Самые известные иконы, их фото, описание и значение

О том, как писались иконы

Православной традиции известны сотни вариантов изображений Богородицы. Откуда же иконописцы, жившие задолго после земной жизни Христа, могли узнать, как она выглядит? Об этом писали церковные историки.

Внешний вид Пречистой полностью отражал ее духовную чистоту: говорила она с осмотрительностью, голосом ровным и приятным, ей были чужды гнев и возмущение. В очах ее светилось смирение, сердце помышляло лишь о Боге, стремилось к Нему днем и ночью. Среднего роста, с темными глазами, лицо слегка вытянутое, продолговатый нос и цветущие губы, длинные пальцы рук. Но главное, что отмечают все авторы — Мария была воистину живым вместилищем Духа Святого, Божественным чертогом, градом Божиим.

Иконы Богородицы призваны, прежде всего, не отразить портретное сходство, но описать в красках ее роль в богословии христианства, высокую миссию в деле спасения людей от вечного проклятия. И уж тем более они не предназначены для исполнения тех или иных желаний людских. Об этом следует помнить, приобретая очередную святыню.

Пречистая Дева Мария, в основном, пишется в одинаковых одеждах:

  • омофор — широкая четырехугольная накидка, закрывающая плечи и голову, их носили замужние женщины в Иудее, обычно пурпурного цвета;
  • туника — удлиненное платье с длинным рукавом, синего цвета.

Мафорий украшается тремя звездами, они символизируют приснодевство Марии: до рождества, после рождества и во время рождения Христа. Поручи, как у духовенства, обозначают служение Христу.

Иконы Божией Матери наиболее почитаемые в Православии, их названия, краткую историю, описание композиции и богословское значение вы найдете ниже.

Иконы святых

Святые — наши большие помощники и заступники перед Господом. Они прожили свою жизнь так, что сподобились наибольшего, что доступно человеку — вечной жизни с Богом. По своему дерзновению они могут помогать нам в наших бедах и напастях, если мы пытаемся вести христианскую жизнь и каяться в своих грехах. Иконы любимых святых можно размещать как в домашних иконостасах, так и молиться перед ними в храмах.

  • Икона преподобному Амвросию Оптинскому – об укреплении в вере
  • Икона святой Великомученице Анастасии Узорешительнице – помощница в родах и покровительница заключенных
  • Икона Александра Невского
  • Икона святой мученице царице Александре
  • Икона святого апостола Андрея Первозванного
  • Икона святого Александра Свирского – об укреплении в вере
  • Икона святых Бориса и Глеба
  • Икона святого Василия Великого – о новом жилье, начале своего дела
  • Икона святой Варвары
  • Икона святой Виктории Кордубской
  • Икона князя Владимира
  • Икона святой Галины
  • Икона Даниила Московского
  • Икона святого мученика Евгения Севастийского
  • Икона святой Екатерины
  • Икона святой Елены
  • Икона святого Илии Муромца
  • Икона святого мученика Иоанна Воина – покровитель военнослужащих
  • Икона святителя Иоанна Златоуста – помогает в обучении и даре слова
  • Икона святой мученицы Ирины
  • Икона святого Кирилла
  • Икона Блаженной Ксении Петербургской – о любых житейских нуждах
  • Икона святого Николая Чудотворца
  • Икона святого Луки Крымского – помощь в медицинском лечении
  • Икона святой Марины
  • Икона святой Марты
  • Икона святой Матроны Московской – помощь в любых житейских делах
  • Икона святой Людмилы
  • Икона святой Наталии
  • Икона святого Пантелеймона Целителя – в болезнях
  • Икона святого Предтечи Иоанна Крестителя Господня – об укреплении в вере
  • Икона Иоанну Кронштадскому
  • Икона Киприана и Иустинии
  • Икона святой великомученицы Ирины Македонской – о даре слова и помощи в проповедовании Христа
  • Икона святого Николая Угодника – в нужде и бедах
  • Икона святой Параскевы Пятницы
  • Икона Петра и Павла
  • Икона святых Петра и Февронии Муромских – о счастье в браке
  • Икона святого Романа Сладкопевца
  • Икона преподобного Серафима Саровского
  • Икона святого преподобного Сергия Радонежского – помогает в учебе и воспитании детей
  • Икона святого Симеона Верхотурского
  • Икона София, Вера, Надежда, Любовь
  • Икона святителя Спиридона Тримифунтского Чудотворца – помощь в семейных вопросах
  • Икона святого Стилиана Пафлагонского
  • Икона святой великомученицы Татьяны – покровительница студентов и учащихся
  • Икона святого Трифона
  • Икона святой Фотинии
  • Икона святой мученицы Юлии Карфагенской

Виды и способ крепления шпонок

С торцевой или тыльной стороны доску укрепляли длинными рейками — шпонками. В разные времена использовали различные виды шпонок и способы крепления. В XI–XII веках в ходу были кованые гвозди и деревянные шипы. Позже их заменили на врезные шпонки, которые ставили в специальные пазы с тыльной стороны будущей иконы. В XIV–XV веках пазы на досках делали от одного края к другому, но потом они стали более короткими, а шпонки обрели форму клиньев. В XVI веке шпонки были тонкими и плоскими, с XVII века – стали широкими и плоскими. Но с конца XVII века начали использовать шпонки, врезанные в торцы доски.

Куда поместить иконы семейного счастья и любви в доме?

Почитаемые христианские образы нужно правильно размещать в соответствии со следующими правилами:

  • Иконы в православном доме помещают на восточной стороне, а если такой возможности нет, то там, где достаточно места для молящегося.
  • Предметов земного, декоративного, легкомысленного значения, техники, бытовых предметов быть рядом с образами Святых не должно. Допускается возле икон хранить лампадки, свечи и другую церковную утварь, православную литературу, святую воду, веточки вербы и т.д.
  • Иконы необходимо ставить, а не вешать. Место, где они хранятся – красный угол. Это могут быть специальные полочки для икон или домашний иконостас.
  • Помните, что для размещения в доме, иконы желательно освещать в церкви.
  • Соблюдайте иерархию при размещении ликов. В центре Спаситель, Божья Матерь. Образа Святых не должны закрывать эти иконы и Святую Троицу, а также находиться выше них.

На нашем сайте вы можете заказать или купить православные иконы из дерева. Огромный ассортимент, возможность изготовления по индивидуальным размерам, доставка по всей стране и за границу. Звоните!

Цветовой символизм в икконописи

Золотой занимает особое место в иконописи. Золото – это символ благодати, вечности, святости. Именно золото преподнесли волхвы новорожденному Иисусу. Золотом расписывают нимбы святых, штрихи на складках их одежд.

Золото – дорогостоящий металл, но в иконописи не экономят и используют настоящее сусальное золото (тонкие листы). Это символ самого Бога и великолепного сияния его небесного царства – места, куда никогда не спускается ночь и тьма. Золотой цвет всегда становится смысловым центром иконы, который окружен дополнительными оттенками:

  • Желтый близок по тональности к золотому, поэтому он часто используется в качестве замены или напоминания о божественном сиянии.
  • Зеленый – цвет возрождения. Его использовали, чтобы обозначить границу, за которой начинается жизнь. Это природный цвет травы, древесных крон, надежды, молодости, возрождения. Зеленый часто используется в сценах Рождества, как символ возрождения и победы над смертью. Этот цвет – олицетворение Святого духа.
  • Белый – цвет непорочности и чистоты. Он часто используется для росписи одежд праведников, святых, ангелов, умерших людей и пеленок младенцев, которые непорочны по своей природе. Белый олицетворяли с праведностью.
  • Синий или голубой символизируют непорочность, небесную чистоту и красоту вечного мира, куда попадают праведники. Синевой на иконах расписывают одежды Богоматери.
  • Насыщенно-красный, багряный и пурпурный имеют двоякое значение. В иконописи они подчеркивают выразительность художественного образа. Это цвет крови и мучительных страданий, которые перед казнью перенес Иисус. В других значениях это цвет жизни, энергии, любви, тепла, душевного огня. В иконописи пурпур олицетворяет победу жизни над смертью при воскрешении Спасителя. Красный и синий часто используются вместе. Они – олицетворение земной и небесной сущности Спасителя.
  • Коричневый символизирует голую землю, прах, бренность сущего. Иконописцы используют его, чтобы напомнить о главной особенности человеческой природы – смертности.
  • Черный – антагонист белого, его главная противоположности и противник. В иконописи он используется очень редко и только для изображения адской бездны. Черный – это отсутствие всякого света, абсолютное ничто и безграничная пустота. Ад обычно изображается в виде черной воронки, бездонной пропасти, не имеющей формы и четких границ.

Интересно, что серый в иконописи не используется никогда. Ахроматический цвет получается путем смешения черного и белого, то есть тьмы и света. Серый также олицетворяет абсолютное ничто, пустоту и неясность. В символическом языке иконописи ему места нет.

Как правильно молиться перед образами

Молитва соединяет человека с Богом. Произнесение слов, поклоны и крестное знамение — материальное оформление благоговейных чувств, возносимых к Господу: покаяния, смирения, восхваления. Без чувственного посыла молитва бессмысленна.

Правила молитвенного обращения:

  • молиться по молитвослову, чтобы избежать лишнего многословия. Молитвы, сложенные псалмопевцами, преподобными старцами и подвижниками, упорядочивают мысли и чувства;
  • читать утром, до начала трудов, и вечером, после их окончания;
  • основные тексты выучить наизусть, чтобы глубже вникнуть в смысл и связать слова с чувствами. Каждое слово нужно произносить осознанно;
  • перед обращением к Господу успокоить гнев, отпустить обиды. Испрашивая у Бога милосердия, нужно, подобно Ему, быть милосердными.

Молитву читают уединенно или всей семьей. Перед началом следует зажечь лампаду, перекреститься, поклониться и постоять в покое, чтобы отрешиться от мирской суеты. Во время молитвы нужно стоять ровно и спокойно, не переминаться с ноги на ногу, не отвлекаться на посторонний шум. Заканчивать моление нужно благодарением.

Советы по чтению молитв от святителя Феофана Затворника:

  • не тараторить, а читать не спеша, немного распевая слова;
  • каждую фразу подкреплять чувством — прощением, благодарностью, раскаянием;
  • чтобы не торопиться успеть прочитать все молитвы, нужно установить срок. Как время выйдет — останавливаться. Если есть желание — читать дальше.

Главное правило — между каноническими молитвами говорить своими словами. И если какое-то чувство захватило, нужно высказать его до конца, несмотря на время.

История иконописи

Во второй половине 17 века, когда «официальная» церковь отошла от древлеправославной веры, старообрядцы выступили в защиту древнерусского и византийского канона написания икон. Они отвергали новшества и придерживались древних традиций. Старообрядцы и никониане по-разному изображали на иконах крест. На маковках церквей в руках святых у старообрядцев изображен восьмиконечный крест, и никакие другие. Равно как и изображение новых святых, которые признаны Русской православной церковью после распада.

Старообрядцы на иконах всегда рисовали двоеперстие, а аббревиатуру Иисуса Христа обозначали как «ИС. ХС». В то же время в никоновском нововведении используется «ИИС. ХС» — значение имени Иисус Христос.

Художники-староверы начинают написание иконы с выбора специально обработанной доски (наборного щита), которая соединена шпонкой. Поверх нее натягивается льняная ткань, которую прогрунтовывают, шлифуют и только после приступают к написанию. Написание иконы — это целая наука, а у староверов еще и определенный порядок, старые традиции. Поэтому краски используются только темперные и не допускают смешения техник. Часто доски используются с разделительным углублением (ковчегом). Изображение лица отличается темными красками, что свойственно староверам.

Стоит отдать должное их труду и стараниям, потому что большинство тех древних икон, которые сохранились до наших дней — это их заслуга. Самые ценные образцы находятся в коллекции, частном владении. И это большой подарок, когда в церковь или православные музеи передаются экспонаты, которым несколько веков.

Как правильно расположить иконостас в доме

Место для икон в доме называется Красный угол. Он располагается в главной комнате у восточной стены, так как, по православной традиции, молитвы читают лицом к востоку. В старину при строительстве дома учитывали стороны света и расположение Красного угла. Планировка современных квартир не всегда позволяет устроить иконостас по правилам из-за окна или двери в восточной стене. В этом случае разрешено его оборудовать в любом месте.

Правила обустройства домашнего иконостаса:

  1. В Красном углу вешают полочку – киот, на которой расставляют образа. Также иконы развешивают в специальном шкафчике — божнице. Под полкой или шкафчиком ставят тумбу или столик для свечей, цветов и ладана.
  2. Главные иконы, которые обязательно должны быть в иконостасе, — Христа Спасителя и Богородицы. Обычно это семейные венчальные образа — Господа Вседержителя и Казанской Божьей Матери, но можно поставить любые иконы Иисуса и Девы Марии. Их ставят рядом, сначала Богородицу, справа от нее — Христа. Над ними располагают Распятие и икону Святой Троицы.
  3. Иконы отдельных святых покровителей, общий образ с тезоименными покровителями членов семьи расставляют по своему усмотрению.
  4. Иконостас украшают живыми цветами и расшитыми рушниками. Вокруг также можно вешать иконы, но не мирскую живопись.
  5. Во время молитвы следует зажигать церковные свечи. На церковные праздники, дни памяти тезоименных покровителей и установленных икон лампада должна гореть сутки.

Перед Красным углом нельзя ссориться, обижать друг друга и непристойно вести себя. Если в семье решено сделать иконостас, то нужно относиться с уважением к святым, живущим в нем. Это не способ выделиться в оформлении квартиры, а место духовного единения с Богом.

Отличительные особенности

Икона, хоть и относима в искусствоведении к произведениям изобразительного искусства, не то же, что картина. Например, «Явление Христа народу» Иванова нельзя считать иконой, несмотря на то, что повествует это полотно о Евангельском событии. И тем более, нельзя отнести к иконам многочисленных Мадонн итальянских мастеров.

В чем же отличие?

Интересный фактКартина призвана передавать эмоции, она полна чувств и страстей, икона нечувственна и бесстрастна. Живописец стремится запечатлеть свое имя, перенести на холст свою индивидуальность, иконописец, за редким исключением, остается анонимным, поскольку он видит себя лишь проводником Божественной воли, орудием Творца.

И, наконец, самое главное отличие иконы от картины – следование канону. Живописец пишет в соответствии со вкусами, мировоззрением эпохи, своим личным видением. Иконописец следует канону, сложившемуся много веков назад.

В чем же заключается иконописный канон? В следующих особенностях.

Условность и символичность изображения.

На иконах мы не видим реальных предметов нашего мира, все изображения выглядят символичными и как бы не имеют веса. Фигуры бесплотны, под складками одеяний не чувствуется тел, пропорции кажутся слегка неестественными, вытянутыми. Таким образом иконописец достигает «умаления» телесного и выдвижения на первое место духовного.

Перспектива.

Иконы пишутся по принципу обратной перспективы, точка схода (так художники называют место, где условные параллельные линии для глаз наблюдателя, удаляясь, собираются в пучок) находится не у горизонта, а на уровне глаз молящегося перед образом. Таким образом достигается эффект схождения в наш тварный мир мира горнего, вечного.

Свет.

На картинах искусных живописцев мы видим игру светотени, и всегда можем определить, где находится источник света, даже если он и не изображен на полотне. На иконах свет изливается от самих фигур, ликов, он разлит по всему пространству, это золотое свечение, которое не может иметь земного происхождения.

Цвет.

Одеяния и вообще все предметы на иконах имеют символический цвет. В красном предстают мученики за веру, голубой характерен для покрывала Богородицы, черным изображаются приспешники Князя тьмы, и так далее.

Время.

На живописных полотнах художник изображает некий конкретный момент, временной отрезок. На иконах нет времени. Иногда на одной иконе можно видеть написанные рядом события, которые случились раньше или позже друг друга. На иконах все происходит вне рамок привычного нам течения часов и дней, евангельская, священная история – это не события давно ушедших времен, а то, что происходит ежечасно и всегда.

Написанный по всем канонам образ следует освятить, подтверждая его каноничность. Только после чина освящения икона может служить своей непосредственной цели – быть орудием спасения души через молитву.

Когда и как отмечают праздник Казанской иконы Божией Матери

У Казанской Богоматери не один день памяти иконы, а целых два, празднующихся по всей России. Помимо этого, в отдельных храмах отмечают праздники, связанные с историей хранящихся в них почитаемых списков.

Общероссийские даты праздников Казанской Божьей Матери – 21 июля и 4 ноября (по новому стилю). Празднование в июле связано с чудесным явлением образа девочке Матроне. А дата 4 ноября – это день освобождения Москвы от польских захватчиков.

День 4 ноября – общенациональный праздник, День народного единства. И очень символично, что он совпадает с праздником Заступницы и Защитницы русского народа!

«Кровоточащая» Казанская икона Божией Матери из села Лог

Как правильно молиться образу

Молиться образу можно как дома, так и в храме. Более того: взывать к Приснодеве можно в любой момент, когда в том возникает нужда. Однако если вы хотите соблюсти правила, перед молитвой следует попоститься, исповедоваться и причаститься. Так будет больше шансов, что ваши слова будут услышаны Свыше!

Тексты молитв

Обращаться к Казанской Богородице можно с любой из молитв, взывающих к Царице Небесной. Но есть несколько текстов, предназначенных для обращения именно к Казанской Божьей Матери.

Тропарь

Кондак 

Величание 

Богородица – Всеблагая и Всемилостивая. Она помогает даже тем, кто обращается к ней только при крайней нужде и порой забывает поблагодарить за помощь в разрешении проблем. Тем не менее стоит не только просить, но и благодарить Царицу Небесную, вознося ей хвалу и совершая праведные поступки!

Подвески с Казанской иконой Божией Матери в Sunlight06.09.21

Икона святого преподобного Серафима Вырицкого

Нельзя не вспомнить и образ ещё одного угодника Божия, жившего в то же время, что и святой Лука. Икона преподобного Серафима Вырицкого хорошо известна большинству верующих. Подвиг его жизни заслуживает того, чтобы на нём остановиться отдельно. Родился он в 1866 году. В миру Василий Муравьёв, богатый предприниматель и счастливый семьянин, он всей душой обратился к Богу. На определённом этапе жизни он и его благочестивая супруга решили уйти от мира и каждый принял монашеский постриг, пожертвовав всё огромное состояние святым обителям, в которых они подвязались. В 1927 году он принял Великую схиму с именем Серафим. С этого времени начинается его труд старчества — высший монашеский подвиг.

В самые тяжёлые времена репрессий отец Серафим нёс людям слово Божьей правды. Когда же Господь послал ему тяжкий крест — болезнь, приковавшую его до конца дней к постели, он продолжал и тогда свои неустанные труды. Последние двадцать лет жизни он провёл в посёлке Вырица под Ленинградом, где пережил сталинский террор, оккупацию и послевоенные тяжёлые годы.

До конца своей земной жизни старец не прекращал окормления духовных чад. Этот мир он покинул в 1949 году. Перед его иконой принято молиться об исцелении от недугов, об избавлении от пьянства, о ниспослании душевного мира и спокойствия.

Примеры цен

  • Икона «Тихвинская Богоматерь». 1 200 000 рублей. Понятно, что речь идёт о списке с одной из самых известных чудотворных икон России, но популярность сюжета и приписываемые ему качества составляют немалую часть стоимости иконы. Написан образ темперой на дереве, оклада нет, присутствует позолота. Сохранность хорошая.
  • Трёхстворчатый складень, состоящий из трёх небольших деревянных икон и медных створок. Стоимость – 980 000. Из чего складывается такая цена: отличное состояние предмета, достоверная информация о том, что складень сделан в единичном варианте, присутствует информация о первом владельце. работа выполнена темперой на дереве.
  • Написанный темперой на дереве образ Иоанна Предтечи, есть позолота. 700 000. Часть цены – известный и любимый многими святой, хорошо сохранившаяся работа.
  • Икона Николая Чудотворца, основа – дерево, краска – темпера. Без позолоченных элементов. 185 000 рублей.
  • Лик Иоанна Богослова, основные материалы – дерево и масло. Стоимость — 170 000. Масло ценится меньше, нет позолоты.
  • Образ великомученицы Варвары, написанный маслом по дереву. 114 000 рублей. Не самая известная святая, работа выполнена маслом.

Образ великомученицы Варвары

О чем просят перед образом

Объединившись Собором на иконе, святые могут помочь верующим, исполнить обращенные к образам просьбы:

  1. Главный среди ангелов архангел Михаил разделяет на Страшном суде людей на правых и падших. Стоит молить святого укрепить нравственные силы, освободиться от пьянства, наркомании, прелюбодеяния. Сказанное вовремя слово к Михаилу даст возможность следовать указаниям ангела-хранителя в очищении души от скверны.
  2. Матроне Московской приписывают силу в излечении женских болезней, удачном замужестве. Святая дает возможность женщине стать матерью, вырастить здоровых физически и нравственно детей.
  3. Молитву Иоанну Крестителю возносят в период душевных треволнений. Обращение к образу избавляет от переживаний, успокаивает молящегося.
  4. Обращение к святому князю Александру Невскому поможет получить хороший урожай. Молятся святому перед путешествиями в дальние края, уходом на военную службу.
  5. Избавлением от грехов занимается святой Вонифатий. В молитве должно звучать желание избавиться от пьянства, обжорства, жадности.
  6. Помогает заточенным в тюремные камеры мольба к Анастасии Узоразрешительнице. Святая покровительствует людям, находящимся под судебным следствием.
  7. Роль Георгия Победоносца в том, что он даст одержать победу как над внешними недругами, так и своими внутренними страстями. Ему молятся перед отправлением в армию, экзаменами, судебными тяжбами.
  8. Мир, согласие в семье будет после обращения к святым: Самону, Гурию, Ававе. Святые приносят благополучие в дом.
  9. Любые трудные вопросы разрешаются после молитвы к Иоанну Кронштадтскому. Покровительствует святой семейным людям, помогая в решении бытовых, финансовых проблем.
  10. Ксения Петербуржская избавляет от пьянства, обжорства. Она дает благополучие семейным парам, укрепляя их брак.
  11. Молитвы к Николаю Чудотворцу должны знать те, кто любит путешествовать. Направляет святой на решение денежных и бытовых вопросов. При зачине любого дела обращаются к Николаю Чудотворцу.
  12. Изображенный на иконе лик Сергия Радонежского покровительствует людям, занимающимся учебой. Он освобождает от гордыни, высокомерия, помогает приобрести житейскую мудрость.
  13. Принесет здоровье, укрепит силу молитва к Пантелеймону Целителю.
  14. Желающим избежать ссор, конфликтов нужно обратиться к лику Илии Пророка.
  15. Людям, связанным с финансами, покровительствует святой Спиридон Тримифунтский.
  16. Исцелению от болезней помогает Серафим Саровский, а решению бытовых проблем — Великомученица Варвара.

Но перед тем как молиться иконе всех святых, надо знать правильные слова. Нельзя в свое обращение вставлять желания, противоречащие принципам христианской церкви. Иногда человеку надо пройти ряд испытаний, чтобы найти верный путь в жизни.

Неупиваемая чаша

«Неупиваемая чаша» — это икона Богоматери, которую связывают с духовным источником радости, веры и прощения. Божья Матерь утешит всех, кто оступился на своем жизненном пути.

Если обратиться с чистыми мыслями и верой, то неупиваемая чаша обязательно поможет, защитит и направит на истинный путь. Она поможет исцелиться от наркомании, пьянства.

Иконку с образом Богоматери нужно поставить у человека в изголовье, который злоупотребляет спиртными напитками, увлекается азартными играми. Известны случаи того, что реликвия помогала ускорить процесс купли-продажи жилья. Богоматери молятся родители, дети которых повзрослели.

Советы

В квартирах иконы чаще всего держат на кухне, и в этом есть резон: это самое уютное место, где собирается семья. Однако церковники советуют выбрать для кухни не больше 2-х образков, их достаточно для произнесения благодарственной молитвы перед приемом пищи. Лучшие варианты – Спаситель и Богоматерь. Если хочется, чтобы приготовляемая пища становилась вкуснее и полезнее, то можно поставить образок Святого инока Евфросина Палестинского с райскими яблоками в руке.

В спальне вешать иконы не стоит. Единственное исключение – супружеская спальня, если муж и жена живут в официальном браке и венчаны. В этом случае подойдут лики Петра и Февронии, Святого Пантелеймона, Николая Угодника, а также именные образки и венчальная пара – Христос и Богородица. Последняя парная икона – свидетельница венчания и защитница семьи, ее передают по наследству.

Для детской комнаты отличный вариант – «Тихвинская Богоматерь», покровительница детства. Если ребенок ведет себя дерзко, грубит родителям, не слушается, то помогает лик Богородицы «Умягчение злых сердец». Также подойдет образ Николая Угодника, он оберегает ребенка от злых людей и дурных поступков.

При желании в иконостас можно поставить святого, покровительствующего месту проживания. Так, москвичей защищает Матрона Московская, петербуржцев – Ксения Петербургская. Еще можно приобрести покровителя своей профессии. К примеру, медики просят помощи у Иоанна Кронштадтского, военные – у Александра Невского, ученые и преподаватели – у Сергея Радонежского.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector