Река иордан в израиле
Содержание:
История
19 век
В 19 — м веке река Иордан и Мертвое море были изучены на лодке в первую очередь Кристофера Costigan в 1835 году, Томас Говард Молинье в 1847 году, Уильям Фрэнсис Линча в 1848 году, и Джон Макгрегор в 1869. Полный текст 1849 книги WF Линча повествовательной из Экспедиция Соединенных Штатов на реку Иордан и Мертвое море доступна в Интернете.
20 век
Цветная открытка с изображением реки Иордан, автор Кариме Аббуд , около 1925 года.
В 1964 году в Израиле была введена в эксплуатацию насосная станция, которая перенаправляет воду из Галилейского моря в национальный водопровод . Также в 1964 году Иордания построила канал, который отводил воду из реки Ярмук , главного притока реки Иордан, в канал Восточный Гор . Сирия также построила водохранилища, которые собирают воды Ярмука. Экологи обвиняют Израиль , Иорданию и Сирию в нанесении серьезного ущерба экосистеме реки Иордан.
В наше время воды на 70–90% используются людьми, и сток значительно сокращается. Из-за этого, а также из-за высокой скорости испарения Мертвого моря , а также из-за промышленной добычи солей через пруды-испарители Мертвое море быстро сокращается.
Гидрология реки Иордан
Прибрежные права на реку Иордан разделяют 4 разные страны: Ливан , Сирия, Иордания , Израиль, а также палестинские территории ; хотя Израиль как оккупирующая власть отказался передать какие-либо водные ресурсы Палестинской национальной администрации . Река Иордан берет свое начало недалеко от границ трех стран: Израиля, Ливана и Сирии, причем большая часть воды поступает из Антиливанских гор и горы Хермон на севере и востоке. Три истоковых реки сходятся, образуя реку Иордан на севере:
- Река Хасбани , которая берет начало на юге Ливана, со средним годовым стоком 138 миллионов кубических метров,
- Река Дан в Израиле, в среднем 245 миллионов кубических метров в год, и
- Река Баниас, текущая с Голанских высот , в среднем 121 миллион кубических метров в год.
Эти потоки сходятся в шести километрах внутри Израиля и текут на юг, к Галилейскому морю, полностью в пределах Израиля.
Качество воды в речном бассейне неодинаково. Три притока верхнего Иордана имеют низкую соленость, около 20 промилле. Соленость воды в Тивериадском озере колеблется от 240 частей на миллион в верхней части озера (предельная для оросительной воды) до 350 частей на миллион (слишком высокая для чувствительных цитрусовых), где она сбрасывается обратно в реку Иордан. Соль поступает из соленых подземных источников. Эти источники проходят через русла древних морей, а затем впадают в Тивериадское озеро, а также в источники подземных вод, которые впадают в нижнюю часть Иордана. Ниже по течению Тверии соленость притока реки Ярмук также удовлетворительна, на уровне 100 частей на миллион, но нижняя часть реки Иордан становится все более соленой по мере того, как течет на юг. Он достигает двадцати пяти процентов солености (250 000 промилле) там, где он течет в Мертвом море, которое примерно в семь раз соленее океана.
В качестве источника пресной воды дренажная система реки Иордан жизненно важна для большей части населения Палестины, Израиля и Иордании и в меньшей степени в Ливане и Сирии, которые могут использовать воду из других национальных источников. (Хотя права сирийских прибрежных вод на Евфрат были серьезно ограничены турецкой программой строительства плотин, серия из 21 плотины и 17 гидроэлектростанций была построена на реках Евфрат и Тигр в 1980-х, 90-х годах и, по прогнозам, будет завершена в 2010 году, для обеспечения оросительной водой и гидроэлектроэнергией засушливых районов юго-востока Турции.) Анализ ЦРУ в 1980-х поместил Ближний Восток в список возможных зон конфликта из-за проблем с водой. Двадцать процентов населения региона не имеют доступа к надлежащей питьевой воде, а 35% населения не имеют надлежащей санитарии.
Совместное использование водных ресурсов включает в себя вопросы использования воды, прав на воду и распределения количеств. Палестинская национальная администрация хотела бы расширять и развивать сельскохозяйственный сектор на Западном берегу , чтобы уменьшить свою зависимость от израильского рынка труда, в то время как Израиль предотвратил увеличение орошения Западного берега. Иордания также желает расширить свой сельскохозяйственный сектор, чтобы обеспечить продовольственную безопасность.
21 мая 1997 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о праве несудоходных видов использования международных водотоков .
В статьях устанавливаются два принципа использования международных водотоков (кроме судоходства): «справедливое и разумное использование». и «обязательство« должной осмотрительности »не причинять значительного вреда». Справедливое и разумное использование требует учета всех соответствующих факторов и обстоятельств, включая:
- а) географические, гидрографические, гидрологические, климатические, экологические и другие факторы природного характера;
- b) социальные и экономические потребности соответствующих государств водотока;
- c) население, зависящее от водотока в каждом государстве водотока;
- d) последствия использования или использования водотоков в одном государстве водотока для других государств водотока;
- e) существующие и потенциальные виды использования водотока;
- f) сохранение, защита, освоение и экономное использование водных ресурсов водотока, а также стоимость мер, принимаемых с этой целью;
- (g) наличие альтернатив сравнимой ценности для конкретного планируемого или существующего использования.
Ярденит
Это самое популярное и известное место, которым славится современная река Иордан. Израиль построил здесь очень раскрученный туристический комплекс. Он находится недалеко от озера Кинетер, возле города Тверии. Его расположение не соответствует даже тому месту крещения, которое традиция размещает возле Каср-аль-Яхуда. Однако власти Израиля избрали его в качестве своего рода символической достопримечательности. Здесь есть благоустроенный бассейн, где оказываются услуги по троекратному погружению в воду Иордана. Стоит такое символическое крещение от десяти до двадцати пяти американских долларов. Рядом находится лавочка, где можно приобрести различные предметы, освященные в православном храме. Сюда приезжает до четырехсот тысяч паломников в год именно для того, чтобы принять такого рода крещение. Самой популярной датой считается девятнадцатое января, когда чин освящения воды совершает патриарх Иерусалима.
Религиозное значение
Еврейская библия
Переход через Иордан, из Die Bibel in Bildern
Йом ха-Алия (День алии, иврит: יום העלייה) Является Израильский национальный праздник отмечается ежегодно десятого числа иврит месяц Нисан в память о том, как израильтяне перешли реку Иордан в Землю Израиля, неся ковчег Завета как записано в Книге Иисуса Навина на иврите.
Новый Завет
Христианские женщины совершают паломничество в Аль-Магтас (1913)
В Новый Завет утверждает, что Иоанн Креститель крестился до покаяния в Иордании (Матфея 3: 5–; отметка; Люк ; Джон). Эти акты Крещение также сообщается, что они произошли в Бетабара ().
Аль-Магтас руины на иорданской стороне реки Иордан являются предполагаемым местом Крещения Иисус и министерство Иоанн Креститель
Иисус пришел креститься им там (Матфея 3:13; ; , ). Иордан также является местом, где Иоанн Креститель записал, что Иисус был Сын Божий и агнец Божий ().
В пророчество из Исайя взяв во внимание Мессия который называет Иордан () также сообщается в. В Новом Завете несколько раз говорится об Иисусе, перешедшем Иордан во время своего служения (; ), и верующих, переходящих Иордан, чтобы прийти послушать его проповедовать и быть исцелил их болезней (; )
Когда враги попытались схватить его, Иисус укрылся у реки в том месте, которое Иоанн впервые крестил ()
В Новом Завете несколько раз говорится об Иисусе, перешедшем Иордан во время своего служения (; ), и верующих, переходящих Иордан, чтобы прийти послушать его проповедовать и быть исцелил их болезней (; ). Когда враги попытались схватить его, Иисус укрылся у реки в том месте, которое Иоанн впервые крестил ().
Ученые пришли к выводу, что сайт называется Аль-Магтас восточная сторона долгое время считалась местом крещения Иисуса и местом паломничества, хотя большинство нынешних паломников отправляются в места на западной стороне, Каср-эль-Яхуд, тоже давно, но не так рано. Это привело к выбору Аль-Махтаса в качестве объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО, что произошло в 2015 году.
Символизм
Потому что, согласно еврейской традиции, Израильтяне совершил трудный и опасный путь из рабство в Египет к свободе в Земля обетованнаяИордания может относиться к свободе. Фактический переход — это последний этап путешествия, который затем завершается.
Среди множества других упоминаний, река Иордан получает это значение в тексте Река старик: «Отпусти меня от Миссисипи / Отпусти меня от босса белого человека / Покажи мне тот ручей, который называется рекой Иордан / Это старый ручей, который я очень хочу пересечь».
Крещение королевской семьи
Из-за крещения Иисуса вода из Иордана используется для крещения наследников и князей в нескольких христианских королевских домах, например, в случаях Принц Джордж Кембриджский, Симеон Болгарии и Джеймс Огилви. Ранее, 15 мая 1717 г., императрица Мария Тереза крестился в Вене папой Нунтий Джорджио Спинола, представляющий Папа Климент XI, с водой для крещения, содержащей несколько капель из реки Иордан.
Христианская поэзия и музыка
Иордания — частый символ в народ, Евангелие, и духовная музыка, И в поэтический и литературный работает.
Крещение Иисуса упоминается в гимне реформатора Мартина Лютера «Christ unser Herr zum Jordan kam«(1541 г.), основа для кантаты Иоганна Себастьяна Баха, Christ unser Herr zum Jordan kam, BWV 7 (1724).
Река Иордан, в первую очередь из-за ее богатого духовного значения, послужила источником вдохновения для бесчисленных песен, гимнов и историй, включая традиционные афро-американские духовные / народные песни «Майкл гребет в лодке на берег», «Глубокая река», и «Ролл, Иордания, Ролл».[нужна цитата] Это упоминается в песнях «канун разрушения», «Ты будешь там», и «Путешествующий незнакомец» И в «Река Ольман»из мюзикла Показать лодку. «Дальние берега Иордании» Джонни Кэш и Джун Картер Кэш в июне награда Грэммистудийный альбом-победитель, Нажмите на, упоминается река Иордан, а также Земля Обетованная.[нужна цитата] Река Иордан также является объектом корни регги художник Горящее копьепесня с таким же названием. Белорусская группа Спасение посвятил весь свой альбом »Переход через Иордан»К теме.
Гидрография
Длина Иордана — 252 км, по другим данным — 223 км; площадь водосборного бассейна составляет около 18 000 км². Средний уклон — 1,85 м/км, на участке от озера Ху́ла до Тивериадского озера — 17,6 м/км. Река не судоходна на всём протяжении.
Иордан берёт начало в 14 км севернее озера Хула, недалеко от кибуца Сде-Нехемия. Образуется слиянием трёх рек — Эль-Хасбани (Хацбани, Снир), Баниаси (Хермон) и Лиддани (Дан), текущих со склонов горы Хермон и составляющих 77 % вод бассейна Иордана.
Далее река течёт в направлении с севера на юг до самого устья.
Ниже по течению Сде-Нехемии Иордан разделяется на два канала, которые через несколько километров снова соединяются. Каналы были прорыты между 1950 и 1958 годами в рамках проекта по осушению долины озера Ху́ла. От места их соединения идёт канал до Моста дочерей Иакова (ивр. גשר בנות יעקוב — ге́шер Бнот-Яако́в). Отсюда Иордан течёт в своём естественном русле, проходящем по дну базальтового ущелья, до впадения в Тивериадское озеро (ивритское название — озеро Кине́рет). На иврите этот участок реки называется Ярде́н а-Харари́ (дословно — «Горный Иордан»). Здесь река имеет наибольший уклон — 17.6 м/км. По ходу ущелья есть несколько порогов, что привлекает туристов-водников.
После выхода из ущелья, Иордан впадает в Тивериадское озеро (озеро Кинерет) — самое большое естественное водохранилище Израиля. Площадь озера около 170 км², объём — около 4 млрд м³. Вода озера солоновата из-за большого количества минеральных источников по его берегам, тем не менее, она пригодна для питья. На северо-западе в озеро погружена труба всеизраильского водопровода — по нему вода из озера поступает в густонаселённую центральную и безводную южную части страны. Уровень Тивериадского озера от года к году колеблется между 211 и 215 м ниже уровня моря.
Далее река течёт по Иорданской долине, расположенной между Тивериадским озером и Мёртвым морем. Иорданская долина, вместе с долиной Арава, входит в Сирийско-Африканский тектонический разлом, который тянется от Сирии до Восточной Африки. Здесь русло реки становится очень извилистым, а берега — высокими, в некоторых местах отвесными. Ширина реки доходит до сорока метров. Зимой, во время половодья, река подмывает берега, и это иногда приводит к обвалам, создающим серьёзные препятствия для водотока. На этом участке в Иордан впадает несколько рек, крупнейшие из которых — Ярмук и Сейль-эз-Зарка, или Яббок (левые притоки), и Харод (правый приток).
Примерно в 100 км к югу от Тивериадского озера Иордан впадает в Мёртвое море, являющееся одним из наиболее солёных озёр в мире. Побережье Мёртвого моря — самый низкий участок земной поверхности (420 м ниже уровня моря, и продолжает снижаться). В прошлом Иордан ежегодно приносил в Мёртвое море около 1300 млн м³ воды (что составляло около 66 % всего поступления воды в море), в настоящее время эта цифра уменьшилась до 20-200 млн м³ (80 %[источник не указан 219 дней]).
Притоки
Реки, слияние которых образует Иордан:
- справа
Эль-Хасбани (Хацбани, Снир) — стекает с ливанской части горы Хермон. Попытки ливанского правительства перегородить реку для использования значительной части её вод в хозяйственных целях не раз приводили к трениям в ливано-израильских отношениях.
- слева
Баниаси (Хермон, Баниас) сливается с Лиддани (Дан), после чего водоток принимает справа малую реку — Коруни.
Наиболее крупные притоки на участке между Тивериадским озером и Мёртвым морем:
- Ярмук — отделяет Иорданию от Сирии и Голанских высот.
- Сейль-эз-Зарка (Яббок)
- Харод
Мощность потока Иордана и его притоков
Среднегодовой сток в устье реки Иордан и его наиболее крупных притоков:
Река | Годовой сток (млн м³) |
---|---|
Иордан | 850 |
Эль-Хасбани (Хацбани, Снир) | 117 |
Баниаси (Хермон, Баниас) | 125 |
Лиддани (Дан) | 252 |
Ярмук | 460 |
Сейль-эз-Зарка (Яббок) | 54 |
Харод | 6 |
Значительная часть вод этих рек используется Израилем и Иорданией в хозяйственных целях, из-за этого их современный годовой сток меньше естественного. Например, для Иордана этот показатель должен составлять 1,2—1,3 млрд м³ в год. В настоящее время государствами предпринимаются совместные усилия, направленные на восстановление реки в рамках ближневосточного мирного процесса.
География
Река протекает по Сирийско-Африканскому рифту, и потому перепад высот в северной и южной части течения Иордана очень велик. Главные истоки, реки Эль-Хасбани (Снир), Дан и Банияс, берут начало у подножия горы Хермон на высоте ок. 520 м над уровнем моря. На высоте ок. 80 м над уровнем моря реки, слившись, образуют единое течение Иордана. На расстоянии 14 км к югу, на высоте ок. 78 м над уровнем моря, Иордан впадает в болотистое озеро Хула. На 25 км южнее, на высоте ок. 200 м ниже уровня моря, Иордан впадает в Тивериадское озеро. Иордан вытекает из Тивериадского озера с южной стороны и течет на юг к Мёртвому морю (ок. 410 м ниже уровня моря). На последнем, нижнем отрезке увеличивается меандрирование реки. В нижнем течении Иордан подпитывается еще несколькими притоками: с востока — реками Ярмук и Эз-Зарка (Иавок), стекающими с горы Галаад, с запада — реками Харод и Тавор, спускающимися с горы Гилбоа (Гелвуй). Стремительное течение и резкое падение на верхнем отрезке, извилистость и незначительная глубина на нижнем делают реку несудоходной.
Прибрежная полоса И. покрыта обильной растительностью, контрастирующей с пустынными окрестностями. Берега реки заросли иорданским тамариском, ивами, акацией, олеандром и содомскими яблонями. В древности в полосе растительности, тянущейся вдоль реки («краса Иордана» () ), водилось много диких зверей: львов (; ; ), леопардов, диких кабанов. До сих пор встречаются газели, лисы, шакалы и гиены. Берега Иордана также служат местом стоянок для перелетных птиц. Река богата рыбой.
Верхнее течение реки представляет собой плодородную возделываемую долину. Земли вдоль нижнего Иордана заселены крайне неравномерно: восточный берег, область древней Переи, интенсивно осваивается, здесь расположены десятки деревень и небольшой г. Эль-Карама; на западном берегу насчитывается несколько оседлых бедуинских и израильских сельских поселений, а также г. Бейт-Шеан на месте древнего Беф-Сана.
Устье р. Иордан |
Современные проблемы Иордана
Река страдает от вредных стоков, интенсивного сельскохозяйственного использования ее вод и от последствий затяжного конфликта на Святой земле и, по некоторым оценкам, может в скором времени пересохнуть.
В начале 1960-х годов Иордан переносил из Галилейского озера в Мертвое море 1,3 млрд. кубометров воды в год. По словам экологов, сегодня количество воды, протекающей по руслу реки за год, составляет лишь 10% от прежнего. По данным международной организации «Друзья Земли на Ближнем Востоке», в обезвоживании Иордана виноваты Израиль, Сирия и Иордания, которые за последние полвека построили немало плотин, каналов и водозаборов для городской канализации.
«Если сейчас же не принять меры, река Иордан исчезнет. Больше половины воды в ней сегодня — канализационные стоки и вода, стекающая с полей», — заявил председатель «Друзей Земли» Мункет Мехьяр. По словам израильского директора «Друзей Земли» Гидона Бромберга, арабо-израильский конфликт также плохо влияет на состояние реки, так как каждая из конфликтующих стран старается «забрать себе как можно больше воды». В 1950-х годах Израиль начал откачивать воду из Галилейского моря, а в 70-е — Иордания стала использовать воду главного притока Иордана — реки Ярмук — для орошения своих полей. В настоящее время Иордания и Сирия строят на Ярмуке плотину, которая может привести к полному пересыханию Иордана. В 1994 году Израиль и Иордания подписали мирный договор, в котором упоминалась «реабилитация» реки, однако ни одна из сторон не приняла серьезных шагов для восстановления Иордана.
Обмеление Иордана — источник проблем Мертвого моря, самого соленого водоема на планете. Уровень воды в нем каждый год уменьшается почти на метр, что может привести к полному исчезновению моря через 50 лет .
Происхождение названия
Среди учёных не сформировалось единого мнения по поводу происхождения названия реки.
Основа «Йар», выделяемая в названии нескольких рек региона (Яркон, Ярмук), с предположительным значением «река» может быть унаследована ивритом от древнего семитского или даже до-семитского субстрата; отмечается также гипотетическая возможность связать эту основу с древнееврейским названием Нила, др.-евр. יאר, «Йеор».
Распространена точка зрения о происхождении названия др.-евр. ירדן, «Йарде́н» — от общесемитского корня «йарад» («спускаться», «падать»). Существует версия, возводящая название к колену Данову, в уделе которого находится один из источников Иордана. Предлагаются и другие варианты этимологии из семитских языков: «канава», «шуметь» и т. п.
Это название упоминается как Jrdn в древнеегипетских папирусах X в. до н. э., Yārdon в XIII в. до н. э. (Папирус Анастази I), встречается в аккадских табличках амарнского архива XIV в. до н. э.
Некоторые исследователи (например, В. В. Иванов) высказывают предположения об индоевропейском происхождении названия реки. Оно могло сохраниться от индоиранцев или, скорее, «народов моря» (в частности — филистимлян), живших здесь в своё время. Сторонники этой версии во второй части гидронима выделяют индоевропейский корень *danu («влага, вода, река»), который присутствует в названиях рек Дунай, Днепр, Дон и т. д.
Этимология названия
Евр. yarden не имеет убедительной этимологии. Высказывались предположения как о семитском, так и об индоевроп. происхождении этого наименования. Наиболее часто yarden связывают с евр. глаголом yarad — спускаться; cогласно В. Гезениусу , это предложение было высказано А. Реландом ; из совр. авторов эту этимологию поддерживает Э. Пентюк, который, основываясь на аккад. написаниях этого имени, зафиксированных в источниках из Эмара XIV-XII вв. до Р. Х., предлагает реконструкцию названия реки от корня yar . В Вавилонском Талмуде приведено мнение раввина Хийи бар Аббы, который понимает происхождение слова yarden сходным образом («Почему она называется Иордан? Потому что она спускается от Дана» — Берахот. 55а). Многие авторы отвергают эту этимологию, cчитая ее народной ; в частности, указывают на то, что суффикс -en в древнееврейском непродуктивен . Основываясь по сути на том же общесемит. корне (араб. warada, евр. yarad, эфиоп. warada и др.), К. Ф. Зейбольд предлагает др. понимание семантики этого названия, которое он выводит из значения араб. warada — «спускаться к воде» (чтобы пить) и yarden — «водопой» .
Л
Кёлер, принимая во внимание главным образом древнеперсидские данные, высказал предположение, что речь идет о слове иранского происхождения, состоящем из элементов yar (древнеперсид. yar — год) и don/dan (древнеперсид
danav — река) со значением «река, текущая весь год» . Ряд авторов отмечают фонетическое сходство названий рек Средиземноморского бассейна и Европы: Ιαρδάνος на Крите и в Элиде , Eridanus (р. По), Rhodanus (р. Рона), Οὐαρδάνες в Сарматии . Из этого делались различные выводы. Так, считалось, что семит. слово со значением «река» благодаря финикийцам распространилось по Средиземноморью. Р. Харрис, а также Ф. Гоммель полагали, что эти названия восходят к индоевроп. слову, представленному в персид. и арм. языках, ward — роза . Эту линию интерпретации продолжает и В. фон Зоден, который приходит к выводу, что это «древний средиземноморский термин», однако считает, что он возник до появления как индоевропейцев, так и семитов в Леванте . Ряд этимологий, как древних, так и новых, исходит из того, что в слове yarden присутствует наименование колена или местности Дан, где берет начало один из истоков И. Так, блж. Иероним Стридонский, исходя из греч. написания Ιορδάνες, считал, что это наименование образовано сложением названий 2 истоков — Йор и Дан . Из авторов Нового времени, напр., Р. Олден приводит истолкование yarden как «вода (река) Дана», исходя из хурритского iar — вода .
Карта реки Иордан
Вода в реке достаточно мутная. Поэтому многие предпочитают осуществлять купание в районе озера Кинерет. Это Ярденит, где есть специально оборудованное место, где паломники могут войти в воду. Для верующих тут постарались создать максимально комфортные условия. Каждый, кто хочет войти в воды этой священной реки может приобрести рубаху, которую после купания можно забрать к себе домой, и сохранять как семейную реликвию. Считается, что подобное омовение способно защитить человека от невзгод и исцелить от болезней.
При входе в комплекс есть мемориальные доски, где на разных языках мира написаны слова из Евангелие, повествующие о крещении Иисуса Христа в водах священной реки Иордан. Согласно этому писанию крещение было принято от Иоанна Крестителя.
Ежегодно эту христианскую святыню посещают тысячи верующих. Они приезжают сюда с разных уголков Земного шара. Так как Иордан находится на Ближнем Востоке, температура воздуха здесь круглый год приемлема, и позволяет приехавшим паломникам окунаться в воды священной реки.
Каждый желающий может сделать фото на память, и еще долго вспоминать путешествие к этому священному для всех христиан месту.
Сюда приезжают не только те, кто хочет поклониться христианской святыне. Вблизи реки расположено огромное количество археологических памятников, которые относятся к различным эпохам. Сюда приезжают археологи, которые мечтают изучить различные развалины и древние города, которые были основаны в период от раннего палеолита до времен, когда на эту землю совершались крестовые походы.
Так что если вы планируете посетить Израиль, обязательно съездите на экскурсию к реке Иордан. Гид вам подробно расскажет обо всем, что связанно с этой святыней. Вы сможете посетить руины древних крепостей и городов, побывать в местах, где останавливались славные крестоносцы во время своих походов, окунуться в воды священной реки в месте, где крестился сам Иисус. Вернувшись из поездки, вы обязательно почувствуете себя обновленным и очищенным.
Если верить приданиям, купание в Иордане приносит здоровье, поэтому сюда приезжают те, кто верит в чудесное исцеление. Считается, что эта библейская река способна излечить не только тело, но и душу. Поэтому попав сюда, помолитесь, подумайте о совей жизни, возможно, после этого священного места вы переосмыслите смысл своей жизни и измените ее к лучшему.