Головной убор патриарха 5 букв

Протоиерей — это высший представитель белого духовенства

Традиционно священнослужители в православном христианстве делятся на две большие группы: чёрное и белое духовенство.

Чёрное духовенство — это монахи, то есть те, кто дал обет безбрачия. Представители этой большой группы могут пройти все три степени духовенства:

  • дьякон;
  • иерей;
  • архиерей.

Из числа чёрного духовенства происходят: патриархи, епископы, иеромонахи, архимандриты, митрополиты и т.д.

Облачение протоиерея, на фото — отец Владимир (Головин)

Белое духовенство — это служители, которые женаты и имеют детей. Интересный нюанс: они могут жениться, только не будучи еще облеченными ни в диаконский, ни в священнический сан.

Представители этой группы ограничены в церковной иерархии двумя ступенями:

  • дьякон;
  • иерей.

Теоретически представитель белого духовенства имеет возможность пойти дальше — в архиереи, но при условии, если пострижётся в монахи. Например, если у него умрёт жена, ничто не помешает сделать такой выбор. Ведь повторный брак для белого духовенства запрещен.

Церковная иерархия приведена в этой таблице:

Белое духовенство Черное духовенство
Диакон
Диакон Иеродиакон
Протодиакон
(старший диакон,
как правило, в соборе)
Архидиакон
(старший диакон, в монастыре)
Священник
Иерей
(священник, пресвитер)
Иеромонах
Протоиерей
(старший священник)
Игумен
Митрофорный протоиерей
Протопресвитер
(старший священник
в кафедральном соборе)
Архимандрит
Епископ (Архиерей)
Епископ
Архиепископ
Митрополит
Патриарх

Как мы видим, на одном уровне среди белого духовенства находятся митрофорный протоиерей и протопресвитер. Принципиальной разницы между ними и протоиереем нет. Каждый из них — это «старший священник».

Протопресвитер
старший проторей

Однако всё технически протопресвитер — это «старший протоиерей», ибо для него митра — не награда, а принадлежность сана.

Протопресвитер — титул настоятеля патриаршего храма, таких священников поэтому немного — только те, кто в разное время занимал соответствующую должность.

Протоиерей — это старший священник, выше него в белом духовенстве только протопресвитер

Но вернёмся к  протоиерею. В древности ему соответствовало ещё одно звание — протопоп. Но так больше не называют. Ещё иногда употребляют слово «первосвященник».

Титул протоиерея известен с Киевской Руси.

Диакон

Это самый низший чин священнослужителя. Диаконы не имеют права самостоятельно совершать таинства и богослужения, но они помогают епископам или священникам.

Облачения священнослужителей-диаконов, проводящих богослужение, состоят из стихаря, орари и поручи.

Стихарь представляет собой длинную одежду, не имеющую сзади и спереди разрезов. Для головы проделано специальное отверстие. Стихарь имеет широкие рукава. Эта одежда считается символом чистоты души. Такое облачение присуще не только диаконам. Стихарь могут носить и псаломщики, и те миряне, которые просто регулярно прислуживают в храме.

Орарь представлен в виде широкой ленты, как правило, выполненной из такой же ткани, что и стихарь. Это одеяние является символом Божьей благодати, которую диакон обрел в Священнотаинстве. Орарь надевается на левое плечо поверх стихаря. Его могут надевать также иеродиаконы, архидиаконы и протодиаконы.

В облачение священника входят также поручи, предназначенные для стягивания рукавов стихаря. Выглядят они как зауженные нарукавники. Этот атрибут символизирует веревки, которыми были обвиты руки Иисуса Христа, когда Его распяли на кресте. Как правило, поручи выполнены из той же ткани, что и стихарь. На них также изображаются кресты.

Панагия и омофор

Омофором называют длинную ленту ткани, украшенную крестами.

Его надевают на плечи так, чтобы один конец спускался спереди, а другой — сзади. Архиерей не может совершать службы без омофора. Носится он поверх саккоса. Символично омофор представляет овцу, которая заблудилась. Добрый пастырь принес ее в дом на своих руках. В широком смысле это означает спасение Иисусом Христом всего человеческого рода. Архиерей, облаченный в омофор, олицетворяет Спасителя Пастыря, который спасает заблудших овец и на своих руках приносит их в дом Господа.

Поверх саккоса также надевается панагия.

Это круглый значок, обрамленный цветными камнями, на котором изображен Иисус Христос или Божья Матерь.

К облачению епископа можно также отнести орлец. Коврик, на котором изображается орел, подкладывается под ноги епископу во время службы. Символично орлец говорит о том, что епископ должен отречься от земного и возвысится к небесному. Архиерей должен повсюду становиться на орлец, таким образом всегда находясь на орле. Другими словами, орел постоянно носит на себе архиерея.

Также во время богослужения епископы используют жезл (посох), символизирующий высшую пастырскую власть. Жезлом также пользуются архимандриты. В этом случае посох указывает на то, что они являются настоятелями монастырей.

Ряса

В некоторых источниках ряса называется ризой или фелонью. Это верхняя одежда священника. Ряса выглядит как длинное широкое платье без рукавов. В ней имеется отверстие для головы и большой вырез спереди, который практически достигает пояса. Это позволяет священнику свободно двигать руками во время совершения таинства. Оплечья ряса жесткие и высокие. Верхний край сзади напоминает треугольник или трапецию, которая находится над плечами священника.

Ряса символизирует багряницу. Еще ее называют одеждой истины. Считается, что именно ее носил Христос. Поверх рясы священнослужитель носит наперсный крест.

Набедренник является символом духовного меча. Его выдают священнослужителям за особые усердия и продолжительную службу. Надевается он на правое бедро в виде ленты, переброшенной через плечо и свободно опускающейся вниз.

Поверх рясы священник также надевает наперсный крест.

Популярное за 7 дней

На престольном празднике погибла супруга священника
21.11.21 10:33

Митр. Антоний (Паканич): 4-й псалом открывает формулу счастья
17.11.21 11:38

Образы старой Греции в полотнах Теодороса Раллиса
23.11.21 10:45

«А крестик с ребёнка лучше снимите»: о новом атеизме
17.11.21 13:39

Архангел Михаил. 10 икон
18.11.21 18:17

Святой Архистратиг Михаил и прочие Небесные Силы бесплотные: как и нам стать Ангелами?
19.11.21 19:14

Митр. Антоний (Паканич) о главном уроке от Архистратига Михаила
20.11.21 22:21

Что такое эгоизм больного человека?
19.11.21 10:52

22 ноября — празднование в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница»
22.11.21 09:21

Митр. Антоний (Паканич): Зачем нужны правила поведения?
22.11.21 16:39

Ряса

В некоторых источниках ряса называется ризой или фелонью. Это верхняя одежда священника. Ряса выглядит как длинное широкое платье без рукавов. В ней имеется отверстие для головы и большой вырез спереди, который практически достигает пояса. Это позволяет священнику свободно двигать руками во время совершения таинства. Оплечья ряса жесткие и высокие. Верхний край сзади напоминает треугольник или трапецию, которая находится над плечами священника.

Ряса символизирует багряницу. Еще ее называют одеждой истины. Считается, что именно ее носил Христос. Поверх рясы священнослужитель носит наперсный крест.

Набедренник является символом духовного меча. Его выдают священнослужителям за особые усердия и продолжительную службу. Надевается он на правое бедро в виде ленты, переброшенной через плечо и свободно опускающейся вниз.

Поверх рясы священник также надевает наперсный крест.

Что понтифик носит летом

Летом используют дзукетто или пилеолус. Он появился по необходимости. Голова католического служителя церкви имеет пробритую тонзуру, которую потребовалось защищать от холодной температуры в церкви. Дзукетто сшит из восьми клиньев и имеет маленький хвостик сверху, и у понтифика пилеолус всегда белого цвета, в отличие от шапочек кардинала, епископов и других прелатов.

Его святейшество Иоанн Павел II нередко отдавал свой дзукетто гостям на память. А с понтификом Франциском в Италии произошел небольшой казус. Пока он благословлял и целовал пятилетнюю девочку, наклонившись к ней, она в это время сняла дзукетто с его головы, что не обидело, а только позабавило Папу Римского, который посмеялся над этим вместе со всеми остальными.

Головной убор Папы Римского, пилеолус, обязательно надевается, когда служится Святая Месса. Потом на некоторое время он снимается, и его располагают на небольшой медной или деревянной подставке. После обряда причащения его вновь надевают.

Митра

Митра — богослужебный головной убор, самый красивый и, если можно так сказать, представительный. Это тоже награда, которую дают заслуженным священникам. После её получения их называют митрофорными.

Митры были известны в Древней Греции и Древнем Риме. Удивительно, но изначально это был исключительно женский головной убор. Потом его начали носить мужчины-щёголи. Оратор Цицерон в одной из своих речей говорил о моднике, который носил митру.

Митра символизирует императорскую власть. К нам традиция её ношения пришла из Греческой Церкви. В богослужебную практику там она вошла после падения Константинополя в 1453 году, а в нашей Церкви использовать её начали тогда же, когда и скуфью, и камилавку — в конце ХVIII века. Первоначально митры белому священству не давали — их могли носить только епископы, архиепископы и митрополиты, а также игумены монастырей. Первое награждение белого священника митрой произошло при императрице Екатерине ІІ: в 1786 году она наградила своего духовника, протоиерея Иоанна Панфилова. До февральской революции 1917 года митрой награждали редко. Привилегия жаловать её была у императоров — именно они подписывали указ о такой награде. Сейчас в этом плане всё намного проще, и мы видим, что митры носят многие священники.

Митру украшают иконами Христа, Богородицы, Иоанна Крестителя и других святых (они могут быть разными). Сверху на ней изображена либо Пресвятая Троица, либо Херувим. На митре епископа сверху есть крест, а у священника его нет.

Священнические головные уборы в нашей Церкви появилась довольно поздно — во время церковных реформ патриарха Никона, которые были связаны не только с книгопечатанием и исправлением ошибок в церковных книгах, но и со многими другими вопросами. В частности, эти реформы коснулись и одежды священнослужителей. Головные уборы были восприняты из византийской традиции. Они постепенно входили в нашу богослужебную практику и повседневный обиход. Надо признать, что их не сразу приняли, потому что, как мы знаем, реформам патриарха Никона многие противились и препятствовали. Приверженцев старых традиций всё новое настораживало, потому скуфья, камилавка и митра стали привычными предметами гардероба священнослужителей поздно — в конце XVIII века, при императоре Павле І.

О церковных головных уборах говорят, что они — «покрывала смирения», это соответствует символике тернового венца, но у них есть ещё одно символическое значение. Облачение священника называют его духовными доспехами, потому что каждый христианин — это воин Христов, призванный к духовной войне не с плотью и кровью, а с духами злобы. Священник — как офицер, который возглавляет этих воинов. Его митру можно сравнить с духовным шлемом.

Символическое значение

Прежде всего – это символическое  изображение тернового венца Господня. Также это - царская корона,  венец  небесного  брака,  высочайшее  достоинство  архипастыря,  по  подобию  Царства  Спасителя.

Употребление в христианстве

Первые митры появились ещё в 4 веке, в неразделённой тогда ещё Церкви.  Их  надевали  римские  Папы, и они напоминали корону земных царей.  Об  этом свидетельствовали  Феодор   Вальсомон  в  12-м  веке,  и  блаж.  Симеон  Солунский  в  15-м.

Такие возглавия, похожие на корону, имели после римских  пап  патриархи  в  Александрии  (до 12 века),  а  потом  и  в  Константинополе.

Кто удостаивается права ношения этого головного убора  в  Русской  Православной  Церкви? 

В настоящий момент это такие чины  духовенства, как:

  •  Патриарх.
  •  Митрополиты.
  •  Архиепископы.
  •  Епископы.
  •  Архимандриты (с 1705 года).
  •  Митрофорные протоиереи.

Последние две категории не относятся к высшим иерархам, но архимандриты неизменно  занимают  значительные  должности,  это  высшая  степень  чёрного  (монашеского)  иерейства,  именно  из  них  поставляются новые епископы. Митра  положена  всем  архимандритам,  не  по  личным  заслугам,  а  по  сану.

Протоиереи – единственная категория белого священства (не монахи,  женатые  иереи),  представители  которого   могут быть удостоены ношения митры.  В  этом случае  награда  предоставляется  конкретному  протоиерею,  за  личные  достижения,  он  становится  митрофорным  и  надевает  митру  во  время  службы.

19

Декабря
1797 года

Привилегию ношения митры протоиереями ввел  император  Павел  I  своим указом. Митра  могла быть пожалована священнику только личным распоряжением императора.

Широкое  применение  такой  награды началось  только  после революции 1917 года. До  этого  оно  не  было  особо распространено.

История епитрахили

Епитрахиль (греч.— то, что вокруг шеи) является принадлежностью богослужебного облачения православного священника и епископа. Начиная с 15 века при посвящении диакона в сан священника архиерей огибал его шею диаконским орарем таким образом, что оба его конца равномерно спускались спереди до подола, и при этом соединялись один с другим, получалась епитрахиль – элемент облачения православных священников и епископов. Начиная примерно с 16 — 17 веков, епитрахили, как элемент облачения православного священника, стали делать не из диаконских орарей, а как отдельный предмет облачения священника. В настоящее время епитрахиль выполняется в виде двух отдельных полос материи, пришитых друг к другу в отдельных местах, в которые помещаются условные пуговицы, так как петели отсутствуют. Епитрахиль надевают поверх подризника (при полном облачении священника) или рясы (при малом облачении священника). Епитрахиль символизирует благодать священства. Ношение епитрахили означает, что священник не таряет благодати диаконского сана, но приобретает двойную, по сравнению с благодатью диакона, дающую ему право быть не только служителем, но и совершателем таинств. Архиерей носит епитрахиль в знак сохранения иерейских благодатей. Без епитрахили священник и епископ не могут совершать священнодейства. На каждой из половин епитрахили навешено по три креста — всего шесть. Кресты, навешенные на епитрахили, символизируют шесть таинств церкви, которые может совершать иерей. В области шеи священника на епитрахиль навешивается седьмой крест, что говорит о том, что священник принял свое служение от епископа и подвластен ему, и что он несет на себе бремя служения Христу.

Повседневное облачение архиерея

В Русской Православной Церкви архиереи в зависимости от своего звания имеют особенные элементы в одежде и головных уборах..

На черной мантии епископов нашиты белые и красные ленты и «скрижали» (четырехугольные платы, пришитые спереди). Эти ленты являются символом евангельского учения, благодать которого исходит во время проповеди архиерея (преемника апостолов). «Скрижали» — это символ Нового и Ветхого Завета. Головным убором служит черный простой клобук с наметкой.

У архиепископов (наиболее заслуженных епископов) мантия фиолетового цвета, с нашитыми лентами и «скрижалями». На черном клобуке с наметкой имеется маленький крест.

Для митрополита (епископа, руководящего митрополией) предназначена голубая мантия с лентами и «скрижалями». Головной убор — белый клобук с наметкой и крестом.

У Патриарха (главного епископа Поместной Церкви) зелёная мантия и белый клобук особой формы с образами серафимов, который называется куколь (в переводе с латинского — «капюшон»). Этот головной убор своим цветом символизирует чистоту помыслов.

Священнослужители в Православии

Облачение священнослужителей, в том числе головной убор епископа, связан с историей возникновения священства сначала в иудаизме, затем в христианстве. По Синайскому законодательству пророка Моисея в ветхозаветной религии были установлены три категории священства: первосвященник, священники и левиты.

В Христианской Церкви также сложились три степени священства: епископы (архиереи), священники (иереи), диаконы. Все они являются священнослужителями, так как через Таинство рукоположения получили благодать Святого Духа совершать служение Церкви Христовой.

Прямыми наследниками и продолжателями апостольского служения являются епископы (Деяния апостолов, 1:20, Первое Послание к Тимофею, 5:22). На священников возложены обязанности возвещения Слова Божия (Послание к Титу, 1:5). Диаконы выполняют вспомогательные функции во время богослужений (Деяния апостолов, 5:6). Для внешнего различения у каждой степени священства имеется свое особое облачение и головные уборы.

Митра — богослужебный головной убор епископа

Повседневное облачение архиерея

В Русской Православной Церкви архиереи в зависимости от своего звания имеют особенные элементы в одежде и головных уборах..

На черной мантии епископов нашиты белые и красные ленты и «скрижали» (четырехугольные платы, пришитые спереди). Эти ленты являются символом евангельского учения, благодать которого исходит во время проповеди архиерея (преемника апостолов). «Скрижали» — это символ Нового и Ветхого Завета. Головным убором служит черный простой клобук с наметкой.

У архиепископов (наиболее заслуженных епископов) мантия фиолетового цвета, с нашитыми лентами и «скрижалями». На черном клобуке с наметкой имеется маленький крест.

Для митрополита (епископа, руководящего митрополией) предназначена голубая мантия с лентами и «скрижалями». Головной убор — белый клобук с наметкой и крестом.

У Патриарха (главного епископа Поместной Церкви) зелёная мантия и белый клобук особой формы с образами серафимов, который называется куколь (в переводе с латинского — «капюшон»). Этот головной убор своим цветом символизирует чистоту помыслов.

Головные уборы

Головной убор священника, проводящего богослужение, называется митра. В повседневной жизни священнослужители носят скуфью.

Митра украшается разноцветными камнями и образами. Это символ тернового венца, возложенного на голову Иисуса Христа. Митра считается украшением головы священника. Одновременно она напоминает терновый венец, коим была покрыта голова Спасителя. Надевание митры – это целый ритуал, при котором читается специальная молитва. Ее же читают во время венчания. Поэтому митра является символом золотых венцов, которые надеваются на голову праведникам в Небесном Царствии, присутствующим в момент сочетания Спасителя с Церковью.

До 1987 года Русская православная церковь запрещала носить ее всем, кроме архиепископов, митрополитов и патриархов. Священный синод на заседании в 1987 году разрешил носить митру всем архиереям. В некоторых церквях допустимо носить ее, украшенную крестом, даже иподиаконам.

Митра бывает нескольких разновидностей. К одной из них относится корона. У такой митры над нижним поясом находится венец из 12 лепестков. До VIII века такой тип митры носили все священнослужители.

Камилавка – головной убор в виде цилиндра фиолетового цвета. Для повседневного ношения используется скуфья. Этот головной убор носится независимо от степени и звания. Выглядит он как небольшая круглая шапочка черного цвета, которая легко складывается. Ее складки вокруг головы образуют крестное знамение.

Бархатную скуфью с 1797 года выдают представителям духовенства в качестве награды, так же, как и набедренник.

Головной убор священника еще называли клобуком.

Черные клобуки носили монахи и монахини. Выглядит клобук как цилиндр, расширенный кверху. На нем закреплены три широкие ленты, которые спадают на спину. Клобук символизирует спасение через послушание. Иеромонахи также могут носить черные клобуки во время богослужения.

Из истории рясы

До XVII столетия русское духовенство носило не рясы, а кафтаны-однорядки. Они могли быть сшиты из сукна разных цветов: малинового, фиолетового, зеленого и, в отличие от возникшей позднее русской рясы, имели узкие рукава.

Формирование русской рясы произошло под влиянием проникновения в нашу страну греческих одеяний для духовенства. При этом русская ряса стала не копией одеяния греческих священников, а неким «гибридом» между отечественным и иноземным вариантами.

Вплоть до самой революции 1917 г. русское духовенство любило рясы ярких цветов, например, малиновые. В наши дни приоритет устойчиво держит черная одежда, но используются и другие тона: темно-синий, серый, бежевый, кремовый – особенно в теплое время года.

Священнослужители в Православии

Облачение священнослужителей, в том числе головной убор епископа, связан с историей возникновения священства сначала в иудаизме, затем в христианстве. По Синайскому законодательству пророка Моисея в ветхозаветной религии были установлены три категории священства: первосвященник, священники и левиты.

В Христианской Церкви также сложились три степени священства: епископы (архиереи), священники (иереи), диаконы. Все они являются священнослужителями, так как через Таинство рукоположения получили благодать Святого Духа совершать служение Церкви Христовой.

Прямыми наследниками и продолжателями апостольского служения являются епископы (Деяния апостолов, 1:20, Первое Послание к Тимофею, 5:22). На священников возложены обязанности возвещения Слова Божия (Послание к Титу, 1:5). Диаконы выполняют вспомогательные функции во время богослужений (Деяния апостолов, 5:6). Для внешнего различения у каждой степени священства имеется свое особое облачение и головные уборы.

Митра — богослужебный головной убор епископа

Камилавка

Камилавка — это головной убор, который используют во время богослужения. Священник может её надеть также на приём к архиерею или какое-то торжество. Выглядит она как цилиндр, расширяющийся кверху. Надевают её в определённый момент службы — в начале Божественной литургии, когда закончились часы, и не снимают до чтения Евангелия. Потом священник служит без неё и надевает только в конце.

Камилавка — тоже древний головной убор, который используют многие народы до сих пор. Также известно, что её носили византийские императоры и сановники, приближенные к нему. В нашей Церкви её начали носить в то же время, что и скуфью — при патриархе Никоне.

Камилавка — тоже церковная награда. Она может быть фиолетового и красного цвета. Носит их не только белое духовенство, но и чёрное, то есть монахи. Если к камилавке пришита намётка — длинный отрез ткани — получается монашеский клобук. Монахи, принявшие схиму, вместо клобука носят куколь: он расшит изображениями херувимов, а надо лбом — восьмиконечный крест и голгофа с копием и тростью.

Епископы и архиепископы тоже носят клобуки, у архиепископов на них спереди вышит крест. Клобук митрополита белого цвета и тоже с крестом. Таким образом, по виду камилавки можно определить, какого сана священнослужитель перед нами.

Любопытно, что в нашей Церкви камилавка — это награда. Когда священника ей награждают, архиерей даёт ему специальное удостоверение со своими печатью и подписью. А вот в Греции это предмет повседневной одежды, который носят каждый день.

Епитрахиль

Епитрахилью называют длинную ленту, которую наматывают на шею. Оба ее конца должны спускаться вниз. Это символ двойной благодати, которая предоставляется священнику для проведения богослужений и священных таинств. Епитрахиль надевают поверх подрясника или рясы. Это обязательный атрибут, без которого священники или архиереи не имеют права проводить священные обряды. На каждой епитрахили должно быть нашито семь крестов. В порядке расположения крестов на епитрахили также заложен определенный смысл. На каждой половине, которая спускается вниз, расположено по три креста, которые символизируют количество таинств, совершаемых священником. Один находится посредине, то есть на шее. Это символ того, что епископ передал священнику благословение совершать таинство. Также это указывает на то, что служитель взял на себя бремя служить Христу. Можно заметить, что облачение священника – это не просто одежда, а целая символика. Поверх подрясника и епитрахили надевается пояс, который символизирует полотенце Иисуса Христа. Он носил его на поясе и использовал при омовении ног своих учеников на Тайной Вечере.

Головной убор епископа: повседневный вариант

К повседневным головным уборам православного духовенства относится скуфья. В переводе с греческого это слово означает «чаша». Она представляет собой небольшую мягкую остроконечную шапочку, складки которой формируют изображение креста. Для епископов на  скуфью черного цвета нашивается дополнительно крест.

Клобук в переводе с тюркского языка означает «колпак». Этот черный головной убор является атрибутом монашеского облачения. Клобук — цилиндрическая шапка с обрезанными краями (она же называется камилавкой) с прикрепленным к нему покрывалом, которое имеет три  длинных конца («наметки»). Это «шлем спасения» и «покрывало послушания», как сказано в чинопоследовании монашеского пострига. Свою современную форму клобук приобрел в 17 веке сначала в Греческой Православной Церкви. Затем получил распространение и в Русской Церкви. До этого времени он имел сферическую форму.

Также клобук является головным убором для епископов и носится вне богослужений. У митрополитов клобук белый с нашитым крестом. Для епископов и архиепископов он черного цвета.

Клобук, сохранивший полусферическую форму, с нашитыми крестом и изображениями серафимов является внебогослужебным головным убором патриарха.

Камилавка в церкви

В греческой ортодоксальной церкви шапочка является неотъемлемой частью одеяния священнослужителя и выдается при принятии им сана. Как часть церковного облачения русская камилавка появилась в конце XVII столетия. В облачении служителей русской православной церкви этот головной убор заменил собой скуфью. Нововведение, изменившее привычный внешний вид священника, не было воспринято духовенством. Ношению камилавок долгое время сопротивлялись.

Сегодня камилавка – это составной элемент одеяния священнослужителей, имеющий специфические отличия в зависимости от того, в каком сане находится священник.

«Оружие» монахов

Для истинно монашеской жизни является необходимым исполнение молитвенного правила.

Со времен первых египетских монахов сохранилась практика постоянно совершать молитву, называемую по-гречески «monologistos» (молитва, заключающаяся в одной фразе). Так среди монашествующих получила распространение Иисусова молитва. Она включает в себя имя Спасителя и обычно ассоциируется с молитвой мытаря:

Святые Отцы говорили, что постоянное призывание имени Иисуса есть вернейшее средство для спасения и единственная помощь и милость молящегося.

Для того, чтобы держать ум сосредоточенным на чтении Иисусовой молитвы, не поддаваться сонливости и не сбиваться в подсчетах молитв, монахи используют четки. Это нанизанные на нить бусины или навязанные на плотной нити узелки («зерна»). Концы нити связаны в кольцо и увенчаны небольшим крестом. Наиболее распространенное число узелков на четках — 50 или 100. Келейные четки монахов иногда содержат их 1000. Для исполнения монашеского правила, предусматривающего сотни кратких молитв и поклонов, они очень удобны.

Четки монахи получают при постриге и потому ношение их на руке является естественным

Святой старец Паисий Святогорец (1924-1994) особое внимание уделял молитве монаха по четкам:

Богослужебный головной убор епископа

Епископы, архимандриты, награждённые священники во время богослужений одевают митру (с греческого — «головная повязка»). Она является одновременно символом царского и тернового венца Спасителя, образ Которого представляет архиерей во время богослужения. Наверху митры священника имеется изображение Пресвятой Троицы или Серафима, у архиерея — крест. По всей окружности этого головного убора расположены иконографические образы. 

Первоначально этот головной убор использовал в своем облачении Александрийский патриарх.

В 15 веке митру стал носить Константинопольский патриарх. В 17 веке традиция ношения митры перешла и в Русскую Православную Церковь. Изначально митра имела полусферическую форму (в России — с меховой опушкой). После Никоновской церковной реформа она приобрела современный вид. Решением Священного Синода Русской Православной Церкви 1988 года ношение митры с крестом разрешено всему епископату.

Головные уборы

Головной убор священника, проводящего богослужение, называется митра. В повседневной жизни священнослужители носят скуфью.

Митра украшается разноцветными камнями и образами. Это символ тернового венца, возложенного на голову Иисуса Христа. Митра считается украшением головы священника. Одновременно она напоминает терновый венец, коим была покрыта голова Спасителя. Надевание митры – это целый ритуал, при котором читается специальная молитва. Ее же читают во время венчания. Поэтому митра является символом золотых венцов, которые надеваются на голову праведникам в Небесном Царствии, присутствующим в момент сочетания Спасителя с Церковью.

До 1987 года Русская православная церковь запрещала носить ее всем, кроме архиепископов, митрополитов и патриархов. Священный синод на заседании в 1987 году разрешил носить митру всем архиереям. В некоторых церквях допустимо носить ее, украшенную крестом, даже иподиаконам.

Митра бывает нескольких разновидностей. К одной из них относится корона. У такой митры над нижним поясом находится венец из 12 лепестков. До VIII века такой тип митры носили все священнослужители.

Камилавка – головной убор в виде цилиндра фиолетового цвета. Для повседневного ношения используется скуфья. Этот головной убор носится независимо от степени и звания. Выглядит он как небольшая круглая шапочка черного цвета, которая легко складывается. Ее складки вокруг головы образуют крестное знамение.

Бархатную скуфью с 1797 года выдают представителям духовенства в качестве награды, так же, как и набедренник.

Головной убор священника еще называли клобуком.

Черные клобуки носили монахи и монахини. Выглядит клобук как цилиндр, расширенный кверху. На нем закреплены три широкие ленты, которые спадают на спину. Клобук символизирует спасение через послушание. Иеромонахи также могут носить черные клобуки во время богослужения.

Отношения с другими церквями и христианскими организациями

Католическая церковь не является членом Всемирного совета церквей. Представители католиков состоят при ВСЦ в качестве наблюдателей, а также принимают участие в деятельности совместной рабочей группы «ВСЦ-Католическая Церковь».

Католическая церковь ведёт диалог с другими Церквями и христианскими организациями. Организация диалога возложена на Папский совет по содействию христианскому единству. Одним из результатов диалога явилось подписание в 1993 году с представителями Православных церквей Баламандского соглашения. В 1999 году была подписана Совместная декларация о доктрине оправдания с руководством Всемирной Лютеранской Федерации. Принципы католического экуменизма изложены в декрете Второго Ватиканского собора Unitatis Redintegratio и энциклике Иоанна Павла II Ut Unum Sint.

В 1964 году в Иерусалиме состоялась встреча между Вселенским Патриархом Афинагором, предстоятелем Константинопольской православной церкви, и Римским Папой Павлом VI, в результате которой в декабре 1965 года были сняты взаимные анафемы и подписана Совместная Декларация.

В 2016 году в столице Кубы — Гаване — состоялась встреча Папы Римского Франциска и Патриарха Московский и всея Руси Кирилла (см. Встреча патриарха Кирилла и папы римского Франциска). Встреча такого уровня стала первой за всю историю Русской православной и Католической церквей, ряд экспертов и СМИ называли её исторической. Также состоялся обмен подарками: патриарх подарил папе список Казанской иконы Божией Матери и свою книгу «Свобода и ответственность» на испанском языке, Франциск в свою очередь преподнёс в дар Кириллу частицу мощей святителя Кирилла и чашу для причастия. По итогам встречи патриарх и папа торжественно подписали совместную декларацию, состоящую из 30 пунктов.

Подрясник (подризник)

Подрясник – это своеобразный стихарь. Считается, что подрясник и рясу носил Иисус Христос. Такие одеяния – символ отрешенности от мира. Монахи в древней церкви носили такую почти нищенскую одежду. Со временем она вошла в обиход и всего духовенства. Подрясник – это длинное, до пят мужское платье с узкими рукавами. Как правило, цвет у него либо белый, либо желтый. Подрясник архиерея имеет специальные ленты (гамматы), которыми стягиваются рукава в районе запястья. Это символизирует ручьи крови, льющиеся из продырявленных рук Спасителя. Считается, что именно в таком хитоне всегда ходил по земле Христос.

Могут ли священники не носить головные уборы в храме?

В некоторых случаях священнослужителям Русской православной церкви дозволяется находиться в храме без головного убора. Например, во время чтения Евангелия или чтения акафистов священник может снять головной убор. С непокрытой головой читаются светильничные, главопреклонные и некоторые другие молитвы. Также православный священник может входить в алтарь, сняв свой головной убор.

А ещё священники имеют право не носить куколь, камилавку или скуфью, если они присутствуют на служении, проводимом другим священником. Но обычно в знак уважения к коллеге головные уборы священники не снимают.

  • Марвихеры, хипесники и подкидчики — лучшие русские воры XX века
  • «Чёрные мстители» — самая дерзкая московская банда начала XX века
  • Как и за что давали пенсию в истории России: от Ивана Грозного до СССР
  • Как памятники Ленину и Сталину оказались в США?
  • Зачем в Москве построили семь одинаковых высоток?

Повседневная одежда священнослужителей

Вне зависимости от степени священства все священнослужители в общественных местах носят одинаковую одежду. Для белого духовенства (женатого) это подрясник и ряса. Подрясник — неброского цвета длинная, практически до земли, рубаха с узкими рукавами. Ряса — длинная, до земли, верхняя одежда с широкими рукавами, преимущественно черного цвета. Однако цвет церковным уставом строго не оговорен. Головным убором служит скуфья, небольшая суконная или бархатная шапочка черного цвета (для заслуженных священников — фиолетового). 

Для черного духовенства (монашествующих) установлено ношение такой же одежды, как и для белого духовенства. Единственным отличием для них является ношение в торжественных случаях мантии (длинного плаща без рукавов). Головным убором служит клобук с наметкой (покрывалом).

У священников обязательным является ношение наперсного креста поверх одежды. Для епископов предусмотрено дополнительное ношение панагии (небольшой украшенной иконки на цепочке).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector