Псалтирь. кафизма 2
Содержание:
Кафизма 17
17-ая кафизма известна тем, что содержит всего один псалом — 118-ый. Он делится на три части и зовется «Непорочны». 17-я кафизма рассказывает о блаженстве ходивших в законе Господнем. То есть о радости исполнять заповеди, которые дал Господь. 17 кафизму традиционно читают родные усопшего в третий, девятый и сороковой день по смерти человека.
Поскольку в воскресенье вечером кафизма не читается, 17-я кафизма, как и 16-я переносятся на субботу, а не читается в пятницу. В будние дни эта кафизма читается на полунощнице. Если праздник имеет полиелей, то на вечерне рядовая кафизма не читается. Вместо нее принято читать первую славу первой кафизмы. Накануне великих Господних праздников на вечерне кафизмы не бывает, но это не распространяется на вечера субботы, когда положена 1-я кафизма, и вечера воскресенья, когда читается 1-я статия 1-ой кафизмы. На утрени кафизмы положены даже в великие праздники, но это не распространяется на Пасхальную седмицу с ее особым богослужебным уставом. На Светлой Седмице не читают кафизмы.
В домашней молитве, келейно 17-я кафизма читается так:
https://youtube.com/watch?v=O7lHbrrbrQ4
Псалтирь. Кафизма 2. Псалом 13
В конец, псалом Давиду, псалом 13
В этом псалме божественный Давид оплакивает растление естества человеческого безбожными людьми и проповедует крайнюю необходимость пришествия Христова. Видя, как Создатель безчестится тварью, как Бог отвергается «безумцем», Пророк от нестерпимой боли восклицает этот псалом (Афанасий, Златоуст).
Пс.13:1. Рече безумен в сердце своем, несть Бог. Растлеша и омерзишася в начинаниих: несть творяй благостыню.
«Безумцем» Давид называет не слабоумного, но человека развращенного умом. А этот безумец был очень сообразителен. Он не сказал языком, но скрыл зло в сердце, потому что знал, что похуливший Бога вслух в то время побивался камнями. «Рече в сердце» – т.е. только помыслил, что нет Бога. А что от этого произошло? – «Растлеша и омерзишася в начинаниих». Ибо первое пролагает путь ко второму. И каждый безстыдно согрешающий, хотя и не говорит словами, но самими делами и необузданной жизнью отрекается от Бога (Златоуст).
Пс.13:2. Господь с Небесе приниче на сыны человечeския: видети, аще есть разумеваяй или взыскаяй Бога.
Этой метафорой, взятой от людей, Пророк показывает в Боге точное познание. Сказал так не потому, что Ему нужно с неба пристально взирать (ведь Он все наполняет и все ясно видит), – но для того, чтобы нас вразумить, что Он не без причины что-либо определяет (Златоуст).
Пс.13:3. Вси уклонишася, вкупе неключими быша: несть творяй благостыню, несть до eдинаго.
Что же увидел «Господь»? – «Вси» одержимы злочестием и беззаконием в жизни, подобно содомляном: «вопль их велик он, и грех их, тяжел он весьма» (Быт. 18:20). Вот мрачная картина растления человеческого до пришествия в мир Христа Спасителя. Нынешние люди в большинстве своем развращены и растлены в своих нравах не хуже древнего мира. Человечество стало разлагающимся или уже разложившимся трупом (Феодорит, Иоанн Кронштадтский).
Пс.13:4. Ни ли уразумеют вси делающии беззаконие, снедающии люди моя в снедь хлеба; Господа не призваша.
Неужели не познают «вси делающие беззаконие» Господа, и не уверуют в Него! Все обижающие бедных или похищающие принадлежащее им прилично называются «снедающими людей» Божиих, как «снедь хлеба», И всякий, кто за трапезой мыслит злое против ближнего, тот съедает человека вместо хлеба (Златоуст, Августин, Амвросий).
Пс.13:5. Тамо убояшася страха, идеже не бе страх, яко Господь в роде праведных.
Не страшась Бога, они убоялись людей. Почему? – Потому что «Господь» в среде «праведных» помогает благочестивым (Златоуст).
Пс.13:6. Совет нищаго посрамисте: Господь же упование его есть.
«Советом нищаго» назвал здесь Пророк упование на Бога смиренных, потому что сказано: кроме Бога не бойся другого. А упование на Господа не посрамит праведника (см. Рим. 5:5) (Златоуст, Феодорит).
Пс.13:7. Кто даст от Сиона спасение Израилево;Пс.13:8. Внегда возвратит Господь пленение людей Своих: возрадуется Иаков, и возвеселится Израиль.
Пророк молится о скорейшем пришествии Христа Спасителя от горнего «Сиона», чтобы избавить растленный грехом человеческий род от пленения диавольского. Под «Иаковом» и «Израилем» разумеет святых патриархов и пророков, которые «возрадуются» Христову пришествию (Афанасий, Златоуст).
Псалтирь. Кафизма 2. Псалом 14
В конец, псалом Давиду, псалом 14 Давид, по внушению Духа Святаго, изображает в этом псалме условия достойного посещения святых Божиих Церквей и достижение общения с Господом посредством приобретения богоугодных добродетелей (Феодорит).
Пс.14:1. Господи, кто обитает в жилищи Твоем; или кто вселится во святую гору Твою;
Богоотец пророк Давид спрашивает Самого Бога: кто может достойно посещать храм Господень, и кто наследует Царство Небесное?
Пс.14:2. Ходяй непорочен, и делаяй правду, глаголяй истину в сердце своем:
Пс.14:3. Иже не ульсти языком своим, и не сотвори искреннему своему зла, и поношения не прият на ближния своя.
Тот, кто далек от порока и свободен от всякой укоризны. У кого не только язык, но и сам ум должен быть свободным от лжи, далек от двоедушия и лести, чтобы от него не было никакого вреда «искреннему своему». Чтобы ни от кого не слушал он «поношения» – клеветы и сам никого не оклеветывал, но видел только свои согрешения (Феодорит).
Пс.14:4. Уничижен есть пред ним лукавнуяй, боящыя же ся Господа славит: кленыйся искреннему своему, и не отметаяся.Пс.14:5. Сребра своего не даде в лихву, и мзды на неповинных не прият. Творяй сия не подвижится во век.
«Лукавого», т.е. беззаконно живущего да почитает самым жалким, хотя бы тот и наслаждался всяким благоденствием. «Боящихся» же «Господа» да удостаивает всякого уважения и чести. «Клятвы» его да подтверждает самая действительность и богатства да не оскверняет «лихва» – лихоимство, ибо безчеловечно от просящего взаймы получать доход и обогащение. Кто судит – тот да будет немздоимен, ибо принятие даров искажает справедливость. «Творяй сия не подвижится во век» – вот награда за добродетель (Василий В., Феодорит).
Псалтирь. Кафизма 2. Псалом 10
Псалом10.Пс.10:1. На Господа уповах, како речете души моей: превитай по горам, яко птица;
Зачем, говорит Пророк, советуете мне спасаться бегством, когда я на «Господа уповах»! И подлинно, велика сила надежды на Бога, нет ничего сильнее ея (Златоуст, Феодорит).
Пс.10:2. Яко се, грешницы налякоша лук, уготоваша стрелы в туле, состреляти во мраце правыя сердцем.Пс.10:3. Зане яже Ты совершил eси, они разрушиша: праведник же что сотвори; Господь во храме святем Своем.
Ничто не может быть безсильнее человека, строящего козни и преступающего заповеди Божии. Враги имеют оружие, но не имеют помощи свыше; ибо ведут войну против «праведника», которого Бог помазал в царя. То, что Бог «совершил» – определил на царство Давида, враги «разрушиша». Под «стрелами» мысленных врагов подразумевай еще лукавые помыслы, которыми поражают враги нас «во мраце» – тайно (Златоуст, Феодорит, Афанасий).
Пс.10:4. Господь, на Небеси Престол Его: очи Его на нищаго призираете, вежди Его испытаете сыны человечeския.
Как вооружился праведник? – Прибег к Богу, живущему н небе и существующему везде, и вооружился надеждою на Него. Пред Богом ничто не сокрыто – «очи» Его видят всю вселенную; «вежди Его» – Промысл божественный судит и испытует всякое дело. Слыша о нищем, разумей не обнищавшего имением: потому что многие цари благоугодили Богу, а многие бедные погибли. Но «нищим» называет нищего духом. Ибо Бог очень любит смиренного и всегда милостиво призирает на него (Златоуст, Афанасий, Ефрем).
Пс.10:5. Господь испытает праведнаго и нечестиваго: любяй же неправду ненавидит свою душу.Пс.10:6. Одождит на грешники сети, огнь и жупел, и дух бурен, часть чаши их.Пс.10:7. Яко праведен Господь, и правды возлюби: правоты виде лице Его.
В точности Господь знает поступки «праведного» и «нечестивого», и по делам взвешивает воздаяния. «Любяй же неправду» (нарочно) – «погубляет свою душу», ибо навлекает на себя такого рода гнев Божий, который в древности сжег Содом и Гоморру. «Жупел» – сера, «чаша» – наказание. Везде надо свято соблюдать справедливость и не обращать внимания на лица: нищ ли кто или богат, но «по правоте» искренности исследовать их дела (Златоуст, Феодорит, Лествичник).
Кафизма 2
Псалом 9
Начальнику хора. По смерти Лабена. Псалом Давыда. 1: Буду славить Тебя, Господи, всем сердцем моим, возвещать все чудеса Твои. 2: Буду радоваться и торжествовать о Тебе, петь имени Твоему, Всевышний. 3: Когда враги мои обращены назад, то преткнутся и погибнут пред лицем Твоим, 4: ибо Ты производил мой суд и мою тяжбу; Ты воссел на престоле, Судия праведный. 5: Ты вознегодовал на народы, погубил нечестивого, имя их изгладил на веки и веки. 6: У врага совсем не стало оружия, и города Ты разрушил; погибла память их с ними. 7: Но Господь пребывает вовек; Он приготовил для суда престол Свой, 8: и Он будет судить вселенную по правде, совершит суд над народами по правоте. 9: И будет Господь прибежищем угнетенному, прибежищем во времена скорби; 10: и будут уповать на Тебя знающие имя Твое, потому что Ты не оставляешь ищущих Тебя, Господи. 11: Пойте Господу, живущему на Сионе, возвещайте между народами дела Его, 12: ибо Он взыскивает за кровь; помнит их, не забывает вопля угнетенных. 13: Помилуй меня, Господи; воззри на страдание мое от ненавидящих меня, – Ты, Который возносишь меня от врат смерти, 14: чтобы я возвещал все хвалы Твои во вратах дщери Сионовой: буду радоваться о спасении Твоем. 15: Обрушились народы в яму, которую выкопали; в сети, которую скрыли они, запуталась нога их. 16: Познан был Господь по суду, который Он совершил; нечестивый уловлен делами рук своих. 17: Да обратятся нечестивые в ад, – все народы, забывающие Бога. 18: Ибо не навсегда забыт будет нищий, и надежда бедных не до конца погибнет. 19: Восстань, Господи, да не преобладает человек, да судятся народы пред лицем Твоим. 20: Наведи, Господи, страх на них; да знают народы, что человеки они. 21: Для чего, Господи, стоишь вдали, скрываешь Себя во время скорби? 22: По гордости своей нечестивый преследует бедного: да уловятся они ухищрениями, которые сами вымышляют. 23: Ибо нечестивый хвалится похотью души своей; корыстолюбец ублажает себя. 24: Во всякое время пути его гибельны; суды Твои далеки для него; на всех врагов своих он смотрит с пренебрежением; 25: уста его полны проклятия, коварства и лжи; под языком – его мучение и пагуба; 26: сидит в засаде за двором, в потаенных местах убивает невинного; глаза его подсматривают за бедным; 27: подстерегает в потаенном месте, как лев в логовище; подстерегает взасаде, чтобы схватить бедного; хватает бедного, увлекая в сети свои; 28: сгибается, прилегает, – и бедные падают в сильные когти его; 29: Восстань, Господи, Боже мой, вознеси руку Твою, не забудь угнетенных. 30: Ты видишь, ибо Ты взираешь на обиды и притеснения, чтобы воздать Твоею рукою. Тебе предает себя бедный; сироте Ты помощник. 31: Сокруши мышцу нечестивому и злому, так чтобы искать и не найти его нечестия. 32: Господь – царь на веки, навсегда; исчезнут язычники с земли Его. 33: Господи! Ты слышишь желания смиренных; укрепи сердце их; открой ухо Твое, 34: чтобы дать суд сироте и угнетенному, да не устрашает более человек на земле.
Чтение кафизм в храме
Деление Псалтири на кафизмы удобнее обозначить в форме таблицы:
Кафизма | 1 Слава | 2 Слава | 3 Слава |
---|---|---|---|
I | 1—3 | 4—6 | 7—8 |
II | 9—10 | 11—13 | 14—16 |
III | 17 | 18—20 | 21—23 |
IV | 24—26 | 27—29 | 30—31 |
V | 32—33 | 34—35 | 36 |
VI | 37—39 | 40—42 | 43—45 |
VII | 46—48 | 49—50 | 51—54 |
VIII | 55—57 | 58—60 | 61—63 |
IX | 64—66 | 67 | 68—69 |
X | 70—71 | 72—73 | 74—76 |
XI | 77 | 78—80 | 81—84 |
XII | 85—87 | 88 | 89—90 |
XIII | 91—93 | 94—96 | 97—100 |
XIV | 101—102 | 103 | 104 |
XV | 105 | 106 | 107—108 |
XVI | 109—111 | 112—114 | 115—117 |
XVII | 118:1—72 | 118:73—131 | 118:132—176 |
XVIII | 119—123 | 124—128 | 129—133 |
XIX | 134—136 | 137—139 | 140—142 |
XX | 143—144 | 145—147 | 148—150 |
Во время богослужения в храме обычно не читается 151-ый Псалом, который в греческой традиции примыкает к концу 20-й кафизмы.
О том, в каком порядке читать кафизмы — говорит Устав. По Уставу Псалтирь на богослужениях за неделю прочитывается полностью, а во время Великого поста – дважды за неделю. Кафизму, положенную для чтения в данный день по уставу называют «рядовой».
В недельном Богослужении кафизмы читаются так:
- Одна на вечерне.
- Две на утрени.
При этом церковная неделя начинается с воскресенья и первая кафизма читается в субботу вечером, что соответствует воскресной вечерне. Если в праздник накануне служилось Всенощное бдение, то вечерняя кафизма отменена. Устав допускает совершение бдения накануне каждого воскресенья, поэтому в воскресенье вечером кафизмы не бывает.
Особый порядок чтения кафизм у Великого Поста:
День | Вечерня | Утреня | 1 Час | 3 Час | 6 Час | 9 час |
---|---|---|---|---|---|---|
Вс | 1 | 2, 3 | — | — | — | — |
Пн | — | 4, 5, 6 | — | 7 | 8 | 9 |
Вт | 18 | 10, 11, 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
Ср | 18 | 19, 20, 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Чт | 18 | 6, 7 ,8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Пт | 18 | 13, 14, 15 | — | 19 | 20 | — |
Сб | 18 | 16, 17 | — | — | — | — |
Псалтирь. Кафизма 2. Псалом 12
В конец, псалом Давиду, 12
Псалом дан как молитва всякому верующему среди тяжелых жизненных испытаний. Пророк показывает какую-то продолжительность искушения, научая нас не терять бодрости в скорби, но ожидать Божией благости. Бог по особенному домостроительству предает нас скорбям, по мере веры каждого, посылая и меру испытаний (Василий В., Афанасий).
Пс.12:2. Доколе, Господи, забудеши мя до конца; доколе отвращаеши лице Твое от мене;
Смотри, как Давид никогда не скорбит ни о чем житейском: ни о богатстве, ни о славе, – но всегда о благоволении Божием. Забвение о нас Божие происходит от грехов. Не тогда, когда ты находишься в бедствиях, говори, что Бог забыл тебя, но тогда, когда грешишь, хотя бы и все текло тебе рекою (Златоуст).
Пс.12:3. Доколе положу советы в души моей, болезни в сердце моем день и нощь; доколе вознесется враг мой на мя;
И нам, боримым от диавола, прилично говорить это и взывать о божественном споборничестве. Ибо немалая польза происходит от чувствования «отвращения» Божьего (от нас) и болезнования об этом. Ибо таким образом мы скорее можем обратить Его к себе (Феодорит, Златоуст).
Пс.12:4. Призри, услыши мя, Господи Боже мой: просвети очи мои, да не когда усну в смерть.Пс.12:5. Да не когда речет враг мой: укрепихся на него.
«Призри» – посмотри на врага, возносящегося надо мною. «Просвети очи» сердца моего Духом Святым Своим, «да не усну» смертию забвения (Златоуст, Макарий В., Исихий).
Пс.12:6. Стужающии ми возрадуются, аще подвижуся.
Демоны очень радуются, когда человек грехами удаляется от Бога (Златоуст).
Пс.12:7. Аз же на милость твою уповах: возрадуется сердце мое о спасении Твоем: воспою Господеви благодеявшему мне, и пою имени Господа Вышняго.
Видишь ли смиренномудрие Пророка? Хотя он имел множество достоинств и ими мог бы приклонить Бога, но не упоминает ни об одном из них, но прибегает единственно к милости, будучи уверен, что не обманется в своей надежде. Откуда у него такая твердая надежда? – От глубокой признательности и от великого усердия в молитве
А те, которые просят лениво и небрежно, и, получив просимое, едва чувствуют важность дара (Златоуст)
Псалом 15
Столпописание Давиду, псалом 15
«Столпописанием» эта песнь названа потому, что Давид написал ее как бы на столпе потомкам своим. Пророк предвозвещает здесь страдание и воскресение Владыки и спасение уверовавших в Него (Афанасий, Феодорит).
Пс.15:1. Сохрани мя, Господи, яко на Тя уповах.
Пророк просит Господа не о помощи в опасности, но умоляет быть ему хранителем на всю жизнь, обещая взаим свою верность (по Зигабену).
Пс.15:2. Рех Господеви: Господь мой eси Ты, яко благих моих не требуеши.
Праведный Иов более угодил Господу кротким своим терпением, нежели обильными своими милостями. И нам, в большинстве своем, полезнее переносить обиды и оскорбления, нежели заниматься благотворительностью: ибо Бог более требует нашей покорности Его святой воле (Иоанн Тобольск.).
Пс.15:3. Святым, иже суть на земли Его, удиви Господь вся хотения Своя в них.
«Святым Господь удиви» – открыл «вся хотения своя» – волю Свою Святую (Афанасий).
Пс.15:4. Умножишася немощи их, по сих ускориша: не соберу соборы их от кровей, ни помяну же имен их устнама моима.
И святых постигали многие скорби и страдания в жизни. Но такие испытания «по сих ускориша», то есть скоро миновали, как только они обращались в молитве к Богу за помощью. И это сходно со словами Апостола: «егда бо немоществую, тогда силен есмь» (2 Кор. 12:10). Восстающих против святых Господь обещает предать казням и память их предать забвению (Феодорит).
Пс.15:5. Господь часть достояния моего, и чаши моея, Ты eси устрояяй достояние мое мне.
Пророк говорит: все мое богатство, все мое стяжание и все мое наслаждение в Боге состоит. И мы, если хотим удостоиться такого «достояния», должны со всяким усердием и смиренномудрием приступать к христианскому подвигу, потому что наследие и «часть» христиан есть Сам Бог (Макарий В.).
Пс.15:6. Ужя нападоша ми в державных моих: ибо достояние мое державно есть мне.
«Ужя» – грехи человеческие. Ради спасения «достояния» Своего – человека, Богочеловек претерпел страдание; ибо «достояние» Его «державно» – угодно Христу Богу (Афанасий, Феодорит).
Пс.15:7. Благословлю Господа, вразумившаго мя: еще же и до нощи наказаша мя утробы моя.
Пророк воссылает благодарение Богу, «вразумившему» его избрать счастливейший жребий в жизни – искать утешения в едином Спасителе. Даже ночью все «утробы» – внутренние сокровенные помыслы побуждают к благодарному прославлению Своего Благодетеля (Афанасий).
Пс.15:8. Предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся.
Это и Петр истолковал в Деяниях о Христе (см. Деян. 2:25). Ибо говорит Он это по человечеству, во всем сообразуясь с нашими мерами, и не стыдится того, что приличествует истощанию. И смотри, как естество наше соделалось достославным во Христе. Мы Христом приведены пред лицо Самого Бога. А поэтому имей ум всегда в Боге – и во время сна, и во время бодрствования, при вкушении пищи и беседе, за рукоделием и всяким другим делом, по слову Пророка. Ибо Давид, при всем том, что был царь и имел попечение о всем царстве своем, всегда мысленно видел Господа пред собою в молитве своей. Надобно всякое дело совершать так, как бы оно делалось пред очами Господа, и всякую мысль слагать так, как бы Господь назирал ее. Как пред людьми стараемся соблюдать видимое для людей, так, и еще гораздо более надо быть уверенным, что имеем зрителем Бога, сказавшего: «еда небо и землю не Аз наполняю?» (Иер. 23:24) (Афанасий, Палама, Студит, Василий В.).
Пс.15:9. Сего ради возвеселися сердце мое, и возрадовася язык мой, еще же и плоть моя вселится на уповании.Пс.15:10. Яко не оставиши душу мою во аде, ниже даси преподобному Твоему видети истления.
Пс.15:11. Сказал ми eси пути живота, исполниши мя веселия с лицем Твоим: красота в деснице Твоей в конец.
Пророк выражает духовную радость, что души наши по смерти не останутся во аде, и плоть не увидит вечного нетления, но по милосердию Божьему воскреснет в жизнь вечную. Ибо Христос Своим воскресением даровал безсмертие всем нам, как откровение (см. Деян. 2:25-31, 13:35-37). Ибо умерши плотию, не был Он мертв духом: «душа Его не была оставлена во аде» – по причине Его божества, и «плоть не видела истления». «Красота и веселие» – есть нетление, которое мы приимем от Христа после своего воскресения (Феодорит, Кассиан, Афанасий).
Псалтирь. Кафизма 2. Псалом 11
В конец, о осмей, псалом Давиду, 11
Псалом этот есть молитва праведника. Пророк жалуется на поступающих двоедушно: они то обещают дружбу, то затем предают. Из этого Давид научает уповать более на Бога, нежели на человека; ибо слова человеческие часто бывают ложными, «словеса» же «Господня» всегда истинны и непреложны. «В конец, о осмей» указывает на предстоящее мздовоздаяние Суда Божия в будущем веке сынам противления (Феодорит, Златоуст).
Пс.11:2. Спаси мя, Господи, яко оскуде преподобный, яко умалишася истины от сынов человеческих.Пс.11:3. Суeтная глагола кийждо ко искреннему своему: устне льстивыя в сердце, и в сердце глаголаша злая.
Нет почти людей благочестивых, мало стало искренних и честных, пустое и безполезное каждый говорит своему ближнему: в устах притворно – ласковые речи, а в сердце слагаются злые замыслы. Все болезнуют неверностью друг ко другу, с хитростью ведут беседы, и один передает в сердце другого ложь, а подобно и другой воздает ему подобным (Феодорит).
Пс.11:4. Потребит Господь вся устны льстивыя, язык велеречивый,Пс.11:5. Рекшыя: язык наш возвеличим, устны наша при нас суть: кто нам Господь есть;
Слыша это, никто не будь лукав и двоесердечен: одно имея в сердце, а другое говоря; чтобы не быть пораженным грозным приговором, изреченным Духом Святым через Пророка (Студит).
Пс.11:6. Страсти ради нищих, и воздыхания убогих, ныне воскресну, глаголет Господь: положуся во спасение, не обинюся о нем.
Самое сильное оружие человека – воздыхание, слезы и терпение обид. Эти страдания преклоняют Бога на милость и побуждают к наказанию и отмщению. Ибо Бог уважает скромность обижаемых, когда они в злостраданиях не произносят никакого худого слова, а только стенают и оплакивают свои беды. Господь «ныне» же обещает «воскреснуть», чтобы «послужити и дати душу Свою избавление за многих» (Мф. 20:28). «Не обинюся» – т.е. не отступлю от Своего обетования, явно покажу спасение угнетаемых. Человеколюбивый Господь наш прежде воскресения Своего претерпел оплевание и заушение, и всякий вид поругания и уничижения, распятие и смерть на кресте ради нашего спасения… Что же скажешь ты о себе, желающий быть одесную престола Божия? – «Не обинуешься» ли ты о своем спасении, не перенося, иногда, не только заплевания или заушения, но и малого укорительного слова или малого досаждения? (Златоуст, Амвросий Оптинский).
Пс.11:7. Словеса Господня, словеса чиста, сребро разжжено, искушено земли, очищено седмерицею.
Как расплавленное серебро не имеет ничего нечистого и чуждого, так и слова Бога, какие бы Он не сказал, должны непременно исполниться. «Седмерицею» употреблено вместо многократно. «Сребро искушено земли», т.е. переплавленное в земле и земляных плавильнях (Златоуст, Феодорит).
Пс.11:8. Ты, Господи, сохраниши ны, и соблюдеши ны от рода сего и во век.Пс.11:9. Окрест нечестивии ходят: по высоте Твоей умножил eси сыны человечeския.
Повсюду находятся «нечестивии» люди и лукавые духи. Но Христос «сохраняет» верных от падения в грех, как прежде молил Отца Своего за оставляемых учеников: «Отче, молю Тя, да соблюдеши их от неприязни» (Ин. 17:15). Сообразно с высотою Своею («по высоте своей») Господь уподобил человека Себе, сколько то было возможно человеку. Ибо сказал: «сотворим человека по образу Нашему и по подобию» (Быт. 1:26). Теперь что Он на небе, то мы на земле (Златоуст, Димитрий).
Псалом 16
Псалом содержит «молитву» праведного «Давида» о помощи Божией от гонителей. Впрочем, приличествует и всякому вообще праведнику, неправедно от кого-либо угнетаемому (Феодорит).
Пс.16:1. Услыши, Господи, правду мою, вонми молению моему, внуши молитву мою не во устнах льстивых.
Под «правдою» подразумевается здесь справедливое прошение, поскольку Пророк терпит великую несправедливость. И молитва его не прерывается помыслами и телесными заботами, ибо такой не слышит даже самого себя, не помня, какие произносит слова. Но если молящийся таков, то будет ли божественный слух внимать тому, чему по рассеянности не внемлет сам он. Ибо Бог внемлет молитве не от «льстивых уст» но от языка чистого и привыкшего поучаться во словесех Божиих (Афанасий, Нил Синайский).
Пс.16:2. От лица Твоего судьба моя изыдет: очи мои да видита правоты.Пс.16:3. Искусил eси сердце мое, посетил eси нощию: искусил мя eси, и не обретеся во мне неправда.
Так всецело предаваясь Богу, Пророк просит праведного суда Единородного, удостоверяя свою невинность. Под «нощию» подразумевает бедствия (Феодорит, Феофан).
Пс.16:4. Яко да не возглаголют уста моя дел человеческих, за словеса устен Твоих аз сохраних пути жестоки.
Не любопытствуй о жизни мирской, но желай лучше узнать жизнь праведных; ибо в этом найдешь для себя пользу. «Путями жестокими» Пророк называет заповеди Божии, данные нам для благоустроения душ. Причина же всякой непокорности в противлении (неисполнении) заповедей, находя их «жестокими». И почти всякое здешнее злострадание приобретает нам вечные блага (Василий В.).
Пс.16:5. Соверши стопы моя во стезях Твоих, да не подвижутся стопы моя.
Эти слова учат не полагаться на самих себя, но утверждаться в Боге. «Стезями» Пророк называет заповеди. Мы не можем достигнуть совершенства своими трудами и подвигами, если Сам Господь не будет при том содействовать нам. Поэтому в каждое мгновение мы должны взывать к Богу – дабы этот Невидимый Правитель духа направлял сердца наши к полезному (Афанасий, Кассиан).
Пс.16:6. Аз воззвах, яко услышал мя eси, Боже: приклони ухо Твое мне, и услыши глаголы моя.
«Воззвание» – есть устремленная к Богу мысль. Бог – весь есть ухо, потому что все слышит (Афанасий).
Пс.16:7. Удиви милости Твоя, спасаяй уповающыя на Тя от противящихся деснице Твоей.Пс.16:8. Сохрани мя, Господи, яко зеницу oка: в крове крилу Твоeю покрыеши мя,Пс.16:9. От лица нечестивых острастших мя. Врази мои душу мою одержаша,Пс.16:10. Тук свой затвориша: уста их глаголаша гордыню.Пс.16:11. Изгонящии мя ныне обыдоша мя, очи свои возложиша уклонити на землю.Пс.16:12. Объяша мя яко лев готов на лов, и яко скимен обитаяй в тайных.
«Удиви милости», т.е. яви дивную милость «Твою». Давид, желая показать помощь Божию и происходящую от нее безопасность, снисходя к слабости слушателей, возвышает их ум такими представлениями, какие доступны для них. Под «туком» подразумевает злобу «врагов», которые «возложиша», постановили для себя в сторону уклонять свои «очи, на землю». Они подражают зверям, которые, желая пищи, высматривают себе добычу и внезапно набрасываются на нее (Златоуст, Феодорит).
Пс.16:13. Воскресни, Господи, предвари я, и запни им: избави душу мою от нечестиваго, oружие Твое от враг руки Твоея,
Молится пророк Богу, чтобы «нечестивии» были отлучены и как бы отделены от «малых» (избранных); и чтобы тайными наказаниями Своими вразумил их самих, ибо они беззаконие свое передают даже внукам своим (Афанасий).
Пс.16:14. Господи, от малых от земли, раздели я в животе их, и сокровенных Твоих исполнися чрево их: насытишася сынов, и оставиша останки младенцeм своим.Пс.16:15. Аз же правдою явлюся лицу Твоему: насыщуся, внегда явити ми ся славе Твоей.
Бог через святых Своих возвещает, какая в будущем ожидает нас слава. Апостол Павел взывает: «недостойны страсти нынешняго времене к хотящей славе явитися в нас» (Рим. 8:18), и другой возвещает, что оттуда «отбеже болезнь, печаль и воздыхание» (Ис. 35:10). «Насыщением» Пророк обозначает совершеннейшее тайное и неизреченное ненасытное наслаждение божественной красоты и любви Божией, которого удостоятся очистившие свои сердца «от всякия скверны плоти и духа» (2 Кор. 7:1). Ибо душа, не возрожденная свыше Духом, вся на земле своими помыслами; но если сподобится благодати Духа – то все ее помыслы сделаются чистыми, небесными и святыми (Студит, Макарий В., Максим Грек).
По 2–й кафисме, Трисвятое по Отче наш:
Тропарь, глас 2: Аз сый дре́во непло́дное, Го́споди, умиле́ния плода́ не ношу́ отню́дь и посече́ния страшу́ся, и огня́ о́наго бою́ся негаси́маго. Те́мже Тя молю́: пре́жде о́ныя ну́жды обрати́ и спаси́ мя.
Я́ко во́лны морски́я, на мя воста́ша беззако́ния моя́, я́ко корабле́ц в пучи́не, аз еди́н обурева́юся от прегреше́ний мно́гих, но в ти́хое приста́нище наста́ви мя, Го́споди, покая́нием и спаси́ мя.
Слава: Поми́луй мя, рече́ Дави́д, и аз Тебе́ зову́: согреши́х, Спа́се, грехи́ моя́ очи́стив покая́нием, поми́луй мя.
И ныне: Предста́тельство те́плое христиа́н, Сы́на Твоего́ моли́, Богоро́дице, вся́каго злоде́йства и лю́тости изба́вити нас ра́тника, и да́ти проще́ние нам, о ни́хже согреши́хом, милосе́рдия ра́ди щедро́т, Твои́ми моли́твами, Ма́ти Де́во.
Го́споди, поми́луй (40) и молитва:
Влады́ко Вседержи́телю, О́тче Го́спода на́шего Иису́са Христа́, Единоро́днаго Твоего́ Сы́на, даждь ми те́ло нескве́рное, се́рдце чи́стое, ум бодр, ра́зум незаблу́дный, Ду́ха Свята́го наше́ствие, к стяжа́нию и дово́льству и́стины во Христе́ Твое́м: с Ни́мже Тебе́ сла́ва подоба́ет, честь и поклоне́ние, со Святы́м Ду́хом ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в, ами́нь.
Кафизма 2. Видео — озвучивание и текст, смотрите — здесь.