Каков ты, крест священника?

Епитрахиль

Епитрахилью называют длинную ленту, которую наматывают на шею. Оба ее конца должны спускаться вниз. Это символ двойной благодати, которая предоставляется священнику для проведения богослужений и священных таинств. Епитрахиль надевают поверх подрясника или рясы. Это обязательный атрибут, без которого священники или архиереи не имеют права проводить священные обряды. На каждой епитрахили должно быть нашито семь крестов. В порядке расположения крестов на епитрахили также заложен определенный смысл. На каждой половине, которая спускается вниз, расположено по три креста, которые символизируют количество таинств, совершаемых священником. Один находится посредине, то есть на шее. Это символ того, что епископ передал священнику благословение совершать таинство. Также это указывает на то, что служитель взял на себя бремя служить Христу. Можно заметить, что облачение священника – это не просто одежда, а целая символика. Поверх подрясника и епитрахили надевается пояс, который символизирует полотенце Иисуса Христа. Он носил его на поясе и использовал при омовении ног своих учеников на Тайной Вечере.

Ряса

В некоторых источниках ряса называется ризой или фелонью. Это верхняя одежда священника. Ряса выглядит как длинное широкое платье без рукавов. В ней имеется отверстие для головы и большой вырез спереди, который практически достигает пояса. Это позволяет священнику свободно двигать руками во время совершения таинства. Оплечья ряса жесткие и высокие. Верхний край сзади напоминает треугольник или трапецию, которая находится над плечами священника.

Ряса символизирует багряницу. Еще ее называют одеждой истины. Считается, что именно ее носил Христос. Поверх рясы священнослужитель носит наперсный крест.

Набедренник является символом духовного меча. Его выдают священнослужителям за особые усердия и продолжительную службу. Надевается он на правое бедро в виде ленты, переброшенной через плечо и свободно опускающейся вниз.

Поверх рясы священник также надевает наперсный крест.

Предшественник наперсного креста

Прежде чем появился наперсный крест, существовал так называемый энколпий. Это небольшой ларец округлой, крестообразной или прямоугольной формы, на котором было размещено изображение святых или Иисуса Христа. Внутрь помещали частички просфоры или мощи святого. Считалось, что таким образом человек может оградить себя от всяческих напастей в походах или дальних путешествиях.

Первое упоминание об их существовании относят к IV веку. Иоанн Златоуст пишет, как священные предметы мужчины и женщины часто вешали на шею в качестве украшения.

Древнейший экземпляр энколпия, дошедший до наших дней, был обнаружен в середине XIX века. В 1862 году его обнаружили на груди скелета, найденного на развалинах базилики Святого Лаврентия в Риме. Базилику построил еще Константин Великий, а погребенный с энколпием, скорее всего, был епископом. Также энколпии были принадлежностью для торжественного облачения царственных особ в Константинополе.

На Руси их носили чаще всего под одеждой. Активно выходить из употребления они начали в XVIII веке. На смену стали приходить наперсные кресты с украшениями. В России ношение таких крестов стало массово распространяться с 1741 года.

Виды крестов

Нательные крестики носят все христиане, их надевают в Таинстве Крещения и носят в знак любви и верности ко Христу. Крест наше оружие против духов злобы, всегдашняя молитва от пребывания Распятия Господнего на нашем сердце, свидетельство Крещения в Христову веру, знак принадлежности православной Церкви.

Каноничным православным крестом считается четырех-, шести-, восьмиконечный крест с изображением Спасителя, с обратной стороны с надписью «спаси и сохрани», обязательно освященный в церкви. Крест лучше не снимать с себя ни в бане, и в больнице.

Материал, из которого будет сделан крестик, его стоимость, не имеют значения, ведь это не ювелирное украшение. Нательный крест потому и нательный, что его не носят на показ, его носят под одеждой на груди. Крест не сувенирчик и не амулет. Ко кресту надо относиться как к святыне, но если он вдруг потерялся (цепочка порвалась), то не стоит впадать в суеверный ужас, нужно купить и освятить другой, носить, относиться к нему внимательно и бережно, и при каждом своем шаге помнить, что у тебя на груди Распятие Христово. Нужно верить Христу и жить христианской жизнью в лоне матери-Церкви.

Наперсный или нагрудный крест – принадлежность одеяния священника, введен в России с XVIII века, до этого крест на груди носили только епископы. Первоначально наперсный крест был знаком отличия для пресвитеров, использовался, как награда.

Крест наперсныйXIV в.Шифер, резьбаЧастное собрание

Сейчас также есть повседневные иерейские кресты, по которым всегда можно отличить батюшку или иеромонаха от простого клирика или простого монаха в церкви, но есть и наградные наперсные кресты для священства. На обратной стороне креста надпись:

Иерейский крест носится на цепочке, конец которой перекидывается через шею на спину. Это является пастырским знаком заботы о прихожанах, как ношение на раменах заблудшей овцы.

Архиерейский крест также наперсный, т.е. носится на груди и надевается вместе с панагией – овальной формы образ Божией Матери. Они означают высшую иерархию в Церкви и символизируют ответственность епископа за народ и его обязанность подражать в этой заботе о людях Крестному подвигу Спасителя и уповать на предстательство и молитвы Божией Матери.

Крест наперсный панагийный. Крест корсунскийXIII в. (оправа — XVI в.)Яшма, оправа — серебро, скань7.7 × 5 смЦентральный музей древнерусской культурыи искусства им. Андрея Рублева, Москва, РоссияИнв. КП-3626

Напрестольный Крест — принадлежность святая святых храма – алтаря. Напрестольным он называется потому, что полагается на престоле, т.е. на том святом месте в храме, где совершается Бескровная Жертва Тела и Крови Христовых. Там же на престоле лежит святое Евангелие. Евангелие и Крест символизируют полноту Божественной истины, открывшейся в Новом Завете, о Домостроительстве спасения человеческого рода.

Распятие Христово с предстоящими и апостоламиИкона с врезанным крестомXIX в.Дерево, левкас, темпера; медный сплав, литье, эмаль.31.4 × 26.8 × 2.7 см (икона), 16,3 × 10.5 (крест)Центральный музей древнерусской культуры и искусстваим. Андрея Рублева, Москва, Россия

Напрестольным Крестом во время богослужения осеняется народ, к нему прикладываются после окончания Литургии, его употребляют для совершения Таинств и других уставных служб и священнодействий, например, для освящения воды на Богоявление.

Церковь не перестает славить Крест за богослужением: зачастую обращаясь к нему, как к личности.

Но не само по себе древо имеет чудодейственную силу для нас. Сила Креста в Распятом на нем Господе, Он есть спасение миру, Тот, кто дарует нам символом спасения нашего Свой святой Крест.

Крест, на котором был распят Христос, стал знаменем нашей Церкви, воплощением жертвенной Любви Бога к людям, символом истинного пути для тех, кто верует Спасителю и желает идти за Ним. Пусть мир хвалится силой, властью, богатством, нам же с апостолом подобает «хвалиться разве только крестом Господа» (Гал. 6, 14) и пребыванием с Ним на Кресте, Причастием Его Телу и Крови и надеждой наследования Его Воскресения.

Что значит надпись НИКА на кресте?

Любой образованный человек скажет, что «Ника» в переводе с греческого означает «победа». Так, кстати, звали древнегреческую богиню победы, близкую родственницу древнеримской Виктории. Так почему имя языческой богини часто красуется на православных крестиках?

Так вот, слово НИКА на крестике означает «победа». Согласно историческим хроникам, кресты с инициалами Спасителя и словом «Ника» установил в Византии император Константин. Это было сделано в честь победы над римским императором Марком Аврелием и знаменовало торжество новой веры. Сейчас эту надпись трактуют проще: Спаситель искупил грехи человеческие и победил саму смерть.

Главное в православном крестике – это не форма или рыночная стоимость, а духовное содержание. А им наделяют символы веры исключительно люди, их носящие и почитающие!

06.04.21

Доверять Христу и верить в людей

Батюшка думает о словах митрополита Антония Сурожского, которые прочел когда-то: «Я в Церкви – частное лицо». Отвечаю я – прежде всего за себя самого. А за других людей – не «отвечать» я должен, а должен им служить, пытаться любить, брать их на себя, не брезговать, если надо, влезать в их болячки, пытаясь как-то помочь.

И доверять Христу в том, что Он знает этих людей гораздо лучше тебя, видит и проживает всю тяготу земной жизни Церкви полнее тебя, Он есть глава Церкви, спаситель Ее и судья, а не ты.

И еще ты должен верить в людей, верить, что люди Церкви – это те, кто способен отодвинуть хотя бы на время свою самость, свои страсти, претензии, распри, злобу своего дня, и переключиться на Христа.

Те, с кем вместе завтра будешь стоять в одном храме и «едиными усты и единем сердцем» свидетельствовать: «Крест – хранитель всея вселенная, Крест – красота Церкви, Крест – царей держава, Крест – верных утверждение, Крест – ангелов слава и демонов язва».

Диакон

Это самый низший чин священнослужителя. Диаконы не имеют права самостоятельно совершать таинства и богослужения, но они помогают епископам или священникам.

Облачения священнослужителей-диаконов, проводящих богослужение, состоят из стихаря, орари и поручи.

Стихарь представляет собой длинную одежду, не имеющую сзади и спереди разрезов. Для головы проделано специальное отверстие. Стихарь имеет широкие рукава. Эта одежда считается символом чистоты души. Такое облачение присуще не только диаконам. Стихарь могут носить и псаломщики, и те миряне, которые просто регулярно прислуживают в храме.

Орарь представлен в виде широкой ленты, как правило, выполненной из такой же ткани, что и стихарь. Это одеяние является символом Божьей благодати, которую диакон обрел в Священнотаинстве. Орарь надевается на левое плечо поверх стихаря. Его могут надевать также иеродиаконы, архидиаконы и протодиаконы.

В облачение священника входят также поручи, предназначенные для стягивания рукавов стихаря. Выглядят они как зауженные нарукавники. Этот атрибут символизирует веревки, которыми были обвиты руки Иисуса Христа, когда Его распяли на кресте. Как правило, поручи выполнены из той же ткани, что и стихарь. На них также изображаются кресты.

Палица

Облачение священника (архиерея) неполноценно без палицы. Это плат, по форме напоминающий ромб. Его привешивают за один угол на левое бедро поверх саккоса. Так же, как и набедренник, палица считается символом духовного меча. Это Божье слово, которое всегда должно быть на устах у служителя. Это более значимый атрибут, нежели набедренник, так как он символизирует еще и небольшой отрез полотенца, которое использовал Спаситель для омовения ног своим ученикам.

До конца XVI века в Русской православной церкви палица служила атрибутом только епископов. Но с XVIII века ее начали выдавать в качестве награды архимандритам. Богослужебное облачение архиерея символизирует семь выполняемых таинств.

Миф № 1. Нательный крест нельзя снимать ни при каких обстоятельствах.

Крест действительно нельзя снимать. Он оберегает человека. Он всегда должен быть на нас. Нося на себе крест, мы исповедуем Христа. Но бывают моменты, когда, допустим, в больнице во время лечебных мероприятий, крест желательно снять. Это не говорит о том, что его надо вообще убрать. Его можно надеть на руку, положить в карман. Когда мне делали операцию, врачи сказали снять крест. Но я надел его на руку.

Крест должен быть всегда либо на человеке, либо рядом с ним. Когда человек с крестом — он с силой Божьей. Но, с другой стороны, не надо к кресту относиться как к какому-то талисману или оберегу. Крест — это не талисман. Это знамя нашего спасения.

Диакон

Это самый низший чин священнослужителя. Диаконы не имеют права самостоятельно совершать таинства и богослужения, но они помогают епископам или священникам.

Облачения священнослужителей-диаконов, проводящих богослужение, состоят из стихаря, орари и поручи.

Стихарь представляет собой длинную одежду, не имеющую сзади и спереди разрезов. Для головы проделано специальное отверстие. Стихарь имеет широкие рукава. Эта одежда считается символом чистоты души. Такое облачение присуще не только диаконам. Стихарь могут носить и псаломщики, и те миряне, которые просто регулярно прислуживают в храме.

Орарь представлен в виде широкой ленты, как правило, выполненной из такой же ткани, что и стихарь. Это одеяние является символом Божьей благодати, которую диакон обрел в Священнотаинстве. Орарь надевается на левое плечо поверх стихаря. Его могут надевать также иеродиаконы, архидиаконы и протодиаконы.

В облачение священника входят также поручи, предназначенные для стягивания рукавов стихаря. Выглядят они как зауженные нарукавники. Этот атрибут символизирует веревки, которыми были обвиты руки Иисуса Христа, когда Его распяли на кресте. Как правило, поручи выполнены из той же ткани, что и стихарь. На них также изображаются кресты.

Значение нательного креста в православии

Крест – один из самых узнаваемых и почитаемых символов в мире. Ученые полагают, что он начал использоваться нашими далекими пращурами еще в эпоху палеолита, а в неолите уже стал всеобщим почитаемым символом.

Крест известен во многих древнейших культурах: от майя и инков до шумеров и древних египтян. Он ассоциировался со многими сущностями и явлениями:

  • огонь и свет,
  • солярный знак,
  • активное мужское начало,
  • человек в принципе,
  • древо жизни и познания,
  • символ выбора,
  • знак запрета.

Православный крестик как христианская святыня относится уже к нашей эре. Он символизирует муки и воскрешение Христа на Голгофе. Это символ веры который демонстрирует принадлежность человека к христианской конфессии и символизирует признание Святой Троицы: Бога-Отца, божьего сына Иисуса Христа и Святого Духа.

Удивительно, но первые христиане считали крест исключительно языческим символом. Для обозначения религиозной принадлежности и символизации образа первого великомученика за грехи человеческие использовали другие пиктограммы: рыбы, агнец, якорь. Широко распространена была и хризма: символ, состоящий из инициалов Иисуса Христа.

Крест как христианский символ возник примерно в IV столетии нашей эры. По легенде, мать Константина Великого Елена Равноапостольная совершила паломничество в Иерусалим и якобы была удостоена Животворящего Креста.

С тех пор крест стал самым узнаваемым христианским символом. Его однозначно признают святыней две основные христианские конфессии: католицизм и православие. Некоторые более мелкие христианские и псевдохристианские течения крест не принимают: они считают, что Христос был не распят на кресте, а прикован к столбу.

Казалось бы, в любом случае крест – это орудие казни. Но на нем Иисус Христос принял муки за все грехи человеческие, умер, а затем воскрес и вознесся. Это и превратило орудие казни в символ жизни и искренней веры, способной творить чудеса.

И теперь любой искренне верующий православный человек проходит через обряд Крещения. Большинство родителей предпочитает крестить малышей сразу же после рождения, но некоторые люди приходят к вере уже в зрелом возрасте.

При обряде крещения на новорожденное дитя Божье надевают крестильный крест. И это не простое украшение, поэтому его полагается носить исключительно под одеждой, не снимая даже ночью или в бане. Его нужно всячески беречь и относиться к нему как к святыне, этакому проводнику между человеком и Богом.

Популярное за 7 дней

На престольном празднике погибла супруга священника
21.11.21 10:33

Митр. Антоний (Паканич): 4-й псалом открывает формулу счастья
17.11.21 11:38

Образы старой Греции в полотнах Теодороса Раллиса
23.11.21 10:45

«А крестик с ребёнка лучше снимите»: о новом атеизме
17.11.21 13:39

Святой Архистратиг Михаил и прочие Небесные Силы бесплотные: как и нам стать Ангелами?
19.11.21 19:14

Митр. Антоний (Паканич) о главном уроке от Архистратига Михаила
20.11.21 22:21

Архангел Михаил. 10 икон
18.11.21 18:17

Что такое эгоизм больного человека?
19.11.21 10:52

Митр. Антоний (Паканич): Зачем нужны правила поведения?
22.11.21 16:39

22 ноября — празднование в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница»
22.11.21 09:21

Предшественник наперсного креста

Прежде чем появился наперсный крест, существовал так называемый энколпий. Это небольшой ларец округлой, крестообразной или прямоугольной формы, на котором было размещено изображение святых или Иисуса Христа. Внутрь помещали частички просфоры или мощи святого. Считалось, что таким образом человек может оградить себя от всяческих напастей в походах или дальних путешествиях.

Первое упоминание об их существовании относят к IV веку. Иоанн Златоуст пишет, как священные предметы мужчины и женщины часто вешали на шею в качестве украшения.

Древнейший экземпляр энколпия, дошедший до наших дней, был обнаружен в середине XIX века. В 1862 году его обнаружили на груди скелета, найденного на развалинах базилики Святого Лаврентия в Риме. Базилику построил еще Константин Великий, а погребенный с энколпием, скорее всего, был епископом. Также энколпии были принадлежностью для торжественного облачения царственных особ в Константинополе.

На Руси их носили чаще всего под одеждой. Активно выходить из употребления они начали в XVIII веке. На смену стали приходить наперсные кресты с украшениями. В России ношение таких крестов стало массово распространяться с 1741 года.

Саккос

Это одеяние носили еще в древнеиудейской среде. В то время саккос производился из самого грубого материала и считался одеждой, которую носили в скорби, покаянии и посте. Саккос выглядел как кусок грубой ткани с вырезом для головы, полностью покрывающий спереди и сзади. По бокам ткань не сшивается, рукава широкие, но короткие. Через саккос проглядывают епитрахиль и подрясник.

В XV веке саккосы носили исключительно митрополиты. С момента утверждения патриаршества в России их начали носить и патриархи. Что же касается духовной символики, то это одеяние, так же, как и ряса, символизирует багряницу Иисуса Христа.

Миф № 10. Если порвалась цепочка на кресте или сломался сам крест — грядут неприятности. Это Бог таким образом предупреждает о них.

Не надо обращать внимания на такие вещи. Мы не язычники. Бывает, что в автомобиле упала иконка, и какое-то время спустя пробилось колесо или ещё что-нибудь случилось. Человек думает: вот, Господь меня предупреждал. А на самом деле не надо ездить на лысой резине.

Порвалась у тебя цепочка или сломалось ушко у крестика — ничего страшного. Пойди к ювелиру, пусть припаяет. Цепочка, которая постоянно висит на шее, перетирается. Это научно объяснимое явление. Придавать этому какое-то оккультное значение не стоит.

Если постоянно придавать всему мистическое значение, можно скатиться в оккультизм. Я таких людей вижу каждый день, и мне их жалко. Вместо того чтобы прийти в храм помолиться, исповедаться, они озираются вокруг: тут у меня цепочка упала, тут у меня ещё что-то случилось… Вместо молитвы к Богу, общения с Ним, они постоянно наблюдают за «приметами»

А бес над такими людьми просто смеётся — он им посылает всё новые и новые моменты, на которые они будут обращать внимание

Если ты боишься примет, приди в храм, исповедуйся, причастись, послушай проповедь священника или архиерея. И ничего не бойся.

Крест с распятием

Одно из первых дошедших до нас изображений распятого Господа Иисуса Христа на кресте относится только к V веку. Это распятие на дверях церкви святой Сабины в Риме. Однако долгое время — до IX века включительно — Спаситель изображался в длинном одеянии как бы стоящим перед крестом, не только воскресшим, но и торжествующим. Только в Х веке появились изображения собственно распятия.

Крест «терновый венец»

Изображение креста с терновым венцом употребляется на протяжении многих веков у разных принявших христианство народов. Венец Христа, изображённый на нём, символизирует победу и награду: «венец правды» (2 Тим. 4:8), «венец славы» (1 Пет. 5:4), «венец жизни» (Иак. 1:12 и Апок. 2:10).

Крест старопечатный «плетеный»

Византийское плетение заимствовалось славянами и стало частью их церковного искусства. Наиболее часто изображения «плетёных» крестов встречаются в болгарских старопечатных книгах.

Крест схимнический, или «Голгофа»

С XI века под нижней косой перекладиной восьмиконечного креста появляется символическое изображение головы Адама, погребенного, по преданию, на Голгофе, где впоследствии был распят Христос. Возле изображения Голгофы прописаны буквы «М.Л.Р.Б.» — место лобное распят бысть, «Г.Г.» — гора Голгофа, «Г.А.» — глава Адамова. Буквы «К» и «Т» — подписи к копию воина и трости с губкой.

Над средней перекладиной помещаются надписи: «IС» «ХС» — имя Иисуса Христа, «НИКА» — Победитель, на титле или около неё: «СНЪ» «БЖIЙ» — Сын Божий — или «I.Н.Ц.И» — Иисус Назорей Царь Иудейский, в самом верху: «ЦРЪ» «СЛВЫ» — Царь Славы.

Перста

Хорошо известно, что во время раскола двуперстное крестное знамение было изменено на трехперстное. Два перста — символ двух Ипостасей Спасителя (истинный Бог и истинный человек), три перста — символ Святой Троицы.

Трехперстное знамение было принято Вселенской Православной Церковью, состоявшей к тому времени из десятка самостоятельных Автокефальных Церквей, после того, как в римских катакомбах нашли сохранившиеся тела мучеников-исповедников христианства первых веков со сложенными перстами трехперстного Крестного знамения. Аналогичны примеры обретения мощей святых Киево-Печерской лавры.

Отход старообрядцев от официальной церкви

В середине XVII века Русская Православная Церковь пережила сильнейшее потрясение, вызванное реформой, проводимой её предстоятелем Патриархом Никоном. Несмотря на то что реформа затрагивала лишь внешнюю обрядовую сторону богослужения, не касаясь главного — религиозной догматики, она привела к расколу, последствия которого не заглажены по сей день.

Известно, что, войдя в непримиримые противоречия с официальной церковью и отделившись от неё, старообрядчество недолго оставалось единым движением. Разногласия, возникшие между его религиозными лидерами, стали причиной того, что вскоре оно распалось на десятки группировок, именуемых «толками» и «согласиями». Для каждого из них был характерен свой старообрядческий крест.

В Католической церкви

История применения

В первые века христианства взрослые люди обычно крест не носили. Носили медальоны с изображением закланного Агнца или Распятия. Но уже св. Иоанн Златоуст (конец IV века н. э.) , порицая неразумных женщин, возлагавших на просвещенных Св. Крещением младенцев амулеты, восклицал: «Не следует возлагать на младенцев ничего, кроме спасительного креста». Известно, что св. Григорий Великий послал Феоделинде, королеве лангобардов, два плоских медальона с изображением на них Распятия для ношения на груди. Он же другим лицам посылал кресты для ношения. Только в актах 7-го Вселенского Собора (акт 4-й) говорится, что мученик Прокопий (ум. 303), пострадавший при Диоклетиане, носил на шее крест, наполовину золотой, наполовину серебряный. То же известно о христианском воине мученике Оресте (ум. 304).

Кресты носились как на теле (под одеждой), так и поверх одежды, причем во втором случае крест символизирует род служения, которое несет человек (епископ, священник). Одно из самых ранних упоминаний о наперсном кресте является его упоминание папой римским Гиларием в 461 году. В 811 году византийский император Никифор I послал папе римскому Льву III золотой наперсный крест.

Однако до XIV века наперсный крест не получил в Западной Церкви широкого распространения. Использование наперсного креста в римском обряде стало необходимым впервые в Римском Понтификале Пия V.

Первым англиканским епископом, носящим наперсный крест был Эдуард Кинг, епископ Линкольна (1885—1910).

Этот раздел статьи ещё не написан. Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел. Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

Для всех священников

В результате кресты, введенные Николаем, стали носить все российские священники, вне зависимости от статуса. К середине XX века был учрежден патриарший наперсный крест. Он являлся высшим знаком, с помощью которого признавали заслуги архимандрита или протоиерея. Вручение производилось в исключительных случаях. Духовный чин мог его получить только за особые заслуги по указу Московского патриарха. При этом не имела значения выслуга лет, а также все предшествующие награды.

Кресты наперсные иерейские в Русской православной церкви полагались женатым священникам после получения ими определенного сана.

Протестантская практика [ править ]

В последние годы Протестантские церкви вернулись к более традиционной церемониальной одежде из католической , православной или англиканской традиции. Наперсные кресты носят священнослужители многих конфессий, в основном лютеранства , епископ или пастор.или иногда певчими или литургическими помощниками в других деноминациях. Вообще говоря, только прелаты будут носить золотой крест, подвешенный на цепочке, в церемониальных одеждах или в костюме, в левом кармане над сердцем. Духовенство, не являющееся епископом, обычно носит серебряный крест, подвешенный на шнурке (обычно черный). В некоторых номиналах цвет шнура относится к определенному положению, занимаемому в этом номинале.

Епископ Strängnäs Thure Annerstedt носит наперсный крест образца, используемого в церкви Швеции .

Церковь Швеции

В церкви Швеции наперсные кресты были повторно введены для епископов в 1805 году королем Густавом IV Адольфом . Модель 1805 года используется до сих пор. Епископы носят простой латинский золотой крест, подвешенный на золотой цепочке. Архиепископ Уппсалы использует ту же модель с добавлением золотых лучей в углах креста.

Обетный крест

На Руси существовал обычай в честь памятных дат или праздников устанавливать обетные кресты. Обычно такие события были связаны с гибелью большого количества людей. Это могли быть пожары или голод, а также холодная зима. Кресты могли быть установлены и как благодарность за избавление от какой-либо беды.

В городе Мезень в XVIII веке было установлено 9 таких крестов, когда во время очень суровой зимы, чуть было не погибли все жители города. В новгородском княжестве устанавливались именные обетные кресты. После того традиция перешла и к северным русским княжествам.

Иногда определенные люди устанавливали обетный крест в знак определенного события. Такие кресты часто носили имена людей, которые их создали. Например, в Архангельской области есть поселок Койнас, где стоит крест, называемый Татьяниным. По словам жителей этого поселка, крест был установлен односельчанином, который дал такой обет. Когда его жену Татьяну одолел недуг, он принял решение отвести ее в церковь, находившуюся далеко, так как поблизости не было других церквей, после чего его жена выздоровела. Именно тогда и появился этот крест.

А прихожане останутся массой

Думает батюшка и про то, что отрезвление от такого отчаяния – только одно: насущные ежедневные малые, «невселенские», дела, а с ними – Евангелие, литургия, приходящие в храм люди, которые снова и снова нуждаются, нет, не в тебе, батюшка, а во Христе.

А Господь уж как-то поможет, Ему не впервой.

Про то, что, сколько бы слов о Христе ни сеял в массу прихожан, но она так и остается массой, косной и суеверной, и попробуй-ка стань «батюшкой нет», примени, так скажем, вместо любимой тобой икономии строгую акривию, откажись отпеть человека, которого в первый и последний раз видишь в этом гробу, или покрестить младенца у родителей, в чьем знании Символа веры сомневаешься – столько врагов наживешь. (И тут же – мысли: ну, не знает он Символа веры, не читал Евангелия… Но разве отринул его Христос?

Тебя-то самого ведь когда-то не отринул? Христос-то ведь и о нем переживает, надеется в Церковь Свою его привести? Не читал он Евангелия – так прочитает, жизнь еще вся впереди. Вот ты и не следуй примеру иудейских архиереев, которые некогда в раздражении сказали: «Народ сей невежда в законе, проклят он!», не считай себя мерилом Православия. Лучше помолись Богу и приложи какие есть силы к пришедшему сему человеку, постарайся, чтоб открыл для себя Евангелие, раздуй в нем искорку, чтоб – увидел Христа … Ага, а где силы взять?! А то самое выгорание, опять же?! Думы, думы, баран да овца – начинай с конца)…

Фото: patriarchia.ru

Восточно-католическая и православная практика

Архимандрит Русской Православной Церкви Палладий (Кафаров) в золотом наперсном кресте с драгоценностями (1888 г.)

Православный Серебряный наперсный крест

В православной практике наперсный крест носят все епископы , но не обязательно все священники . В греческой традиции наперсный крест дается только конкретным священникам за верное служение; В русской традиции серебряный крест носят все священники. Всякий раз , когда крест надеть, носящую первый использует его , чтобы сделать крестный на себя , а затем целует его и кладет его.

На священническом кресте изображен распятый Христос, будь то в живописной форме в виде иконы или в рельефе . Однако православное распятие отличается от западного типа тем, что сома (тело Христа) имеет не полную трехмерную форму, а рельеф не более чем на три четверти . Он также несет надпись INBI ( Titulus , что Понтий Пилат помещен над головой Иисуса на кресте ) и букву IC XC НИКА около четырех рукавов креста. Православные наперсные кресты почти всегда на цепочках из серебра или золота, иногда с замысловато обработанными звеньями. Священнические кресты часто имеют наверху икону Христа « Сделанный без рук ». Это икона, перед которой православные христиане обычно исповедуют свои грехи. В русской практике на оборотной стороне креста священника обычно начертаны слова апостола Павла, обращенные к святому Тимофею : «Будь примером для верующих в словах и поступках, в любви, в вере и чистоте» (1 Тим. 4: 12).

Православные наперсные кресты награждаются несколькими степенями (особенно в русской традиции):

  • Silver Cross присуждается всем священникам их епископу в день их рукоположения . Эта традиция началась с последним царем , Николай II , который награжден серебряным крестом на каждый священник в Российской империи . Даже после падения династии Романовых практика вручения Серебряного Креста русским священникам при их рукоположении продолжается и по сей день. Эта практика помогает отличить священников от дьяконов или монахов , которые все носят один и тот же тип риассы (рясы) и в остальном неотличимы, когда не одеты. Серебряный Крест не покрывается эмалью и не украшается каким-либо образом, кроме гравировки или рельефа. Русские православные священники носят крест не по праву священства, а только с разрешения своего епископа. Один из способов, которым епископ может наказать одного из своих священников, — это запретить ему носить священнический крест.
  • Следующая по рейтингу награда — Золотой Крест . Это простой золотой крест, похожий на Серебряный, без эмали и других украшений. Золотой Крест носят архиереи , аббаты и аббатисы как знак своей должности и могут быть награждены епископом другим священникам, как женатым, так и монашеским, за выдающееся служение церкви.
  • Самый высокий наперсный крест — с украшениями, то есть украшен драгоценными камнями , а иногда и покрыт эмалью, и обычно имеет изображение митры в восточном стиле наверху. Этот тип нагрудного щита также называют «украшенным драгоценностями крестом». Этот тип креста носят епископы , архимандриты и протопресвитеры в знак своей должности, а также могут быть вручены другим священникам. Все епископы имеют право носить наперсный крест с украшениями, хотя большинство просто носит панагию, когда не наделены полномочиями для службы.

При облачении перед совершением Божественной литургии наперсный крест преподносится епископу, который благословит наперсник, перекрестится с ним, поцелует крест и наденет. Между тем протодиакон , размахивая кадилом, произносит следующую молитву:

Священнику может быть предоставлено право ношения второго наперсного креста.

Священник, которому был вручен наперсный крест, обычно носит его постоянно, независимо от того, облачен он или нет.

В российской практике монахиня , не являющаяся настоятельницей, также может быть удостоена чести носить наперсный крест в качестве почетной награды (однако эта награда не вручается монахам , не являющимся священниками).

Протестантская практика

В последние годы протестантские церкви вернулись к более традиционной церемониальной одежде из католической , православной или англиканской традиции. Наперсные кресты носят священнослужители многих конфессий, в основном лютеранства , епископ или пастор, а иногда и певчие или литургические помощники других конфессий. Вообще говоря, только прелаты будут носить золотой крест, подвешенный на цепочке, в церемониальных одеждах или в костюме в левом кармане над сердцем. Духовенство, не являющееся епископом, обычно носит серебряный крест, подвешенный на шнурке (обычно черный). В некоторых номиналах цвет шнура относится к определенному положению, занимаемому в этом номинале.

Епископ Strängnäs Thure Annerstedt носит нагрудный крест образца, используемого в церкви Швеции

Церковь Швеции

В церкви Швеции наперсные кресты были повторно введены для епископов в 1805 году королем Густавом IV Адольфом . Модель 1805 года используется до сих пор. Епископы носят простой латинский золотой крест, подвешенный на золотой цепочке. Архиепископ Уппсалы использует ту же модель с добавлением золотых лучей в углах креста.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector