Псалтирь

Чтение кафизм в храме

Деление Псалтири на кафизмы удобнее обозначить в форме таблицы:

Кафизма 1 Слава 2 Слава 3 Слава
I 1—3 4—6 7—8
II 9—10 11—13 14—16
III 17 18—20 21—23
IV 24—26 27—29 30—31
V 32—33 34—35 36
VI 37—39 40—42 43—45
VII 46—48 49—50 51—54
VIII 55—57 58—60 61—63
IX 64—66 67 68—69
X 70—71 72—73 74—76
XI 77 78—80 81—84
XII 85—87 88 89—90
XIII 91—93 94—96 97—100
XIV 101—102 103 104
XV 105 106 107—108
XVI 109—111 112—114 115—117
XVII 118:1—72 118:73—131 118:132—176
XVIII 119—123 124—128 129—133
XIX 134—136 137—139 140—142
XX 143—144 145—147 148—150

Во время богослужения в храме обычно не читается 151-ый Псалом, который в греческой традиции примыкает к концу 20-й кафизмы.

О том, в каком порядке читать кафизмы — говорит Устав. По Уставу Псалтирь на богослужениях за неделю прочитывается полностью, а во время Великого поста – дважды за неделю. Кафизму, положенную для чтения в данный день по уставу называют «рядовой».

В недельном Богослужении кафизмы читаются так:

  1. Одна на вечерне.
  2. Две на утрени.

При этом церковная неделя начинается с воскресенья и первая кафизма читается в субботу вечером, что соответствует воскресной вечерне. Если в праздник накануне служилось Всенощное бдение, то вечерняя кафизма отменена. Устав допускает совершение бдения накануне каждого воскресенья, поэтому в воскресенье вечером кафизмы не бывает.

Особый порядок чтения кафизм у Великого Поста:

День Вечерня Утреня 1 Час 3 Час 6 Час 9 час
Вс 1 2, 3
Пн 4, 5, 6 7 8 9
Вт 18 10, 11, 12 13 14 15 16
Ср 18 19, 20, 1 2 3 4 5
Чт 18 6, 7 ,8 9 10 11 12
Пт 18 13, 14, 15 19 20
Сб 18 16, 17

Беседы о Псалтири. Кафизма третья

Каждый воскресный день, начиная с 20 января 2021 года, в актовом зале Сретенской духовной семинарии проходят беседы о Псалтири. Проводит беседы насельник Сретенского монастыря, преподаватель Сретенской духовной семинарии иеромонах Ириней (Пиковский). Вход на встречи свободный, без ограничений по возрасту, без предварительной записи. Начало в 13:00.

Предлагаем Вашему вниманию видео встреч, посвященных разбору третьей кафизмы.

Третья кафизма включает в себя псалмы 17–23, большинство из которых так или иначе перекликаются с биографией царя Давида или в целом описывают возвышенную роль царя как политического и духовного лидера своего народа. Псалом 17 является одним из самых длинных в Псалтири. Он наполнен драматическими картинами и сильными эмоциями. Это – благодарственный гимн царя за одержанные победы. Историческое примечание в надписании: «Давида… когда Господь избавил его от рук всех врагов его и от руки Саула» подтверждается содержанием, описывающим спасение от злых врагов.

Псалом 18 характерен своим вдумчивым размышлением о том, как Бог открывает Себя человечеству. Он являет Себя через Свое творение: через небеса, в которых господствует солнце (ст. 2–7) и через закон (ст. 7–11).

Призыв из 19 псалма «Господи! спаси царя» стал основой для гимна Великобритании. Он начинается со слов «Боже, спаси короля» («God save the King»). На основании указа императора Александра I этот гимн с 1816 по 1833 год исполнялся в России во всех торжественных случаях.

Автор 20 псалма обращается к Богу как Защитнику, который заботится о царе и его народе.

Мессианский 21 псалом вплетен в ткань христианской мысли и духовности, поскольку его вступительные слова «Боже мой! Боже мой! для чего Ты оставил меня?» (Пс. 21: 2) были в числе последних на устах Иисуса Христа, распятого на кресте.

Псалом 22 – это песня о доверии Господу как доброму Пастырю.

Главная идея 23 псалма – прославление Бога как «Царя славы». Этот псалом входит в состав православного Правила ко святому Причащению.

В беседах о Псалтири вы познакомитесь не только с содержанием текста каждого из выше обозначенных псалмов, но и с тем, какой отклик они нашли в контексте богословия Нового Завета.

Кафизма третья. Псалом семнадцатый

(продолжительность: 32:54)

Кафизма третья. Псалом восемнадцатый

(продолжительность: 20:17)

Кафизма третья. Псалом девятнадцатый

(продолжительность: 13:23)

Кафизма третья. Псалом двадцатый

(продолжительность: 20:53)

Кафизма третья. Псалом двадцать первый

(продолжительность: 28:18)

Кафизма третья. Псалом двадцать второй

(продолжительность: 8:15)

Кафизма третья. Псалом двадцать третий

(продолжительность: 12:43)

Молитвы по окончании 3-й кафизмы

Молитвы по окончании 3-й кафизмы (слушать):

КАФИЗМА 3

>По 3-й кафисме, Трисвятое по Отче наш После кафизмы 3 Трисвятое по Отче наш
Тропарь, глас 3: Живу́щи на земли́, душе́ моя́, пока́йся: персть во гро́бе не пое́т, прегреше́ний не избавля́ет. Возопи́й Христу́ Бо́гу: Сердцеве́дче, согреши́х, пре́жде да́же не осу́диши мя, поми́луй мя. Доко́ле, душе́ моя́, пребыва́еши в прегреше́ниих? Доко́ле прие́млеши покая́ния прело́же́ние? Приими́ во уме́ суд гряду́щий и возопи́й Го́споду: Сердцеве́дче, согреши́х, пре́жде да́же не осу́диши мя,поми́луй мя. Тропарь, глас 3: Живя на земле, душа моя, покайся: прах во гробе петь не может, и не избавиться тебе тогда от согрешений. Воззови Христу Богу: «Сердцеведец, согрешил я, прежде осуждения моего помилуй меня!». Доколе, душа моя, пребываешь в согрешениях? Доколе откладываешь время покаяния? Представь в уме Суд грядущий и воззови Господу: «Сердцеведец, согрешил я, прежде осуждения моего помилуй меня!»
Слава: На Стра́шном суди́щи без оглаго́льников облича́юся, без свиде́телей осужда́юся, кни́ги бо со́вестныя разгиба́ются, и дела́ сокрове́нная открыва́ются. Пре́жде не́же во о́ном всенаро́дном позо́рищи и́маши испыта́ти, я́же мно́ю соде́янная, Бо́же, очи́сти мя и спаси́ мя. Слава: На Страшном Суде без обвинителей я обличаюсь, без свидетелей осуждаюсь, ибо книги совести раскрываются и дела сокровенные открываются. Прежде, чем на том всенародном зрелище будешь испытывать мною соделанное, Боже, очисти меня и спаси меня.
И ныне: Недоразумева́емое́ и непостижи́мое есть, Влады́чице Богоблагода́тная, соде́янное о Тебе́ стра́шное та́инство: Необъе́млемаго бо, заче́нши, родила́ еси́, пло́тию обложе́ннаго от чи́стых крове́й Твои́х: Его́же, Чи́стая, я́ко Сы́на Твоего́, моли́ спасти́ вся пою́щыя Тя. И ныне: Непонятно и непостижимо, облагодатствованная Богом Владычица, совершившееся в Тебе страшное таинство: ибо зачав Необъятного, Ты родила Его, облеченного плотью от чистой крови Твоей. Моли Его, Чистая, как Сына Твоего, спасти всех воспевающих Тебя.
Господи, помилуй (40 раз) и молитва:
Го́споди Вседержи́телю, Сло́ве Пребезнача́льнаго Отца́, Самосоверше́нный Бо́же Иису́се Христе́, милосе́рдия ра́ди безприкла́днаго ми́лости Твоея́, ника́коже разлуча́яйся Твои́х рабо́в, но при́сно в них почива́яй, не оста́ви мя, раба́ Твоего́, Всесвяты́й Царю́, но даждь мне, недосто́йному, ра́дование спасе́ния Твоего́ и просвети́ мой ум све́том позна́ния Ева́нгелиа Твоего́, ду́шу мою любо́вию Креста́ Твоего́ обяжи́, те́ло же мое́ Твои́м безстра́стием украси́, мы́сли умири́ и но́зе мои́ сохрани́ от поползнове́ния, и не погуби́ мя со беззако́ньми мои́ми, Благи́й Го́споди, но искуси́ мя, Бо́же, и вразуми́ се́рдце мое́, испыта́й мя и увеждь стези́ моя́, и виждь, а́ще путь беззако́ния во мне, и отврати́ от него́, и наста́ви мя на путь ве́чен. Ты бо еси́ Путь, и И́стина, и Живо́т, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем со Безнача́льным Твои́м Отце́м и Пресвяты́м, и Благи́м, и Животворя́щим Ду́хом ныне и при́сно и во ве́ки веко́в, аминь. Господи Вседержитель, Слово Пребезначального Отца, Сам совершенный Бог, Иисусе Христе, по милосердию безпримерной милости Твоей никогда не покидающий Твоих рабов, но всегда в них пребывающий! Не оставь меня, раба Твоего, Всесвятой Царь, но даруй мне, недостойному, радость о спасении Твоём и просвети мой ум светом познания Евангелия Твоего, душу мою любовью ко Кресту Твоему свяжи, тело же моё безстрастием Твоим укрась, мыслям даруй мир, и ноги мои сохрани от преткновения. И не погуби меня с беззакониями моими, благой Господи, но испытай меня, Боже, и вразуми сердце моё, исследуй меня и познай стези мои, и посмотри, есть ли путь беззакония во мне, и отврати от него, и направь меня на путь вечный. Ибо Ты – путь, и истина, и жизнь, и Тебе славу возсылаем со Безначальным Твоим Отцом, и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Духом ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

Текст молитвы Псалом 3

На церковнославянском языке

Традиционно во время богослужения используется старославянский язык. Там же можно слушать живое исполнение. Такой подход к делу считается традицией, которой нельзя приминать. Обычно, по желанию верующего, 3 псалом читается в храме лично. В этом случае рекомендуется сохранить все ударения.

Церковно-славянский язык сложен для современного христианина. Если у вас возникли проблемы с прочтением или пониманием определенного слова, или псалом 3 текст которого не укладывается у вас в голове, то, не стесняйтесь обратиться за помощью к святому отцу. Тот всегда поможет, потому что молитва – это правильное дело, приближающее и душу, и тело к Граду Божьему, где восседают Бог и Богородица.

На русском языке

Церковь идет в ногу со временем и подготовила русский синодальный перевод третьего псалма. Этот вариант подходит для всех христиан. Псалом 3 на русском языке осовременен и понимаем всеми. Такое песнопение можно читать дома, пропуская через себя каждое слово в надежде понять его смысл. И он будет понят. Текст молитвы на русском языке рекомендуются к ознакомлению тем христианам, которые подготавливаются к исполнению песен-плачей на церковно-славянском языке.

Когда читать псалом 3

Рассматриваемый псалом Давида входит в состав Шестопсалмия, которое объединяет Псалтырь. Обычно их читают на вечерних православных службах. Псалмы обладают удивительной силой, поэтому, помимо храмов, их разрешается читать и дома. Однако создайте особые условия дома: подготовьте икону и зажгите свечи. Только тогда начинайте читать акафизму 3.

Акафизма 3 имеет особую силу, когда читается при определенных жизненных ситуациях:

  • Когда создается ощущение, что Господь оставил наш мир, вера в святые Дары Его начинает угасать.
  • Беды обрушиваются непрерывно и будто не собираются прекращаться.
  • Верующего человека начинают окружать враги явные и мнимые (пороки, злые люди в греху, страсти и тд)
  • Эмоции не поддаются контролю. Радость сменяется на уныние, мир «сереет».
  • Когда нет явного выхода из ситуации. Тупик и нет пути назад.

Для чего читается эта акафизма? Для того, чтобы излечиться от уныния.. Уныние действует как яд, постепенно убивая человека изнутри. Порождает духовных самоубийц. Сосредоточьтесь на своей вере и призовите Господа в жизнь, как некогда сделал пророк Давид. Только чистое сердце, благородные стремления и крепкая вера позволит вашей акафизме достигнуть Его ушей.

История написания

Какие бы препятствия не появлялись на пути ветхозаветного пророка, тот уповал на единственную силу, способную уберечь от невзгод. На любовь Господа-Бога нашего. Тогда Божья Матерь еще не появилась, и ветхозаветный мир был под защитой Бога. Давида же постоянно преследовали враги, которые хотели навредить ему.

Именно таким событиям посвящено большинство псалмов-плачей Давида. Однако не все в жизни горести да страдания. Псалом 3 рассказывает нам о периоде из жизни пророка, наполненного надеждой на лучшее. «Когда бежал от сына своего Авессалома».

Эта фраза отсылает нас в конкретный период Иудейского Царства. Контекст написания становится понятнее и на основе исторических фактов мы может составить картину событий, которые подтолкнули Давида бежать Иерусалима.

Сын Давида честолюбив и эгоистичен. Его безумная тяга к власти была нездоровой. Возымев желание свергнуть отца и стать царем Иудейским, Авессалом переманил на свою сторону могущественных людей. Об этом узнал Давид и бежал из Иерусалима.

В этот момент будущий пророк переживал не лучшие времена. Его здоровье было разбитым, предательство лучшего друга и сына только усугубили его недуги. Душевное истощение сулило царю гибель. Его сын поднял войска и устремился на поиски беглеца. Нетрудно представить, в каком положении находился Давид.

Именно поэтому в начале стиха мы не можем обнаружить позитивных мыслей. Все пропитано печалью и унынием. Однако, ближе к середине повествования, Давид все-таки обращает думы к Господу. Тогда плач прекращается и начинается период восхваления Бога и его Даров.

Беседы о Псалтири. Кафизма третья

Каждый воскресный день, начиная с 20 января 2021 года, в актовом зале Сретенской духовной семинарии проходят беседы о Псалтири. Проводит беседы насельник Сретенского монастыря, преподаватель Сретенской духовной семинарии иеромонах Ириней (Пиковский). Вход на встречи свободный, без ограничений по возрасту, без предварительной записи. Начало в 13:00.

Предлагаем Вашему вниманию видео встреч, посвященных разбору третьей кафизмы.

Третья кафизма включает в себя псалмы 17–23, большинство из которых так или иначе перекликаются с биографией царя Давида или в целом описывают возвышенную роль царя как политического и духовного лидера своего народа. Псалом 17 является одним из самых длинных в Псалтири. Он наполнен драматическими картинами и сильными эмоциями. Это – благодарственный гимн царя за одержанные победы. Историческое примечание в надписании: «Давида… когда Господь избавил его от рук всех врагов его и от руки Саула» подтверждается содержанием, описывающим спасение от злых врагов.

Псалом 18 характерен своим вдумчивым размышлением о том, как Бог открывает Себя человечеству. Он являет Себя через Свое творение: через небеса, в которых господствует солнце (ст. 2–7) и через закон (ст. 7–11).

Призыв из 19 псалма «Господи! спаси царя» стал основой для гимна Великобритании. Он начинается со слов «Боже, спаси короля» («God save the King»). На основании указа императора Александра I этот гимн с 1816 по 1833 год исполнялся в России во всех торжественных случаях.

Автор 20 псалма обращается к Богу как Защитнику, который заботится о царе и его народе.

Мессианский 21 псалом вплетен в ткань христианской мысли и духовности, поскольку его вступительные слова «Боже мой! Боже мой! для чего Ты оставил меня?» (Пс. 21: 2) были в числе последних на устах Иисуса Христа, распятого на кресте.

Псалом 22 – это песня о доверии Господу как доброму Пастырю.

Главная идея 23 псалма – прославление Бога как «Царя славы». Этот псалом входит в состав православного Правила ко святому Причащению.

В беседах о Псалтири вы познакомитесь не только с содержанием текста каждого из выше обозначенных псалмов, но и с тем, какой отклик они нашли в контексте богословия Нового Завета.

Кафизма третья. Псалом семнадцатый

(продолжительность: 32:54)

Кафизма третья. Псалом восемнадцатый

(продолжительность: 20:17)

Кафизма третья. Псалом девятнадцатый

(продолжительность: 13:23)

Кафизма третья. Псалом двадцатый

(продолжительность: 20:53)

Кафизма третья. Псалом двадцать первый

(продолжительность: 28:18)

Кафизма третья. Псалом двадцать второй

(продолжительность: 8:15)

Кафизма третья. Псалом двадцать третий

(продолжительность: 12:43)

Богослужебное употребление

В храме

Для богослужебного использования Псалтирь распределена между вечерней и утреней таким образом, чтобы в течение недели прочитывались все 20 кафизм

В нормальном случае кафизмы читаются подряд, одна на вечерне, две на утрени, при этом принимаются во внимание следующие соображения:

  • Неделя начинается с воскресенья, поэтому первая кафизма читается на воскресной вечерне, то есть в субботу вечером;
  • В праздник, если накануне служилось Всенощное бдение, кафизмы на вечерне не положено. Поскольку Устав предполагает совершение бдения накануне каждого воскресенья, в воскресенье вечером кафизмы не бывает.
  • 17-я кафизма, «непорочны», должна была бы читаться утром в пятницу. Поскольку, однако, в будние дни эта кафизма уже читается на полунощнице, то она (вкупе с предшествующей ей 16-й кафизмой) переносится на субботу.

Соответственно, распределение кафизм в обычные периоды года

выглядит следующим образом (вечерня в данной таблице относится клитургическому дню, то есть, например, воскресная вечерня — это вечерня в субботу вечером):

День Вечерня Утреня
Вс 1 2, 3, (17)
Пн 4, 5
Вт 6 7, 8
Ср 9 10, 11
Чт 12 13, 14
Пт 15 19, 20
Сб 18 16, 17

На вечерне праздника, имеющего полиелей или выше, рядовая кафизма оставляется, а вместо неё поётся та же первая кафизма, что и на воскресной вечерне, но лишь первая её статия (т. н. «Блажен муж»). На вечерне накануне великих Господних праздников кафизмы не бывает вовсе (за исключением вечера субботы, когда положена 1-я кафизма, и вечера воскресенья, когда поётся «Блажен муж»). Кафизмы на утрени положены всегда, даже в великие праздники (за исключением Пасхальной седмицы, имеющей особый богослужебный устав).

В осенне-зимний период года

(с 22 сентября по 20 декабря и от 15 января до субботы в седмице мытаря и фарисея) порядок чтения кафизм несколько изменяется. Кафизма, положенная в будние дни на вечерне, переносится на утреню того же (календарного) дня, таким образом, на утрене читается 3 кафизмы, а на вечерне — всегда кафизма 18. При этом в пятницу и субботу на утрени по-прежнему две кафизмы, в субботу вечером по прежнему 1-я кафизма, и в воскресенье вечером по-прежнему кафизмы нет.

Особое расписание чтения кафизм используется во время Великого поста

. В этот период Псалтирь прочитывается в течение недели не один, а два раза. Для достижения этой цели кафизмы читают не только на вечерне и утрени, но и на часах, после обычных псалмов. Во все седмицы Великого поста, кроме пятой, используется следующее расписание:

День Вечерня Утреня 1 Час 3 Час 6 Час 9 час
Вс 1 2, 3
Пн 4, 5, 6 7 8 9
Вт 18 10, 11, 12 13 14 15 16
Ср 18 19, 20, 1 2 3 4 5
Чт 18 6, 7 ,8 9 10 11 12
Пт 18 13, 14, 15 19 20
Сб 18 16, 17

На пятой седмице

Великого поста в четверг читается Великий канон прп. Андрея Критского. Ввиду этого расписание на этой седмице перестроено таким образом, чтобы на утреню четверга приходилась только одна кафизма. Есть также альтернативное расписание, для тех случаев, когда на четверг приходится Благовещение и чтение Великого канона переносится на вторник.

На Страстной седмице

Псалтирь прочитывается один раз, с понедельник по среду включительно, после чего чтение кафизм оставляется полностью (за исключением Непорочных, поемых с похвалами на утрени Великой Субботы).

На Светлой седмице

кафизм не положено.

В домашней (келейной) молитве

Псалтирь широко используется также в домашней или келейной молитве. Её можно читать либо как замену храмового богослужения, которое молящийся не смог посетить, либо самостоятельно, как часть молитвенного правила. Для этой цели в большинстве изданий православной Псалтири после кафизм печатают особые покаянные тропари и молитвы.

При чтении Псалтири за покойников к кафизмам добавляют специальные молитвы.

Примечания

  1. Кафизмы Утрени.
  2. греч. кафедра
  3. Здесь и далее нумерация псалмов приводится согласно Септуагинте
  4. По первым словам этого псалма «Блаже́ни непоро́чнии в путь,…»
  5. Относительно числа «Аллилуиа» имеются разногласия. В дониконовском обряде «Аллилуиа» читается два раза, так как читаемое далее «Слава Тебе, Боже» считается тем же славословием, но переведённым на славянский язык. В современном же обряде «Аллилуиа» читается трижды, а уже затем «Слава Тебе, Боже».
  6. Положена в определённые периоды года, на практике, однако, в большинстве случаев заменяется полиелеем.
  7. Устав предполагает пение или чтение всех трёх псалмов полностью, на практике, однако, часто поются лишь избранные стихи из этих псалмов.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector