Что означает грех чревоугодия и как с ним бороться: советы святых отцов
Содержание:
- Что это за грех: пять видов
- Апостол Павел сравнивает переедание с идолопоклонством
- Что такое обжорство и чревоугодие?
- Почему чревоугодие — грех?
- Уныние (печаль, лень)
- Список 7 смертных пороков в православии
- Признаки страсти чревоугодия, происходящие в человеке
- Победа тела над духом
- И снова про еду…
- Систематизация грехов апостолом Павлом
- Знаменитые чревоугодники
- Чревоугодие это
- Как избавиться от греха чревоугодия
- Влияние на дух человека.
- Возможные последствия чревоугодия для души и тела
- Не перегибать палку
- Что значит чревоугодие
Что это за грех: пять видов
Паломники, священники и монахи не уделяют пище столь большого внимания, как обычные люди. Для большинства прием пищи – процесс, сопровождающийся беседами, демонстрацией умений и своего положения. Все это мирские грехи, источником которых становится чревоугодие. Священники советуют сдерживать себя в еде, употреблять простую и легкую в готовке пищу. На приготовление блюд не стоит тратить уйму времени и сил.
Как понять что тебя сглазили: 3 признака
Что такое сглаз и чем он отличается от других способов магического воздействия? Что делать, чтобы защититься от негативного влияния?
В православии выделяют три степени сытости. Это воздержание – после еды вы еще хотите есть; довольство – вы испытываете чувство голода; насыщение и сытость, после которой вы больше не хотите есть, но вам хорошо.
Чревоугодие – одна из страшных человеческих страстей, вынуждающих человека отказываться от веры и насыщать свое чрево все большим количеством еды.
Этот грех означает страсть к вкусной, вредной пище и нарушение великих постов. Опасность этого греха таится в том, что он становится основой для восьми страстей. Его называют «коренным» грехом.
В писаниях выделяют:
- объедение;
- гортанобесие (погоня за вкусом, замена постных блюд синтетическими веществами);
- наркомания;
- пьянство;
- тайноедение.
Часто нарушающие этот грех поклоняются чувственным и вкусовым удовольствиям. Бороться с ним можно воздержанием.
Апостол Павел сравнивает переедание с идолопоклонством
Вот такую интересную мысль написал апостол Павел:
Флп. 3:19
И сказано это не для красного словца, но метафорически. В самом деле, тело в некотором смысле служит желудку. Он питает всё: лёгкие, сердце, мышцы. Но все органы работают для того, чтобы насыщать желудок.
Однако в случае чревоугодия человек душевно становится рабом желудка. И это ужасно. Мотив его поступков всё чаще — желание постоянно принимать пищу, чтобы утолить всепоглощающее чувство голода. Тогда поступки сосредотачиваются вокруг культа еды и оставляют всё меньше пространства для жизни.
Так почему чревоугодие — смертный грех?
Вспомните двухсоткилограммовых людей. Они уже не способны встать, и вся жизнь этих несчастных сводится к тому, чтобы лежать и продолжать служить бесу чревоугодия.
Это ли не поклонение кумиру? Так что чревоугодие, по мнению некоторых богословов, — нарушение второй заповеди. С такой трактовкой согласны не все
Что такое обжорство и чревоугодие?
Развитие пищевой индустрии, благополучие, реклама стимулируют на покупку лишних продуктов и чревоугодие. Человек принимает пищу с большим рвением, отказывается от постов, забывает о душе. Любая тяга к обжорству недопустима для христианина.
Считается, что чревоугодие приводит к нарушению заповедей, делает грубым ум. Невоздержанный человек подвержен другим искушениям. Церковный писатель, аскет Исаия Отшельник писал: «Впереди всех добродетелей (стоит) смиренномудрие, а впереди всех страстей – чревоугодие».
Во вкушении пищи нет ничего греховного. Все зависит от отношения к еде и соблюдения меры. Если христианин не может обуздать чревоугодие, значит, он возвышает чувственные удовольствия. Обжорство в православии – это победа тела над душой, триумф плоти, приверженность материальности.
К чревоугодию относят патологические пристрастия:
- курение;
- пьянство;
- наркотики.
Отравление организма ядами противоестественно для тела, приводит к гибели души, разрушает собственное здоровье, приносит вред окружающим людям. Чревоугодие мешает хранить себя в чистоте. Неумеренным возлияниям поддаются слабые духом люди, забывающие о целомудрии.
Почему чревоугодие — грех?
Что такое чревоугодие — вопрос, часто задаваемый священникам и верующим. В наши дни понимание серьёзности этого греха неуклонно уменьшается, а его проявления становятся всё тяжелее. Чревоугодие это одна из страстей в аскетическом учении Православия. Проявляется чревоугодие в пристрастии к изысканной пище, алкоголю, табаку и в несоблюдении установленных церковных постов. С точки зрения христианства нет ничего дурного в том, чтобы вкусно поесть. Но одно дело отметить какое-нибудь радостное событие застольем. А если такое застолье каждый день, и человек без них уже не может, то это уже чревоугодие.
Зависимость от чего-либо мирского, иными словами страсть, всегда порицалась Церковью. Тем более такая приземлённая, сводящая человека до почти животного уровня, зависимость, как пищевая.
Чревоугодие
Уныние (печаль, лень)
Здесь нужно всё же разделить уныние, печаль и лень. Уныние и печаль – это тоже эмоциональная форма реагирование на неудовлетворение потребности, это сигнал, оценочная реакция на то, что неблагополучно в жизни человека. Тогда как лень – это энергосберегающий механизм. Возникает лень тогда, когда человек напрасно тратит время и энергию. Подсознание видит эту неоправданную трату ресурсов и «подключает» лень, чтобы предотвратить перерасход.
В конечном итоге, все названные «пороки» нуждаются в признании. Необходимо честно признаться себе, что на данный момент я испытываю и почему. Так называемый «смертный грех» — это лишь реакция на пустоту, которая появляется при отсутствии удовлетворения потребностей, тревожный звоночек, это указующий сигнал, о том, что нарушен баланс. Разновидности «смертных грехов» — это просто разные формы реакций. Блуд и обжорство – это поведенческое реагирование, действенное заполнение пустоты (от слова «действие»), суррогатное восстановление баланса. Печаль, зависть, уныние, гнев, алчность – это эмоциональная реакция. Покаяние в этом случае нужно понимать не как признание своей виновности в наличии того или иного «порока», склонности к страстям. Традиционная трактовка покаяния приводит к усугублению состояния в виде чувства вины, стыда за свою порочность, греховность. Когда говорят о покаянии и смирении, то подразумевается, что человек должен «победить» порок, преодолеть его пагубность, признаться в своём несовершенстве, а проще говоря, подавить его, проглотить, законсервировать его в себе. Но как раз с этого момента «порок» становится смертным, смертельным! Именно подавление своих эмоций и чувств (как плохих и непригодных) приводит к заболеваниям и, в конечном итоге, к смерти!
Но ведь речь идёт лишь о сигнале! И правильно отреагировать на этот сигнал – это погрузиться вглубь, увидеть корень проблемы и удовлетворить потребность. Бесполезно сбивать языки пламени – нужно тушить очаг пожара. Признавая гнев, уныние, чревоугодие, похоть, алчность, зависть и гордыню, как порок и грех, мы поливаем огонь керосином в виде чувства вины за свою порочность. Но человек – это часть Бога. Мы созданы по образу и подобию Бога. Мы – совершенны, как и Бог. Каждый человек совершенен. А наши эмоции, чувства – это указатели, компас, куда следует двигаться, в каком направлении.
Список 7 смертных пороков в православии
Понятие «смертные грехи» обозначает страстные зависимости, непременно приводящие к разрыву спасительного единства с Творцом и, как следствие, ведущие в погибель.
Впервые семичастная классификация была озвучена свт. Григорием Нисским (VI в.). Он обозначил 7 особых разделов, расположив их в следующей градации:
- Гордыня;
- Зависть;
- Чревоугодие;
- Блуд;
- Гнев;
- Алчность;
- Уныние.
Естественным для падшего состояния является ублажение плоти, но противоестественно нахождение в животном рабстве первоначальному замыслу Всевышнего. Поэтому и предупреждает Своих верных Иисус:
Высокий призыв Божественных заповедей доступен каждому, кто страждет избавления от постыдных пороков, руководствуясь спасительными советами древних подвижников.
Серафим Пересветов
Признаки страсти чревоугодия, происходящие в человеке
Свв. отцы очень много иллюстрируют их, тем, как, например, при наступлении Пасхи, чревоугодный человек заготовляется яствами «закалает тельца упитанного», а благочестивый человек готовится к Пасхе духовно, чтобы получить благодать Божию.
Вот эти признаки, о которых я хотел бы поговорить:
Страх перед постом – с наступлением «прощеного воскресения» мы говорим: «Ну, вот опять пост». Великий пост человек переживает намного легче, т.к. он связан с Божественной энергией, богослужением, в отличие от других постов, когда в храмах идет обычная служба. А Великим постом ситуация кардинально меняется, само облачение, его цвет он пробуждает в нас особые чувства и т.д. Страх перед постом вызывает у нас желание ослабить его строгость.
Что приводит ко второму признаку – извращение поста. Когда человек под влиянием чревоугодия начинает искать пути к послаблению, причем не обоснованному, поста, т.к. всякое послабление должно согласовываться с духовником. Это первый признак, далее человек начинает пренебрегать постом, например, вкушать мясо, аргументируя это тем, что он «путешествующий» – мол, иду в Лавру, зашел, купил пирожок с мясом, пока «путешествую» до Лавры, нужно подкрепить свои силы. Потом мы замечаем, что стали раздражительны, зачем я буду оскорблять человека, лучше поесть и сразу стану добрым. И это одно из многих ухищрений из-за которых человек нарушает пост. Пост, безусловно, должен быть умеренным, о чём мы ещё поговорим, свв. отцы говорят, что не должно быть крайностей: «рьяное пощение, а потом и рьяное разговление». В человеке всегда должна быть умеренность во всем.
Третий признак – это обильные мечтания и сновидения о пище. Мечтания, сами по себе, подкармливаются чревообъядением, одно дело, когда человек грезит от недоедания, как во время голода или блокады, он лишен пищи – это естественно, но совершенно другое в нормальной ситуации – это верный признак того, что он болен чревоугодием.
Следующий признак – это любовь к изысканной пищи. Когда человек стремится приготовить или купить не простую, а изысканную пищу. Свв. отцы говорят, что чревоугодие – изобретатель приправ, новых блюд, которые возбуждают в нас аппетит и желание. Однажды я был в гостях у своего знакомого повара, и у меня сложилось такое впечатление, что я на пиршестве, как в фильме «Иван Васильевич меняет профессию», – «почки заячьи крученые» и все такое прочее. Она все уговаривала меня попробовать то или иное блюдо, описывая его вкусовые качества, подобно философу, но мой желудок был уже сыт после 3 блюда, а на столе было ещё ни мало яств. Возможно, это профессиональное, но христианин должен относиться к пище проще, намного проще, несмотря на профессию.
Последний признак – много попечение о столах. И таких людей в истории было много, они не оправдывались своим положением в обществе, а питались скромно, что приносило им великую пользу.
Победа тела над духом
Многие старцы и богословы как прошлого, так и настоящего нередко отводили и отводят чревоугодию ведущее место среди прочих страстей. Монах Иоанн Кассиан Римлянин утверждал, что в первую очередь человеку необходимо бороться именно с чревоугодием. «Не победив своей плоти, никто не может законно сражаться; а кто не законно сражается, не венчается» — писал мыслитель.
Архимандрит Рафаил (Карелин) считает, что людское чрево (тело) является его злым другом и добрым врагом. «Лукавая плоть всегда готова предать душу диаволу за медные гроши низменных наслаждений» — говорит священник. Таким образом чревоугодие – это ничто иное как победа тела над духом.
Протоиерей Сергий (Филимонов) уверен в том, что диавол всячески старается «обелить этот грех», сделать его нормой жизни. А митрополит Московский Филарет называл чревоугодие идолопоклонством, так как для подобных грешников их чрево и является тем самым идолом
Именно поэтому так важно вовремя распознать и побороть в себе данную страсть
И снова про еду…
— Когда начинается пост, мы начинаем гораздо больше уделять внимания тому, что мы едим, думать, где купить, из чего состоят продукты, как бы разнообразнее приготовить…
— Проще, конечно, к этому надо относиться. Вопрос не в том, какое количество содержания яичного порошка в белом хлебе, а насколько ты способен воздерживаться в том же белом хлебе. Можно же просто поменять кухню, а смысла поста не будет, поэтому не думаю, что имеет какое-то серьезное значение — детально исследовать содержание продуктов в магазине.
Человек должен понять, что пища должна быть простая. Другое дело, что специально делать невкусную пищу в Великом посту не надо. Это неправильно — специально питаться невкусно. Человек все-таки человеком остается, мы должны просто поменять свое отношение к еде. В какой-то момент в чем-то себя ограничить, в какой-то момент от чего-то действительно отказаться.
И вот в это вот время, которое освободится от приготовления кулинарных изысков, можно как раз что-нибудь почитать.
Систематизация грехов апостолом Павлом
Грех развивается во времени и пространстве. И добродетели, и пороки у человека, начиная от Адама, одни и те же. Развивается научный прогресс, цивилизации сменяют друг друга, а пороки и добродетели – одни и те же. Но ранжирование пороков и добродетелей в разные эпохи меняет свою остроту, свой накал.
Во втором послании к Тимофею апостол Павел пишет:
В последние дни наступят времена тяжкие, по-славянски – лютые, по-гречески – звериные, это же слово относится к гадаринскому бесноватому, тогда грехи подвергнут опасности все добродетели, даже языческие, не только христианские. В этом списке на первом месте у апостола Павла находится самолюбие, филавтия – состояние, в котором человек дистанцируется от Бога и раздваивается между собой и Богом. То есть образ Божий в человеке раздваивается, наступает духовная шизофрения.
Какая добродетель может противостоять этому греху? Апостол Павел отвечает – целомудрие, по-гречески – софросини, то есть цельность души. В послании к Галатам апостол Павел четко систематизирует грехи:
Апостол, перечисляя множество грехов, говорит, что это все дела плоти. Плоть – животный инстинкт: выжить и победить в борьбе за существование, обосноваться, утвердиться за счет других. Если человек подвержен хотя бы одному из этих грехов, то происходит самоистребление, самоубийство: «Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом».
Четыре греха похоти плоти: прелюбодеяние, блуд, нечистота (малакия) и непотребство (содомский грех).
Два греха гордыни: идолослужнение и волшебство. Гордость по-гречески – ходячий шарлатан, претендующий на то, чего у него нет. Гордыня – претензия выдать себя таковым, кем ты не являешься. Идолослужение – когда человек ставит кумиром что или кого угодно, но только не Бога. Волшебство – знахарство, целительство.
Десять грехов против любви к ближнему: вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, ереси, ненависть, убийства.
Два греха против умеренности: пьянство и бесчинство.
Грех как шелкопряд обволакивает всю нашу жизнь, даже если мы творим добрые дела. Но понятие греха не должно быть безотносительно, все зависит от того, в какой среде мы находимся, чтобы избавиться от греха нужно действовать его же оружием, то есть если мы проявляем релятивизм, то грех может нас просто уничтожить. Чтобы вырваться от греха, приходится иногда браться за меч; чтобы вырваться из толпы, из сообщества нечестивых, иногда приходится прорываться зубами и локтями.
Знаменитые чревоугодники
Служители культа гастрономических удовольствий были во все времена. Например, баснописец Иван Крылов знаменит не только «Вороной и лисицей», но и рекордными объемами потребляемой пищи: одним его обедом можно было накормить роту солдат.
Иван Андреевич не стеснялся своей страсти, вжившись в образ добродушного чудака и обжоры. Приближенный к царскому двору баснописец позволял себе явиться на прием к императрице в кафтане, покрытом пятнами от соусов. Ему прощали этот грех, а на обедах предлагали самое вкусненькое.
Страстью к чревоугодию прославился король рок-н-ролла Элвис Пресли. Бесконечные сэндвичи с арахисовым маслом и жареными бананами, жирные котлеты, яичница с ветчинными шкварками, приготовленная на сливочном масле, молочные бисквиты привели к ожирению и булимии (это как?).
Страсть к еде стала одной из главных в жизни музыканта, но положение обязывало быть бодрым и стройным. Так в жизни Элвиса появились в большом количестве стимуляторы, транквилизаторы и антидепрессанты, что вкупе с постоянным перееданием привело к уходу из жизни в возрасте 42 лет.
Знатным обжорой был Николай Васильевич Гоголь. Неисправимый сладкоежка, он постоянно носил в карманах пряники и конфеты. Автор «Мертвых душ» обожал кулинарные эксперименты, результатами которых щедро делился с окружающими – например, собственноручно приготовленными варениками и галушками.
Влюбившись во время поездки по Италии в макароны, он научился готовить их самостоятельно – с сыром, специями, сливочным маслом. Готовое блюдо подавалось на огромных тарелках, и гости были вынуждены есть «до победного» — Николай Васильевич настаивал на этом.
Гурманом с бездонным желудком был автор «Трех мушкетеров». Александр Дюма-отец начинал обед с икры, рыбы и жареных куропаток, продолжал овощами нескольких видов и завершал внушительным куском сыра.
Он любил не только есть, но и готовить. Из-под его пера вышел «Большой кулинарный словарь» с рецептами разных народов мира.
Чревоугодие это
В первую очередь чревоугодие это грех против 2-ой заповеди, это один из видов идолопоклонства. У чревоугодников на первом месте стоят чувственные наслаждения, а значит их бог – чрево – это их идол.
Чревоугодие это пристрастие к чему-либо или кому-либо. Чревоугодник – это поклонник. А Вы наверняка слышали такую фразу: «Не сотвори себе кумира». Обычно считается, что чревоугодники пристрастны к пище. То есть для них главное количество, а не качество еды. Основная цель – насладиться едой как можно дольше.
Есть даже виды чревоугодия: многоядение, сладкоядение, гортанобесие (задерживание еды во рту для наслаждения вкусом), пьянство, тайноядение. А теперь по порядку.
Многоядение – это употребление пищи в превышающем количестве для организма. То есть для организма достаточно, а человек продолжает поглощать пищу. Это похоже на обжорство.
Сладкоядение – это поедание сладкого. Такой вид пищи дает человеку возможность насладиться жизнью в полной мере, хоть и ненадолго.
Гортанобесие – желание продлить удовольствие от еды путем медленного поглощения.
Пьянство – основная проблема всего человечества. Объяснять не надо.
Тайноядение – поедание вкусной пищи тайком. К примеру, встал посреди ночи и залез в холодильник. К утру холодильник пуст. А еще это нежелание делиться с другими людьми.
У чревоугодия есть ее противоположность. Это добродетель – воздержание. Все мы любим вкусно покушать, придаваясь страстям. Однако обжорство приводит к печальным результатам. У всех чревоугодников жирные свинячьи лица.
Фраза: «Не сотвори себе кумира», заставляет меня задуматься о второй версии термина чревоугодия. Я буду рад, если Вы поможете мне разобраться в моих размышлениях. Я предполагаю, что если человек является чьим-то поклонником, то он тоже считается чревоугодником. Ведь быть поклонником значит кому-то поклоняться. То есть у всех поклонников есть кумир, которого они возводят на пьедестал.
Читая другие источники, я не нашел подобной информации. Все говорят, что чревоугодие это обжорство, чрезмерное употребление пищи. Причем чревоугодники это гурманы, то есть те люди, которые едят вкусную и нежную пищу.
А буду ли я считаться чревоугодником, если я люблю употреблять напиток «Липтон»? Во многих статьях я писал о своем пристрастии к этому напитку. А если летом я начал часто кушать клубнику, значит я снова считаюсь чревоугодником?
Если это так, то тогда мы все чревоугодники. Я хоть Липтон пью – полезный чай. А другие люди пьют пиво, или хуже – водку. Даже само курение является чревоугодием, хотя это не еда и не питье.
Как избавиться от греха чревоугодия
Ища же ответ на вопрос как бороться с чревоугодием, главным образом следует вооружиться такими инструментами, как:
- покаянием за все случаи различного угождения своему чреву;
- возражением устремления чревоугодия;
- памятство о главном суде и бесконечном возмездии за греховные деяния;
- введение правила для своего чрева и времени для употребления еды;
- молитва от чревоугодия и обжорства оказывает помощь в борьбе, а также избавления от греховного пристрастия;
- благоразумное передерживание поста, который способен привести к совершенству воздержания;
- смертным воспоминанием;
- против пристрастия к объедению можно вооружиться произнесение мест Писания и отцов;
- овладение искусством любым способом обмануть свое чрево и не вкушать пищу во время отсутствия чувства голода;
- наказание самого же себя за совершение всяческих уступов для своего чрева и излишество поклонами и трудом физическим;
- обжорство и чревоугодие можно побороть, обратившись в молитвенном прошение к Всевышнему с призывом о помощи, когда пришло осознание своего бессилия и страшной немощи в борьбе с таким пристрастием.
Лучшая статья для Вас, переходите: Венчание в православной церкви правила таинства обряда
Православная молитва от чревоугодия читается такими словами:
Смотрите так же и видео о том, как победить в себе грех обжорства:
Влияние на дух человека.
Хотя дух и ум – это приблизительно одно и то же, хотелось бы сделать небольшое разграничение:
- «Чревобесие – есть прогнание Св. Духа от человека»,
- Чревоугодие прогоняет молитву. Человек становится совершенно, неспособен к молитве. Многие думают, что молитва – это удел монахов, а нам достаточно и добрых дел, мы еле-еле правило вычитываем. Видите, как прочно уже сидит это в нас, мы уже даже не замечаем, что это «плотское мудрование».
- Чревоугодие лишает человека пламенности и ревности о Боге, т.е. дух человека затухает и становится «теплохладным», т.е. мертвым, безразличным к своему спасению. Это самое страшное и опасное состояние человека.
Возможные последствия чревоугодия для души и тела
Болезненное пристрастие к еде может проявляться по-разному. Отказ от еды ради того, чтобы похудеть, – тоже чревоугодие, пусть и в другом аспекте.
Один чревоугодник думает, как бы съесть побольше: он толстеет, душа его становится ленивой, посты его утомляют, он мечтает о том, чтобы они скорее закончились.
Другой чревоугодник думает, как бы съесть поменьше: он худеет, душа его становится вялой, посты он воспринимает как диету.
Оба сосредоточены только на своем животе, значит, чревоугодие — это не только обжорство — грех очевидный, но и истощение себя диетами.
Рисунок 2. Очевидный чревоугодник
Не перегибать палку
Борясь с чревоугодием, нужно помнить о том, что, как и в любом деле, здесь важно соблюдать разумные пределы. Нельзя морить себя голодом и доводить до обморока
Особенно это касается детей, больных людей и беременных женщин. Нужно учитывать, что, как и любая страсть, чревоугодие имеет в своей основе естественные человеческие потребности.
Человек по природе своей нуждается в питье и пище. Употребляя их, мы не только поставляем питательные вещества в организм, но и благодарим за это Творца. При этом застолье – это еще и возможность общения с друзьями и близкими, оно объединят людей. Поэтому, борясь с описываемым грехом, не нужно перегибать палку.
Что значит чревоугодие
Какой бы ни была пища, Церковь никогда не называет ее греховной. Грехом является неправильное отношение к ней: обжорство, создание культа еды, алкоголизм. Если человек придерживается здорового рациона, регулярно постится и соблюдает разумные ограничения, такое поведение только поощряется.
Священники не зря считают, что совместная трапеза после богослужений укрепляет дух. После Воскрешения Христа последователи Мессии каждый вечер собирались за столом, вспоминая Спасителя, а также размышляя о том, чему Он учил.
Определение чревоугодия в психологии
Четкое определение чревоугодию дал апостол Павел. Он говорил, что обжоры забывают о Боге, поклоняясь своему животу. Вознеся на первое место свои низменные желания, они совсем перестают заботиться о душе. При этом греховным считается:
- переедание;
- чрезмерное употребление алкоголя;
- сокрытие принятия пищи;
- нарушение говенья;
- злоупотребление кондитерскими изделиями.
Православие не запрещает пить вино, однако его количество не должно превышать допустимых норм. Небольшое количество спиртного напитка полезно для пищеварения и настроения, а вот чрезмерные излияния практически всегда влекут за собой непотребное поведение.
Христианство делит грех обжорства на два вида:
- чревобесие – характеризуется беспорядочным употреблением пищи только ради того, чтобы «набить живот»;
- гортанобесие – непомерная любовь к кулинарным изыскам, возведение еды в культ, гурманство.