«фауст» (гёте)
Содержание:
- Рабочая комната Фауста
- Иоганн Гете краткая биография
- Проблемы
- У городских ворот
- Творчество Гете
- Анализ произведения «Фауст» Гете | Українська та світова література
- Положение в гроб
- Интересные факты
- Сюжет
- Сад Маргариты
- Экранизации
- Горная местность
- Вечер
- Образ и сюжет
- Иоганн Вольфганг фон Гёте краткая биография
- Описание произведения
Рабочая комната Фауста
Собаку Доктор решает забрать с собой. Все действие показывается в рабочем кабинете Фауста, где тот занят переводом. Он переводит Новый Завет на немецкий язык. Пес же все это время сходи с ума, поэтому Фауст просит его успокоиться и лечи около печи. Доктора немного смущает дословность перевода, но его начинает опять отвлекать пес. Он не на шутку разыгрался, и Фауст видит, как тот превратился в Дьявола. Доктор пытается применить на нем свои знания в области магии, но у него ничего не выходит. Мефистофель предстает перед ним в образе мудреца. Фауст решает уточнить у него, кто он такой, на что получает весьма странный ответ:
Дьявол начинает рассказывать Фаусту о том, что тьма – это и есть венец всего. В то время как свет лишь способен сотворить тела, но они не вечны и разлагаются, так же как и он. Мефистофель высмеивает страхи Фауста, считая их беспочвенными. Он решает уйти, но его останавливает начерченная на полу пентаграмма. Тут уже приходит очередь Фауста, посмеяться над попытками Дьявола уйти. Он не хочет его отпускать, но Мефистофель настроен решительно. Он делает так, чтобы доктор уснул, а сам исчезает. Помощь ему оказала крыса, которой он приказал выгрызть начерченный знак.
Иоганн Гете краткая биография
Кем был Иоганн Гёте: биография, научная деятельность и творчество.
Иоганн Гёте – один из самых известных немцев. Его художественные произведения, политическая, научная и творческая деятельность оставили заметный след в мировой истории. Основным достижением автора считается его знаменитая поема «Фауст». Ее изучают в школах и университетах, различные художественные деятели берут из нее сюжеты и рисуют по ним картины, снимают фильмы, пишут сценарии и рассказы.
Жизнь писателя
Биографы писателя утверждают, что он был талантлив с самого детства – Гёте жаждал знаний и получил всестороннее образование от своего отца и репетиторов. В свою очередь его мать впервые познакомила его с литературой, читая еще малышу на ночь сказки и Библию. Примерно в десятилетнем возрасте мальчику подарили небольшой кукольный театр, в котором он с сестрой ставил небольшие, детские пьесы. Впоследствии он сохранит с ней дружественные отношения в течение всей жизни. Родился Иоганн в 1749
году в довольно состоятельной семье. Его дед, только переехав во Франкфурт-на-Майне работал портным, а подкопив денег он открыл собственный трактир. На эти средства впоследствии жил его сын – Иоганн Каспара Гёте. Последний был юристом и состоял на государственной службе на должности имперского советника. Мать писателя была дочерью не менее богатого человека – городского старшины и судьи. Звали ее Катарина. За отца Гёте она вышла в17 лет, в то время, когда ему было уже около сорока, так что особых чувств между ними не было.
1965 года отец отправляет Иоганна для продолжения обучения в университет Лейпцига, где жил на 100
гульденов в месяц. Этого хватало на аренду жилья, модную одежду и развлечения. В этот период он предпочитает посещать лекции не по основным предметам, а по различным начинаниям в литературе. Там же он влюбляется в дочь, трактирщика, который пишет первые стихи. Из них он формирует и издает первый сборник. После обострения туберкулеза Иоганн вынужден вернуться домой без ученной степени, что раздражает отца, обладающего довольно тяжелым характером.
Через несколько лет он отправляется в Страсбург, где становится одним из членов литературного клуба «Буря и Натиск», в котором также состояли и Ленц, Вагнер. Здесь же он снова влюбляется – на этот раз в Фредерику Брион, однако этот брак расстраивается. Также он получает после защиты научную степень лиценциата.
В этот период он начинает и литературную деятельность – Иоганн создает первую комедию «Соучастники», снова пишет стихи. Во Франкфурте он знакомится с известным богословом и литературоведом, нашедшим собственное особое видение – Гердером. Здесь же он практикует адвокатскую деятельность на протяжении 4
лет. Отец Иоанна настаивает на прохождении практики сына в Вецларе. Там молодой человек влюбляется в невесту друга, но она отвечает ему отказом. Так появляется «Страдание юного Вертера». После выхода этого романа Гёте ждет оглушительный успех.
Вскоре, из-за неудачной помолвки, Гёте перебирается ко двору герцога Карла Августа и достигает там вершины карьеры к 33
годам. Он уже может претендовать на дворянский титул, однако у него появляется множество завистников, и совсем нет времени для творчества. Это толкает его на продолжительную поездку в Италию, которая возвращает ему вдохновение.
Самое свое известное произведение – «Фауст» Гёте писал на протяжении всей своей жизни. Он вкладывал в разные части произведение все свои мысли о мире, поэтому вторая часть драмы отражает поздние взгляды автора на науки и политические события его времени. Умер Иоганн Гёте в 1832
году, предположительно от инфаркта и ослабления легких от болезни.
Проблемы
Итак, Фауст получает второй шанс провести свою жизнь, уже не сидя у себя в кабинете. Немыслимо, но любое желание может вмиг исполниться, героя окружают такие соблазны дьявола, перед которыми довольно трудно устоять обычному человеку. Возможно ли остаться собой, когда все подчинено твоей воле, — главная интрига такой ситуации. Проблематика произведения кроется именно в ответе на вопрос, реально ли устоять на позициях добродетели, когда все, чего ты только желаешь, сбывается? Гете ставит Фауста нам в пример, ведь персонаж не позволяет Мефистофелю полностью овладеть своим разумом, а по-прежнему ищет смысл жизни, то, ради чего мгновенье может действительно повременить. Стремившийся к истине, добрый врач не только не превращается в часть злого демона, своего искусителя, но и не теряет своих самых положительных качеств.
Проблема поиска смысла жизни так же является актуальной в произведении Гете. Именно от кажущегося отсутствия истины Фауст и задумывается о самоубийстве, ведь его труды и достижения не принесли ему удовлетворения. Однако, проходя с Мефистофелем через все, что может стать целью жизни человека, герой все-таки познает истину. И так как произведение относится к Просвещению, взгляд главного персонажа на окружающий мир совпадает с мировоззрением этой эпохи.
Если внимательно присмотреться к главному герою, то можно заметить, что трагедия поначалу не выпускает его из собственного кабинета, да и сам он не особо пытается из него выходить
В этой важной детали скрывается проблема трусости. Изучая науки, Фауст, будто боясь самой жизни, прятался от нее за книгами
Поэтому явление Мефистофеля важно не только спором между Богом и сатаной, но и для самого испытуемого. Черт выводит талантливого врача на улицу, окунает его в реальный мир, полный загадок и приключений, таким образом, персонаж перестает прятаться в страницах учебников и живет заново, по-настоящему.
Произведение так же представляет читателям отрицательный образ народа. Мефистофель еще в «Прологе на небе» говорит о том, что божье создание не ценит разум и ведет себя подобно скоту, поэтому он испытывает отвращение к людям. Господь в качестве обратного аргумента приводит Фауста, но с проблемой невежества толпы читатель все равно еще столкнется в кабачке, где собираются студенты. Мефистофель рассчитывает, что персонаж поддастся веселью, но тот, напротив, желает скорее удалиться.
Пьеса выводит в свет довольно противоречивых героев, и Валентин, брат Маргариты, так же является отличным примером. Он заступается за честь своей сестры, когда влезает в драку с ее «ухажерами», вскоре умирает от шпаги Фауста. Произведение раскрывает проблему чести и бесчестия как раз на примере Валентина и его сестры. Достойный поступок брата вызывает уважение, но тут довольно двояко: ведь умирая, он проклинает Гретхен, таким образом, предает ее всеобщему позору.
У городских ворот
В городе проходят массовые гуляния, в числе которых принимают участие Фауст и Вагнер. Из толпы к Фаусту подходит человек, который очень благодарен Доктору и его отцу за то, что тем удалось освободить город от чумы. Но Доктору становится не по себе от слов благодарности, потому что, к сожалению, правда не такая прекрасная, как все думают. Его отец не только лечил людей, но так же и ставил на них опыты, давая отраву. Получается, что одних людей он спас и им помог, других же попросту убил. Ему становится очень неловко от этого, ведь он оказывал отцу помощь. Он даже готов пожертвовать всеми своими знаниями ради простой прогулки. Вагнер и здесь не согласен с Доктором. Он полностью доволен своей судьбой и ни на что не собирается её менять. Доктор сетует на то, что внутри него находятся две абсолютно полярные души. Одна мечтает о небе, а другая о земле. Больше всего на свете он хочет обрести наряд, благодаря которому у него бы появилась возможность исследовать обе из этих стихий.
Но тут к ним прибивается черная собака. У Фауста складывается впечатление, что следом за собакой несется огонь. Это все очень отдает мистикой, но одновременно и притягивает.
Творчество Гете
Приехав домой, Иоганн Гете долгое время лечился от своей болезни. В этот период он написал комедию «Соучастники», ставшую первым серьезным произведением в его биографии.
В 1770 г. он отправляется в Страсбург, чтобы все-таки получить юридическое образование. Там он активно изучает филологию, а также проявляет интерес к химии и медицине.
Портрет Гёте в Кампанье кисти Тишбейна, 1787 г.
Позже Иоганн Гете познакомился с искусствоведом и богословом Иоганном Гердером, который положительно отозвался о перспективном ученике.
Однажды в Страсбурге он встретился с Фридерикой Брион и сразу же в нее влюбился. Писатель начал посвящать ей любовные стихи, признаваясь в своих чувствах.
Однако прошло совсем немного времени, и внезапно вспыхнувшая любовь угасла, а девушка перестала его интересовать, о чем он честно написал ей в своем письме.
Анализ произведения «Фауст» Гете | Українська та світова література
В центре произведения – проблема добра и зла и их противоборства в человеке. Человек, то есть сам Фауст, находится между этими силами. Помыслы доктора Фауста благородны и высоки, он стремится помочь людям.
Но он все время сталкивается со злом, силой разрушения, силой отрицания. Фауст оказывается в ситуациях выбора между добром и злом, верой и цинизмом. Часто он сам причиняет другим зло, не желая этого. Так он губит жизнь Маргариты, толкает ее на грех.
Все же Фауст так и не утрачивает чистоты своей души.
Именно в борьбе зла и добра проходит жизненный путь героя, развивается и крепнет невидимый духовный мир его личности. Мефистофель говорит об этом: «Будете, как Бог, знать добро и зло». Эта борьба направляет Фауста на поиски, именно она открывает ему истины. В финале трагедии в душе героя побеждает разум, свет, добро.
Идея «Фауста» Гете в том, что без существования зла, тьмы, сомнений и пустоты рядом с добром, творчеством, верой, не было бы и движения героя вперед, не было бы ценности познания.
Фауст – не просто персонаж, он олицетворение всего человечества, всех его стремлений в одном лице. Поэтому борьба добра и зла для Гете – это то, что движет мир человечества вперед, к новым знаниям.
Вторая главная идея «Фауста» Гете – в утверждении величия человека. В трагедии Фауст проходит через испытания, сомнения, грехи, разочарования, искушения, горе, пустоту и чувство вины.
Из-за него погибает Маргарита, он теряет Елену прекрасную. Однако в финале Фауст оказывается человеком, в которой побеждают именно высокие помыслы: человечность, любовь, неутомимый ум, вера в прекрасное.
Смысл «Фауста» Гете , точнее, его написания – воплотить в образе доктора высшие духовные порывы человека.
Тема любви в «Фаусте» также присутствует. Она раскрывается с разных сторон. Это одновременно большое счастье, великое чувство, а вместе с тем и роковое. Любовь Фауста и Маргариты страстная и большая, но в нашем мире такую любовь лучше скрывать, ей нет места. История же наших героев заканчивается трагически. Любовь и страсть приводят героиню к гибели.
Положение в гроб
Доктор умирает. Дьявол же находится в ожидании того, когда его душа покинет тело, чтобы, наконец, получить обратную часть договора. Ведь он ждал этого много лет. Но душа все никак не хочет покинуть тело, тем самым заставляя бесов ждать. Дьявол уже открыл зев ада, и находится в предвкушении всех тех мук, на которые обречет Фауста. Он готов сражаться с ангелами за его душу и даже вступить в бой.
Когда же появились ангелы, то они просто оттолкнули бесов, чтобы спокойно забрать душу Доктора. Они возносят его душу на небо. Ангелам удалось отвлечь чертей, чтобы те пропустили то, чего так долго ждали. Мефистофель очень огорчен этим.
Интересные факты
- Загадочный образ часто эксплуатируется в компьютерных играх, живописи и скульптуре. Дух отрицания часто ставится героем оперных остановок. В мире насчитывается около 8 музыкальных произведений, где поднимается тема Мефистофеля.
- Имя Мефистофеля не упоминается в Библии. По мнению ученых, название персонажа состоит из двух слов и переводится как «распространяющий скверну».
Скульптура Мефистофеля
- Скульптура существа была установлена на доме Лишневского (улица Лахтинская в Санкт-Петербурге). В 2015 году памятник сбили кувалдой. Существует теория, что виновники варварства – организация «Казаки Петербурга».
- Мефистофель – частый гость голливудских фильмов. Джонни Депп, сыгравший восставшего вампира, упоминает демона в кинокартине «Мрачные тени».
Сюжет
Господь и дьявол спорят о том, можно ли соблазнить Фауста любыми земными удовольствиями и заставить забыть о своем великом предназначении, или он никогда не откажется от науки.
Фауст постиг все науки, но все равно недоволен собой, хотя все люди глубоко уважают и почитают его. Мефистофель является ученому в образе студента и заключает с ним сделку, что если сможет доставить ему такое наслаждение, что Фауст захочет остановить вращение Земли, то душа его станет добычей темных сил.
Заключив сделку, они отправляются в путешествие, в котором дьявол дал ученому много власти и возможностей, но они не принесли ему счастья. Поскольку были причинами горя и гибели множества людей. В конце жизни Фауст понимает, что не власть, не богатство и не любовь, а только дело, необходимое и нужное обществу- вот истинное счастье человека.
Сад Маргариты
Во время прогулки по саду, Маргарита интересуется, во что верит её избранник? Ведь он не посещает церковь. На что Доктор отвечает ей, что не видит необходимости кричать о своей вере. Верить нужно душой, а не словами. Таким образом, он уходит от прямого ответа на вопрос Маргариты. Маргарита признается Фаусту в том, что ей совершенно не нравится Мефистофель. В его лице она видит предателя. Так же она жалуется на то, что когда рядом находится Мефистофель, она не может читать молитвы, что её очень пугает.
Фауст передает Маргарите снотворное, которое ей необходимо дать своей матери. Таким образом, Доктор хочет иметь возможность провести с девушкой больше времени наедине. Маргарита принимает пузырек с радостью, потому что давно хочет отдать всю себя Фаусту.
Экранизации
Трагедия о борьбе добра и зла стала излюбленной темой для режиссеров, поэтому заядлые киноманы увидели далеко не одну экранизацию знаменитого «Фауста». Перечислим наиболее популярные из них.
«Фауст» (1926)
Немецкий кинорежиссер Фридрих Вильгельм Мурнау вдохновился германской легендой и представил публике одноименное немое кино. Сюжет киноленты мало чем отличается от бессмертного оригинала: Архангел Михаил и Сатана, который хвастается тем, что может совратить любого смертного на земле, заключают пари, предметом которого является известный алхимик Фауст.
Йёста Экман в роли Фауста
Примечательно, что кинодеятель основывался не только на произведении Гете, но и на творении другого писателя, английского поэта Кристофера Марло. Главные роли достались актерам Йёсту Экману-старшему (Фауст) и Эмилю Яннингсу (Мефистофель).
«Красота дьявола» (1950)
Француз Рене Клер снял киноленту по мотивам трагедии Гете, приправив оригинальный сюжет вольной интерпретацией. Картина рассказывает о том, как хитрый Мефистофель предлагает профессору Фаусту получить молодость и красоту, а тот без раздумий соглашается. Теперь главная цель Мефистофеля заключается в том, чтобы поскорее заполучить душу своего пациента.
Жерар Филип в роли молодого Фауста
В блестящий актерский состав вошли Мишель Симон, Жерар Филип, Паоло Стоппа, Гастон Модо и другие.
«Фауст» (2011)
Российский режиссер Александр Сокуров тоже не отстал от тенденций и поразил любителей кинематографа своим видением «Фауста», причем создатель картины получил за свое творение премию «Золотой лев» на 68-ом Венецианском кинофестивале.
Йоханес Цайлер в роли Фауста
Сюжет вращается вокруг первой части поэтического произведения, а зрители наслаждаются любовной линией межу Фаустом и Маргаритой. Александр Сокуров позволил примерить на себя запоминающиеся образы таким актерам, как Йоханес Цайлер, Антон Адасинский, Изольда Дюхаук и Ханна Шигулла.
Горная местность
Облако доносит Доктора до скалы, которая раньше исполняла роль дна преисподней. Фауст понимает, что он не смог сохранить свои самые лучшие качества, они растворились так же, как и его любовь. Когда к Фаусту прилетает Мефистофель, то он рассказывает Доктору о том, что большинство природных явлений появились именно благодаря бесам, а не Богу, как принято считать. Мефистофелю не дает покоя то, что же именно задумал Фауст. Он считает, что тот захочет уединения.
Но цели Фауста гораздо масштабнее. В его планы входит отвоевать часть земли у моря. Его совершенно не интересует слава, как таковая. Он хочет власти.
Внезапно раздаются звуки борьбы. Это идет война у императора, которому в свое время Фауст с Мефистофелем пришли на помощь. Но помощь они оказали не честно, прибегнув к обману. И вот теперь народ взбунтовался и требует нового правителя.
Дьявол дает совет Доктору прийти на помощь императору, тем самым получить желанную часть земли у моря. Именно так и оборачиваются события.
Вечер
Фаусту не удалось остаться незамеченным. Маргарита, находясь в своей комнате, мучается в догадках о том, кто же это такой был. Но стоит ей только лишь выйти из комнаты, как Фауст и Мефистофель оставляют ей подарок. Подарок у них был очень хорош – драгоценности, которые лежали в шкатулке.
В душе доктора начинают зарождаться сомнения о том, правильно ли он поступил, возжелав Маргариту? Он понимает, что не достоин её. Хотя сомнения и терзают его, но он все равно решает оставить презент. Маргарита, когда нашла оставленный ей подарок, тут же решила примерить серьги. Она была достаточно бедной девушкой и не могла сама себе позволить подобного.
Образ и сюжет
Биография вымышленного Фауста окутана ореолом таинственности. Известно, что вся его жизнь представляет собой неустанные искания. Отец главного героя был доктором, который и привил отпрыску безграничную любовь к науке.
Фауст в комнате
Несмотря на тонкости врачевания, родитель Фауста не мог спасти всех пациентов. Во время эпидемии чумы каждый день умирали тысячи больных. Тогда Фауст обратился с мольбой к небесам, чтобы Бог остановил поток смертей. Но так как молодой человек не дождался помощи, он отверг религию и начал погружаться в науку. Если взглянуть на рабочую комнату Фауста, то можно заметить лампаду, стеклянные колбы, пробирки, книги и химические вещества.
С Фаустом автор знакомит читателей на первых страницах произведения. Гете сразу же погружает читателей в философию, в спор о ценностях человечества и рассматривает проблематику «небес, земли и ада». В первой сцене взору книгочеев предстают архангелы, Мефистофель и Бог. Между представителями разных инстанций добра и зла возникает диалог, в котором впервые было упомянуто имя Фауста.
Фауст и Мефистофель
Властитель небес уверяет искусителя в том, что доктор – верный раб, а Мефистофель замечает противоречивую натуру героя, давая ему такую характеристику:
Тогда Бог дал Мефистофелю возможность искусить Фауста, веря в то, что чутье молодого человека выведет его из любого тупика. Примечательно, что искуситель встречается с доктором, когда тот уже прошел свой тяжелый жизненный путь.
Злой дух явился к Фаусту тогда, когда тот помышлял о самоубийстве, ибо разочаровался в своих стараниях. Нужно отметить, что Мефистофель, как и Воланд, совсем не похож на черта из наивных народных преданий. Например, в произведении Николая Гоголя «Ночь перед Рождеством» обладатель рогов и копыт не блещет сообразительностью, тогда как властитель ада дьявольски умен и не представляется читателям исключительным воплощением зла.
Фауст и Маргарита
Мефистофель, желающий выйти победителем из пари, толкает Фауста на дурные поступки, однако неожиданно у главного героя в «моменты испытаний» открываются положительные стороны. Первое, что предлагает спорщик своему новому знакомому, – сходить в местный кабак на пиршество студентов. Дьявол надеется, что Фауст проведет свое время праздно в компании горячительных напитков и позабудет о своих изысканиях, но сломить Фауста не так-то просто, ибо этот герой не приемлет общество любителей алкоголя.
Затем с помощью колдовских чар дьявол возвращает Фаусту молодость в надежде на то, что главный герой поддастся романтическим чувствам. Действительно, доктор влюбляется в красавицу Маргариту, но и здесь Мефистофель потерпел поражение, потому что это увлечение ученого затем сменяется истинной любовью.
Иоганн Вольфганг фон Гёте краткая биография
Иоганн Вольфганг фон Гёте
— немецкий поэт, государственный деятель, мыслитель.
Иоганн Вольфганг фон Гёте биография кратко
Родился Гете 28 августа 1749 года в Франкфурт-на-Майне в богатой буржуазной семье. Его отец — императорский советник, юрист, мать – дворянка, дочь франкфуртского старейшины.
Уже в детстве Иоганн начал проявлять поражающие способности к науке. Уже в семь лет он знал несколько языков, кроме того, в этом возрасте он начал писать свои первые стихи и сочинять пьесы. Талантливый ребенок много читал и пытался максимально пополнять свой багаж знаний.
В 1765 году Гете становится студентом Лейпцигского университета, где должен был изучать правоведение. В это время он впервые влюбляется, и это стало поводом для создания лирического сборника стихов «Аннетте» (1767 год).
Серьезная болезнь в 1768 году едва не поставила последнюю точку в биографии Иоганна Гете, заставив молодого человека оставить обучение в университете, которое он смог продолжить лишь в 1770 году в Штрассбурге. Здесь наряду с приобретением юридических знаний, он изучал естественные науки и медицину.
В 1771 г. после защиты диссертации Гете становится доктором права.
В 1772 году Гете переезжает в город Вецлар на юридическую практику. Именно в этом городе поэт переживает муки неразделенной любви к невесте своего друга Шарлотту Буфф. Свои глубокие переживания и терзания Гете изобразил в своем произведении «Страдания юного Вертера» — этот роман сделал поэта знаменитым.
В 1775 году Иоганн Гете получает предложение от своего близкого друга, принца Карла-Августа, поступить на государственную службу. Он соглашается и поселяется в Веймаре. Известный писатель и поэт, имея широкие полномочия, контролировал финансы, состояние дорог, просвещение. За свои успехи на этом поприще Гете в 1782году был возведен в сан дворянина, а в 1815 году становится первым министром в правительстве Карла-Августа.1791 год ознаменовался открытием в городе театра, что произошло при непосредственном участии писателя.
В 1784 году Гете открывает межчелюстную кость человека, а в 1790 году выходит трактат «Опыт метаморфозы растений».
Когда Гете было уже почти шестьдесят лет, он сочетался гражданским браком с Кристианой Вульпиус, своей возлюбленной и матерью его детей, несмотря на то, что она простолюдинка, а это вызывало протест общества.
В 1808- первая часть трагедии «Фауст» выходит в свет. Конец работы над «Фаустом» приходится на 1831 год.
Гениальный литератор ушел из жизни 22 марта 1832 года, оставив свое гениальное наследие, в виде множества стихов, баллад, пьес, романов, научных работ в сфере анатомии, геологии, минералогии, физике.
Вам может быть интересно:
- Интересные факты из истории часов
- «Судьба человека» сколько страниц?
- Факты о майнкрафте
- Интересные факты о детективах
Описание произведения
Открывают произведение три вступления:
- Посвящение. Лирический текст, посвященный друзьям молодости, которые составляли круг общения автора во время его работы над поэмой.
- Пролог в театре. Оживленный спор Директора театра, Комического актера и Поэта на тему значения искусства в обществе.
- Пролог на небесах. После рассуждения о разуме, данном Господом людям, Мефистофель заключает с Богом пари о том, сможет ли доктор Фауст преодолеть все трудности пути применения своего разума исключительно на благо познания.
Часть первая
Доктор Фауст, понимая ограниченность человеческого разума в познании тайн мироздания, пытается покончить с собой, и только внезапные удары пасхального благовеста мешают ему осуществить этот замысел. Далее Фауст со своим учеником Вагнером приводят в дом черного пуделя, который превращается в Мефистофеля в образе странствующего студента. Злой дух поражает доктора своей силой и остротой ума и искушает благочестивого отшельника вновь изведать радости жизни.
Благодаря заключенному договору с дьяволом Фауст вновь обретает молодость, силу и здоровье. Первым искушением Фауста становится его любовь к Маргарите – невинной девушке, впоследствии поплатившейся жизнью за свою любовь. В этой трагической истории Маргарита не единственная жертва – также случайно от передозировки снотворного зелья погибает ее мать, а брат Валентин, вступившийся за честь сестры, будет убит Фаустом на дуэли.
Часть вторая
Действие второй части переносит читателя в императорский дворец одного из античных государств. В пяти актах, пронизанных массой мистико-символических ассоциаций,сложным узором переплетаются миры Античности и Средневековья. Красной нитью проходит любовная линия Фауста и прекрасной Елены, героини древнегреческого эпоса. Фауст и Мефистофель путем различных уловок быстро становятся приближенными ко двору императора и предлагают ему довольно нестандартный выход из сложившегося финансового кризиса.
Под конец своей земной жизни, практически незрячий Фауст предпринимает строительство плотины. Стук лопат злых духов, роющих ему могилу по приказу Мефистофеля, он воспринимает за активные строительные работы, переживая при этом мгновения величайшего счастья, связанного с великим делом, реализованным во благо своего народа. Именно в этом месте он просит остановить мгновение своей жизни, имея на это право по условиям контракта с дьяволом. Теперь ему предопределены адские муки, но Господь, оценив заслуги доктора перед человечеством, принимает иное решение и душа Фауста отправляется в рай.