Облачение священника: одежда, головные уборы, поручи, наперсный крест

Советы по перевоплощению

Грим

Если ваша цель – образ классической скромной монахини, больших усилий грим не потребует. Нанесите скромный макияж, возьмите в руки ваш «молитвенник», сделайте взгляд в пол – и вы готовы к празднику.

Для образа развратной монахини, просто сделайте макияж ярче, с акцентом на красных губах.

Больше всего усилий потребуется для создания грима мёртвой монахини. Покройте лицо белой краской из аквагрима или светлым тональным кремом. Чёрным цветом выделите глаза. Губы могут быть и белыми, и чёрными, и красными. В остальном можете дать волю фантазии – сделать потёкший чёрный макияж у глаз, наклеить изображение ран или шрамов на щёки, создать эффект размазанной помады. Главное – не злоупотреблять деталями, иначе окончательный вариант утратит стиль. Одной яркой детали в гриме будет достаточно.

И напоследок: монахини болтливостью не отличаются. Хотите вжиться в образ? Тогда будьте немногословны. И хорошей вам вечеринки!

Панагия и омофор

Омофором называют длинную ленту ткани, украшенную крестами.

Его надевают на плечи так, чтобы один конец спускался спереди, а другой — сзади. Архиерей не может совершать службы без омофора. Носится он поверх саккоса. Символично омофор представляет овцу, которая заблудилась. Добрый пастырь принес ее в дом на своих руках. В широком смысле это означает спасение Иисусом Христом всего человеческого рода. Архиерей, облаченный в омофор, олицетворяет Спасителя Пастыря, который спасает заблудших овец и на своих руках приносит их в дом Господа.

Поверх саккоса также надевается панагия.

Это круглый значок, обрамленный цветными камнями, на котором изображен Иисус Христос или Божья Матерь.

К облачению епископа можно также отнести орлец. Коврик, на котором изображается орел, подкладывается под ноги епископу во время службы. Символично орлец говорит о том, что епископ должен отречься от земного и возвысится к небесному. Архиерей должен повсюду становиться на орлец, таким образом всегда находясь на орле. Другими словами, орел постоянно носит на себе архиерея.

Также во время богослужения епископы используют жезл (посох), символизирующий высшую пастырскую власть. Жезлом также пользуются архимандриты. В этом случае посох указывает на то, что они являются настоятелями монастырей.

Головные уборы

Головной убор священника, проводящего богослужение, называется митра. В повседневной жизни священнослужители носят скуфью.

Митра украшается разноцветными камнями и образами. Это символ тернового венца, возложенного на голову Иисуса Христа. Митра считается украшением головы священника. Одновременно она напоминает терновый венец, коим была покрыта голова Спасителя. Надевание митры – это целый ритуал, при котором читается специальная молитва. Ее же читают во время венчания. Поэтому митра является символом золотых венцов, которые надеваются на голову праведникам в Небесном Царствии, присутствующим в момент сочетания Спасителя с Церковью.

До 1987 года Русская православная церковь запрещала носить ее всем, кроме архиепископов, митрополитов и патриархов. Священный синод на заседании в 1987 году разрешил носить митру всем архиереям. В некоторых церквях допустимо носить ее, украшенную крестом, даже иподиаконам.

Митра бывает нескольких разновидностей. К одной из них относится корона. У такой митры над нижним поясом находится венец из 12 лепестков. До VIII века такой тип митры носили все священнослужители.

Камилавка – головной убор в виде цилиндра фиолетового цвета. Для повседневного ношения используется скуфья. Этот головной убор носится независимо от степени и звания. Выглядит он как небольшая круглая шапочка черного цвета, которая легко складывается. Ее складки вокруг головы образуют крестное знамение.

Бархатную скуфью с 1797 года выдают представителям духовенства в качестве награды, так же, как и набедренник.

Головной убор священника еще называли клобуком.

Черные клобуки носили монахи и монахини. Выглядит клобук как цилиндр, расширенный кверху. На нем закреплены три широкие ленты, которые спадают на спину. Клобук символизирует спасение через послушание. Иеромонахи также могут носить черные клобуки во время богослужения.

Облачение архиерея


Архиерей, совершающий богослужение, символизирует собой Христа.

Подсаккосник

– аналог священнического подризника. Отличается от него тем, что имеет гамматы – полосы, которые символизируют кровь, истекшую из ран Спасителя при Его распятии.

Саккос

– длинная просторная одежда с широкими рукавами. Напоминает стихарь, но шире и богаче. Еще одно отличие: у саккоса разрезаны не только бока, но и нижняя часть рукавов. Это символизирует единство Ветхого и Нового Заветов. Соединяются передняя и задняя половины саккоса особыми пуговицами – звонцами, издающими при движении мелодичный звон. Слово «саккос» в переводе с древнееврейского языка означает «рубище, вретище».

Крестчатый фелонь (полиставрий, полиставрион)

в старину (до XVIII в.) архиерей во время службы надевал не саккос, а длинный фелонь, украшенный крестами. Такое одеяние мы можем увидеть на иконах древних святителей – к примеру, Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

Омофор

– имеет приблизительно то же символическое значение, что и епитрахиль у священника, то есть напоминает об овечке, которую добрый пастырь поднимает на плечи.


Различают большой и малый омофоры. Большой омофор архиерей надевает во время всех богослужений. Он представляет собой ленту плотной ткани, которая с двух сторон спускается с шеи на грудь, при этом один ее конец перекидывается назад через плечо. Малый омофор, используемый во время Литургии после чтения Апостола, спускается на грудь обоими концами.

Отличие русского омофора

от епитрахили состоит еще и в том, что первая лежит на шее священника, прилегая к ней, а второй стоит на плечах, как оплечье фелони.Греческий жеомофор лежит на плечах – как и греческая фелонь.

В наши дни омофор обычно шьют из той же материи, что и остальные предметы архиерейского облачения. В древности же его ткали из белой шерсти ягненка, что напоминало о Непорочном Агнце – Спасителе.

Поручи (нарукавники)

– надеваются на окончания рукавов подрясника или подризника, фиксируя их. Представляют собой трапециевидные полосы плотной материи с изображением креста на внешней стороне. Крепятся к рукам благодаря шнуровке. Символизируют Божию силу и благодать, благодаря которой священнослужители и совершают Таинства. Также поручи напоминают об узах, которыми был связан Спаситель во время Своих страданий, а также говорят о том, что от священнослужителя требуется непорочность в делах.


Пояс

– надевается поверх подсаккосника. Достаточно широк, на спине завязывается лентами, впереди имеет изображение креста. Символически говорит о бодрости, готовности к служению, а также о силе, духовной власти. Напоминает о полотенце, которым Спаситель препоясался, омывая ноги апостолов.

Палица

– ромбовидный плат, привешиваемый к поясу за верхний угол. Его носят с правой стороны.

Митра

– головной убор архиерея, имеющий форму короны. Символизирует одновременно царственное и божественное величие Христа и Его Терновый венец. В наши дни, как правило, митры бывают обтянуты тканью в цвет богослужебного облачения. На них крепятся небольшие иконки – дробницы. На вершине архиерейской митры крепится вертикально стоящий крест.

Одеяния для повседневного ношения

Повседневные облачения также символичны. Основные – ряса и подрясник. Служители, ведущие монашеский образ жизни, должны носить черный подрясник. Остальные же могут облачаться в подрясник коричневого, темно-синего, серого или белого цветов. Подрясники могут быть изо льна, шерсти, сукна, сатина, чесучи, иногда из шелка.

Чаще всего ряса выполнена в черном цвете. Реже встречаются белые, кремовые, серые, коричневые и темно-синие. Подрясник и ряса могут иметь подкладку. В обиходе бывают рясы, напоминающие пальто. Они дополнены бархатом или мехом на воротнике. Для зимы шьют рясы на теплой подкладке.

В рясе священник должен проводить все богослужения, за исключением литургии. Во время литургии и других особых моментов, когда Устав заставляет священнослужителя облачаться в полное богослужебное одеяние, священник снимает ее. На подрясник в этом случае он надевает ризу. Во время службы на диаконе также надета ряса, поверх которой надевается стихарь. Епископ поверх нее обязан носить различные ризы. В исключительных случаях на некоторых молебнах епископ может проводить службу в рясе с мантией, на которую надевается епитрахиль. Такая одежда священника – обязательная основа богослужебного облачения.

И стория епитрахили

Епитрахиль (греч.— то, что вокруг шеи) является принадлежностью богослужебного облачения православного священника и епископа. Начиная с 15 века при посвящении диакона в сан священника архиерей огибал его шею диаконским орарем таким образом, что оба его конца равномерно спускались спереди до подола, и при этом соединялись один с другим, получалась епитрахиль – элемент облачения православных священников и епископов. Начиная примерно с 16 — 17 веков, епитрахили, как элемент облачения православного священника, стали делать не из диаконских орарей, а как отдельный предмет облачения священника. В настоящее время епитрахиль выполняется в виде двух отдельных полос материи, пришитых друг к другу в отдельных местах, в которые помещаются условные пуговицы, так как петели отсутствуют. Епитрахиль надевают поверх подризника (при полном облачении священника) или рясы (при малом облачении священника). Епитрахиль символизирует благодать священства. Ношение епитрахили означает, что священник не таряет благодати диаконского сана, но приобретает двойную, по сравнению с благодатью диакона, дающую ему право быть не только служителем, но и совершателем таинств. Архиерей носит епитрахиль в знак сохранения иерейских благодатей. Без епитрахили священник и епископ не могут совершать священнодейства. На каждой из половин епитрахили навешено по три креста — всего шесть. Кресты, навешенные на епитрахили, символизируют шесть таинств церкви, которые может совершать иерей. В области шеи священника на епитрахиль навешивается седьмой крест, что говорит о том, что священник принял свое служение от епископа и подвластен ему, и что он несет на себе бремя служения Христу.

П о́яс надевается поверх епитрахили и подризника и знаменует готовность служить Господу. Пояс знаменует также Божественную силу, которая укрепляет священнослужителей в прохождении их служения. Пояс напоминает и то полотенце, которым препоясался Спаситель при омовении ног ученикам Своим на Тайной Вечери.

П о́ручи (нарукавники) являются элементом богослужебного облачения православного духовенства. Поручи предназначаются для стягивании рукавов подризника у священников (иереев, протоиереев) и епископов (архиереев). Поручи также входят в состав облачения диакона. Поручи выполняются в виде широкой полосы плотной материи с изображением креста посередине. Поручи охватывают руки в области запястий, и с помощью шнура завязываются на внутренней стороне каждой руки. При этом изображение креста оказывается на внешней стороне рук. Поручи олицетворяют собой узы, которыми был связан Иисус Христос. Русское название этого элемента облачения — «поручи» означает, что священник во время службы вверяет (поручает) себя Христу.

Символическое значение

Прежде всего – это символическое  изображение тернового венца Господня. Также это - царская корона,  венец  небесного  брака,  высочайшее  достоинство  архипастыря,  по  подобию  Царства  Спасителя.

Употребление в христианстве

Первые митры появились ещё в 4 веке, в неразделённой тогда ещё Церкви.  Их  надевали  римские  Папы, и они напоминали корону земных царей.  Об  этом свидетельствовали  Феодор   Вальсомон  в  12-м  веке,  и  блаж.  Симеон  Солунский  в  15-м.

Такие возглавия, похожие на корону, имели после римских  пап  патриархи  в  Александрии  (до 12 века),  а  потом  и  в  Константинополе.

Кто удостаивается права ношения этого головного убора  в  Русской  Православной  Церкви? 

В настоящий момент это такие чины  духовенства, как:

  •  Патриарх.
  •  Митрополиты.
  •  Архиепископы.
  •  Епископы.
  •  Архимандриты (с 1705 года).
  •  Митрофорные протоиереи.

Последние две категории не относятся к высшим иерархам, но архимандриты неизменно  занимают  значительные  должности,  это  высшая  степень  чёрного  (монашеского)  иерейства,  именно  из  них  поставляются новые епископы. Митра  положена  всем  архимандритам,  не  по  личным  заслугам,  а  по  сану.

Протоиереи – единственная категория белого священства (не монахи,  женатые  иереи),  представители  которого   могут быть удостоены ношения митры.  В  этом случае  награда  предоставляется  конкретному  протоиерею,  за  личные  достижения,  он  становится  митрофорным  и  надевает  митру  во  время  службы.

19

Декабря
1797 года

Привилегию ношения митры протоиереями ввел  император  Павел  I  своим указом. Митра  могла быть пожалована священнику только личным распоряжением императора.

Широкое  применение  такой  награды началось  только  после революции 1917 года. До  этого  оно  не  было  особо распространено.

Как сшить костюм монашки своими руками: простой вариант

Итак, основа костюма – длинный и в меру широкий черный балдахин с едва заметными под ним черными туфлями без каблука и такой же черный капор в роли головного убора. Я предлагаю не зацикливаться на бесформенности наряда и сшить платье, которое будет хорошо подчеркивать женственность. Это может быть узкое черное платье до пола, средней длины или даже мини. Главное – оно должно быть в цветовой гамме облачения монашки и гармонировать с головным убором.

  • Начните с подбора черной и белой ткани. Подойдут старые вещи, если не найдется – купите небольшой отрез в магазине. Желательно, чтобы ткани были чистыми без принтов и блесток. Используйте готовую выкройку подходящего платья из любого швейного журнала. По ней сшейте изделие. Еще проще переделать готовое черное платье. Легко усовершенствовать модель получится, если по низу пропустить шнурок. Даже простенькое черное платье средней длины, доживавшее своей век на антресоли в шкафу, благодаря этой детали заживет новой жизнью.
  • Манишка на платье легче всего делается с помощью водолазки. Добиться нужного эффекта получится, если вырезать у платья декольте нужной глубины и поддеть под него водолазку. В комплекте с белым воротником отлично будут смотреться белоснежные манжеты на длинных рукавах.
  • Важная деталь монахини – капор. Именно он делает образ целостным и законченным. Сшить его своими руками легко из остатков черной и белой ткани. Начните с подготовки обода по диаметру головы. Он должен быть из светлой ткани. К нему пришейте черную ткань такой длины, чтобы она как минимум закрывала плечи, максимум ниспадала в один уровень с балдахином.

А теперь самое интересное. Вставьте один уголок в другой, изнанка к изнанке. Должен получится двусторонний, состоящий из квадратов колпак. Прошейте низ и подогните верхнюю часть, получится вот невероятная красота.

Максимального сходства с натуральным головным убором средневековой монахини конструкции придаст одна хитрость – накрахмальте ткань.

Обувь монахини – важный аксессуар, хотя и почти не заметный. Если платье длинное, надевайте темные ботики без каблука. Под короткое подойдут туфли на платформе или полусапожки. Обязательно обувь должна быть темного цвета.
И последнее – атрибутика образа. У монашки в руках должны быть четки, молитвенник или крест. Впрочем, все эти элементы образа можно совместить воедино, не переборщите. Крестом украшайте область декольте, молитвенник и четки держите в руках

Обратите внимание, что в зависимости от выбранного образа аксессуары возможно придется подвергнуть обработке: испачкать бутафорской кровью, грязью, «состарить» с помощью красок.

Завершающие штрихи: правильный макияж для монашки

Так же, как и детали костюма, грим будет зависеть от выбранного образа. Если вы решили придерживаться классического сюжета в создании наряда монашки, выбирайте макияж в стиле «ню», то есть минимум косметики. Лучший вариант – бледная кожа, нежный румянец и длинные пушистые ресницы.

Образ сексапильной монашки подразумевает яркую «боевую раскраску». Простое решение – стильный вечерний мэйкап с самыми яркими красками, блестками и накладными ресницами со стразами. Выразительными должны быть и глаза и губы. Только в этом случае карнавальный соблазнительный образ окажется целостным.

Другое дело – монашка-зомби. Здесь есть несколько вариантов. Первый – бледная кожа с серыми кругами под глазами, впалыми щеками и белыми линзами. Впалыми скулы сделают темные тени, ими же можно выделить височную часть лба и крылья у носа.

Синими и фиолетовыми тенями обведите глаза, нижнее веко подчеркните красным карандашом для создания эффекта воспаленных глаз. Накрасьте ресницы и брови, помаду нанесите по центру губ и тщательно растушуйте. Если шею не закрывает манишка, нанесите на нее слой тонального крема и изобразите следы от удавки красно-синего цвета. Усилят впечатление нарисованные или приклеенные раны, немного искусственной крови.

Призрака монашки гримируют в белый цвет. Краской покрывают все лицо, включая брови и губы. Черным карандашом наводят глаза, обозначают ресницы. Бутафорская кровь здесь подойдет для изображения вытекающих слез из глаз. Усилят эффект красные или белые линзы.

C крыльями ваш образ станет еще более запоминающимся!

Патриаршие клобуки

В Поместных Православных Церквах существуют различные традиции ношения патриарших клобуков. Так, в Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской церквах патриархи, как и все епископы, носят простой чёрный клобук, такой же, как и все монашествующие. В Русской церкви Предстоятель носит отличный от прочих епископов сферический белый клобук. В Грузинской церкви Католикос-Патриарх также носит сферический клобук (внешне схожий с куколем Патриарха Московского и всея Руси), но чёрный и без креста на маковце. Патриархи Сербской, Румынской и Болгарской церквей, в свою очередь, носят белые клобуки, подобные тем, которые носят митрополиты Русской православной церкви.

Фёдор Солнцев, российский художник, пишет: «Отличием патриарших клобуков от митрополичьих были нашитые на них изображения Деисуса и херувимов, также водруженный на маковице их крест. Хотя митрополит Евгений утверждает, будто до Никона Патриарха клобуки были без св. икон и без воскрилий, с какими носили их Новгородские архиепископы; однако, на клобуке патриарха Филарета видим и св. иконы и воскрилия. Покрывало сие обыкновенно было или чешуйчатое камчатное, или вязеное из шелка; оно украшалось жемчугом и драгоценными каменьями; образа́ на нём были шитые шелком или наведенные чернью на серебряных и золотых дробницах, или плащах. По назначению своему и времени употребления, клобуки были большого наряда, какие надевались в большие праздники, среднего и меньшего наряда, рядовые, или повседневные; потом теплые из лисьих черев, покрытые белым бархатом. Каптырь, или камилавка, была низменная, полусферическая, похожая на скуфью. С Никонова времени заметно более великолепия и знаменательных украшений, какие он любил придавать своему сану; тогда вошли в употребление греческие, так называемые рогатые, клобуки. На Соборе 1675 г. определяется это святительское отличие следующим образом: „Патриарх имеет в ношении на великие праздники клобук белый, на нём водружен крест вверху, в концах же образы чудотворцев обнизанные. В прочие дни на клобуках Серафимы и кресты обнизаны напреди имущие. Патриарший камилав имети, аще и беловиден из яковы либо вещи, по обычаю нашея Всероссийския страны, точию со нашвением Херувима, паче же приискренне имети нашвен образ креста“».

Богослужебное облачение

Богослужебное облачение разнообразно и зависит от сана священника, священник ли это вообще (может быть диакон, например, или пономарь), а также — от тех или иных моментов служб.

Подробно о том, из чего состоит богослужебное облачение священника, мы обязательно раскажем. Но если говорить сейчас в самых общих чертах, то его отличает внешняя торжественность, и без него — надетым частично или полностью — священник не может совершать богослужение или некоторые Таинства. Например, священник не может служить или исповедовать без епитрахили.

В зависимости ото дня, когда проходит служба, облачение свящнника может быть разных цветов: желтым, красным, голубым, фиолетовым, черным, белым или зеленым. Другие цвета не используются.

Епитрахиль

Епитрахилью называют длинную ленту, которую наматывают на шею. Оба ее конца должны спускаться вниз. Это символ двойной благодати, которая предоставляется священнику для проведения богослужений и священных таинств. Епитрахиль надевают поверх подрясника или рясы. Это обязательный атрибут, без которого священники или архиереи не имеют права проводить священные обряды. На каждой епитрахили должно быть нашито семь крестов. В порядке расположения крестов на епитрахили также заложен определенный смысл. На каждой половине, которая спускается вниз, расположено по три креста, которые символизируют количество таинств, совершаемых священником. Один находится посредине, то есть на шее. Это символ того, что епископ передал священнику благословение совершать таинство. Также это указывает на то, что служитель взял на себя бремя служить Христу. Можно заметить, что облачение священника – это не просто одежда, а целая символика. Поверх подрясника и епитрахили надевается пояс, который символизирует полотенце Иисуса Христа. Он носил его на поясе и использовал при омовении ног своих учеников на Тайной Вечере.

Знак отличия

Головной убор священника также играет не последнюю роль в обозначении местоположения своего владельца в церковной иерархии. Так, митру, которая напоминает царскую корону, носят исключительно епископы, архимандриты и те священнослужители, которые за какие-либо заслуги наделены подобным правом.

Небольшая мягкая шапочка темного цвета, скуфья, является повседневным головным убором большинства представителей духовенства, монахов и даже простых мирян. Причем, фиолетовая скуфья также считается наградой.

Расширенный кверху цилиндр, камилавку, надевают представители белого духовенства во время служб. Клобук (такой же цилиндр, как камилавка, только со шлейфом) носят монахи. Куколь же с крестом наверху – это головной убор патриарха.

Повседневная одежда священнослужителей

Вне зависимости от степени священства все священнослужители в общественных местах носят одинаковую одежду. Для белого духовенства (женатого) это подрясник и ряса. Подрясник — неброского цвета длинная, практически до земли, рубаха с узкими рукавами. Ряса — длинная, до земли, верхняя одежда с широкими рукавами, преимущественно черного цвета. Однако цвет церковным уставом строго не оговорен. Головным убором служит скуфья, небольшая суконная или бархатная шапочка черного цвета (для заслуженных священников — фиолетового).

Для черного духовенства (монашествующих) установлено ношение такой же одежды, как и для белого духовенства. Единственным отличием для них является ношение в торжественных случаях мантии (длинного плаща без рукавов). Головным убором служит клобук с наметкой (покрывалом).

У священников обязательным является ношение наперсного креста поверх одежды. Для епископов предусмотрено дополнительное ношение панагии (небольшой украшенной иконки на цепочке).

Повседневное облачение архиерея

В Русской Православной Церкви архиереи в зависимости от своего звания имеют особенные элементы в одежде и головных уборах..

На черной мантии епископов нашиты белые и красные ленты и «скрижали» (четырехугольные платы, пришитые спереди). Эти ленты являются символом евангельского учения, благодать которого исходит во время проповеди архиерея (преемника апостолов). «Скрижали» — это символ Нового и Ветхого Завета. Головным убором служит черный простой клобук с наметкой.

У архиепископов (наиболее заслуженных епископов) мантия фиолетового цвета, с нашитыми лентами и «скрижалями». На черном клобуке с наметкой имеется маленький крест.

Для митрополита (епископа, руководящего митрополией) предназначена голубая мантия с лентами и «скрижалями». Головной убор — белый клобук с наметкой и крестом.

У Патриарха (главного епископа Поместной Церкви) зелёная мантия и белый клобук особой формы с образами серафимов, который называется куколь (в переводе с латинского — «капюшон»). Этот головной убор своим цветом символизирует чистоту помыслов.

Повседневный головной убор монаха — клобук

Монахи носят такой повседневный головной убор, как клобук. Он состоит из камилавки и кукуля. Это древний головной убор в славянской среде. Святые Борис и Глеб на иконах часто изображены в клобуках.

Кроме того, рубашка священника также часто изображается на иконах в том случае, когда монах имеет сан иерея и может проводить богослужения.

Клобук Патриарха Никона. Многие древние святители и современные Московские Патриархи носят белые клобуки

Некоторые русские святители древности носили белые клобуки. Иконография изображает в таких клобуках святых митрополитов Петра, Алексия, Иону, Филиппа. Патриарх, как монах, также носит клобук.

Он сохранил свою древнюю форму и представляет собой сферический колпак, обтянутый белым кукулем. На вершине патриаршего клобука (на маковце) стал поставляться крест, лобная сторона клобука украшалась иконами, в концах кукуля золотым шитьем изображались херувимы или серафимы.

Современный монашеский клобук. Изготавливается из чёрной материи, представляет собой твёрдую камилавку в форме цилиндра

В наше время монашеский клобук представляет собой твёрдую камилавку в форме цилиндра. Он слегка расширен кверху и обтянут черным крепом. Он нисходит на спину и имеет в виде завершения три длинных конца.

Такой креп в обиходе называется наметка (или кукуль). Это символическое значение монашеских покрывал происходит от слов апостола Павла, который говорит: «Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения» (1 Фес. 5, 8).

История стихаря

В древности облачение подобное стихарю было известно под такими названиями как, например, альба, туника. Все они означали обычную нижнюю одежду, которую в древние времена носили мужчины и женщины. Стихарь употреблялся во всех древних церквях. В древности стихарь изготовливали изо льна и был он белого цвета, на что указывает одно из его названий — alba (белый). Стихарь символизирует светлую жизнь облаченных в него, олицетворяет чистоту и непорочность.

Орарь есть длинная широкая лента из той же материи, как и стихарь. Она носится диаконом на левом плече, сверх стихаря. Орарь знаменует благодать Божию, которую диакон получил в таинстве Священства.

Орарь (устар. — орарий) является принадлежностью богослужебного облачения диакона и богослужебного облачения иподиакона. В православии орарь является принадлежностью и богослужебного облачения протодиаконов, а также соответствующих им в черном духовенстве — иеродиаконов и архидиаконов. Орарь выполняется в виде длинной узкой ленты из парчи или другой цветной материи. В православии диакон носит орарь поверх стихаря на левом плече, где он укрепляется петлей за пуговицу, а его концы свободно свисают почти до пола со стороны груди и спины. Орарь может быть разного цвета, как и другие богослужебные облачения. В православии неофициально орарем награждают старших или опытных алтарников.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector