Не поворачивайтесь назад или исповедь соляного столба

Дети Лота: библейский урок

Один выбор, две совершенно разные истории. Дядя проявляет смирение перед племянником – неслыханное поведение для сурового ветхозаветного времени. Авраам, чтобы избежать разногласий, уступает Лоту лучшие земли. Название одного из городов, где Лот раскинул шатры, – Содом. Оно стало нарицательным. Содом был цветущим и богатым городом. Его жители ни в чем не нуждались. Авраам пошел в противоположную от Содома сторону. И стал великим в веках. Как эта история снова и снова повторяется в наши дни? К чему приводит беззаботная жизнь, духовная глухота и желание получить от жизни всё? Об актуальности и злободневности ветхозаветного эпизода из Книги Бытия рассуждает протоиерей Олег Стеняев.

Современные взгляды

Лот и его дочери , Артемизия Джентилески , 1635–1638 ( Художественный музей Толедо, Толедо, Огайо)

Предполагаемый инцест между Лотом и его дочерьми вызвал множество вопросов, споров и теорий о том, каковы были настоящие мотивы, кто на самом деле виноват, и какой уровень предвзятости имел автор 19-й главы Бытия. Однако такие исследователи Библии, как Джейкоб Милгром , Виктор П. Гамильтон и Калум Кармайкл, постулируют, что законы левитов не могли быть разработаны так, как они были, без спорных вопросов, окружающих патриархов Израиля, особенно в отношении инцеста. Кармайкл даже приписывает всю формулировку законов Левита жизни отцов-основателей нации, включая праведного Лота (вместе с Авраамом , Иаковом , Иудой , Моисеем и Давидом ), которые были выдающимися фигурами в израильской традиции.

По мнению упомянутых выше ученых, патриархи Израиля являются ключом к пониманию того, как развивались законы священников относительно инцеста. Родственные браки среди патриархов включают брак Авраама с его сводной сестрой Сарой ; брак брата Авраама Нахора с их племянницей Милкой ; Брак Исаака с Ревеккой, его двоюродной сестрой, которая когда-то была удалена; Браки Иакова с двумя сестрами, его двоюродными братьями; и, в случае родителей Моисея, брак между племянником и тетей (сестрой отца). Следовательно, патриархальные браки, несомненно, имели значение для законодателей, и они предлагают повествовательную основу для законов Левита , глав 18 и 20.

Некоторые утверждали, что поведение Лота, приносящего своих дочерей в жертву мужчинам Содома в Бытие 19: 8, представляет собой сексуальное насилие над его дочерьми, что создало путаницу в ролях родства, что в конечном итоге проявилось в кровосмесительных актах в Бытие 19: 30– 38.

Ряд комментаторов описывают действия дочерей Лота как изнасилование. Эстер Фукс предполагает, что в тексте дочери Лота представлены как «инициаторы и исполнители кровосмесительного« изнасилования »».

В кинематографе

  • «Содом и Гоморра» — австрийский фильм режиссёра Михаэля Кёртица, снятый в 1922 году.
  • «Лот в Содоме» — экспериментальный звуковой фильм Джеймса Сибли Уотсона, снятый в 1933 году. Кадры из фильма «Лот в Содоме» также использованы в экспериментальной картине Барбары Хаммер «Нитратные поцелуи», снятой в 1992 году.
  • «Содом и Гоморра» — фильм режиссёра Роберта Олдрича, который изображает уничтожение двух городов в наказание их упадка и человеческой жестокости. Фильм вышел на экраны в 1963 году. В роли Лота — Стюарт Грейнджер
  • «Библия» (Италия, США, 1966), режиссёр Джон Хьюстон. В роли Лота — Габриэль Ферзетти
  • «Авраам: Хранитель веры» (США, Италия, Великобритания, 1994), режиссёр  — телевизионный фильм о жизни пророка Авраама. В роли Лота — Андреа Продан
  • «Библия» (мини-сериал) (США, 2013). В роли Лота — Антонио Магро
  • «Древний Апокалипсис: Содом И Гоморра» (англ. Ancient Apocalypse: Sodom and Gomorrah) — документальный фильм, снятый BBC в 2001 году.
  • «Разгаданные тайны Библии. Содом и Гоморра» (англ. Biblical Mysteries Explained. Sodom and Gomorrah) — документальный фильм, снятый Discovery в 2009 году.

После бегства из Содома Лот вместе с дочерьми жил в городе Сигор

После того, как Лот бежал из Содома, он стал жить со своими дочерьми в городе Сигор. Город, где жил Лот, входил в состав союза пяти городов долины Сидим. Его название переводиться как «малый», «незначительный». Его название также переводиться как Цоар или Белла. До сих пор ведутся споры, где был расположен город Сигор — на севере или на юге от Мертвого моря.

Предположительное место нахождения городов Содом Гоморра и Сиор в долине Керек на основании археологических раскопок. В городе Сигор Лот жил после уничтожения Господом Содома и Гомморы. Фото: cont.ws

Крестоносцы называли город «villa palmarum». Согласно большинству толкователей, на юго-восточной оконечности Мёртвого моря в долине Керек на границе с государством Моав. Здесь Лот жил недолго, так как не чувствовал себя в безопасности. Вскоре он поселился с дочерьми в пещере на ближайшее горе.

Что говорит наука?

Реально ли превращение человека в соляной столб? Тридцать лет назад, в 1988 году, американский ученый доказал, что это реально. Жену Лота убил парниковый эффект. Причем произошло это мгновенно.

Как все происходило? От огня, уничтожающего Содом, шел очень сильный поток горячего воздуха. И содержание углекислого газа в нем просто зашкаливало. Произошло соединение кальция с углекислым газом. И супруга Лота превратилась в соляной столб. Фактически он представляет собой результат мгновенной кристаллизации кальцитов.

Из Библии нам известно, что на город сошел огонь и сера. И тут тоже слегка непонятно. Как так? С неба огонь сошел… В наше время, учитывая определенные виды оружия, это еще реально. Но мы-то говорим о древних людях.

Наука дает объяснение данному факту. Дело в том, что Содом и Гоморра находились на стыке тектонических плит. Произошло мощное землетрясение, плиты разошлись. А под ними находились «запасы» метана. Он обладал способностью вырываться столбами из-под земли. Соответственно, при разломе коры метан просто «взлетел» вверх. И получился смертоносный фейерверк. Кстати, серные шары — последствия его — и по сей день можно обнаружить на территории, где когда-то находились погибшие города.

Лот

Лот — евр. lot

В ветхозаветном предании племянник Авраама, переселившийся вместе с ним из Месопотамии в Ханаан.

После того как между пастухами их стад стали возникать распри из-за пастбищ, Лот по предложению Авраама переходит в плодородную и цветущую Иорданскую окрестность и обосновывается в Содоме. Во время похода эламского царя против отпавших от него заиорданских городов, в том числе Содома и Гоморры, Лот оказывается в плену; освобождённый Авраамом, он снова возвращается в Содом. Однако эта местность за неправедность жителей Содома и Гоморры обречена богом на истребление. После явления Аврааму бога у дубравы Мамре в Содом направляются ангелы, чтобы убедиться, действительно ли столь грешны содомляне, и истребить город; Авраам, однако, умоляет бога пощадить город, если в нём найдётся хотя бы десять праведников. Два ангела, прибывшие к воротам Содома, были встречены Лотом и приглашены на ночлег. Содомляне же окружают дом Лота и требуют вывести пришельцев, чтобы «познать их». Лот просит их не делать пришельцам зла и даже предлагает взамен двух своих дочерей, не познавших мужа. Но ангелы поражают осаждающих дом слепотой, так что «измучились, искав выхода», а Лот с женой и дочерьми выводят из обречённого города, запретив кому-либо из них оглядываться. Бог пролил на Содом и Гоморру дождём серу и огонь с неба и ниспроверг эти города, все их окрестности и всё живое вокруг. Жена Лотова, нарушив запрет, оглянулась и за это стала соляным столпом.

«Когда взошла заря, Ангелы начали торопить Лота, говоря: встань, возьми жену твою и двух дочерей твоих, которые у тебя, чтобы не погибнуть тебе за беззакония города… не оглядывайся назад… чтоб тебе не погибнуть… Жена же Лотова оглянулась позади него и стала соляным столпом».

Весь рассказ носит характер этиологического мифа, объясняющего особенности рельефа безжизненных южных берегов Мёртвого моря, которые сохранили следы вулканической деятельности и соляные столпы, очертаниями напоминающие человеческие фигуры.

После спасения Лота с дочерьми поселяется в пещере. Дочери его, считая, что из всех людей только они остались в живых, ради восстановления рода вступают с отцом, напоив его вином, в инцестуальную связь и рождают сыновей Моава и Бен-Амми (родоначальники моавитян и аммонитян).

Агадическая традиция либо объявляет Лота вслед за Библией тем праведником, во имя которого Авраам просил бога пощадить Содом и который сам всю ночь молился за осуждённый город, либо приписывает ему всевозможные пороки. Талмуд обвиняет Лота в ростовщичестве и стяжательстве, вследствие чего тот не торопится покинуть город. Жена же Лотова обращена была в соляной столп за то, что «согрешила солью», то есть не желала давать её пришельцам (другой вариант: ходила по соседям и одалживала у них соль, чтобы при этом похвалиться гостями). Существовало поверье, что столп этот привлекает к себе диких животных и скот, уничтожающих его до основания, однако за ночь столп вырастает вновь.

Слепящая соль Содома

Хлебосольство — хороший обычай, но жена Лота ненавидела его, как и все содомиты. Когда Лот просит ее принести немного соли для трапезы путников (ангелов), она сердито отвечает: «Свои порядки заводишь?» и идет по соседям, громко прося соли, чтобы все узнали, что в их доме гости, — навлечь на них беду. Поскольку грех ее заключался именно в этом неприветливом отношении, то она была наказана превращением именно в соляной столб.

Содомская соль действительно вызывает жжение и резь вплоть до слепоты, если попадает в глаза, поэтому перед прочтением благодарственной молитвы после трапезы у евреев принято омывать кончики пальцев. Это больше духовное действие, нежели физическое, оно выражает опасение оказаться ослепленным содомской солью — а именно, перестать видеть нужды других людей. РАШИ приводит нас к этим выводам.

То, что жена Лота обернулась назад, означало ее приверженность содомскому прошлому (с его главным грехом — эгоизмом). Она не видела нужды других людей, а когда люди гибли, — наоборот, хотела это видеть! Нужно было порвать всякую связь с прошлым. Она этого не сделала и была наказана.

Лот и его семья

Сохранить в PDFПечатная версия

Лот — сын Арана, брата Авраама, племянник нашего праотца. Он был так же братом Сары, жены Авраама. Отец Лота рано умер, и его воспитанием занимался Авраам.

Когда наш праотец, руководясь повелением Творца, вышел из Ур Касдима по направлению в Святую Землю (тогда его еще звали Аврам, но мы будем называть его тем именем, под которым он больше всего известен в истории), его племянник Лот пошел вместе с ним. Он сопровождал Авраама и Сару и когда был голод, вместе с ними спустился в Египет, а затем вернулся в Святую Землю.

Из Египта в Святую Землю Лот, как и Авраам, возвращался с большим богатством, с тучными стадами. Благодаря дяде он очень разбогател. Авраам не разрешал своим пастухам пасти стада на чужих лугах, а Лот пренебрегал этим принципом дяди. На этой почве между Авраамом и Лотом возникают разногласия, а между их пастухами — распри. Тогда Авраам говорит Лоту: «Отделись же от меня! Если ты налево, то я направо, а если ты направо, то я налево» (Берешит, 13:9).

Лот смотрит на долину Иордана, которая была цветущей, «как сад Господа», и решает пойти по ней на восток, по направлению богатого города Сдома, в надежде, что там его богатство умножится еще больше. В погоне за богатством он пренебрегает тем, что у жителей Сдома дурная слава людей злых и весьма испорченных: они предавались разврату, служили идолам, убивали и грабили друг друга, а также всех, кто приходил в этот город.

Отделившись от Авраама, на самом деле Лот как бы отделился и от Бога Авраама. Он сказал: «Не хочу ни его, ни его Бога!»

После того, как Лот и Авраам разошлись в разные стороны, спустя некоторое время (Лот успел жениться, и у него родились и подросли две дочери) царь Эйлама Кедорлаомер со своими союзниками вышел на войну со Сдомом и мелкими царствами, расположенными вокруг него. Кедорлаомер одерживает победу и берет в плен многих жителей Сдома, в том числе Лота и его семью.

Авраам, узнав о том, что его племянник в плену, с горсткой преданных ему людей нападает на победителей, одерживает блистательную победу и спасает племянника. Больше Тора не рассказывает об их встречах — эта последняя; кроме того, ни до, ни после этого события наш праотец не вел войн. А спасенный Лот с семьей и имуществом возвращается в Сдом, как к себе домой.

Когда ропот людей на грехи жителей Сдома переполнил чашу терпения Всевышнего, Он послал ангелов стереть этот город и его окрестности с лица земли. А Лот – как богатый, почетный гражданин – сидел у ворот Сдома. И, когда ангелы пришли в город, чтобы выполнить свою миссию (а пришли они сюда после того, как побывали у Авраама), Лот, увидев их, пригласил к себе в гости.

Находясь у Лота, ангелы рассказали ему как племяннику Авраама, для чего они явились, и посоветовали, чтобы спастись от гибели, взять семью и бежать со всем, что у них есть, не мешкая и ни в коем случае не оглядываясь.

Жена Лота родилась и выросла в Сдоме, ей была чужда даже слабая склонность мужа к добру и совсем не хотелось уходить из дома. Несмотря на предупреждение ангелов, в какой-то момент она все-таки обернулась, чтобы в последний раз взглянуть на Сдом — и в тот же миг получила наказание, превратившись в соляной столп.

Этот столп существовал еще во времена мудрецов Талмуда, и в Талмудический период было известно его точное местонахождение. Талмуд в трактате Брахот (54 б) постановляет, что, видя этот столп, следует сказать благословение «Благословен Ты… истинный Судья».

Подробнее об этом читайте тут.

Лот с двумя дочерями бежал, а под ногами у них дрожала земля, все ходило ходуном, валил дым, воздух был насыщен запахом серы и пеплом. Казалось, уже разрушен весь мир, человечество погибло! Укрывшись в горах, в пещере, дочери Лота решили, что теперь они должны возродить человечество и родить детей, чтобы этот мир окончательно не обезлюдел. Они не видели другого способа решить проблему, поэтому напоили допьяна отца вином и поочередно вступили с ним в связь. От этой связи у каждой родилось по сыну. Старшая дочь Лота назвала своего сына Моав (что значит «от моего отца») — и он стал праотцом моавитян, а младшая была немного скромней и назвала сына Амон («мой народ»), и он стал тоже праотцом народа — амонитян.

Report

Религиозные взгляды

Бегство Лота из Содома , офорт Гюстава Доре , 1866 г.

Еврейский взгляд

В Берешит из Торы , Лот впервые упоминается в конце недельной части чтения, Парашат Ноаха . Последующие еженедельные отрывки для чтения, касающиеся всех рассказов о жизни Лота, читаются в Парашат Лех Леха и Парашат Вайера . В Мидраше присутствует ряд дополнительных историй о Лоте, которых нет в Танахе , а именно:

  • Авраам позаботился о Лоте после того, как Харран сгорел в гигантском пожаре, в котором Нимрод , царь Вавилона , пытался убить Авраама.
  • В то время как в Египте, мидраш дает Лот много кредитов , потому что, несмотря на его стремление к богатству, он не сообщил фараону о Саре тайны «s, что она жена Авраама.
  • Согласно Книге Яшера, Палтит, одна из дочерей Лота, была сожжена заживо (в некоторых версиях на костре) за то, что она дала бедняку ​​хлеб. Ее крики дошли до небес.
  • Книга Руфи : ссылка на Моав вызывает вопросы, поскольку в остальной библейской литературе это связано с враждебностью к Израилю, сексуальным извращением и идолопоклонством , а Второзаконие 23 исключило аммонитянина или моавитянина из «собрания ЛОРД». ; даже их десятому поколению «. Несмотря на это, Руфь Моавитянка вышла замуж за иудейца и даже после его смерти все еще считала себя членом его семьи; Затем она вышла замуж за другого иудейца и родила ему сына, который стал предком Давида . В отличие от послания Ездры-Неемии , где браки между еврейскими мужчинами и нееврейскими женщинами были расторгнуты, Руфь учит, что иностранцы, принявшие иудаизм, могут стать хорошими евреями, иностранные жены могут стать примерными последователями еврейского закона, и нет причина исключить их или их потомков из сообщества.
  • Тот факт, что Ровоам , сын царя Соломона , был рожден от женщины-аммонитянки (3 Царств, xiv. 21–31), также затруднял отстаивание мессианских притязаний на дом Давида ; но это было приведено в качестве иллюстрации божественного провидения, которое выбрало «двух голубей», Руфь, моавитянку, и Нааму , аммонитянку, для почетного различия (B. Ḳ. 38b). Доброта Руфи, отмеченная Воозом в Книге Руфи, рассматривается в иудейской традиции как редкое отличие от народов Моава (откуда Руфь) и Амона в целом, которые были отмечены Торой за их явное отсутствие доброты. Втор. 23: 5: «Потому что они не приветствовали вас хлебом и водой по дороге, когда вы выходили из Египта, и потому что он нанял Валаама, сына Беора, из Петора в Араме. Нахараим против тебя, чтобы проклясть тебя ». Раши отмечает, что Израиль путешествовал по пути: «когда вы были в крайнего истощения».
  • Царь Иудейский Иоас: Иоас был одним из четырех человек, которые притворялись богами. Его убедили в этом особенно князья, которые сказали ему. «Если бы ты не был богом, ты не мог бы выйти живым из Святая Святых» (Исх. Viii. 3). Он был убит двумя его слугами, один из которых был сыном аммонитянки, а другой — отпрыском моавитянки ; ибо Бог сказал: «Пусть потомки двух неблагодарных семейств накажут неблагодарного Иоаса» ( Yalk. , Ex. 262). Моав и Аммон были двумя потомками инцеста Лота с двумя его дочерьми, как описано выше.

Христианский взгляд

В христианском Новом Завете Лот рассматривается с сочувствием, как человек, который сожалел о своем выборе жить в Содоме, где он «изо дня в день досаждал своей праведной душе». Иисус говорил о грядущем суде, который грядет внезапно, как во дни Лота, и торжественно предупреждал: «Вспомни жену Лота».

Исламский взгляд

Люд бежит из со своими дочерьми ; его убита камнем, персидская миниатюра, 16 век ( Национальная библиотека Франции , Париж)

Лут ( арабский : لوطLUT ) в Коране , считается таким же , как Лот в Библии на иврите . Он считается посланником Бога и пророком Бога .

Согласно исламской традиции, Лут жил в Уре и был племянником Ибрагима ( Авраама ). Он переселился с Ибрагимом в Ханаан и был назначен пророком в города . Его история используется мусульманами как отсылка, чтобы продемонстрировать неодобрение Бога гомосексуализмом . Аллах повелел ему отправиться в земли Содома и Гоморры, чтобы проповедовать единобожие и остановить их от и насильственных действий. Послания Лута были проигнорированы жителями, что привело к разрушению Содома и Гоморры. Хотя Лут покинул город, его попросили оставить позади ангелы, поэтому он умер во время разрушения. Коран определяет Лота как пророка и утверждает, что все пророки были образцами нравственной и духовной порядочности. В Коране нет рассказов о пьянстве и / или инцесте Лота. Все мусульмане отвергают историю о сексе пророка Лота со своими дочерьми.

Уходя — уходи

Супруга праведного Лота обратилась в соляной столб. Почему? За что?

Дело в том, что когда ангелы выводили семейство из города, один из них велел не оглядываться назад: «Спасай душу свою, не оглядывайся назад». То есть Лоту и его близким была дана испытательная заповедь, чтобы прояснить, привязаны ли они к Содому или нет. Лот и дочери его шли вперед не оглядываясь. А супруга праведника заповедь, данную ангелом, нарушила. Ей захотелось проститься с городом. И женщина обернулась, кинув на него прощальный взгляд. И застыла навеки, став соляным столбом…

Выходит, что мать семейства испытывала сочувствие. Спрашивается — к кому? К разращенным людям, погрязшим в собственных грехах? К тем, кого сам Господь не пожалел и уничтожил? Где сочувствие — там привязанность. Душа жены Лота оставалась в городе, она была привязана к Содому.

Даже сейчас, в наши дни, мы говорим: не оглядывайся назад. Почему? Потому что прошлое мешает настоящему. Оно мешает двигаться вперед, притягивая человека к себе. И человек остается привязан к тому, что прошло. Живет, по сути, иллюзиями. А этого делать нельзя. Где есть привязка к прошлому, там нет развития и трезвого ощущения себя здесь и сейчас.

У верующего человека не должно быть прошлого и будущего. В монашествующих кругах говорят, что вчера прошло, а завтра еще не наступило. Есть сегодня? Вот и живи сегодняшним днем.

Слепящая соль Содома

Хлебосольство — хороший обычай, но жена Лота ненавидела его, как и все содомиты. Когда Лот просит ее принести немного соли для трапезы путников (ангелов), она сердито отвечает: «Свои порядки заводишь?» и идет по соседям, громко прося соли, чтобы все узнали, что в их доме гости, — навлечь на них беду. Поскольку грех ее заключался именно в этом неприветливом отношении, то она была наказана превращением именно в соляной столб.

Содомская соль действительно вызывает жжение и резь вплоть до слепоты, если попадает в глаза, поэтому перед прочтением благодарственной молитвы после трапезы у евреев принято омывать кончики пальцев. Это больше духовное действие, нежели физическое, оно выражает опасение оказаться ослепленным содомской солью — а именно, перестать видеть нужды других людей. РАШИ приводит нас к этим выводам.

То, что жена Лота обернулась назад, означало ее приверженность содомскому прошлому (с его главным грехом — эгоизмом). Она не видела нужды других людей, а когда люди гибли, — наоборот, хотела это видеть! Нужно было порвать всякую связь с прошлым. Она этого не сделала и была наказана.

Не зацикливаться на прошлом

Если у человека в жизни были травматические ситуации, то они, как понятно, оставляют глубокие шрамы в его психике. Тем не менее, мучить себя сверх того, что уже было, как говорится, положено по судьбе, не стоит! Иначе станешь жертвой обстоятельств.

Согласно еврейскому закону, по близким родственникам траур не превышает 12 месяцев. Память о горестном событии — тоже само по себе горе, будь то беда одного человека или целого народа, и она может стать источником постоянных страданий, если ее не контролировать в своем сознании. Она может парализовать ваши действия в реальной жизни, заставить течение времени как бы окоченеть от скорби внутри вас.

Но преувеличенное внимание к прошлому — это как раз и есть пример с женой Лота, только рассмотренный с психологической точки зрения. Больше, чем обязывает закон, скорбеть нельзя

После Катастрофы европейского еврейства многие, переехав в Америку, сознательно отказывались от какой-либо еврейской самоидентификации. Им казалось, что они отомстят, перестав быть хорошими евреями.

Но кому же они мстили? Ведь Гитлеру, наоборот, и не снилась такая удача: оторвать от еврейства даже последующие поколения жертв Катастрофы. Люди могли думать, что они теперь демонстративно не будут ходить в синагогу и соблюдать заповеди и этим они что-то кому-то докажут.

Вовсе нет! Это поведение на руку только врагам. Таким образом, Любавичский Ребе, который увидел эту большую опасность, — наоборот, пробудил в сердцах оптимизм и призвал уважать память павших как раз соблюдением заповедей, как раз оживлением всех сфер еврейской полноценной традиции, возрождением ценностей еврейской Торы!

И этот путь привел к колоссальному успеху, к настоящему еврейскому возрождению во всех концах Земли. Причем Ребе утверждает, что грядущего Освобождения удостоятся все, а не лишь избранные (пятая часть народа), как было при выходе из Египта.

Правда ли, что на Мертвом море есть соляной столб жены Лота?

Если вы когда-нибудь были в Израиле или окружающих его странах, то могли заметить, что буквально на каждом углу есть дом Симона-кожевника, дерево, под которым стоял Авраам и много других «артефактов» древности. Если бы мы собрали в одном месте все предполагаемые кусочки «истинного креста», на котором был распят Иисус Христос, мы могли бы построить из них целый дом.

Эти ложные «мощи» были проблемой христианства еще со времен средневековья. Подавляющее большинство этих находок являются подделками. Они нужны лишь для того, чтобы вытягивать деньги из карманов доверчивых граждан, не имеющих к тому же достаточного образования. Это может казаться невинным, но на самом деле создает большую проблему. Дело в том, что все это бросает негативную тень на христианство, заставляя его выглядеть глупо. Это является любимым инструментом атеистов, чьей целью является дискредитация христианства. Поддерживая подобные заявления, мы оказываем им в этом большую услугу.

То же самое касается заявлений о том, что где-то на Мертвом море находится каменная стела — реальные останки жены Лота. Ни один образованный человек не воспримет эти заявления всерьез. Соль растворяется в воде. Если жена Лота на самом деле превратилась в соляной столб, то он давно уже разрушился бы. Любой, кто будет искать этот столб, будет выглядеть глупо. Если даже соляной столб и сохранился до наших дней каким-то чудесным образом (хотя он точно никак не мог сохраниться около 4000 лет), то как мы можем быть уверены, что это правильный столб? Это должно быть шутка, если только кто-то сознательно не хочет бросить тень на христианство и не помочь скептикам и его критикам.

От Лота до Машиаха [↑]

Из всех жителей Сдома катастрофу пережили только Лот и его дочери. Дочерям кажется, что весь мир уничтожен и они — единственные люди на земле. Чтобы продлить человеческий род, они решают вступить в связь с собственным отцом, напоив его вином. Как ни отвратителен этот грех кровосмешения, но и он играет свою роль в истории.

Одна из дочерей Лота стала матерью Моава, а от моавитянки Рут до царя Давида — всего три поколения. Никто не сказал об этом лучше, чем рав Элияу Ки-Тов: «И все-таки одно-единственное зернышко милосердия сохранилось. Оно скиталось по миру в течение 700 лет, побывало в самых неподходящих местах, пока не прорезалось и не проросло в Рут».

Возвращаясь к смыслу корня «лот»

, подытожим: далекий от праведности Лот оказался инструментом для осуществления в мире величайшей идеи Избавления: Машиах произойдет от Лота.

Популярная культура

Жена Лота является героем поэмы Анны Ахматовой «Жена Лота» , которая предлагает более сочувственный взгляд на решение жены Лота оглянуться назад. Поэма Скотта Кэрнса «Поворот жены Лота» также переосмысливает историю с феминистской точки зрения. Жена Лота упоминается во вступительной главе « Бойни № 5 » Курта Воннегута . Воннегут также предлагает сочувственный взгляд и сравнивает ее взгляд на Содом с его воспоминаниями о бомбардировке Дрездена . Университет Монаша «s студенческая газета, опубликованная Ассоциация Монаша Student с 1964 года, имеет право жены Лота . Аргументация, приведенная для этого редакторами газеты (которая сменила название с « Хаос» ), заключалась в том, что, хотя «университетская газета является одним из столпов университетского общества», в идеале газета добавляет «характерный привкус постоянно меняющемуся меню интеллектуального питания». . Она также упоминается во время бродвейского мюзикла « Хедвиг и сердитый дюйм» в текстах песни «Wicked Little Town». С женой Лота идет параллель в рассказе Ширли Джексон «Соляной столб», в котором женщина, посетившая Нью-Йорк со своим мужем, становится одержима разрушением города.

Среди грехов Содома и Гоморры Библия указывает на жадность, негостеприимство и гомосексуализм

Содом и Гоммора входили в состав союза городов Адмы, Шевоим и Бела (Сигор). На сегодняшний день этимология названий Содом и Гоммора неясна. Вероятно, название Содом пришло из ранних семитских языков, и связано с корнем sadama со значением «ускорить», «усилить», «укрепить». Название Гоморра, возможно основано на корне ghmr, что означает «глубоко».

Видеоролик: Содом и Гоморра / Sodom & Gomorrah (W.A.R.). на 5 минуте автор говорит о том, что археологическая экспедиция учёных из Объединённых Арабских Эмиратов нашла предполагаемое место нахождения погибших древних городов Содом и Гоммора.

В Авраамических религиях, выражение Содом и Гоморра – синоним нераскаявшихся грехов, падения и божественного возмездия за грехи. Священное Писание указывает на то, что для зрителей этих городов были присущи такие грехи, как гомосексуализм, негостеприимство и жадность. Христианская традиция считает их одними из наиболее тяжких грехов.

«Авраам и три ангела» Джорджо Вазари. После того, как ангелы принесли благую весть Аврааму о том, что у его престарелой жены Сарры родиться ребёнок, двое из них отправились в Содом к Лоту. Здесь они подверглись домогательствам со стороны содомлян, что ослепили их. Фото: ingailm.com

Лот не придал нравственному значению своего пленения. Он решил вернуться в Содом и жить там. При этом Библия говорит о том, что: «Живя между людьми (неистово развратными), — замечает о нем апостол Петр, — сей праведник ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные» (2 Петр. 2,8).

Таким образом, он остался покорен воле Бога, но не понял Его предупреждения и не покинул гнездо греха.

После освобождения из плена праведный Лот стал жить в Содоме.

Священное Писание говорит о том, что когда Лот находился у ворот Содома к нему под видом двух молодых людей пришли два ангела. Они хотели после встречи с Авраамом проверить, правдами ли его жители погрязли во грехе.

Лот, зная наклонности содомлян, пригласил гостей к себе в дом, но они отказались и решили спать на улице, однако после долгих уговоров Лота они согласились. В угощение хозяин испёк им пресные хлебы. Не успели гости лечь спать, как жители всего города пришли к его дому и стали требовать, чтобы содомляне «познали» их.

Падение Лота

Хотите использовать свою позицию праведника, чтобы заступаться перед Богом за других? Или быть тем, за которого постоянно ходатайствуют другие?

И вышел Лот из Сигора и стал жить в горе. В конце концов он зашёл на гору. Та окрестность состояла из гор.

Хотя Лот и был праведником, но его затягивало всё глубже и глубже. Он потерял всё. Потерял семью и имущество.

(Быт 12:4) И пошёл Аврам, как сказал ему Господь; и с ним пошёл Лот.

Аврам пошёл, потому что ему сказал Господь. А Лот просто последовал за Авраамом. Другими словами, Лот использовал веру своего дяди. Свою он не применял. Он не верил в то, что Бог благ, но наслаждался щедростью Авраама. Лот был с дядей, но не с Богом.

Когда пришли цари и забрали все богатство Содома, людей и самого Лота, Авраам вместе со своими людьми, погнался за царями, сражался с ними и победил их. Авраам забрал все отнятое и трофеи в придачу. В Библии написано, что Авраам возвратил все имущество Лота, женщин и народ.

(Быт 14:18) И Мелхиседек, (это был Иисус Христос, до своего воплощения на земле, потому что Христос по чину Мелхиседека) царь Салимский, вынес хлеб и вино. Он был священник Бога Всевышнего. И благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли;

Он напомнил Аврааму, что ему не нужно то золото. «Бог благословляет тебя, ты благословен Всевышним Богом, Который есть Владыка неба и земли»

Цепная реакция

Если мы говорим о таких ситуациях, когда человек видит как бы в пророческом видении нечто, но не понимает точного значения в контексте временных рамок, с кем именно и когда произойдет то, что ему явлено и дано увидеть, — то таких ситуаций было еще несколько.

Например, жена Потифара видела будущее: для нее открыли, что из ее дома будет Йосефу потомство. Но ее эгоизм — будто пелена — застлал истинное значение этого видения, и она ошиблась. Ее толкование оказалось неверным. Жена Йосефу была дана через ее дом, но не от нее, а через Аснат, которая у нее воспитывалась, но была внучкой Яакова.

То же мы видим с Корахом. Он видел, что из его потомков выйдет будущий Шмуэль-пророк. И решил, что цель оправдывает средства. Можно свергать Моисея — ничего ему за это не сделают! Корах ошибся, его эгоизм внес неточность в картину восприятия им будущего. Шмуэль родится действительно от сыновей Кораха, но они станут достойными этого вследствие раскаяния, которое совершат (проваливаясь сквозь землю, уже на пути к геенне огненной).

Лот, убегая из Содома, немного промедлил. Слово «промедлил» в Торе отмечено музыкальными значками, которые называются «цепочка». Возможно, Лот не принимал опасность всерьез, потому что видел «цепочку», то есть потомство, которое должно будет от него произойти — вплоть до праведного Мошиаха.

Но есть разница между видением настоящего пророка, которому не грозит пострадать от эгоистического восприятия видения, и обычным человеком. Давайте же услышим то пророчество, с которым обращается к нам Ребе.

Немного реальной истории

На побережье Мертвого моря находится гора. Она простирается на несколько километров над ним. И называется эта гора Содом. Это символ города, уничтоженного Господом несколько тысяч лет назад.

Как мы помним, Содом и Гоморра — два древних города. О них упоминается в Библии. Жители этих городов больше походили на скот, нежели на людей. Разумеется, своим поведением, а не внешним видом. Они погрязли в распутстве и бесстыдстве. В Содоме и Гоморре процветали интимные связи между мужчинами. Степень разврата была настолько велика, что Господь решил стереть эти города с лица земли.

Известно, что сейчас на дне Мертвого моря находятся руины этих городов. А упомянутая гора всего лишь носит название одного из них.

На горе очень много соляных столбов. И один из них напоминает женскую фигуру, облаченную в плащ. Этот столб так и называется — «Жена Лота». Конечно, это не та самая женщина. Хотя бы потому, что столб достигает в высоту 12 метров. Но задуматься кое над чем сей феномен заставляет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector