Образ божий в человеке

Правописание слова наподобие

Для начала определим, какой частью речи слово выступает в предложении. Вариант первый: слово пишется слитно в случае, если оно – производный предлог. Этот предлог образован от существительного «подобие», то есть «похожесть» и предлога «на», но утратил самостоятельность и стал служебной частью речи.

Чтобы понять, что это именно предлог, нужно убедиться, что:

  • после него следует существительное, которое с чем-то/кем-то сравнивают: «уши наподобие слоновьих»;
  • его можно свободно заменить словами «похожий на», «такой как», «вроде» или другим синонимичным: «уши, похожие на слоновьи», «такие же, как слоновьи», «вроде слоновьих» и так далее;
  • между «на» и «подобие» нельзя вставить никакое другое слово.

Если все эти условия соблюдены, значит, перед нами предлог, пишущийся всегда слитно. Кроме того, так как предлог в русском языке – неизменяемая часть речи, то он пишется всегда одинаково – с буквой Е на конце.

Примеры предложений

  1. Иван долго не спал, пытаясь выдать что-то наподобие стихов, но в итоге сдался и под утро уснул.
  2. Еж выкатился из кустов наподобие шара и замер: было видно, что он напуган.
  3. Павел издал звук наподобие лошадиного ржания и показал Маше язык.
  4. Ирина сшила платье наподобие старинного кринолина и с нетерпением ждала новогоднего вечера.
  5. Иван мечтал стать писателем и даже делал какие-то потуги наподобие новеллы, но безуспешно.

ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Проблема образа и подобия Божия в человеке имеет свои практические аспекты, которые относятся не только к христианам, но и, практически, к каждому человеку: необходимо очищать образ и стремиться к подобию.

Каждый из «сынов и дочерей Адама» является носителем образа Божия, но этот образ нуждается в очищении от последствий грехов. Про Адама в Библии сказано, что он создан по образу Божию, но про сына Адама сказано уже по-другому: «Адам жил сто тридцать лет и родил сына по подобию своему, по образу своему, и нарек ему имя: Сиф» (Быт. 5, 3). Это означает, что образ Божий в человеке остался, – ибо он находится в самом человеческом существе – но светлость его затмилась и красота исказилась. Адам прибавил к нему нечто свое, то есть грехи (христ.: Варнава (Беляев). 1995, с.57).

Это то, что в святоотеческой традиции называется прародительским грехом, ибо грех во всех людей перешел от прародителей (Ч. 2: Григорий Богослов. О душе. 1994, с.35). «Человеческое естество бывает грешно от самого зачатия своего. Бог не создал человека грешным, а чистым и святым. Но когда первозданный Адам потерял сию одежду святости, не от другого какого греха, а от одной гордости, и сделался тленным и смертным; то и все люди, происходящие от семени Адамова, бывают причастны прародительского греха от самого зачатия и рождения своего. Кто сим путем родился, хотя бы не сделал еще никакого греха, уже грешен есть тем прародительским грехам» (христ.: Симеон Новый Богослов. Т. 1. 1993, с.309).

Образ Божий важен для воспитания и образования. Дореволюционная школа имела две главные задачи: первая – обучение грамоте и нужным предметам; вторая – духовно-нравственное воспитание. В наше время как-то забылось, что «само слово «образование» подразумевало воспитание по образу и подобию Божию» (доп.: Половинкин. 1997, с.15).

Важен образ Божий и для обычной жизни – как основа позитивного отношения к другим людям: «Люди по существу, в глубине все лучше, чем в своем проявлении в жизни. Одно дело – образ Божий и благодать, полученная в таинстве крещения; это и есть личность человека, его «Я». Это великий дар Божий» (христ.: Никон (Воробьев). 1988, с.109).

Именно подход к человеку, как образу Божию, и делает возможным и реальным любовь к любому человеку, независимо от личного к нему отношения. Это та любовь к врагам, о которой говорил Иисус Христос: «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5, 43-44).

Эта любовь распространяется и на заблуждающихся, ибо христианин «помнит, что и его самого, и ближнего сотворил один Бог; поэтому и в заблуждающемся человеке чтит Творца; любит его как своего собрата по изгнанию, сожалеет о его неведении и молится о нем» (христ.: Климент Александрийский. Строматы. 1996, с.281). Своим непочтением к Богу заблуждающиеся наказывают сами себя: «И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму – делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия…» (Рим. 1, 28-29).

Образ и подобие

Откровение говорит, что человек сотворен по образу и подобию, однако же не раскрывает значений этой пары понятий. Задаваясь вопросом, что же такое образ и подобие Божье в человеке, святые отцы отвечали по-разному. Прежде всего некоторые из них отождествляли эти понятия, то есть считали, что эти термины синонимичны

И такая точка зрения имеет основания, так как в нашем языке нередко употребляется ряд синонимичных понятий для того, чтобы подчеркнуть важность процесса или состояния, о котором говорим. То есть вполне допустимо говорить о совпадении объема смыслов пары понятий образ и подобие(11)

Некоторые отцы различали эти понятия, полагая, что их можно соотносить как статичное и динамичное. У св. Диадоха есть такое выражение: «Все мы, люди, созданы по образу Божию. Быть же по подобию Божию есть принадлежность только тех, которые по великой любви свободу свою поработили Богу»(12). Прп. Иоанн Дамаскин пишет: «Выражение: “по образу” – указывает на способность ума и свободы; тогда как выражение: “по подобию” – означает уподобление Богу в добродетели, насколько оно возможно для человека»(13).

Таким образом, большинство святых отцов считали, что образ – это способность двигаться к обожению, а подобие – сам процесс, направленный к обожению. Можно привести сравнение: образ и подобие соотносятся между собой как талант и его развитие в человеке. Многие имеют художественные или музыкальные способности, но только усердные добиваются успехов в этом роде деятельности.

Рассмотрев соотношения пары понятий образ/подобие, зададимся вопросами, что же такое образ Божий в человеке, какое именно смысловое наполнение этого понятия. Нередко святые отцы видели в образе ум, свободу, царственное положение(14), бессмертие или совокупность всех этих свойств(15).

Однако можно предположить, что было бы не совсем корректно поставить знак равенства между образом и одним из или всеми вместе перечисленными выше свойствами. Скорее, следует утверждать, что вышеуказанные отдельные свойства человеческой природы являются способом проявления образа Божьего, сам же образ остается непознаваемым.

Владимир Лосский говорит об определенной растерянности среди многообразных святоотеческих мнений по вопросу, что же такое образ Божий в человеке(16). В результате он приходит к выводу, что «образ непознаваемый, ибо, отражая полноту своего Первообраза, он должен также обладать и Его непознаваемостью. Поэтому мы и не можем определить, в чем состоит в человеке образ Божий»(17). Несмотря на определенную правильность этого утверждения, все же не следует полагать, что святоотеческое учение по этому вопросу осталось неразработанным и/или спутанным. Многообразие толкований лишь подчеркивает трудновыразимость этой тайны.

Святые отцы практически единогласны в том, что образ Божий относится к душе человека(18). Исключением в данном случае является мнение святого Иринея Лионского(19), полагавшего, что образ Божий включает и телесность человека. Епископ Сильвестр причину такого мнения святого отца видит в полемической необходимости доказать тем, кто отрицал людскую телесность и видел в ней зло, что и тело человека создано Творцом(20).

Важное место в понимании библейского рассказа о сотворении человека по образу Божьему занимает сопоставление библейского повествования о сотворении по образу с апостольскими выражениями о Христе как образе ипостаси Бога Отца (Евр. 1:3; 2 Кор

4:4). Подлинный Образ Бога Отца есть Вторая Ипостась, Божественный Логос. Именно по Образу Логоса сотворен человек(21): «Образ Божий есть Его Слово образ же Слова – истинный человек… который поэтому называется сотворенным по образу и по подобию Бога»(22). Эта идея нашла дальнейшее развитие в учении о том, что человек не просто образ Второй Ипостаси, но образ Воплощенного Логоса(23).

Кроме того, будучи сотворенным по образу Второй Ипостаси – Бога Сына, человек еще и выделяется из общего ряда творения в особое состояние, сыновство, которое было утрачено в следствие грехопадения, но восстановлено во Христе: «Все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса» (Гал. 3:26), «Мы в себе стенаем, ожидая усыновления» (Рим. 8:23), «Бог послал Сына Своего (Единородного)… дабы нам получить усыновление» (Гал. 4:4–6), «Ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа» (Гал. 4:7)(24).

Архимандрит Сильвестр (Стойчев)

Примечания:

Популярное за 7 дней

На престольном празднике погибла супруга священника
21.11.21 10:33

Митр. Антоний (Паканич): 4-й псалом открывает формулу счастья
17.11.21 11:38

Образы старой Греции в полотнах Теодороса Раллиса
23.11.21 10:45

«А крестик с ребёнка лучше снимите»: о новом атеизме
17.11.21 13:39

Святой Архистратиг Михаил и прочие Небесные Силы бесплотные: как и нам стать Ангелами?
19.11.21 19:14

Митр. Антоний (Паканич) о главном уроке от Архистратига Михаила
20.11.21 22:21

Архангел Михаил. 10 икон
18.11.21 18:17

Что такое эгоизм больного человека?
19.11.21 10:52

Митр. Антоний (Паканич): Зачем нужны правила поведения?
22.11.21 16:39

22 ноября — празднование в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница»
22.11.21 09:21

Правописание существительного с предлогом «на подобие» в винительном падеже

Если при изучении слова в контексте предложения мы приходим к выводу, что это существительное с предлогом, то дальше выясняем его падеж.

В определении падежа нам поможет вопрос «на что?», заданный от глагола к существительному с предлогом «на подобие». Существуют и синонимы, способные заменить данное словосочетание: на идентичность, на сходство, на схожесть, на похожесть и другие:

  1. В доказательство нам указали на подобие (на сходство) этих статуй.
  2. На подобие (на идентичность) этих двух людей указывали все исследования.
  3. Путешественники были изумлены, глядя на подобие (на похожесть) этих статуй с теми, что находились за тысячи километров отсюда.

Образ Божий в человеке: что это значит

Христианин точно убежден — он создан по образу Бога и Его подобию, поскольку именно так написано в Библии (Быт. 1:26-27). Толкование этого места Писания всегда вызывает споры, ведь до конца не ясно, что именно подразумевается под словом «образ».


Образ Божий – духовное основание человеческой личности, сотворенное Богом

Богословы склонны считать, что в данном слове сосредоточена духовная составляющая, поскольку в книгах ветхозаветных пророков встречаются описания Господа и они открывают существенное физическое отличие между Творцом и человеком. Говоря же об образе Бога, чаще всего подразумевается сущность духа и природа Его души.

Когда Творец вдохнул в Адама дыхание жизни Он наделил его тем самым своим духовным отпечатком — совокупностью качеств и характеристик, которые свойственны Творцу. Толкователи считают, что в эту совокупность входит:

  • бессмертие души;
  • разум;
  • способность различать добро и зло;
  • стремление к Богу;
  • свобода воли;
  • творческом потенциале и желании создавать и созидать что-то;
  • воли.

Рождаясь, человек уже несет в себе эти божественные качества, тем самым являясь носителем лика Божьего. А тройственность природы человека — тело, душа и дух, являются символом Святой Троицы, в которой пребывают Отец, Сын и Дух Святой.

Важно! Подобие же Бога в человеке проявляется в действии — это врожденная способность направлять свое сердце и душу на пути истины и правды, то есть способность человека совершенствоваться, проявлять добродетели, стремится к созиданию — это и есть частица Отца Небесного. И если лик Бога в нас заключен от рождения и до смерти, то подобие требует усилий и в достижении его и заключается смысл человеческой жизни

И если лик Бога в нас заключен от рождения и до смерти, то подобие требует усилий и в достижении его и заключается смысл человеческой жизни.

Сущность образа Божьего

Слова «образ» и «подобие» в некоторых случаях используют в синонимическом значении, ведь быть образом Бога значит в некотором смысле быть Ему подобным. В чем же заключается эта сущность?

Данное выражение прежде всего означает набор определенных характеристик и качеств, которые свойственные Творцу. И когда человек становится отпечатком Господа — это означает, что он смог взрастить в себе и усовершенствовать эти же качества и характеристики, т.е. он стал подобным Отцу Небесному.


Библия говорит о сотворении человека по образу и подобию Бога

В Бытие 1 главе сам Бог дает ответ: «сотворим человека по образу нашему и по подобию…да владычествуют они над ». Это и произошло — человек сегодня является высшим разумом на земле и господствует над всеми животными организмами.

Христос же дополняет характеристику портрета, когда призывает учеников «Будьте сынами Отца вашего…» (Мф. 5:45) и указывает, что необходимо быть кроткими, смиренными и добродетельными.

Идеальным примером начала Творца в человеке являет в себе Христос, когда приходит на землю в виде младенца. Он имеет Божественное начало и является Богочеловеком, но его человеческие качества понятны и ясны для христиан. Поэтому легко ориентироваться на Иисуса, стараясь быть кроткими, смиренными, мудрыми и любящими как Он, воплощая тем самым в себе Господа.

Что говорит Библия

Сам Господь дает характеристику человеку, когда указывает, что он будет создан по Его примеру (Быт. 1:26-27). В последующих стихах уточняется, что человек прежде всего будет олицетворять Бога на земле, владычествуя над зверями и пресмыкающимися, что и происходит впоследствии. В Бытие 9 главе Господь говорит, что убийца заслуживает высшей меры наказания, поскольку человек создан по примеру Творца, тем самым еще раз подтверждая божественную природу людей.


В притчах Иисус Христос призывает людей быть похожими на Отца Небесного

Иисус Христос в Евангелиях очень часто говорит метафорами и притчами, в которых человек выступает дитем Господа (притча о блудном сыне, о пиршестве и пр.). Он же призывает нас быть похожими на Отца Небесного и взращивать в себе милость и любовь, благодаря которым мы имеем вечную жизнь.

Апостол Иаков в своем послании в 3 главе также подтверждает соответствие человека Богу, говоря «…им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию». А апостол Павел подтверждает эти слова в своем послании к церкви в Коринфе, когда говорит, что муж является образом и славой Бога (1Коринф. 11:7).

В словаре Даля

ср. (доба, время, пора, срок, год, година: добрый, удобный, сдобный и пр.) сходство, согласие, одновидность, схожесть. И подобия нет подлинника. | Вещь сделанная по образцу или в подражанье; изображенье чего; образ чего-либо. Иссеченное из камня подобие человека. Весьма неудачное подобие, подражанье. Подобный, похожий на что, схожий с чем, близкий, подходящий, одного вида, образа, свойств или качеств. Этот дом подобен моему. И я видел подобный сему случай. Подобные треугольники, в математ. в коих углы равны, и стало быть стороны опостен (т. е. параллельны). Человек подобен Богу и подобен скоту. | церк. стар. удобный, своевременный, кстати; должный, приличный, пристойный: достойный. Искаше подобна времени, да предаст его, Лука. И мы, великий государь, не замедлим по подобну времена побывать, стар. Подобный возраст для брака, по Кормчей, юноше 15, девеце 12 лет. Земля в подобно время (в должное) плода не подаде, понеже не бысть дождя, стар. Он человек подобный, южн. каким быть подобает, обходительный, образованный. Это не подобное дело! невероятное; негодное, дурное. Подобно, хорошо, кстати, прилично; должно. Неподобно жить, южн. непотребно, дурно. | Подобно чему, подобне церк. как, так, таким же родом, образом, способом, побытом; схоже с чем. Туманное солнце светит подобно луне. Подобать безличн. быть должну, приличну, пристойну; идти, быть кстати, следовать, надлежать. Многими скорбми подобает нам внити в царствие Божие. Много баять не подобает, семинарское. Подобаться чему, сходствовать или походить, уподобляться, быть похожим. Это лето подобится плохой осени. | Мне подобится, подобается вещь эта, южн. малорос. нравится, подходит. Сподобиться чего, удостоиться. Уподобиться чему, быть похожу, походить. Подоба ж. церк. естественная потребность, побужденье. Подобен и. церк. образцовый стих, напев, по коему поют прочие стихи. Подобень м. южн. вор. поличие, портрет, образ; | снимок с чего. Подобец м. подобная ж. ровня, дружка, противень, пара. Подобник, -ница, подобный кому, подражатель, последователь. Подражатель Господень апостольский подобник. Всяк с подобником своим, со своим братом знается. Подобообразный или подобовидный, схожий, похожий. Подобонравные братья. Подобострастный церк. с такими же страстями, как и другие люди. Илия человек бе подобострастен нам, Иак. Y, 17. 11 Раболепный, пристрастно приверженный или рабски покорный. Подобострастно склонив повинную, оу стоял у дверей. C подобострастным взором выжидал он приказаний.

Пути достижения подобия Божьего

Стать подобным Богу — это долгий процесс, главной целью которого является усовершенствование человеческих добродетелей. Если разум является одной из божественных качеств, то совершенствование своего разума, развитие умственных способностей, обучение чему-то новому и будет дорогой к проявлению натуры Творца.

Совет! Развитие в себе милосердия, доброты, любви к окружающем также являются путем достижения подобия Господа. Но лучший способ — это исполнение Его заповедей.

Выражение «быть подобием Божием» не означает одномоментное достижение этой цели, т.е. это некий процесс, который длится всю человеческую жизнь. Ведь достичь и занять место Творца по сути невозможно, но приблизится к этому можно. Сам процесс приносит человеку удовлетворение и благословение, ведь именно для этого и был создан он — достигать и стремится к Творцу.

Подобны ли мы Богу? Протоиерей Андрей Ткачев

Где искать образ Божий

Чтобы быть образом Господа следует знать и понимать о чем идет речь. Для этого следует стремится в Богопознание, стремится к личным глубоким взаимоотношениям с Господом, чтобы не на словах, но на делах понимать сущность Господа Бога. Для этого следует очистить свое сердце, отбросить невежество и примитивные рассказы, и направить свой дух и сердце к Творцу.


Образ Божий заключается в способности души мыслить, чувствовать, исполнять принятые решения

Существует несколько верных способов поиска Господа. Необходимо только быть с открытым сердцем и твердой верой. Лик Бога узнается следующими методами:

  1. Чтение Писания — в Псалмах, Евангелиях, в великих и малых пророках приводится бесчисленное количество примеров того, какой есть Господь. Углубленно изучая святые тексты, можно увидеть Божественные качества.
  2. Молитва — личное общение с Богом помогает познать Его. Когда мы хотим узнать человека, мы проводим с ним большое количество времени в разговорах и совместных занятиях, а с Богом также необходимо разговаривать, открывая Ему свое сердце и стремясь увидеть и услышать Отца Небесного.
  3. Пребывание в общине — посещение богослужений и церковных мероприятий не только полезно для наставления духа, но и помогают познать Господа. Не только из проповедей, чтения текстов святых отцов, акафистов и пр., но и из совместного общения.

Важно! Каждый человек является подобием Бога, поэтому познать образ Его можно и с помощью других христиан. Поиски — это постоянное занятие, требующее усилий и веры

Господа невозможно узнать полностью, Он лишь может открыть некоторые Свои качества для человека. Поиски же Творца занимают всю жизнь, главное — стремится найти Его

Поиски — это постоянное занятие, требующее усилий и веры. Господа невозможно узнать полностью, Он лишь может открыть некоторые Свои качества для человека. Поиски же Творца занимают всю жизнь, главное — стремится найти Его.

По образу Божию

Когда Бог сотворил человека по своему образу и подобию, он определил, что человечество (как мужчина, так и женщина) будет иметь определенные сходства с Богом и разделять определенные божественные прерогативы. Относительно этого мы отмечаем:

Хотя Бог есть дух (Иоанна 4:24) и не имеет тела, подобно человеку, когда Он явным образом предстал перед людьми в соответствии с Ветхим Заветом, Он сделал это в форме человеческого тела (например, Бытие 18:1-2, 32:24, 28, 30). Д-р Генри Моррис пишет: 

Кроме того, человеческое тело было создано в той форме, в которой Бог Сын будет воплощен или «создан по подобию людей» (Филиппийцам 2:7). Таким образом, Бог создал человека в той телесной форме, которую Он Сам однажды должен был принять, — форме, в которой Он хотел открыть Себя.

Бог наделил человека интеллектуальными способностями, которые намного превосходили и превосходят способности любого животного. Таким образом, человеку был дан разум, чтобы слышать и понимать Божье общение с ним, эмоции, чтобы отвечать Богу любовью и преданностью, и воля, которая позволяла ему выбирать: повиноваться или не повиноваться Ему. Таким образом, человек был сформирован не только для того, чтобы «любить Бога и повиноваться Ему всегда», но и заниматься Божьим трудом на земле — быть членом Его совета и управлять творением в сотрудничестве со своим Создателем.

Это видно в Божьем повелении Адаму и Еве осуществлять господство над землей и ее животными (Бытие 1:26,28), в задаче Адама о совершенствовании сада (Бытие 2:15) и в повелении Адаму дать имена животным на земле (Бытие 2:19-20).

Интеллектуальные дары человека также видны в его способности проектировать вещи, а затем создавать их, ценить красоту, сочинять славную музыку, рисовать картины, писать, считать большие числа и решать математические задачи  контролировать и использовать энергию для своих собственных нужд (например, огонь, электричество, ядерная энергия), организовывать, рассуждать, принимать решения, быть сознательным, смеяться над собой и мыслить абстрактно. Все это поведение не является инстинктивным, в отличие от поведения животных, и поэтому оно имеет неограниченное разнообразие.

Только человек из всех созданий Бога имеет дух или понимание Бога, то есть способность познавать Его и поддерживать духовное общение с Ним через молитву, прославление и поклонение. Со времени грехопадения (Бытие 3) человек имел врожденное нравственное осознание добра и зла или же совесть, которую он чувствует в своем духе.

Человек был создан не только невинным (то есть без греха), но и святым, иначе Адам не мог бы иметь общения с Богом, который не может смотреть на беззаконие (Аввакум 1:13). Это подтверждается в Бытие 1:31, когда Бог утверждает, что все, что Он сделал (включая человека), было «весьма хорошим», что не являлось бы правдой, если бы человек был нравственно несовершенным.

Социальная природа Бога и внутренняя любовь видны в учении о Троице. Бог – Который есть любовь – создал человека с социальной природой и необходимостью в любви. В Бытие 3:8 говорится, что «они услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня». Это предполагает, что Адам и Ева наслаждались обществом и общением с Богом, возможно, ежедневно.

Бог также обеспечивал человеческое общение и любовь особым и сокровенным образом. Прежде, чем Он создал Еву, Он сказал: «Не хорошо быть человеку одному, сотворим ему помощника, соответственного ему»(Бытие 2:18). Затем он создал Еву из ребра, взятого у Адама (Бытие 2:21-24), – факт, который Иисус использовал в своих дискуссиях с фарисеями, чтобы защитить святость брака и близость любви в брачных отношениях (Матфея 19:4-6, Марка 10:6-8).

НЕПОСТИЖИМОСТЬ ОБРАЗА БОЖИЯ

И в заключение хотелось бы удержать читателя против слишком рационалистического подхода к определению образа Божия. Да, что-то о нем известно более определенно, – то, над чем св. отцы больше потрудились. Но что такое образ Божий по своей глубинной сущности? «Образ Божий в человеке по самой своей сущности, как отображение Неизреченного и Неопределимого, также не может быть полностью определен и обозначен словами» (Иванов. 1997, с.151). И далее: «Выражаясь философским языком, образ Божий в человеке – это ноумен, а его проявление вовне – феномены» (там же, с.152).

Бог есть неисследимая пучина тайны и бездна несказанного и непостижимого. Следовательно и созданный по этому божественному образу человек носит в себе печать этого непостижимого и эту тайну. Человек есть таинственная криптограмма, которую никто никогда не сможет до конца разгадать и удовлетворительно прочитать (Киприан (Керн). 1996, с.385).

Страница добавлена 10.05.2011. Последнее обновление 01.10.2018.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector