Облачение (одеяние) священника и монаха, ряса, головной убор

Богослужебные облачения архиереев

Архиереи во время совершения богослужений облачаются в подризник, епитрахиль, поручи, пояс, палицу и саккос (длинную верхнюю одежду без рукавов). Саккос символически напоминает о царском достоинстве Иисуса Христа. Облачение епископа имеет особую деталь — омофор (с греческого — «носимый на плечах»), очень широкую ленту, которая особо укладывается на плечах архиерея. Это знак высшего архиерейского служения.

Символически омофор указывает на заблудшую овцу, то есть людей, которых Иисус, как добрый пастырь, «взял» на свои плечи, чтобы вернуть их Богу (Евангелие от Иоанна, 10:11). Епископы также имеют знак церковной власти — жезл. Он напоминает верующим, что все люди являются странниками на земле. Жезл также является атрибутом пастыря: по примеру Христа епископ это пастырь, а верующие — агнцы Божьи, которыми он руководит.

Богослужебный головной убор архиерея — митра.

Немного истории

Слово  митра  очень  древнее,  корни  его  уходят  во  времена  почитания  божества  Солнца  и  согласия.  Этот  древневосточный  культ  был  потом  распространён  в  Римской  империи,  с  1  века  до  н.э  по  1 век  н.э.  и  дольше  среди  воинов и  широких  народных  масс.

Облачения священников в иудействе

Священнослужители-жрецы  этого  божества  носили  высокий  головной  убор,  похожий  на  рыбью  голову. Затем,  в  изменённом  виде  он  стал  использоваться иудейскими первосвященниками,  а  затем  и  христианскими епископами.

Тут необходимо отметить сходство и различие двух понятий, очень похожих слов,  которые  иногда  путают.  Метрополия  –  это  государство,  или  его  столица,  имеющие  вне  своих  пределов   зависимые   города или  территории.  Это  понятие  светского  обихода.

Митрополия  же  –  это  тоже  крупный  город,  столица,  но  основной  признак  -  это  нахождение  в  нём  канцелярии  митрополита,  центра  области  –  митрополичьего  округа,  где  расположен  главный  кафедральный  собор.

История  этих  названий  идёт  от  Древней  Греции,  Рима,  где  так  назывался  большой  город.  Оттуда  их  и  позаимствовала  для  своего  обихода  христианская  Церковь.  Позже часто  центр  митрополичьего  округа  располагался  именно  в  центральных  городах-метрополиях,  что  способствовало  некоторой  путанице  этих  понятий.

Таким образом, получается логическая связка: митра – головной убор митрополита,  руководителя    митрополии,  зачастую  расположенной  в  столице  метрополии.

Повседневная одежда священнослужителей

Вне зависимости от степени священства все священнослужители в общественных местах носят одинаковую одежду. Для белого духовенства (женатого) это подрясник и ряса. Подрясник — неброского цвета длинная, практически до земли, рубаха с узкими рукавами. Ряса — длинная, до земли, верхняя одежда с широкими рукавами, преимущественно черного цвета. Однако цвет церковным уставом строго не оговорен. Головным убором служит скуфья, небольшая суконная или бархатная шапочка черного цвета (для заслуженных священников — фиолетового). 

Для черного духовенства (монашествующих) установлено ношение такой же одежды, как и для белого духовенства. Единственным отличием для них является ношение в торжественных случаях мантии (длинного плаща без рукавов). Головным убором служит клобук с наметкой (покрывалом).

У священников обязательным является ношение наперсного креста поверх одежды. Для епископов предусмотрено дополнительное ношение панагии (небольшой украшенной иконки на цепочке).

Камилавка в церкви

В греческой ортодоксальной церкви шапочка является неотъемлемой частью одеяния священнослужителя и выдается при принятии им сана. Как часть церковного облачения русская камилавка появилась в конце XVII столетия. В облачении служителей русской православной церкви этот головной убор заменил собой скуфью. Нововведение, изменившее привычный внешний вид священника, не было воспринято духовенством. Ношению камилавок долгое время сопротивлялись.

Сегодня камилавка – это составной элемент одеяния священнослужителей, имеющий специфические отличия в зависимости от того, в каком сане находится священник.

Символическое значение

Прежде всего – это символическое  изображение тернового венца Господня. Также это - царская корона,  венец  небесного  брака,  высочайшее  достоинство  архипастыря,  по  подобию  Царства  Спасителя.

Употребление в христианстве

Первые митры появились ещё в 4 веке, в неразделённой тогда ещё Церкви.  Их  надевали  римские  Папы, и они напоминали корону земных царей.  Об  этом свидетельствовали  Феодор   Вальсомон  в  12-м  веке,  и  блаж.  Симеон  Солунский  в  15-м.

Такие возглавия, похожие на корону, имели после римских  пап  патриархи  в  Александрии  (до 12 века),  а  потом  и  в  Константинополе.

Кто удостаивается права ношения этого головного убора  в  Русской  Православной  Церкви? 

В настоящий момент это такие чины  духовенства, как:

  •  Патриарх.
  •  Митрополиты.
  •  Архиепископы.
  •  Епископы.
  •  Архимандриты (с 1705 года).
  •  Митрофорные протоиереи.

Последние две категории не относятся к высшим иерархам, но архимандриты неизменно  занимают  значительные  должности,  это  высшая  степень  чёрного  (монашеского)  иерейства,  именно  из  них  поставляются новые епископы. Митра  положена  всем  архимандритам,  не  по  личным  заслугам,  а  по  сану.

Протоиереи – единственная категория белого священства (не монахи,  женатые  иереи),  представители  которого   могут быть удостоены ношения митры.  В  этом случае  награда  предоставляется  конкретному  протоиерею,  за  личные  достижения,  он  становится  митрофорным  и  надевает  митру  во  время  службы.

19

Декабря1797 года

Привилегию ношения митры протоиереями ввел  император  Павел  I  своим указом. Митра  могла быть пожалована священнику только личным распоряжением императора.

Широкое  применение  такой  награды началось  только  после революции 1917 года. До  этого  оно  не  было  особо распространено.

Из истории рясы

До XVII столетия русское духовенство носило не рясы, а кафтаны-однорядки. Они могли быть сшиты из сукна разных цветов: малинового, фиолетового, зеленого и, в отличие от возникшей позднее русской рясы, имели узкие рукава.

Формирование русской рясы произошло под влиянием проникновения в нашу страну греческих одеяний для духовенства. При этом русская ряса стала не копией одеяния греческих священников, а неким «гибридом» между отечественным и иноземным вариантами.

Вплоть до самой революции 1917 г. русское духовенство любило рясы ярких цветов, например, малиновые. В наши дни приоритет устойчиво держит черная одежда, но используются и другие тона: темно-синий, серый, бежевый, кремовый – особенно в теплое время года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector