Самые красивые иконы — 20 фото
Содержание:
- Иконописное искусство XVII века
- Популярное за 7 дней
- История
- Происхождение образа
- Перспектива
- Неупиваемая чаша
- Правила изображения святых
- Псковская
- Дорогой символ
- Золота стало меньше. Почему?
- Популярное за 7 дней
- Ступенька к истинной вере
- Техника
- Золотое письмо
- Особенности православной иконописи
- Отличительные особенности
Иконописное искусство XVII века
С XVI в. нарастает обмирщение: появляются неканонические иконы вроде «Троицы Новозаветной», где изображен Бог Отец – вопреки запрету Стоглавого Собора. К XVII в. в иконопись начинают проникать даже мирские сюжеты, образы. Некоторые же иконописцы ставят под сомнение саму обратную перспективу, как принцип, настаивая на иконе, как своего рода «портрете».
Например, придворный иконописец Иосиф Владимиров пишет, что Христу на иконе Рождествавсячески подобает быти белу и румяну, паче же лепу, а не безлепичну, по пророку, глаголящему: Господь воцарися и в лепоту ся облече! И паки: Господи, во свете лица Твоего пойдем… То како мрачно и темнообразно лице Его тамо писати?».
Ведомые духом мира, мастера все чаще желают делать икону «красивой», а не духовной, работы прежних времен кажутся им «мрачными».
В 1663 году Симон Ушаков создал одно из самых известных своих произведений — икону «Похвала Владимирской иконе Божией Матери», или «Древо Государства Российского», для церкви Троицы в Никитниках. XVII в. Иконописная школа или художественный центр: Школа Оружейной палаты. Происхождение: из церкви Троицы в Никитниках в Москве. Материал: дерево, темпера. Размеры иконы: высота 105 см, ширина 62 см. На фоне Успенского собора изображены первый московский митрополит Петр и князь Иван Данилович Калита. Они сажают и поливают дерево, которое как бы прорастает сквозь Успенский собор, заполняя ветвями всю поверхность иконы. На ветвях древа – медальоны с изображением московских святых, а в центральном самом большом медальоне – образ Богоматери Владимирской. За кремлевской стеной стоят царь Алексей Михайлович и его первая жена Мария Ильинична с детьми. Наверху в облаках Спас, вручающий парящим ангелам венец и ризу для Алексея Михайловича: царь небесный венчает царя земного. Изображения святых в медальонах располагаются снизу вверх с некоторыми отступлениями от исторической последовательности, как бы сообразуясь с «ростом» дерева. На левой ветви, за митрополитом Петром представлены отцы русской церкви: митрополиты Алексий, Киприан, Иона, Фотий и Филипп, патриархи Иов и Филарет, цари Михаил Федорович, Феодор Иоаннович, царевич Дмитрий. На правой ветви в первом медальоне изображен дед Ивана Даниловича Калиты князь Александр Невский в одежде схимника. За ним – основатели и настоятели близких к Москве монастырей – преподобный Никон Радонежский, преподобный Сергий Радонежский, преподобный Савва Сторожевский, преподобный Пафнутий Боровский преподобный Симон безмолвник, преподобный Андроник и московские блаженные Максим, Василий, Иоанн Большой колпак. Инв. № 28598. Государственная Третьяковская галерея,
Популярное за 7 дней
На престольном празднике погибла супруга священника
21.11.21 10:33
Митр. Антоний (Паканич): 4-й псалом открывает формулу счастья
17.11.21 11:38
Образы старой Греции в полотнах Теодороса Раллиса
23.11.21 10:45
«А крестик с ребёнка лучше снимите»: о новом атеизме
17.11.21 13:39
Святой Архистратиг Михаил и прочие Небесные Силы бесплотные: как и нам стать Ангелами?
19.11.21 19:14
Митр. Антоний (Паканич) о главном уроке от Архистратига Михаила
20.11.21 22:21
Архангел Михаил. 10 икон
18.11.21 18:17
Что такое эгоизм больного человека?
19.11.21 10:52
Митр. Антоний (Паканич): Зачем нужны правила поведения?
22.11.21 16:39
22 ноября — празднование в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница»
22.11.21 09:21
История
Иудеи, среди которых проповедовал Иисус Христос, не имели традиции изображений не только Бога, но даже людей – подобные изображения были абсолютно запрещены.
Поэтому традиция создания икон восходит к грекам, римлянам, другим языческим народам. Их художники издавна умели передавать объем, фактуру, индивидуальность изображенного лица.
Шедевром подобной живописи считаются, например, созданные техникой энкаустики (живопись расплавленным воском) так называемые «Фаюмские портреты», изображения на гробницах жителей Египта, относящиеся к I-III вв. Они очень реалистичны, а краски даже до наших дней сохраняют яркость.
Икона как портрет?
Техника энкаустики была очень популярна также у христиан. Так, среди образов монастыря св. Екатерины на Синае есть изображения Христа, Ап. Петра, также выполненные восковыми красками, реалистично передающие черты индивидуальности.
Христос ПантократорПервая половина VI в. 84 × 45.5 × 1.2 смМонастырь св. Екатерины, Синай, Египет. Энкаустическая икона середины VI века с изображением Иисуса Христа в иконографии Пантократора. Древнейшее из известных иконописных изображений Христа.Икона была создана в Константинополе в середине VI века и направлена императором Юстинианом в дар Синайскому монастырю, для которого он в это время возводил базилику и укреплённые стены. Икона была обнаружена в монастыре в XIX веке. Было установлено, что предположительно в XIII веке икона подновлялась (прорисовывалась) темперной живописью. Оригинальная восковая поверхность была очищена при реставрации иконы в 1962 году.
Свет как образ
Однако долгое время наличие в храме именно изображений не было обязательным элементом церковной традиции. Более того, в Византии существовал храм, где вообще не было ни одной иконы в позднейшем понимании. Как ни удивительно, это – храм Св. Софии Премудрости Божией (одно из Божественных имен Христа), самый знаменитый христианский храм всех времен, известный с VI в. Здесь способом «иконописания» оказался… свет.
Софийский собор в Стамбуле. Как утверждают исторические источники, до разгрома крестоносцами алтарь был из чистого золота, расписан эмалью и украшен драгоценными камнями. В середине центрального нефа стоял амвон, искусно сделанный из слоновой кости, серебра и цветного мрамора. Купол над амвоном был изготовлен из золота и украшен драгоценными камнями… И очень много света.
Особым образом лившийся из-под купола, от окон, отражавшийся от покрытых мозаикой стен, свет как солнечный, так (по ночам) лунный, звездный создавал своего рода световое облако, по слову св. Иоанна Богослова:
Ну а известные позже иконы появились здесь после победы над иконоборческой ересью.
Образ Царства
VII Вселенский Собор, утвердивший почитание священных образов как догмат, стал рубежом: ведь на нем были осмыслены важнейшие отличия иконы от «просто портрета», ее значение как «окна» в мир Бога, святых, Ангелов. Таким образом:
- не просто была утверждена уже сложившаяся традиция: само создание иконы получило значение особого духовного делания, подвига; недаром множество иконописцев были иноками-подвижниками, десятки – впоследствии прославлены, как святые;
- сами приемы создания священного образа теперь сильно отличались от приятой техники писания, например, портретов – они должны были также свидетельствовать реальность иного мира.
Так сложилась традиция создания икон, сохранившаяся до наших дней.
Фото Аси Красновой
Происхождение образа
Есть летописное свидетельство, где говорится, что икона Благовещения была взята Иваном Грозным в Новгороде, в Георгиевском соборе Юрьева монастыря, что вполне согласуется с ее огромными размерами. Как заметил один исследователь, икона «Устюжское Благовещение» соответствует по размеру иконе «Святого Георгия в рост», также находящейся в Третьяковской галерее рядом с «Устюжским Благовещением». Первоначальный образ, который сейчас находится под поздними записями, тоже древний – XII века. Можно предположить, что изначально образы святого Георгия и Благовещения находились на восточных подкупольных столбах Георгиевского собора, который после Софии Новгородской был самой значительной постройкой Великого Новгорода.
Икона «Устюжское Благовещение»
Есть и другая версия, которая говорит, что эта икона происходит из церкви Благовещения на Городище, построенной, как и Георгиевский собор, в начале XII века. Исследователи, придерживающиеся этой теории, утверждают, что изначально «Устюжское Благовещение» – храмовая икона этой церкви.
По летописным свидетельствам фон иконы, который сейчас выглядит немного пустым, с остатками золота и белого левкаса, первоначально был покрыт золоченной серебряной басмой. Икона выглядела, как некий роскошный ковчег, где молящиеся могли видеть фигуры архангела Гавриила и Богородицы, и вверху сегмент неба с изображением Ветхого деньми.
Любопытная история связана с появлением названия – «Устюжское». Как в ряде других случаев, на древний образ наложилось относительно позднее предание. В данном случае это предание из жития св. Прокопия Устюжского, которое было написано в XVII веке. Там есть эпизод о молитве святого перед иконой Благовещения об избавлении Великого Устюга от побиения «каменным градом», и во время его молитвы икона замироточила и «не стало более удушливого зноя, утихли молнии и громы, разошлись тучи».
Георгиевский собор Юрьева монастыря, для которого предположительно была написана икона. Фото: Mysquarehead / Wikimedia commons
Это предание появилось в эпоху позднего Средневековья, видимо, уже после того, как сама икона была перенесена Иваном Грозным в числе многих других святынь из захваченного и разоренного опального Новгорода в столицу – Москву. Долгое время икона находилась в Успенском соборе Московского Кремля, и устюжане до такой степени связали с ней свое предание о великом чуде из жития Прокопия Устюжского, что после того, как французы, занявшие Кремль, изуродовали икону и ободрали с фона позолоченную басму, жители города Устюга специально собрали деньги для того, чтобы украсить эту икону, которую они считали своей святыней, новым драгоценным окладом.
Перспектива
Православные иконописцы отказались от линейной перспективы, сохранив традицию обратной перспективы. Обоснованием является тезис, что икона – это не картина. Иконописец изображает то, что никто не видел. Воплощение образа зависит от его духовного состояния, не «плотского», а «духовного» зрения. Применение обратной перспективы позволяет расширять и углублять изображение, приближая икону к религиозному содержанию воплощенного на доске или фреске сюжета.
При прямой перспективе линии сходятся в глубине плоскости изображения. В случае с обратной линии сходятся вне образа, что подчеркивает неземную сущность происходящего с персонажами иконы, показывает благодать, осеняющую земной мир из мира небесного. Благодаря приему обратной перспективы окно в священный мир раскрывается вширь. Пространство не от мира земного на иконах обозначено золотым фоном, а предметы, их взаимное расположение, даны в обратной перспективе.
Неупиваемая чаша
«Неупиваемая чаша» — это икона Богоматери, которую связывают с духовным источником радости, веры и прощения. Божья Матерь утешит всех, кто оступился на своем жизненном пути.
Если обратиться с чистыми мыслями и верой, то неупиваемая чаша обязательно поможет, защитит и направит на истинный путь. Она поможет исцелиться от наркомании, пьянства.
Иконку с образом Богоматери нужно поставить у человека в изголовье, который злоупотребляет спиртными напитками, увлекается азартными играми. Известны случаи того, что реликвия помогала ускорить процесс купли-продажи жилья. Богоматери молятся родители, дети которых повзрослели.
Правила изображения святых
Основной прием расположения фигур на православных иконах – фронтальный разворот главных действующих лиц. Если же они повернуты друг к другу, то лица все равно обращены на три четверти к смотрящему на образ. В профиль изображают второстепенные и отрицательные персонажи.
Канонические правила зависят от персонажа сюжета образа.
Различают каноны изображения:
- Христа;
- Божьей Матери;
- ангелов;
- святых;
- праздников.
Самые строгие предписания касались Иисуса Христа. Он мог быть изображен один или в окружении святых.
Его облик должен соответствовать библейскому описанию:
- средних лет;
- темноволосый;
- с небольшой бородой;
- величавого вида;
- правая рука поднята в благословляющем жесте.
Изображения могут быть:
- головы;
- до плеч;
- до пояса;
- в полный рост.
Справа и слева от головы Иисуса Христа должны быть написаны буквы И. Х. Нимб перечеркнут крестом, как напоминание о жертве за род человеческий.
Иконография облика Божьей Матери более разнообразна, чем у Сына Божьего. Совокупность типов изображений Богородицы сгруппирована по 8 сюжетам, отличающихся композиционно и по действующим лицам.
Типы богородичных икон:
- в полный рост с поднятыми руками и младенцем на груди (Оранта);
- с младенцем на руках, который держит свиток и благословляет (Одигитрия);
- без Сына, рядом с архангелом Гавриилом (Благовещение);
- Мать и Сын соприкасаются щеками (Елеуса);
- вместе с Сыном восседает на троне (Панахранта);
- Мать кормит Сына грудью (Млекопитательница);
- Богородица со взрослым Иисусом и Ионном Крестителем (Деисус);
- лежит на одре, рядом 12 апостолов, над головой Иисус Христос (Успение);
- одиночная (портрет).
Согласно канонам, облик Богородицы узнаваем на всех иконах:
- удлиненный овал лица;
- миндалевидный разрез глаз;
- дугообразные брови;
- прямой, тонкий нос;
- маленький рот.
Одежда Богоматери – это туника, покрывало, закрывающее голову и плечи.
Преобладают цвета:
- оттенки красного;
- оттенки синего;
- фиолетовый;
- золотой.
Относительно изображения Святой Троицы, то канонической считается одноименная икона А. Рублева. Описание ангелов, архангелов, херувимов, серафимов должно соответствует библейским текстам. Это Божьи Создания с крыльями, одетые чаще всего в белоснежные хитоны и плащи, или в воинские латы (архангел Михаил). Каждый держит в руках свой атрибут: меч, жезл, зерцало. У всех Бесплотных Высших Сил над головой имеется нимб.
Псковская
Была тесно связана с Новгородской, близка ей по стилю. К XIV-XV в. характерная черта многих псковских икон – красный, а не золотой фон.
Иконография: Иоанн Предтеча, пророк и креститель Датировки: XVI в. Конец XVI — XVII в.Иконописная школа или художественный центр: Псковская школа Материал: Дерево, паволока, левкас, темпера. Размеры иконы: высота 59,5 см, ширина 44 см Оплечное изображение Иоанна Предтечи в милоти. Инв. № 1466. Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Московская
Ее расцвет приходится на XIV в., а наиболее яркие представители – свт. Петр, прп. Андрей Рублев, позже – Дионисий. Школа тесно связана с исихастскими традициями. Образ золотого неземного света буквально пронизывает образы прп. Андрея, а также написанные его учениками.
Иконография: Алексий, святитель, митрополит Московский Датировки: XV в. Конец XV века (около 1481 ?).Иконописная школа или художественный центр: Дионисий и мастерская. Иконописец: Дионисий.Материал: Дерево, темпера.Размеры иконы: высота 197 см, ширина 152 см В среднике помещено изображение митрополита Алексия в рост, правой рукой он благословляет, левой – держит закрытое Евангелие. Список клейм:1. Рождение Елевферия (Алексия)2. Приведение в учение 3. Видение Елевферия 4. Пострижение Елевферия в монахи под именем Алексия 5. Поставление Алексия в епископы города Владимира 6. «Утишение» хана Бердибека 7. Алексий просит преподобного Сергия Радонежского отпустить ученика его Андроника на игуменство в основанный митрополитом Спасский монастырь 8. Благословение Андроника на игуменство 9. Алексий молится у гроба митрополита Петра перед отъездом в Орду10. Прибытие Алексия в Орду и встреча с ханом бердибеком 11. Исцеление жены хана Тайдулы12. Возвращение Алексия в Москву 13. Предчувствуя кончину, Алексий предлагает преподобному Сергию Радонежскому стать своим преемником 14. Алексий готовит себе гробницу в основанном им Чудовом монастыре 15. Погребение Алексия 16. Обретение мощей Алексия 17. Воскрешение умершего младенца у гроба Алексия 18. Женщина, исцеленная от слепоты, дарит церкви икону Алексия 19. Исцеления у гроба Алексия Инв. № Др. 1100. Государственная Третьяковская галерея,
Тверская
Она складывается к XIV в. Специалисты говорят, что школа отличалась акцентами ее иконописцев на выразительность лика изображенного, рук, вообще пластики движения.
Иконография: Георгий Победоносец, великомученик Датировки: XVI в. Иконописная школа или художественный центр: Тверская школа Происхождение: Из иконостаса Троицкого собора Троице-Макарьева Калязина монастыря, возведенного из кирпича в 1521-1523гг. по инициативе дмитровского князя Юрия Ивановича и служившего при его дворе Михаила Воронцова, на средства последнего. Материал: Дерево, левкас, темпера. Размеры иконы: высота 151 см, ширина 88 см Святой Георгий. Из ростового деисусного чина. КП 108. Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева
Строгановская
Направление формируется на Урале XVI в. под покровительством предпринимателей Строгановых, отсюда название
Иконописцы школы особое внимание уделяют мелким деталям, орнаменту, надписям. Такая эстетизация образа чаще всего идет в ущерб духовной составляющей, но делает икону действительно произведением искусства
Икона Строгановской школы. Прокопий Чирин. Иоанн Предтеча — Ангел пустыни. 1620-е
Палехский стиль иконописания
Он возник к середине XVIII в. К этом времени писание икон из духовного делания немногих стало «ремеслом». Иконописцы, сочетая традиции разных школ, создали собственный стиль, для которого характерно, с одной стороны, использование темперных красок согласно древней практике, с другой – эстетизация иконы по типу Строгановской школы.
Иконография: Воскресение Христово Датировки: XIX в. 1894 год.Иконописная школа или художественный центр: Палехская школа иконописи Иконописец: Хохлов Василий Александрович Происхождение: Поступила от А.В. Хохлова, 1960-е.Материал: Дерево, левкас, темпера, золотоРазмеры иконы: высота 29,7 см, ширина 19,8 см Литературная основа сложной многофигурной композиции – Псалтирь и апокрифическое Евангелие от Никодима. Это икона – один из лучших примеров палехского подстаринного письма. Инв. № ГМПИ 3601. ДИ-419-И. Государственный музей Палехского искусства Литература: 1.Палехская школа 1923-1950. Лаковые миниатюры иконописцев. Мюнхен, 2011. № 12. С. 42.
Дорогой символ
Все, что мы называем золотым, сразу обретает ценность – будь то «золотые руки» мастера, «золотое сердце» матери или «золотые слова» оратора. Золото хвалили, о его символике размышляли богословы, философы, историки искусства. Как в мозаике есть разные оттенки золота, так и символика золота многообразна.
«Из цветов цвет и из чудес чудо…». Так представлял золото Евгений Трубецкой. «Изо всех цветов один только золотой, солнечный обозначает центр Божественной жизни, а все прочие ее окружение. Один Бог, сияющий «паче солнца», есть Источник царственного света» .
Ольга Попова о смысле золота в иконописи говорила: «Золото в иконах всегда является проявлением невидимого Божественного присутствия во всем мироздании и знаком связи со всем Божественным…». Она также рассуждает о том, что чем больше золота в иконе, тем лучше: «…и совсем не только из-за ее драгоценности и богатства, но главным образом из-за глубины ее символики, так как по христианской символике золото – это Божественный свет» .
«Это одновременно цвет и свет», – характеризует золото Ирина Языкова . А Виктор Бычков называет его одним из источников света в церковной живописи. Золотой свет излучают фон композиции, нимб святого образа и разделка изображенного в красках золотыми лучами и нитями . Рассмотрим эти «золотые светильники» отдельно.
Золота стало меньше. Почему?
Когда православная иконопись двинулась в сторону реалистической живописи, золотое пространство стало вытесняться. Этот процесс охватил все православное искусство, в том числе и на украинских землях. Стоит вспомнить такие слова Владимира Овсийчука: «Древняя поэтичность уступает место реальной повествовательности. Колористическая перемена была закономерной – искусство и наука приближались к реальной жизни, их основным объектом стали природа и человек» .
Икона «Рождества Христова» из праздничного ряда иконостаса львовской церкви Святой Параскевы Пятницы еще не утратила фонового золота. Здесь и традиционное золочение, и попытка показать окружающий ландшафт в прямой перспективе, а лики – моделировать светотенью.
Людмила Миляева размышляет: «Можно жалеть, что с конца XVI века украинская икона утратила символико-догматичную силу, которая была присуща ей раньше, с ее условными приемами мистического шифра. Но, очевидно, ход истории меняет человека, его восприятие, гамму чувств и струны, которые их вызывают… Глубоко религиозный художник никогда не сможет во время Интернета стать художником средневековья» .
Насколько способны мы сегодняшние, утомленные и пресыщенные каждодневным визуальным потоком, глубоко воспринять «золотой язык» церковного искусства? Это открытый вопрос. Определенно можно сказать, что золото неизменно. Красивейший материал, вплетенный в «ткань» церковного искусства, не утрачивает своей ценности и благородства со временем, сияя в нимбах, украшениях святых образов и современных иконах Православной Церкви.
Оксана Сьомак
Персоналии:
Князь Евгений Трубецкой – религиозный философ.Ольга Попова – доктор искусствоведения, специалист в сфере византийского искусства.Ирина Языкова – искусствовед, кандидат культурологии. Виктор Бычков – доктор философских наук.Наталья Шередега – заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи.Владимир Овсийчук – доктор искусствоведения.Людмила Миляева – доктор искусствоведения, профессор, специалист в области украинской иконы.
1. Левчук Е. В. Приемы исполнения фаюмских портретов в технике энкаустики I–IV вв. н. э. . URL: https://cyberleninka.ru/article/n/priemy-ispolneniya-fayumskih-portretov-v-tehnike-enkaustiki-i-iv-vv-n-e2. Портрет юноши в золотом венке . URL: https://pushkinmuseum.art/data/fonds/ancient_east/1_1_a/1_1_a_5776/index.php?lang=ru3. Трубецкой Е. Два мира в древнерусской иконописи . URL: https://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Trubeckoj/dva-mira-v-drevnerusskoj-ikonopisi/ 4. Языкова И. К. История иконописи. Истоки. Традиции. Современность. VI–XX века. М., 2014.5. Языкова И. К. Богословие иконы . URL: https://lib.pravmir.ru/library/book/14636. Бычков В. В. Духовно-эстетические основы русской иконы. М.: Ладомир, 1995.7. Виктор Кутковой. О нимбах . URL: https://azbyka.ru/o-nimbax8. Краткая история византийского искусства . URL: https://arzamas.academy/materials/9189. Филатов В. В. Краткий иконописный иллюстрированный словарь. М.: Просвещение, 1996.10. Икона Благовещение . URL: http://icons.pstgu.ru/icon/276111. Древнерусское искусство домонгольского периода в Третьяковской галерее . URL: https://www.youtube.com/watch?v=epVA93U9BCM12. Гренберг Ю. И. От фаюмского портрета до постимпрессионизма. История технологии станковой живописи: две тысячи лет эволюции. М.: ИД «Искусство», 2004.13. Пути искусства Востока и Запада после разделения . URL: https://www.youtube.com/watch?v=PItn80d-KXQ14. Геннадий Андреев, мастер, владеющий редким искусством флорентийской мозаики . URL: https://www.youtube.com/watch?v=fK23VskWiWA 15. Овсійчук В. Українське малярство X–XVIII століть. Проблеми кольору. Львів: Ін-т народознавства НАН України, 1996.16. Українська ікона XI–XVIII століть: Альбом / Авт. Л. Міляєва, М. Гелитович. К., 2007.17. Інтернет-галерея українського іконопису . URL: ICON.ORG.UA18. Православные мастерские «Русская икона» . URL: https://www.ruicon.ru19. Христианство в искусстве: иконы, фрески, мозаики… . URL: https://www.icon-art.info
Популярное за 7 дней
На престольном празднике погибла супруга священника
21.11.21 10:33
Митр. Антоний (Паканич): 4-й псалом открывает формулу счастья
17.11.21 11:38
Образы старой Греции в полотнах Теодороса Раллиса
23.11.21 10:45
«А крестик с ребёнка лучше снимите»: о новом атеизме
17.11.21 13:39
Святой Архистратиг Михаил и прочие Небесные Силы бесплотные: как и нам стать Ангелами?
19.11.21 19:14
Митр. Антоний (Паканич) о главном уроке от Архистратига Михаила
20.11.21 22:21
Архангел Михаил. 10 икон
18.11.21 18:17
Что такое эгоизм больного человека?
19.11.21 10:52
Митр. Антоний (Паканич): Зачем нужны правила поведения?
22.11.21 16:39
22 ноября — празднование в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница»
22.11.21 09:21
Ступенька к истинной вере
Если человек благоговейно относится к святыне, то это преклонение не позволит ему носить икону в кошельке. Потому что неподходящее это для иконы место. Соседство икон с деньгами, кредитными карточками и т. п. неуместно
Впрочем, не столь важно, где именно человек носит икону, а его отношение к образу.В советское время у богатых людей была мода на коллекционирование икон, которые они «благочестиво» называли «доски». И хотя и размещали их в заметных местах, никакой духовности в этом не было
Люди почитали эстетическую и антикварную ценность икон, но не их духовное содержание.Были в то время и те, которые держали в доме черно-белые или разукрашенные низкопробными красками фотографии икон, купленные на базаре, на одном прилавке с фотографиями пухленьких девочек, котят и целующихся голубей. Само качество их изображения выглядело как надругательство. Но для покупателя это было не так уж и важно. Приобретали-то их ведь чаще всего «на удачу».Так что все зависит от побудительной причины: зачем человек носит с собой икону. Если это действительно проявление упования на Бога, боголюбие – это одно. Если «на всякий случай» и чтобы в жизни везло – это уже другое. Хотя для некоторых людей даже такое магически-языческое отношение может стать ступенькой, путем к истинной вере. Это уровень понимания человека, то, что он способен осознать в данный момент. Главное, чтобы на этой ступеньке человек не остановился, а такое вполне возможно.Если в человеке не проснется боголюбие, то он так христианином и не станет. Потому что отношения с Богом строятся на бескорыстной любви, а не ради того, чтобы повезло в жизни и для получения земных благ.И если с верой и надеждой (хотя бы в какой-то степени) женщина носит складенек в сумочке с благоговением – это можно понять. Но нельзя сказать, что сумка – подходящее место для постоянного пребывания святого образа.
Техника
С IX в. создатели икон перешли к так называемой послойной живописи. Это означает, что:
- цвета никогда не смешиваются друг с другом; поэтому на иконах нет полутонов, или таких цветов как розовый, серый, других подобных;
- краски наносятся слоями – причем новый слой только после полного высыхания предыдущего.
Так осуществляется принцип «неслиянного соединения» даже самих красок, используемых иконописцем.
Природные минеральные пигменты
С IX в. иконописцы начинают все чаще применять темперные, то есть порошковые краски на основе минералов, разведенных на яичном желтке, иногда с добавлением масла. Среди самых часто используемых минералов:
- охра, красная и желтая; это гематит или лимонит (так называемый бурый железняк) с глиной; красной охрой нередко пишут хитон Христа, плат Богородицы, желтой – делают фон иконы;
- киноварь – ярко-красный минерал ртути;
- лазурит – минерал синего цвета, многие другие.
Доски
Доска для иконы готовится особым образом:
- сначала делается небольшое углубление для самого изображения, именуемое «ковчегом»;
- на него наклеивается ткань – паволока;
- поверх нее наносится левкас – особая грунтовка на основе алебастра или мела.
Интересный фактМногие специалисты говорят, что такая подготовка доски служит большей прочности, сохранности
Однако, священник Павел Флоренский в работе «Иконостас» обращает внимание на то, что древнейшие иконы созданы не на доске, а не камне, что не случайно: именно этот материал ярче всего символизирует вечность, неизменность горнего мира. Поэтому в подготовке доски можно видеть еще своего рода символическое «превращение» дерева в каменную стену – его даже «штукатурят» похожим образом.
Процесс создания иконы
«Послойность» — не только техника нанесения красок, но еще особый порядок написания образа:
- сначала на уже загрунтованной доске художник делает «прорись», или предварительный рисунок, контур;
- после этого делается фон: он может быть золоченым, когда на грунт наклеиваются тончайшие листочки золота, или же просто окрашенным;
- следующий этап – детали одеяний изображенного, элементы архитектуры, природы, его окружающие;
- последней писалась самая важная часть образа – лик.
Фото Аси Красновой
Золотое письмо
В древних иконах еще сохранились золотые линии, которыми могут светиться одежды, оклады книг Священного Писания, ангельские крылья, изящными прядями уложенные волосы Божьих посланников.
«Ангел Златые власы» – так называют древнерусскую икону Архангела Гавриила, при взгляде на которую душа умиляется и обращается к Небу. А ведь это лишь отблеск того праздничного образа, который был создан изначально. Фон его был совсем не зеленым, как сейчас, а блистал золотом. Остается довериться собственному воображению, чтобы представить это великолепие. Легкие золотые нити в переплетенных волнистых волосах, золотые лучи на одежде – лишь остатки драгоценного украшения этого возвышенного и печального Ангела.
Еще более светлый, лучезарный Архангел Гавриил из «Устюжского Благовещения» с радостью устремлен с благой вестью к Богородице. На самом деле икона происходит не из Великого Устюга, а относится к новгородскому наследию. Она сверкала бы подобно солнышку, однако утратила большую часть своего золотого фона .
Совсем иной – строгий и величественный – предстает перед нами Нерукотворный Спас, где темные волосы Христа пролинованы золотистыми прядками четко и ритмично. Высокая упорядоченность и спокойная сила живут в данном образе.
Эти чудесные памятники Древней Руси принадлежат к XII веку, поистине веку золотому в культуре молодого христианского государства, и относятся к неповторимому наследию домонгольского периода.
Нельзя здесь не сказать об иконе, которую около 1130 года привезли в Киевскую Русь из Константинополя. До того, как ее вывезли во Владимир, она находилась в Богородичном монастыре Вышгорода, откуда и получила свое наименование «Вышгородская Богородица». Перед нами известная всем икона Владимирской Богородицы «Умиление». Она многое повидала на своем веку, но и сегодня сияет. Золотым первоначально был ее фон, золотые ленты моделируют одеяние маленького Спасителя, золотые звезды и линии украшают мафорий Богородицы.
Очень бы хотелось называть полосы сусального золота, а также тонкие золотые лучи и нити одним красивым словом «ассист», но тогда мы повторим распространенную ошибку, неоднократно воспроизводимую в литературе. Ведь на самом деле ассист – специальный раствор, на который накладываются тонкие полоски сусального золота. Само же такое золочение иконы поверх красочного слоя называется менее благозвучным, но правильным термином – «инокопь» .
Особенности православной иконописи
Важнейшей из них можно считать обратную перспективу, основной принцип изображения. Если при прямой перспективе оно подобно фотографии, снятой из одной точки, то при обратной перспективе мы, например, можем видеть:
- крайней мере три плоскости стола (а не одну, будь это живописная картина), как на образе Св. Троицы прп. Андрея;
- часть повернутого в профиль лика, которую не было бы видно на привычном современному человеку портрете; отсюда кажущиеся «непропорциональными» лики на иконах Богородицы с Христом.
По мнению известного культуролога Б.А.Успенского, это значит, что мастер, создающий икону, погружается в изображаемое, «живет» в нем. А вот исследователь культуры Византии А.М.Лидов думает немного иначе: при обратной перспективе изображение, по сути, находится между плоскостью доски и человеком – попросту, рядом с ним. Это особенно остро понимали русские крестьяне, у которых было принято завешивать образа, если имелось намерение каким-либо образом согрешить, дабы не видеть обличающие взгляды.
Отличительные особенности
Икона, хоть и относима в искусствоведении к произведениям изобразительного искусства, не то же, что картина. Например, «Явление Христа народу» Иванова нельзя считать иконой, несмотря на то, что повествует это полотно о Евангельском событии. И тем более, нельзя отнести к иконам многочисленных Мадонн итальянских мастеров.
В чем же отличие?
Интересный фактКартина призвана передавать эмоции, она полна чувств и страстей, икона нечувственна и бесстрастна. Живописец стремится запечатлеть свое имя, перенести на холст свою индивидуальность, иконописец, за редким исключением, остается анонимным, поскольку он видит себя лишь проводником Божественной воли, орудием Творца.
И, наконец, самое главное отличие иконы от картины – следование канону. Живописец пишет в соответствии со вкусами, мировоззрением эпохи, своим личным видением. Иконописец следует канону, сложившемуся много веков назад.
В чем же заключается иконописный канон? В следующих особенностях.
Условность и символичность изображения.
На иконах мы не видим реальных предметов нашего мира, все изображения выглядят символичными и как бы не имеют веса. Фигуры бесплотны, под складками одеяний не чувствуется тел, пропорции кажутся слегка неестественными, вытянутыми. Таким образом иконописец достигает «умаления» телесного и выдвижения на первое место духовного.
Перспектива.
Иконы пишутся по принципу обратной перспективы, точка схода (так художники называют место, где условные параллельные линии для глаз наблюдателя, удаляясь, собираются в пучок) находится не у горизонта, а на уровне глаз молящегося перед образом. Таким образом достигается эффект схождения в наш тварный мир мира горнего, вечного.
Свет.
На картинах искусных живописцев мы видим игру светотени, и всегда можем определить, где находится источник света, даже если он и не изображен на полотне. На иконах свет изливается от самих фигур, ликов, он разлит по всему пространству, это золотое свечение, которое не может иметь земного происхождения.
Цвет.
Одеяния и вообще все предметы на иконах имеют символический цвет. В красном предстают мученики за веру, голубой характерен для покрывала Богородицы, черным изображаются приспешники Князя тьмы, и так далее.
Время.
На живописных полотнах художник изображает некий конкретный момент, временной отрезок. На иконах нет времени. Иногда на одной иконе можно видеть написанные рядом события, которые случились раньше или позже друг друга. На иконах все происходит вне рамок привычного нам течения часов и дней, евангельская, священная история – это не события давно ушедших времен, а то, что происходит ежечасно и всегда.
Написанный по всем канонам образ следует освятить, подтверждая его каноничность. Только после чина освящения икона может служить своей непосредственной цели – быть орудием спасения души через молитву.