Что такое иезуит

[править] Иезуиты в России

Португалец Томас Перейра, один из первых иезуитов, посетивших Россию (1689 год)

До XVIII века иезуиты нечасто попадали в Московское царство; однако иезуиты Перейра (англ. Thomas Pereira)) и Жербильон, входившие в состав китайской делегации в Нерчинске в 1689 году, сыграли значительную роль в заключении Нерчинского договора.

После роспуска Общества в Европе и , двести один иезуит в четырёх колледжах и двух резиденциях польских и литовских областей оказался на территории Российской империи под покровительством Екатерины II. Последняя, по доставке в Польшу в сентябре 1773 года буллы Dominus ac Redemptor, повелела считать буллу несуществующей.

Возглавлявший иезуитов ректор полоцкого коллегиума литвин Станислав Черневич, который незадолго до публикации папской буллы в Речи Посполитой был назначен вице-провинциалом иезуитов в Белоруссии, обратился к Пию VI, изложив тому ситуацию, в которой оказались иезуиты в России и прося дать каким-либо образом знать о своей позиции. 13 января 1776 года Папа дал загадочный ответ: «Пусть плод ваших молитв, как предвижу я и желаешь ты, будет благоприятен». Белорусские иезуиты продолжили служение в своих школах и церквах.

В 1800 году новый император Павел I передал обществу церковь святой Екатерины в Санкт-Петербурге и дал свое согласие на устройство колледжа при ней. В ряды Общества вступали русские, как-то князь Иван Гагарин (—), публицисты Иван Мартынов (—) и Евгений Балабин (—)‚ основатели существующего ныне журнала «Etudes».

7 марта 1801 года Папа Пий VII издал документ Catholicae fidei, в котором официально утвердил Общество Иисуса, продолжавшее существовать в Российской империи, что в частности было сделано по личной письменной просьбе императора Павла I. Подтверждение стало предтечей последовавшего в 1814 году полного восстановления Ордена иезуитов во всём мире.

16 декабря 1816 года был опубликован указ о высылке иезуитов из Петербурга и запрещении им въезда в обе столицы; иезуиты были вывезены в Полоцк.

13 марта 1820 года Император Александр I, ввиду прозелитизма иезуитов, по докладу князя А. Н. Голицына, подписал указ о высылке иезуитов из Российской империи. Все их учебные заведения закрывались, имущество конфисковывалось. Российским подданным, если они покидали Орден, дозволялось остаться в России. За —1821 годы было выслано 317 иезуитов, 23 российских подданных порвали с орденом.

Запрет деятельности иезуитов действовал до падения монархии в марте 1917 года.

Советская власть и её идеология относилась к иезуитам крайне негативно, подавая их как аморальную шпионскую спецслужбу католической церкви. .

21 июня 1992 года Минюстом России был зарегистрирован Независимый Российский Регион Общества Иисуса.

В конце октября 2008 года в Москве, в квартире на улице Петровке, были убиты иезуиты Виктор Бетанкур и Отто Мессмер. Последний, уроженец Караганды, из семьи немецких католиков, с 2002 года был настоятелем Независимого Российского Региона «Общества Иисуса». Уголовное следствие склонялось к бытовой версии убийства.

См. также статью: Католицизм в России

См. также статью: Католицизм в Белоруссии

Монахи-солдаты

Организационное устройство и внутренние правила ордена тщательно обдуманы во всех подробностях. Каждому иезуиту положено пройти многолетний “искус” – несколько степеней посвящения. За это время проверяются его качества и способности. Здесь все рассчитано так, чтобы до пределов развить в молодом иезуите фанатизм, самообладание, физическую выносливость и так далее.

Вступление в орден начинается долгой муштрой в специальных учебных заведениях. Лишь немногие члены ордена, зарекомендовавшие себя как самые отъявленные враги науки, культуры и всякого прогресса, могут достичь звания професса. Но и эта отборная иезуитская верхушка делится на разряды: переходя во второй, последний разряд, професс по примеру первых иезуитов в дополнение к обычным монашеским обетам дает особый обет – повиноваться папе.

Переход члена ордена от одной степени посвящения к другой возможен лишь при том условии, что начальники в совершенстве знают и одобряют все его помыслы и склонности и убеждены в его преданности иезуитскому делу. Отбору надежных для продвижения на высшую ступень помогают внушаемое иезуитам доверие, а также система обязательного шпионажа и доносов всех на всех.

Орден объединяет вокруг себя своих многочисленных приверженцев – “светских иезуитов”. Находятся они в разных слоях общества, действуют в условиях строгой конспирации и потому, как правило, не знают друг друга. Что касается внутреннего управления ордена, то во главе его стоит генерал избираемый верховным советом или конгрегациею пожизненно и утверждаемый папою. Деятельность главы ордена заключается в непрерывном руководстве и контроле всех действий членов.

Для удобства управления деятельностью иезуитов, разбросанных по разным странам, орден разделил весь мир на особые районы – провинции. Во главе каждой из них стоит так называемый провинциал, которому подчиняется местная орденская иерархия. Провинции объединены в ассинстенции, начальники которых являются своего рода министрами при главе иезуитов.

Первым генералом иезуиты избрали Лойолу. Сначала он счел нужным публично показать пример смирения и отказаться от должности. Лишь после нескольких голосований он соблаговолил дать согласие.

По уставу генерал зависит от своего тайного совета – “генеральной конгрегации”, состоящей из ближайших его помощников. Члены этого совета формально вправе при известных обстоятельствах даже низложить генерала и избрать нового. Но за всю историю иезуитского ордена такого случая не было. Необходимо добавить, что генерал властен сместить любого члена конгрегации и самостоятельно изменить статьи устава, обеспечивая себе полную безнаказанность.

Источник – А.А. Быков “И. Лойола, его жизнь и общественная деятельность” (1890 г.), Д.Е. Михневич “Очерки из истории католической церкви (Иезуиты)”,(1953 г.), С.Г. Лозинский “История папства”, (1986 г.)

Школы и Университеты ордена иезуитов

С самых первых лет существования “Общества Иисуса” где бы не появлялись иезуиты, они стремились тотчас же устроить свои школы – коллегии. В них преподавали начатки арифметики, геометрии, астрономии

Особое внимание уделялось наукам, нужным для проповедников: латинской и греческой грамматике, а также риторике и диалектике. Над всем этим стояло, разумеется, богословие

В иезуитских учебных заведениях применялись изощреннейшие виды духовной муштры. Человек, годами живший под гнетом такой “педагогики”, постепенно от “страха божьего” превращался в марионетку своих наставников. Особое значение иезуиты придавали высшим школам. Университеты были охранителями реакции в науке. В них безраздельно господствовала схоластика, и под видом научных проблем изучались вымыслы богословов, подменявших исследование природы бесплодными умствованиями.

[править] Принципы ордена

Основные принципы построения ордена: жесткая дисциплина строгая централизация, беспрекословное повиновение младших по положению старшим, абсолютный авторитет главы — пожизненно избираемого генерала («чёрного папы»), подчинённого непосредственно папе римскому. Система морали, разработанная иезуитами, ими самими называлась «приспособительной» (accomodativa), так как давала широкую возможность в зависимости от обстоятельств произвольно толковать основные религиозно-нравственные требования. Для большей успешности их деятельности орден разрешает многим иезуитам вести светский образ жизни, сохраняя в тайне свою принадлежность к ордену. Широкие привилегии, данные папством иезуитам (освобождение от многих религиозных предписаний и запрещений, ответственность только перед орденским начальством и др.), в сочетании с обязательным взаимным шпионажем внутри ордена[источник?] и т. п. способствовали созданию чрезвычайно гибкой и прочной организации, в короткое время распространившей свою деятельность на многочисленные страны. Слово «иезуит» приобрело переносное значение.

В средние века иезуиты активно использовали казуистику, систему пробабилизма, а также применяли различные приемы для трактовки вещей в выгодном для себя ключе, в частности мысленные оговорки и т. п. Из-за подобной морали в бытовом языке слово «иезуит» стало синонимом хитрого, двуличного человека. Многие тезисы иезуитской морали были осуждены папой Иннокентием XI, Александром VII и другими. С иезуитами полемизировал Паскаль в своих Письмах к провинциалу. Несмотря на то, что современные иезуиты не сильно выделяются своей философией на фоне других католических орденов, часть критиков считает, что иезуиты не до конца отвергли принятую в средние века мораль, допускающую очень вольное трактование различных вещей и событий.

ИЕЗУИТЫ ВНЕ ЕВРОПЫ

Лжедмитрий I за своё недолгое правление показал себя современным европейским монархом. Возможно, удержись он на российском престоле, снискал бы славу, подобную славе Петра I. Иезуиты при Лжедмитрии чувствовали себя очень вольготно

Так или иначе, целью Общества Иисуса было распространение истинной веры, тем более что это распространение шло рука об руку с прибыльным бизнесом. Иезуитские миссии действовали в Японии, Китае, Индии и Южной Америке. Миссионерская деятельность ордена была на удивление успешной благодаря иезуитскому подходу к обращению.

Проповедники Общества Иисуса не пытались с нуля навязать туземцам чужую веру. Иезуиты тщательно изучали культуру, обычаи и религию страны, куда приехали, и адаптировали христианскую веру под местные особенности. Миссионеры искали в культурах общее, а не разное. Верховное языческое божество часто оказывалось христианским богом под другим именем, а прочие боги — его ангелами. Например, в Японии иезуиты объясняли, что Христос — одно из воплощений Будды Амиды, а Дева Мария — богиня милосердия Каннон. Также миссионеры искали общие мотивы в учении Христа и Конфуция.

В Индии представители ордена причисляли себя к варне брахманов, меняли темные католические робы на оранжевые буддийские и прекращали есть мясо. Ведь будет ли уважающий себя индус слушать жреца, который даже не вегетарианец? Обряды тоже по большей части оставались языческими. Лишь среди менее цивилизованных народов, например, американских индейцев, можно было проповедовать более или менее «чистое» христианство.

Грандиозный успех Общества Иисуса (в одной только Индии XVII века число христиан измерялось сотнями тысяч) был перечёркнут его же начальством. Удивившись докладам с внушительными цифрами обращённых, Папа Римский отправил в колонии ревизоров — тут явно что-то не чисто! И действительно, христианство, которое исповедовали японцы или индусы, мало походило на христианство Папы.

После того как руководство католической церкви потребовало отказаться от прогрессивных методов, количество обращённых резко пошло на спад. И ладно бы церковные сановники только души не спасли, так они ещё и подорвали прежде высокий авторитет европейских священников в глазах неевропейцев, что ощутимо вредило торговле. Интересно, что китайский император Канси даже пытался защищать иезуитов, просил их остаться и продолжать в том же духе, несмотря на приказ свыше. Это опять-таки было заслугой хорошего иезуитского образования, в котором нуждались знатные китайцы. Неиезуитских же миссионеров правитель Поднебесной с позором изгнал — что это за религия такая, в которой нет обряда почитания предков?

ЮЖНАЯ АМЕРИКА

В Южной Америке, где испанцы и португальцы не только торговали, но и властвовали, иезуитские миссионеры действовали по-другому. Орден создавал иезуитские редукции — минигосударства, в которых миссионеры были правителями, а индейцы — подданными. С одной стороны, туземцев использовали как дешёвую рабочую силу на плантациях, с другой — они получали сытую, безопасную жизнь без постоянных межплеменных войн и какое-никакое медицинское обслуживание. Особого недовольства иезуиты у индейцев не вызывали, ведь условия жизни в редукциях были относительно неплохими, к тому же власть миссионеров обычно опиралась на власть туземных вождей.

Наиболее известная иезуитская редукция возникла в Парагвае в 1608 году. Орден провел настоящий социалистический эксперимент: плановая экономика, рабочие места для каждого, перераспределение товаров в пользу бедных. Уже тогда вскрылись как достоинства, так и недостатки социализма: стабильность, никакой безработицы, никто не умирает с голода, но при этом туземцы работают вяло, без личной заинтересованности, не проявляя никакой инициативы.

Организация ордена иезуитов

В сравнении с другими орденами “Общество Иисуса” вначале было малочисленно. Быстрого увеличения числа иезуитов, очевидно, не ждали: учреждая орден, папа Павел III даже запретил принимать в него больше 60 человек. Однако вскоре ограничения отменили, и в год смерти Лойолы орден имел уже около тысячи членов разных степеней.

Орден рос и распространялся в той мере, в какой этого требовали его особые задачи организатора и вдохновителя контрреформации: требовалась не столько многочисленная, сколько специально подобранная и обученная организация. Орден иезуитов всегда умел обходиться небольшими силами. К тому же Лойола умел находить короткие пути к цели.

Самым важным делом для ордена была “обработка” влиятельных представителей господствующего класса. Серьезное значение Ватикан придавал также вмешательству иезуитов в международную политику. Еще один путь – миссионерство, которым занимались и почти все другие ордена, чтобы превращать в католиков тех, кто никогда ими не был, а главное – чтобы улавливать упрямые протестантские души и возвращать их под папское ярмо.

Система, принятая Лойолою, была нехитрая, но в этой простоте и заключалось все ее величие. Придя к убеждению, что воспитание и образование, даваемое пастве без строгого контроля пастыря, ведет к вольнодумству, он решил, что воспитание и образование должны быть сосредоточены в надежных руках. А для того, чтобы орден иезуитов и был “этими надежными руками”, Лойола создал образцовую организацию устройства ордена. Таким образом, главной задачей товарищества Иисуса было овладеть воспитанием и образованием молодежи, преподаванием в низших, средних и высших учебных заведениях.

Явление в религиозной жизни европейцев

Еретические движения в Европе — это явление довольно однотипное и достаточно прямое по своей идеологии, если рассматривать его с точки зрения догматики. Следует сказать, что европейские еретические течения и неканоничные секты Московской Руси 15−16 вв. были в этом похожи. Участники подобных движений стремились толковать Библию без посредничества церкви. Таков был главный лейтмотив всех еретических сект и движений в Средневековой Европе, коих было великое множество.

Священное Писание — источник знаний о боге и о божественном законе, на который опирались идеологи ересей. По их мнению, простой человек и сам мог понять Библию.

Церковь же считала, что Священное Писание невозможно верно истолковать без её посредничества, ведь Библия изобилует рядом формальных противоречий. Например, закон Моисея и слово Иисуса имеют расхождения. Позиция церковников была твёрдой — они представляют институт общественной жизни, который призван учить человека закону божьему. Ведь без этого невозможно найти спасения, понять Господа и его законы. В начале 17-го века эти идеи сформулировал деятель католической церкви кардинал Роберто Беллармин. Инквизитор полагал, что Библия для несведущего человека — это набор запутанной информации.

Иными словами, если у общества отпадёт надобность в посреднической миссии церкви в познании Библии, то церковная иерархия также окажется невостребованной. Именно поэтому подавляющее большинство средневековых еретических течений Западной Европы выступало против церковной организации как института общественной жизни.

ОСНОВАНИЕ ОРДЕНА

Гюстав Лебон в своем труде «Психология народов и масс» удачно подметил, что по-настоящему
харизматичный лидер должен быть сумасшедшим.
Личность основателя ордена иезуитов служит прекрасным тому подтверждением. История ордена начинается с истории испанского аристократа Игнатия
(Иньиго) де Лойолы, который в юности очень любил
рыцарские романы и характером во многом напоминал Дон Кихота из знаменитой книги Сервантеса, написанной немного позже. Лойолу постоянно тянуло
на рыцарские подвиги во имя прекрасной дамы.

В 1521 году Иньиго — уже не мальчик, но тридцатилетний мужчина — наконец-то попал при
Памплоне в настоящий бой. Наваррцы приняли
решение сдать город, но Иньиго был слишком самолюбив, охоч до подвигов и безумно храбр. Благодаря
харизме и красноречию ему удалось убедить сослуживцев сражаться до конца. Впрочем, конец этот
наступил достаточно быстро. В разгаре сражения
Иньиго был ранен пушечным ядром, и после этого
идею капитуляции уже никто не оспаривал.

Раненого идальго спасли, что по тем временам уже
было чудом, но инвалидность навсегда перечеркнула
для Иньиго военную карьеру. Несколько месяцев прикованный к постели, он хотел уйти в мир рыцарских
романов, но из книг в отцовском замке были разве что
жития святых и религиозные трактаты. Отчасти из-за сильного душевного потрясения, отчасти из-за информационного голода Лойола — будем откровенны
в суждениях — тронулся умом на религиозной почве.
Это ещё более удивительно ввиду того, что ранее
Иньиго к Церкви был совершенно равнодушен. У будущего основателя Общества Иисуса начались видения,
с ним говорили ангелы и святые. И тогда Лойола решил, что раз уже никогда не станет земным рыцарем, то просто обязан стать рыцарем небесным. Он принял
новое имя Игнатий, место сюзерена в его мечтах занял
Бог, а место прекрасной дамы — Дева Мария. Вместо
ратных подвигов Лойола совершал подвиги аскетизма — он голодал, проводил дни в молитвах и покаянии,
раздавал имущество нищим. При этом честолюбие
осталось при Лойоле: бывший рыцарь решил во что
бы то ни стало добиться успеха на церковном поприще, раз уже поле брани для него стало недоступным.

Два лика Игнатия де Лойолы: закованный в латы рыцарь
до обретения веры и святой учитель после обращения

Дальнейшие события в жизни Лойолы происходили по канонам классического жития. Обет целомудрия,
трёхдневная исповедь в горном монастыре Монсеррат
и, наконец, откровение на берегу реки Карденер. Годом
позже, в 1523-м, Лойола совершает паломничество
в Иерусалим, чтобы поступить там во францисканский
монастырь. Но глава общины отказал инициативному Игнатию, явно жаждущему не смирения, а славы.
Последний с некоторых пор воспринимал любое
поражение как жизненный урок. Из отказа настоятеля
он сделал вывод: нужно учиться и учить.

Потерпев поражение в Иерусалиме, Лойола вернулся, чтобы учиться и проповедовать в своей стране.
Он довольно быстро овладел латынью и поступил
в университет Алькалы, при этом не прекращая проповедовать. Но и тут всё оказалось не так просто. Хотя
в проповедях Лойолы не было ничего антикатолического, он постоянно подвергался гонениям со стороны
официальной Церкви, поскольку рассуждать о религии и Боге позволялось лишь «аккредитованным»
специалистам. Инквизиция отнеслась к Игнатию
лояльно, запретив ему проповедовать под страхом
изгнания — и не более того. Игнатий безропотно принял запрет и следующие шесть лет провёл за учёбой.
Не растерявший своей харизмы Лойола сколотил
из десятка студентов-теологов что-то вроде небольшой секты. Эти люди позже стали костяком ордена.

Постепенно из религиозного фанатика Лойола
превращался в хитрого и умелого администратора. Образованный и идеологически подкованный,
«рыцарь веры» возвратился к проповедям после
снятия запрета — и на этот раз сумел доказать свою
правоту, получив разрешение на проповедническую
деятельность. Полный энтузиазма и рвения, Игнатий стал искать встречи с самим римским папой.

Знаменитый монастырь Монсеррат
в Каталонии: здесь Лойола обрёл прощение
после покаяния в военных грехах

Это были тридцатые годы XVI века, в Европе
бушевала Реформация. Всё больше простолюдинов, аристократов и даже священников становилось под
знамена протестантизма. Католическая церковь
искала любые способы исправить положение. В этой
обстановке Лойола и преподнёс наместнику Святого
Петра проект нового монашеского ордена, который
мог бы стать мечом и щитом против Реформации.
Увидев небывалую инициативность и преданность
Лойолы, Павел III решил: а почему бы и нет? В 1540 году
понтифик утвердил новый религиозный орден.

Внутренняя организация ордена иезуитов

Своеобразие иезуитского ордена сразу бросалось в глаза. Старые ордена имели свои монастыри – у иезуитов их не было. Прочие монахи обязательно носили рясы – иезуит мог ходить и в светской одежде, если этого требовали интересы церкви, он мог даже скрывать свою принадлежность к ордену.

Но главное различие заключалось не в этих внешних чертах. Старые ордена тоже стремились укрепить пошатнувшийся престиж католической церкви. В свое время папы пытались прикрыть сребролюбие, чревоугодие и разврат церковной верхушки грубыми рясами монахов нищенствующих орденов и строгостью монастырских уставов.

И все-таки охватившее церковь разложение нагляднее всего проявилось именно в монастырях. Ко времени Лойолы они повсеместно стяжали недобрую славу как безжалостные эксплуататоры крестьян, оплоты дикого мракобесия. Однако и те изуверы-монахи, которые всерьез предавались аскетическим “подвигам”, в эту эпоху сильнейших социальных потрясений уже не приносили большой пользы церкви как воинствующей организации; нужнее “подвижников” ей были нужны вымуштрованные монахи-солдаты.

О том, как хорошо понял Лойола новые требования папства, свидетельствуют многие документы, написанные им самим или при его участии. Прежде всего это орденский устав, затем еще раньше написанная Лойолой книга “Духовные упражнения” и им же законченные в 1555 году “Конституции” ордена. Уже эти три основных документа являются убедительным доказательством остроты дворянского классового чутья Лойолы и его сподвижников.

Устав предписывает строжайшую субординацию, требует слепого повиновения старшим, рассматривает главные стороны деятельности ордена. Лойола дал иезуитам название “воинов христовых”. Быть “воином христовым” значило быть по-военному дисциплинированным, больше того – быть рабски послушным. Столь крайняя степень дисциплины основывалась на возвеличивании авторитета начальника. Наконец, Лойола требовал, чтобы ради укрепления церкви и власти римского папы иезуиты не останавливались даже перед совершением тягчайших грехов.

Члены иезуитского ордена обязаны быть безразличными и решительно разорвать все свои родственные связи. Устав возбраняет иезуитам какую бы то ни было духовную или светскую деятельность, если она не разрешена орденским начальством. Иезуиту запрещено владеть личной собственностью, чтобы он не отвлекался “мирскими” интересами от интересов ордена. Другое дело – орден как таковой: сам Лойола немало сделал для его тайного обогащения, справедливо видя в этом один из путей к власти иезуитов над церковью и к влиянию на все общество.

Лойола сделал аскетические “упражнения” обязательной частью иезуитского воспитания и видел в них испытанное средство разжигания фанатизма. Но не меньше этого ценил он аскетизм как дисциплинирующее и закаляющее средство, а потому он охлаждал пыл тех своих последователей, чье увлечение аскетизмом начинало вредить интересам ордена. Так, вопреки всем церковным правилам, больных иезуитов Лойола заставлял есть в пост мясное и сам подавал в этом пример, хотя в обычных условиях не могло быть и речи о нарушениях поста.

Молитва по несколько ночей подряд, самоистязание, долгое воздержание от пищи считались у иезуитов "душеспасительными" занятиями, но Лойола не позволял переходить меру. Он полагал, что иезуит, слишком много думающий о собственной душе, становится неполноценным как член воинствующего ордена.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector