Какого числа день святых петра и павла в 2021 году

Краткое житие апостолов

У обоих великомучеников были совершенно разные истории жизни, а потому трудно представить, что судьбы их смогли так тесно переплестись друг с другом.

Жизнь апостола Петра

До встречи с Иисусом мужчина вел жизнь обычного рыбака. Спаситель призвал его, когда он рыбачил на Генисаретском озере. Петр был первым среди учеников, который назвал Учителя Мессией. В благодарность за признание Господь дал обещание возвести церковь на великой вере Петровой.

После ареста Христа святого взяли под стражу, где тот три раза отрекся от Мессии. Однако потом он искренне покаялся, искупив свой грех – полностью посвятил себя учению Христову и стал нести его в народ. Так начала зарождаться христианская вера.

Погибель свою великомученик предсказал заранее. Вернувшись в Рим, он был арестован, а затем мученически казнен. По просьбе самого Петра его распяли вниз головой. Событие это датируется 67-м годом после рождения Христова.

Жизнь апостола Павла

В отличие от Петра, Савл (а именно так звали святого до принятия христианской веры), не был учеником Спасителя. Родом он был из Иерусалима, получив образование, собирался стать раввином. Тогда же указом местного правителя ему поручили совершать гонения христиан.

Вышедши из Палестины, Савлу явился Иисус, который велел направляться в Дамаск, где гонителя придали вере, а спустя три дня крестили. С тех пор бывший иудей стал рьяно проповедовать святое учение, отказавшись от прежней веры. Позже он познакомился с другими учениками Мессии. Первый его миссионерский путь длился 6 лет. Во время этого путешествия апостолу дали имя Павел.

За свою пламенную веру великомученик не единожды оказывался под стражей, пока по указу императора Нерона его не казнили. Случилось это в 67-м году после рождения Христа.

История праздника Петра и Павла

Пётр (при рождении Симон) появился на свет в семье рыбака и, как и отец, мечтал посвятить этому ремеслу всю жизнь. Но всё изменилось в тот момент, когда он познакомился с Иисусом. Позже – принял крещение, а еще позже (после пришествия Духа Святого) с другими апостолами отправился по миру, дабы донести вести о своём Великом Учителе. После Римской проповеди был судим и приговорен к смерти через распятие. Но Святой выразил мнение о том, что не является достойным умереть, как Христос, и настоял на распятии вниз головой.

История Павла, до момента крещения именуемого Савлом, была совсем другой, а жизнь до узрения веры – полностью противоположной благости и чести. До святости ему было очень далеко, так как он рьяно выступал против православной религии и участвовал в гонениях её последователей.

И однажды по пути в Дамаск к нему обратился Господь. Павел увидел ослепляющий свет и голос, спрашивающий о причине его неверия в Бога. Затем голос велел ослепнувшему путешественнику продолжать путь далее, что и было им сделано с помощью помощников. В Дамаске он преданно изучал веру– и спустя три дня прошёл обряд крещения, во время которого произошло настоящее чудо – прозрение. Так он стал верным учеником Христа.

За своё Слово, что проповедовало Божью благодать, Павлу не раз приходилось находится в заточении. А после ареста в Риме ему был вынесен страшный приговор – смерть через обезглавливание. Не распяли осуждённого только по причине наличия у него права римского гражданина, свидетельствующего о том, что он не является рабом.

Интересный факт: почитание святых началось после их казни. А со времени первых, возведённых в честь апостолов храмов, день их памяти является одним из самых уважаемых праздников в христианстве.

Славяне же стали отмечать этот день лишь после крещения Руси. И первая икона, привезённая на русскую землю, была именно с изображением апостолов. До сегодняшнего дня она хранится в Новгородском Софийском соборе в России.

Исторические факты

Праздник, посвященный апостолам Петру и Павлу, был известен еще в первые века нашей эры. Более торжественно его стали отмечать после построения в IV веке первых христианских храмов в Константинополе, названных в честь первоверховных апостолов.

По образу жизни апостолы очень отличались. Петр не имел образования и был самым приближенным учеником Христа, а Павел был образован и сначала отторгал христианство. Тем не менее церковь превозносит их одинаково.

Жизнь апостола Петра

До обращения к Господу будущий апостол Петр именовался Симоном. Он был родом из малоизвестного города Вифсаиды в Палестине. По жизни занимался рыбной ловлей, был женат и имел двоих детей. Симон соблюдал все заповеди Господа и жил без порока во всех делах своих.

Позже, во время очередной рыбной ловли на Галлилейском море, братья Симон и Андрей повстречали Иисуса Христа, который позвал их за собой. Так Симон стал последователем Христа и получил новое имя Петр (Кифа), обозначающее «камень», как символ твердой и непоколебимой веры. Во время событий, предшествующих распятию Христа, Петр трижды отрекся от него, однако после покаялся и искупил свою вину тем, что проповедовал слово Божье народу.

Первая проповедь Петра к мирянам произошла в день Пятидесятницы, когда Святой Дух сошел на апостолов. Тогда в христианство обратилось 3000 человек. После его миссионерский путь проповедования и исцеления продолжался на берегах Средиземного моря, в Египте, Малой Азии, Греции, Риме, Испании, Британии и Карфагене.

В 67 году Петр пришел в Рим, где был схвачен и распят на кресте. Впрочем, смерть свою он пророчествовал сам. Во время казни Петр лично попросил распять его вниз головой, так как считал, что недостоин умирать, как Иисус Христос. Похоронен он был в том же месте, где и казнен, а позже, в 329 году Константин Великий построил здесь храм.

Жизнь апостола Павла

Павел имел совершенно иной образ жизни. Родился он в Малой Азии и был наречен именем Савл. Здесь же он вырос и получил достойное образование. При жизни Савл не являлся рабом, был гонителем иудеев и даже официально считался преследователем христиан.

Встреча с воскресшим Христом настигла Павла как раз по пути в Дамаск для гонения христиан. Прямо на дороге Савла осветило ярким светом, ослепившим его. Он услышал голос, который позже представился Иисусом. Голос обратился к будущему апостолу с вопросом, почему он гонит Господа, после чего Христос повелевал Савлу идти в Дамаск и ждать указаний. Ослепшего Павла отвели в город, где его обучили вере и окрестили. Во время крещения будущий апостол прозрел и с того момента стал проповедовать веру Божью.

После обращения Савла к апостольской службе ему пришлось бежать в Иерусалим.

Первые апостольские путешествия Савла приходятся на 45–51 года, во время которых он получил имя Павел. Апостол проповедовал слово Божие на Кипре, в Греции и Македонии, а в Малой Азии основал несколько христианских общин.

Павла несколько раз заключали под стражу. Последний арест апостола закончился казнью. Поскольку он был свободным человеком, его не распяли на кресте, а отрубили голову. Казнь Павла свершилась, как и Петра в 67 году.

Служба первоверховным апостолам

Сейчас в христианстве день, посвященный памяти Петра и Павла, приравнивается к великим двунадесятым праздникам. День знаменуется окончанием Петровского поста, который начинается через неделю после Троицы.

Для службы верховным апостолам Петру и Павлу были написаны стихеры к ним обращенные. Тексты стихеров были созданы в 7-8 веке православными гимнографами.

Праздник Петра и Павла в 2022 году

Праздник Петра и Павла имеет фиксированную дату и не является переходящим, поэтому каждый год выпадает на одно и то же число – 12 июля.

Традиции и обычаи дня святых апостолов

Церковный Устав относит праздник к «великим». По статусу Петры-Павлы уступают «двунадесятым», но это не умаляет его значения. В храмах загодя готовятся к торжественной дате, так как она завершает Апостольский (Петров) пост.

После праздничного богослужения православные отправлялись домой, чтобы в семейном кругу разговеться приготовленным угощением. Работать не принято, хотя строгих запретов нет. Раньше в праздник сложно было совместить торжественную литургию, разговление и тяжелый труд в поле, поэтому старались завершить важные дела, а уже после Петрова дня принимались вновь за работу.

Многие воззрения и обряды Петровок пришли из язычества, из земледельческого календаря славян, поэтому официальная церковь не приветствует их. Но в народе о ритуалах и поверьях помнили, старались соблюдать, поэтому на Петров день, как и на многие другие православные праздники, традиции христианские тесно переплелись с языческими легендами поклонения солнцу, что придало им особенный колорит.

Православные молились апостолам, прося послать исцеление больным и немощным, помочь при тяжелых нервных расстройствах, припадках, лихорадке, сумасшествии. Рыбаки возносили молитвы апостолу Петру, прося об удачном промысле. В ряде регионов собирали среди рыбаков средства на большую свечу и ставили ее в храме, моля святителя о защите, помощи и удачи в нелегком труде.

К празднику готовили скоромные блюда, разговлялись. На Петров день в церкви не проводят венчания, поэтому, если планируется свадьба, возможна только гражданская регистрация брака или перенос торжества на другую дату.

В народе продолжались купальские гуляния (со дня Ивана Купалы), когда молодежь вечерами и ночами прыгала через костры, водила хороводы до утра. Три праздника первой половины лета – Аграфена Купальница, Иван Купала и Петров день объединялись в единый цикл, посвященный летнему солнцестоянию. Так заведено было исстари, и лишь с принятием христианства Петровки отделились из-за введения Апостольского поста.

С этой даты начиналось «красно» лето, а световой день шел на убыль. Для земледельцев Петров день – начало «зеленого покоса, также надо было успевать вспахать пары под озимь. Говорили: тот, кто дорос, торопись на сенокос! Если погода позволяла, косить начинали раньше, но основные работы приходились на период с Петра (12 июля) до Прокла (25 июля).

Это время с нетерпением ждали и старики и молодежь, так как, несмотря на напряженный труд, вечерами можно было отдохнуть, погулять, покататься на лодках, поиграть в «горелки». Песни пели с утра до вечера, начиная косить по «росе», пока нежарко, и завершая трудовой день общей трапезой и отдыхом.

В ночь на торжество принято было жечь костры, петь песни, водить хороводы до рассвета, а утром «караулить солнышко». На Петров день солнце «играет» в небе, переливается, и кто укараулит его, будет счастливым. Неженатые парни проказничали, таская со дворов лопаты и грабли, разбирая поленницы дров и изгороди, закидывая на крышу поленья.

Святой Павел

Павел в миру имел имя Савл. Он был прямой противоположностью Петра. Если тот жил в богатой семье, то этот был представителем элиты.  Одновременно с этим по рождению он являлся гражданином Рима.

Это ему давало право на много различных привилегий. Благодаря таким привилегиям он однажды попросил суда у самого императора, благодаря чему и попал в Рим. Он получил образование в Иерусалиме.  Павел относился к числу фаресеев.  Он старался со всей точностью придерживаться все предания старцев.

Повстречались Святые Апостолы Петр и Павел тогда когда Павел выступил в путь для покаяния неверных в Дамаске. Эта встреча навсегда изменила жизнь Савла.

Нужно отметить, что между ними очень мало общего и наверное этим общим является то, что в обеих был переломный момент в жизни который и стал решающим.

Образованный иудей и простой рыбак

Казалось бы, их судьбы очень различны, как пути, приведшие ко Христу образованного иудея и простого рыбака. 

«Ловец человеков»

Петр, уроженец иудейской области Галилея, к которой относились несколько свысока как месту обитания людей пусть неплохих, но простоватых, малообразованных, может быть, знал Христа с детства или юности, ведь жили они неподалеку. В таких случаях поверить, что пред тобой – Сын Божий, Мессия, особенно сложно. А Симон – ибо так звали его до призвания на служение – поверил. Оставив дом, жену, он отправился странствовать с Проповедником из Назарета. Его имя Евангелия упоминают десятки раз:

  • Петр (по-гречески – камень, так назвал его Сам Христос) вместе с двумя избранными Апостолами видит великое чудо – восстание от смерти дочери Иаира-священника(Мк.5:35-43);
  • он же единственный, видя идущего по бурным водам Геннисаретского озера Христа не испугался, а вдохновился: с дерзновением просит он помощи Божией также пройти по воде(Мк 6:47-51);
  • не смалодушничал он на Фаворе, где трое учеников видели подлинный Лик Господа, осиянный светом, и даже – подобно Моисею слышали глас Бога Отца; именно Петр просит у Христа милости – остаться на святой горе навсегда, точно в Раю (Мф.17:1-6; Мк.9:1-8); и все это, когда другие Апостолы от страха слова не могли вымолвить;
  • когда наступили последние дни земной жизни Христа, то даже здесь ревностный ученик не отходил от своего Равви, то умоляя Его, как всемогущего, пощадить Свою жизнь, то со всей ревностью выражая готовность «в темницу и на смерть идти»; св. Иоанн пишет, что одним из учеников, пытавшихся оружием защитить Христа при аресте, даже ранившим одного из слуг первосвященника, тоже был именно Петр.

Многие до сих пор спорят о том, что же заставило храброго, ревностного Петра отречься от Христа буквально через несколько часов после Его ареста. Слова ли Господа: «Возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф.26:51), понять которые оказалось выше его сил? Простой человеческий страх за свою жизнь? А может просто – за самонадеянность, которую Апостол показал, уверяя на Тайной Вечере, что не отречется никогда, от него отступила Благодать, оставив одного?

Несомненно одно: дальнейшая жизнь Петра стала непрерывным покаянием за ту ночь. Без остатка посвятил он себя проповеди Евангелия. Когда же Христос благословил его принять ту же кончину на кресте, что Сам Господь, Петр, должно быть, крайне удивил палачей, прося увеличить свои страдания распятием «стремглав», вниз головой. Он просто не видел себя достойным уподобиться Учителю даже в образе смерти.

«Апостол язычников»

Савлу из Тарса Киликийского, по рождению римскому гражданину, выросшему, как сам он позже говорил, «при ногах Гамалиила», уважаемого учителя Закона, разумеется, в голову не приходило, что большая часть его жизни пройдет… среди язычников. А ведь даже малое общение с подобными нечестивцами, не знающими Бога, считалось для иудея осквернением.

Евангелия о Савле не говорят ничего, что не удивительно: он слышал о проповеди «Назарянина», но считал все это противным Закону. Когда же по казни Христа весь Иерусалим заговорил о Его Воскресении, о чудесах, творимых руками Апостолов – Савл увидел здесь прямое оскорбление Создателя. Деятельный, ревностный, очень этим похожий на Петра, он, видимо, решил посвятить жизнь борьбе с опасными еретиками.

Позже он не раз повторит, как ненавидел христиан, как при нем побивали камнями диакона Стефана, а он лишь радовался. Тем стремительнее было обращение «из Савла в Павла» — выражение, ныне ставшее нарицательным. Оно означает мгновенное, кардинальное изменение всей жизни. Свет на пути к Дамаску, осиявший его, любящий глас Господа, без осуждения, лишь с горечью: «Савл, Савл, что ты гонишь Меня?» (Деян. 9:4). Так родился Павел, смыслом жизни которого теперь стала проповедь о Том, Кого он прежде так ненавидел.

Дары Духа в Павле были так обильны, что он смог без колебаний подняться над воззрениями иудеев на язычников, начать проповедь среди тех, кого принято было презирать. Пешком он прошел, наверное, все значимые города Империи, основал десятки общин. А местом его последнего подвига стал, как и у Петра, Рим.

Это интересно: Святой апостол Павел: биография, проповедь и учение

«Два светлых ока» 

Христиане удержали предание, что их казнили 12 июля 67 или 69 г., а на казнь святых вели сначала вместе. Они успели попрощаться. 

Именно эти слова высечены при входе в базилику, построенную на месте, где стражники разлучили их перед последними страданиями.

Мы «уже» – но «еще не»

Жить на земле, любя ее нелицемерно, жить смиренно, как смирен был на земле Сам Христос – и знать, что она сгорит, чаять «нового неба и новой земли»… Как это совместить? В этом – все христианство и вся суть земной жизни Церкви: мы воскрешены Христом – но еще смертны, еще не воскресли; мы «уже» – но «еще не», и вот так и живем «нараскоряку», неестественно для мира сего, мы для него скандал и безумие, мы живем не законами и логикой сего мира, но только верой в Самого Христа и доверием Ему Самому лично. Велико искушение либо пытаться устроить Царство Христово в границах земного бытования (следуя в этом, кстати, тем самым лжеучителям, на которых обрушивается Петр во Втором послании), оправдать земные ценности: власть, славу, богатство, законы, оправдать, в конце концов, и все сласти-страсти-хотения наши, ибо все равно «однова живем», а смерть всему конец. Либо – раз уж будет все новое, то отбросить вот это, нынешнее, заклеймить как однозначную скверну (что тоже встречалось, вспомним манихейство и зараженные им христианские ереси), бежать от мира и от людей как от заведомого зла, сжечь себя в скиту, приблизить Армагеддон… Ан нельзя. Ни то, ни другое.

Выделить Самого Христа – невозможно

Когда говорят о жизни первых христиан и основах Церкви, часто читают и цитируют послания Павла, как-то непроизвольно ставя их на первое место по сравнению с прочими апостольскими посланиями (что, в общем, неудивительно: пыл, глубина и высота, изощренный ход мысли этих посланий бывшего «фарисея из фарисеев», неустанно путешествовавшего по империи, основывающего общины меж языков и как игла нитью сшивавшего воедино жизнь этих общин, таковы, что дали возможность критикам ввести в обиход термин «павлово христианство»). Однако я сейчас не о них. Накануне праздника я, так уж получилось, перечитывал послания апостола Петра. И подумал: даже если все прочие новозаветные послания были бы утрачены, то по этим двум соборным (то есть написанным не к конкретным поместным общинам, а для всех христиан) посланиям Петра вполне можно было бы понять саму основу того, чем именно живет и поднесь Церковь. Эта жизнь поистине немыслима, парадоксальна и непохожа на жизнь ни одного другого человеческого сообщества. Вычленить из этой земной, ежедневной, будничной жизни Церкви само благовестие Христово, сделав его «догматическим», «нравственным», «мистическим», «социальным» или еще каким-то частным «богословием», и выделить Самого Христа – невозможно, эта жизнь на Самом Христе и замешана. Отделить «все это тленное и земное» от Христа нельзя потому, что от Христа нельзя отделить Его собственную жизнь.Нельзя рассматривать отдельно: вот Христос небесный, объект исследования богословов и созерцания мистиков – а вот Христос земной, сын тектона из Назарета, глава общинки учеников, вот за Ним носят ящик с пожертвованиями, вот список Его тайных и явных «спонсоров», вот Он ест, пьет, проповедует, исцеляет, смущает умы обывателей, вот Его поймали и прибили ко кресту, но это все в прошлом, а после Его воскресения и вознесения мы о земном Христе ничего нового и не узнаем… Узнаем – Он в Церкви, а Церковь-то – вот она. Бог стал человеком, стал плотью, решительно и навсегда. Небо смешалось, спаялось, срослось с землею и заново родилось в этом единстве, умерло, воскресло, ушло к Отцу, но и осталось в мире и снова и снова идет тяжкими земными путями, лежащими в тлении и смерти, снова и снова, чтобы никого не забыть и не упустить из сонмов поколений, имеющих родиться в мир, чтобы, подобно доброму самарянину, осматривать обочины дорог и подбирать всякого, впавшего в разбойники…

Почитание святых апостолов Петра и Павла

По преданию, первоверховные апостолы были казнены в один день (или в один день с разницей в год), в который сегодня все христиане отмечают их память – 12 июля (31 июня по старому стилю, в этот день их память празднует Католическая Церковь).

Перед этим днем Церковь благословляет христиан поститься, празднуя память святых апостолов как великий праздник, к которому нужно тщательно приготовиться, очистившись молитвой и постом. Так празднуется в году только еще Пасха, Рождество и Успение – величайшие праздники.

В эти дни накануне совершается Всенощное бдение, а в сам день памяти апостолов Божественная литургия, за которой поются особые краткие молитвы святителю: тропари и кондаки. Их можно читать онлайн или наизусть, кроме дней памяти, также в любой трудный жизненный момент.

*Апостолов первоверховные, Вселенной всей учителя, Владыку всех Бога просите мир Вселенной даровать и душам нашим великую Божию милость. *

Молитву Петру и Павлу, в которой совершаются прошения сначала обоим апостолам отдельно, а потом каждому из них, также можно читать онлайн:

*О святые апостолы Петр и Павел, не отходите духом от нас, грешных рабов Божьих (имена), чтобы не были мы навечно разлучены от любви Божией, но сильным заступничеством вашим защитите и охраните нас, чтобы помиловал Господь всех нас по молитвам вашим, уничтожил все грехи наши, записанные на Небесах и в аду, и подал со всеми святыми Царствие Свое, чтобы вечно прославляли мы Господа Христа, которому подобает слава, честь и благодарность всех людей.*

*Святый верховный Апостол Петр, камень веры, стоящий твердо исповеданием твоим на Христе, Камне главном Церкви! Молись Ему, чтобы и мы, мыслями и похотями плоти всегда искушаемые и сомнениями страдающие, на Самом Христе, Камне Жизни, всегда был укреплены и руководствовались Его честью, любовью и избранием, чтобы благодатью Его и мы превратились в храмы духовные, в священство святое, для вознесения жертв молитвенных трудов наших Господу Иисусу Христу.*

*О святой верховный Апостол Павел, сосуд избранный Христов, наполненный благодати и славы Божией! Проси Творца Вседержителя, правящего всеми творениями Его, чтобы и нас, сосуды его несчастные и слабые, сделал Он честными, освященными и готовыми на благо. Аминь.*

Величание – то есть прославление апостолов в благодарность за помощь:

*Возвеличиваем вас, апостолы Христовы Петр и Павел, весь мир учением своим просветивших, и все концы света ко Христу приведших.*

Заложили фундамент родительского дома

В день почитания Петра и Павла с амвонов многих православных храмов сказано: «Мы почитаем святых апостолов Петра и Павла как «первоверховных», ибо они более других потрудились во благовестии Христовом…»

Помню, один прихожанин, услышав эти слова, слегка даже обиделся за всех прочих апостолов: дескать, они что же, мало потрудились?
Думаю, такого недоумения не возникло бы, если бы вышеупомянутая фраза звучала точнее: «…более других потрудились в деле устроения и налаживания земной жизни Церкви Христовой». Благую Весть о Христе и воскресении несли по миру все апостолы, все они (да-да, знаю про Иоанна Богослова, «почти все») засвидетельствовали свою веру мученической смертью. Однако именно на плечи Петра и Павла лег основной груз забот о вещах, которые иным моим современникам кажутся, скажем так, мало романтическими: об организационных, административных, дисциплинарных, хозяйственных, нравственных сторонах жизни первых церковных общин, и то, что первоверховные апостолы сделали в этом отношении, на века стало основой земной жизни Церкви, «Церкви воинствующей», как ее иногда называют в школьном богословии.
О, мои романтические современники, «духовные христиане»!.. Дом Церкви, в котором мы родились и были «пестунствуемы», может показаться нам, когда мы стали подростками, тесным и старомодным, так бывает с подростками. Но это – родительский дом. И именно Петр и Павел заложили его фундамент.

Дата праздника

На самом деле отмечается день этих апостолов 29 июня. Однако из-за тринадцатидневного отставания юлианского календаря по гражданскому григорианскому стилю день Петра и Павла приходится на 12 июля. В католической церкви, кстати, которая придерживается в своей традиции григорианского стиля, чествование этих двух мужей приходится на положенное им 29 число месяца июня. Если быть до конца честным, то так же обстоят дела и в большинстве православных автокефальных церквей, которые некоторое время назад синхронизировали церковный календарь и гражданский. Русская православная церковь в этом смысле составляет исключение вместе с Иерусалимской, Грузинской, Сербской и Польской церквями. Все они, а также монашеская республика Афон и ряд отдельных приходов и монастырей по всему миру продолжают выстраивать свою богослужебную жизнь и отмечать церковные праздники по юлианскому календарю.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector