В чем суть извечного спора о человеке? (сочинение по трагедии «фауст» гете)

Краткое содержание

Историю о Фаусте предваряют три вступления.

Первое вступление: благодарность родным и друзьям, посвящение трагедии им.

Второе (театральное) вступление: Директор театра, Актёр и Поэт спорят о роли искусства. Директор считает, что это способ заработка, Актёр — что искусство предназначено развлекать людей, а Поэт настаивает, что искусство ищет правду и немного приоткрывает её нам.

Третье (небесное) вступление. Бог и Дьявол тоже спорят. Мефистофель утверждает, что Бог зря подарил человеку разум, ведь им никто не пользуется. Бог оспаривает это суждение и указывает на доктора Фауста: он невероятно умён и всё время совершенствуется. Мефистофель говорит, что может искусить Фауста. Если это удастся, его душа попадёт в ад, если же нет — в рай.

Часть 1

Доктор Фауст несчастен. Он посвятил всю свою жизнь изучению мира, но тайн всё равно гораздо больше, чем знаний. Фауст даже хочет прибегнуть к алхимии и вызвать духа, однако приходит его сосед Вагнер. Когда Вагнер оставляет Фауста одного, доктор решается выпить яду и покончить с собой. Но тут поют ангелы — начинается Пасха. Горько поблагодарив ангелов, Фауст идёт гулять с Вагнером.

Люди кланяются знаменитому доктору Фаусту, но он не рад славе. По дороге за Фаустом увязывается чёрный пудель. Фауст забирает его с собой, и в кабинете пудель превращается в Мефистофеля.

Мефистофель предлагает Фаусту сделку: Дьявол будет исполнять все желания Фауста, пока учёный не восхитится мгновением и не захочет его остановить. После этого душа Фауста достаётся Мефистофелю.

Фауст соглашается: загробная жизнь ему безразлична. Доктор становится молодым, кутит и развлекается как хочет, в частности — соблазняет крестьянку Гретхен (Маргариту). Чтобы увидеться с Фаустом, девушка вынуждена поить свою старушку-мать снотворным. Однако история эта оканчивается печально: Валентин, брат Гретхен, хочет вступиться за честь сестры — и гибнет, мать Гретхен не выдерживает очередной дозы снотворного и тоже умирает. У Гретхен рождается внебрачный ребёнок, девочка, и Гретхен убивает этого ребёнка, за что её сажают в тюрьму.

Гретхен сходит с ума в тюремной камере. Фауст поражён её обликом, он хочет, чтобы девушка сбежала с ним. Но Гретхен видит Мефистофеля, узнаёт в нём Сатану и отказывается уходить из тюрьмы: она хочет принять наказание. Голос с небес свидетельствует, что раскаяние Гретхен принято.

Часть 2

Через некоторое время Фауст просит познакомить его с прекраснейшей из женщин — Еленой. У доктора начинается роман с Еленой Прекрасной, у них рождается сын Эвфорион. Сын Фауста и Елены устремляется в небеса, оставив сверкающий след. Елена от глубокого горя буквально тает, оставляя на руках Фауста лишь свою одежду.

Фауст снова стареет, слепнет. Жизнь его разочаровывает. То, что предлагает Мефистофель, неинтересно. Только одно дело занимает его мысли: Фауст хочет сделать плотину и на завоёванном участке построить город для людей. Эта мысль так восхищает доктора, что он выкрикивает запретные слова, прося время остановиться. Мефистофель торжествует. Однако прилетают ангелы и возносят душу Фауста в рай: он постиг истину, а значит, спас свою бессмертную душу.

Биография

Гете родился в 1749 году в зажиточной семье патрициев. Основы всех наук ему преподавали дома. Позже поэт поступил в Лейпцигский университет, но ему этого было мало. Он также окончил университет Страсбурга. После того как был опубликован трактат «Страдания юного Вертера», к нему пришла мировая известность.

Гете продолжительное время занимал административную должность при Саксен-Веймарском герцоге. Там он пытался самореализоваться, донести передовые идеи того века всем остальным и послужить на благо обществу. Став премьер-министром Веймара, он разочаровался в политике. Его активная позиция не давала заниматься творчеством.

Интересные факты

  • Загадочный образ часто эксплуатируется в компьютерных играх, живописи и скульптуре. Дух отрицания часто ставится героем оперных остановок. В мире насчитывается около 8 музыкальных произведений, где поднимается тема Мефистофеля.
  • Имя Мефистофеля не упоминается в Библии. По мнению ученых, название персонажа состоит из двух слов и переводится как «распространяющий скверну».

Скульптура Мефистофеля

  • Скульптура существа была установлена на доме Лишневского (улица Лахтинская в Санкт-Петербурге). В 2015 году памятник сбили кувалдой. Существует теория, что виновники варварства – организация «Казаки Петербурга».
  • Мефистофель – частый гость голливудских фильмов. Джонни Депп, сыгравший восставшего вампира, упоминает демона в кинокартине «Мрачные тени».

Экранизации

Противостояние, которое добро и зло ведут не первый век, – благодатная почва для создания сценария. Первым появлением Мефистофеля на экранах стал фильм «Замок дьявола». Режиссер, сценарист, оператор и исполнитель главной роли – Жорж Мельес. Позже автор снял короткометражки «Фауст и Маргарита», «Кабинет Мефистофеля» и «Гибель Фауста».

Жорж Мельес в роли Мефистофеля

Не менее ярким воплощением духа отрицания стал Эмиль Янингс в фильме 1926 года «Фауст». Картина основана на легендах об ученом и одноименном творении Гете.

Эмиль Яннингс в роли Мефистофеля

В 1969 году вышел первый советский фильм о помощнике дьявола. Роль искусителя досталась Юрию Яковлеву.

Юрий Яковлев в роли Мефистофеля

Демон также появляется в голливудском блокбастере «Призрачный гонщик» (2007 год). Мефистофель забирает душу главного героя в обмен на выздоровление отца. Роль коварного злодея исполнил Питер Фонда.

Питер Фонда в роли Мефистофеля

В 2011 демон стал героем аниме «Blue Exorcist». Основой мультфильма служит одноименная манга, забавные цитаты из которой поклонники заучивают наизусть. Здесь Мефистофель предстает в необычном амплуа – демон увлекается экзорцизмом и дружит с людьми.

История создания

История написания пьесы «Фауст» включает в себя интересные факты:

  • В основе произведения Гёте лежит старая немецкая легенда о докторе Фаусте, который устал от жизни и после неудачной попытки самоубийства продал свою душу дьяволу за исключительные знания и мирские удовольствия. Также имя Фауста в фольклоре ассоциируется с чумным доктором — человеком, который бросил вызов чуме, уничтожившей половину населения Европы. Кроме того, в трагедии использованы фольклорные мотивы: вальпургиева ночь, зелье ведьмы и описание духов.
  • Однако есть и существенные различия в том, что придумал Гете, и тем, что было написано ранее. И в «Народной книге», и в «Трагической истории доктора Фауста» отсутствует упоминание о любовной линии. Она полностью выдумана.
  • Сколько Гете писал «Фауста»? К созданию пьесы Гёте приступил в последние годы восемнадцатого века. К 1806 году он закончил лишь пролог и первую часть. Вплоть до самой своей смерти 1932 году Гёте писал вторую часть, однако умер до того, как его творение целиком вышло в свет. В итоге работа над «Фаустом» заняла у писателя шестьдесят лет.
  • Именно поэтому «Фауст» соединил в себе черты нескольких литературных направлений.

Анализ 3

Данное произведение И.В.Гете писал практически всю свою жизнь, начиная с ранней юности. В поэме затронуты темы смысла человеческой жизни, добра и зла, Бога и дьявола.

Тема добра и зла является ключевой в произведении «Фауст». Главный герой находится в поисках смысла бытия, ради этого рискнул своей душой. Персонаж на протяжении всей пьесе стоит перед выбором между добром и злом. Но, несмотря на все искушения Мефистофеля, он старается поступить в первую очередь по совести, потому что изначально чист душой и практически не испорчен жизнью. Фауст провел все свои дни за книгами, изучил все науки, состарился, но не стал от этого счастливым человеком. Автор на примере главного героя показывает слабость человеческой натуры. Сколько бы Фауст не пытался поступать благородно, он все равно отклонился от праведного пути.

Главная идея поэмы «Фауст» в том, что противодействие добра и зла – это неизбежная необходимость. Потому что без этого противостояния человечество бы не развивалось, не стремилось к новым знаниям, и не было прогресса в мире. Автор считает, что человек учится на своих ошибках, может сделать правильные выводы и обрести смысл жизни.

Тема любви играет важную роль в данном произведении. Роковая любовь между главными героями имеет трагические последствия в первую очередь для Маргариты. Фауст и Маргарита, оба не искушенные в романтических отношениях, полюбили друг друга безумной страстью. Маргарите всего 14 лет. Она чиста и наивна как ребенок. Познакомившись с образованным мужчиной, девушка полностью доверяется ему. Ради встреч с любимым, она начинает обманывать мать и подсыпать ей снотворное, после которого последняя однажды не проснется. Кроме того, Фауст стал виновником смерти не только матери возлюбленной, но и ее брата Валентина, которого он случайно заколол шпагой. Чернокнижнику приходится немедленно покинуть город, что он и делает, оставив осиротевшую Маргариту. Оставшись одна, девушка родила девочку, которую решила утопить, чтобы избавить себя от позора. В результате Маргариту заточили в тюрьму за убийство и блуд. Но, несмотря на все причиненные ей страдания девушка по-прежнему любит Фауст. Во всех своих грехах: в гибели матери, в утоплении младенца и даже в убийстве брата возлюбленным она винит исключительно себя. За искреннее раскаянье девушка прощена Богом и ее душа и не достанется дьяволу.

«Фауст» — это великое творение Гете, в котором он поднимает вечные философские проблемы о смысле существования человечества, о жизни и смерти, о Боге и дьяволе. Автор верит в величие человека. На примере Фауста он показывает, что в человеке, прошедшим даже самые тяжелые испытания, несчастья и искушения, в конечном итоге побеждает доброе начало. В финале пьесы Фауст прозревает. Он осознал, что истинный смысл бытия – это жизнь для других и знания напрасны, если не приносят пользы людям.

Глубокая ночь

Жилище стариков уничтожено огнем, в котором сгорает и роща из лип вместе с колокольней, которая так не нравилась Фаусту. Дьявол посвящает в это все Доктора, объясняя, что старики не поддались на мирные уговоры. Они, находясь в страхе, не выдерживают натиска и умирают. Странник, который оказал сопротивление, был убит слугами.

Мефистофель пытается оправдаться, что не имеет отношения к пожару, который возник внезапно и не был запланирован изначально.

Доктор не верит ни единому слову. Его начинают терзать муки совести. Он всем сердцем ненавидит черта и проклинает того. Ему больше не приносит радость его владения,  о которых он так мечтал изначально.

Биография

Мефистофель – житель подземного царства, который занимает важный пост в аду. Демона часто путают с Сатаной, но должность Мефистофеля значительно ниже. Если Люцифер правит адом, то Мефистофель управляет лишь парочкой чертей и ограничен в возможностях делать пакости.

Мефистофель

Вне зависимости от собственного желания, Мефистофель соблюдает законы, написанные Богом. По непонятной причине Господь испытывает интерес и некоторое расположение к демону:

Основная задача Мефистофеля на Земле – соблазнить чистую душу. Существо обещает жертве любые блага и подписывает с человеком договор. Условия просты: демон готов служить искушенному в течение 24 лет, а взамен получает человеческую душу.

Мефистофель соблазняет человека

Общая характеристика демона неоднозначна. С одной стороны, герой предстает в образе веселого шутника и балагура, готового поддержать любой розыгрыш. С другой – перед нами хладнокровный стратег, продумывающий каждый следующий шаг. Демон скрывает коварство и презрение, которые испытывает к людям, но истинное отношение проскальзывает в речах злодея:

Описание подземного жителя колоритно. Мефистофель – мужчина неопределенного возраста с острыми чертами лица и эспаньолкой. Привычные атрибуты демонского существа давно позабыты:

Для каждого человека существо принимает разные обличья. В этом и есть тайная сила Мефистофеля – дух не просто заманивает человека, он становится его другом и союзником.

Фауст и Мефистофель играют в шахматы

Другое имя коварного демона – дух отрицания. Демон не верит в божественную природу человека и считает людской род порочным. Для падения человек не нуждается в злом проводнике – это стало причиной спора между Богом и чертом. Предметом пари стала душа человека – Фауста, которого Господь считает лучшим из людей:

Впервые Мефистофель предстает перед Фаустом в образе собаки. Пудель подходит к ученому во время народного праздника, и герой забирает животное домой. Собака перевоплощается в бедного студента, который занимает Фауста любопытными разговорами. Постепенно демон открывает герою свою сущность. Уставший от жизни Фауст рад обществу умного и насмешливого демона.

Первым испытанием от Мефистофеля становится юная красавица. Демон способствует знакомству простушки и ученого, которым овладела страсть. Человеческий порыв только на руку духу. Забывшись в низких чувствах, Фауст теряет благоразумие и совращает девушку, убивает человека, а после скрывается с верным другом и искусителем.

Фауст и Маргарита

Параллельно демон пытается овладеть душой несчастной девушки, на долю которой по вине обоих мужчин выпали страдания. Но Маргарита (возлюбленная Фауста) не принимает помощи от сил зла. Все же Мефистофель не всемогущ, никто не отменял свободу воли.

На протяжении многих лет существо сопровождало ученого и совращало человека благами, дарами, женщинами и богатствами. Но в конечном итоге Фауст понимает истинную цену всему и возвращается на праведный путь. А Мефистофелю остается только рассыпаться в проклятьях:

Впрочем, демон недолго страдал от потери. Вскоре зловещий дух отправился на поиски очередной жертвы, чтобы пополнить котлы в аду новыми грешниками.

История создания

Повесть «Фауст» написана летом 1856 г. и напечатана в журнале «Современник» в № 10 за 1856 г.

Лирическая тональность повести обусловлена тем, что она была написана на переломе жизни. В ней, по словам Тургенева, вся душа вспыхнула последним огнём воспоминаний, надежд, молодости.

Герой повести возвращается в старинное поместье и влюбляется в замужнюю женщину. Это автобиографические черты. «Дворянское гнездо» героя — это Спасское.

Прототипом Веры Николаевны Ельцовой могла стать Мария Николаевна Толстая, сестра Льва Толстого, чьи простые и бесхитростные отношения с мужем мог наблюдать Тургенев в имении Толстых, находящемся недалеко от Спасского. Как и Вера, Мария Толстая не любила беллетристики, особенно стихов. Однажды Тургенев, прекратив с ней горячие споры о прелести поэзии, привёз свою повесть «Фауст». Четырёхлетняя дочь Марии Варенька стала свидетельницей того, как при чтении «Евгения Онегина» Тургенев поцеловал у её матери руку, а она её отдёрнула и попросила впредь так не делать (сцена повторена в «Фаусте»).

Влияние произведения

После выхода в свет трагедии об отчаянном любителе знаний многие философы, культурологи, исследователи нашли образ Фауста Гете настолько увлекательным, что даже выделили подобный тип человека, который Шпенглер назвал «фаустовским». Это люди, которые осознают бесконечность и свободу и стремятся к ней. Даже в школе детям задают писать сочинение, образ Фауста в котором должен быть полноценно раскрыт.

На литературу эта трагедия оказала существенное влияние. Вдохновленные романом поэты и прозаики принялись раскрывать образ Фауста в своих творениях. Намеки на него есть в произведениях Байрона, Граббе, Ленау, Пушкина, Гейне, Манна, Тургенева, Достоевского и Булгакова.

Сочинения

Произведение немецкий писатель Гете создавал 6 десятилетий. Характеристика Фауста показывает человека, живущего для людей, ищущего и не находящего смысл жизни. Готового ради истины продать душу дьяволу.

Образ Фауста

Доктор Фауст является по образу человеком ищущим. В трагедии Гете повествуется о том, что главный герой изучил множество наук, но понимает, что знает о Вселенной слишком мало. Помимо врачевания он изучает магию, пытаясь познать истину. Господь говорит о душе Фауста: «чистая душа в своём исканье смутном Сознанья истины полна!»

Мефистофель наоборот отзывается о Фаусте как о сумасшедшем, который служит Господу, но: «…он служит по-иному», — не как другие верующие.

Описывая его образ, демон тьмы указывает на особенности Фауста: «…Как сумасшедший, он рассудком слаб…».

Не постигнув истины, Фауст вечно погружен в «грызущую печаль».

Заключив договор с демоном тьмы — Мефистофелем он надеется получить нужные знания.

Характеристика Фауста

Фауст пребывает в постоянном сомнении. Понимая, что знает о жизни слишком мало, решает стать частью Вселенной, чтобы постичь истину. Хочет принять яд. Но церковный колокольный благовест удерживает его от этого опрометчивого поступка.

Господь спорит с Мефистофелем, считающим Фауста пропащим человеком. Говорит, что отдаст дьяволу душу Фауста, если он сможет ее заполучить.

Простые горожане благодарят доктора зато, что он вместе с отцом уберег город от чумы. Но Фауст стыдится такой благодарности, ведь его отец одних пациентов лечил, а другим давал яд.

Получив от демона тьмы обещание, что он будет исполнять любые его капризы, расчетливый по своей характеристике Фауст заключает с ним сделку. Гете пишет, что доктор подписывает кровью документ, по которому отдает дьяволу свою бессмертную душу.

Испив волшебного напитка на кухне у ведьмы, Фауст вернул себе молодость и чувства как у молодого человека. Доктор снова возжелал любви невинной девушки Маргариты. Мефистофель хочет выменять любовь девушки на шкатулку драгоценностей, но ее мать, заподозрив неладное, возвращает щедрые подарки дарителю. Лишь вторая попытка помогает Фаусту завладеть сердцем и телом девушки.

Из-за любовной связи, случившейся по велению Мефистофеля, погибает мать девушки. Фауст убивает на дуэли брата возлюбленной. Маргарита топит ребенка, рожденного от Фауста. Девушка сходит с ума и погибает. Но ее заблудшую душу спасает Господь.

Вторая часть трагедии напоминает греческие мифы. Фауст влюбляется в прекрасную Елену. У них рождается сын, но и он гибнет. Фауст постоянен в своей характеристике героя в вечном поиске, он продолжает свои изыскания. Хочет покорить природу, построить плотину для людей.

Мефистофель, под видом строительства плотины, приказывает своим слугам рыть могилу Фаусту.

Фауст понимает, что истинный смысл его жизни состоит в служении людям. Демон после смерти Фауста хочет забрать положенную ему по контракту душу искателя, но ангелы уносят ее на небеса. Господь выиграл спор, ведь Фауст хоть и часто ошибался, но старался жить не для себя, а для людей. Искал способы помогать людям, делать их жизнь лучше.

Сочинение по образу Фауста поможет написать цитатная характеристика героя.

Сохрани себе на стену чтобы не потерять!

Рабочая комната Фауста

Собаку Доктор решает забрать с собой. Все действие показывается в рабочем кабинете Фауста, где тот занят переводом. Он переводит Новый Завет на немецкий язык. Пес же все это время сходи с ума, поэтому Фауст просит его успокоиться и лечи около печи. Доктора немного смущает дословность перевода, но его начинает опять отвлекать пес. Он не на шутку разыгрался, и Фауст видит, как тот превратился в Дьявола. Доктор пытается применить  на нем свои знания в области магии, но у него ничего не выходит. Мефистофель предстает перед ним в образе мудреца. Фауст решает уточнить у него, кто он такой, на что получает весьма странный ответ:

Дьявол начинает рассказывать Фаусту о том, что тьма – это и есть венец всего. В то время как свет лишь способен сотворить тела, но они не вечны и разлагаются, так же как и он. Мефистофель высмеивает страхи Фауста, считая их беспочвенными. Он решает уйти, но его останавливает начерченная на полу пентаграмма. Тут уже приходит очередь Фауста, посмеяться над попытками Дьявола уйти. Он не хочет его отпускать, но Мефистофель настроен решительно. Он делает так, чтобы доктор уснул, а сам исчезает. Помощь ему оказала крыса, которой он приказал выгрызть начерченный знак.

Главные герои и их характеристика

герои пьесы «фауст» характеристика
фауст способный врач, пессимист, скептик и оккультист, разочаровавшийся в жизни и ищущий возможность прожить жизнь по-новому и по-настоящему принести пользу людям. после сделки с мефистофелем переживает множество приключений, которые не приносят ему облегчения, а только страдания как самому фаусту, так и окружающим. и все же за это время он отыскал смысл жизни и смог отвоевать участок суши у моря, построив плотину и применив свои научные знания на практике. в итоге бог прощает грехи фауста, поскольку герой всю свою жизнь стремился помогать людям и нашел себя в спасении прибрежных жителей от губительной стихии.
мефистофель демон-обольститель. шутливый, энергичный и авторитетный бес, который даже с богом общается на равных. его уважает нечесть, а люди каждый раз доверяются ему. все плохие события в произведении происходят исключительно по его вине, потому что он презирает людей и считает их создание ошибкой. красноречив и обаятелен до крайности. ради достижения своей цели – души фауста, готов на любые поступки. в итоге терпит поражение и упускает столь желанную душу.
маргарита обычная девушка, живущая в городе. красивая, добрая, скромная и сострадательная. становится первой жертвой фауста и мефистофеля. не сумев побороть соблазн, героиня отдаётся фаусту, от этой связи рождается ребёнок, от которого впавшая в безумие героиня избавляется. маргариту заключают в тюрьму и приговаривают к смерти, героиня отказывается от спасения и отдаёт себя в руки судьбы, надеясь таким образом очиститься от грехов. бог прощает ее за искреннее раскаяние и избавляет от мук.
елена знаменитая героиня античных легенд, самая прекрасная женщина на земле. это добрая, любящая и нежная женщина. она — жертва судьбы и своей красоты. на роду ей было написано несчастье, и все события в ее жизни совпали с прогнозом. полюбив фауста, она рожает от него сына, но он падает со скалы, и мать следует за ним в подземное царство, оставляя мужа.
вагнер ученик фауста, слепо преданный науке. этот человек весьма ограничен своими знаниями и не выходит за рамки теории и ученых бесед. он лишь потребляет информацию, но никак не применяет ее. созданный им гомункул — остроумная пародия на то, как люди стараются уподобиться богу и познать то, что им не дано познать.

История создания

В то время многие писатели, композиторы и художники использовали этот образ. Но по мнению литераторов только Гете смог изобразить его более живым, чувственным и мыслящим. Писатель описал его, как человека, стремящегося к истине и правде. Сегодня ходит немного легенд о докторе Фаусте, некоторые утверждают, что он был никчемным человеком, отстранился от веры, занимался магией и пытался воскресить мертвых.

Гете не акцентировал на этом свое внимание. Только он посредством своего повествования заявил, что доктор искал ответы на вечные вопросы жизни и был предан своему делу

Когда автор принялся за написание произведения, ему было двадцать лет. Мужчина не знал, что этому творению он посвятит всю свою жизнь. В 1790 году Гете подумывал над тем, чтобы перестать писать и заняться другой деятельностью. Но общение с Шиллером, который был его лучшим другом, повлияло на дальнейшее развитие трагической истории. Товарищ настоял на том, чтобы мужчина все же закончил этот шедевр.

Погреб Ауэрбаха в Лейпциге

Во время увеселительной прогулки Мефистофеля с Доктором с ними происходит следующее: Дьявол всех угощает вином из бочки. И тут один из выпивающих разливает часть вина , которое тут же превращается в пламя. Гуляка, хоть и навеселе, но начинает кричать, что это пламя адское. Дьявол во всем поддерживает его и постоянно поддакивает, продолжая спаивать гуляющих выпивох, и получая удовольствие от их пьяного поведения.

Когда же отдыхающие узнали, кто он есть на самом деле, то набросились на него с кулаками. Но Мефистофель вовремя вмешивается в их сознание, заставив представить себя в прекрасном саду. Этого времени достаточно Фаусту с Дьяволом для побега.

История персонажа

В мире существуют литературные произведения, которые отражают дух времени лучше, чем учебники по истории. В такой список можно внести «Джейн Эйр» Шарлотты Бронте, «Дона Кихота» Мигеля де Сервантеса, «Войну и мир» Льва Толстого и, конечно же, «Фауста», которого нередко называют поэтическим завещанием миру от Гете.

Мефистофель и Фауст играют в шахматы

Действительно, эта мистическая и готичная трагедия нашла толпы поклонников по всему миру, а имена героев стали нарицательными. В России переводом произведения о чернокнижнике, которое создавалось порядка 60 лет, занимались Борис Пастернак, Валерий Брюсов, Афанасий Фет, Николай Холодковский и другие представители литературной диаспоры.

Кроме того, трагедия «Фауст» была любимой книгой Михаила Булгакова, который позаимствовал нетривиальный сюжет для создания «Мастера и Маргариты». Хотя автор «Собачьего сердца» и говаривал, что у Воланда нет прототипов, исследователи сходятся во мнении, что сатана безумно похож на «часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо» – Мефистофеля.

Сердечные привязанности

Злой дух был абсолютно уверен, что его протеже не сможет устоять перед самым весомым соблазном – любовью к женщине и не ошибся. Волшебное зелье ведьмы, возвращает утраченную молодость, а вместе с ней оживляет чувства, свойственные молодому мужчине. Случайная встреча с Маргаритой наполнила его давно не испытанными и уже подзабытыми эмоциями. Пятнадцатилетнее, невинное дитя было настоящим искушением, посланным свыше. Безумная страсть всколыхнула его естество. Их тянуло навстречу с непреодолимой тягой. Увлекшись Фаустом, серая, скучная действительность окрасилась для Гретхен яркими красками, но их отношения изначально были обречены. Избранник не мог дать ей будущего и спасти любимую от позора тоже не смог. Следующим увлечением, но уже неземным, становится Елена, воплощение красоты и эстетического идеала, возрожденная из античности. В законном браке у них рождается мальчик, наделенный необычными способностями. Долгое время пара была счастлива, но гибель Эвфориона, не сумевшего удовлетвориться мнимой реальностью, лишила обезумевшую от горя мать смысла существования. Она исчезает вслед за ним. После случившегося Фауст не успокаивается, продолжая свои изыскания. Теперь ему необходимо покорить разбушевавшуюся стихию, соорудив дамбу.

Темы

  1. Любовь – на примере Маргариты писатель демонстрирует, как неконтролируемая страсть может погубить даже самого хорошего человека. По мнению Гёте, любовь – это крайне опасное чувство, которое, выйдя из-под контроля, приносит человеку только страдания. Он, как человек эпохи Просвещения, превозносит разум в ущерб чувству и ставит мысль выше эмоции. По его мнению, любовь не может быть смыслом жизни, человек должен стремится к высокому предназначению, чтобы раскрыть все сияние «божьей искры».
  2. Мистика – главный герой произведения окружён различными таинственными, сверхъестественными явлениями. Однако интерес Фауста направлен не на сверхъестественный, а на реальный мир, который он хочет улучшить с помощью новых знаний и власти. Тем не менее, он сам пытается вызвать духов, ведь является чернокнижником и знатоком оккультных наук. Именно тайные знания помогли ему познать смысл жизни и найти себя, ведь без магии Мефистофеля он не смог бы дойти до этой истины.
  3. Борьба добра и зла в человеке – Фауст и Маргарита проходят сложный путь, постоянно искушаемые силами тьмы. Однако в итоге добро одерживают победу. Маргарита, совершив грехопадение, отвергает помощь злых сил и выбирает искупление через смерть, а Фауст, хоть и совершив множество чудовищных деяний, да самого конца пытается использовать свою мудрость ради человечества, а не ради себя.
  4. Религия – для Фауста истинная религиозность заключается не в следовании догматам, а в человеколюбии и доброте, которые продемонстрировали Фауст и Маргарита, за что их души и были спасены. Бог у Гете — не суровый судья, а высшая сила, которая дарует людям свободу воли.
  5. Предназначение человека – Гёте показывает, что каждый человек должен стремиться помогать людям и пытаться сделать мир лучше. Зачастую, этот путь ведёт лишь к отчаянию и гибели, однако только следуя по нему, человек становится настоящим собой и находит свое место в жизни.
  6. Идеал и реальность – перемещение в Древнюю Грецию из Германии Нового времени символизирует желание человека сбежать от неприглядной реальности в мир грёз. Однако в итоге Фауст отвергает наваждение Мефистофеля и решает бороться за то, чтобы реальный мир стал лучше. Гёте призывает людей не сбегать от разочаровывающей реальной жизни, а бороться с ней.

Смысл произведения

После долгих совместных с Мефистофелем приключений Фауст все-таки обретает смысл существования, представляя себе процветающую страну и свободный народ. Как только герой понимает, что в постоянном труде и способности жить ради других кроется истина, он произносит заветные слова «Мгновенье! О, как прекрасно ты, повремени» и умирает. После смерти Фауста ангелы спасли его душу от злых сил, награждая его неутолимое желание просвещаться и стойкость перед соблазнами демона во имя достижения своей цели. Идея произведения скрывается не только в направлении души главного героя в рай после соглашения с Мефистофелем, но и в реплике Фауста: «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день за них идет на бой». Гете подчеркивает свою мысль тем, что благодаря преодолению преград ради пользы народа и саморазвитию Фауста, посланец ада проигрывает спор.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector