Красный

Подрясник (подризник)

Подрясник – это своеобразный стихарь. Считается, что подрясник и рясу носил Иисус Христос. Такие одеяния – символ отрешенности от мира. Монахи в древней церкви носили такую почти нищенскую одежду. Со временем она вошла в обиход и всего духовенства. Подрясник – это длинное, до пят мужское платье с узкими рукавами. Как правило, цвет у него либо белый, либо желтый. Подрясник архиерея имеет специальные ленты (гамматы), которыми стягиваются рукава в районе запястья. Это символизирует ручьи крови, льющиеся из продырявленных рук Спасителя. Считается, что именно в таком хитоне всегда ходил по земле Христос.

Головные уборы

Головной убор священника, проводящего богослужение, называется митра. В повседневной жизни священнослужители носят скуфью.

Митра украшается разноцветными камнями и образами. Это символ тернового венца, возложенного на голову Иисуса Христа. Митра считается украшением головы священника. Одновременно она напоминает терновый венец, коим была покрыта голова Спасителя. Надевание митры – это целый ритуал, при котором читается специальная молитва. Ее же читают во время венчания. Поэтому митра является символом золотых венцов, которые надеваются на голову праведникам в Небесном Царствии, присутствующим в момент сочетания Спасителя с Церковью.

До 1987 года Русская православная церковь запрещала носить ее всем, кроме архиепископов, митрополитов и патриархов. Священный синод на заседании в 1987 году разрешил носить митру всем архиереям. В некоторых церквях допустимо носить ее, украшенную крестом, даже иподиаконам.

Митра бывает нескольких разновидностей. К одной из них относится корона. У такой митры над нижним поясом находится венец из 12 лепестков. До VIII века такой тип митры носили все священнослужители.

Камилавка – головной убор в виде цилиндра фиолетового цвета. Для повседневного ношения используется скуфья. Этот головной убор носится независимо от степени и звания. Выглядит он как небольшая круглая шапочка черного цвета, которая легко складывается. Ее складки вокруг головы образуют крестное знамение.

Бархатную скуфью с 1797 года выдают представителям духовенства в качестве награды, так же, как и набедренник.

Головной убор священника еще называли клобуком.

Черные клобуки носили монахи и монахини. Выглядит клобук как цилиндр, расширенный кверху. На нем закреплены три широкие ленты, которые спадают на спину. Клобук символизирует спасение через послушание. Иеромонахи также могут носить черные клобуки во время богослужения.

Белое облачение священника

Предназначается для праздников Рождества Христова (7 января), Богоявления Господня (18 января), Вознесения Господня (дата зависит от дня Пасхи), Преображения Господня (19 августа) и Обрезания Господня (14 января).

В белое священники, диаконы и алтарники облачаются также в дни Рождества Иоанна Предтечи, апостола Иоанна Богослова, а кроме того в дни памяти бесплотных сил, дев и девственников.

Погребрение, как правило, также совершается в белых облачениях, а не черных — потому что смерть в христианстве — это не трагическое событие, а наоборот — светлое, ибо душа уходит в Вечность.

Белые ризы используются и во время совершения Таинств Крещения и Венчания.

Облачение архиерея


Архиерей, совершающий богослужение, символизирует собой Христа.

Подсаккосник

– аналог священнического подризника. Отличается от него тем, что имеет гамматы – полосы, которые символизируют кровь, истекшую из ран Спасителя при Его распятии.

Саккос

– длинная просторная одежда с широкими рукавами. Напоминает стихарь, но шире и богаче. Еще одно отличие: у саккоса разрезаны не только бока, но и нижняя часть рукавов. Это символизирует единство Ветхого и Нового Заветов. Соединяются передняя и задняя половины саккоса особыми пуговицами – звонцами, издающими при движении мелодичный звон. Слово «саккос» в переводе с древнееврейского языка означает «рубище, вретище».

Крестчатый фелонь (полиставрий, полиставрион)

в старину (до XVIII в.) архиерей во время службы надевал не саккос, а длинный фелонь, украшенный крестами. Такое одеяние мы можем увидеть на иконах древних святителей – к примеру, Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

Омофор

– имеет приблизительно то же символическое значение, что и епитрахиль у священника, то есть напоминает об овечке, которую добрый пастырь поднимает на плечи.


Различают большой и малый омофоры. Большой омофор архиерей надевает во время всех богослужений. Он представляет собой ленту плотной ткани, которая с двух сторон спускается с шеи на грудь, при этом один ее конец перекидывается назад через плечо. Малый омофор, используемый во время Литургии после чтения Апостола, спускается на грудь обоими концами.

Отличие русского омофора

от епитрахили состоит еще и в том, что первая лежит на шее священника, прилегая к ней, а второй стоит на плечах, как оплечье фелони.Греческий жеомофор лежит на плечах – как и греческая фелонь.

В наши дни омофор обычно шьют из той же материи, что и остальные предметы архиерейского облачения. В древности же его ткали из белой шерсти ягненка, что напоминало о Непорочном Агнце – Спасителе.

Поручи (нарукавники)

– надеваются на окончания рукавов подрясника или подризника, фиксируя их. Представляют собой трапециевидные полосы плотной материи с изображением креста на внешней стороне. Крепятся к рукам благодаря шнуровке. Символизируют Божию силу и благодать, благодаря которой священнослужители и совершают Таинства. Также поручи напоминают об узах, которыми был связан Спаситель во время Своих страданий, а также говорят о том, что от священнослужителя требуется непорочность в делах.


Пояс

– надевается поверх подсаккосника. Достаточно широк, на спине завязывается лентами, впереди имеет изображение креста. Символически говорит о бодрости, готовности к служению, а также о силе, духовной власти. Напоминает о полотенце, которым Спаситель препоясался, омывая ноги апостолов.

Палица

– ромбовидный плат, привешиваемый к поясу за верхний угол. Его носят с правой стороны.

Митра

– головной убор архиерея, имеющий форму короны. Символизирует одновременно царственное и божественное величие Христа и Его Терновый венец. В наши дни, как правило, митры бывают обтянуты тканью в цвет богослужебного облачения. На них крепятся небольшие иконки – дробницы. На вершине архиерейской митры крепится вертикально стоящий крест.

Какого цвета должен быть платок у женщин в церкви?

Присутствуя в храме на православном богослужении, непременно обращаешь внимание на красоту и торжественность облачений. Цветовое разнообразие является неотъемлемой частью церковно-литургической символики, а каждый цвет — духовное значение события, в честь которого совершается богослужение

У прихожан православных храмов есть традиция надевать одежду соответствующего цвета (особенно это касается женских платков), а также накрывать дома полочку красного угла платком соответствующего цвета.

Женщины, регулярно посещающие православные храмы, имеют в своем арсенале платки десяти различных расцветок, резонно полагая, что цвет платка верующей женщины должен соответствовать церковно-литургической символике.

Кто желает приходить в храм в платочках разных цветов – может надевать их в зависимости от цвета облачения священников при Богослужении. Цвета богослужебных облачений в Православной церкви символизируют духовные значения празднуемых событий.

Носить разноцветные платочки — это конечно благочестиво и красиво. Однако, хорошо бы еще знать, что означают эти цвета. Каждый цвет сопоставлен определенной группе праздничных или постных дней.

Цвета облачений и пояснения к ним

Главная » База знаний » Понятия и термины » Цвета облачений и пояснения к ним

by Администратор · 19.11.2019

Бе­лый цвет
Сим­вол Бо­же­ствен­но­го нетвар­но­го све­та. Объ­еди­ня­ет в се­бе все цве­та ра­ду­ги В бе­лых об­ла­че­ни­ях слу­жат в Гос­под­ские празд­ни­ки: Рож­де­ства Хри­сто­ва, Бо­го­яв­ле­ния, Воз­не­се­ния, Пре­об­ра­же­ния; в них слу­жат в Ла­за­ре­ву и Ве­ли­кую Суб­бо­ты, дни па­мя­ти бес­плот­ных Ан­гель­ских сил, в них на­чи­на­ет­ся Пас­халь­ная утре­ня. Бе­лые ри­зы ис­поль­зу­ют­ся при со­вер­ше­нии та­ин­ства кре­ще­ния, вен­ча­ния и на за­упо­кой­ных бо­го­слу­же­ни­ях, а так­же при об­ла­че­нии но­во­по­став­лен­но­го в свя­щен­ный сан.
Крас­ный цвет
Это – сим­вол неиз­ре­чен­ной, пла­мен­ной люб­ви Бо­жи­ей к ро­ду че­ло­ве­че­ско­му. Но это так­же цвет кро­ви, и по­это­му в крас­ных или баг­ря­ных об­ла­че­ни­ях про­хо­дят служ­бы в честь му­че­ни­ков Ос­нов­ной Пас­халь­ный цвет – крас­ный с зо­ло­том. Вслед за бе­лым, про­дол­жа­ет Бо­го­слу­же­ние Пас­хи и оста­ет­ся неиз­мен­ным до празд­ни­ка Воз­не­се­ния. Крас­ный цвет об­ла­че­ний при­нят так­же в дни па­мя­ти му­че­ни­ков.
Зо­ло­той цвет или жел­тый всех от­тен­ков
Яв­ля­ют­ся цве­та­ми сла­вы, ве­ли­чия и до­сто­ин­ства Они усво­е­ны вос­крес­ным дням как дням Гос­по­да Ца­ря Сла­вы; кро­ме то­го, в зо­ло­тых одеж­дах Цер­ковь от­ме­ча­ет дни Его осо­бых по­ма­зан­ни­ков – про­ро­ков, апо­сто­лов и свя­ти­те­лей; так­же в боль­шин­ство дней го­да, ес­ли не со­вер­ша­ет­ся чья-ли­бо па­мять.
Зе­ле­ный цвет
Цвет веч­ной жиз­ни Сли­я­ние жел­то­го и го­лу­бо­го. Он при­нят в дни па­мя­ти пре­по­доб­ных и сви­де­тель­ству­ет о том, что их мо­на­ше­ский по­двиг ожи­во­тво­ря­ет че­ло­ве­ка со­еди­не­ни­ем со Хри­стом (жел­тый цвет) и воз­во­дит его на небо (го­лу­бой). В зе­ле­ных цве­тах всех от­тен­ков слу­жат в день Свя­той Тро­и­цы, Вход Гос­по­день в Иеру­са­лим (Верб­ное Вос­кре­се­нье), По­не­дель­ник Свя­то­го Ду­ха, а так­же в дни юро­ди­вых.
Го­лу­бой или си­ний цвет
Это – цвет неба, и он со­от­вет­ству­ет уче­нию о Бо­жи­ей Ма­те­ри, вме­стив­шей Небо­жи­те­ля в Сво­ей Пре­чи­стой утро­бе Цвет на празд­ни­ки Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, а так­же на Сре­те­ние.
Фио­ле­то­вый цвет
В нем со­еди­не­ны крас­ный – цвет кро­ви Хри­сто­вой и Вос­кре­се­ния, и си­ний, ука­зу­ю­щий, что Крест от­крыл нам до­ро­гу в небо. Зна­ме­ну­ет си­лу ду­ха и крест­ный по­двиг Спа­си­те­ля При­нят в дни па­мя­ти Кре­ста Гос­под­ня – Про­ис­хож­де­ние (из­не­се­ние) чест­ных древ Жи­во­тво­ря­ще­го Кре­ста Гос­под­ня, Воз­дви­же­ние, в Кре­сто­по­клон­ную сед­ми­цу Ве­ли­ко­го по­ста (Сре­до­крест­ную). В суб­бо­ты и вос­кре­се­нья Ве­ли­ко­го по­ста, Ве­ли­кий Чет­верг. На Пер­вое и Вто­рое Об­ре­те­ние гла­вы Иоан­на Пред­те­чи и в день Со­ро­ка му­че­ни­ков Се­ва­стий­ских.
Чер­ный или тем­но-ко­рич­не­вый цвет
Наи­бо­лее бли­зок по ду­ху дням Ве­ли­ко­го По­ста. Это – сим­вол от­ре­че­ния от мир­ской су­е­ты, цвет пла­ча и по­ка­я­ния Ис­поль­зу­ет­ся в обыч­ные дни Ве­ли­ко­го по­ста. Черные облачения официально появились в России только в 1730 году, и то для погребальных служб (интересно, что впоследствии на панихидах «победили» белые облачения, а чёрные с конца XIX в. «ушли» в Великий пост). Богослужебный устав не знает чёрного цвета, а в пост и в Страстную седмицу положено служить не в траурных, а тёмных ризах багряного, фиолетового цвета.

История стихаря

В древности облачение подобное стихарю было известно под такими названиями как, например, альба, туника. Все они означали обычную нижнюю одежду, которую в древние времена носили мужчины и женщины. Стихарь употреблялся во всех древних церквях. В древности стихарь изготовливали изо льна и был он белого цвета, на что указывает одно из его названий — alba (белый). Стихарь символизирует светлую жизнь облаченных в него, олицетворяет чистоту и непорочность.

Орарь есть длинная широкая лента из той же материи, как и стихарь. Она носится диаконом на левом плече, сверх стихаря. Орарь знаменует благодать Божию, которую диакон получил в таинстве Священства.

Орарь (устар. — орарий) является принадлежностью богослужебного облачения диакона и богослужебного облачения иподиакона. В православии орарь является принадлежностью и богослужебного облачения протодиаконов, а также соответствующих им в черном духовенстве — иеродиаконов и архидиаконов. Орарь выполняется в виде длинной узкой ленты из парчи или другой цветной материи. В православии диакон носит орарь поверх стихаря на левом плече, где он укрепляется петлей за пуговицу, а его концы свободно свисают почти до пола со стороны груди и спины. Орарь может быть разного цвета, как и другие богослужебные облачения. В православии неофициально орарем награждают старших или опытных алтарников.

Черный – покаянный цвет

В черных облачениях служат в обычные дни Великого поста.

Изображение взято из свободных интернет-источников

О духовной символике цвета – архимандрит Назарий (Омельяненко), преподаватель литургики КДАиС.

– Отче, объясните, пожалуйста, почему священник то в желтом, то в белом, то в голубом, а ещё – зеленом, красном. Имеет ли каждый цвет свое символическое значение? Сколько всего используется цветов в богослужебных облачениях?

– Согласно Церковному Уставу, во время богослужений в Православной Церкви используется 7 цветов. Каждый цвет имеет символическое значение. К примеру, в служениях Католической Церкви применяются 5 цветов, но их использование отличается от православной традиции.

Должны ли в церкви женские платки соответствовать цвету облачений того или иного праздника?

Конечно же, это не обязательно. Это возможно, но необязательно. А если женщина на Пасху желает надеть красный платочек как символ ее любви к воскресшему Господу, если поет ее душа и радуется празднику, это очень хорошо. И таким образом, надев платок соответствующего цвета, она хочет приблизиться к нему, почтить Бога. Тогда ее головной убор соответствующего цвета можно сравнить с вербной веточкой – символом Воскресения Христового, которую мы приносим в храм, чтобы встретить Христа-Царя. Но если она наденет красивый голубой головной убор, то в этом греха не будет. Главное, чтобы все было в мире и любви, и истине, и в общении Духа, как часто нам повторял в своих Посланиях святой первоверховный апостол Павел.

Женский платочек тоже может стать чем-то подобным: личным символом любви к Богу конкретной женщины. Но превращать платки определенного цвета в обязательную униформу, конечно же, не следует. Это личный выбор каждой женщины.

Тем женщинам, которые нерегулярно посещают храм, можно завести три разных платка: 1. Платок светлых тонов (однотонный, в цветочек с рисунком; излишне упоминать о том, что в храм нельзя надевать платки с различной символикой или неприличными надписями и картинками) — белый, светло- голубой, бледно- розовый и т. п.; такой платок надевают на праздники.

2. Платок темных тонов — черный, темно- серый, коричневый, темно-синий, темно-зеленый, и др.; такой платок надевают в пост и в дни траура.

3. Еще какой-нибудь платок. Цвет может быть самый разнообразный. Этот платок надевают на все остальные дни.

Для тех, кто не может справиться и с тремя платочками — рекомендую радикальный вариант — один платочек, не важно, какого цвета, главное, чтобы он был! Здесь существует одно главное ограничение, о котором следует помнить. В посты и постные дни при посещении церкви следует выбирать платки темных тонов

Конечно же, за яркий платок никто не сделает замечание, но все же в пост это крайне не желательно. В обычные дни можно надевать платок любого цвета. При отпевании покойника не следует одевать платки ярких цветов.

Диакон

Это самый низший чин священнослужителя. Диаконы не имеют права самостоятельно совершать таинства и богослужения, но они помогают епископам или священникам.

Облачения священнослужителей-диаконов, проводящих богослужение, состоят из стихаря, орари и поручи.

Стихарь представляет собой длинную одежду, не имеющую сзади и спереди разрезов. Для головы проделано специальное отверстие. Стихарь имеет широкие рукава. Эта одежда считается символом чистоты души. Такое облачение присуще не только диаконам. Стихарь могут носить и псаломщики, и те миряне, которые просто регулярно прислуживают в храме.

Орарь представлен в виде широкой ленты, как правило, выполненной из такой же ткани, что и стихарь. Это одеяние является символом Божьей благодати, которую диакон обрел в Священнотаинстве. Орарь надевается на левое плечо поверх стихаря. Его могут надевать также иеродиаконы, архидиаконы и протодиаконы.

В облачение священника входят также поручи, предназначенные для стягивания рукавов стихаря. Выглядят они как зауженные нарукавники. Этот атрибут символизирует веревки, которыми были обвиты руки Иисуса Христа, когда Его распяли на кресте. Как правило, поручи выполнены из той же ткани, что и стихарь. На них также изображаются кресты.

Облачение диакона (иеродиакона, протодиакона, архидиакона)


Диакон во время богослужения символизирует собой ангела. На это указывает и его облачение.

Стихарь

– длинная рубаха с широкими рукавами, с разрезами от подмышек до низа, скрепленными пуговицами. Символизирует чистоту, невинность. Святитель Симеон Солунский писал: «Стихарь (т.е. одеяние диакона, а также алтарника) представляет светлую одежду ангелов».

Орарь

– длинная широкая лента, которую носят через плечо поверх стихаря. В отличие от епитрахили священника, не складывается вдвое, а свободно спадает по спине и груди. Символизирует крыло ангела.

Заслуженные диаконы в качестве награды получают двойной орарь. Его носят на левом плече, причем передний, более длинный, конец спускается под правую руку, затем им опоясывается спина, а потом он спускается вниз через левое плечо. Эта награда дается не менее, чем через 5 лет служения в сане диакона.

Название «орарь» происходит от латинского oro

– «молиться» или от греческого «смотрю, стерегу, наблюдаю», либо от латинского orarium – «полотенце, лентион».

Поручи

(нарукавники) – надеваются на окончания рукавов подрясника или подризника, фиксируя их. Представляют собой трапециевидные полосы плотной материи с изображением креста на внешней стороне. Крепятся к рукам благодаря шнуровке. Символизируют Божию силу и благодать, благодаря которой священнослужители и совершают Таинства. Также поручи напоминают об узах, которыми был связан Спаситель во время Своих страданий, а также говорят о том, что от священнослужителя требуется непорочность в делах.

Головные уборы

Головной убор священника, проводящего богослужение, называется митра. В повседневной жизни священнослужители носят скуфью.

Митра украшается разноцветными камнями и образами. Это символ тернового венца, возложенного на голову Иисуса Христа. Митра считается украшением головы священника. Одновременно она напоминает терновый венец, коим была покрыта голова Спасителя. Надевание митры – это целый ритуал, при котором читается специальная молитва. Ее же читают во время венчания. Поэтому митра является символом золотых венцов, которые надеваются на голову праведникам в Небесном Царствии, присутствующим в момент сочетания Спасителя с Церковью.

До 1987 года Русская православная церковь запрещала носить ее всем, кроме архиепископов, митрополитов и патриархов. Священный синод на заседании в 1987 году разрешил носить митру всем архиереям. В некоторых церквях допустимо носить ее, украшенную крестом, даже иподиаконам.

Митра бывает нескольких разновидностей. К одной из них относится корона. У такой митры над нижним поясом находится венец из 12 лепестков. До VIII века такой тип митры носили все священнослужители.

Камилавка – головной убор в виде цилиндра фиолетового цвета. Для повседневного ношения используется скуфья. Этот головной убор носится независимо от степени и звания. Выглядит он как небольшая круглая шапочка черного цвета, которая легко складывается. Ее складки вокруг головы образуют крестное знамение.

Бархатную скуфью с 1797 года выдают представителям духовенства в качестве награды, так же, как и набедренник.

Головной убор священника еще называли клобуком.

Черные клобуки носили монахи и монахини. Выглядит клобук как цилиндр, расширенный кверху. На нем закреплены три широкие ленты, которые спадают на спину. Клобук символизирует спасение через послушание. Иеромонахи также могут носить черные клобуки во время богослужения.

Должны ли в церкви женские платки соответствовать цвету облачений того или иного праздника?

Конечно же, это не обязательно. Это возможно, но необязательно. А если женщина на Пасху желает надеть красный платочек как символ ее любви к воскресшему Господу, если поет ее душа и радуется празднику, это очень хорошо. И таким образом, надев платок соответствующего цвета, она хочет приблизиться к нему, почтить Бога. Тогда ее головной убор соответствующего цвета можно сравнить с вербной веточкой – символом Воскресения Христового, которую мы приносим в храм, чтобы встретить Христа-Царя. Но если она наденет красивый голубой головной убор, то в этом греха не будет. Главное, чтобы все было в мире и любви, и истине, и в общении Духа, как часто нам повторял в своих Посланиях святой первоверховный апостол Павел.

Женский платочек тоже может стать чем-то подобным: личным символом любви к Богу конкретной женщины. Но превращать платки определенного цвета в обязательную униформу, конечно же, не следует. Это личный выбор каждой женщины.

Тем женщинам, которые нерегулярно посещают храм, можно завести три разных платка: 1. Платок светлых тонов (однотонный, в цветочек с рисунком; излишне упоминать о том, что в храм нельзя надевать платки с различной символикой или неприличными надписями и картинками) — белый, светло- голубой, бледно- розовый и т. п.; такой платок надевают на праздники.

2. Платок темных тонов — черный, темно- серый, коричневый, темно-синий, темно-зеленый, и др.; такой платок надевают в пост и в дни траура.

3. Еще какой-нибудь платок. Цвет может быть самый разнообразный. Этот платок надевают на все остальные дни.

Для тех, кто не может справиться и с тремя платочками — рекомендую радикальный вариант — один платочек, не важно, какого цвета, главное, чтобы он был!Здесь существует одно главное ограничение, о котором следует помнить. В посты и постные дни при посещении церкви следует выбирать платки темных тонов

Конечно же, за яркий платок никто не сделает замечание, но все же в пост это крайне не желательно. В обычные дни можно надевать платок любого цвета. При отпевании покойника не следует одевать платки ярких цветов.

Диакон

Это самый низший чин священнослужителя. Диаконы не имеют права самостоятельно совершать таинства и богослужения, но они помогают епископам или священникам.

Облачения священнослужителей-диаконов, проводящих богослужение, состоят из стихаря, орари и поручи.

Стихарь представляет собой длинную одежду, не имеющую сзади и спереди разрезов. Для головы проделано специальное отверстие. Стихарь имеет широкие рукава. Эта одежда считается символом чистоты души. Такое облачение присуще не только диаконам. Стихарь могут носить и псаломщики, и те миряне, которые просто регулярно прислуживают в храме.

Орарь представлен в виде широкой ленты, как правило, выполненной из такой же ткани, что и стихарь. Это одеяние является символом Божьей благодати, которую диакон обрел в Священнотаинстве. Орарь надевается на левое плечо поверх стихаря. Его могут надевать также иеродиаконы, архидиаконы и протодиаконы.

В облачение священника входят также поручи, предназначенные для стягивания рукавов стихаря. Выглядят они как зауженные нарукавники. Этот атрибут символизирует веревки, которыми были обвиты руки Иисуса Христа, когда Его распяли на кресте. Как правило, поручи выполнены из той же ткани, что и стихарь. На них также изображаются кресты.

Цвета облачений священнослужителей | Тест Кати Р.

Цвета облачений священнослужителей зависят от праздников, от того, что сейчас происходит в Церкви. Сегодня я предложу вам викторину на эту тему, потому что она важная и очень интересная!

Цвета облачений священнослужителей

1. В какие праздники священнослужители облачаются в ризы белого цвета?

а) Рождества Христова, Богоявления, Благовещения, бесплотных небесных сил б) В праздники Преображения и Вознесения Господня в) Дни памяти преподобных, подвижников, юродивых, праздник Входа Господня в Иерусалим г) В дни памяти пророков, апостолов, святителей, равноапостольных, прочих

показать ответа) Рождества Христова, Богоявления, Благовещения, бесплотных небесных сил б) В праздники Преображения и Вознесения Господня 2. Этот Царский цвет присутствует на службе в воскресные дни (если нет поста и особых праздников), а также в дни памяти пророков, апостолов, святителей, равноапостольных, а также благоверных царей и князей

а) Белый б) Зеленый в) Золотой (жёлтый) г) Голубой

показать ответ

в) Золотой (жёлтый)

3. Красный используется в праздник Пасхи. Пасхальная литургия, а затем и службы всей Светлой седмицы служатся в красных ризах. Когда еще духовенство облачается в красные облачения?

а) В Господские праздники б) Кроме этих праздников больше никогда в) В воздвижение Креста Господня г) В дни памяти мучеников

показать ответ

г) В дни памяти мучеников

4. Этот цвет присутствует в Богородичные праздники: Благовещение, Успение, Рождество Пресвятой Богородицы, Покров, Введение во Храм, дни памяти Богородичных икон. Этот цвет присутствует на мантиях митрополитов.

а) Зеленый б) Голубой в) Белый г) Фиолетовый

показать ответ

б) Голубой

5. Этот цвет присутствует в праздники и дни памяти преподобных, подвижников, юродивых, праздник Входа Господня в Иерусалим, День Святой Троицы, День Святого Духа.

а) Зеленый б) Голубой в) Фиолетовый г) Золотой (желтый)

показать ответ

а) Зеленый

6. Этот цвет встречается во дни Великого поста; в праздник Воздвижения Креста Господня, в День Усекновения Главы Иоанна Предтечи. Этот цвет имеют епископские и архиепископские мантии, а также наградные скуфии и камилавки (головные уборы священников).

а) Голубой б) Зеленый в) Фиолетовый г) Черный

показать ответ

в) Фиолетовый

7. Иногда этот цвет, наряду с фиолетовым, употребляется в дни Великого поста.

а) Черный б) Белый в) Золотой г) Голубой

показать ответ

а) Черный

Надеюсь, дорогие дети и родители, вам было интересно проходить мою викторину! Надеюсь, теперь вы будете знать, какой цвет будут иметь облачения священнослужителей, когда будет тот или иной праздник.

Всего вам доброго! Храни Вас Бог!

Церковь Покрова на Нерли | Тест Кати Р.

Саккос

Это одеяние носили еще в древнеиудейской среде. В то время саккос производился из самого грубого материала и считался одеждой, которую носили в скорби, покаянии и посте. Саккос выглядел как кусок грубой ткани с вырезом для головы, полностью покрывающий спереди и сзади. По бокам ткань не сшивается, рукава широкие, но короткие. Через саккос проглядывают епитрахиль и подрясник.

В XV веке саккосы носили исключительно митрополиты. С момента утверждения патриаршества в России их начали носить и патриархи. Что же касается духовной символики, то это одеяние, так же, как и ряса, символизирует багряницу Иисуса Христа.

Внебогослужебное облачение

Облачение православного священника можно разделить на повседневное и богослужебное. К повседневной одежде священников можно отнести подрясник, рясу и некоторые головные уборы.

Подрясником называют нижние длинные одежды– у монашествующего священника подрясник имеет чёрный цвет, у белого духовенства он может быть и белым, и чёрным, и синим. Сверху на подрясник обыкновенно надевается ряса (слово греческого происхождения, в переводе означает – «вытертая»).

Рясу носит как белое, так и чёрное духовенство, опять же, выбирая цвет соответственно своему званию. Как правило, ряса имеет несколько вариантов кроя, у неё длинные широкие рукава, застёжки на воротнике и поясе. Кроме этого, монашествующие священники носят мантию — длинную чёрную накидку с застёжкой на вороте.

Ряса и подрясник сейчас являются своеобразными символами отречения от мира и мирской суеты. Изначально же это была обыкновенная будничная одежда бедных монахов, довольно распространенная и традиционная для восточных стран – и по сей день подобный тип одеяний популярен на Ближнем Востоке.

Все богослужения (кроме Литургии) священник совершает в рясе и подряснике, иногда надевая поверх элементы прочих облачений, в соответствии с уставом. Когда же совершается Литургия, то на подрясник вместо рясы надеваются иные богослужебные облачения. К внебогослужебным головным уборам священства относятся скуфья и камилавка.

Скуфья (от греческого «покрывало, шапка») – своеобразная остроконечная шапочка, иногда из бархата. На голове складки скуфьи образуют подобие креста или купола. Скуфья является символом воинского шлема, а священнослужитель или монах, её носящий символизирует собой воина на поле духовной брани.

Камилавка – цилиндрический головной убор монашествующего и белого духовенства. Изначально имела форму, подобную турецкой фески и изготовлялась из верблюжьей шерсти (по-гречески — «камелос»).

Такие уборы носили на Востоке, защищаясь от солнца. Позднее камилавки стали частью одеяния византийских правителей и сановников, а затем – элементом облачения священнослужителей.

В России камилавки вошли в обиход с XVII века. Камилавка, подобно прочим богослужебным головным уборам, является символом тернового венца, который был на Христе в момент распятия. Помимо облачения и головных уборов, обычно поверх рясы священники носят иерейский крест.

Одеяния для повседневного ношения

Повседневные облачения также символичны. Основные – ряса и подрясник. Служители, ведущие монашеский образ жизни, должны носить черный подрясник. Остальные же могут облачаться в подрясник коричневого, темно-синего, серого или белого цветов. Подрясники могут быть изо льна, шерсти, сукна, сатина, чесучи, иногда из шелка.

Чаще всего ряса выполнена в черном цвете. Реже встречаются белые, кремовые, серые, коричневые и темно-синие. Подрясник и ряса могут иметь подкладку. В обиходе бывают рясы, напоминающие пальто. Они дополнены бархатом или мехом на воротнике. Для зимы шьют рясы на теплой подкладке.

В рясе священник должен проводить все богослужения, за исключением литургии. Во время литургии и других особых моментов, когда Устав заставляет священнослужителя облачаться в полное богослужебное одеяние, священник снимает ее. На подрясник в этом случае он надевает ризу. Во время службы на диаконе также надета ряса, поверх которой надевается стихарь. Епископ поверх нее обязан носить различные ризы. В исключительных случаях на некоторых молебнах епископ может проводить службу в рясе с мантией, на которую надевается епитрахиль. Такая одежда священника – обязательная основа богослужебного облачения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector