
X | 70—71 | 72—73 | 74—76 |
XI | 77 | 78—80 | 81—84 |
XII | 85—87 | 88 | 89—90 |
XIII | 91—93 | 94—96 | 97—100 |
XIV | 101—102 | 103 | 104 |
XV | 105 | 106 | 107—108 |
XVI | 109—111 | 112—114 | 115—117 |
XVII | 118:1—72 | 118:73—131 | 118:132—176 |
XVIII | 119—123 | 124—128 | 129—133 |
XIX | 134—136 | 137—139 | 140—142 |
XX | 143—144 | 145—147 | 148—150 |
Во время богослужения в храме обычно не читается 151-ый Псалом, который в греческой традиции примыкает к концу 20-й кафизмы.
О том, в каком порядке читать кафизмы — говорит Устав. По Уставу Псалтирь на богослужениях за неделю прочитывается полностью, а во время Великого поста – дважды за неделю. Кафизму, положенную для чтения в данный день по уставу называют «рядовой».
В недельном Богослужении кафизмы читаются так:
- Одна на вечерне.
- Две на утрени.
При этом церковная неделя начинается с воскресенья и первая кафизма читается в субботу вечером, что соответствует воскресной вечерне. Если в праздник накануне служилось Всенощное бдение, то вечерняя кафизма отменена. Устав допускает совершение бдения накануне каждого воскресенья, поэтому в воскресенье вечером кафизмы не бывает.
Особый порядок чтения кафизм у Великого Поста:
День | Вечерня | Утреня | 1 Час | 3 Час | 6 Час | 9 час |
---|---|---|---|---|---|---|
Вс | 1 | 2, 3 | — | — | — | — |
Пн | — | 4, 5, 6 | — | 7 | 8 | 9 |
Вт | 18 | 10, 11, 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
Ср | 18 | 19, 20, 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Чт | 18 | 6, 7 ,8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Пт | 18 | 13, 14, 15 | — | 19 | 20 | — |
Сб | 18 | 16, 17 | — | — | — | — |
Заключение
И в заключение речь пойдет о пятнадцатой песнопении, когда оно произносится? Существует мнение в народе, что такой псалом необходимо читать лишь в том, случае когда кто то умер в семье. В иных ситуациях такое чтение сулит горе и печали. Однако христианские богослужители уверяют, в том, что без опаски можно произносить все кафизмы без исключения.
Псалтырем является книга Старого Завета, которая состоит из песнопений Императора и Провидца Давида. Она включает в себя сто пятьдесят песнопений, через некоторое время добавили сто пятьдесят первый. Псалтырь включает в себя двадцать кафизм, в свою очередь кафизмы состоят из трех Хваления (три раздела). Такие песнопения различают по размерам, в зависимости от количества содержащих в них псалмов. Кафизма может содержать от одного до пятнадцати песнопений. В Священном Писании как такового деления на кафизмы и Хвалы нет, однако в церковных книгах и молитвенниках для самостоятельного прочтения Псалтыри разделение по кафизмам применяется.
Полиелей является хвалебной песнопением, молитвой-просьбой. Псалмы произносят нараспев. Псалтырь считается самой известной книгой среди православных верующих. Кроме того, в начальных столетиях от Рождества Христового практически все православные цитировали Псалтырь на память. Наиболее яркий пример, того времени являлся преподобный отец Геннадий Царьградский, он никого не посвящал в священники, если узнавал, что человек не выучил весь Псалтырь на память, он был уверен, что такой человек не совсем готов к богослужению.
Ключевым аспектом христианской церковной службы считается как раз Псалтырь. Именно эта священная книга декларируется прихожанами с упоминанием ныне здравствующих и упокоившихся, с мольбами обращённых к Всевышнему в жизненных проблемах, печали, душевных проверках.
При этом нужно отметить, что при произношении Псалтыри которые находятся в Священном Писании и Церковном варианте книги содержание имеет некоторые отличия. Это объясняет тем, что Библию переводили с еврейского на русский, а церковный вариант с греческого языка на церковно-славянский.
В христианском Храме (в Римском укладе) большинство песнопений относятся к специальным службам посуточно и, согласно этому, декларируются каждый день (такое правило установлено церковным уставом). Таким образом, ежедневно на вечерней службе произносятся либо же читаются нараспев песнопения 140, 141, 129, 116 (их называют «Хвала, Всевышнего»), оканчиваться такое богослужение должно обязательно тридцать третьим песнопением. Утренняя служба должна начинаться с декларацией Шестопсалмие — песнопения 3, 37, 62, 87, 102, 142, на утреннем богослужении перед произношением канона принято читать песнопение пятьдесят, канон являет собой прочтение сто тридцать четвертого и сто тридцать пятого песнопения, в завершении утреннего богослужения читаются песнопения сто сорок восемь по сто пятьдесят (восхваляемые или хвалебные песнопения). По поминовению упокоившихся службы содержат «Безгреховны» — сто восемнадцатое песнопение, однако в жизни такое большое песнопение прочитывается целиком лишь на парастасе, перед поминальными субботами. В некоторых ситуациях (к примеру, песнопение пятьдесят либо ж песнопения на часах) произносится именно само песнопение, в иных (например, Слава, либо ж хвалебные) текст песнопения разбавлены с псалмами религиозных авторов — стихирами.
К тому же Псалтырь, разделённая на кафизмы, предназначена и для домашнего (частного) молитвенного обращения. Именно поэтому в Псалтыри размещены особенные молитвословия, произносимые как до так и после каждой кафизмы; и применяется в жизни на хвалах упоминать здравствующий и умерших.
https://youtube.com/watch?v=PvcjXXvaqT4