Георгиевская церковь в старой ладоге

Детские кружки при воскресной школе

1.

Детско-юношеский хор. Многие воспитанники воскресной школы поют на регулярных
«детских» Литургиях. Службы проходят в Иоанно-Предтеченским приделе, на нижнем
ярусе Собора, где и находятся помещения Воскресной школы. Для участия в
богослужении и концертах, посвященных значимым для православной культуры
праздникам, ребята регулярно участвуют в хоровых спевках и изучают
сольфеджио.Действуют две подготовительные группы для хора: «Кнопочки» и
«Звездочки».

2.

Кружок гитары. Воспитанники воскресной школы готовят гитарные выступления для
внутренних концертов в воскресной школе.

3.

Кружок народного творчества (работает детское и взрослое отделение).

На Рождество, на Вербное воскресение и на
праздник Святой Троицы силами кружка народного творчества проводятся ярмарки.
Желающим передать свои работы можно позвонить: 8-916-619-77-94 Ирина.

4.

Кружок журналистики. Ребята готовят выпуски приходской газеты «Росток».

5.

Клуб любителей истории отечества

Совершаются регулярные паломнические поездки с профессиональным экскурсоводом,
участником приходского клуба. Регулярно совершаются обзорные экскурсии по
Георгиевскому Собору. Все желающие могут присоединиться к бесплатным пешеходным
тематическим экскурсиям по Москве. О ближайших мероприятиях можно узнать по
телефону: 8-916-906-92-00 Ольга.

6.

Молодежный киноклуб

При храме действует
православный молодежный киноклуб, узнать о ближайшем кинопросмотре можно
позвонив по телефону: 8-926-852-00-94 Кирилл.

Церковь Святого Георгия с колокольней и Вознесенский храм

Одноименный площади, самый высокий храм после колокольни Ивана Великого, мы видим напротив объекта нынешнего визита. Прекрасная конструкция, выполненная в 1532 году, описана в вышеупомянутой статье, доступной по прямой ссылке. Живописным фоном для религиозных строений служит лесополоса вдоль Москвы-реки, сквозь которую просматриваются городская застройка.

Тесно связанные между собой историческими обстоятельствами, эти строения и композиционно составляют единый гармоничный ансамбль. При этом архитектурные решения храмов кардинально отличаются – шатровый опоясан смотровой галереей с тремя крылечками входов, четырехугольный одноглавый значительно проще и привычнее глазу. Отдельно стоящую колокольню считают выполненной по итальянским истокам.

Стилевым прообразом звонницы при церкви Святого Георгия называют кампанилы средневековой Италии. Тамошние звонницы тоже строились отдельно от соборов, только преимущественно квадратными в сечении, хотя встречаются и круглые. Общеизвестная падающая башня в Пизе, где проводил наблюдения великий Галилей, также является кампанилой. Русский вариант выполнен круглым в плане, с явными национальными признаками.

Колокольня в Коломенском имеет два яруса, более массивный нижний и вытянутый верхний, где и размещаются колокола. Снизу корпус колокольни глухой, украшен ложными арками с полуколоннами по бокам. Между арками – пилястры, подпирающие разделительный пояс с установленными на нем кокошниками, чисто русским элементом. Стилизованный старинный женский головной убор стал прообразом архитектурной детали храмов и дворцов.

На следующей фотографии, сделанной со стороны входа в церковь, колокольня и верхняя часть Вознесенского храма очутились рядом, за счет разного удаления от точки съемки почти сравнявшись по высоте. За счет разного удаления дымовая труба трапезной кажется выше единственного купола церкви Святого Георгия, зато фото с этой точки дает возможность рассмотреть входной фасад здания.

Четверик храма с лицевой стороны отделан гораздо разнообразнее, нежели с боков, и особенно отличается от гладкой задней стены с выделяющейся пожарной лестницей на крышу. Входная арка образована широкими пилястрами и таким же кокошником, в котором расположен расписной фронтон с изображением Георгия Победоносца.

После революции

После революции отношения Георгиевского храма с Большим театром привели к трагедии. В мае года администрация театра потребовала снести давно закрытую церковь для строительства на ее месте мастерских. Реставраторы предложили сохранить храм, перестроив его в требуемые мастерские. Однако просьбу руководства театра поддержал Наркомпросс. Этим решили воспользоваться и заодно снести Казанскую церковь. Пока шли приготовительные работы, здание Георгиевского храма передали под нужды столичному таксопарку, что окончательно обезобразило его внешность. Оба храма снесли. На месте Георгиевской церкви была выстроена типовая советская школа как символ «социалистического просвещения вместо церковного мракобесия». Храмовую икону святого Георгия передали в церковь Воскресения Словущего на Успенском вражке близ Тверской, а надгробия – в музей Спасо-Андроникова монастыря. И только имя Георгиевского переулка осталось от славной московской обители.

Архитектура

Храм построен в готическом стиле, имеет широкий центральный неф и два прохода. Мощные колонны поднимают свод нефа. Первоначально эти колонны были значительно тоньше, но не справлялись в полной мере с поддержкой массивной крыши. По стенам пошли трещины, поэтому было решено «нарастить воротники» на колоннах, чтобы предупредить обрушение крыши. Однако и это спасло ненадолго. Крыша все равно обрушилась.

Сегодня туристы могут видеть апсиду, которая некогда была заполнена фресками. Считается, что раньше на ней был изображен и Христос. Сегодня остается заметным образ распятия, а также несколько других фресок.

Современные ученые полагают, что греческий собор Святого Георгия могли строить те же архитекторы и рабочие, что возводили и католический Святониколаевский собор. Но в отличие от собора, купол георгиевской православной церкви не стоял на восьмигранном барабане.

Прогуливаясь внутри разрушенной церкви, можно увидеть и следы от пуль, и рисунки моряков на стенах. Также вдоль стен расположены арочные ниши. В свое время они служили могилами покровителей церкви. На уровне земли размещались саркофаги, а на каменных плитах были вырезаны изображения усопших, дополненные текстом.

История храма

Христианство появилось в Стамбуле до 38 года нашей эры. Тогда Стамбул назывался Византий. Основатель новой религии Святой апостол Андрей Первозданный, который являлся учеником Иисуса Христа. Апостол Андрей и стал первым Византийским патриархом. Так же он считается основателем христианства на украинской земле.

До 1598 года здесь находился женский православный монастырь. Затем патриарх Матфей II сделал храм своей резиденцией. Церковь перенесла несколько реконструкций, даже после поджогов.

В 1821 году произошла казнь, обвиняемого в причастности к греческому восстанию за независимость, патриарха Григория V. Ворота в здание до сих пор закрыты в память о нем.

В 80-х годах были построены новые административные здания. А в 90-х годах Патриархом Варфоломеем храм был отреставрирован и украшен.

Как начать ходить в воскресную школу?

Воскресная школа ждет всех – и маленьких, и больших – в свои стены. Наши двери
открыты!

Принятие учащегося
происходит на основе письменного прошения учащегося на
имя директора (если это взрослые группы), его родителя или опекуна (если это
детские группы).

В детскую Воскресную школу принимаются дети с 3,5 лет, запись совершается в
июле-сентябре за свечным ящиком Георгиевского Собора. Телефон для справок:
8-916-983-67-48 Надежда.

Во взрослую Воскресную школу может записаться любой человек в течении всего
года. Принимаются люди желающие больше узнать оСвященном Писании, богослужении и
православном вероучении. Узнать текущее расписание можно позвонив по телефону:
8-903-007-43-25 или написав на адрес электронной почты:

mromanova991@gmail.com(Мария).

Подробности

Реликвии Собора Георгия Победоносца

В храме сохранили множество реликвий, некоторые из них даже старше самого храма.

  1. Патриарший престол.
  1. 3 важные иконы.

Ценятся иконы Святой Софии и Монастыря Хора, но есть еще более ценные и ранние иконы. Расположили по правую сторону от входа. Первая  икона датированная 11 веком — Панагия Паммакаписты. На ней изображена Божья Матерь, которая держит младенца Христа. До этого она была размещена в патриаршей церкви Богородицы Паммакаристы. Оттуда была перенесена еще одна мозаичная икона святого Иоанна Крестителя. Она датируется так же 11 веком.

По левую сторону разместили третью икону, которая стоит внимания, Панагии Фанеромени. Датируется она 14 веком, покрытая золотом и серебром.

  1. Столб бичевания Христа.
  1. Мощи святых.

В соборе находятся мощи нескольких святых.  По левую сторону стоят ковчеги с мощами Григория Богослова и Иоанна Златоуста, принесенные в дар  Папой Римским для собора Святого Георгия Победоносца. В последующем доставили мощи святого Василия Великого.

Помимо этих даров в храме хранятся мощи святых великомучениц Евфимии, Соломонии и царицы Феофании. Расположили их по правую сторону.

Как доехать

Храм расположился в стамбульском квартале Фенер, являющимся частью муниципального района Фатих. Название просто запомнить, потому что оно имеет свою историю. Во времена Византий на берегу Золотого Рога висел фонарь, служивший маяком. С греческого «Fener»переводится как фонарь, а с турецкого маяк. Так район  и получил свое название. Он считается самым старым районом Стамбула. Ранее здесь могли позволить себе жить только состоятельные люди. Местами здесь до сих пор сохранились старые дома, но они уже полуразрушенные.

Самый простой способ это заказать экскурсию и тогда автобус привезет и увезет.

Остановки метро находятся в 2 километрах зеленой линии М2 Halic на мосту через Золотой Рог, дальше придется пройти пешком.

Можно добраться до храма на вапуру, это займет время, но можно по пути полюбоваться красотами залива. Стоимость с автобуса и катера примерно одинаковая. Выйти нужно на причале Fener и пройти через парк, далее к около мечети повернуть в переулок и там уже можно увидеть храм Святого Георгия Победоносца.

Режим работы храма с 10:00 до 17:00, каждый день.

Расцвет монастыря

Здесь, в усадьбе своего деда, под присмотром благочестивой тетки вместе с братьями провела детство первая русская царица Анастасия Романовна, рано потерявшая отца. Она получила хорошее по тем временам образование. Однажды их дом посетил преподобный Геннадий Любимоградский и, благословляя юную Анастасию, молвил: «Ты еси роза прекрасная и ветвь плодоносная, будеши нам государыня царица». Это пророчество исполнилось 3 февраля года.

Царь Федор продолжил традицию матери. Он восстановил обветшавшую Георгиевскую обитель и повелел на всех крестных ходах носить из нее икону святого Феодора Стратилата, своего небесного хранителя. После воцарения Романовых благолепие их родового монастыря расцвело. На все храмовые праздники обители инокиням присылали из дворца к трапезе великолепные блюда, а сам монастырь содержался щедрыми вкладами.

В середине XVII века в Георгиевском монастыре появилась вторая, «теплая» (отапливаемая), церковь – в честь Казанской иконы Божией Матери с приделами святого Алексия человека Божия – по тезоименитству царя Алексея Михайловича и святой Екатерины – вероятно, в честь его дочери.

Цари Алексей Михайлович и Федор Алексеевич ходили сюда на престольный праздник, одаривая инокинь пасхальными яйцами и допуская к руке. В правление Петра по благословению местоблюстителя Стефана Яворского была построена новая Георгиевская церковь, и в том же XVIII веке монастырские врата украсила церковь Спаса Нерукотворного. В году в обители появилась церковь святых Захария и Елисаветы, сооруженная княгиней Прасковьей Шаховской в честь и во здравие правящей императрицы Елизаветы Петровны. Оттого императрица, бывая в Москве, всегда посещала Георгиевский монастырь, где был храм во имя ее ангела и где были похоронены ее предки. По преданию, это был любимый московский монастырь Елизаветы Петровны. Царский характер обители, связанной с жизнью и историей дома Романовых, всячески подчеркивался – даже в иконостасе соборного храма был образ архангела Михаила с двуглавым орлом в короне на груди.

В чумную эпидемию года погибли многие его монахини, а через два года сгорел сам монастырь, но был восстановлен Екатериной II, тоже очень любившей эту обитель, и скоро заимел новых насельниц.

I. Дошкольная ступень воскресной школы

Дети в младшую группу набираются с 3,5 лет. В этом отделении действует 3 группы.
Каждый педагог ведет свою группу на протяжении трех лет. Малыши приобщаются к
Храму через игру, рисование, сказки, т.е. те доступные для них средства, через
которые малышам можно донести: Бог совсем рядом, Он всегда рядом с тобой, Бог
создал для тебя этот прекрасный мир, в котором так здорово жить, любить маму,
папу, не обижать других. На занятия малыши приходят вместе со своими родителями,
ведь в этом возрасте родители – самые важные, главные люди для своих детей.
Именно через родителей, через семью ребенок впитывает чувства, отношения,
впечатления – то, что в дальнейшем станет основой его мировоззрения.

Учебная программа строится по программе «Добрый мир» (православная культура для
малышей).Все занятия для дошкольников дополнены авторскими тематическими уроками
рисования, которые проводит опытный педагог дошкольник с 40-летним стажем.

Обитель, расположенная в 1 км от деревни Акротири, также была освящена в его честь.

Предположительно храм был построен в 16 веке (точная дата неизвестна). Позже несколько раз его ремонтировали, стены были частично расписаны, но фрески, к сожалению, не сохранились. В настоящее время на территории церкви проходит очередная реконструкция, до этого ее проводили последний раз в 1995 году. Несмотря на это, доступ в обитель открыт для всех желающих.

Церковь Святого Георгия в Акротири 7Церковь Святого Георгия в Акротири 8

Сам по себе старинный храм очень интересен. 

Внутри здания находится небольшое главное помещение и звонница. Здесь же расположен красивый иконостас. Среди икон можно узнать образы Святой Богородицы, Иисуса Христоса, Иоанна Крестителя. 

Монастырский погост

Одной из первых здесь была похоронена основательница монастыря Феодосия Юрьевна. Потом монастырский погост превратился в московский некрополь, где хоронили очень знатных людей, которых нередко провожали в последний путь русские патриархи. Внутри Георгиевского храма у западной стены был погребен учитель Петра дьяк Никита Моисеевич Зотов В году Петр с высшими почестями похоронил в Георгиевском монастыре другого своего соратника – знаменитого князя-кесаря Ф.Ю. Ромодановского, главу Преображенского приказа, ведавшего тайным сыском в России. На похоронах Петр увидел, что высокие надгробия мешают параду войск, отдававших последние почести, и сильно разгневался. Позднее он издал указ, предписывавший «надгробные камни при церквах и в монастырях опускать вровень с землею; надписи на камнях делать сверху». Здесь же был похоронен и сын Ромодановского, Иван Федорович, унаследовавший по приказу Петра титул князя-кесаря.

В году здесь был похоронен опальный государственный деятель Михаил Гаврилович Головкин. Его супруга, Екатерина Ивановна, поселилась в Георгиевской обители – ради того, чтобы быть погребенной рядом с любимым супругом. Это было особенностью Георгиевского монастыря: в нем могли жить женщины, не принимая пострига. Вдова провела в этой обители 35 лет, все время посвящая молитве и занимаясь благотворительностью. В Москве ее считали едва ли не святой и даже ездили к ней на прием.

В Георгиевском соборе у северной стены был погребен знаменитый фельдмаршал граф Александр Борисович Бутурлин. Его надгробие украшала довольно длинная эпитафия с такими строками: «Человек, не исключай из памяти твоей человечество! Что ныне другому, то завтра тебе; что родится, тому должно умирать. Смерть есть дверь к вечности!».

За счет погребений столь знатных и богатых людей Георгиевский монастырь не имел ни в чем недостатка. Потомки почивавших на его погосте щедро одаривали монастырь вотчинами, драгоценной утварью, образами на помин души и всегда приезжали сюда в дни храмовых праздников и в день поминовения усопших.

Внутри церкви Святого Георгия

Как и многие храмы России, церковь Святого Георгия в Коломенском после революции была закрыта для богослужений. Значительного ущерба ей не нанесли, поскольку использовали как исторический музей архитектурной тематики. Частично эта функция сохранилась и поныне, когда церковь Святого Георгия с колокольней стала приписным храмом Патриаршего подворья. Именно такой статус присвоен возвращенному РПЦ Вознесенскому храму.

Музейная экспозиция вполне мирно, даже гармонично и с выгодой для храма сосуществует с традиционной религиозной атрибутикой. Выставочные стенды, содержащие старинные экспонаты, не нарушают торжественной и благочинной обстановки культового сооружения. По воскресеньям и религиозным праздникам здесь совершаются богослужения со свободным посещением, в остальное время посещение платное.

Даже небольшой застекленный участок пола не тревожит верующих, в силу демонстрации древнего устройства храмового отопления. Под стеклом находятся восстановленные при реконструкции кирпичные каналы калориферного дровяного отопления, нередко использовавшегося в зимних теплых храмах. Это одновременно и музейный экспонат, и реликвия древнего инженерного искусства.

Всю систему калориферного отопления реставраторы восстанавливать не стали, устройство и действие известно из сохранившихся аналогов. Отопление работало по принципу рекуператора, с забором воздуха из пространства храма, с нагревом в каналах печей в подклете. Горячий воздух возвращался в храм, обеспечивая комфорт прихожанам в зимний сезон. Из ряда источников известно, что протапливали церковь каждые 4 дня, тщательно дожигая дрова, чтобы не было отравлений.

Религиозная атрибутика

В остальном убранство внутри церкви Святого Георгия полностью выполнено по православным канонам, с присущей торжественностью и благолепием. Иконостас алтаря оформлен обильным золочением по белоснежному фону, таковы же аналои для выдающихся и праздничных икон. Оригинальны решетчатые Святые врата, украшенные миниатюрными образами, с символом Всевидящего ока на красном фоне.

Интересно выглядит сочетание крупных ростовых икон и верхних изображений библейских сюжетов в малых секторах. Хорошо подобраны пропорции всех декоративных элементов религиозного содержания, венчаемых выразительным сияющим крестом. Своим убранством церковь Святого Георгия вполне соответствует высокому статусу приписного храма Патриаршего подворья.

Церковь Святого Георгия не могла обойтись без иконы своего покровителя, и выложен его образ на почетном месте. Аналой с иконой Георгия Победоносца, убивающего змея, установлен подле одного из самых почитаемых образов православия и всего христианства – Богоматери с младенцем Иисусом. Для всех москвичей, независимо от отношения к религии, Святой Георгий – еще и признанный символ, покровитель и защитник столичного города.

Взрослая воскресная школа

Действует 2 взрослые
группы: общеознакомительная и с углубленным изучением. Занятия проходят по
воскресениям с 12.00.

На занятиях учащиеся познают основы христианской веры, могут задать вопрос
священнику на волнующую их тему.Большинство учащихся взрослой воскресной несут
различные послушания при храме.Желающие могут заниматься в кружке народного
творчества, помогать убирать и благоукрашать храм. Многие участвуют в
деятельности клуба любителей истории Отечества, приобщаясь к духовному и
культурному наследию нашей Родины. Для взрослых действует кружок златошвейного
шитья.

История церкви Св. Георгия

Кипр был среди первых государств, принявших христианство. Доминирующее число жителей острова были православными. Однако с приходом к власти Лузиньянов влияние православной церкви было ослаблено. В Фамагусте православное греческое население было сосредоточено в юго-восточной части города, но для них была всего одна небольшая церквушка Св. Симеона.

Для католиков же строились храм Св. Георгия латинян и Собор Св. Николая. В желании иметь не менее величественный храм, православные построили церковь Св. Георгия, ставшую второй по величине в городе.

За всю свою историю церковь использовалась не только по прямому назначению и пережила не одно нападение. В 1570-71 гг Османская империя осадила Кипр. Церковь Св. Георгия сильно пострадала от пушечной атаки. К слову, некоторые снаряды и по сей день находятся в ее стенах.  В 18 веке город Фамагуста практически полностью опустел, а его сооружения начали приходить в упадок. Моряки из ближайшего порта заглядывали в город и оставляли после себя «напоминания» на стенах в виде рисунков кораблей. Их можно и сегодня увидеть в церкви Св. Георгия.

В настоящее время храм сильно поврежден, но некоторые его фрагменты, по которым можно судить о былом величии, сохранились. Попасть на территорию достопримечательности можно совершенно бесплатно в любое время суток.

Разорение в 1812 году и упразднение монастыря

В году большинство монахинь отправились в эвакуацию, а в стенах монастыря вместе с оставшимися инокинями укрылись его священнослужители с семьями. Последняя настоятельница тоже осталась в своей обители, где ей было суждено принять мученическую смерть. Все монастырские ценности: царские дары, утварь и ризницу – зарыли в землю под амвоном соборного Георгиевского храма и приготовились ждать вражеского нашествия.

Французы ворвались в монастырь и стали разыскивать сокровища, но ничего не нашли. Тогда они стали пытать настоятельницу, священника с женой и дьякона, но безуспешно. Снегирев утверждает, что им все же удалось найти спрятанные ценности, потому что предал кто-то из русских мародеров. Неприятельские солдаты встали на постой в Георгиевской церкви, а в других двух монастырских храмах поставили лошадей. Потом они, видимо, подожгли монастырь, ибо все его здания сгорели, кроме нескольких келий. Игуменью замучили до смерти, а священник Иван Алексеев с супругой Евдокией умерли от мучений уже после ухода Наполеона, но в один день – так Бог прославил их. Лишь дьякон оправился от ран и оставался в своем чине до мирной кончины в 1830-х годах. Вернулись и монахини. Однако сам Георгиевский монастырь ожидала печальная участь: он был настолько разорен, что его упразднили.

В на территории бывшего монастырского сада построили первую в Москве центральную городскую электростанцию, названную Георгиевской – с ней тоже окажется связанной судьба Георгиевского храма. Есть точка зрения, что для здания электростанции были перестроены или взяты за основу старые монастырские кельи. Ее облик, бесспорно, определила старомосковская атмосфера Георгиевского переулка, где еще сохранялись древние церкви, боярские палаты, старинные дома. Оттого сугубо производственное здание было построено в виде русского теремка.
Архитектором стал молодой зодчий Владимир Дмитриевич Шер.

Бывшие монастырские храмы продолжали действовать до советского времени. В конце XIX века Георгиевская церковь была своеобразным домовым храмом императорских театров, став приходской для артистов Большого и Малого театров, а ее настоятель, священник Иван Никольский, преподавал закон Божий в Императорском театральном училище на Неглинной.

II. Средняя ступень Воскресной школы

На этой ступени занимаются ребята с 7 до 13 лет. В этом отделении действует 4
группы. В этом возрасте основным занятием детей является учеба в школе, ребята
стремятся к освоению новых знаний, в Воскресную школу они приходят с родителями.
На занятиях дети узнают основные понятия о храме и поведении в нем,
Богослужении, Священном Писании, церковных праздниках, начинают открывать для
себя удивительный церковнославянский язык, погружаются в удивительную атмосферу
древних повествований.

Занятия на данной ступени ведутся по учебно-методической программе «Вертоград».

С этого возраста ребята начинаютзаниматься в театральном кружке готовить
спектакли на такие праздники как Рождество Христово, Благовещение, Пасха, День
славянской письменности
, Деньнародного единства, День матери, День Победы.

Каждый год на праздники Богоявления и в Светлую Пасхальную неделю воспитанники
воскресной школы посещают отделение Одинцовской ЦРБ. Ребята поют песнопения,
раздают духовную литературу и подарки, неся Свет Христов, тепло своей души
идобро другим людям.

Наиболее достойные ученики к празднику Рождества Христова получают благословение
на помощь в Алтаре Георгиевского Собора г. Одинцово.

Краткая история

Так, в 1129 году Великий князь Юрий (в крещении Георгий) Долгорукий заложил на княжеском дворе деревянный храм, освящённый в честь своего небесного покровителя — великомученика Георгия Победоносца. В 1157 году сын Дмитрия Долгорукого — князь Андрей Боголюбский — воздвиг на месте хрупкого деревянного строения белокаменную церковь.

Вид Георгиевской церкви со стороны Большой Московской улицы

Согласно летописям, в средние века при храме Георгия Победоносца существовал монастырь, основанный в 1153 году. В 1770-х годах, после реформы Екатерины II, упразднившей ряд монашеских обителей, Георгиевский монастырь стал приходским храмом.

В 1778 году церковь сильно пострадала во время пожара: деревянные связи сгорели, и потолок обрушился. В 1783 — 1784 годах из кирпича и древнего белого камня построили новый Георгиевский храм в стиле барокко. В 1847 году к главному зданию с юга пристроили придел в честь князя Владимира, объединённый как единое целое с колокольней.

Вид на Георгиевскую церковь

Церковь Георгия Победоносца находится в историческом центре Владимира, близ Золотых ворот. В фундаменте церкви сохранились следы белокаменной кладки XII века. Главный объём храма представляет собой равносторонний четверик, завершённый двумя восьмериками.

Обитель венчает луковичная главка, опирающаяся на цилиндрический барабан. С востока к зданию пристроена небольшая апсида, перекрытая конхой (полукуполом), а с запада к нему примыкает трапезная и колокольня с шатровым верхом.

Вид на церковную колокольню

Наличники, вытесанные из белого камня, декоративные «лопатки», членящие фасад, и ярко выраженный карниз делают Георгиевскую церковь типичным образцом провинциального барокко. Храмовые своды и стены украшены фресками, выполненными талантливыми мастерами в первой половине XIX века.

Фрески церкви Георгия в Старой Ладоге

Старинные стены храма Святого Георгия вызывают интерес, но основную ценность представляет внутреннее убранство церкви. На стенах древнего храма сохранились фрески XII века, разные исследователи приписывают их авторство новгородским и псковским художникам или византийским мастерам.

Также существует версия, что фрески храма Георгия в Старой Ладоге выполнялись византийскими и русскими мастерами в тесном сотрудничестве.

  • В пользу этого предположения говорит тот факт, что внутреннее убранство храма сочетает в себе элементы, характерные как для византийской, так и для древнерусской церковной живописи.
  • Например, нижняя цокольная часть стен покрыта имитацией мрамора, и это характерно для византийского церковного зодчества.
  • Но вот симметричные пары внутренних панелей храма центрированы шарами, похожими на навершия стоек для завес, и этот прием исследователи относят к русским традициям декорирования. Кроме того, по мнению исследователей, образец классической русской храмовой живописи представляют из себя некоторые сюжеты в настенной росписи, к примеру, сцена Страшного Суда для грешников.

Несмотря на многочисленные реставрационные работы в храме Георгия Победоносца в Старой Ладоге, древние фрески дошли до наших дней не в полном составе. Некоторые из них были сбиты со стен в процессе ранних реставрационных работ, правда, необходимо отметить, что часть таких фресок была обнаружена в период позднего археологического изучения постройки.

Из сохранившихся фресок в церкви в Старой Ладоге можно перечислить:

  • сцену, изображающую причащение апостолов в апсиде храма;
  • фреску святительского чина;
  • медальоны с полуфигурными изображениями Иоанна Милостивого, архангела Гавриила и неизвестного святого;
  • медальоны с полуфигурами архангела Михаила и трех святителей, среди которых святой Анфим;
  • фреску со сценой принесения очистительных жертв Иоакима и Анны.

Необходимо особо отметить фреску с изображением Святого Георгия, повергающего змия. Вопреки канонам, размещена эта фреска непосредственно в алтаре, хотя ни в русской, ни в византийской традиции данное изображение в алтаре не помещали. Такая особенность является не единственной — очень необычен тот факт, что Святой Георгий на фреске не поражает змия копьем насмерть, а только попирает и укрощает его, что символизирует усмирение и укрощение грехов. Можно утверждать, что вооруженный Святой Георгий, оставляющий змию жизнь на церковном изображении, по-настоящему уникален.

Важно! Некоторые исследователи предполагают, что нетипичность фресок древней церкви и отхождение от канонов объясняется тем, что заказчиком храма был не епископ, а князь или посадник — влиятельный человек, придающий большое значение воинским добродетелям.

Также в хорошем состоянии пребывает фреска купола, изображающая ангелов, которые несут сферу с возносящимся Спасителем. По окружности барабана церкви размещены хорошо сохранившиеся фрески с изображениями ветхозаветных царей и пророков, среди них Соломон и Давид, Исайя и Гедеон, Иеремия и Иезекииль, Наум и Михей.

Особого внимания заслуживает большая композиция, размещенная на западной стене церкви Святого Георгия и прилегающих сводах — фреска Страшного Суда. Южная стена церкви сохранилась хуже, на ней от большого праздничного цикла остался только фрагмент Крещения.

Также в древней церкви Святого Георгия в Старой Ладоге сохранились полуфигуры Николая Чудотворца и мученицы Марии, святого Саввы Стратилата и великомученика Евстафия, фигуры пророка Даниила и святого Феодора Стратилата. Эти изображения представляют только малую часть, оставшуюся от древнего убранства храма, в прежние времена фресок в церкви Святого Георгия было намного больше.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector