Образ и характеристика фауста в одноименной трагедии гете

Смысл названия книги «Фауст» Гёте

Центральный персонаж произведения — Иоанн Фауст — являлся олицетворением целой эпохи. У общества накопилась масса вопросов, ответы на которые не могли предоставить ни ученые, ни церковники. В этом герое переплелись и положительные, и отрицательные качества. Он боролся не только с устаревшими предрассудками, с непониманием со стороны многих окружающих. Автор показал невероятное противостояние добра и зла в одной уникальной личности.

Но почему именно такое заглавие? Человек — это звучит гордо. Человек, который пытается разобраться законами природы, который хочет лучше познал этот мир, котором живет. Это собирательный образ, раскрывающий надежды, мечтания, цели людей эпохи Просвещения. Обществу необходимы были перемены. Они их и получили.

Гете и Шиллер

Одним из переломных моментов в жизни и творчестве Иоганна Вольфганга стало знакомство с Шиллером. Два первоклассных автора не только вместе начинают развивать веймарский классицизм, основанный Гете, но еще и постоянно подталкивают один другого на новые шедевры. Под влиянием Шиллера Гете пишет несколько романов и продолжает работу над «Фаустом», которую так хотел увидеть Фридрих. Тем не менее «Фауст» вышел лишь в 1806 году, когда Шиллера уже не было в живых. Первая часть была создана под неустанным слежением Эккермана, личного секретаря Гете, который настаивал на выходе трагедии в печать. Вторую же часть по велению самого автора выпустили уже посмертно.

Сделка

Всю жизнь Фауст положил на то, чтобы разгадать загадки природы, изведать мир, постигнуть людскую сущность. Потратив столько времени на изучение наук, стопроцентного удовлетворения не ощущалось. «Я философию постиг, я стал юристом, стал врачом…Увы! С усердьем и трудом и в богословье я проник, – И не умней я стал в конце концов, чем прежде был…Глупец я из глупцов!..». Помимо врачевания, он параллельно изучает магию, общаясь с призраками. «Чистая душа в своем исканье смутном, сознанья истины полна!». Он осознал, что ни на шаг не приблизился к заветной цели, все эти годы лишь отдаляясь от познания очевидного. Генрих не понимает, как человечество может бесконечно оправдывать свою трусость, лень, бездействие. Отчаяние заполнило его до краев. Он решается на самоубийство, но чаше с ядом не удается выполнить свою миссию. Звон колоколов и церковное пение помешали осуществиться планам. Это был знак отложить уход в иное измерение на потом. Ему снова захотелось дышать, созидать, исследовать.

Ему было мало обычных знаний. Жажда большего, стремление к раскрытию непознанного, получение новых откровений. Он постоянно в поиске, в движении. Готов платить любую цену страдая, падая, взлетая. Именно это послужило основным мотивом для заключения соглашения, скрепленного кровью. Пройдя отчаянный, наполненный трудностями путь, он обретет долгожданное успокоение, в котором так нуждался.

История персонажа

В мире существуют литературные произведения, которые отражают дух времени лучше, чем учебники по истории. В такой список можно внести «Джейн Эйр» Шарлотты Бронте, «Дона Кихота» Мигеля де Сервантеса, «Войну и мир» Льва Толстого и, конечно же, «Фауста», которого нередко называют поэтическим завещанием миру от Гете.

Мефистофель и Фауст играют в шахматы

Действительно, эта мистическая и готичная трагедия нашла толпы поклонников по всему миру, а имена героев стали нарицательными. В России переводом произведения о чернокнижнике, которое создавалось порядка 60 лет, занимались Борис Пастернак, Валерий Брюсов, Афанасий Фет, Николай Холодковский и другие представители литературной диаспоры.

Кроме того, трагедия «Фауст» была любимой книгой Михаила Булгакова, который позаимствовал нетривиальный сюжет для создания «Мастера и Маргариты». Хотя автор «Собачьего сердца» и говаривал, что у Воланда нет прототипов, исследователи сходятся во мнении, что сатана безумно похож на «часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо» – Мефистофеля.

1 часть: Фауст и Маргарита

Фауст проштудировал десятки томов философских исканий, изучил юриспруденцию, познал медицину, внял богословию, но так и не достиг ответов на свои главные вопросы. Получая всё новые и новые знания эрудированный и почтенный человек, пришёл лишь к выводу, что мир непознаваем, а люди очень далеки от совершенства. Учёный угнетён, чем больше дверей с загадками природы человека он открывает, тем дальше от него манящая разгадка. Отчаявшись, Фауст уже решается покончить с жизнью, но его останавливает колокольный звон.

Как представитель тьмы, в жизнь Фауста вмешивается Мефистофель, поспоривший с Богом на душу учёного. Темный рыцарь явился, чтобы искусить неугомонного правдоискателя. Его цель — доказать Всевышнему, что все люди глупы и недостойны высших истин. Но недальновидный Мефистофель обманулся и выбрал не того учёного. Ему бы обратить свой взор на антипода Фаусту — Вагнера, что погряз в пыли научных трудов уверенный, что истину искать нужно в книгах и манускриптах. Фауст же готов к испытаниям жизни и принимает вызов самого Сатаны.

Следуя с Мефистофелем, Фауст вкусил вина, но не увлёкся хмелем. Принял участие в обманных действиях, но не возжелал за счёт этого личной выгоды. И даже совратил юную деву, чем обрёк несчастную на незаслуженные страдания. Но Фауст был по-настоящему влюблён в Маргариту и, узнав об участи постигшей её после его ухода, он всем сердцем возжелал спасти свою возлюбленную. А когда понял, что опоздал и исправить ничего нельзя, искренне страдал вместе с ней. Так Мефистофелю было доказано, что человек достоин «высоких» чувств.

Перед дворцом Менелая в Спарте

Когда Елена прибывает на один из берегов Спарты, она весьма расстроена тем, что её похитили. Она скучает о семье и хочет вернуться. Правда, поведение её мужа было весьма настораживающим. Он с тоской взирал на супругу, и от былой приветливости не осталось и следа. Девушка размышляет о своей дальнейшей судьбе. Супруг готовится к жертвоприношению, но скрывает от жены то, кого именно принесут в жертву. Ей становится страшно, но она берет себя в руки.

Позже девушке становится известно то, что жертва это она и есть. Ей об этом рассказывает Форкиада, которая исполняет роль ключницы. Она помогает Елене остаться в живых, сбежав в замок, который находится по соседству. Вожак – прекрасный и сильный мужчина, который отличается благородством. Елена решает просить у него помощи.

Лесная пещера

Фауст пытается найти укрытие в пещере. С одной стороны он счастлив союзу с Дьяволом, с другой же стороны он, наконец-то, начал познавать настоящее счастье. Между ним и Мефистофелем начинается неприятный разговор, потому что черт не может понять, что делает Фауст в пещере и зачем ищет уединения.

Дьявол рассказывает ему о том, что его любимая сильно переживает. Она начинает думать о том, что Фауст попросту охладел к ней. Дьявол так же не понимает поведения Доктора, почему тот оставил возлюбленную, которую так долго добивался. Но Фауста терзают изнутри чувства раскаяния. Он винит себя в том, что из-за него Маргарита лишилась божественного покровительства. Его любовь к Маргарите оказалась губительной для неё. Он выбрал своего рода бегство, чтобы не портить жизнь девушке и дальше. Но его сердце разрывается лишь при мысли о ней. Мефистофель упрекает Фауста в трусости, высмеивая то, что тот отступил на половине пути. Фауст не выдерживает натиска и отправляется к Маргарите.

Каким Фауста изобразил Гёте

Гёте представляет новинку: одиссею главного героя спровоцирует пари между Господом и Мефистофелем. Бог избрал человека, который является образцом праведности, но который, испытывает сомнения в полезности своих знаний. И Фауст, в принципе, принимает пакт как личную азартную игру, а не как способ преодоления барьера, который был навязан людям.

В начале произведения герой предстает перед читателем ученым, который всю жизнь посвятил поиску истины. Он уважаемый человек, который во время эпидемии спасал людей. Но он все равно чувствует, что его жизнь не имеет смысла. Фауста гнетёт мысль об ограниченности человеческого разума.

Но с самого начала, объектом интереса персонажа (Гёте, следовательно) является не доступ к интеллектуальным знаниям, а исследование человеческой чувственности. После того, как Мефистофель ведет Фауста в таверну, демон убеждает героя в необходимости вернуть силы и молодость. Персонаж получает их, приняв колдовское зелье. Этот обновленный Фауст — тот, кто откроет для себя, что огонь юности нуждается в гораздо большем, чем в маленьком пламени познания, и именно тогда юная Маргарита перейдет герою дорогу.

Мефистофель испытывает героя развлечениями в весёлом обществе, женскими чарами, властью и почестями. Трагическая гибель его возлюбленной убеждает Фауста в том, что смысл жизни состоит не в удовлетворении личных желаний. Он пришел к выводу, что истина состоит в служении человечеству и воплощении в жизнь высоких духовных и моральных запросов. Практически герой притворял в жизнь эту истину, начав осуществлять план отвоёвывания у моря земель, чтобы они послужили людям.

Бог спасает душу Фауста, ведь тот трудился на благо человечества. Автор отошел от традиционной версии, в которой герой попадает в ад. Гёте идеализирует своего героя, стремящегося к цивилизованности, активным творческим свершениям, новым знаниям и непрерывному развитию.

Суть: о чем пьеса?

Повествование начинается с того, что Бог и демон по имени Мефистофель спорят о том, сможет ли демон осквернить душу немецкого врача Фауста. Обе стороны заключают пари.

Тем временем Фауст переживает трудный период своей жизни. Престарелого врача почитают на родине, как спасителя людей от чумы. Однако сам Фауст не считает свои заслуги чем-то значимым, объясняя победу над чумой простым везением. Он разочарован в своей жизни, ведь он так и не смог выйти за границы человеческого познания и изменить мир.

В этот момент Фауст встречается с Мефистофелем, который обещает старику бессмертие, молодость и свою верную службу в обмен на душу. Однако Фауст соглашается на это с условием: Демон получит его душу только в тот момент, когда Фауст скажет: «Остановись, мгновенье! Ты прекрасно!».

Мефистофель и Фауст путешествуют по миру, сея вокруг несчастья и смерть, посещают дно преисподней и даже прошлое. Спустя много лет, ослепший Фауст приказывает построить плотину, которая защитит людей от гнева моря, однако Мефистофель обманывает старика и приказывает лемурам рыть могилу. Одурманенный успехом Фауст произносит роковые слова и умирает. Мефистофель намеревается забрать его душу, однако небесное воинство вступает в битву с демонами и уносит душу Фауста в рай. Подробное краткое содержание изложено Многомудрым Литреконом здесь.

В чем заключается идея автора

При написании произведения Иоганн Вольфганг Гетте постарался донести до потомков идеи позднего романтизма о смысле человеческой жизни и сущности бытия. Еще до встречи с Мефистофелем мы видим, как доктор Фауст, изучая Библию, делает открытие о том, что священное писание начинается не с привычной всем формулировки «Вначале было слово». На самом деле в Библии написано, что «В начале было дело». И лишь в конце своей жизни, наполненной взлетами и падениями, герой понимает значение своего открытие. Только дело, полезное обществу способно принести человеку славу и увековечить его имя в истории. Безусловно, слушать или читать краткое содержание «Фауста» стоит каждому образованному человеку.

История персонажа

В мире существуют литературные произведения, которые отражают дух времени лучше, чем учебники по истории. В такой список можно внести «Джейн Эйр» Шарлотты Бронте, «Дона Кихота» Мигеля де Сервантеса, «Войну и мир» Льва Толстого и, конечно же, «Фауста», которого нередко называют поэтическим завещанием миру от Гете.

Мефистофель и Фауст играют в шахматы

Действительно, эта мистическая и готичная трагедия нашла толпы поклонников по всему миру, а имена героев стали нарицательными. В России переводом произведения о чернокнижнике, которое создавалось порядка 60 лет, занимались Борис Пастернак, Валерий Брюсов, Афанасий Фет, Николай Холодковский и другие представители литературной диаспоры.

Кроме того, трагедия «Фауст» была любимой книгой Михаила Булгакова, который позаимствовал нетривиальный сюжет для создания «Мастера и Маргариты». Хотя автор «Собачьего сердца» и говаривал, что у Воланда нет прототипов, исследователи сходятся во мнении, что сатана безумно похож на «часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо» – Мефистофеля.

Фауст — от реальности к мифу

Мифы — это истории, которые волнуют людей; персонажи — это эмблемы, которые человек использовал, чтобы отождествлять себя с ними. Мифы являются наследием, которое возникает в очень специфическом контексте — будь то греко-латинская античность, в случае классических мифов, или конкретный период творчества человека, в случае литературных мифов. Но в конечном итоге персонажи почти магически отделяется от своих источников, приобретая новое значение в каждую эпоху. Универсальными являются мифы о Прометее и Сизифе, Исааке и Иове, Дон Кихоте и короле Артуре.

Один из самых завораживающих литературных мифов — тот, который возник вокруг Фауста. Это миф о мудром человеке, который заключает договор с дьяволом: его душа в обмен на окончательное откровение. Стремление к знаниям, однако, вскоре без лишних слов превращается в стремление к власти, как только перед Фаустом возникает искушение использовать способности, возвышающие его над людьми.

Этот персонаж интересен тем, что в отличие от подавляющего большинства фигур, попадающих в категорию мифов, он был реальным человеком, чья история жизни подвергалось различным литературным разработкам (хотя именно Гёте дал версию, считающуюся наиболее важной). Настоящий Иоганн Георг Фауст родился в немецком городе Книтлинген и жил примерно между 1480 и 1540 годами

Согласно некоторым источникам, он учился в Гейдельбергском университете и имел репутацию мага, некроманта или прорицателя, который ходил из города в город, составляя гороскопы и делая всякие трюки, характерные для шарлатана

Настоящий Иоганн Георг Фауст родился в немецком городе Книтлинген и жил примерно между 1480 и 1540 годами. Согласно некоторым источникам, он учился в Гейдельбергском университете и имел репутацию мага, некроманта или прорицателя, который ходил из города в город, составляя гороскопы и делая всякие трюки, характерные для шарлатана.

После смерти Фауст стал популярной фигурой, о которой распространялись всевозможные слухи, и которая, несомненно, использовалась в качестве морального контраргумента против знаний и искусств, пытающихся бросить вызов божественному всемогуществу. В 1587 году франкфуртский издатель Иоганн Шпис опубликовал «Историю о докторе Иоганне Фаусте», которая быстро снискала успех.

Внешность

Американский певец конца XIX века Моррис В. Моррис в роли Мефистофеля Облик Мефистофеля обладает достаточно ярко выраженными чертами, благодаря чему даже используются выражения «мефистофелевская внешность», «мефистофелевский профиль», «мефистофелевская бородка»

, проч.

Это резкие угловатые черты, острый нос, скулы, бородка-эспаньолка. В связи с большим количеством популярных оперных постановок на тему Фауста в 19 в., исполнителей ролей Мефистофеля, в которых гримировались примерно одинаково, этот внешний облик оказался достаточно «на слуху».

Весьма запоминающимся было исполнение Шаляпина. Продавались фотооткрытки с изображениями певцов. Именно оперная подача внешности дьявола отчасти оказала влияние на Булгакова при создании облика Воланда в «Мастере и Маргарите».

Карнавальный костюм Мефистофеля — алое трико, плащ и остроухая шапочка.

Биография

Гете родился в 1749 году в зажиточной семье патрициев. Основы всех наук ему преподавали дома. Позже поэт поступил в Лейпцигский университет, но ему этого было мало. Он также окончил университет Страсбурга. После того как был опубликован трактат «Страдания юного Вертера», к нему пришла мировая известность.

Гете продолжительное время занимал административную должность при Саксен-Веймарском герцоге. Там он пытался самореализоваться, донести передовые идеи того века всем остальным и послужить на благо обществу. Став премьер-министром Веймара, он разочаровался в политике. Его активная позиция не давала заниматься творчеством.

Биография

Гете родился в 1749 году в зажиточной семье патрициев. Основы всех наук ему преподавали дома. Позже поэт поступил в Лейпцигский университет, но ему этого было мало. Он также окончил университет Страсбурга. После того как был опубликован трактат «Страдания юного Вертера», к нему пришла мировая известность.

Гете продолжительное время занимал административную должность при Саксен-Веймарском герцоге. Там он пытался самореализоваться, донести передовые идеи того века всем остальным и послужить на благо обществу. Став премьер-министром Веймара, он разочаровался в политике. Его активная позиция не давала заниматься творчеством.

Суть произведения

Драма открывается посвящением, после следуют два пролога и две части. Продажа душу дьяволу – сюжет на все времена, кроме того, любопытного читателя ждет еще и путешествие во времени.

В театральном прологе начинается спор между директором, актером и поэтом, и у каждого из них, по сути, своя правда. Директор пытается разъяснить творцу, что нет смысла создавать великое произведение, так как большинство зрителей не способно оценить его по достоинству, на что поэт упорно и возмущенно отвечает несогласием – он считает, что для творческого человека в первую очередь важен не вкус толпы, а идея самого творчества.

Перевернув страницу, мы видим, что Гете отправил нас на небо, где завязывается новый спор, только уже между чертом Мефистофелем и Богом. По мнению представителя тьмы, человек не достоин никаких похвал, и Бог разрешает проверить силы любимого творения в лице трудолюбивого Фауста, чтобы доказать черту обратное.

Следующие две части – попытка Мефистофеля выиграть спор, а именно дьявольские искушения одно за другим пойдут в ход: алкоголь и веселье, молодость и любовь, богатство и власть. Любое желание без всяких препятствий, пока Фауст не найдет, что именно достойно жизни и счастья и равноценно душе, которую дьявол обычно забирает за свои услуги.

Фауст — от реальности к мифу

Мифы — это истории, которые волнуют людей; персонажи — это эмблемы, которые человек использовал, чтобы отождествлять себя с ними. Мифы являются наследием, которое возникает в очень специфическом контексте — будь то греко-латинская античность, в случае классических мифов, или конкретный период творчества человека, в случае литературных мифов. Но в конечном итоге персонажи почти магически отделяется от своих источников, приобретая новое значение в каждую эпоху. Универсальными являются мифы о Прометее и Сизифе, Исааке и Иове, Дон Кихоте и короле Артуре.

Один из самых завораживающих литературных мифов — тот, который возник вокруг Фауста. Это миф о мудром человеке, который заключает договор с дьяволом: его душа в обмен на окончательное откровение. Стремление к знаниям, однако, вскоре без лишних слов превращается в стремление к власти, как только перед Фаустом возникает искушение использовать способности, возвышающие его над людьми.

Этот персонаж интересен тем, что в отличие от подавляющего большинства фигур, попадающих в категорию мифов, он был реальным человеком, чья история жизни подвергалось различным литературным разработкам (хотя именно Гёте дал версию, считающуюся наиболее важной). Настоящий Иоганн Георг Фауст родился в немецком городе Книтлинген и жил примерно между 1480 и 1540 годами

Согласно некоторым источникам, он учился в Гейдельбергском университете и имел репутацию мага, некроманта или прорицателя, который ходил из города в город, составляя гороскопы и делая всякие трюки, характерные для шарлатана

Настоящий Иоганн Георг Фауст родился в немецком городе Книтлинген и жил примерно между 1480 и 1540 годами. Согласно некоторым источникам, он учился в Гейдельбергском университете и имел репутацию мага, некроманта или прорицателя, который ходил из города в город, составляя гороскопы и делая всякие трюки, характерные для шарлатана.

После смерти Фауст стал популярной фигурой, о которой распространялись всевозможные слухи, и которая, несомненно, использовалась в качестве морального контраргумента против знаний и искусств, пытающихся бросить вызов божественному всемогуществу. В 1587 году франкфуртский издатель Иоганн Шпис опубликовал «Историю о докторе Иоганне Фаусте», которая быстро снискала успех.

История создания

«Фауст» не только дарит читателю завораживающий сюжет, мистику, и таинственность, но и поднимает важнейшие философские вопросы. Гете писал это произведение на протяжении шестидесяти лет своей жизни, а опубликована пьеса была уже после смерти писателя. История создания произведения интересна не только долгим сроком его написания. Уже название трагедии непрозрачно намекает на жившего в XVI веке лекаря Иоганна Фауста, который в силу своих достоинств обзавелся завистниками. Доктору приписывали сверхъестественные способности, якобы он может даже воскрешать людей из мертвых. Автор меняет сюжет, дополняет пьесу героями и событиями и, словно по красной дорожке, торжественно входит в историю мирового искусства.

Главные герои и их характеристика

  1. Фауст – главный герой трагедии Гете, выдающийся ученый и врач, познавший многие таинства наук, но все равно разочаровавшийся в жизни. Он не удовлетворен теми обрывочными и неполными сведениями, которыми владеет, и ему кажется, что уже ничего не поможет ему прийти к познанию высшего смысла бытия. Отчаявшийся персонаж даже задумывался о самоубийстве. Он заключает договор с посланцем темных сил для того, чтобы найти счастье – то, ради чего действительно стоит жить. Прежде всего, им управляют жажда знаний и свобода духа, поэтому он становится непростой задачей для черта.
  2. «Частица силы, желавшей вечно зла, творившей лишь благое» — довольно противоречивый образ черта Мефистофеля. Средоточие злых сил, посланец ада, гений соблазна и антипод Фауста. Персонаж считает, что «достойно гибели все то, что существует», ведь он умеет манипулировать самым лучшим божественным творением через его многочисленные уязвимости, и все вроде бы указывает на то, как отрицательно читатель должен относиться к черту, но, черт возьми! Герой вызывает симпатию даже у Бога, что уж говорить о читающей публике. Гете создает не просто сатану, а остроумного, язвительного, проницательного и циничного трикстера, от которого так трудно отвести глаза.
  3. Из действующих лиц так же можно отдельно выделить Маргариту (Гретхен). Юная, скромная, верующая в Бога простолюдинка, возлюбленная Фауста. Земная простая девушка, заплатившая за спасение своей души собственной жизнью. Главный герой влюбляется в Маргариту, но она – не смысл его жизни.

Экранизации

Противостояние, которое добро и зло ведут не первый век, – благодатная почва для создания сценария. Первым появлением Мефистофеля на экранах стал фильм «Замок дьявола». Режиссер, сценарист, оператор и исполнитель главной роли – Жорж Мельес. Позже автор снял короткометражки «Фауст и Маргарита», «Кабинет Мефистофеля» и «Гибель Фауста».

Жорж Мельес в роли Мефистофеля

Не менее ярким воплощением духа отрицания стал Эмиль Янингс в фильме 1926 года «Фауст». Картина основана на легендах об ученом и одноименном творении Гете.

Эмиль Яннингс в роли Мефистофеля

В 1969 году вышел первый советский фильм о помощнике дьявола. Роль искусителя досталась Юрию Яковлеву.

Юрий Яковлев в роли Мефистофеля

Демон также появляется в голливудском блокбастере «Призрачный гонщик» (2007 год). Мефистофель забирает душу главного героя в обмен на выздоровление отца. Роль коварного злодея исполнил Питер Фонда.

Питер Фонда в роли Мефистофеля

В 2011 демон стал героем аниме «Blue Exorcist». Основой мультфильма служит одноименная манга, забавные цитаты из которой поклонники заучивают наизусть. Здесь Мефистофель предстает в необычном амплуа – демон увлекается экзорцизмом и дружит с людьми.

Герой всех времен

Вечный образ Фауста стал прототипом для множества героев новой литературы. Тем не менее, он как будто бы завершает целую вереницу литературных «одиночек», привыкших сражаться с жизненными проблемами самостоятельно. Безусловно, образ Фауста имеет нотки печального мыслителя Гамлета или же экспрессивного защитника человечества, отчаявшегося Дон-Кихота, и даже Дон-Жуана. На ловеласа Фауст походит больше всего своим желанием прийти к истине в оккультных науках, тайнах Вселенной. Однако в то время, когда Фауст не знает границ в своих поисках, Дон-Жуан останавливается на потребностях плоти.

У каждого из перечисленных героев, есть свои антиподы, которые делают их образы более полными и частично раскрывают внутренний монолог каждого. У Дон-Кихота есть Санчо Панса, у Дон-Жуана — помощник Сганарель, а Фауст сражается в философских баталиях с Мефистофелем.

Фауст — анализ 3

Трагедия Иоганна Гете «Фауст» — это самое известное произведение о чернокнижнике докторе Фаусте. Образ этого доктора появился во время Реформации и стал неотъемлемой частью культуры Северной Европы.

Трагедия «Фауст» — это главное произведение Гете. Писать его автор начал в 90-е годы XVIII века, а публикация драмы была осуществлена после смерти писателя.

В основу сюжета легла самая известная версия легенды о Фаусте. Произведение содержит много отсылок к мифам и религиозным мотивам.

Композиция трагедии стоит из пролога, первой части, второй части.

Пролог

Пролог по смыслу не связан с основным сюжетом. В нем поднимается проблема цели искусства, отношения к нему людей. Директор спорит с поэтом и утверждает, что зритель не может понять сложных повествований, поэтому нужно поднимать понятные всем темы. По его словам, люди ходят в театр, чтобы покрасоваться, а не прикоснуться к миру искусства.

Автор не принимает чью-либо сторону. Зритель должен самостоятельно принять решение.

Часть 1

Первая часть начинается с эпизода спора Бога с Мефистофелем на предмет того, продаст ли Фауст свою душу дьяволу.

Тем временем на земле Фауст принимает решение совершить самоубийство, так как он недоволен мыслью о непостижимости мира, к которой он пришел. Звук благовеста не позволяет ему выпить яд.

На прогулке он встречает собаку, которая перевоплощается в Мефистофеля. Злой дух предлагает доктору сделку. Если тот продаст ему свою душу, то он поможет ему вернуть к жизни интерес.

Чернокнижник вместе с дьяволом отправляются в Лейпциг на поиски приключений. Фауст вступает в связь с девушкой Маргаритой, перед этим отравив ее мать снотворным.

Видение девушки в кандалах, пришедшее к нему во время шабаша, помогло ему узнать, что Маргарита сидит в темнице и ожидает казнь за детоубийство. Она уничтожила свою дочь, отцом которой является Фауст. Она приняла свое наказание, а её душа отправилась в рай.

Часть 2

Вторая часть редко экранизируется. Для ее понимания нужно иметь глубокие знания истории и мифологии. Действие происходит в Древней Греции. Фауст женится на Елене Прекрасной, в то время как черти роют его могилу. Фауст решает умереть здесь.

По договору душа доктора должна была попасть в ад, но так как он до конца своих дней помогал людям, ее пускают в рай.

Произведение оказало большое влияние на мистическую литературу. Например, такие произведения Михаила Булгакова как «Роковые яйца», «Мастер и Маргарита» написаны под впечатлением от трагедии «Фауст».

Мефистофель в музыке

  • В рок-опере Beethoven’s Last Night проектаTrans-Siberian Orchestra Мефистофель предстаёт в классическом, зловещем образе дьявола-обманщика и по сюжету пытается завладеть душой Людвига ван Бетховена и всей его музыкой. Партию Мефистофеля в рок-опере исполнил экс-вокалист американской рок-группыSavatage Джон Олива.
  • Мефистофель — один из основных персонажей альбомов The Scarecrow ,The Wicked Symphony иAngel of Babylon проектаAvantasia . Здесь он выступает в роли циничного демона-искусителя, с которым заключает сделку главный герой-композитор. Партию Мефистофеля на всех трёх альбомах исполнил норвежский вокалист Йорн Ланде.
  • На альбомах Epica иThe Black Halo американской пауэр-метал-группыKamelot , сюжет которых был во многом основан наФаусте , среди действующих лиц фигурирует демон Мефисто. Его партию исполнили вокалистKamelot Рой Хан (наEpica ) и вокалист симфоник-блэк-метал-группыDimmu Borgir Шаграт (на The Black Halo).

Кухня ведьмы

Мефистофель с Фаустом находятся в очень странном месте – рядом с ними кипит в котле какое-то зелье, которое мешает обезьянка. Доктор жалуется Мефистофелю на свои глупые мысли, а так же на то, что он совершенно не верит в колдовские чары. Дьявол дает ему совет прибегнуть к работе в деревне, но Фауст не готов пойти на это. Он не хочет просто трудиться, он хочет какого-то размаха.

У него начинают появляться желания. Например, когда ему померещилась некая  девушка в зеркале – он захотел обладать ею. Мефистофель дает ему обещание, что как только с помощью ведьмы он вернет молодость, так сразу же найдет Доктору такую же красавицу.

Пришедшая колдунья проводит весь необходимый ритуал. Мефистофель обращается к ведьме с просьбой вернуть молодость Фаусту, хотя тот и скептически относится к чарам. Но, к его удивлению, зелье не только подействовало и вернуло ему молодость, но и дало эффект того, что во всех женщинах он видел идеальных красоток.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector