Бахаизм

Социальная практика

Символы

Один из символов Веры Бахаи — стилизованная девятиконечная звезда с каллиграфией «Величайшего Имени» (в центре купола храма в Уилметте)

Символ Бахаи «Аллаху Абха»

Общепринятыми символами Веры Бахаи являются девятиконечная звезда, каллиграфическое написание «Величайшего Имени» (араб. يَٰبَهَاءُ ٱلْأَبْهَى‎ йя̄-баха̄‘у ль-‘абха̄ — «О Слава Всеславного!»), а также каллиграфическое написание имени Баха (بهاء‎ — «слава»).

Символ «Баха» символизирует непрерывную связь между тремя мирами — мира людей, Явителей и Бога, соединённых Святым Духом.

Основные принципы вероучения Бахауллы

  • Признание общего источника и неопровержимого единства всех основных религий мира.
  • Самостоятельный поиск истины каждым верующим.
  • Отказ от всех видов предрассудков (расовых, национальных, религиозных, классовых, политических).
  • Признание того, что истинная религия всегда находится в гармонии с разумом и научным знанием.
  • Значимость и необходимость всеобщего образования.
  • Осуществление равноправия мужчин и женщин.
  • Устранение крайних форм бедности и богатства.
  • Установление федеральной системы мирового сообщества, основанной на принципах всеобщей безопасности и международной справедливости.
  • Необходимость для каждого индивидуума следовать высоким личным моральным принципам.
  • Всеобщий вспомогательный язык, например эсперанто, с помощью которого люди разных народов свободно смогут понимать друг друга.
  • Последовательное создание новой мировой цивилизации на основе приоритета принципов духовности.
  • Отказ от фанатизма.
  • Отказ от азартных игр.
  • Отказ от употребления алкоголя или наркотиков. За исключением предписанного врачом.

Более подробно про основные принципы вероучения Бахауллы можно прочитать здесь: Двенадцать этических принципов Бахаи

Календарь

У бахаи есть свой календарь, состоящий из 19 месяцев по 19 дней в каждом. Месяцам присвоено название атрибутов Бога, например: Баха («великолепие»), Джаляль («слава»), Джамаль («красота»), Кауль («речь»), Аля («возвышенность») и т. д.

Пост

Пост бахаи соблюдается в последний месяц календаря бахаи, месяц «Алā» («возвышенность»), со 2 марта по 20 марта, и заключается в воздержании от пищи и питья с восхода до заката солнца на протяжении каждого из 19 дней этого месяца. Курильщики также должны воздерживаться от курения, поскольку арабское слово, означающее «пить», также означает и «курить».

Никаких ограничений на состав пищи не накладывается. Также ничего не говорится о воздержании от исполнения супружеского долга, поскольку сексуальные отношения в рамках законного брака не считаются в Вере Бахаи чем-то грязным или предосудительным. В частности, Бахаулла особо упомянул, что отменяет представление о ритуальной нечистоте мужского семени, бытовавшее среди последователей некоторых религий.

Приветствие

Бахаи приветствуют друг друга словами «Аллаху Абха» (اَللَّٰهُ أَبْهَى‎ «Бог Преславен»). В Вере Баби использовалось приветствие «Аллаху Акбар» (اَللَّٰهُ أَكْبَرُ‎ «Бог Величайший»). Бахаулла изменил это приветствие во время пребывания в Адрианополе с 1863 по 1868 год. По словам Шоги Эффенди:

Социально-экономические проекты

Бахаи активно вовлечены в проекты социально-экономического развития в разных странах. Из российских проектов можно упомянуть проект ЗИПоПо, который активно развивался в Казани, Улан-Удэ и ещё нескольких городах, а также широко распространился за рубежом (к 2009 г. было подготовлено около 2000 ведущих в 64 странах).

Писания Бахауллы

Как Тора для иудеев, Евангелие для христиан или Коран для мусульман, писания Бахауллы, по мнению последователей Веры Бахаи, являются явленным Словом Бога. Основу священных писаний бахаи составляет собрание трудов Бахауллы…

Бахаулла писал на арабском и персидском, демонстрируя превосходное владение обоими языками. Некоторые произведения говорят голосом Бога в возвышенной и прекрасной прозе. Некоторые представляют собой недвусмысленные высказывания на тему морали и этики, а другие это молитвы, медитации и мистические труды. Большую часть писаний составляют письма отдельным верующим, которые называют «Скрижалями».

Центральное место среди писаний Бахауллы занимает Китаб-и-Агдас (Наисвятая Книга). Эта книга законов и предписаний, явленная в мрачные дни Его заключения, содержит руководство и наставления, ведущие к личному счастью и мирному обществу.

Небольшая книга явленных Бахауллой коротких высказываний под названием «Сокровенные слова» передает суть Его этических учений. Это квинтэссенция духовного руководства, содержащегося в священных текстах мировых религий.

В Китаб-и-Иган (Книге Несомненности) Бахаулла объясняет непрерывность раскрывающейся религии на протяжении веков. Он затрагивает темы, которые всегда были центральными в религиозной жизни: существование Бога, положение Божьих Посланников, природы человечества и цель жизни.

Самым известным мистическим трудом Бахауллы является книга «Семь долин». Написанная поэтическим языком, она прослеживает этапы странствия души на пути к единению со своим Создателем.

Процесс перевода священных писаний Веры Бахаи продолжается. Стандарт для перевода на английский язык был установлен Шоги Эффенди, правнуком Бахауллы, который возглавлял Веру с 1921 по 1957 год. Его переводы отражают блестящее владение английским языком и авторитетное понимание текстов.

Основные опубликованные работы Бахауллы

  • Китаб-и-Агдас Наисвятая Книга
  • Китаб-и-Иган Книга Несомненности
  • Сокровенные слова
  • Крупицы из Писаний Бахауллы
  • Семь долин и четыре долины

Важной особенностью писаний Бахауллы является их подлинность. Впервые в истории религии слова Богоявления записывались в момент их явления и сразу заверялись Им лично

Этот процесс откровения — акт явления Слова Божьего — описан в нескольких исторических документах.

Один очевидец записал следующее:

Когда Откровение прекращалось, оригинальная рукопись переписывалась самым аккуратным почерком, а Сам Бахаулла лично проверял ее и одобрял окончательный вариант.

По материалам журнала «Бахаис» — издания Международного Сообщества Бахаи

Численность последователей[править | править код]

Ежегодник Британской энциклопедии за 1997 год называет цифру 6 млн. 404 тыс., однако бахаи считают, что она значительно завышена, предпочитая говорить, что их около 5 млн. Также указывается, что прирост последователей сегодня составляет 5,5 % в год по всему миру. Для сравнения, христианство распространяется со скоростью 2,3 % в год.

В России общее количество бахаи на конец года равняется 3676, из них 127 моложе 21 года. На Украине с августа года чуть больше 600 бахаи. В Белоруссии на начало года насчитывается около 400 бахаи.

Международная Община Бахаи признана ООН в качестве неправительственной организации с консультационным статусом. Она аккредитована при Экономическом и социальном совете ООН и Международной организации помощи детям ЮНИСЕФ и сотрудничает с данными организациями по многим направлениям.

Особенности жизни

Нельзя сказать, что бахаистическое течение ― это культурно обособленная часть, реформистское учение или секта, относящаяся к другой религиозной идеологии. Нельзя также сказать, что она может называться и философской идеологией. По словам Арнольда Джозефа Тойнби, бахаи представляется независимым религиозным течением, таким, как, например, ислам, христианство и другие. Он называет бахаизм отдельно стоящей идеологией, которая, как он утверждает, обладает таким же статусом, как другие религии, имеющие в мире признание.

В своем учении Бахаулла провозглашал следующие жизненные принципы:

  • Человеческое единство ― принцип объединения человечества ― служит основой, на которой строится учение Посланника Всевышнего. Мировое объединение является заключительным этапом человеческой эволюции в стремлении к приобретению зрелости. Человечество добьется мировой гармонии только в том случае, если каждый начнет осознавать, что мир между людьми должен стать главным и новым духовным принципом, по которому строится наша жизнь.
  • Самостоятельное стремление к истине переходит в практическую реальность. При искреннем желании найти истину человеку нужно иметь больше, чем одну только слепую веру.
  • Одна основа всех существующих в мире религиозных концепций. Приверженцы бахаистического учения придерживаются точки зрения, что происхождение всех верований Божественно. Абсолютно все верования на Земле были созданы Богом в различных местах, в разные периоды времени, соответствуя потребностям и возможностям людей.
  • Научность и религиозность в гармонии. Божественный пророк утверждает, что должна существовать гармония между религией и наукой. Между ними истинными никогда не существовало противоречий, то есть они являются дополняющими друг друга аспектами истины.
  • Равенство между мужчинами и женщинами. Бахаулла был первым за всю историю религиозных деятелей, кто решился провозгласить принцип равенства между мужчиной и женщиной. Указанный принцип является неотъемлемой частью системы социального порядка, который он разработал и закрепил в законах. Эти законы гласят: женщины и мужчины должны обладать равными правами в обществе.
  • Отсутствие разнообразных предрассудков. Лучшим способом избавления от предрассудков значится осознание человечеством своего единства. Когда определенный член общества начинает осознавать гармонию человечества, его личные предрассудки исчезают.
  • Получение образования каждым человеком. Одним из величайших Божественных даров человечеству служит знание. Тот, кто отказывается от возможности получения знаний, приговаривает себя к ограниченной жизни.
  • Отсутствие крайностей в бедствии и богатстве. Гармония в мире наступит только тогда, когда все станут равны материально, как равны перед Богом.
  • Принятие каждым человеком высоких личных моральных принципов ― залог передачи этих принципов будущим поколениям. Чтобы воспитать детей, сначала нужно воспитать себя.
  • Общий язык для всех народов необходим для объединения всех людей на Земле.
  • Развитие цивилизации должно происходить на основе признания приоритетными духовных принципов.

Бог в рассматриваемом нами учении обладает монотеистичной и трансцендентной концепцией. Он не может иметь никакого описания, и единственным способом его связи с людьми может быть только Посланник Бога (пророк), которого также называют Богоявлением.

В бахаистическом религиозном течении говорится, что изначальная сущность любого человека есть душа, благодаря которой люди отличаются от животных, а человеческое тело присутствует лишь в качестве формы, которая помогает существовать на земле. Как утверждает Бахаулла, живя в мире, человек как бы проживает жизнь ребенка в утробе матери, развивая в себе качества нравственности, духовности, интеллектуальности. Когда душа попадает за пределы земного существования, эти качества преобразуются в «органы и конечности», которые там помогают развитию души. То есть адепты верят в существование души и в ее жизнь после смерти физического тела, когда начинается ее духовный путь к Богу сквозь различные миры и плоскости существования. Успешно пройдя по этому пути, душа попадает в рай, а в противном случае ― в ад, далеко от Бога. Для развития качеств своей души человек должен совершать общение с Всевышним путем медитации, молитвы, изучения откровений пророков. Кроме того, важную роль в этом играет моральная самодисциплина человека и его служение всему человечеству, то есть то, что в буддизме принято называть дхармой.

Равенство

Согласно вере бахаи, все Явители Бога исходят от одного и того же Бога и имеют одинаковую духовную и метафизическую природу, и что между ними существует абсолютное равенство

Бахаулла объяснил, что различия между различными Явителями Бога и их учениями обусловлены различными потребностями и возможностями цивилизации, в которой они появились, а не какими-либо различиями в уровне их важности или характера.. Явители Бога учатся быть «одним и тем же», и в своих отношениях друг с другом они имеют как положение единства, так и положение различия

Бахаулла написал в Книге Уверенности, что относительно их положения единства «если ты назовешь их всех одним именем и приписываешь им одно и то же свойство, ты не ошибся в истине». В этом смысле все Явители Бога выполняют одну и ту же цель и выполняют одну и ту же функцию, выступая посредником между Богом и творением. Таким образом, каждое Явление Бога проявляло Слово Божье и проповедовало одну и ту же религию с изменениями, соответствующими потребностям и культуре конкретной аудитории. Бахаулла писал, что, поскольку каждое Явление Бога имеет одни и те же божественные атрибуты, их можно рассматривать как духовное «возвращение» всех предыдущих Явителей Бога.

Явители Бога учатся быть «одним и тем же», и в своих отношениях друг с другом они имеют как положение единства, так и положение различия. Бахаулла написал в Книге Уверенности, что относительно их положения единства «если ты назовешь их всех одним именем и приписываешь им одно и то же свойство, ты не ошибся в истине». В этом смысле все Явители Бога выполняют одну и ту же цель и выполняют одну и ту же функцию, выступая посредником между Богом и творением. Таким образом, каждое Явление Бога проявляло Слово Божье и проповедовало одну и ту же религию с изменениями, соответствующими потребностям и культуре конкретной аудитории. Бахаулла писал, что, поскольку каждое Явление Бога имеет одни и те же божественные атрибуты, их можно рассматривать как духовное «возвращение» всех предыдущих Явителей Бога.

Затем Бахаулла заявляет, что разнообразие учений Явителей Бога происходит не из-за их различий, поскольку они являются одним и тем же, а потому, что каждое из них имеет различную миссию. Баханулла пишет об этой отличительной позиции: «Каждое Явление Бога имеет особую индивидуальность, определенно предписанную миссию, предопределенное Откровение и специально обозначенные ограничения». Бахаулла писал в « Самоцветах божественных тайн», что те, кто воспринимает различия и различия между Явителями Бога, заметят лежащее в основе единство Явителей, когда они продолжат свой духовный путь. Бахаулла в нескольких отрывках доходит до того, что говорит, что отрицание одного Проявления равносильно отрицанию их всех. Абдул-Баха сказал, что бахаи предпочтет смерть отрицанию любого из великих пророков, будь то Моисей, Мухаммед или Христос.

Однако вера бахаи в единство Явителей Бога не означает, что одна и та же индивидуальная душа рождается свыше в разное время и в разных физических телах. В Вере бахаи все Явители Бога были разными личностями и имели разные индивидуальные реальности. Напротив, их равенство происходит из-за того, что Явитель Бога проявил и раскрыл качества Бога в одинаковой степени.

Дореволюционный период

Востоковеды, дипломаты и писатели России XIX — начала XX веков были в числе первых, кто посвятил новой религии научные исследования и печатные труды. Например, Л.Н. Толстой впервые услышал о Вере Бахаи в 1884 г

Высказывания об учениях новой религии в переписке и дневниках писателя на протяжении последних шестнадцати лет его жизни привлекли внимание историков, писателей и философов Европы. К 1904 г

на сценах петербургских театров и позже в Лондоне и Париже с большим успехом шла пьеса поэтессы Изабеллы Гриневской под названием «Баб» (Предтеча Бахауллы). Художественную ценность пьесы отмечал не только Толстой, но и множество критиков, писателей и журналистов того времени.

Для сравнения можно привести такой факт, что российские востоковеды публиковали научные работы о движении бабидов и Вере Бахаи тогда, когда на американском континенте даже не слышали об этих явлениях. В 1912 году академик В. В. Бартольд писал: «русские труды о бабизме остаются до сих пор одной из лучших страниц в истории русского востоковедения».

Практика

Писания и произнесенные слова Баба, Баха Улла и Абд аль-Баха образуют святую литературу Веры Бахаи. Членство в сообществе бахаи открыто для всех, кто исповедует веру в Баха Улла и принимает его учения. Нет церемоний посвящения, нет таинств и никакого духовенства.

Но каждый бахаи находится под духовным обязательством ежедневно молиться; полностью воздерживаться от наркотиков, алкоголя или любых веществ, которые влияют на ум; практиковать моногамию; получить согласие родителей на вступление в брак; и принять участие в праздновании Девятнадцатого Дня в первый день каждого месяца календаря Бахаи.

Если они способны, те, кто в возрасте от 15 до 70 лет, должны ускорить 19 дней в году, ходя без еды или питья от восхода до заката. Праздник девятнадцатого дня, первоначально учрежденный Бабом, объединяет бахаи в данной местности для молитвы, чтения Священных Писаний, обсуждения деятельности сообщества и наслаждения обществом друг друга. Праздники предназначены для обеспечения всеобщего участия в делах общины и совершенствования духа братства и общения.

Бахаи считают, что каждая эпоха требует нового возвещения. Хотя работа каждого «проявления» откровения Бога была успешной и полной, текущая задача откровения никогда не достигнет своей окончательной «печати»; даже Баха Улла не Последний. Согласно Китаб аль-аквас, сам Баха будет скрыт, хотя и не «тысячу лет».

В начале 21-го века было девять храмов поклонения бахаи: в Австралии, Камбодже, Чили, Германии, Индии, Панаме, Самоа, Соединенных Штатах и ​​Уганде. В храмах нет проповедей; службы состоят из чтения Священных Писаний всех религий.

Бахаи используют календарь, установленный Бабом и подтвержденный Баха Улла, в котором год делится на 19 месяцев по 19 дней каждый с добавлением 4 интеркалярных дней (5 в високосные годы). Год начинается в первый день весны, 21 марта, который является одним из нескольких святых дней в календаре Бахаи.

Примечания

  1. Encyclopedia of Religion / Lindsay Jones. — USA: Thomson Gale, 2005. — Т. 2.
  2. Бахаулла. . Библиотека текстов бахаи. СПб., издательство «Единение», 1998 (1998). Дата обращения: 1 марта 2020.
  3. , с. 37.
  4. .
  5. Van der Vyer, J.D. Religious human rights in global perspective: religious perspectives (англ.). — Martinus Nijhoff Publishers  (англ.) (рус., 1996. — P. 449. — ISBN 90-411-0176-4.
  6. Бахаи или бабиды // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
  7. Boyle, Kevin; Sheen, Juliet. Freedom of religion and belief: a world report (англ.). — Routledge, 1997. — P. 29. — ISBN 0-415-15978-4.
  8. Shoghi Effendi, God Passes By, p. 93.
  9. ↑ The Britannica Book of the Year (1992-present)
  10. ↑  (недоступная ссылка). Дата обращения: 20 июля 2008.
  11. «Когда после залпа дым рассеялся и пыль осела, Баба нигде не было видно, и толпа закричала, что Он вознёсся на небеса».— Сэр Джастин Шейл, британский посол в Тегеране, 22 июля 1850 г.

    «По невероятному стечению обстоятельств, пули задели только верёвки, которыми Баб был связан; они порвались, и он освободился».—Александр Казем-Бек. «Баб и бабиды: религиозно-политические смуты в Персии в 1844—1852 годах».

  12. Шоги Эффенди. . Библиотека текстов бахаи. СПб.: Единение (2004).
  13. ↑  (недоступная ссылка). Дата обращения: 20 июля 2008.
  14. Taherzadeh, Adib. The Covenant of Baháʼu’lláh.. — Oxford, UK: George Ronald.. — 1972.
  15. Momen, Moojan. «The Covenant and Covenant-breaker». — 1995.
  16. MacEoin, Denis. «Bahaism: Bahai and Babi Schisms». — Encyclopædia Iranica. III.. — New York., 1989. — С. p. 448..
  17. Smith, Peter. An Introduction to the Baha’i Faith.. — Cambridge: Cambridge University Press., 2008. — С. p. 173. — ISBN 978-0-521-86251-6..
  18. ↑  (недоступная ссылка). Дата обращения: 12 января 2013.
  19. Данные о численности бахаев
  20.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 20 июля 2008.

История возникновения

Абд аль-Баха и его старший внук Шоги Эффенди Раббани. Хайфа, 1939 г.

Религия бахаи первоначально выросла из секты Баба, которая была основана в 1844 году Мирзой Али Мохаммадом из Шираза в Иране. Он провозгласил духовную доктрину, в которой подчеркивается предстоящее появление нового пророка или посланника Бога, который опрокинул бы старые верования и обычаи и вступил в новую эру.

Хотя и новые, эти убеждения возникли в шиитском исламе, который верил в предстоящее возвращение 12-го имама (преемника Мухаммада), который возобновил бы религию и направлял верующих. Мирза Али Мохамад впервые провозгласил свои убеждения в 1844 году и принял титул Баб.

Вскоре учения Баба распространились по всему Ирану, что вызвало сильное сопротивление и мусульманского духовенства шиитов, и правительства. Баб был арестован за ересь и после нескольких лет лишения свободы был казнен в 1850 году в Тебризе, в возрасте 31 года. Его ученики, считающие его мучеником, привезли его останки в Хайфу в 1909 году. Крупные преследования его приверженцев, баби, продолжались и в конечном итоге стоили жизни 20,000 человек.

Одним из первых и самых сильных учеников Баба был Мирза Хусейн Али Нури (1817-92), который принял имя Баха-Улла (на арабском языке «слава Бога»). Он отрекся от своего социального положения и присоединился к Баба. Баха Улла был арестован в 1852 году и заключен в тюрьму в Тегеране, где он узнал, что он был пророком и посланником Бога, чье приближение было предсказано Бабом.

Он был выпущен в 1853 году и сослан в Багдад, где его руководство возродило общину Баба. В 1863 году, незадолго до того, как правительство Османской империи было перемещено в Константинополь (ныне Стамбул), Баха Улла объявил своим собратьям по общине Баба, что он — посланник Бога, предсказанным Бабом. Подавляющее большинство бабистов признало его требование и с тех пор стало известно как бахаи.

Впоследствии Баха Улла был посажен османами под домашний арест в Адрианополе (ныне Эдирне, Турция), а затем в Акко в Палестине, где сидел до 1877 года. За это время он написал «Китаб аль-аквас» («Святейшая книга»).

До того, как Баха Улла умер в 1892 году, он назначил своего старшего сына Абд аль-Баха (1844-1921) лидером общины бахаи и уполномоченным интерпретатором его учений. Баха-Улла похоронен возле Ако. Во время его смерти базировались в Иране и в Ако. Абд аль-Баха активно управлял делами движения и распространял веру в Северную Америку, Европу и другие континенты. Он назначил своего старшего внука Шоги Эффенди Раббани (1897-1957) своим преемником. Благодаря путешествиям Эффенди, вера распространилась во всем мире.

Золотой купол Храма Баба в Хайфе был построен в 1953 году, чтобы содержать могилу Сийяда Али Мухаммеда — Баба.

Дом-музей Баха-Уллы (особняк Бахджи) среди бахайского сада в Ако.

Вера Бахаи быстро развивалась в 1960-х годах, и к началу XXI века в ней было более 180 национальных духовных собраний (национальных руководящих органов) и нескольких тысяч местных духовных собраний. С 1962 года бахаи управляются Всемирным домом справедливости, который избирается каждые пять лет и базируется в Хайфе. Источники Бахаи обычно считают, что численность последователей веры бахаи в мире составляет более 5 миллионов человек. Энциклопедии и аналогичные источники оценивают от 2 до 8 миллионов бахаистов в мире в начале XXI века, большинство оценок от 5 до 6 миллионов.

Хотя их штаб-квартира в мире базируется в Израиле, там живут немногие бахаи. В Иране бахаи были крупнейшим меньшинством страны и пользовались относительной терпимостью со стороны режима шаха. После того, как исламские фундаменталисты пришли к власти в Иране в 1979 году, 300,000 бахаистов были подверглись преследованиям правительством.

Вера Бахаи в Иране

Власти Ирана во все периоды относили бахаи к категории «незащищённых неверных», у которых нет никаких прав, несмотря на то, что это самое крупное религиозное меньшинство Ирана, численность которого (350 тыс. человек) существенно превышает численность всех остальных религиозных меньшинств страны, вместе взятых.

После Исламской революции 1979 г. бахаи подвергаются преследованиям по причине своей религиозной принадлежности. Более двухсот бахаи были убиты, сотни брошены в тюрьмы и тысячи лишились работы, имущества и возможности получать образование. В 1983 г. все организации бахаи были запрещены; этот запрет действует до сих пор.

В конце сентября 1998 года стало известно об арестах в разных городах страны свыше 36 преподавателей и сотрудников Института Высшего Образования Бахаи (ИВОБ), учреждённого, чтобы дать молодёжи бахаи возможность альтернативного образования; имущество и оборудование ИВОБ было конфисковано.

19 декабря 2001 г. Генеральная Ассамблея ООН одобрила резолюцию, которая призывает Исламскую Республику Иран «прекратить все формы дискриминации по религиозному признаку» и требует, чтобы иранское правительство полностью выполнило предыдущие рекомендации ООН, гласящие, что бахаи должны получить полную свободу практиковать свою религию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector